Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ БЕНЧМАРКИНГА ВОСТРЕБОВАННЫХ ФОРМАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТАМИ'

ЦИФРОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ БЕНЧМАРКИНГА ВОСТРЕБОВАННЫХ ФОРМАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ / ИННОВАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ РЕГИОН / ОБУЧАЮЩЕЕСЯ СООБЩЕСТВО / "ГУГЛИЗАЦИЯ" МЫШЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатуллина-Денис Ирене Ф., Ванчова Алица, Нургатина Ирина Ефимовна, Павлухина Е.В.

Актуальность исследования обусловлена глобальной цифровизацией мира в целом, а также повсеместным внедрением и активным использованием цифрового образования на всех его ступенях, особенно в условиях пандемии COVID-19. Мировая практика управления талантами также обращена в новый опыт применения цифровых компетенций и их интеграции в образование. В связи с этим образовался острый дефицит цифровых наставников для разных слоев обучающегося населения по всему миру и для систем управления талантами. Цифровой наставник в реализации международных и региональных стратегий развития образования играет существенную роль и активно участвует в создании пользовательских интерфейсов для учебных систем образовательных организаций. Первоочередная задача - привлечь цифровых наставников к реализации образовательных программам переподготовки учителей и университетских преподавателей и интегрировать их умения к потребностям формального и неформального регионального образования на всех уровнях. Целью данного исследования было определение первичной управленческой методологии цифрового наставничества в формальном образовании. В исследовании были применены описательные методы, метод бенчмаркинга интеллектуальных интеграций как анализ лучших практик в международном цифровом образовании. В результате исследования были выделены первичные управленческие векторы развития цифрового наставничества как инновационного формата образования и управления талантами. Размышления о реализации проектов цифрового образования и использования проектных модулей в персональном развитии участников образовательного процесса «натолкнули» авторов на мысль о выделении еще одного стратегического вектора цифрового наставничества, который должен быть направлен на преодоление персональных личностных барьеров в освоении новых цифровых сред как наставников, так и обучающихся, и поиска своего места в этих средах. Данный вектор может представлять дальнейшие перспективы исследования. Материалы данной статьи будут полезны директорам институтов непрерывного образования, руководителям департаментов дополнительного профессионального образования, институтов педагогики в структуре университетов, региональных институтов развития образования, исследователям интеграционных процессов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сибгатуллина-Денис Ирене Ф., Ванчова Алица, Нургатина Ирина Ефимовна, Павлухина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MENTORING IN A SYSTEM OF BENCHMARKING OF IN-DEMANDED FORMATS OF EDUCATION AND TALENT MANAGEMENT

The relevance of the study stems from the global digitalisation of the world as a whole and the widespread adoption and extensive use of digital education at all it levels, especially in the context of the COVID-19 pandemic. Global talent management practices are also turning to new experiences in applying digital competences and integrating them into education. As a result, there is acute shortage of digital mentors for different sections of the learning population worldwide and for talent management systems. The digital mentor has begun to play a significant role in the implementation of international and regional education development strategies. Digital mentors have become actively involved in creating user interfaces for educational systems of educational organizations. The primary task is to involve digital mentors in the implementation of educational programmes for retraining of teachers and university academic staff and integrating their skills to the needs of formal and non-formal regional education at all levels. The aim of this study was to identify the primary management methodology for digital mentoring in formal education. The study applied descriptive methods, the method of benchmarking of intellectual integrations as an analysis of best practices in international digital education. The study identified primary management vectors for the development of digital mentoring as an innovative format for education and talent management. Reflections on the implementation of digital education projects and the use of project modules in the personal development of participants in the educational process ‘incited’ the authors to highlight another strategic vector of digital mentoring. This vector should focus on overcoming personal barriers in mastering new digital environments for both mentors and learners and finding one’s place in these environments. This vector may present further research perspectives. This vector may present further research perspectives. The materials of this article will be useful for directors of continuing education institutes, heads of departments of professional development education, institutes of pedagogy within universities, regional institutes of education development, for researchers of educational integration processes.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ БЕНЧМАРКИНГА ВОСТРЕБОВАННЫХ ФОРМАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТАМИ»

