Научная статья на тему 'Цифровое искусство и современные коммуникационные технологии'

Цифровое искусство и современные коммуникационные технологии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
495
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / коммуникационные технологии / компьютерные программы / искусство / современные проекты / digital technologies / communication technologies / computer programs / art / modern projects

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Соловьева О.М.

Современные цифровые информационные и коммуникационные технологии повышают эффективность деятельности в самых различных областях, в том числе и при реализации проектов в области искусства. Они способствуют осуществлению творческого замысла, продвижению и реализации проекта. Что позволяет говорить о таком понятии, как цифровое искусство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital art and modern communication technologies

Modern digital information and communication technologies increase the efficiency of activities in various fields, including the implementation of projects in the field of art. They contribute to the implementation of the creative idea, promotion and implementation of the project. Which allows us to talk about such a concept as digital art.

Текст научной работы на тему «Цифровое искусство и современные коммуникационные технологии»

Научная статья Original article

Цифровое искусство и современные коммуникационные

технологии

Соловьева О.М.

Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, г.

Санкт-Петербург, Россия * Автор-корреспондент: olgams02@mail.ru

Аннотация: Современные цифровые информационные и коммуникационные технологии повышают

эффективность деятельности в самых различных областях, в том числе и при реализации проектов в области искусства. Они способствуют осуществлению творческого замысла, продвижению и реализации проекта. Что позволяет говорить о таком понятии, как цифровое искусство.

Ключевые слова: цифровые технологии, коммуникационные технологии, компьютерные программы, искусство, современные проекты.

Для цитирования: Соловьева О.М. Цифровое искусство и современные коммуникационные технологии. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №1, с. 12-17

Digital art and modern communication technologies

Solovieva O.M.

St. Petersburg State University of Telecommunications prof. M. A. Bonch-Bruevich, St. Petersburg, Russia

*Corresponding author: email@email.ru

Abstract:

Modern digital information and communication technologies increase the efficiency of activities in various fields, including the implementation of projects in the field of art. They contribute to the implementation of the creative idea, promotion and implementation of the project. Which allows us to talk about such a concept as digital art.

Keywords: digital technologies, communication technologies, computer programs, art, modern projects.

For citaion: Solovieva O.M. Digital art and modern communication technologies. Smart Digital Economy. 2022.

T.2, №1, pp. 12-17

Цифровое искусство можно охарактеризовать, как направление реализации деятельности в сфере искусства, базирующиеся на применении современных компьютерных и телекоммуникационных технологий с целью создания как самостоятельных произведений искусства в различных формах, так и отдельных составляющих составного произведения, а также для адресного обмена информацией как между специалистами, так и между специалистами и конечными потребителями услуг с целью обеспечения доступности проектов сферы искусства и повышения их качества. Под специалистами будем понимать лиц, занятых

Том 2 №1 2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №1, 2022

в области создания и реализации проектов в сфере искусства. К ним относятся авторы, режиссеры, актеры, художники, продюсеры, администраторы, бухгалтера, кассиры и так далее.

Системообразующий принцип цифрового искусства базируется на том, что одной из целевых точек системы должен быть конечный потребитель, то есть зритель. Другими составляющими являются цифровые средства (средства телекоммуникаций, компьютерные программы) и специалисты, участвующие в создании и реализации проектов искусства различных форм. Цифровые средства - это связующее звеном между зрителем и специалистом (специалистами), а также между специалистами, взаимодействующими удаленно.

На сегодняшний день имеются благоприятные условия для развития цифрового искусства. Что обусловлено, с одной стороны, неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире и необходимостью обеспечить доступ конечным потребителям к результатам творчества, с другой стороны, активным развитием цифровых информационных и коммуникационных технологий.

Современные цифровые программно-аппаратные технологии предоставляют удобный инструментарий не только для оптимизации поиска, хранения и передачи информации, но и дают возможность создавать новую нетривиальную информацию, а также передавать ее и обеспечивать к ней доступ посредством новейших коммуникаций. Это не может не оказывать существенное влияние на эффективность деятельности в самых различных сферах искусства, не только традиционно осуществляемых посредством использования цифровых технологий и телекоммуникаций (например, фильмы, сериалы, видеоролики, размещаемые в сети интернет), но и в области других видов искусства. Что непосредственно связано с использованием современных цифровых технологий как для решения управленческих задач, так и при создании и реализации самого проекта искусства, а также для анализа правовых норм, при планировании деятельности, ведении бухгалтерского и управленческого учета.

