УДК 379.823-028.27
Н. И. Ковалевская
Белорусский государственный технологический университет
ЦИФРОВОЕ ЧТЕНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ТИПА ЧИТАТЕЛЯ
Статья посвящена проблемам трансформации читательских практик детей и юношества, формированию особого типа интернет-ориентированной аудитории. Информационное пространство заставляет по-новому взглянуть на само определение значения слова «чтение». Преобразование информационного поля, в котором обитает человек, вынуждает его перестраивать свое мышление и восприятие. Современные подростки - активные интернет-читатели. Глобальная сеть для них является неотъемлемой частью жизни.
Цифровое чтение рассматривается как средство развития чтения и читательских стратегий школьников. Основные исследовательские вопросы статьи: место чтения в жизни современного подростка; каковы информационные и читательские предпочтения школьников в интернете; есть ли связь между интересом к чтению и интернет-активностью. Рассматриваются проблемы цифрового чтения: достоинства и риски.
Представлены результаты исследования читательских интересов учащихся 5-8 классов средних школ г. Минска, медиаповедения подростков, их круга чтения, а также влияния социального окружения на их читательский выбор. На основе полученных данных определены главные факторы читательской активности современного подростка в интернете. Предложены решения по стимулированию читательской деятельности щкольников, даны рекомендации по использованию возможностей глобальной сети для работы с читателями путем приобщения их к культуре чтения и обучения медиаграмотности.
Ключевые слова: цифровое чтение, нелинейное мышление, чтение подростков, читательская активность, интернет-чтение, медиаграмотность.
Для цитирования: Ковалевская Н. И. Цифровое чтение: формирование нового типа читателя // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2022. № 1 (255). С. 159-165.
N. I. Kovalevskaya
Belarusian State Technological University
DIGITAL READING: FORMATION OF A NEW TYPE OF READER
The article is devoted to the problems of transforming the reading practices of children and youth, the formation of a special type of Internet-oriented audience. The information space makes us take a fresh look at the very definition of the meaning of the word "reading". The transformation of the information field in which a person lives forces him to restructure his thinking and perception. Modern teenagers are active Internet readers. The global network for them is an integral part of life.
Digital reading is considered as a means of developing reading and reading strategies of schoolchildren. The main research questions of the article: the place of reading in the life of a modern teenager; what are the informational and reader preferences of schoolchildren on the Internet; Is there a connection between interest in reading and Internet activity. The problems of digital reading are considered: advantages and risks.
The article presents the results of a study of the reading interests of students in grades 5-8 of secondary schools in Minsk, media behavior of adolescents, their circle of reading, as well as the influence of the social environment on their reading choice. Based on the data obtained, the main factors of the reader's activity of a modern teenager on the Internet are determined. Solutions are proposed to stimulate the reading activity of schoolchildren, recommendations are given on using the capabilities of the global network to work with readers, introducing them to the culture of reading and teaching media literacy.
Key words: digital reading, nonlinear thinking, adolescent reading, reading activity, internet reading, media literacy.
For citation: Kovalevskaya N. I. Digital reading: formation of a new type of reader. Proceedings of BSTU, issue 4, Print- andMediatechnologies, 2022, no. 1 (255), pp. 159-165 (In Russian).
Введение. Цифровое чтение прочно вошло в нашу жизнь. Невозможно представить человека, который бы не получал информацию из компьютера или смартфона.
В Беларуси дети являются активными интернет-пользователями. Согласно данным исследования, проведенного в 2020 г. Национальным статистическим комитетом, интернетом пользуются 92,7% детей в возрасте 6-17 лет, из них 83,4% — ежедневно. Большинство (91,3%) смотрят фильмы, слушают музыку, скачивают видео- и аудиозаписи, программы. Многие школьники (90,4%) тратят свободное время на компьютерные игры. В социальных сетях общаются 74,8% молодых людей. Интернет используют в различных целях: образования — 81,6%, для поиска информации — 80%, для скачивания газет, журналов, художественной, научно-популярной, справочной литературы — 51,3% [1].
Эти данные подтверждают, что интернет стал важным источником информации, который постепенно заменяет печатную книгу. Чтение переходит в электронную среду, и этот процесс активно и быстро развивается дальше.