УДК 378.1

И. Сибгатуллина-Денис1,23 4 А. Ванчова5, И. Е. Нургатина3, Е. В. Павлухина3

Цифровое наставничество в системе бенчмаркинга востребованных форматов образования и управления талантами

1 Институт интеллектуальных интеграций, г. Вена, Австрия 2 ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия

3 ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

4 ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа, Россия

5 Университет Коменского, г. Братислава, Словакия

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена глобальной цифровизацией мира в целом, а также повсеместным внедрением и активным использованием цифрового образования на всех его ступенях, особенно в условиях пандемии СОУГО-19. Мировая практика управления талантами также обращена в новый опыт применения цифровых компетенций и их интеграции в образование. В связи с этим образовался острый дефицит цифровых наставников для разных слоев обучающегося населения по всему миру и для систем управления талантами. Цифровой наставник в реализации международных и региональных стратегий развития образования играет существенную роль и активно участвует в создании пользовательских интерфейсов для учебных систем образовательных организаций. Первоочередная задача - привлечь цифровых наставников к реализации образовательных программам переподготовки

СИБГАТУЛЛИНА-ДЕНИС Ирене Ф. - д. психол. н., профессор, директор международных программ Института интеллектуальных интеграций, Вена, Австрия; профессор-исследователь (в рамках гранта) ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Россия; аффилированный профессор ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия; профессор-консультант ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», г. Уфа, Россия.

E-mail: office@rbs-ifie.at

SIBGATULLINA-DENIS Irene F. -Doctor of Psychological Sciences, Professor, Director for International Programs, Institute for Intellectual Integrations, Vienna, Austria; Research Professor of Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia; Affiliated Professor of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia; Professor Adviser of the Institute for Education Development of the Republic of Bashkortostan, Ufa, Russia.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5149-6139; SCOPUS ID: 57219597703.

ВАНЧОВА Алица - доктор педагогики, профессор, директор института специальных педагогических исследований факультет образования государственного университета Коменского, г. Братислава, Словакия.

E-mail: vancova@fedu.uniba.sk

VANCOVA Alica - Paed. Dr. Sc., Professor, Head of the Institute of Special Education Studies, Faculty of Education, Comenius University Bratislava, Slovakia.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6885-4166

НУРГАТИНА Ирина Ефимовна - к.п.н., доцент, заместитель директора по воспитательной и социальной работе Набережночелнинского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны, Россия.

E-mail: imerzon@mail.ru

NURGATINA Irina Efimovna - Candidate of Pedagogical Sciences), Associate Professor, Deputy Director for Educational and Social Work, Naberezhnye Chelny Institute, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4062-7196

ПАВЛУХИНА Е.В. - магистрант Елабужского института ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга, Россия.

E-mail: katena.tsareva.94@mail.ru

PAVLUKHINA E.V. - Master's student, Yelabuga Institute, Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga, Russia.

учителей и университетских преподавателей и интегрировать их умения к потребностям формального и неформального регионального образования на всех уровнях. Целью данного исследования было определение первичной управленческой методологии цифрового наставничества в формальном образовании. В исследовании были применены описательные методы, метод бенчмаркинга интеллектуальных инте-граций как анализ лучших практик в международном цифровом образовании. В результате исследования были выделены первичные управленческие векторы развития цифрового наставничества как инновационного формата образования и управления талантами. Размышления о реализации проектов цифрового образования и использования проектных модулей в персональном развитии участников образовательного процесса «натолкнули» авторов на мысль о выделении еще одного стратегического вектора цифрового наставничества, который должен быть направлен на преодоление персональных личностных барьеров в освоении новых цифровых сред как наставников, так и обучающихся, и поиска своего места в этих средах. Данный вектор может представлять дальнейшие перспективы исследования. Материалы данной статьи будут полезны директорам институтов непрерывного образования, руководителям департаментов дополнительного профессионального образования, институтов педагогики в структуре университетов, региональных институтов развития образования, исследователям интеграционных процессов образования.

Ключевые слова: устойчивое развитие, интеллектуальная интеграция, цифровое образование, цифровое наставничество, востребованность компетенций нового времени, инновация, обучающийся регион, обучающееся сообщество, «гуглизация» мышления, педагогическая одаренность.

