Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ЦИФРОВОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВОЙ ЛИДЕР / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губанова А.В.

Цифровизация приводит к коренным преобразованиям в жизнедеятельности общества в целом и отдельного человека, а также в моделях экономической деятельности, что, конечно же, требует существенных изменений в системе управления цифровой экономикой. В статье дана характеристика основных тенденций трансформации социальной жизни и экономической деятельности в цифровой экономике, которые ставят значительно более сложные задачи перед системами управления разных уровней, и, соответственно, требуют пересмотра управленческих моделей и подходов к управлению, включая и подходы к лидерству и менеджменту организаций. Автором предложена схема для наглядного представления данных трендов, на которой отражено их влияние на рынок труда и на основы функционирования современных организацийНепрерывные изменения и инновации, обусловленные высокой динамикой внешней среды, создают серьезные проблемы для современных организаций, главную роль в решении которых играют лидеры, ведь на них лежит ответственность за проведение организации и персонала через изменения. В условиях цифровой экономики изменятся лидерские модели и требования к лидерству.В исследовании составлен перечень основных личностных качеств, навыков и умений, которые необходимы лидеру в цифровой экономике для обеспечения выживания организации и достижения успеха. Принципиальное отличие цифровых лидеров заключается в наличии у них способностей к обучению, решению проблем и проведению активных преобразований, а также умения «чувствовать тренды» и делать прогнозы. Помимо традиционных лидерских качеств, «цифровые лидеры» должны обладать любопытством и сообразительностью, обучаемостью и гибкостью, высокой склонностью к риску.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Губанова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LEADERSHIP AS A MANAGEMENT TOOL IN THE DIGITAL ECONOMY

Digitalization leads to fundamental transformations in the life of society as a whole and the individual, as well as in models of economic activity, which, of course, requires significant changes in the digital economy management system. The article describes the main trends in the transformation of social life and economic activity in the digital economy, which pose significantly more complex tasks for management systems at different levels, and accordingly require a revision of management models and approaches to management, including approaches to leadership and management of organizations. The author proposed a scheme for a visual representation of these trends, which reflects their impact on the labor market and, accordingly, on the basis of the functioning of modern organizations.Continuous changes and innovations resulting from the high dynamics of the external environment pose serious problems for modern organizations, the main role in solving which is played by leaders, because they have the responsibility to carry out the organization and staff through change. In the digital economy, both leadership models and leadership requirements will change. The study compiled a list of the main personality qualities, skills and skills that a leader in the digital economy needs to ensure the survival of the organization and achieve success. The fundamental difference between digital leaders is that they have the ability to learn, solve problems and carry out active transformations, as well as the ability to «feel trends» and make forecasts. In addition to traditional leadership qualities, «digital leaders» must have curiosity and intelligence, learning ability and flexibility, a high risk tendency.Continuous changes and innovations caused by the high dynamics of the external environment create serious problems for modern organizations, and the main role in the solving of the problems is played by the leaders, as they are responsible for carrying out the organization and personnel through changes. In the digital economy, both leadership models and leadership requirements will change. The study compiled a list of major personal qualities and skills that a leader in the digital economy needs to ensure the survival of the organization and achieve success. The fundamental difference between digital leaders is that they have the ability to learn, solve problems and carry out active transformations, as well as the ability to «feel trends» and make forecasts. In addition to thetraditional leadership qualities, «digital leaders» should have curiousness and intelligence, learning and flexibility, a high tendency to risk.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

ЦИФРОВОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Губанова А.В.

ГУБАНОВА Алёна Вячеславовна - аспирант, кафедра менеджмента Астраханского государственного университета, директор ГБПОУ АО «Астраханский АДК», Астрахань, Российская Федерация. E-mail: ast@astvolga.ru

Аннотация. Цифровизация приводит к коренным преобразованиям в жизнедеятельности общества в целом и отдельного человека, а также в моделях экономической деятельности, что, конечно же, требует существенных изменений в системе управления цифровой экономикой. В статье дана характеристика основных тенденций трансформации социальной жизни и экономической деятельности в цифровой экономике, которые ставят значительно более сложные задачи перед системами управления разных уровней, и, соответственно, требуют пересмотра управленческих моделей и подходов к управлению, включая и подходы к лидерству и менеджменту организаций. Автором предложена схема для наглядного представления данных трендов, на которой отражено их влияние на рынок труда и на основы функционирования современных организаций

Непрерывные изменения и инновации, обусловленные высокой динамикой внешней среды, создают серьезные проблемы для современных организаций, главную роль в решении которых играют лидеры, ведь на них лежит ответственность за проведение организации и персонала через изменения. В условиях цифровой экономики изменятся лидерские модели и требования к лидерству.

