Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖКХ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖКХ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
788
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Тамара Ивановна, Нижальская Наталья Ивановна

В статье рассматривается влияние цифровых инноваций на трансформацию жилищно-коммунальной сферы. Исследуются перспективные направления цифровизации в коммунальном и жилищном секторах. На основе изучения региональных и муниципальных практик выделяются проблемы цифровизации отрасли. Отмечено, что наибольшее отрицательное влияние на цифровизацию отрасли оказывают неопределенность источников финансирования проектов цифровизации, недостаточная цифровая компетентность работников ЖКХ, разобщенность данных в отрасли и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никифорова Тамара Ивановна, Нижальская Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY

The article examines the impact of digital innovations on the transformation of the housing and communal sector. Promising areas of digitalization in the communal and housing sectors are being explored. Based on the study of regional and municipal practices, the problems of digitalization of the industry are highlighted. It is noted that the greatest negative impact on the digitalization of the industry is exerted by the uncertainty of sources of funding for digitalization projects, the lack of digital competence of housing and communal services workers, the fragmentation of data in the industry, etc.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖКХ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_4_2_125 УдК 332.8

Никифорова тамара Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, управления, социологии и педагогики, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск, Россия, e-mail: t.nikiforova@sibstrin.ru

Нижальская Наталья Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления, социологии и педагогики, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск, Россия

цифровизация жкх как основа развития отрасли

В статье рассматривается влияние цифровых инноваций на трансформацию жилищно-коммунальной сферы. Исследуются перспективные направления цифровизации в коммунальном и жилищном секторах. На основе изучения региональных и муниципальных практик выделяются проблемы цифровизации отрасли. Отмечено, что наибольшее отрицательное влияние на цифровизацию отрасли оказывают неопределенность источников финансирования проектов цифровизации, недостаточная цифровая компетентность работников ЖКХ, разобщенность данных в отрасли и пр.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; цифровые инновации; приоритеты развития; проблемы.

uDc 332.8

Nikiforova Tamara Ivanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics, Management, Sociology and Pedagogy, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin), Novosibirsk, Russia, e-mail: t.nikiforova@sibstrin.ru

Nizhalskaya Natalia Ivanovna,

PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics, Management, Sociology and Pedagogy, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin), Novosibirsk, Russia

digitalization of housing and communal SERVIcES as the basis for the development of the industry

The article examines the impact of digital innovations on the transformation of the housing and communal sector. Promising areas of digitalization in the communal and housing sectors are being explored. Based on the study of regional and municipal practices, the problems of digitalization of the industry are highlighted. It is noted that the greatest negative impact on the digitalization of the industry is exerted by the uncertainty of sources of funding for digitalization projects, the lack of digital competence of housing and communal services workers, the fragmentation of data in the industry, etc.

Keywords: housing and communal services; digital innovation; development priorities; problems.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), обеспечивая базовые потребности населения, занимает важное место в экономике страны. В 2021 г. доля ЖКХ в ВВП России достигла 4,9 %, оборот рынка коммунальных услуг составил 2,85 трлн руб. По прогнозам специалистов, рынок будет расти в среднем на 5,3 % ежегодно даже в период кризиса [6].

Актуальной тенденцией развития отрасли является повышение ее инновационное™ на основе цифровизации, что позволит увеличить надежность и качество коммунальных услуг, снизить издержки собственников на содержание недвижимости, оптимизировать затраты на ЖКХ из бюджетов различных уровней.

Индекс цифровизации бизнеса, характеризующий уровень использования широкополосного Интернета, облачных сервисов, РРЮ-технологий, ЕКР-систем, включенность в электронную торговлю, показывает, что строительные организации, а также организации, оказывающие услуги по водоснабжению и водоотведению, сбору и утилизации отходов, выполняющие операции с недвижимостью, имеют наименьшие показатели в предпринимательском секторе (рис. 1) [1]. Так, при среднем значении по предпринимательскому сектору 32,2 % значение данного индекса в строительстве и ЖКХ составляет 25,3-23,8 %.

Рисунок 1 - Индекс цифровизации бизнеса [1]

Для изменения сложившейся ситуации в 2021 г. Минстроем России была принята Стратегия цифровой трансформации отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ» [5]. В ней выделено четыре перспективных направления:

- «новый умный дом». Это направление предполагает организацию управления многоквартирным домом с использованием Internet of Things (JoT) - интернета вещей;

- «решаем вместе». Развитие системы сбора и учета общественного мнения для принятия решений о приоритетных проектах для развития муниципального образования;

- «строим в один клик». Данный проект направлен на оптимизацию системы электронного документооборота между застройщиками и Министерством строительства Российской Федерации;

- «цифровая инфраструктура ЖКХ». Автоматизация учета потребленных водо-, тепло-, энергоресурсов.

На реализацию вышеперечисленных проектов планируется потратить 393 млрд руб. до 2030 г. Преобладающую часть инвестиций предусмотрено осуществить в жилищно-коммунальной сфере.