Статья подготовлена в рамках проектного международного сотрудничества Института интеллектуальных интеграций (Австрия), Казанского (Приволжского) федерального университета (Россия), Университета Коменского (Словакия), Института развития образования Республики Башкортостан (Россия), а также исполнения проекта "Factor Analysis of Benchmarking Technologies for Management of Smart/UNI-Q Systems (Descriptive Approach of Quality in the Frame of EHEA)" при поддержке Института перспективных исследований Московского педагогического государственного университета (проект № 0-1238) .

I. Sibgatullina-Denis1,234, A. Vancova5, I.E. Nurgatina3, E.V. Pavlukhina3

Digital mentoring in a system of benchmarking of in-demanded formats of education and talent management

1 Institute for Intellectual Integrations, Vienna, Austria

2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

3 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

4 Institute for Education Development of the Republic of Bashkortostan, Russia 5 Comenius University, Bratislava, Slovakia

Abstract. The relevance of the study stems from the global digitalisation of the world as a whole and the widespread adoption and extensive use of digital education at all it levels, especially in the context of the COVID-19 pandemic. Global talent management practices are also turning to new experiences in applying digital competences and integrating them into education. As a result, there is acute shortage of digital mentors for different sections of the learning population worldwide and for talent management systems. The digital mentor has begun to play a significant role in the implementation of international and regional education development strategies. Digital mentors have become actively involved in creating user interfaces for educational systems of educational organizations. The primary task is to involve digital mentors in the implementation of educational programmes for retraining of teachers and university academic staff and integrating their skills to the needs of formal and non-formal regional education at all levels. The aim of this study was to identify the primary management methodology for digital mentoring in formal education. The study applied descriptive methods, the method of benchmarking of intellectual integrations as an analysis of best practices in international digital education. The study identified primary management vectors for the development of digital mentoring as an innovative format for education and talent management. Reflections on the implementation of digital education projects and the use of project modules in the personal development of participants in the educational process 'incited' the authors to highlight another strategic vector of digital mentoring. This vector should focus on overcoming personal barriers in mastering new digital environments for both mentors and learners and finding one's place in these environments. This vector may present further research perspectives. This vector may

present further research perspectives. The materials of this article will be useful for directors of continuing education institutes, heads of departments of professional development education, institutes of pedagogy within universities, regional institutes of education development, for researchers of educational integration processes.

Keywords: sustainable development, intellectual integration, digital education, digital mentoring, relevance of competences for the new era, innovation, learning region, learning community, 'googling' of thinking, pedagogical giftedness.

This article was prepared within the framework of international project cooperation between the Institute for Intellectual Integrations (Austria), Kazan (Volga Region) Federal University (Russia), Comenius University in Bratislava (Slovakia), Institute for Education Development of the Republic of Bashkortostan (Russia) as well as within the project 'Factor Analysis of Benchmarking Technologies for Management of Smart/UNI-Q Systems (Descriptive Approach of Quality in the Framework of EHEA) ' supported by the Institute of Advanced Studies of Moscow State Pedagogical University (Project № 0-1238).

Введение

Не раз мир менялся. Изменился и сейчас. И вновь на повестке дня вопросы восстановления баланса устойчивости процессов развития. Немало причин говорить о турбулентности времени и особенностях влияния пандемии COVID-19 на стратегии развития образования и востребованные формы взаимодействия IT-специалистов и педагогов. Сверхстремительный прорыв «цифрового образования», удаленный формат образования и дефицит цифровых наставников для разных слоев обучающегося населения по всему миру диктуют свои требования к специалистам по устойчивому развитию.

На образовательных августовских совещаниях стран ЕС 2020 г. «новая картина реальности» названа асинхронной. Комитет по образованию ЕС призвал максимизировать экологическую систему вовлечения людей с «видимыми» новыми компетенциями для подготовки и переподготовки образовательных кадров уже не для аналоговой, а для цифровой экономики и цифрового образования. COVID-эпоха преобразовала многое в постановке задач наставничества и управления талантами по всему миру. «Бег времени» в цифровую эпоху задал новые темпы и определил новые стартапы [1].