В исследовании составлен перечень основных личностных качеств, навыков и умений, которые необходимы лидеру в цифровой экономике для обеспечения выживания организации и достижения успеха. Принципиальное отличие цифровых лидеров заключается в наличии у них способностей к обучению, решению проблем и проведению активных преобразований, а также умения «чувствовать тренды» и делать прогнозы. Помимо традиционных лидерских качеств, «цифровые лидеры» должны обладать любопытством и сообразительностью, обучаемостью и гибкостью, высокой склонностью к риску.

Ключевые слова: лидер, лидерство, стиль управления, цифровая экономика, цифровой лидер, управление изменениями.

Для цитирования: Губанова А.В. Цифровое лидерство как инструмент управления в цифровой экономике // Экономические системы. 2021. Том 14. № 4 (55). С. 69-78. DOI 10.29030/23092076-2021-14-4-69-78.

Введение

Исследователи лидерства 2010-х гг. сосредоточили свое внимание на определении роли и типа лидерства в организациях в цифровой экономике. Уже возникло такое понятие, как «цифровые лидеры». Ежегодный отчет Global Human Capital Trends от компании Deloitte, характеризующий и задающий тренды в области управления персоналом современных организаций, в 2017 г. посвятил от-

дельную главу цифровому лидерству [1]. Авторы исследования трендов цифрового лидерства С. Филпот и И. Рой утверждают, что эпоха лидеров-героев завершилась, и что самые передовые и высокоэффективные компании рассматривают лидерство как коллективные усилия. Это совершенно другой тип лидерства и лидера, изучению которого и посвящено данное исследование.

Основная часть

Характеристика тенденций трансформации социальной жизни и экономической деятельности в цифровой экономике

Прежде чем определять сущностные характеристики «цифрового лидерства», необходимо остановиться на характеристике сущности цифровой экономики и тенденциях ее развития для более правильного понимания необходимых качеств и функций лидера.

Унифицированного и обобщающего определения термина «цифровая экономика» еще не сформировалось ни в российской, ни в международной практике. Как отмечают ученые Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в своем докладе о ключевых аспектах цифровой экономики, в большей части зарубежных источников при описании цифровой экономики внимание акцентируется либо на технологиях (как правило, перечисляются конкретные виды технологий) и изменениях в ключевых взаимодействиях в экономике, возникающих в связи с использованием данных технологий, либо на направлениях влияния цифровой экономики на социально-экономическую сферу жизни общества [2. С. 11-13].

Одна из ключевых формулировок цифровой экономики, принятых в нашей стране, содержится в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: «Цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [3].

Учеными ИСИЭЗ НИУ ВШЭ предложено следующее обобщающее определение цифровой экономики и тесно связанное с ним определение цифровых технологий, которых автор придерживается в своем исследовании:

• «цифровая экономика - деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг»;

• «цифровые технологии - технологии, сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде» [2. С. 13].

В упомянутом исследовании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ описаны основные тренды развития цифровых технологий и те последствия цифровизации, с которыми

уже сталкивается и весь мир, и Россия в частности [2. С. 13]. Цифровизация приводит к коренным преобразованиям в жизнедеятельности общества в целом и отдельного человека, а также в моделях экономической деятельности, что, конечно же, требует существенных изменений в системе управления цифровой экономикой. Автором для наглядного представления данных трендов составлена схема основных тенденций трансформации социальной жизни и экономической деятельности в цифровой экономике, на которой отражены их влияние на рынок труда и основы функционирования современных организаций (рис. 1).

Базовое фундаментальное изменение под влиянием цифровизации связано с возникновением «умного» общества. Это такое общество, которое основано на новой системе ценностей, включающей ориентацию на человека, гибкость и креативность. В подобном обществе трансформируются условия жизни человека, условия и характер его экономической деятельности, чему способствуют такие тренды, как цифровизация промышленного производства, здравоохранения, образования, науки, государственного управления, пространственного развития, трансформация экономики, бизнес-среды и бизнес-моделей под влиянием цифровых технологий, что в конечном итоге предъявляет совершенно новые требования к рынку труда в целом и отдельным работникам.