Снижение интереса к досуговому чтению — характерное явление для современного общества [2, с. 32]. Данный процесс амбивалентен: с одной стороны, вроде бы чтение присутствует в достаточном объеме как средство образования, получения знаний и информации, с другой — интерес к чтению как к средству творческого, свободного развития личности заметно снижается.
Изменение читательского поведения подростков проявляется во взаимопересекающихся, взаимообусловленных трансформациях учебного, досугового, общекультурного чтения.
Снижение интереса подростков к чтению книг обусловлено следующими причинами: отсутствие доступа к необходимой информации, недостаточность времени для чтения, принуждение к чтению по школьной программе, желание получать информацию легким способом, привлекательность видеокультуры.
Основная часть. Читательская активность подростка определяется по таким важным показателям читательской культуры, как мотивы чтения, читательские потребности и интересы, регулярность и продолжительность, способы и средства чтения, каналы доступа к литературе и др.
Для того чтобы выявить информационные потребности и читательские предпочтения детей и подростков, был проведен эксперимент. В ходе социологического исследования использовались методы анкетирования, интервьюирования, анализа статистических данных. В эксперименте приняли участие 250 школьников г. Минска (от 10 до 15 лет). Социологический опрос учащихся 5-8-х классов общеобразовательных
школ г. Минска был проведен в октябре 2021 г. Респондентам предложили ответить на ряд вопросов.
Составив портреты подростков-читателей определенных возрастных групп, можно сказать, что все современные школьники читают книги от случая к случаю. Постоянных читателей книг и периодических изданий практически нет (10%). Круг чтения подростков ограничен произведениями школьной программы. Часто основополагающим фактором при выборе произведения является его экранизация.
Результаты исследования показали значительные гендерные различия в чтении подростков. В досуговом чтении девочек преобладает развлекательная, а у мальчиков — техническая литература. Девочек привлекает больше декоративно-прикладное искусство, литература в жанре манга и аниме, мальчики же больше интересуются техникой, компьютерными и другими играми в интернете. У мальчиков и девочек вызывают одинаковый интерес новые кинофильмы и мультфильмы, фэнтези и ужастики.
При интервьюировании было выявлено, что у школьников 5-го класса главным авторитетом при выборе книг являются родители и библиотекари, в 6-7-х - добавляется влияние интернета и сверстников. После 7-го класса роль родителей (около 12%) и библиотекарей (8%) в выборе книг незначительна.
Чаще всего подростки узнают о том, что почитать, в социальных сетях (ВКонтакте, Instagram, БаоеЬоок), кто-то из сверстников делится впечатлением или понравится цитата. Респонденты отмечали, что им не важно, из какой страны автор, в каком издательстве вышла книга.
На вопрос «Назовите современных авторов» подростки указывали авторов произведений из школьной программы, часто ставили прочерк. Из этого можно сделать вывод о том, что школьники мало знакомы с современной подростковой литературой.
Респондентам сложно было дать определение, чем для них является чтение. Тогда были предложены варианты ответов. Предпочтения школьников распределились следующим образом: помощь в учебе - 53%, познание нового -46%, развлечение - 41%. Таким образом, свободное чтение школьники этого возраста, по большей части, связывают с учебой.
Блок вопросов был посвящен изучению информационного поведения в сети. Полученные данные продемонстрировали, что интернет и компьютер оказывают большое влияние на чтение детей и подростков. Так, на вопрос «Чем ты занимался в сводное время?» 90% ответили, что играли в компьютерные игры и 82% - искали информацию в интернете.
Анализ медиапредпочтений подростков фиксирует устойчивую тенденцию снижения интереса к печатной продукции.
Более половины опрошенных (58%) читают книги и периодические издания в электронном формате. Это свидетельствует о том, что активно протекает процесс перехода чтения в электронную среду.
В ответах на вопрос «Назови прочитанные (использованные) за последнюю неделю (кроме школьной программы) книги, журналы, газеты, компьютерные игры, сайты и страницы в интернете» явный перевес был трех последних позиций.