Это означает, что весьма инновационную задачу придется решать институтам развития образования и институтам интеллектуальных интеграций по всему миру, формируя сетевое партнерство в реализации программ последипломного образования и стажировок, соблюдая правила информационной гигиены и производя «перезагрузку» инструментов качества обучения в школах, колледжах и университетах.

Многие мировые регионы уже начали ревизию и бенчмаркинг лучших образовательных «цифровых практик» и выделили мега-гранты на научные исследования в этой области тем образовательным консорциумам, которые занимаются новыми стратегиями устойчивого развития в условиях турбулентности пандемии COVID-19, в том числе в контексте качества внедрения цифровых технологий образования в систему дополнительного профессионального образования [2].

Методологические и управленческие векторы

На наш взгляд, прорыв цифровизации оказался способен сбалансировать многие угрозы и действия по оптимизации подготовки кадров, которые в ближайшее время реализуют новые стратегии цифрового образования и управления талантами. По крайней мере, в первом раунде между «школьными и университетскими игроками» и «игроками» цифровых возможностей обучения верх взяли те, кто был у руля внедрения цифровизации как минимум 5 лет назад [3]. А вот остальным пришлось в полной мере «хлебнуть» новой науки и приобретать новые компетенции и навыки в условиях пандемической стремительности.

Какова же управленческая методология цифрового наставничества?

Во-первых, вектор цифрового наставничества резко изменил направление луча в направлении обогащения программ дополнительного профессионального образования. Цифровой наставник в реализации международных и региональных стратегий развития образования те-

перь стал играть существенную роль и стал активно участвовать в создании пользовательских интерфейсов для учебных систем образовательных организаций. Наращивание обучающих контентов также является прерогативой цифровых наставников, которые, конечно, глубже и намного гибче, чем что-либо или кто-либо, могут регулировать цифровые инструменты на предметно-новое в удаленном обучении, тестовые программы контроля качества, системное мышление учащихся, интеллектуальную собственность, биоинформатику, введение в блок-чейн, работу с технологиями виртуальной реальности, нейротехнологиями, компьютерную психолингвистику, графический дизайн и т. п. Первоочередная задача управления образования сейчас привлечь цифровых наставников к реализации образовательных программ переподготовки учителей и вузовских преподавателей и интегрировать их умения к потребностям регионального образования на всех уровнях. В данном контексте приходится говорить об интеграции систем развития и систем управления талантами в регионах, потому что задачи становятся общими.

Во-вторых, время продиктовало неожиданный ракурс выделения регионами так называемых проектных институтов развития и институтов операторов, которые оказываются способны даже в самых неблагоприятных условиях пандемии задавать сетку стартапов для цифрового образования, благоприятную среду для цифровых образовательных бизнесов, социальных инициатив и культурно-образовательных клубов для населения региона. На наш взгляд, в этом случае научная технологическая коммерция способна расти как вокруг университетов, так и вокруг институтов развития и внутри них. Такая стратегия постепенно способна выстроить триаду «цифровой регион - цифровой университет - цифровая школа», а обучающийся регион трансформировать в обучающееся сообщество его населения в интеграции с региональными системами управления талантами.

В-третьих, если система образования не ставит задачу выращивания местных кадров цифровых наставников и цифровых образовательных бизнесов, а позиционируется только как культурно-образовательная монополия, то, на наш взгляд, системе рано или поздно не избежать дилеммы между «инвестициями» только в пассивные активы человеческого капитала и реального применения цифровых инноваций в образовании населения всех возрастов и на всех уровнях. В этом смысле региональные системы управления талантами становятся ведущими и способны расширить свои возможности на разные возрастные группы населения регионов.

Конечно, еще очень рано делать какие-либо выводы. Но одно можно сказать убедительно. Прорыв цифровизации в условиях экономической турбулентности простимулировал риски, которые с неизбежностью «приняли» на себя образовательные организации всех уровней, правда, еще не преобразовав до конца свои образовательные и развивающие идеологии и не успев преодолеть когнитивные барьеры [4].

Сетевая коммуникация в интернете никогда не заменит живого общения с наставником, но все-таки сможет «выстроить» траектории объединения команд, которые будут способны провести совместные инновационные научные исследования, реализовать совместно технологические проекты переподготовки и профессиональных стажировок и привлечь цифровых наставников со всего мира.