Наиболее очевидный и уже хорошо проявивший себя способ применения цифровых компьютерных и коммуникационных технологий - это рекламная деятельность с использование интернет-технологий. Баннеры, медийная, контекстная реклама, размещаемая на посещаемых сайтах, различные методы рекламного характера, применяемые в социальных сетях, реализуемые через интернет предоставляет прямой и быстрый доступ к потенциально широкой аудитории. [1]

Цифровые системы могут использоваться для дистанционного мониторинга интереса конечных потребителей, для выявления важных показателей или комбинации показателей зрительских предпочтений, а также повышения зрительского интереса, делают возможным выявить потенциальную целевую аудиторию и ее характеристики, значительно облегчают статистический сбор данных и обработку их. С учетом этого определяются и дальнейшие методы работы с ней с использованием соответствующих цифровых технологий.

Остановимся на цифровой организации бизнес-процесса деятельности организаций, занимающимися проектами в области искусства Хорошо зарекомендовали себя системы продажи и бронирования билетов через интернет. Активно внедряются в практику современные программные технологии при ведении учета. Например, системы «1С» дают возможность автоматизировать ведение бухгалтерского и управленческого учета и

планирование хозяйственной деятельности. Компьютерная программа "1С:Театр" автоматизирует также процессы управления художественной деятельностью, управления постановочной частью и производственными мастерскими, а также процессы, связанные с реализацией театральных билетов.

В организации деятельности в области искусства не последнее место занимают правовые вопросы. На сегодняшний день есть решения, сделавшие возможным перевод сложной и объемной правовой информации в «сжатый» цифровой формат. Это реализовано в правовых компьютерных базах данных, например, «Гарант» или «Консультант-Плюс». Имеются и другие программы - экспертные юридические системы, сборники договоров с возможностью заполнения ряда полей договора, цифровые юридические словари, электронное ведение учета составляемых договоров, претензионно-исковой работе. Появились и активно развиваются облачные онлайн-платформы, которые упрощаются процессы запроса предложений и позволяют управленцам, юристам и юридическим отделам принимать обоснованные правовые решения. Цифровые технологии является эффективным средством, используемым и при создании проектов в области искусства.

Быстро оценили возможности цифровых достижений в шоу - бизнесе. Отчасти и потому что шоу-бизнес - это крупная и активно развивающаяся сфера экономики, способная приносить большие доходы. То есть в этой области есть как потребности, так и средства для эффективного применения современных цифровых технологий. Дополнительным стимулом является серьезная конкуренция в сфере шоу-бизнеса. Здесь объект искусства, как ни в одной другой сфере проектов в области искусства, выступает как товар, а зритель - как потребитель. Кроме широкого использования цифровых технологий и возможностей сети Интернет для продвижения проектов, активно применяются цифровые технологии и при создании и оформлении проектов. Чтобы проект стал «продаваемым», важно сделать его красивым. И это можно осуществить с помощью цифровых технологий, которые позволяют звук, свет, видео, а также спец.эффекты и лазеры связать воедино. Конкретный выбор способа синхронизации и используемого при этом аппаратного обеспечения зависит от поставленной задачи. Современный музыкальный рынок активно использует разработки цифровых программ обработки звука, а также современные коммуникационные технологии с целью существенно расширить аудиторию слушателей. Не обошли своим вниманием разработчики компьютерных программ и такую область, как работа со светом, для создания световой картины, управления светом. На сегодняшний день реализованы стандарты, описывающие метод цифровой передачи данных, удобный при реализации управления светом. Большое внимание уделяется цифровой синхронизации света-звука-видео.

В нашу жизнь успело войти понятие «художник компьютерной графики или CG-художник». Речь идет о специалисте, создающем цифровые изображения, видео посредством компьютерной техники. Его работа используется при создании видео-игр, отрисовки фильмов и так далее. В задачи CG - художника может входить композиторинг сцен, создание VFX-эффектов (то есть компьютерное совмещение кадров, снятых на камеру, с программно созданными объектами), анимация текста, программная настройка сцены и света, цифровое 3D-моделирование, текстурирование объектов.

