Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цифровизация образования / наставник / опрос / программа повышения квалификации / учителя сельских и малокомплектных школ / digital education / mentor / survey / professional development program / village teachers teachers of ungraded schools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирма Рашитовна Тагариева, Дина Раульевна Фатхулова

В статье описывается программа повышения квалификации для учителей сельских и малокомплектных школ, разработанная в рамках государственного задания Министерства Просвещения по цифровизации, а также представлены алгоритмы работы с наставниками в области цировизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирма Рашитовна Тагариева, Дина Раульевна Фатхулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MENTORING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The article describes a professional development program for teachers in rural and ungraded schools, developed as part of the state task of the Ministry of Education on digitalization, and also presents algorithms for working with mentors in the field of digitalization of education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.2

Ирма Рашитовна Тагариева, Дина Раульевна Фатхулова

'2Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,

Россия

1irma_levina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1648720X

2 dina_fdr@mail.ru, https://0000-0002-5566-1864

ЦИФРОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье описывается программа повышения квалификации для учителей сельских и малокомплектных школ, разработанная в рамках государственного задания Министерства Просвещения по цифровизации, а также представлены алгоритмы работы с наставниками в области цировизации образования.

Ключевые слова: Цифровизация образования, наставник, опрос, программа повышения квалификации, учителя сельских и малокомплектных школ

1 2

Irma Rashitovna Tagarieva , Dina Fatkhullova

1 2

, Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

1 irma_levina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1648720X

2 dinafdr@mail.ru, https://0000-0002-5566-1864

DIGITAL MENTORING IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL

PEDAGOGICAL EDUCATION

Annotation. The article describes a professional development program for teachers in rural and ungraded schools, developed as part of the state task of the Ministry of Education on digitalization, and also presents algorithms for working with mentors in the field of digitalization of education.

Keywords: digital education, mentor, survey, professional development program, village teachers teachers of ungraded schools

В настоящее время традиционно стабильный социальный институт - система образования претерпевает большие изменения. Меняется классическая методологическая база преподавания, что ведет к появлению новых форм и технологий обучения, и обусловлено активным применением цифровых и интернет технологий в школе. Все эти изменения ведут к появлению цифровой образовательной среды школы, в том числе сельской. Можно сказать, что необходимость создания цифровой образовательной среды школы обусловлена современными тенденциями в образовании.

Процессы становления цифровой экономики в России требуют соответствующей ориентации в профессиональной подготовке учителей в области современные цифровых технологий. Учитель нового поколения должен в полной мере обладать IT-компетенциями, на базе которых в последующем у него формируется «цифровая компетентность» [1, с. 6]

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уже стали неотъемлемой частью жизни современного общества. Цифровизация объективно необходима современной школе, чтобы сделать процесс образования более гибким, приспособленным к реалиям сегодняшнего дня и сформировать конкурентоспособных профессионалов в нарождающемся «цифровом мире». При этом особая ответственность по формированию и совершенствованию цифровых навыков, цифровой культуры современного поколения ложится на все педагогическое сообщество, которое считается недостаточно мобильным,

менее адаптированным к новейшим вызовам времени в отличие от своих учеников. Современному педагогу, как никогда необходимы системные знания и навыки, новые профессиональные компетенции, определяющие его цифровую культуру и позволяющие уверенно использовать новые цифровые технологии и инструменты на своем уроке.

Цифровизация образования влечет за собой реорганизацию не только учебно-методической работы, но и управления образовательным учреждением, повышение требований, как к педагогическим работникам, так и к руководителю школы. Достичь поставленной цели возможно при создании цифровой образовательной среды в каждом образовательном учреждении.

Цифровая образовательная среда школы содержит в себе набор информационных ресурсов и систем, позволяющих обеспечить решение различных образовательных задач.

Понятие цифровой образовательной среды школы рассматривается во многих работах1 2. ЭОС вуза предоставляет учителям и обучающимся новые возможности, которые связаны с использованием цифровых и интернет технологий.

Исследователи этого вопроса пишут, что совершенствование образовательного процесса сельских и малокомплектных школ является актуальной темой научных исследований и направление разработок в области новых средств цифровой дидактики. [2, с. 220]. Изучение практики работы учителей сельских школ свидетельствуют о том, что сегодня необходимы исследования в области научно-методического сопровождения сельского учителя особенно тех, которые направлены на выявление специфических условий формирования информационно-коммуникационных компетенций сельского учителя. Опыт работы с сельскими учителями показывает, что применение цифровых технологий в сельской школе затрудняется в связи с недостаточным владением педагогами ГГ-компетенциями. И, к сожалению, использование педагогами глобальной сети Интернет и материалов, которые там имеются в большом количестве, не помогает. Необходима планомерная и системная работа с учителями сельских школ по освоению новых цифровых и интернет технологий.