Таким образом, проекты подготовки и переподготовки цифровых наставников в системе мировых и региональных стратегий развития образования могут стать международными и реально укрепить кадровую подготовку в новом формате требований цифрового образования. И это касается всей образовательной инфраструктуры любого региона [5].

Дискуссия

Что же необходимо человеку, чтобы ощущать себя в цифровом мире без опасений на некомпетентность? Понятно, что для этого совсем мало просто уметь использовать технологии. Не менее важно быть уверенным в улучшении жизненного качества в целом. Понимать, как с помощью цифровых технологий возможно повысить качество персональной жизни и реф-

лексировать следующий, более высокий уровень качества жизни в профессии. И, конечно, «утроить» профессиональные возможности, чтобы качественно выполнять свою деятельность.

Современная система образования ориентирована развивать у учащихся глубинное релевантное понимание доступных им цифровых сред, фактическое умение адаптироваться к преобразованным условиям и создавать новые контенты и обучающие ресурсы. Развить способность и мотивацию школьников и студентов пользоваться смарт-достижениями цифровой эпохи, впрочем, также как и самим учителям и преподавателям университетов, понять свою профессиональную тактику деятельности в цифровом пространстве, - это одно из наиболее важных социально-психологический требований для управленцев системы общего и профессионального образования сегодня. И не будем забывать, что образовательные экологические системы должны быть весьма гибкими, но в то же время прочными, чтобы воспринимать совершенно иные формы и инструменты обучения.

Обратим внимание и на вектор интеллектуальной интеграции в реализации необходимых на сегодняшний день стратегий образования. Эффективная интеллектуальная интеграция цифрового формата в процессы образования сохраняет «движущий» смысл - воспитание и развитие мотивации - к полноценному знанию. Психологическим риском в этом случае является риск неосознания собственных процессов развития для оценки навыков на индивидуальном уровне, что первостепенно. Создание персонифицированной оценки текущих достижений учения и развития - это необходимый и востребованный сейчас тренд и региональных, и мировых систем образования. Такая система даст возможность обнаружить «видимые компетенции» и конкретную картину того, что учащимся школ и студентам надо знать для получения тех или иных умений и навыков. Позволим себе согласиться с прогнозами, что наиболее востребованными навыками будущего станут профессионально-технические навыки, навыки творческого потенциала и критического мышления [6].

Оптимизма придает и тот факт, что для внедрения в образование перспективными технологиями будут так называемые «сквозные технологии»: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределённого реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей. Конечно, для развития и результатов внедрения подобных технологий этот список может быть расширенным. В образовательном мире управленцев уже звучат новые области для обсуждения: этические и экологические проблемы взаимодействия человека, общества и искусственного интеллекта. Понятно, что это непосредственно касается и педагогов, и психологов.

В цифровой среде обитания важнейшим элементом становится непрерывное образование формального и информального типа. Цифровая среда требует и нового подхода к саморазвитию. Человеку цифровой эпохи психологически очень важно, учитывая его задачи, график, ресурсные возможности и ограничения, предлагать «свободный график» развития. Можно учиться новому разными путями: в системе онлайн, использовать ресурсы региона и города, в котором находится образовательная платформа, подключаться к ресурсам государственных и частных университетов, научных цифровых библиотек и т. п. Признаем тот факт, что уже существуют и тестируются, задействуя добровольцев, технологии по работе с большими данными Big Data, которые позволяют учесть все, что наука знает о человеке, и то, что он сам готов рассказать о себе. Многим в программах развития это поможет освоить и оптимизировать собственную траекторию развития. Конечно, особенный формат познания требуется для «поколения Google». «Гуглизация» мышления является одним из ключевых аналитических направлений подхода, что и оправдывает использование понятия «поколение Google». Поколение Google - это абстрактный научный термин, описывающий когнитивное поведение людей, удовлетворяющих свои познавательные и коммуникативные потребности при помощи электронных информационных средств.

Наряду с концептом «поколение Google» используется термин «iGeneration», который во многом описывает партнёрские отношения человека с «умными» мобильными устройствами. iGeneration в то же время понимается как поколение с высоким уровнем потребности в наличии информационных устройств для повседневной работы.