Можно часто услышать опасения о том, что современные дети не читают. Сегодня подростки, несомненно, читают, но иначе, чем предыдущие поколения.
Информационная революция сгенерировала новый тип культуры — цифровое (экранное) чтение, что требует новых методов с категориями времени, образа и пространства.
Исследование чтения подростков показало неоднозначность данного процесса. Нужно отметить как негативную, так и положительную трансформационную активность читателя-подростка электронных текстов.
К положительным преобразованиям подросткового чтения можно отнести следующие:
— современные компьютерные технологии позволяют получать образование на инновационном уровне. Интернет дает практически любую информацию, любого объема материал, значительно сокращая время на его поиски;
— мотивации к чтению литературы для души значительно усиливаются за счет взаимодействия письменной и экранной культур; гипертекстуальность и мультемедийность электронных текстов вызывают интерес подростков к процессу чтения, расширяют информативность электронного издания. Подросток получает личностно-ориентированное обучение в соответствии с собственными запросами. Компьютер приучает детей к работе с гипертекстами — сетевой модели восприятия информации. Важность развития нелинейного мышления все более утверждается в современном мире;
— приобщение к экранному чтению расширяет словарный запас подростка за счет переосмысления привычных терминов и понятий, их переоценки, внедрения новых терминов и понятий, формирует у него основы профессиональных компетенций.
Негативная трансформационная активность читателя-подростка электронных текстов лежит в области психологии читательской деятельности (осмысление, запоминание, оценка, перечитывание, внимание, изложение и т. п.):
— компьютер освобождает от труда запоминания и сохранения личностного знания во времени;
— интернет все чаще используется для абсолютного плагиата — потеряв привычку видеть в чтении творческий труд, школьники «скачивают» из интернета готовые тексты и выдают их за собственные;
— неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной и одно-стильной информации, в том числе и книжной;
— ориентация на развлечение, поверхностное отношение к миру. У подростков слабо развито рациональное мышление;
— функциональная неграмотность, подростки исключают помощь учителя, библиотеки; компьютерное общение заменяет читательское общение разнообразных форм, что, в свою очередь, снижает качество информационной деятельности.
Огромный поток информации вокруг человека не оставляет времени для индивидуального размышления, т. е. творческого чтения.
Результаты исследования показали, что главные факторы читательской активности современного подростка в интернете следующие:
— желание участвовать в создании произведения;
— свобода самовыражения в читательском поведении;
— независимость читательской направленности;
— прагматизация читательской направленности;
— информационная свобода;
— независимость в читательской коммуникации.
Формируется «новый» виртуальный читатель, у которого есть свободный доступ к любой информации, электронным каталогам и базам библиотек всего мира.
Такой «новый» читатель читает книги (и не только деловые, но и художественные) с экрана, использует технические приспособления для чтения текстов [3]. Эти виртуальные читатели идут за текстами в интернет, поскольку сеть представляет собой огромную библиотеку, а ее посетители становятся читателями этой библиотеки [4].
Интернет-чтение свободно от всего, кроме воли читателя [3].
Виртуальный читатель осуществляет новый способ поиска материала для чтения - дрейф. Дрейфуя в пространстве интернета и находясь в поиске чтения, читатель-пользователь может и не подозревать, на какой сайт он попадет и какой литературный материал найдет. Процессы свободного внеинституционального дрейфующего интернет-чтения по-новому организуют отношения между автором и читателем. Именно интернет воплощает идею идеального читателя в
лице писателя: комментариев, постов и др. В авторе с неизбежностью присутствует читатель, а в читателе - писатель. Интернет-чтение приводит к появлению нового типа читателя — «активного», который сам организует свое чтение, определяя жанры, тематику, качество текста, и тем самым реализуя свои литературные потребности и скрытые желания [3]. Об этом свидетельствует интерес подростков к жанру фанфик, желание сочинять драбблы, а также вести свои блоги, высказывать свое мнение на форумах. Каждый десятый респондент отметил, что ему нравится читать сетевую литературу. Здесь также следует отметить желание ребенка быть признанным и востребованным в современном обществе.
