отражению их результатов в учетно-аналитической системе организации на разных лиц на ограниченный период, с целью сокращения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений;
- процедуры контроля фактического состояния расчетов (инвентаризация);
- контроль правильности осуществления сделок;
- процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, то есть правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, процедуры восстановления данных, логическая и арифметическая проверка данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни (проверку правильности оформления реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическую сверку данных, отчеты об ошибках).
Источники:
1. Адаменко А.А. Развитие системы корпоративных взаимоотношений в предпринимательской среде / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, Д.Ш. Мусостова // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 3 (44). - С. 12-16.
2. Адаменко А.А. Результаты осуществления управленческой деятельности в коммерческой организации / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 34 (2). - С. 10-14.
3. Говдя В. В. Управление дебиторской задолженностью организаций жилищно-коммунального комплекса / В. В. Говдя, С. А. Шулепина, К. А. Величко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2016. - № 61. - С. 34-39.
4. Еремина Н.В. Кредиторская задолженность в управлении предприятия / Н. В. Еремина, А. Г. Чергик, Р. Р. Дубинский // Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение: материалы VII междунар. науч. конф.
- Майкоп: Изд-во ИП Магарин О. Г., 2017. - С. 148- 153.
5. Псалом, Я.Г. Методический инструментарий анализа дебиторской и кредиторской задолженности организации / Я.Г. Псалом, Ю.А. Павелко, Т.А. Нормова // В сборнике: Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа Сборник статей Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, посвященной 95-летию Кубанского государственного аграрного университета.- 2017. - С. 177-182.
References:
1. Adamenko A.A. Development of the system of corporate relationships in the business environment / A.A. Adamenko, D.V. Pe-trov, D.Sh. Musostova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 3 (44). - S. 12-16.
2. Adamenko A.A. Results of management activities in a commercial organization / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural Humanitarian Research. - 2021. - No. 34 (2). - P. 10-14.
3. Govdya V. V., Shulepina S. A., Velichko K. A. Management of accounts receivable of organizations of the housing and communal complex // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2016. - No. 61. - S. 34-39.
4. Eremina N.V. Accounts payable in enterprise management / N. V. Eremina, A. G. Chergik, R. R. Dubinsky // Modern economy: problems, prospects, information support: materials of the VII Intern. scientific conf. - Maykop: Publishing House IP Magaiin O. G., 2017. - P.148-153.
5. Psalm, Ya.G. Methodological tools for the analysis of accounts receivable and accounts payable of an organization / Ya.G. Psalm, Yu.A. Pavelko, T.A. Normova // In the collection: Problems and prospects for the development of the theory and practice of economic analysis Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates, Teachers, dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - P. 177-182.
EDN: UIDTDP
Р.Х. Мутолапов - аспирант, ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», [email protected],
R.Kh. Mutolapov - graduate student, FSAEI HE "Samara State Economic University".
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА DIGITALIZATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES: CURRENT TRENDS, PROBLEMS AND WORLD PRACTICE
Аннотация. Мировые процессы трансформации отраслей экономики напрямую связаны с активным развитием и проникновением цифровых инноваций и технологий в жилищно -коммунальную сферу способные реформировать традиционные отрасли под реальность цифровой экономики. Актуальность исследования внедрения и использования цифровых решений на основе искусственного интеллекта на отраслевых предприятиях жилищно-коммунальной сферы является приоритетным на национальном уровне разных стран мира. Целью проведенного исследования является современное развитие цифровых инноваций и готовых цифровых ИТ-решений мировых компаний-разработчиков в отраслевых сферах жилищно-коммунального хозяйства стран мира. Автор в исследовании проанализировал современные мировые тенденции и особенности развития цифровых инноваций в трансформации жилищно-коммунальной сферы и практические примеры отраслевого внедрения цифровых ИТ-решений в различных странах мира. Методология проводимого автором исследования базируется на общенаучных методах познания: анализа, сравнения и синтеза, а также на методах эконометриче-
ского анализа. Проведенные автором исследования показали, что преимуществами внедрения и практического применения цифровых инноваций на объектах жилищно-коммунальной сферы стало получение значительного экономического эффекта от сокращения текущих эксплуатационных затрат и безаварийной работы коммунальных сетей. Основным сдерживающим фактором глобальной трансформации и цифровизации жилищно-коммунальной сферы стран мира является внедрение универсальных вместо комплексных цифровых технологий и ИТ-решений при отсутствии инициатив и действующих государственных программ поддержки на национальном уровне.
