Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ТЕНДЕНЦИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ТЕНДЕНЦИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГУЛЯТОРИКА ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВОЕ ПРАВОСУДИЕ / DIGITALIZATION / PUBLIC ADMINISTRATION / REGULATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITAL GOVERNMENT / DIGITAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шепелев Денис Викторович

Целью исследования, изложенного в настоящей статье, является изучение перспектив развития правовой институционализации цифровых технологий в условиях проводимой государственной политики. Это предполагает решение таких исследовательских задач как анализ международных требований и тенденций правового регулирования цифровых процессов и правоприменения, выявление проблем и перспектив правового регулирования в условиях цифровизации, а также характеристика тенденций развития правоприменительной практики в условиях цифровизации. Проведенное исследование позволило отметить ряд выводов. Автором отмечается, что международные требования и тенденции правового регулирования цифровых процессов и правоприменения создают стандарты для внедрения информационных технологий в государственное управление и экономику. В качестве одного из направлений, отражающих эффективность мер по внедрению цифровых технологий, применяемых на национальном уровне, называется повышение конкурентоспособности внутренней юрисдикции. Выявление проблем и перспектив правового регулирования в условиях цифровизации позволило отметить автору, что в сложившихся условиях очевидно дальнейшее развитие признания цифровых технологий и действий в качестве юридических фактов, идентификации субъектов права, оснований и порядка реализации субъективных прав и юридических обязанностей в информационной среде. Подчеркивается, что в дальнейшем требуется решить вопросы об объектах интеллектуальной собственности, правовом положении искусственного интеллекта как объекта правоотношений. В качестве тенденций развития правоприменительной практики в условиях цифровизации отмечается, что следует ожидать продолжения мер по цифровизации судопроизводства, которые требуют принятия организационных решений, в том числе идентификация сторон процесса, удостоверение полномочий, получение заверенных судебных актов дистанционным путем. В сфере деятельности органов исполнительной власти продолжается внедрение электронных способов осуществления властных полномочий для оказания государственных и муниципальных услуг, а также осуществления государственных и муниципальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN THE TRENDS OF LEGAL REGULATION AND LAW ENFORCEMENT AT THE PRESENT STAGE

The purpose of the research presented in this article is to study the prospects for the development of legal institutionalization of digital technologies in the context of public policy. This involves solving such research tasks as analyzing international requirements and trends in the legal regulation of digital processes and law enforcement, identifying problems and prospects of legal regulation in the context of digitalization, as well as describing trends in the development of law enforcement practice in the context of digitalization. The study made it possible to note a number of conclusions. The author notes that international requirements and trends in the legal regulation of digital processes and law enforcement create standards for the introduction of information technologies in public administration and the economy. Improving the competitiveness of domestic jurisdictions is one of the areas that reflect the effectiveness of measures to introduce digital technologies applied at the national level. Identification of problems and perspectives of legal regulation in the conditions of digitization has allowed the author to note that in the current circumstances, it is evident the further development of the recognition of digital technologies and actions as legal facts, identification of subjects, bases and procedure for the implementation of subjective rights and legal obligations in the information environment. It is emphasized that in the future it is necessary to solve questions about intellectual property, the legal status of artificial intelligence as an object of legal relations. As trends in the development of law enforcement practice in the context of digitalization, it is noted that we should expect the continuation of measures to digitalize legal proceedings, which require organizational decisions, including identification of the parties to the process, certification of credentials, obtaining certified judicial acts remotely. In the sphere of activity of Executive authorities, the introduction of electronic methods of exercising power for the provision of state and municipal services, as well as the implementation of state and municipal functions, continues.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ТЕНДЕНЦИЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

КИБЕРПРОСТРАНСТВО CYBERSPACE

12.00.01 Теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Theory and history of law and state; History of law and state teachings

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-170-176

Цифровизация

в тенденциях правового регулирования и правоприменении на современном этапе

Д.В. Шепелев ©

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Российская Федерация

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет)», г. Москва, Российская Федерация