Системы Google и Facebooke позволяют коллективно создавать и редактировать тексты, снабжать их видео- и аудиосопровождением и т. д. В сообществах фанфиков есть форумы, на которых новичков учат писать тексты, проводят виртуальные мастер-классы, читатели сами редактируют друг друга. Как пишет Г. Гусейнов, «продукция сетературы - расшифрованная стенограмма реального или воображаемого устного диалога. Режим максимального приближения к устной речи поддерживает у читателя доверие к публикуемому тексту» [5, 6].
Мировая глобальная сеть сама по себе текстовая среда, в которой мы пишем и читаем. А значит интернет поддерживает одновременно как чтение, так и письмо (переписку по электронной почте, общение на форумах и в блогах).
Одним из главных видов деятельности подростков в интернете является общение. Во вне-институциональном интернет-чтении авторы и читатели встречаются в свободном от внешнего надзора (за исключением антивирусных программ и систем) культурном пространстве. При этом они встречаются один на один — лично вступают в переписку в глобальном публичном пространстве. Общение на сайтах реконструирует, восстанавливает утраченный, размытый быстрыми и неожиданными метаморфозами в социальной реальности портрет автора и читателя [3].
Современные интернет-читатели - это регулярные посетители новостных, литературных, библиотечных, журнальных сайтов для чтения, это творческие и ищущие, занимающиеся культурным дрейфом пользователи. Подростки любят путешествовать по сети: ищут необходимую информацию, читают новости, журналы в онлайн-версии, скачивают художественную, научно-популярную, справочную литературу, слушают музыку, смотрят клипы и фильмы [7, 8].
В условиях активного развития виртуальной среды читатели-подростки динамично «уходят» в интернет, который во многом может удовлетво-
рить их интересы и предпочтения. Новые формы читательской активности позволяют установить новые связи между читателями и авторами. Психология читателя-пользователя (особенно детей), способна существенно измениться за сравнительно короткий срок в соответствии с направлениями деятельности в глобальной сети. При этом не следует забывать, что в виртуальном пространстве существуют и факторы, негативно влияющие на процесс социализации, такие как эксплуатация доверия, доступ к сайтам с деструктивным содержанием, увлечение жестокими играми и т. п. [9, 10].
Интернет — это мощный инструмент, который можно использовать как для развития личности, так и для деградации. Для тех, кто любит читать, — это источник получения литературы и среда для общения и получения книг. Для тех, кто не любит читать, — это способ развлечения.
Одним из факторов, которые активно толкают подростков в интернет, является противоречие между стремительным объемом информации и ограниченными возможностями ее усвоения детьми в период обучения. Такой разрыв, несмотря на использование новых информационных технологий, увеличивается.
Современная медиасреда ставит перед подростками следующие задачи: умение учиться, извлекать из различных источников необходимую информацию, эффективно удовлетворять свои информационные потребности. Увеличение объема информации требует умения быстро и эффективно воспринимать и обрабатывать ее. Поиск, критическая оценка информации, ее обработка, восприятие, понимание и использование в практических целях — это и есть читательская грамотность, читательская культура [5, 11]. Читательская компетентность является совокупным личностным качеством, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. Недостаточное формирование медиаграмотно-сти школьников — это одна из важнейших проблем белорусского общества.
Дело не в том, какое средство будет выбираться — книга или компьютер, где будет текст — на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет там читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста, какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития ребенка.
Стимулирование интереса подростков к чтению, повышение уровня их читательской культуры и формирование у них адекватных читательских предпочтений представляет собой довольно сложный процесс [12, 13]. Для решения данной
проблемы требуется нестандартный подход, который должен быть направлен на решение следующих задач:
1) мотивирование познавательной активности подростков;
2) способствование творческому самовыражению учащихся;
3) создание условий для получения всей интересующей информации;
4) формирование умения самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации;
5) способствование постоянному поддержанию уровня читательского интереса подростков на достаточно высоком уровне.