Abstract. The global processes of transformation of economic sectors are directly related to the active development and penetration of digital innovations and technologies into the housing and communal sphere that can reform traditional industries to the reality of the digital economy. The relevance of the study of the introduction and use of digital solutions based on artificial intelligence at industrial enterprises of the housing and communal services sector is a priority at the national level of different countries of the world. The purpose of the research is the modern development of digital innovations and ready-made digital IT solutions of global development companies in the industrial spheres of housing and communal services of the countries of the world. In the study, the author analyzed the current global trends and features of the development of digital innovations in the transformation of the housing and communal services sector and practical examples of the industry implementation of digital IT solutions in various countries of the world. The methodology of the research conducted by the author is based on general scientific methods of cognition: analysis, comparison and synthesis, as well as methods of econometric analysis. The research conducted by the author showed that the advantages of the introduction and practical application of digital innovations at housing and communal facilities were to obtain a significant economic effect from reducing current operating costs and trouble-free operation of utility networks. The main deterrent to the global transformation and digitalization of the housing and communal services of the countries of the world is the introduction of universal instead of complex digital technologies and IT solutions in the absence of initiatives and existing state support programs at the national level.
Ключевые слова: цифровые инновации, цифровая трансформация, ИТ-решения, жилищно-коммунальная сфера, искусственный интеллект, жилищные и коммунальные услуги.
Keywords: digital innovations, digital transformation, IT solutions, housing and communal services, artificial intelligence, housing and communal services.
Введение
Трансформационные процессы мировой экономики являются важным драйвером развития и активного применения цифровых инновационных технологий компаниями и предприятиями во всех странах мира. Цифровые ИТ-решения для жилищно-коммунальной сферы способны решить стратегические задачи и проблемы крупных мегаполисов в области управления сложнейшей городской инженерной и коммунальной инфраструктурой.
В настоящее время учеными и исследователями цифровая трансформация традиционной сферы жилищно-коммунального хозяйства рассматривается как последовательность этапов: получения и накопления «больших данных», создание и внедрение жилищными и ресурсоснабжа-ющими/коммунальными компаниями цифровых инновационных решений в свою основную деятельность, последующая комплексная реформация системы управления жилищно-коммунальной сферы на основе цифровых технологий [1, 5, 8]. Однако отдельные исследователи считают, что трансформационные процессы в мировой экономике на основе современных цифровых передовых технологий способны осуществить переход к умному интеллектуальному городскому и коммунальному хозяйствованию на основе цифровых ИТ-решений уже сегодня в крупных городах ведущих стран мира [4, 7].
Неоспоримыми преимуществами применения новых цифровых ИТ-решений в жилищно-коммунальной сфере являются повышение эффективности деятельности ресурсонабжающих и управляющих компаний, качественные жилищно-коммунальные услуги нового поколения, отвечающие требованиям современной цифровой действительности. Предпосылки, тенденции и особенности современного развития цифровых решений и мировую практику их применения для объектов жилищно-коммунальной сферы в разных странах мира рассмотрим более подробно в данной статье.
Предпосылки, тенденции и особенности современного развития цифровых решений для объектов жилищно-коммунальной сферы в мире.
Развитие трансформационных процессов в мировой экономике невозможно представить без внедрения инновационных цифровых технологий на основе компонентного применения искусственного интеллекта (далее ИИ) в традиционную сферу жилищно-коммунального хозяйства
стран мира. Необходимость новых цифровых технологий в способах управления городской и коммунальной инженерной инфраструктурой, а также в техническое обслуживание и содержание многоквартирных домов (далее МКД) обусловлено следующими неоспоримыми факторами, являющимися главными драйверами инновационного развития и модернизации современной сферы жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) на мировой уровне:
- повышение безопасности и комфортности проживания в городской инфраструктуре;
- предотвращение потерь и аварий, а также эффективное использование коммунальных ресурсов;
- создание цифровых ИТ-решений для управления предоставления и прозрачности оплаты жилищно-коммунальных услуг в режиме «24/7»;
- управление расходования коммунальных ресурсов и предоставление персонализированных рекомендаций по снижению потребления с помощью мобильных приложений ЖКХ;
- планирование спроса и предложения на коммунальные ресурсы с целью рациональной выработки ресурсонабжающими компаниями необходимого объема ресурсов с учетом минимального и максимального потребления;
- повышение эффективности сбора и уровня переработки, утилизации коммунальных бытовых отходов [3, 9].