E-mail: denn0508@yandex.ru

Аннотация. Целью исследования, изложенного в настоящей статье, является изучение перспектив развития правовой инсти-туционализации цифровых технологий в условиях проводимой государственной политики. Это предполагает решение таких исследовательских задач как анализ международных требований и тенденций правового регулирования цифровых процессов и правоприменения, выявление проблем и перспектив правового регулирования в условиях цифровизации, а также характеристика тенденций развития правоприменительной практики в условиях цифровизации. Проведенное исследование позволило отметить ряд выводов. Автором отмечается, что международные требования и тенденции правового регулирования цифровых процессов и правоприменения создают стандарты для внедрения информационных технологий в государственное управление и экономику. В качестве одного из направлений, отражающих эффективность мер по внедрению цифровых технологий, применяемых на национальном уровне, называется повышение конкурентоспособности внутренней юрисдикции. Выявление проблем и перспектив правового регулирования в условиях цифровизации позволило отметить автору, что в сложившихся условиях очевидно дальнейшее развитие признания цифровых технологий и действий в качестве юридических фактов, идентификации субъектов права, оснований и порядка реализации субъективных прав и юридических обязанностей в информационной среде. Подчеркивается, что в дальнейшем требуется решить вопросы об объектах интеллектуальной собственности, правовом положении искусственного интеллекта как объекта правоотношений. В качестве тенденций развития правоприменительной практики в условиях цифровизации отмечается, что следует ожидать продолжения мер по цифровизации судопроизводства, которые требуют принятия организационных решений, в том числе идентификация сторон процесса, удостоверение полномочий, получение заверенных судебных актов дистанционным путем. В сфере деятельности органов исполнительной власти продолжается внедрение электронных способов осуществления властных полномочий для оказания государственных и муниципальных услуг, а также осуществления государственных и муниципальных функций.

Ключевые слова: цифровизация, государственное управление, регуляторика цифровых технологий, цифровое правительство, цифровое правосудие

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16114.

170 Sociopolitical Sciences Vol. 10. No. 3. 2020 ISSN 2223-0092 (print)

ISSN 2310-7065 (online)

Шепелев Д.В.

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-170-176

Digitalization in the trends of legal regulation and law enforcement at the present stage

D.V. Shepelev ©

Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Moscow, Russian Federation,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University), Moscow, Russian Federation

E-mail: denn0508@yandex.ru

Abstract. The purpose of the research presented in this article is to study the prospects for the development of legal institutionalization of digital technologies in the context of public policy. This involves solving such research tasks as analyzing international requirements and trends in the legal regulation of digital processes and law enforcement, identifying problems and prospects of legal regulation in the context of digitalization, as well as describing trends in the development of law enforcement practice in the context of digitalization. The study made it possible to note a number of conclusions. The author notes that international requirements and trends in the legal regulation of digital processes and law enforcement create standards for the introduction of information technologies in public administration and the economy. Improving the competitiveness of domestic jurisdictions is one of the areas that reflect the effectiveness of measures to introduce digital technologies applied at the national level. Identification of problems and perspectives of legal regulation in the conditions of digitization has allowed the author to note that in the current circumstances, it is evident the further development of the recognition of digital technologies and actions as legal facts, identification of subjects, bases and procedure for the implementation of subjective rights and legal obligations in the information environment. It is emphasized that in the future it is necessary to solve questions about intellectual property, the legal status of artificial intelligence as an object of legal relations. As trends in the development of law enforcement practice in the context of digitalization, it is noted that we should expect the continuation of measures to digitalize legal proceedings, which require organizational decisions, including identification of the parties to the process, certification of credentials, obtaining certified judicial acts remotely. In the sphere of activity of Executive authorities, the introduction of electronic methods of exercising power for the provision of state and municipal services, as well as the implementation of state and municipal functions, continues.

Keywords: digitalization, public administration, regulation of digital technologies, digital government, digital justice

Acknowledgments. The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-16114.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие цифровых технологий создает новые условия для возникновения и институционализации «новой», цифровой реальности, где субъекты правоотношений могут приобретать, изменять и прекращать свои субъективные права и юридические обязанности. Однако влияние цифровизации на правовые отношения возможно только в случаях, закрепленных нормами права. Внедрение и признание цифровых технологий в «правовое» поле является результатом государственной политики. Причем практика применения внедряемых положений может привести к диссонансу между планируемым и итоговым эффектом. Минимизировать такие ситуации представляется возможным только в случаях, когда проводимая политика и принимаемые государством меры, в том числе в ходе осуществления правотворческих полномочий, продуманы, взвешены

и позволяют прогнозировать развитие практики применения. В связи с этим, возникает целесообразность выявить и охарактеризовать перспективы развития правовой институционализации цифровых технологий в условиях проводимой государственной политики.