Проект «Исследование и разработка методических рекомендаций по применению современных цифровых и интернет-технологий на примере сельских и малокомплектных школ в части обеспечения качественного образовательного процесса» ведется коллективом Башкирского государственного педагогического университета под руководством научного руководителя НИИ СРО д.п.н., профессора Р.М.Асадуллина.

Данный проект реализуется с 2021 года. Проект объединяет усилия различных структурных подразделений вуза. Временный творческий коллектив составляет 14 человек.

Одной из задач 2022 года стала реализация системы цифрового наставничества. В преддверии года педагога, года наставника участие в проекте Научно-исследовательского института стратегии развития БГПУ им.М.Акмуллы очень своевременно и актуально.

Для работы по данному направлению была разработана и апробирована программа повышения квалификации для учителей сельских школ «Цифровые и интернет технологии в профессиональной деятельности учителя».

Перед разработкой программы был проведен опрос на ресурсе https://bashdict.ru/ (весна 2022, всего 1280 ответов участников) с целью выявления уровня осведомленности и применения учителем отечественных цифровых инструментов и платформ.

Проведя исследование в области информационных технологий, применяемых в образовании, было выявлено, что мало кто использует программные продукты и web-сервисы, разработанные российскими разработчиками, а большинство и не знают о

1 Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. - М.: Академия АйТи, 2011. - 152 с.

2 Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы. - М.: Издатель, 2006. - 424 с.

существовании таких программ и тем более не используют их в образовательном процессе. Было получено 1280 ответов участников, из них 207 - сельские учителя. Тестирование показало, что в образовательном процессе для получения новых знаний люди чаще всего используют интернет (62%), книги, учебники (24%), социальные сети (14%). Так же было проанализирован процент участников, знающих, какие из программные продукты и web-сервисы являются российскими разработками.

Зачастую, в учебном процессе педагогам приходится использовать социальные сети, мессенджеры и средства связи. Разработанный в рамках проекта опросник содержал вопрос о том какие социальные сети, мессенджеры и средства связи используют учителя в образовательном процессе. И оказалось, что самой популярной программой является Zoom, которую пришлось экстренно освоить всем педагогам при переходе на дистанционный формат обучения в период пандемии в 2020 году.

Таким образом, анализ данных опроса подтвердил необходимость стимулирования педагогов для использования российского программного обеспечения в образовательном процессе. Курс для повышения цифровой грамотности сельских учителей, разработанный членами ВТК НИИ стратегии развития образования БГПУ им. М. Акмуллы, отвечает этой задаче. Данный курс состоит из 5 модулей: разработка презентации в сфере образования; видео-ресурсы для образовательного процесса; инструменты и технологии проведения опроса в образовании; социальные сети как перспективное средство для образовательного процесса; цифровая безопасность сети интернет.

Первый модуль «Разработка презентации в сфере образования» начинается с видеолекций «Разработка презентации в MS Power point. Инструменты для переходов и анимации» и «Российские офисные пакеты: Яндекс презентация, редактор презентаций (мой офис). Модуль также включат в себя Пошаговую инструкцию по созданию презентации в MS Power Point, презентацию и тест по модулю - презентаций в сфере образования.

Второй модуль «Видео-ресурсы для образовательного процесса» состоит из видеолекции «Обзор и анализ цифровых сервисов для проведения вебинаров: Сферум; Звонки от Mail; Яндекс Телемост; Webinar Meetings; VideoMost», снабженной кратким резюме в pdf формате, презентацией и тестом по теме «Видеоресурсы для образовательного процесса».

Третий модуль «Как провести опрос для участников образовательного процесса: инструменты и технологии» включает в себя видеолекции по созданию опросов на примере сервисов Анкетолог, Яндекс Формы, Step Form с учебными тестами по каждому сервису для проверки усвоения учебного материала и завершается итоговым тестом по инструментам и сервисам.

Четвертый модуль «Социальные сети как перспективное средство для образовательного процесса» состоит из видеолекций «Социальные сети в образовательном процессе», «Инструменты для размещения и анализа информации на примере социальной сети Вконтакте», «Способы организации обмена информацией на примере социальной сети Вконтакте», «Способы организации и обмена информацией на примере мессенджера Телеграмм», «Использование встроенного видеоредактора для обработки образовательного видеоконтента». Каждая видеолекция завершается проверочным тестом.