На современном этапе мировая цифровизация объектов жилищно-коммунальной сферы в большинстве передовых и ведущих стран мира находится на уровне накопления метаданных и создания цифровых платформ, сервисов, приложений в отдельных сегментах и отраслях ЖКХ на основе ИТ-решений, использующих современные разработки и технологии применения искусственного интеллекта (таблица 1).
Таблица 1 - Направления компонентного использования искусственного интеллекта (ИИ) в цифровых ИТ-решениях для жилищно-коммунальной сферы
(Источник: составлено автором)
Компоненты искусственного интеллекта Цифровые ИТ-решения в сфере ЖКХ
Жилищные услуги Коммунальные услуги
Автономные устройства Ремонт и техническое обслуживание инфраструктуры и оборудования здании Управление инженерной инфраструктурой и оборудо-ванием коммунальных сетей
Сбор и переработка отходов
Виртуальные помощники Управление мобильными сервисами по оплате и коммуникации с собственниками помещений Мониторинг распределения и использования потребителями коммунальных ресурсов
Обратная связь с потребителями услуг
Управление автономными устройствами на МКД
Распознавание изображений Контроль проведения работ по обслуживанию и ремонту зданий, помещений и придворовой территории МКД Оценка состояния объектов и элементов инженерной инфраструктуры сетей
Обнаружение, сортировка и транспортировка отходов
Управление и мониторинг инфраструктуры городского освещения
Прогнозный анализ Планирование технического обслуживания инженерных коммуникаций, оборудования и конструктива зданий МКД Планирование оптимальных и максимальных нагрузок на коммунальные сети
Моделирование внештатных и аварийных ситуаций
Системы поддержки принятия решений Автоматизированная диспетчерская служба по заявкам жителей МКД Автоматизированная диспетчерская служба коммунальными сетями
Цифровизация объектов жилищно-коммунальной сферы в настоящее время характеризуется точечным внедрением разрозненных ИТ-решений, направленных на выполнение отдельных узкоспециализированных задач, и требует полной комплексной реорганизации системы управ-
ления жилищно-коммунальным хозяйством. Необходимо отметить, что полная трансформация жилищно-коммунальной сферы на основе современной цифровой действительности пока не достигнута ни в одном мировом мегаполисе.
По прогнозам ведущих специалистов, в 2021 году в затраты передовых стран мира на цифровизацию городской инфраструктуры превысят 185 млрд долл. США. Наиболее востребованными цифровыми технологиями, направленными на повышение эффективности городской инфраструктуры считаются мониторинг коммунальных сетей и инженерной инфраструктуры, система контроля и движения транспортных мусоровозов, управление аварийно-диспетчерской службой жилищных и коммунальных организаций [5, 9].
Высокая востребованность цифровых ИТ-решений для жилищно-коммунальной сферы многих ведущих города мира обусловила рост числа мировых компаний-разработчиков старта-пов для ЖКХ до 146 за период с 2010 г. по 2021 г., при этом специалисты отмечают, что самый динамичный рост числа ИТ-компаний, разрабатывающих цифровые решения сферы ЖКХ начался с 2015 года [6, 10].
Мировыми лидерами в области развития современных информационных технологий и количеством стартапов с использованием компонентов искусственного интеллекта в ЖКХ являются такие страны как США, Канада, Великобритания, Китай и Израиль. На рынке цифровых технологий количество ИТ-решений для ресурсонабжающих компаний, предлагающих коммунальные услуги по тепло-, водо-, газо- и электроснабжению, водоотведению и обращению с бытовыми отходами (55 %) преобладает над цифровыми стартапами (45 %) для управляющих компаний по жилищным услугам (таблица 2).