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась практика принятия подзаконных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, либо актов, одобренных или утвержденных совещательными органами при главе государства, которые носят программный характер, находят свое выражение в Концепции, Стратегии или иных формах, и содержат последовательный перечень мер, применяемых в рамках реализации государственной политики. Такие акты содержат и меры, предусматривающие реализацию правотворческих полномочий органов государственной власти, начиная с разработки законопроекта в ведомственном министерстве и его представления

в Правительство Российской Федерации для реализации им права законодательной инициативы. Кроме того, в таких актах могут быть предусмотрены направления правоприменительной практики, а также рекомендации по реализации властных полномочий в рамках выполнения органами публичной власти своих полномочий. Таким образом, формируются два направления перспектив развития правовой институ-ционализации цифровых технологий в условиях проводимой государственной политики - в правотворчестве и в правоприменительной практике.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЦИФРОВЫХ ПРОЦЕССОВ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Цифровизация как явление стирает территориальные границы между государствами и между субъектами хозяйственной деятельности. Это предопределено тем, что все больше транзакций проводятся автоматически, без участия человека, а подобные издержки снижаются до минимума. В современной реальности появляются новые институты, такие как поисковые системы, социальные сети, платформы электронной торговли, цифровые платежные системы, электронные книги [7: 47]. Безусловно, это явление носит не локальный характер, а распространяется на весь цивилизованный мир. Всемирный банк, характеризуя уровень циф-ровизации в том или ином государстве, выделяет три аспекта, отражающие уровень внедрения цифровых технологий в общественное публичное пространство [10]. Во-первых, это возможность создавать личные кабинеты онлайн в системе взаимодействия с органами государственного и муниципального управления. Во-вторых, это возможность подавать налоговую отчетность, включая, в первую очередь, подоходный налог. В-третьих, возможность осуществить регистрацию организации. Цифровизация в сфере государственного управления проявляется в таких отраслях как налоговое администрирование, таможенное оформление, оказание государственных услуг. Особые условия предопределяются федеративным устройством, в рамках которого требуется создать межведомственный информационный обмен не только по вертикали, но и по горизонтали1. При этом развитие правового ре-

1 Так, специалисты Всемирного банка отмечают, что в странах с федеративным устройством такие базы данных должны быть доступны не только для государственных органов национального уровня, но также и для органов регионального и муниципального уровней. Так как уведомления об изменении основных данных могут поступать в адрес других государственных органов, важно обеспечить наличие надежных процессов ведения и сопровождения основных данных с оперативным учетом уведомлений о внесении изменений, что даже более важно для федеральных систем, где уведомления о существенных изменениях, например, изменение адреса, могут поступать сначала на местном уровне. Ключевой шаг, по мнению представителей Всемирного банка, который предпринимают сейчас ведущие правительства, состоит в признании не выполняемых функций и полномочий, а баз данных в качестве ключевых активов органов власти, а также в разработке стратегических планов внедрения стандартов интероперабельности и программного обеспечения промежуточного слоя, делающего возможной полную интеграцию таких баз данных через открытые интерфейсы программирования приложений. См. подробнее: [12].

гулирования цифрового пространства невозможно без создания условий для идентификации пользователей как субъектов права. Это ставит вызов по обеспечению безопасности данных пользователей.

Тем самым, тренды цифровизации требуют создания средств автоматизации и административных функций, в том числе для межведомственного взаимодействия, так и для оказания публичных услуг гражданам и организациям. Имеющиеся на сегодняшний день тенденции предполагают эволюцию концепции «Электронного правительства» и ее принципов в концепцию и принципы «Цифрового правитель-ства»2. Одним из факторов, влияющих на такую трансформацию, стала политика использования открытых данных3.