Пятый модуль «Цифровая безопасность сети интернет» содержит видеолекцию о безопасной работе в сети Интернет и информационной гигиене для родителей и учеников, дополненные презентациями и тестами.

В разделе «Итоговая аттестация» имеется форум для слушателей, в котором предлагается ответить на вопросы по курсу для улучшения его содержимого и интерфейса, а также итоговый тест и итоговое задание на выбор:

- разработка презентации с использованием переходов и анимации в MS Power point/ Яндекс презентации;

- Запись онлайн урока с использованием сервисов Сферум/звонки от Mail/Яндекс

136

Телемост;

- создание опроса с помощью сервисов Анкетолог/ ндексФормы/ 81ерБогт;

- создание видеоролика с помощью встоенного редактора;

- создание группы в ВК/Телеграмм и наполнение ее контентом.

Обучающий курс был размещен на платформе института непрерывного профессионального образовании «Вектор развития».

Программа повышения квалификации прошла апробацию сначала у наставников проекта - сельских учителей математики и информатики. Наставники выполнили все задания и полностью освоили курс, а также внесли ряд предложений, по результатам которых была произведена корректировка курса, которая затронула по большей части аттестационные материалы.

Проведена работа со всеми районами республики (54 района) по привлечению сельских учителей на курсы повышения квалификации «Цифровые и интернет технологии в профессиональной деятельности учителя», которая включала следующие этапы:

- очное (6 консультаций) и онлайн (24 консультации) консультирование и встречи с начальниками отделов образования районов и коллективами сельских школ республики Башкортостан;

- сбор заявок от сельских и малокомплектных школ республики (1200 человек) для последующего обучения сельских учителей на курсах повышения квалификации;

- прохождение обучения сельскими учителями (более 1000 человек), которое сопровождалось работой 24 наставников, подготовленных к работе и трудоустроенных в БГПУ.

В ходе реализации проекта была разработана и реализована система цифрового наставничества, которая включала:

- отбор и методическую работу с 36 наставниками из различных районов Республики Башкортостан, 24 каждый из которых работал с 40 сельскими учителями, распределенными в группы для координации и консультирования по вопросам прохождения курса повышения;

- проведение организационного и итогового вебинаров для наставников;

-разработку плана работы наставника, чек-листа, анкеты для сельских учителей и

формы отчета работы наставника с сельскими учителями,

-создание Телеграмм-канала для координации работы с наставниками и сельскими учителями;

Работа с наставниками и учителями велась в дистанционном формате. Наставническая работа велась в три этапа:

Подготовительный этап, который включал составление плана работы наставника, создание группы в Ватцап, проведение организационного вебинара с учителями.

Основной этап, на котором был проведен мониторинг прохождения КПК учителями, индивидуальные консультации по телефону, консультирование в чатах Ватцап, Телергамм-канале.

Заключительный этап на котором проводился сводный анализ анкет учителей, проведение итогового вебинара, предоставление отчетов о проделанной работе

Таким образом, проведенная с наставниками работа показала, что взаимодействие учителей с наставниками, а наставников с преподавателями и учеными

(членами рабочей группы по проекту Госзадания Министерства просвещения) качественно повышает результатвность при прохождении курса повышения квалификации в новом формате работы, который предполагает различные формы взаимодействия с сельскими учителями в части повышения уровня цифровой грамотности в условия в новой цифровой реальности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Асадуллин Р.М., Дорофеев А.В., Левина И.Р. Диагностика цифровых компетенций педагога. Педагогика и просвещение.2002. № 1, С. 1-17.

2. Штейнберг В. Э., Фатхулова ДР., Жилина С.Ф.Совершенствование образовательного процесса сельских и малокомплектных школ новыми средствами цифровой дидактики// Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2021. - № 3(60). - С. 230-235.

REFERENCES

1. Asadullin R.M., Dorofeev V.N., Levina I.R., Diagnostika cifrovyh kompetencij pedagoga. Pedagogika i prosveshchenie.2002. № 1, S. 1-17.

2. Shteinberg V. E., Fatkhulova D. R., Zhilina S. F. Improving the educational process of village and small-grade schools with new means of digital didactics // Bulletin of the Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla. Ufa, BSPU, 2021. No. 3(60). - P. 230-235.

Информация об авторах

И.Р. Тагариева - доктор педагогических наук, доцент;

Д.Р. Фатхулова — кандидат филологических наук, доцент.

Information about the authors

I.R. Tagarieva - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

D.R. Fathulova - Candidate of Philological Sciences, associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors

declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.