Таблица 2 - Распределение мировых стартапов по цифровизации жилищно-
коммунальной сферы за 2015-2020 гг. (Источник: составлено автором по данным цифрового сервиса Crunchbase.com [6])
Цифровые решения для рынка жилищно-коммунальных услуг Количество стартапов Удельный вес стартапов, в %
1 2 3
Жилищные услуги 118 45,0 %
Управление конструктивной и инженерной инфраструктурой зданий МКД 42 16,0 %
Умный дом 40 15,3 %
Управление мобильными сервисами по оплате и коммуникации с собственниками помещений 31 11,8 %
Ремонт и техническое обслуживание инфраструктуры и оборудования зданий 5 1,9 %
Коммунальные услуги по тепло-, водо-, газо- и электроснабжению, по водоотведению 112 42,7 %
Управление рациональным распределением коммунальных ресурсов 36 13,7 %
Управление и мониторинг инженерной инфраструктурой и оборудованием коммунальных сетей 32 12,2 %
Управление зарядной инфраструктурой для электротранспорта 16 6,1 %
Инфраструктурные системы альтернативной энергетики 15 5,7 %
Управление и мониторинг инфраструктуры городского освещения 13 5,0 %
Коммунальные услуги по обращению с отходами 31 11,8 %
Транспортировка отходов 16 6,1 %
Сортировка и переработка отходов 8 3,1 %
Системы предупреждения образования отходов 5 1,9 %
Комплексные решения для управления обращения с отходами 2 0,8 %
Большинство компаний-разработчиков цифровых решений во много отдают предпочтение универсальным ИТ-решениям, подходящим для различных отраслей реального сектора экономики, в том числе и для сферы ЖКХ. Интерес ведущих мировых компаний со стартапами по цифровизации объектов и предприятий жилищно-коммунальной сферы обусловлен пониманием
размера экономического эффекта от практического внедрения комплексных систем цифровиза-ции и трансформации всего ЖКХ, оцененного в 300-800 млдр долл. США в год. Более 44 % мировых стартапов по цифровизации отрасли все еще находится на стадии пилота, но ведущие 146 компаний-разработчиков смогли апробировать и запустить в реальное использование 14 % своих цифровых решений на основе искусственного интеллекта [5, 7].
Главным сдерживающим фактором глобальной трансформации ЖКХ и перехода на новый этап цифровой жилищно-коммунальной сферы стран мира является внедрение простых, точечных и легкомасштабируемых вместо комплексных цифровых технологий и ИТ-решений на объекты сферы жилищно-коммунального хозяйства в ЖКХ при отсутствии инициатив и приоритетов со стороны государственного управления и реальных программ поддержки на национальном уровне.
Современная мировая практика внедрения и применения цифровых инноваций в жилищно-коммунальной сфере.
Управляющая компания «Hong Yip Service Company» г.Гонконг Китай, в обслуживании которой более 1600 жилых и коммерческих зданий, установила в 50 многоквартирных домах цифровой комплекс ИТ-решений на основе искусственного интеллекта, состоящий из датчиков температуры и влажности с технологией NB-IoT. На данный момент цифровая система проходит этап пилотирования. Данное цифровое решение рассматривается как инструмент модернизации существующих МКД до интеллектуальных зданий, способных автоматически сообщать об утечках и отсутствии тепла, воды, газа и электроэнергии в аварийную диспетчерскую службу и проводить мониторинг исправности инженерной инфраструктуры многоквартирного дома, что снизит эксплуатационный расходы на техническое обслуживание зданий.
Компания «LawnTap Technologies» из США разработала цифровое решение для обслуживания придомовой территории, которое отслеживает высоту травы газонов и автоматически отправляет запрос компаниям на выполнение услуг по уходу за газоном. Данное цифровое решение на основе виртуального помощника «AI-бот» принимает и анализирует предложения с целью найти оптимального исполнителя для выполнения работ по уходу за газоном. После выполнения работ цифровое решение самостоятельно оценивает факт выполнения работ и осуществляет оплату с банковского счета управляющей компании с получение полного комплекса первичных документов. В 2021-2022 году уже запланирован запуск адаптированной цифровой платформы для работы с управляющими компаниями.
Компания «Melbourne Water» на основе цифрового решения контролирует рациональное использование воды на водоочистных станциях городского водоснабжения в г.Мельбурн Австралия. В результате пилотирования ИТ-проекта сокращение затрат из-за нерационального расходования энергии очистных сооружений составило на 20 % в год.