Информационно-коммуникационные, компьютерные, цифровые и интернет-технологии могут содействовать повышению читательской активности подростка. Детское чтение в интернете необходимо поддерживать через рекомендацию качественных интернет-ресурсов. Именно такими ресурсами и должны стать веб-библиография для детей и подростков, сайт литературного объединения с учетом предпочтений входящих в него подростков, на котором будет освещаться деятельность кружка, а также публиковаться работы его участников [14, 15]. Это повысит авторитет объединения. Важно, чтобы данный интернет-ресурс постоянно обновлялся, чтобы на нем регулярно появлялись интересные материалы, обсуждались различные вопросы, проводились викторины, дискуссии и т. д. К наполнению сайта материалами необходимо привлекать самих подростков.
Необходимо использовать большое количество возможностей глобальной сети для работы с читателями дистанционно, приобщая их к культуре чтения (проведение мероприятий в «офлайн режиме»: проведение общешкольных литературных викторин, праздников, поэтических дуэлей или тех же «баттлов» и других аналогичных мероприятий, которые учитывают интересы школьников). К их проведению необходимо привлекать самих подростков.
Проблема обучения правильному чтению должна стать инновационной стратегией средней школы. Медиачтение как образовательная технология должно входить в обучение самостоятельной учебной дисциплиной. Однако в данном случае могут усиливаться противоречия между свободой чтения, свободой интересов читателя, его предпочтений и обязательным, в определенной мере принудительным характером школьного образования.
Заключение. Результаты анкетирования показали, что подростки хорошо осведомлены о потенциальных возможностях информационных технологий, но не имеют достаточных навыков для их практического использования. Респонденты активно указывали сайты, на которых искали информацию, но не могли последовательно объяснить процесс самого поиска и получения данных сведений. Трудности возникли и при определении навыков работы на компьютере и в интернете.
Результатом обучения подростков правильному чтению должна стать сформированность читательской компетентности как базового качества, необходимого для общекультурного развития личности.
Нужна разработка соответствующей социальной политики, направленной не только на пропаганду, но и предоставление доступной для детей инфраструктуры, позволяющей реализовывать этот вид деятельности. На законодательном уровне должны быть четко прописаны механизмы взаимодействия специалистов учреждений различных ведомств. Должны работать эффективные механизмы социального контроля, основанные на передовых достижениях в области информационно-коммуникационных технологий, за содержанием контента — того, что предлагается в качестве чтения и игры школьникам в интернете.
Требуется анализ всего комплекса проблем и процессов, которые возникают в связи с радикальной сменой медийных приоритетов подрастающего поколения [2, с. 37].
Список литературы
1. Статистический обзор к Международному дню защиты детей [Электронный ресурс]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_reviews/index_41737/ (дата обращения: 21.12.2021).
2. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние медиасреды на формирование читательской грамотности подростков // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2018. № 2 (213). С. 31-37.
3. Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна // Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 31-37 [Электронный ресурс]. URL: http:// magazines.russ.ru/nlo/1998/32/korn.html (дата обращения: 21.07.2021).
4. Самохина М. М. Молодые читатели в Интернете (наблюдения социолога) [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/sa26.html (дата обращения: 15.09.2022).
5. Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое литературное обозрение. 2000. № 43. С. 289-321.
6. Аскарова В. Я., Зубанова Л. Б. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 93-102.
7. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Тенденции развития чтения детской периодики // Медиа-пространство Беларуси: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию выхода газеты «Звязда» и 90-летию газеты «СБ Беларусь сегодня» / Бел. гос. ун-т. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 102-107.
8. Зубанова Л. Б. Визуальная и книжная культура: идеология информационно-медийных предпочтений // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (260). С. 55-59.
9. Иванова Г. А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 162-167.
10. Чтение и время: материалы VI науч.-практ. конференции 2014 г. / Брян. обл. науч. универс. б-ка имени Ф. И. Тютчева. Брянск, 2014. URL: http://libryansk.rU/files/project/chtenie_i_vremya/2.html (дата обращения: 12.02.2022).
11. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние видеокультуры на читательские предпочтения детей и подростков // Труды БГТУ. Сер. 4, Принт- и медиатехнологии. 2017. № 2 (201). С. 108-116.
12. Ерошенко Е. Дополнительное чтение [Электронный ресурс]. URL: //article .tech-labs.ru/52_31430.html (дата обращения: 11.12.2022).