В рамках проектов решаются задачи по повышению эффективности функционирования жилищно-коммунальной сферы. Например, создано единое информационное хранилище сведений обо всех поставщиках коммунальных ресурсов, управляющих организациях, жилищно-коммунальных предприятиях (ГИС ЖКХ).

Согласно исследованию ТА^эег и ГК «Ро-стех» [3], проведенному на рынке технологий Индустрии 4.0 в России, наибольшим спро-

сом у российских организаций пользуются инфраструктурой и контроль за состоянием различные 1оТ-технологии, направленные на оборудования (рис. 2). решение задач безопасности, управление

О 10 20 30 40 50 60 70 30 Рисунок 2 - Направления использования технологий Индустрии 4.0 в России [3]

Эти направления цифровизации характерны и для жилищно-коммунальной сферы. Здесь необходимо отметить, что подходы к цифровизации коммунального сектора (представленного ресурсоснабжающими компаниями) и жилищного сектора (представленного управляющими компаниями и ТСЖ) несколько отличаются.

Ресурсоснабжающие компании, использующие сложное высокотехнологичное оборудование, ставят перед собой комплексные цели автоматизации и цифровизации всех внутренних технологических и бизнес-процессов. В частности, концепция «Цифровой водоканал» предполагает автоматизацию и перевод в цифровой формат всего процесса, начиная со снятия показаний счетчиков до непосредственного выставления счетов. В настоящее время большинство этих функций выполняется вручную и сопровождается производственными и временными потерями [7].

В жилищном секторе развиваются преимущественно цифровые клиентские, платежные сервисы, мобильные приложения и т. п.

Также нужно подчеркнуть географическую неравномерность цифровизации ЖКХ. Наибольшее развитие она получила в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах-миллионниках. В средних и малых городах процессы идут гораздо меньшими темпами.

Так, в Москве Интернет вещей используется в целях управления объектами городской инфраструктуры, в частности для регулиро-

вания освещения, управления лифтовым хозяйством и пр.

В 2022 г. планируется перевести часть услуг в сфере ЖКХ в электронный вид. Предполагается упростить порядок предоставления госуслуг по операциям с недвижимостью, находящейся в собственности муниципалитета [8].

В Московской области создано мобильное приложение «Госуслуги дом», которое позволяет проводить юридически значимые собрания собственников помещений в многоквартирном доме с использованием госуслуг с высоким уровнем защиты, а также позволяет создавать общедомовые чаты с верификацией на Госуслугах, ранжировать управляющие компании по рейтингу.

Цифровизации коммунальной сферы способствует и реализация ведомственного проекта Минстроя «Умный город», направленного на создание комфортных условий проживания населения. Проект предусматривает ведение электронного паспорта объекта недвижимости на всех стадиях жизненного цикла, включая информацию о состоянии строительных конструкций, выполнении работ по капитальному ремонту и др.

На сегодня созданы и успешно используются облачные сервисы для управляющих компаний и поставщиков ресурсов, позволяющие автоматизировать информацию для передачи в государственное информационное хранилище ЖКХ. Наиболее известными являются РИАС ЖКХ, «АИС Город. Приборный учет», ООАЫТ и др.

Владимирская, Кировская, Ульяновская области активно используют цифровую платформу РИАС ЖКХ. Платформа позволяет создать практически цифровую модель мегаполиса. В ней содержатся как картографические данные, так и данные об использованных ресурсах, аварийных ситуациях в коммунальной сфере, обращениях потребителей коммунальных услуг и т.п.

Интеллектуальная система диспетчеризации «АИС Мегаполис. Приборный учет» внедрена в Ульяновске, Димитровграде, Самаре. Она позволяет контролировать потребление энергоресурсов, достигать целей энергоэффективности [2].

На основе платформы ODANT в Рязанской области функционирует региональная информационная система ЖКХ. Она связывает воедино информационные потоки всех участников отрасли - министерства ЖКХ, фонда капитального ремонта, государственной жилищной инспекции, органов местного самоуправления, ресурсоснабжаю-щих организаций, управляющих компаний и ТСЖ, расчетно-кассовых центров, потребителей.

Большую роль в цифровизации зданий играют застройщики, обеспечивающие на этапе проектирования и строительства основу для безопасного и комфортного проживания, формируя удобную и комфортную среду. АО «Ростелеком» предлагает цифровое решение «Многофункциональный сервис управления и контроля квартиры и территории жилого комплекса»», его часть - домашнее облачное видеонаблюдение.

Также в жилищно-коммунальной сфере существует огромный потенциал для повышения эффективности бизнес-процессов по управлению МКД. Сюда можно отнести автоматизацию управленческих процессов и документооборота внутри организации, автоматизацию процессов ведения электронной базы паспортов многоквартирных жилых домов, создание единой расчетно-платежной и аналитической системы и др.