В 2019 году в г.Торонто Канада было интегрировано 40 современных цифровых комплексов в городскую водоснабжающую инфраструктуру. Цифровое решение основано на применение звукоулавливающих датчиков, реагирующих на шум воды и сигнализирующих об аварийных ситуациях. Результатов внедрения инновационных цифровых технологий стало повышение рационального использования водных ресурсов и сокращение затрат на проведение технического обслуживания городских коммуникаций.
В г.Сан-Диего США внедрение нового цифрового приложения и инновационной системы измерения расхода электроэнергии «LightGrid» потребовало установить 4200 цифровых сенсоров для повышения эффективности организации городского пространства и уличного освещения. На данный момент установлено более 35 тысяч светодиодных светильников с датчиками. Цель реализации нового цифрового ИТ-решения в повышение эффективности уличного освещения на 20 %; увеличение эффективности использования парковочного пространства до 90 %; экономия электроэнергии и затрат на техническом обслуживании инфраструктуры городского освещения порядка 2,5 млн долл. США в ежегодно.
Описание: Компания «EDF Energy» использовала цифровую платформу «Schneider EcoStruxure Maintenance Advisor» для предотвращения поломок оборудования и возникновения аварийных ситуаций, а также внедрила ИТ-решение «AMS Suite от Emerson» для оптимизации технического обслуживания и графика работы на электростанции EDF в деревне Уэст-Бертоне в Великобритании. Экономический эффект от внедрения цифровх решений составил более 1 млн.фунтов за год.
Компания «Easylnspect» в г.Брённбю Дания внедрила цифровую платформу для визуального контроля инженерной инфраструктуры и оборудования центральных электросетей. Беспилотники автоматически обнаруживают повреждения с помощью цифровой платформы на основе компонентного использования искусственного интеллекта в режиме реального времени и наносят разметку найденных повреждений. Данное цифровое решение готово к интеграции в городскую инфраструктуру любого города и обеспечивает эффективную работу специалистов по устранению аварий и неполадок в работе линий электропередач.
Необходимо отметить, что данная инновационная цифровая технология позволяет обнаружить повреждения на бетонных, стальных и каменных конструктивах многоквартирных домов и других зданий, что придает ей универсальность и возможность применения и комплексной цифровой интеграции во все объекты жилищно-коммунальной сферы.
Цифровую интеллектуальную систему по сбору и вывозу бытовых отходов используют в Испании, Китае, Южной Кореи. Загруженность мусорных контейнеров и правильность сортировки бытового мусора определяют встроенные цифровые датчики, подключенные к облачной платформе. Круглосуточный сбор данных о наполнении контейнеров позволяет формировать автоматически график и маршрут специализированного автотранспорта. В результате за счет исключения поездок спецтехники к пустым бакам, удалось снизить частоту сбора на 66 %, прямые затраты на 83 %, а также жители стали активнее соблюдать правила сортировки мусора, что увеличило на 46 % долю отходов, направляемых на вторичную переработку.
Мусорные контейнеры с интеллектуальным цифровым решением с распознаванием типа бытового отхода, правильности сортировки отходов и наполняемости контейнера стали применятся с 2019 года в городах, аэропортах, промышленных зонах Китая, Канады, Испании, Южной Кореи. Планируемые результаты внедрения цифровых решений в сферу коммунальных услуг по обращению и утилизации отходов - это сокращение количества перерабатываемых отходов на распределительных центрах и полигонах, повышение уровня утилизации отходов в городах до 35 % [4, 5, 7].
Практическое использование цифровых инноваций и технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве различных стран в мире доказывают реальность цифровой действительности в экономическом эффекте и неоспоримых результатах от перераспределения сложных операционных задач на цифровые компоненты искусственного интеллекта современных цифровых ИТ-решений, сокращая затраты и коммунальные ресурсы необходимые для развития отрасли и страны.
Заключение. Современные трансформационные процессы мировой экономики захватывают национальные сферы жилищно-коммунального хозяйства стран, заставляя активно разрабатывать и внедрять передовые инновационные цифровые технологии на основе компонентного применения искусственного интеллекта. Мировая цифровизация объектов жилищно-коммунальной сферы, как показали исследования, в большинстве развитых стран мира находится на этапе накопления метаданных и создания цифровых платформ, сервисов, приложений в отдельных сегментах и отраслях ЖКХ на основе ИТ-решений, направленных на выполнение отдельных специализированных задач и решения проблем управления городской инженерной инфраструктуры.