Значит, говоря о векторе инновационных проектов, цифровые наставники должны позаботиться о выделенных особенностями времени и развития IT-систем групп населения. Задача усложняется тем, что основную выборку цифровых наставников и составят представители этих групп; и здесь управленцы образования должны иметь в запасе программы переподготовки такого формата, который был бы воспринят именно этими специалистами и адекватно вписался в региональные системы управления талантами [7].

Сложность процесса управления усугубляется и тем, что институты развития образования и институты дополнительного профессионального образования университетов развития еще не выработали строгую линейность в формах реализации данных стратегий. Хотя имеет смысл поразмышлять над тем, чтобы соединить в единые команды людей, уже обладающих компетенциями, соответствующими запросам времени и людей, которые имеют необходимость и мотивацию их приобрести. И не стоит опасаться, что в таких командах, реализующих стратегии цифровизации образования, могут оказаться и студенты, и их преподаватели одновременно. Каждый учит каждого - таков основной принцип цифрового наставничества. В этом смысле известная стратегия управления талантами хороша, как никогда. В любую эпоху, и в цифровую в том числе, понятно, что одаренные и талантливые педагоги имеют яркое выражение своей жизненной формулы и своего профессионального благополучия и качества работы. Это происходит у учителя и преподавателя вуза на каждом этапе профессионального становления. Возможно, это прерогатива только талант-менеджмента в hr-технологиях самой системы, развития корпоративной педагогической культуры дополнительного профессионального образования. В этом случае имеет место быть модель «переустройства» системы управления педагогическим талантом в цифровую эпоху. И в этой модели основным становится возможность истинного, а не номинального пассивного сохранения интеллектуального потенциала в резервуаре образовательных организаций, развития гуманистической личности, способной рефлексировать собственное развитие и саморазвитие. Современному преподавателю важно реализовать себя с использованием возможностей цифрового образования, не теряя «живых» и «человеческих следов» в учебном диалоге со школьниками, студентами и слушателями курсов повышения квалификации.

Хочется верить, что те руководители образовательных организаций, которые поддерживают идею сохранения педагогической одаренности, вскоре получат технологический инструмент формального и, главное, информального порядка [8], который будет направлен на превентивное преодоление социальных и психологических проблем развития. Одним из таких инструментов является бенчмаркинг, то есть анализ лучшей практики и самостоятельная рефлексия ее применения к собственной профессиональной деятельности. В этом случае различные уже сформированные компетенции и компетенции, требующие развития, составят «матрицу необходимого развития» [9]. В целом размышления о реализации проектов цифрового образования и использования проектных модулей в персональном развитии порождают еще один стратегический вектор. Его луч направлен на преодоление персональных личностных барьеров в освоении новых цифровых сред и поиска своего места в этих средах. Преодоление барьеров может носить синхронный характер, то есть синхронизируется с процессом освоения нового, а может быть асинхронным и иметь разрыв по времени между актуальным действием и желаемым результатом [10].

Можно предположить, что существуют регионы мира, в которых управление наставническими педагогическими талантами не востребовано вообще, а вопросы управления интеллектуальным потенциалом и более широко - человеческим капиталом уходят на дальний план или существуют только теоретически. Отметим тот факт, что процесс наступления цифровой эпохи только усугубляет эту проблему. Потенциал профессионалов порой до сих пор остается

разрозненным, неорганизованным, дискредитированным фактическим отказом от его использования и пренебрежения в условиях так называемого первоначального накопления капитала с возникновением «дикого» капитализма в цифровом бизнесе.

Образования это коснулось напрямую. Справедливо будет отметить то, что интеллектуальный потенциал, особенно та его часть, которая напрямую связана с учительством и преподаванием в вузе, свои возможности не исчерпала. Против позиции «минимизации рисков системы образования» преемники теории человеческого капитала ставят позицию «минимизации асинхронных процессов развития таланта наставников». Против позиции «удержания ключевых педагогических сотрудников в системе» в управлении талантами ставят позицию «удержания смыслов интеллектуального созидания жизненного творчества и самовыражения с использованием «цифрового инструмента» в профессиональной деятельности», в котором найдется место и успехам ученика или студента.

