УДК 371.1.07
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Чунина А. Е., Синицина Д. Г., Коноплева В. С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 78-83. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo110/
Чунина Александра Евгеньевна | [email protected]
Кандидат экономических наук, доцент по региональной экономике Заведующая кафедрой экономики и права
Западный филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Калининград, Россия
Синицина Диана Гариевна | [email protected]
Кандидат экономических наук Доцент кафедры экономики и права
Западный филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Калининград, Россия
Коноплева Валерия Сергеевна | [email protected]
Кандидат экономических наук, доцент по кафедре математики и информатики
Доцент кафедры экономики и права
Западный филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» Калининград, Россия
Цифровизация в системе управления образовательным учреждением
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации цифровых технологий в образовательном учреждении. Авторы рассмотрели двунаправленность цифровизации в учебном заведении, которая ориентирована как на обеспечение учебного процесса интерактивным цифровым контентом, так и на организацию управления образовательным учреждением. Второе направление легло в основу исследований, которые показали: автоматизация управленческих
функций позволит повысить качество всего образовательного процесса, что соответственно скажется на престижности учебного заведения, его конкурентоспособности, привлекательности для школьников или абитуриентов, комфортности как для преподавателей, так и для обучающихся.
Ключевые слова: цифровизация, образовательное учреждение, цифровая технология, органы управления учебным
УДК 371.1.07
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Чунина А. Е., Синицина Д. Г., Коноплева В. С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 78-83. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo110/
заведением, финансово-хозяйственная деятельность, открытая техническая платформа «клиент-сервер», программный комплекс.
Развитие общества в настоящее время привело к резкому увеличению объема информации, к усложнению решаемых в различных областях человеческой деятельности задач. В этих условиях внедрение цифровых технологий становится неотъемлемой частью автоматизации бизнес-процессов практически во всех отраслях экономики, а также важнейшей составляющей процесса формирования и развития кадрового потенциала страны.
Повсеместная цифровизация и внедрение информационных технологий реализуется путем использования современных средств вычислительной техники, периферийного и коммуникационного оборудования, позволяющих перейти на систему управления, взаимодействия и осуществления определенных видов деятельности в электронном формате.
Цифровые технологии позволяют в короткие сроки обеспечить заинтересованных субъектов информационных процессов необходимым контентом, оперативно обработать предоставляемую информацию, создать возможность для эффективного решения поставленных задач.
Несомненные достоинства электронных систем привели к тому, что они стали все шире распространяться в образовательной среде. Однако здесь цифрови-зация имеет определенные особенности,
к которым следует отнести прежде всего двунаправленность ее использования:
направление 1 — использование цифровых технологий для управления образовательным учреждением;
направление 2 — использование цифровых технологий для получения и передачи учебной информации, визуализации данных, организации дистанционной формы обучения, предоставления интерактивного образовательного контента и т. д.
Направление 1, которому посвящена данная статья, ориентировано на рассмотрение образовательного учреждения как системы управления, для эффективного функционирования которой должна быть организована цифровая технология, охватывающая все структурные подразделения, направления и уровни подготовки всех субъектов образовательного процесса.
Такая всеобъемлемость связана, прежде всего, с иерархичностью, многоступенчатостью структуры управления образовательным учреждением. Например, учителя в школе подчиняются заведующему учебной части, который, в свою очередь, подчиняется директору, директор отчитывается перед местным министерством образования и т. д. В вузах еще более сложная иерархия подчинения, в которой задействованы деканаты, различные научно-исследовательские секторы, административно-хозяйственные структуры и т. д.
УДК 371.1.07
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Чунина А. Е., Синицина Д. Г., Коноплева В. С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 78-83. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo110/
Условно органы управления образовательным учреждением можно разделить на три группы [2]:
- в первую группу необходимо включить, прежде всего, органы коллективного управления образовательного учреждения, например, ученый, методический, попечительский советы и т. д.;
- вторая группа включает должностных лиц учебного заведения, осуществляющих руководство всеми его звеньями и подразделениями. Это руководитель образовательного учреждения, его заместители или проректоры, учебно-вспомогательный и административно-хозяйственный персонал и т. д.;
- третью группу составляют разного рода общественные организации, участвующие в управлении образовательным учреждением и объединяющие, например, родителей (родительский комитет), учащихся (студенческий совет), преподавателей (профком, методические секции) и пр.
Сложность управленческой системы образовательного учреждения вызывает необходимость организовать эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, четко координировать их работу и добиваться эффективного выполнения своих обязанностей каждым из вышеуказанных органов и подразделений.
При этом одним из основополагающих условий результативного управления учебным заведением становится обеспечение администрации разных
уровней оперативной, своевременной и достоверной информацией, отражающей динамику преобразований на всех уровнях руководства образовательным учреждением, что, в свою очередь, вызывает необходимость организовать обработку информации, по результатам которой принимаются соответствующие управленческие решения.
В этих условиях внедрение цифровых технологий, посредством которых руководители смогут получать результаты обработки больших массивов актуальных данных с минимальными трудовыми и временными затратами, является необходимой компонентой для выработки эффективного управленческого решения и доведения его до нижестоящих звеньев учебного заведения.