Автор отмечает, что полная трансформация системы управления жилищно-коммунальной сферы на основе комплексного внедрения ИТ-решений цифровой действительности пока не достигнута ни в одном мировом мегаполисе.
Мировыми лидерами в области развития цифровых решений и информационных технологий с использованием компонентов искусственного интеллекта в ЖКХ являются США, Канада, Великобритания, Китай и Израиль.
Главным сдерживающим фактором мировой цифровой трансформации жилищно-коммунальной сферы является внедрение легкомасштабируемых вместо комплексных цифровых технологий и ИТ-решений на объектах отраслевых предприятий ЖКХ, а также реальная заинтересованность и отсутствии инициатив со стороны национальных государств, так как 44 % мировых стартапов по цифровизации отрасли ЖКХ находится на стадии пилотирования и только 14 % цифровых ИТ-решений от мировых компаний-разработчиков нашли свое практическое применение в следующих мировых странах:
- управление многоквартирными домами как самостоятельными интеллектуальными зданиями в г.Гонконг Китай;
- виртуальный помощник для обслуживания придомовой территории в США;
- техническое обслуживание энергетических систем и оборудования электростанции на основе цифровой платформы в г.Уэст-Бертон Великобритания;
- цифровая система обнаружения неисправностей коммунальных сетевых линий электроэнергии г.Брённбю Дания;
- инновационные цифровые решения контролирует рациональное использование воды на водоочистных станциях городского водоснабжения в г.Мельбурн Австралия, а цифровые датчики служат для предотвращения утечек воды в г.Торонто Канада;
- цифровая интеллектуальная система по сбору, вывозу и утилизации бытовых коммунальных отходов используют в Испании, Китае, Южной Кореи.
Основными важными преимуществами активного применения цифровых ИТ-решений в жилищно-коммунальной сфере являются существенная оптимизация производственных и операционных процессов в отрасли, повышение эффективности деятельности ресурсонаб-жающих и управляющих компаний, разработка новых конкурентоспособных качественных продуктов и услуг нового поколения, ориентированных на персонализацию каждого потребителя жилищно-коммунальных услуг, доказавшие свою реальность на этапах практического пилотирования цифровых проектов.
Практика применения и развитие цифровых инноваций и технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве национальных государств показывает существенные экономические эффекты от перераспределения рутинных и сложных операционных задач на цифровые алгоритмы и компоненты искусственного интеллекта, сокращая затраты и коммунальные ресурсы, создание безаварийных графиков работы и простоя специальной техники и оборудования.
Источники:
1. Долматова А.В., Кузнецова А.И. Инновационные технологии в системе ЖКХ // Экономика и управление. 2016. №3(18). С.42-49.
2. Кемайкин Н.К., Павленков М.Н. Направления развития ЖКХ России // Вестник ТГУ. Экономика. 2020. №5. С.21-33.
3. Кириллова А.Н. Стратегический потенциал и ключевые факторы развития жилищно-коммунального развития жилищно-коммунального хозяйства // Недвижимость: экономика, управления. 2018. №3. С.12-16.
4. Кислякова Ю.Г., Казакова О.Ю. Инновационные технологии «Умного города» в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Социально-экономическое управление: теория и практика. №3 (38). 2019. С.57-58.
5. Лычагина А.А., Деменев А.В. Оптимизация сферы ЖКХ посредством технологических инноваций // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т14. №5. С.164-174.
6. Открытые данные электронного портала «Мировые инновационные проекты и стартапы» - https: //www. Crunchbase. com
7. Рахманова О. Технологии «умных» городов и прогнозы их развития // https://vc.ru/future/26713-smart-city.
8. Сологубова Г.С. Составляющие цифровой трансформации: монография. М.: Юрайт, 2018. 141 с.
9. Тренды развития искусственного интеллекта в сфере ЖКХ: аналитический обзор. М. : ГБУ «Агентство инноваций города Москвы», 2020. 128 с.
10. Токарев Б.Е. Количественный анализ инновационных стартапов в России // Управление. 2020. № 2. С.20-29. References:
1. Dolmatova A.V., Kuznetsova A.I. Innovative technologies in the housing and public utilities system // Economics and Management. 2016. No. 3 (18). pp.42-49.