Заключение

Наступление «цифровой эпохи» и трансформации на рынке труда, в том числе и на рынке образования, является неминуемым последствием индустрии 4.0. Новый технологический уклад уже наступил. Преобразование школы в цифровую школу будущего во всем мире произошло стремительно. Весьма отрадным является тот факт, что профессии педагога и педагога-наставника цифровой среды не входят в список наиболее «опасных профессий» для исчезновения из списка профессий современного рынка труда и даже, наоборот, востребованы. Ценностный смысл и их суть предполагают наличие таких качеств, как оригинальность, импровизация, критическое мышление, умение оценивать сложные ситуации и принимать решение, умение управлять и убеждать, которые входят в перечень требуемых от человека качеств и навыков, обсуждаемых сегодня специалистами как преимущества на современном рынке труда в цифровую эпоху.

Литература

1. Сибгатуллина И. Ф. Бег времени в цифровое образование / И. Ф. Сибгатуллина, О. Р. Рябов; науч. ред. Д. М. Шакирова. - Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2019. Вып. 4. -76 с.

2. Sibgatullina I., Riabov O., Merzon E., Vancova A., Sulovska M. Digital perspectives of benchmarking education in conditions of uncertainty. Paedagogica specialis 34 : zbornik vedeckych prispevkov Pedagogickej fakulty Univerzity Komenského v Bratislave. - : 1. vyd. ISBN 978-80-223-5049-5. - Bratislava: Univerzita Komenského v Bratislave, 2020. - S. 261-271. Available at: http://alis.uniba.sk:9909/lib/item?id=chamo:373043 (accessed 27.02.2021)

3. Raif-Riabov, O., Merzon, E. Indefinite "Coup" of Digital Education and Certainty of Reality. No: Proceedings of the 2019 International Conference on Pedagogy, Communication and Sociology (ICPCS 2019), China, Ningbo, Academic Exchange Center of Ningbo Institute of Technology, May 25-26, 2019. Paris, Atlantis Press, 2019.

4. Мансурова Т. Три кита школы будущего [Электронный ресурс] // Вести образования: [электронная газета]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/3/6/blog/2283-tri_kita_shkoly_buduschego. Дата публикации: 6 марта 2018

5. Сибгатуллина И. Ф., Нугуманова Л. Н. Информальное образование и бенчмаркинг в системе обучающихся городов // Визуальная антропология - 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда: материалы III Международной научной конференции, 28-30 августа 2019 г., Великий Новгород / под редакцией С. С. Аванесова, Е. И. Спешиловой. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. С. 489-499. DOI: https://doi.org/10.34680/ visant-2020-489-499

6. Назайкинская О., Овчинникова Н. NMC Horizon Report: 10 трендов будущего образования [Электронный ресурс] // http:// trends.skolkovo.ru [сайт]. [2017] URL: http://trends.skolkovo.ru/2017/10/10-trendov-budushhego-obrazovaniya/ (Дата обращения: 15.08.2019)

7. Sibgatullina-Denis I., Riabov O.R., Merzon E.E., Vancova A. Descriptive Analysis of Benchmarking in Respect to SMART/UNI-Q Systems' Intellectual Integrations within the European Higher Education Area. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2020; 24(4):532-551. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.532-551

8. Сибгатуллина И. Ф. Вдохновенна ли миссия управления талантом? // Проблемное обучение в современном мире. VII Международные Махмутовске чтения (Елабуга, 5-6 апреля 2018 г.): сборник статей / науч. ред. Д.М. Шакирова. - Казань: Отечество, 2018. - 384 с.