Цифровизация и ее последствия по-разному сказываются и проявляются в тех или иных отраслях промышленности и сферах оказания услуг, что меняет и экономику. Это предопределяет изменения правового регулирования и практики применения на национальном уровне. В этом контексте с учетом нивелирования географических территориальных границ для экономических операций следует учитывать и понимать, что государства стремятся создать преимущества для своей юрисдикции и привлечения иностранных инвестиций4, что также требует конструктивных решений, обеспеченных нормами права.

Очевидно, что в условиях мировой интеграции анализируемые процессы не могут быть скованны территориальными границами национальных государств и сами государства стремятся удерживать управление, в том числе за счет международного сотрудничества в рамках образованных объединений. Так, в Российской Федерации создание и развитие правовых, технических, организационных и финансовых условий для цифровой экономики и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов ЕАЭС отражено в качестве направления реализации программных документов, принятых главой

2 В научной литературе это связывают с переходом от использования технологий для поддержки процессов в органах власти к использованию технологий для формирования результатов государственного управления. В указанных условиях становится возможным формирование полноценной системы, состоящей из органов государственного управления, бизнес-структур, граждан и организаций, в которой цифровое правительство выступает в качестве связующего звена, обеспечивая взаимодействие между указанными элементами. См. подробнее: [8].

3 Аналитики отмечают, что политика открытых данных фокусировалась главным образом на повторном использовании для других целей сведений, собранных в ходе оказания государственных услуг. В цифровом правительстве также признается, что при предоставлении данных на условиях открытости и во все большей степени через интерфейсы программирования приложений правительство может оптимизировать обращения третьих сторон, каналы и использование инноваций для содействия достижению целей деятельности государственных служб. См. подробнее: [12].

4 В частности, Стратегия экономической безопасности Россий-

ской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом

Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, среди основных задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, называет улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности. См. подробнее: [3].

Шепелев Д.В.

государства в рассматриваемой сфере [4], что предопределено Цифровой повесткой Евразийского экономического союза [11]. Обмен опытом и выработка предложений по охране интеллектуальной собственности, а также разработка нормативно-правовой основы базы цифровой экономики государств-членов ЕАЭС являются одними из центральных пунктов Заявления о цифровой повестке указанного межгосударственного объединения.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Нельзя не признать, что процессы цифровизации внедряются в государственное управление и экономику уже в течение нескольких лет. Нельзя и игнорировать результаты и достижения проделанной работы, массив которой отражен в изменении правового регулирования административных и гражданских правоотношений, а также в создании организационных и нормативных основ деятельности органов публичного управления. Так, в результате реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010), Государственной программы «Информационное общество» на 2011-2020 гг., Концепции региональной информатизации, а также иных актов создана архитектура информационного пространства государственного управления, торги с государственным и муниципальным участием полностью переведены в электронную форму, развивается система управления государственными и муниципальными финансами.

Все это требует внедрения новых требований и условий для возникновения, изменения и прекращения правоотношений в цифровом пространстве, а, следовательно, преобразований в регуляторе общественных отношений. Эти преобразования могут быть направлены как на внутреннее, национальное пространство5, так и на охрану территориального и экономического суверенитета и угроз извне6.

Сегодня меры, предпринимаемые и планируемые государством, по развитию правового регулирования цифровых технологий нашли системное отражение в федеральном проекте «Нормативное регулирование цифровой среды» [5], курируемом Министерством экономического развития Российской Федерации.

Признание цифрового пространства как юридически значимого, то есть действий, которые воплощены с помощью цифровых технологий, признаются юридическими фактами, требует надлежащей, достоверной и защищенной идентификации субъектов правоотношений. Возникают риски ограничения свободы человека, гражданина и личности, угрозы безопасности персональных данных, что создает условия для раз-

5 Например, совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности. См. подробнее: [3].

6 Например, юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне. См. подробнее: [3].

вития острого социального конфликта, широкого дискурса о целесообразности новых внедрений. В этом направлении государством учреждены удостоверяющие центры, определен их правовой статус, институционализирована электронная цифровая подпись. К настоящему моменту принят Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»7, призванный обеспечить сбор, хранение, систематизацию и использование персональных пользовательских данных для совершенствования системы организации и оказания публичных услуг, а также расширить и верифицировать возможности и способы аутентификации для вступления в правоотношения и совершения действий в информационном пространстве, имеющих юридическое значение и последствия.