Цифровые технологии нашли свое применение в музейном деле. Цифровое

Том 2 №1 2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №1, 2022

мультимедиа (компьютерные технологи, объединяющие различные формы представления информации, такие как текст, аудио, видео, анимация) сблизило современные музеи с развлекательными площадками и проектами шоу- бизнеса. Мультимедийные цифровые разработки дают возможность представить информацию зрительской аудитории в весьма интересной и доступной форме. Что позволяет потребителю информации испытать яркие эмоциональные впечатления (так называемый WoW-эффект), способствует «вирусному» распространение информации о музеях в социальных сетях , дополняет экспонаты интересной информационной оболочкой и так далее.

Рассматриваемые технологии является эффективным средством и для создания сценических проектов, которые не принято относить к сфере шоу-бизнеса, на различных их стадиях - от идеи, эскиза, макета до создания декораций. Как мы уже показали, нельзя недооценивать возможности, которые нам предоставляют цифровые технологии для удачной организации пространства - одного из важных компонентов успеха постановочных проектов. Современные технологии могут значительно расширить диапазон средств достижения художественной выразительности спектакля. О цифровом управлении светом и звуком, а также компьютерных художниках говорилось выше. В настоящее время существует набор компьютерных программ для создания визуальных эскизов в «проекционной» сценографии. Сценографы используют при создании декораций различные технические, интерактивные средства выразительности, что зачастую делает декорацию самостоятельным художественным произведением. При реализации рассматриваемых проектов могут применяться современные проекционные приборы, системы озвучивания, видеоизображения и так далее.

Еще одно направление - это цифровое обучение. Проведение лекций, видеосеминаров, конференций с использованием телекоммуникационного оборудования дает возможность преподавателю иметь интерактивный контакт с аудиторией. Технологии цифрового обучения предоставляют реальную возможность специалисту повышать свой профессиональный уровень без отрыва от места работы.

Рассмотренное демонстрируют значительное влияние цифровых технологий на создание, развитие, реализацию и продвижение проектов в области искусства, в том числе и с учетом повышения их коммерческой выгоды. Говорить о цифровом искусстве как о неком интегральном объекте, рассматривать как единое понятие позволяют именно современные коммуникационные технологии, которые дают возможность объединить отдельные составляющие в единую систему, обеспечить целостность взаимодействия отдельных составляющих, целостность подхода к взаимному общению, к обеспечению «доступности».

В настоящее время коммуникационные технологии динамично развиваются. Это обусловлено не только глобальной компьютеризацией и необходимостью доступа к информации, но и сложившейся в мире неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. При всех негативных последствиях неблагоприятная эпидемиологическая ситуация способствовала активизации цифровизации во всем мире. Это повлияло и на направления развития цифровых каналов связи, коммуникационных технологий, повысило востребованность приложений для видеосвязи. Улучшение взаимодействия непосредственно связано с вопросом адаптирования, расширения цифровых каналов, использование