9. Michaels E., Handfiels-Jones H., Axelrod B. The War for Talent. - Boston, MA: Harvard Business Review Press, 2001. - P. 90-120 // TalentCode. - URL: http://www.talentcode.ru/services (дата обращения: 12.09.2019)

10. Sibgatullina-Denis I., Vancova A., Komarova L., Kirsha A. Asynchronism of academic mobility processes and the intellectual integration crisis in the context of the COVID-19 pandemic events. In: Ziganchina E., Gibadulin R., editors. Modern labor migration. Social issues and challenges of new time: collective monograph. Moscow: MPSU; 2020. p. 22-27. Available at: https://drive.google.com/file/d/1MVYRWIsiwVhSwXfon6Z0vi ptMY9RRGCV/view (accessed 07.10.2020)

References

1. Sibgatullina I. F. Beg vremeni v cifrovoe obrazovanie / I. F. Sibgatullina, O. R. Ryabov; nauch. red. D. M. SHakirova. Kazan': GAOU DPO IRO RT, 2019. Vyp. 4. 76 s.

2. Sibgatullina I., Riabov O., Merzon E., Vancova A., Sulovska M. Digital perspectives of benchmarking education in conditions of uncertainty. Paedagogica specialis 34 : zbornik vedeckych prispevkov Pedagogickej fakulty Univerzity Komenskeho v Bratislave. - : 1. vyd. ISBN 978-80-223-5049-5. - Bratislava: Univerzita Komenskeho v Bratislave, 2020. - S. 261-271. Available at: http://alis.uniba.sk:9909/lib/item?id=chamo:373043 (accessed 27.02.2021)

3. Raif-Riabov, O., Merzon, E. Indefinite "Coup" of Digital Education and Certainty of Reality. No: Proceedings of the 2019 International Conference on Pedagogy, Communication and Sociology (ICPCS 2019), China, Ningbo, Academic Exchange Center of Ningbo Institute of Technology, May 25-26, 2019. Paris, Atlantis Press, 2019.

4. Mansurova T. Tri kita shkoly budushchego [Elektronnyj resurs] // Vesti obrazovaniya: [elektronnaya gazeta]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2018/3/6/blog/2283-tri_kita_shkoly_buduschego. Data publikacii: 6 marta 2018.

5. Sibgatullina I. F., Nugumanova L. N. Informal'noe obrazovanie i benchmarking v sisteme obuchayushchihsya gorodov // Vizual'naya antropologiya - 2019. Gorod-universitet: zhiznennoe prostranstvo i vizual'naya sreda: materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 28-30 avgusta 2019 g., Velikij Novgorod / pod redakciej S. S. Avanesova, E. I. Speshilovoj. Velikij Novgorod: Novgorodskij gosudarstvennyj universitet imeni YAroslava Mudrogo, 2020. S. 489-499. DOI: https://doi.org/10.34680/visant-2020-489-499

6. Nazajkinskaya O., Ovchinnikova N. NMC Horizon Report: 10 trendov budushchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] // http://trends.skolkovo.ru [сайт]. [2017] URL: http://trends.skolkovo.ru/2017/10/10-trendov-budushhego-obrazovaniya/ (Data obrashcheniya: 15.08.2019)

7. Sibgatullina-Denis I., Riabov O.R., Merzon E.E., Vancova A. Descriptive Analysis of Benchmarking in Respect to SMART/UNI-Q Systems' Intellectual Integrations within the European Higher Education Area. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2020; 24(4):532-551. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.101.024.202004.532-551

8. Sibgatullina I.F. Vdohnovenna li missiya upravleniya talantom? // Problemnoe obuchenie v sovremennom mire. VII Mezhdunarodnye Mahmutovske chteniya (Elabuga, 5-6 aprelya 2018 g.): sbornik statej / nauch. red. D.M. SHakirova. Kazan': Otechestvo, 2018. 384 s. S. 152-160.

9. Michaels E., Handfiels-Jones H., Axelrod B. The War for Talent. - Boston, MA: Harvard Business Review Press, 2001. - P. 90-120 // TalentCode. - URL: http://www.talentcode.ru/services (Data obrashcheniya: 12.09.2019)

10. Sibgatullina-Denis I., Vancova A., Komarova L., Kirsha A. Asynchronism of academic mobility processes and the intellectual integration crisis in the context of the COVID-19 pandemic events. In: Ziganchina E., Gibadulin R., editors. Modern labor migration. Social issues and challenges of new time: collective monograph. Moscow: MPSU; 2020. p. 22-27. Available at: https://drive.google.com/file/d/1MVYRWIsiwVhSwXfon6Z0vi ptMY9RRGCV/view (accessed 07.10.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.