Развивается электронный гражданский оборот. Кроме перевода всех торгов с участием государства и муниципалитетов в электронную форму, о чем было отмечено выше, определены порядок, условия и последствия совершения электронных сделок, созданы условия для признания автоматизации исполнения договоров («самоисполняемые» договоры), установлено правовое значение использования электронных образов документов, в целом унифицированы требования к процедурам хранения электронных документов, определен правовой статус финансовых цифровых активов, установлен порядок их оборота. Немаловажным фактором стало появление в гражданском законодательстве понятия «цифровые права»8.

Электронный документооборот также законодательно признан в сфере труда. Он позволяет не только вести трудовые книжки в электронной форме, но и заключать, изменять, прекращать трудовые договоры, а также хранить кадровые документы в электронном виде.

Кроме того, на нормативном уровне создаются меры стимулирующего характера по поддержке и развитию инвестиций в высокие технологии.

7 Федеральный закон устанавливает организационно-правовые основы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также обеспечения актуальности и достоверности иных содержащих сведения о населении Российской Федерации государственных информационных ресурсов и муниципальных информационных ресурсов (ст. 1). Федеральный регистр сведений о населении представляет собой совокупность сведений о населении Российской Федерации, сформированных в соответствии с настоящим Федеральным законом на основе сведений о гражданах Российской Федерации, об иностранных гражданах и лицах без гражданства, которые содержатся в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами (ст. 2). См. подробнее: [2].

8 Согласно ст. 141.1 ГК РФ цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. См. подробнее: [1].

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Правовое регулирование ведет к возникновению новых правоотношений, установлению оснований и порядка их изменения и прекращения, что в процессе их реализации на том или ином этапе или при определенных условиях требует осуществления компетентными органами и должностными лицами правоприменительных функций.

Рассматривая тенденции развития правоприменительной практики в условиях цифровизации, необходимо обратить внимание на перспективы преобразований деятельности судов. К сегодняшнему дню создана информационная инфраструктура для реализации гражданами и организациями своих процессуальных прав - подачи исков, ходатайств, заявлений, дистанционного участия в судебных заседаниях посредством систем видеоконференцсвязи9. В научной литературе обосновано отмечается, что «электронное правосудие принадлежит к числу специальных правовых институтов, обеспечивающих цифровой экономике современные юридические условия, что обусловлено тесной взаимосвязью социально-экономического развития государства и сферы правосудия» [9: 130]. Но также вызывают вопросы порядок идентификации сторон, подтверждения полномочий, защиты каналов связи.

В результате административной реформы деятельность органов исполнительной власти унифицировалась в оказание услуг и осуществление функций, что в условиях современных информационных технологий предполагает активное вовлечение цифровых способов и средств осуществления властных полномочий. Административные регламенты, детализирующие работу органов исполнительной власти, содержат не только порядок оказания услуг и осуществления функций в режиме «оффлайн», но и регулируют порядок этой деятельности с помощью информационных технологий.

При этом в системе государственного управления сегодня заметен тренд перехода от бумажных носителей к цифровым, что должно привести к первичности и приоритету цифровых данных, то есть цифровых реестровых записей, приходящих на смену бумажным документам.

Также трансформацию терпит контрольно-надзорная система10. Кроме активного введения риск-ориентированного подхода происходит внедрений

9 Д.Х Валеев и А.Г. Нуриев отмечают, что в каждом из видов судопроизводства возможность использования цифровых технологий как определенный инструмент достижения правового результата различна, но во всех четырех формах отправления правосудия такие инструменты присутствуют. Поэтому все изменения, происходящие в процессуальной сфере, обусловленные внедрением цифровых технологий, получили собирательное название «электронное правосудие». См. подробнее: [6: 477].

10 См. подробнее: Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности: (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ (дата обращения: 10.06.2020).