Под влиянием цифровизации будут происходить следующие изменения в трудовой деятельности [2]:

- рост продолжительности жизни приведет к росту конкуренции за рабочие места, что, в свою очередь, вызовет необходимость менять сферу профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни; следовательно, будут расти скорость обучения и меняться модели обучения;

- повсеместное внедрение цифровых технологий приведет к технологическому усложнению некоторых профессий и видов деятельности, исчезновению ряда традиционных профессий и появлению новых, росту спроса на творчество и неалгоритмизируемый труд («человеческое в человеке»);

- будет осуществляться формирование новых компетенций; частности, критическую важность для работодателей будут играть цифровые навыки, будет иметь место повышение требований к soft skills, а именно к обладанию социальным и эмоциональным интеллектом, гибкости и адаптивности персонала;

- будет происходить увеличение спроса на специалистов, владеющих комплексом жестких, гибких и специальных цифровых компетенций, что необходимо для цифровизации промышленного производства и других сфер деятельности, реализации растущего количества прорывных технологических проектов; также вырастет востребованность специалистов, выполняющих высокоуровневые задачи, - управление людьми, коммуникацию, разработку методологий, выработку нестандартных решений;

- в значительной части трудовых отношений и целых сегментов занятости произойдет уход в виртуальную среду, вследствие чего организации будут широко применять гибкие формы занятости;

Трансформация общества

Возникновение "умного" общества с новыми ценностями: ориентация на человека;

гибкость; креативность

Трансформация сфер жизни

Тенденции трансформации

Трансформация рынка труда

Трансформация условий жизни

Транс форм ация промышленного производства

Трансформация экономики

бизнес-моделей

f--

Цифровизация и изменение образования, здравоохранения, пространственного развития, науки, государственного управления

Цифгровизация промышленности рост прорывных технологических проектов

Изменение традиционных секторов экономики, возникновение новых рынков и ниш

Изм енение бизнес -м од елей на клиентоориентированные, задача

которых - удовлетворение потребностей клиентов в любое времяи в любом месте:

Рост продолжительности жизни и конкуренции за рабочие места, из чего 4. вытекает необходимость менять сферу Д профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни, но привода к росту скоросга обучения и новым моделям обучения

Увеличение спроса на специалистов, владеющих комплексом жестких, гибких и специальных цифровых компетенций

Критическая важность цифровых навыков для работодателей. Повышение требований к soft skills обладанию социальным и эмоциональным интеллектом

Востребованность специалистов, выполняющих высокоуровневые задачи - управление людьми, коммуникацию, разработку методологий и т.п. Повышение требований к шбкости и адаптивности персонала

Технологическое усложнение и исчезновение рад а традиционных профессий, появление новых профессий, рост спроса на творчество и ^алгоритмизируемый труд ("человеческоев человеке"), формирование новых компетенций

>

Переход значительной часта трудовых отношений и целых сегментов занятости в виртуальную среду, гибкость форм занятости

J

Влияние на рынок труда поколения Z с развитыми цифровыми компетенциями (digital natives) и мотивацией кличностному развитию. Конфликт поколений на рабочих местах

Изменение у компаний тактики найма

и удержания персонала. Переход на модель гибких карьерных

траекторий с учетом перехода персонала из одних функциональных блоков в другие вследствие автоматизации

Рис. 1. Тенденции трансформации социальной жизни и экономической деятельности в цифровой экономике

- рынок труда в ближайшие годы подвергнется растущему влиянию поколения Z с развитыми цифровыми компетенциями (digitalnatives) и преобладающей мотивацией к личностному развитию, причем не только в рамках своей трудовой деятельности. Это потребует от компаний изменения тактики найма и удержания персонала, перехода на модель гибких карьерных траекторий (которая, помимо этого, будет обусловлена необходимостью перехода персонала из одних функциональных блоков в другие вследствие автоматизации). Ценности и цифровые компетенции нового поколения работников, доля которых в мире по оценкам BCG к 2025 г. уже достигнет 25% от численности всех занятых в экономике [4], приведут к развитию конфликта поколений на рабочих местах.