многоканальности. Особенность организации коммуникации в области искусства связана с местом и значением звуковой информации, видеоинформации, проектов, созданных с использованием медиа. При продвижении по каналам связи любое сообщение, размер которого превышает максимум для данной сети, разбивается на пакеты, которые сжимаются, передаются по каналам связи и проверяются на ошибки. Особенность передачи видео и звуковой информации, мультимедийной информации по сети связана с тем, что задержки при передаче пакетов как правило приводят к искажению данной информации в конечных узлах связи, то есть связана с ее чувствительностью к задержкам при передаче пакетов данных. В некоторых сетях полоса пропускания может не отвечает требованиям мультимедийных приложений. Проводятся активные работы с целью решения этой проблемы. Разрабатываются эффективные методы передачи данных с учетом топологии сети и пропускной способностью канала. Что решается и с помощью соответствующих протоколов -наборов правил обмена данными на различных уровнях. К примеру, IGMP - межсетевой протокол управления группами используется для определения клиентов, которые входят в группы многоадресных рассылок, для передачи требуемой информации сетевым маршрутизаторам. Этот протокол предоставляет клиентам возможность посылать и отзывать заявки на обслуживание требуемым мультимедийным приложением. Для поддержки многоадресного вещания применяются и другие протоколы маршрутизации. Другой пример - протокол Multicast Open Shortest Path First Protocol (MOSPF) , который, используя переданную информацию, определяет, какие рабочие станции являются членами группы многоадресной рассылки. Протокол Sparse-mode PIM способствует определению кратчайших маршрутов между сервером мультимедиа и членами группы. Другой протокол, Real Time Transport Control Protocol (RTCP), дает возможность сетевым администраторам и разработчикам применять методы компенсации искажений в тех случаях, когда сетевые проблемы влияют на качество работы мультимедийных приложений в реальном времени. В различного вида сетях, в том числе и в Интернете, приложения вынуждены передавать мультимедийные данные через разные межсетевые устройства, которые настроены по-разному. Неоднородность таких сетевых настроек вызывает проблемы коммуникации. Решить эту проблему помогает протокол резервирования ресурсов Resource Reservation Protocol (RSVP), позволяет оптимизировать размер полосы пропускания и использование других ресурсов. Как видите, указанная проблема решается, и конвергенция телекоммуникационных сетей предоставляет широкие возможности для передачи звуковой и видеоинформации. Многоканальность позволяет оптимизировать on-line общение, переключать линии связи между собой. Обращает на себя внимание развитие и перспективное использование облачных технологий. Активно применяются цифровые обработчики вызовов в контакт-центрах. Это связано с широким использованием различных социальных сетей, приложений для чатов. При этом не стоит забывать и о таком перспективном направлении, как поддержка и развитие систем искусственного интеллекта. Стоит заметить, что в настоящее время глобальная сеть Интернет фактически перестает быть просто отдельной. При этом процесс медиатизации сети Интернет неуклонно ускоряется.

Цифровые технологии предоставляют удобный инструмент реализации творческого замысла, дают возможность охватить как можно большее количество потенциальных

Том

№1

2022

А

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №1, 2022

клиентов, а также оптимизируют планирование процесса реализации проекта и ведения хозяйственного учета. Для правильного и эффективного развития и реализации цифрового искусства следуют придерживаться целостного подхода, который заключается в правильном сочетании цифровых программных решений с надлежащей аппаратной реализацией и грамотном использовании коммуникационных технологий, каналов связи с учетом их развития.

Список литературы

2

1. Соловьева О.М. Информационные технологии как средство продвижения и реализации сценического проекта. «Наука и метод» ISSN 2414-4909. Сборник 3, 2017.

2. Aлдошина ИА., Сошников В.Д., Познин В.Ф., Денисов A^., Игнатов П.В., Кузнецов И.Р. Шехтер Т.Е. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника // Новое в гуманитарных науках. Вып. 45 - СПб.:СПбГУП, 2010 - 204 с.

3. Праздников T.A. Многообразие искусства: безграничность или беспредельность? Глобализация как тенденция культурного развития современности. Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок // Материалы II всероссийской научно-практической конференции 30 января. - СПб.: СПБГУП, 2009 - 184 с.

4. Aстафьева Т. В. Компьютерные и медийные технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3(20). С.128-133.

5. Wu D., Hou Y.T. and Zhang Y.-Q. Transporting real-time video over the Internet: challenges and approaches // IEEE Proc. 2000. V.88. P.1855-1875.

6. Vetro A., Sun H. and Wang Y. MPEG-4 rate control for multiple video objects //IEEE Trans. Circ. Syst. Video Technol. 1999. V.9. P.186-199.

7. H. Schulzrinne, A. Rao, R. Lanphier: Real Time Streaming Protocol (RTSP), http://ds.internic.net/internet-drafts/draft-ietf-mmusic-rtsp-03.txt

8. Aндреев A.A. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы//Высшее образование в России. 2014. № 6. С.150-155.

9. Henderikx M. A., Kreijns K., Kalz M. Refining success and dropout in massive open online courses based on the intention - behavior gap. Distance Education, 2017. Vol. 38(3). - P. 353368.

10. Aбрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования ввузах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 41

11. Мартынов В.В., Филосова Е.И., Ширяев О.В. Технология моделирования перспективной архитектуры предприятия цифровой индустрии // Инновационные, информационные и коммуникационные технологии. сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции. под. ред. С.У. Увайсов. - Москва, 2020. - С. 265-270

© Соловьева О.М. 2022. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №1

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.