Вместе с тем можно выделить ряд проблем внедрения цифровых технологий в ЖКХ:

- неопределенность источников финансирования некоторых проектов, отсутствие стратегического инвестора. Так, внедрение типовых систем снабжения ресурсами пред-

полагается осуществлять за счет средств управляющих и ресурсоснабжающих компаний, однако не ясен механизм стимулирования последних. При этом на сегодняшний день доля многоквартирных домов с установленными коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета энергетических ресурсов, составляет лишь 10 % [6];

- недостаточная цифровая компетентность работников ЖКХ. Например, принятый в 2019 г. профессиональный стандарт «Специалист по управлению многоквартирным домом (МКД)» [4] предусматривает, что работники, начиная с пятого квалификационного уровня, должны использовать в своей деятельности специализированные программные приложения, современные информационные технологии и пр. Однако для получения лицензии управляющей компании (УК) необходимо сдать экзамен только ее руководителю, а затем он может набрать любые кадры. Поэтому многие УК по-прежнему практикуют прием показаний счетчиков от жильцов по электронной почте или телефону, используют общедомовые чаты в мес-сенджерах вместо специализированных мобильных приложений, обеспечивающих авторизованный обмен юридически значимыми сообщениями между УК и собственниками;

- недостаточная обеспеченность потребителей коммунальных ресурсов услугами информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доступными, в том числе, по цене. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, доступ к Интернету имеет 76,9 % домашних хозяйств [1]. Здесь проявляется разнонаправленная тенденция. Жители городов, в силу своих цифровых навыков, повышают требования к развитию цифровых сервисов в ЖКХ, в то же время части потребителей Ин -тернет недоступен;

- невысокий потенциал тиражирования удачных региональных и городских практик в области цифровизации жилищно-коммунального хозяйства в силу региональной, муниципальной специфики;

- низкое качество и разобщенность данных (показателей) в отрасли, отсутствие еди -

ных требований по описанию и размещению в информационных системах и др.

Решение этих проблем позволит ускорить внедрение и повысить востребованность и эффективность использования цифровых инноваций в жилищно-коммунальном хозяйстве с учетом происходящих технологических преобразований и региональных потребностей.

Список литературы

1. Абдрахманова Г И., Вишневский К. О. Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 124 с.

2. Ларионова А. А. Цифровизация ЖКХ как стратегическое планирование его развития // Экономика. 2019. № 9 (сентябрь). С. 34-39.

3. Налбандян Г Г Ключевые направления цифровой трансформации промышленных компаний: анализ российских и зарубежных предприятий // Инновационное развитие экономики. 2021. № 6 (66). С. 58-66.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению многоквартирными домами»: приказ Министерства труда Российской Федерации № 538н от 31.07.2019. URL: https://minjust. consultant.ru/documents/43908?items=1&page=1 (дата обращения: 22.07.2022).

5. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация отрасли «Строительство, городское хозяйство и ЖКХ». URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202 108Z1e63cb37cb5b3a1c32683df4372369b6.pdf (дата обращения: 22.07.2022).

6. Прогноз развития рынка ЖКХ в текущей экономической ситуации в России. Аналитический отчет. URL: https://marketing.rbc.ru/research/43341/ (дата обращения: 10.07.2022).

7. «Росатом» оценил потенциал рынка цифрови-зации систем водоснабжения / Официальный сайт агентства деловых коммуникаций CNews Conferences /CNC/. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2022-03-11_rosatom_otsenil_potentsial (дата обращения: 10.07.2022).

8. Участники «IoT в ЖКХ 2021» договорились о внедрении цифровых решений // Материалы V Всероссийской конференции «Интернет вещей и цифровая трансформация жилищно-коммунального хозяйства». URL: https://www.osp.ru/resources /releases?rid=45958 (дата обращения: 22.07.2022).

References

1. Abdrakhmanova G. I., Vishnevsky K. O. Indicators of the digital economy: 2021: statistical collection. Moscow: HSE, 2021. 124 p.

2. Larionova A. A. Digitalization of housing and communal services as strategic planning of its development. Economy. 2019. No. 9 (September). pp. 34-39.

3. Nalbandian G. G. Key directions of digital transformation of industrial companies: analysis of Russian and foreign enterprises. Innovative development of the economy. 2021. No. 6 (66). pp. 58-66.

4. On the approval of the professional standard "Specialist in the management of apartment buildings": Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 538n dated 31.07.2019. URL: https://minjust.consultant. ru/documents/43908 ? items=1 &page=1 (accessed: 07/22/2022).

5. Passport of the strategy "Digital transformation of the industry "Construction, urban economy and housing and communal services". URL: https://storage.strategy24. ru/files/news/202108/1e63cb37cb5b3a1c32683df437236 9b6.pdf (accessed: 07/22/2022).

6. Forecast of housing and communal services market development in the current economic situation in Russia. Analytical report. URL: https://marketing.rbc.ru/ research/43341 (accessed: 10.07.2022).

7. Rosatom assessed the potential of the digitalization market of water supply systems / Official website of the Agency for Business Communications CNews Conferences /CNC/. URL: https://www.cnews.ru/news/line/2022-03-11_ rosatom_otsenil_potentsial (accessed: 10.07.2022).

8. Participants of "IoT in housing and communal services 2021" agreed on the introduction of digital solutions. Materials of the V All-Russian Conference "Internet of Things and digital transformation of housing and communal services". URL: https://www.osp.ru/resources / releases?rid=45958 (accessed: 07/22/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.