2. Kemaikin N.K., Pavlenkov M.N. Directions for the development of housing and communal services in Russia // Bulletin of TSU. Economy. 2020. №5. S.21-33.
3. Kirillova A.N. Strategic potential and key factors in the development of housing and communal development of housing and communal services // Real Estate: Economics, Management. 2018. №3. pp.12-16.
4. Kislyakova Yu.G., Kazakova O.Yu. Innovative technologies of "Smart City" in the field of housing and communal services // Socio-economic management: theory and practice. No. 3 (38). 2019. P.57-58.
5. Lychagina A.A., Demenev A.V. Optimization of the housing and communal services sector through technological innovations // Service in Russia and abroad. 2020. Т14. No. 5. pp.164-174.
6. Open data of the electronic portal "World Innovation Projects and Startups" - https://www. Crunchbase.com.
7. Rakhmanova O. Technologies of "smart" cities and forecasts of their development // https://vc.ru/future/26713-smart-city
8. Sologubova G.S. Components of digital transformation: monograph. Moscow: Yurayt, 2018. 141 p.
9. Trends in the development of artificial intelligence in the housing sector: an analytical review. M.: GBU "Innovation Agency of the City of Moscow", 2020. 128 p.
10. Tokarev B.E. Quantitative analysis of innovative startups in Russia // Management. 2020. No. 2. P.20-29.
EDN: VMPYWO
А.Ю. Никитаева - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой информационной экономики, Южный федеральный университет, [email protected],
A.Yu. Nikitaeva - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Informational Economics, Southern Federal University;
А.С. Дейниченко - преподаватель кафедры экономической теории и международных экономических отношений, Ростовский филиал Российской таможенной академии, anna.p avlyukevich @yandex. ru,
A.S. Deynichenko - Lecturer of the Department of Economic Theory and International Economic Relations, Rostov Branch of the Russian Customs Academy.
ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ THE INFLUENCE OF INFORMAL INSTITUTIONS ON THE ACTIVITIES OF INDUSTRIAL COMPANIES
Аннотация. В данной статье обоснована целесообразность учета воздействия социокультурных факторов на развитие промышленных предприятий и осуществление ими деятельности в кросс-культурном контексте для выбора эффективной стратегии развития. В работе раскрываются функции культуры и направления воздействия неформальных институтов на экономические системы и процессы, в частности, на экономические издержки и эффективность функционирования промышленных предприятий. Приводятся практические примеры из опыта различных мировых и российских компаний для иллюстрации социокультурного влияния на деятельность хозяйствующих субъектов промышленного сектора.
Abstract. This article substantiates the expediency of taking into account the impact of socio-cultural factors on the development of industrial enterprises and their activities in a cross-cultural context to choose an effective development strategy. The paper reveals the functions of culture and the directions of the impact of informal institutions on economic processes, in particular, on the economic costs and efficiency of the functioning of industrial enterprises. Practical examples from the experience of various world and Russian companies are given to illustrate the socio-cultural impact on the activities of economic entities of the industrial sector.
Ключевые слова: развитие промышленности, институциональные условия, социокультурные факторы, неформальные институты, социоэкономический анализ, промышленные предприятия.
Keywords: industrial development, institutional conditions, socio-cultural factors, informal institution, socio-economic analysis, industrial enterprises.
В современных условиях Четвертой промышленной революции для большинства технологически развитых стран мира наиболее приоритетным направлением развития экономики считается неоиндустриальная трансформация ее реального сектора, позволяющая, в свою очередь, нарастить экспортные возможности деятельности промышленных компаний. При этом теоретические и эмпирические исследования показывают, что развитие промышленности и увеличение ее экспортного потенциала в значительной степени зависит не только от экономических, но и от неэкономических факторов (психологических, социальных, культурных и др.), оказывающих влияние как на экономику в целом, так и на конкретные экономические явления, в частности. Это актуализирует более детальное изучение влияния неэкономических факторов на развитие промышленных компаний и осуществление ими экспортной деятельности.
Мировое общество прошло долгий эволюционный путь развития, стало сложным и неоднородным в силу различных факторов, оказывающих на него воздействие на протяжении всей истории. Поэтому, оценивая и анализируя экономическую составляющую, важно учитывать также социальные и иные факторы, влияющие на историческое формирование и современное развитие хозяйственной системы [13]. В данной работе роль неэкономических