Перечисленные тренды, связанные с цифровизацией и развитием цифровой экономики, ставят значительно более сложные задачи перед системами управления разных уровней и, соответственно, требуют пересмотра управленческих моделей и подходов к управлению. Безусловно, это касается и подходов к лидерству и менеджменту организаций. Только новые способы управления, в том числе новые подходы к лидерству, позволят организациям эффективно осуществить цифровизацию в соответствии с тенденциями внешней среды.

Трансформация роли лидера в управлении организацией в цифровой экономике

Высокую изменчивость внешней среды исследователи отмечали уже последние несколько десятков лет, но в связи с происходящей цифровой трансформацией экономики и общества бизнес-среда меняется еще быстрее и сильнее, что требует изменения в подходах к управлению организациями. С. Шекшня характеризует новый контекст менеджмента в условиях цифровой экономики, сопоставляя его с практикой управления 2000-х гг. [5] (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение моделей лидерства конца XX - начала XXI в. и современной модели

Критерий Лидерство конца XX - начала XXI в. Лидерство в цифровой экономике

Основа принятия управленческих решений Опыт и интуиция; управление - искусство; цена ошибки очень высока; эксперименты дороги и недоступны Большие данные (Big Data); управление на основе быстрого анализа и расчета; широкое экспериментирование и в больших масштабах

Основа преимущества руководителей Доступ к информации; обладание недоступной другим информацией Доступ к информации есть у всех; могут быть сотрудники, имеющие большую информированность, чем их руководитель

Модель взаимодействия Вертикальная - сотрудники разных сегментов организации взаимодействуют через своих руководителей Горизонтальная - сотрудники разных организационных сегментов могут взаимодействовать напрямую

Ценности Достижение результата, победа Смысл деятельности; вовлеченность и свободное выражение мнения

С. Шекшня и его соавторы называют лидеров 2000-х гг «атлетическими» лидерами, приводя в пример Г. Грефа, Е. Касперского, А. Дюкова, отмечая сочетание в них адаптивности и гибкости с ментальной твердостью и ориентацией на цели, что и обусловило их успех в качестве лидеров [5]. Атлетические лидеры в России внесли большой вклад в ускорение цифровизации экономики, но тем не менее в настоящее время их стиль лидерства не вписывается в контекст цифрового мира.

«Цифровой лидер», по определению Deloitte, - это лидер, способный создавать команды, поддерживая вовлеченность людей и связь между ними, развивающий культуру инноваций, устойчивость к риску и постоянное совершенствование [1]. А для этого цифровому лидеру нужны междисциплинарные навыки. При этом отмечается, что самым важным фактором высокоэффективной лидерской культуры в настоящее время является риск.

Принципиальное отличие цифровых лидеров заключается в наличии у них способностей к обучению, решению проблем и проведению активных преобразований, а также в умении «чувствовать тренды» и делать прогнозы. Помимо традиционных лидерских качеств, «цифровые лидеры» должны обладать любопытством и сообразительностью, обучаемостью и гибкостью, высокой склонностью к риску. Их задача - «задать правильный тон для преобразований и транслировать их ценность на всю структуру компании» [6].

В представленном компанией Deloitte исследовании выделяются три типа цифровых лидеров [1], характеристика которых дана в табл. 2.

Представленная в этой таблице классификация цифровых лидеров демонстрирует, что, несмотря на общий широкий список общих характеристик цифровых лидеров, они различаются между собой своими подходами, предназначением и выполняемыми задачами. Большая часть современных организаций нуждается в определенной ее спецификой комбинации всех трех типов цифровых лидеров.

На основе систематизации результатов исследований по проблемам лидерства в условиях цифровой трансформации различных авторитетных консалтинговых агентств и международных организаций (включая опросы лидеров и руководителей крупнейших международных компаний), таких как McKinsey [7], Deloitte [1], Odgers Berndtson [6], АЕБС и др., проведенных в последние 5 лет, включая период пандемии ШУЮ-19, автором составлен перечень основных личностных качеств, навыков и умений, которые необходимы лидеру в цифровой экономике для обеспечения выживания организации и достижения успеха (табл. 3).