13. Калинчук А. В. Структура практик чтения молодежи в эпоху интернета // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 5. С. 23-31.
14. Акимова А. Г. Читательская культура молодежи: мифы и реальность [Электронный ресурс]. URL: http:// lib.1september.ru/2006/08/16.htm (дата обращения: 14.12.2021).
15. Колесникова О. Г. Продвижение книги и чтения в электронной среде [Электронный ресурс]. URL: http://unatlib.ru (дата обращения: 09.11.2021).
References
1. Statistical review for International Children's Day. Available at: https://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/ publications / izdania/public_reviews/index_41737/ (accessed 21.12.2021) (In Russian).
2. Kovalevskaya N. I., Petrova L. I. The influence of the media environment on the formation of reading literacy among adolescents. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series IV, Print- and Mediatechno-logies, 2018, no. 2 (213), pp. 31-37 (In Russian).
3. Kornev S. "Network Literature" and the Completion of the Postmodern. Novoye literaturnoye oboz-reniye [New Literary Review], 1998, no. 32, pp. 31-37. Available at: http://magazines.russ.ru/nlo/ 1998/32/korn.html (accessed 21.07.2021) (In Russian).
4. Samokhina M. M. Young readers on the Internet (observations of a sociologist). Available at: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/sa26.html (accessed 15.09.2022) (In Russian).
5. Guseyjnov G. Notes on the Anthropology of the Russian Internet: Features of the Language and Literature of Network People. Novoye literaturnoye obozreniye [New Literary Review], 2000, no. 43, pp. 289-321 (In Russian).
6. Askarova V. Y., Zubanovа L. B. Exploring Children's and Young Adults' Reading in the Age of Digital Reality: Current Research and Project Strategies. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moskow State University of Culture and Arst], 2018, no. 5 (85), pp. 93-102 (In Russian).
7. Kovalevskaya N. I., Petrowa L. I. Trends in the development of reading children's periodicals. Me-diaprostranstvo Belarusi: istoriya i sovremennost': materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 100-letiyu vykhoda gazety "Zvyazda" i 90-letiyu gazety "SB Belarus' segodnya" [Media space of Belarus: history and modernity: materials of International Scientific and Practical Conference dedicated to the 100th anniversary of the publication of the newspaper "Zvyazda" and the 90th anniversary of the newspaper "SB Belarus Today"]. Minsk, 2017, pp. 102-107 (In Russian).
8. Zubanova L. B. Visual and book culture: the ideology of information and media preferences. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2012, no. 5 (260), pp. 55-59 (In Russian).
9. Ivanova G. A. Support and development of children's and youth reading as a priority area of library pedagogy. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moskow State University of Culture and Arst], 2017, no. 6 (80), pp. 162-167 (In Russian).
10. Reading and time: materials of the scientific VI and Practical Conference. Bryansk, 2014. Available at: http://libryansk.ru/ files/project/chtenie_i_vremya/2.html (accesed 20.02.2022) (In Russian).
11. Kovalevskaya N. I., Petrova L. I. The influence of video culture on the reading preferences of children and adolescents. Trudy BGTU [Proceedings of BSTU], series IV, Print- and Mediatechnologies, 2017, no. 2 (201), pp. 108-116 (In Russian).
12. Eroshenko E. Additional reading. Available at: //article.tech-labs.ru/52_31430.html (accesed 11.12.2022) (In Russian).
13. Kalinchuk A. V. The structure of young people's reading practices in the Internet era. Nauchnyye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific works of the Moscow University for the Humanities], 2019, no. 5, pp. 23-31 (In Russian).
14. Akimova A. G. Reader culture of youth: myths and reality. Available at: http:// lib.1september.ru/ 2006/08/16.htm (accesed 14.12.2021) (In Russian).
15. Kolesnikova O. G. Promotion of books and reading in the electronic environment. Available at: http://unatlib.ru (accesed 09.11.2021) (In Russian).
Информация об авторе
Ковалевская Наталья Ивановна - старший преподаватель кафедры редакционно-издательских технологий. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Kovalevskaya Natal'ya Ivanovna - Senior Lecturer, the Department of Editing and Publishing Technology. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 15.02.2022