информационных технологий, направленных на сокращение реального контакта между проверяющим и проверяемым, что, в свою очередь, должно привести к минимизации коррупционных проявлений. В сфере обеспечения безопасности и правопорядка в правоприменительной практике используются данные полученные с помощью средств фото-, видеофиксации. Сейчас такие данные имеют непосредственное значение в применении законодательстве об административной ответственности в части правонарушений в сфере безопасности дорожного движения и благоустройства территорий, однако, полагаем, что перечень таких сфер будет расширяться, и технологии позволят осуществлять правоприменительные функции на основе данных, полученных автоматизированными средствами и системами, что, в частности, становится реальным посредством технологий «интернета вещей».

В рассматриваемом контексте также следует отметить развитие нотариата в цифровом пространстве, что заключается в возможности и признании нотариальных действий в электронной форме, дистанционном совершении нотариальных действий, а также в создании и функционировании специализированных информационных систем и баз данных.

ВЫВОДЫ

Проведя анализ влияния цифровизации на тенденции правового регулирования и правоприменении на современном этапе, мы пришли к следующим выводам.

1. Международные требования и тенденции правового регулирования цифровых процессов и правоприменения создают стандарты для внедрения информационных технологий в государственное управление и экономику. Одним из направлений, отражающих эффективность мер по внедрению цифровых технологий, применяемых на национальном уровне, является повышение конкурентоспособности внутренней юрисдикции. Также заметны тенденции создания с помощью цифровых технологий единого экономического пространства внутри государств, объединенных в международные организации (например, Евразийский экономический союз).

2. Проблемы и перспективы правового регулирования в условиях цифровизации свидетельствуют о том, что в сложившихся условиях очевидно дальнейшее развитие признания цифровых технологий и действий в качестве юридических фактов, идентификации субъектов права, оснований и порядка реализации субъективных прав и юридических обязанностей в информационной среде, обеспечения безопасности личных сведений, введение мер ответственности за неправомерное пользование персональными данными, а также принятие мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальной юрисдикции. Остается нерешенным вопрос об объектах интеллектуальной собственности. Также требуется определение правового положения искусственного интеллекта как объекта права, правовых последствий действий, совершенных автоматизированными системами. Полагаем, что

Шепелев Д.В.

на подзаконном уровне следует ожидать развития электронных административных регламентов, а также конкретизации и детализации использования цифровых данных в оказании государственных и муниципальных услуг, а также в осуществлении публичных функций.

3. В качестве тенденций развития правоприменительной практики в условиях цифровизации следует ожидать продолжения мер по цифровизации судопроизводства, которая требует принятия организационных решений: идентификация сторон процесса, удостоверение полномочий, получение заверенных судебных актов дистанционным путем. В сфере деятельности органов исполнительной власти продолжается внедрение электронных способов осуществления властных полномочий для оказания государственных и муниципальных услуг, а также осуществления государственных и муниципальных функций. Следует отметить перспективы развития цифровых технологий в контрольно-надзорной сфере, в сфере обеспечения безопасности и правопорядка, расширения случаев применения данных полученных с помощью автоматизированных систем и средств в правоохранительной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 12. Ст. 1224.

2. Федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» // Российская газета. 11.06.2020. № 126.

3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

4. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) [Электронный ресурс] // gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (дата обращения: 14.06.2020).

5. Паспорт федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) [Электронный ресурс] // https://digital.gov.ru/uploaded/files/paspoit-federalnogo-proekta-normatrvnoe-reguHrovaшe-tsifrovoj-sredyi.pdf (дата обращения: 14.06.2020).

6. Валеев Д.Х., Нуриев А.Г. Электронный документооборот в сфере правосудия в условиях цифровой экономики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 45. С. 467-489.

7. Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: монография / коллектив авторов; под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Юстиция, 2018. 306 с.

8. Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93-114.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ позволил утверждать, что цифровизация только входит в правовое пространство и наше государство находится, по сути, только в начале этого пути. Несмотря на то, что работа в этом направлении проводится несколько лет, решена только часть основных вопросов, связанных с идентификацией субъектов права, организацией и выстраиванием процессов оказания публичных услуг и осуществления государственных и муниципальных функций, установлением новых институтов в частном праве. Все это объясняется двумя основными направлениями тенденций цифровизации - государственное управление и экономика. С одной стороны, принимаются организационные и установочные меры для деятельности органов управления в цифровом пространстве, с другой стороны, неминуемы изменения, связанные с трансформацией гражданского оборота. При этом стирание территориальных границ предполагает принятие решений, направленных на безопасность данных и каналов связи, развитие преимуществ национальной юрисдикции, принятие мер для создания единого экономического пространства внутри межгосударственных объединений с помощью информационных технологий.