Некоторые из представленных в этой таблице характеристик лидера в последние несколько десятков лет уже прочно ассоциируются с лидерством, такие как метапрофессиональные ключевые личностные качества (решительность, смелость, мудрость), быстрое принятие решений, умение формулировать видение и цели и создавать в организации благоприятные условия для вовлеченности подчиненных в их реализацию. Лидеру, который осуществляет управление любыми организационными изменениями в условиях высокой изменчивости внешней среды, необходимо обладать такими характеристиками, как: динамичность,

Таблица 2

Типология цифровых лидеров по версии ОеЫНе

Характеристика Цифровые инвесторы Цифровые пионеры Цифровые трансформаторы

Категория лидеров/ руководителей Топ-менеджмент компании Бизнес-руководители, функциональные руководители Лидеры

Сущность деятельности Используют концепцию венчурного капитала, создают экосистему для развития инноваций и партнерских отношений, раскрывая возможности последователей, инвестируя в таланты и идеи Формируют новый взгляд на будущее, а на его основе -новые различные бизнес-модели, возглавляют наиболее выигрышную стратегию Трансформируют бизнес и организацию, являются «проводниками» последователей через радикальные изменения

Основные задачи Образование; принятие правильных инвестиционных решений; балансировка текущей бизнес-модели с цифровой трансформацией, ее дальнейшая интеграция с новыми цифровыми моделями Определение видения организации; определение различных выборов организации на перспективу; создание дорожной карты; определение темпов изменений и новых цифровых возможностей для организации Ведение текущего бизнеса; продвижение цифровой «повестки дня»

Таблица 3

Качества, навыки и умения лидера в цифровой экономике

Личностные качества Навыки Умения

- Ключевые для лидеров мета-профессиональные личностные качества - решительность, смелость, мудрость и т. п.; - устойчивость к изменениям; - устойчивость (толерантность) к риску; - гибкость, адаптивность; - инклюзивность; - любопытство, любознательность; - динамичность; - коллаборативность; - искреннее стремление приносить пользу, делать мир лучше; - сфокусированность на человеке - Цифровые навыки (цифровые компетенции); - аналитические способности; - быстрое принятие решений; - междисциплинарные навыки для обеспечения сотрудничества в более широких экосистемах; - «ситуационная скромность»; - ситуационная и культурная осведомленность; - навыки ведения открытого диалога; - навыки нетворкинга; - опора на доверие; - постоянное обучение; - навыки коллаборации; - навыки наставничества - Умение формулировать видение и цели; - умение управлять цифровыми изменениями; - умение поддерживать связи между людьми и их вовлеченность; - умение создавать команды и управлять ими; - умение развивать культуру инноваций; - умение создавать в организации атмосферу психологической безопасности; - умение управлять талантами; - умение создавать культуру обучения и принятия неудач

устойчивость к изменениям и риску, любопытство, навыки нетворкинга и ведения открытого диалога, умение создавать команды и управлять ими, опора на доверие, умение изменять организационную культуру компании, стремление к обучению и развитию и вовлечение последователей в эти процессы.

Однако целый ряд значимых характеристик лидера обусловлен именно спецификой функционирования организаций в цифровой экономике и отражает присущие цифровой трансформации вызовы, сложности и возможности.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, следует подчеркнуть, что важнейшим фактором выживания и развития современной организации являются непрерывные изменения и инновации, что обусловлено высокой динамикой внешней среды. Это создает серьезные проблемы, главную роль в решении которых играют лидеры, ведь на них лежит ответственность за проведение организации и персонала через изменения. В условиях цифровой экономики изменятся и лидерские модели, и требования к лидерству.

Автором обобщаются задачи современных лидеров в управлении организационными изменениями: формирование видения будущего организации и увлечение последователей своими идеями; создание новых смыслов деятельности; формирование новой системы ценностей и соответствующее изменение организационной культуры; принятие на себя риска и ответственности, связанных с организационными изменениями; создание среды, благоприятной для творческой деятельности и развития потенциала последователей, направление творческой энергии сотрудников в русло инноваций, способных принести пользу организации и конкретному работнику; эмоциональное и интеллектуальное вовлечение сотрудников в процесс организационных изменений и личной трансформации, демонстрация личного примера, забота об эмоциональном состоянии своей команды; создание условий для передачи части своего лидерства и власти своим последователям, которые добровольно принимают на себя ответственность за принятие решений; мотивирование сотрудников к распределению лидерства; формирование и поддержание системы коммуникаций; воспитание и обучение новых лидеров в организации.

Источники

1. Leadership disrupted: Pushing the boundaries // Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/ us/en.html (дата обращения: 28.06.2021).

2. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение : доклад к ХХ Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг [и др.] ; под ред. Л.М. Гохберга. Москва : Высшая школа экономики, 2019.

3. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919 (дата обращения: 02.07.2021).

4. Россия 2025: от кадров к талантам. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 01.07.2021).

5. Шекшня С.В., Улановский А., Загиева В. Руководители-чемпионы. Практики атлетического лидерства. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 288 с.

6. Цифровое лидерство: что должен уметь ваш CEO. URL: https://pro.rbc.ru/ demo/5e30321c9a7947c4b2f847ae (дата обращения: 14.03.2021).

7. Как руководителю повысить уровень психологической безопасности в команде / А. де Смет, К. Рубинштейн, Г. Шра [и др.]. URL: https://pro.rbc.ru/news/60c305c39a7947ffb54d11c (дата обращения: 02.07.2021).

DIGITAL LEADERSHIP AS A MANAGEMENT TOOL IN THE DIGITAL ECONOMY

Gubanova A.V.

GUBANOVA Alyona Vyacheslavovna - Ph.D. student, Department of management, Astrakhan State University, Director of the State Budgetary Professional Educational Institution of Astrakhan Region «Astrakhan Automobile and Highway College», Astrakhan, Russia. E-mail: ast@astvolga.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Digitalization leads to fundamental transformations in the life of society as a whole and the individual, as well as in models of economic activity, which, of course, requires significant changes in the digital economy management system. The article describes the main trends in the transformation of social life and economic activity in the digital economy, which pose significantly more complex tasks for management systems at different levels, and accordingly require a revision of management models and approaches to management, including approaches to leadership and management of organizations. The author proposed a scheme for a visual representation of these trends, which reflects their impact on the labor market and, accordingly, on the basis of the functioning of modern organizations.

Continuous changes and innovations resulting from the high dynamics of the external environment pose serious problems for modern organizations, the main role in solving which is played by leaders, because they have the responsibility to carry out the organization and staff through change. In the digital economy, both leadership models and leadership requirements will change. The study compiled a list of the main personality qualities, skills and skills that a leader in the digital economy needs to ensure the survival of the organization and achieve success. The fundamental difference between digital leaders is that they have the ability to learn, solve problems and carry out active transformations, as well as the ability to «feel trends» and make forecasts. In addition to traditional leadership qualities, «digital leaders» must have curiosity and intelligence, learning ability and flexibility, a high risk tendency.

Continuous changes and innovations caused by the high dynamics of the external environment create serious problems for modern organizations, and the main role in the solving of the problems is played by the leaders, as they are responsible for carrying out the organization and personnel through changes. In the digital economy, both leadership models and leadership requirements will change. The study compiled a list of major personal qualities and skills that a leader in the digital economy needs to ensure the survival of the organization and achieve success. The fundamental difference between digital leaders is that they have the ability to learn, solve problems and carry out active transformations, as well as the ability to «feel trends» and make forecasts. In addition to the

traditional leadership qualities, «digital leaders» should have curiousness and intelligence, learning and flexibility, a high tendency to risk.

Keywords: leader, leadership, management style, digital economy, digital leader, change management.

For citation: Gubanova A.V. Digital leadership as a management tool in the digital economy. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 4 (55). P. 69-78. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-4-69-78.

References

1. Leadership disrupted: Pushing the boundaries // Deloitte. URL: https://www2.deloitte.com/ us/en.html (accessed: 28.06.2021).

2. What is the digital economy? Trends, competencies, measurement : Report to the XX April international scientific conference on the problems of economic and social development, Moscow, 2019. April 9-12 / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg [et al.] ; ed. by L.M. Gokhberg. Moscow : Publishing House of the Higher School of Economics, 2019.

3. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030 : Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017. No. 203. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (accessed: 02.07.2021).

4. Russia 2025: from personnel to talent. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/ Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (accessed: 01.07.2021).

5. Shekshnya S.B., Ulanovsky A., Zagieva V. Champion leaders. Athletic leadership practices. Moscow : Mann, Ivanov and Ferber, 2019. 288 p.

6. Digital leadership: what your CEO should be able to do. URL: https://pro.rbc.ru/demo/ 5e30321c9a7947c4b2f847ae (accessed: 14.03.2021).

7. How the leader can increase the level of psychological safety in the team / A. de Smet, K. Rubinstein, G. Shra [et al.]. URL: https://pro.rbc.ru/news/60c305c39a7947ffb54d11c (accessed: 02.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.