REFERENCES

1. Federal Law dated March 18, 2019 No. 34-ФЗ "On Amendments to Parts One, Two and Article 1124 of Part Three of the Civil Code of the Russian Federation". Collection of legislation of the Russian Federation. 2019. No 12. Art. 1224. (In Russ.)

2. Federal Law of 08.06.2020 No. 168-ФЗ "On the Unified Federal Information Register Containing Information on the Population of the Russian Federation". Rossiyskaya Gazeta. 06/11/2020. Number 126. (In Russ.)

3. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 "On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period until 2030". Collection of legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. Art. 2902. (In Russ.)

4. Passport of the national project "National Program Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Minutes No. 7 dated 06/04/2019 [Electronic resource]. URL: https://digital.gov. ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (date accessed: 06.14.2020).

5. Passport of the federal project "Normative regulation of the digital environment" (approved by the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the use of information technologies to improve the quality of life and the conditions for doing business, protocol No. 9 dated 05/28/2019) [Electronic resource]. URL: https:// digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-normativnoe-regulirovanie-tsifrovoj-sredyi.pdf (date accessed: 06.14.2020).

6. Valeev D.Kh., Nuriev A.G. Electronic document management in the field of justice in the digital economy. Bulletin of Perm University. Jurisprudence. 2019. No. 45. Pp. 467-489. (In Russ.)

7. Legal administration in the economy. Actual problems: monograph. Team of authors; under the editorship of Yu.A. Tikhomirova. Moscow: Justice, 2018. 306 p.

8. Sidorenko E.L., Bartsits I.N., Khisamova Z.I. The effectiveness of digital public administration: theoretical and applied aspects. Issues of State and Municipal Administration. 2019. No. 2. Pp. 93-114. (In Russ.)

9. Соловяненко Н.И. Вопросы развития электронного правосудия в условиях цифровой экономики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 11. С. 130-131.

10. Обзор и оглавление Доклада о мировом развитии «Цифровые дивиденды» [Электронный ресурс]. URL: http:// documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/ pdf/102724-WDR-WDR20160verview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-OUO-9.pdf (дата обращения: 14.06.2020).

11. Цифровая повестка ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/ Pages/default.aspx (дата обращения: 14.06.2020).

12. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России: доклад Всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: http://www.iis.ru/docs/DigitalGovernmentRussia2020RUS. pdf (дата обращения: 14.06.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Solovyanenko N.I. Issues of development of e-justice in the digital economy. Humanitarian, Socio-economic and Social Sciences. 2017. No. 11. Pp. 130-131. (In Russ.)

10. Review and table of contents of the World Development Report Digital Dividends [Electronic resource]. URL: http:// documents.worldbank.org/curated/en/224721467988878739/ pdf/102724-WDR-WDR20160verview-RUSSIAN-WebRes-Box-394840B-OUO-9.pdf (date accessed: 06/14/2020).

11. Digital Agenda of the EAEU [Electronic Resource]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/ default.aspx (date accessed: 06/14/2020).

12. Digital Government 2020. Prospects for Russia: World Bank Report [Electronic resource]. URL: http://www.iis.ru/docs/ DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf (date accessed: 06.14.2020).

Статья поступила в редакцию 15.05.2020, принята к публикации 22.06.2020 The article was received on 15.05.2020, accepted for publication 22.06.2020

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Шепелев Денис Викторович, кандидат юридических наук; доцент кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); доцент Департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет). Москва, Российская Федерация. SPIN-код: 42954196. AuthorlD: 977569. ORCID 0000-0001-5305-8044. E-mail: denn0508@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Denis V. Shepelev, Cand. Sci. (Law); associate professor at the Department of Theory of State and Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL); associate professor of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Financial University). Moscow, Russian Federation. SPIN: 4295-4196. AuthorlD: 977569. ORCID 0000-0001-5305-8044. E-mail: denn0508@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.