В целом внедрение цифровых технологий позволяет оптимизировать функционирование управленческих служб, осуществить оперативность и своевременность передачи информации, выработанной руководством, организовать надежную обратную связь, учет и контроль результатов управленческого воздействия на всех уровнях управления учебным заведением.
Здесь нельзя не отметить и влияние на цифровизацию образовательного учреждения внешней среды, которое характеризуется, прежде всего, постоянными изменениями вне учебного заведения. Преобразования и развитие образовательной системы в нашей стране требуют систематического мониторинга,
УДК 371.1.07
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Чунина А. Е., Синицина Д. Г., Коноплева В. С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 78-83. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo110/
регистрации и фиксирования нововведений с тем,чтобы оперативно реагировать на внешние вызовы и принимать в соответствии с ними максимально целесообразные управленческие решения для эффективной реализации возложенных на учебное заведение задач. Только получение информации, адекватно отражающей происходящие реорганизации во внешней образовательной среде, позволяет руководству выработать и принять релевантные управленческие решения.
Таким образом, цифровизация существенно влияет на все сферы функционирования образовательного учреждения — от содержательного наполнения учебных планов, благоприятного психологического климата в учреждении до финансово-хозяйственной деятельности и формирования точек роста учебного заведения.
В целом эффективность управления учебным заведением обеспечивается внедрением существующих в настоящее время цифровых технологий, использующих открытые технические платформы «клиент-сервер», которые позволяют создавать эргономичные, профессионально-ориентированные автоматизированные рабочие места не только для управленческого персонала учебного заведения, но и автоматизировать работу специалистов, участвующих в образовательном процессе и непосредственно обеспечивающих его. Цифровизация образовательного учреждения позволяет создавать централизованные автоматизированные
банки данных с финансово-экономической информацией об учебном заведении, со сведениями, относящимися к обеспечению образовательного процесса (например, отражать успеваемость каждого обучающегося, формировать приказы по контингенту и т. д.).
Появляется возможность одновременного доступа к данным сразу для множества пользователей, принадлежащих к разным уровням управления, а также подключения к системе внешних пользователей (родителей, обучающихся и т. д.), для возникновения (без затрагивания существующих связей) новых подсистем. При этом цифровая технология гарантирует сохранность информации, ее неуничтожимость, разграничение доступа в соответствии с уровнем полномочий, контроль данных при вводе в систему, защиту от несанкционированного доступа к информации и т. д.
Для организации автоматизации финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, требующей комплексного подхода, необходимо внедрять программные комплексы, которые обеспечивают создание информационной структуры, поддерживающей все направления функционирования образовательного учреждения [1, с. 26]. Благодаря внедрению такого программного комплекса административно-управленческий персонал получает возможность:
- организовать электронный документооборот образовательного учреждения даже в случае территориальной
УДК 371.1.07
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Чунина А. Е., Синицина Д. Г., Коноплева В. С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 78-83. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo110/
распределенности его структурных подразделений;
- использовать штрихкодирование для идентификации обучающихся, необходимой для пропуска в учебное заведение, в библиотечной системе и т. д.;
- управлять ресурсным обеспечением учебного заведения (кадрами, финансами, материально-техническим обеспечением, благоустройством зданий и прилегающих территорий и т. д.);
- формировать стандартные формы статистической и аналитической отчетности и т. д.
Кроме управления основными образовательными процессами в учебном заведении, программные комплексы предоставляют также инструментарий выхода в мировое информационное пространство, что позволяет специалистам образовательного учреждения получать интерактивную информацию для повышения эффективности обучения, поддерживать связь с коллегами и другими образовательными учреждениями, взаимодействовать с родителями и обучающимися, вышестоящими органами управления и т. д.
Проведенный анализ по организации цифровизации образовательного учреждения показывает, что внедрение программного комплекса на основе построения локальной вычислительной сети, а также корпоративной системы, охватывающей различные структурные подразделения и обеспечивающие взаимодействие с вышестоящим органом управления, позволяет повысить эффективность всей архитектуры управления.
При этом ключевыми моментами являются:
- оптимизация всей системы управления;
- установление единой технологии управления финансами и бухгалтерским учетом;
- планирование образовательного процесса;
- повышение производительности и эффективности затрат, направленных на обеспечение образовательного процесса;
- повышение эффективности подготовки обучающихся в целом.
Таким образом, цифровизация в управлении образовательным учреждением обеспечивает эффективность управления всей деятельностью организации, что сказывается на повышении качества образовательного процесса, привлекательности учебного заведения для абитуриентов или будущих школьников, конкурентоспособного функционирования в течение длительного временного интервала, комфортности как для преподавательского состава, так и для обучающихся.
Список литературы
1. Коноплева, И. А. Внедрение автоматизированной системы как средство повышения эффективности управления вузом / И. А. Коноплева, А. В. Герасимова, В. С. Коноплева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - 2018. - № 1 (43). - С. 23-31.
УДК 371.1.07
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Чунина А. Е., Синицина Д. Г., Коноплева В. С. Цифровизация в системе управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 78-83. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/1apr2020/kvo110/
Aleksandra E. Chunina
The Western branch of the "Russian presidential Academy of national Economy and public administration" Kaliningrad, Russia
Diana G. Sinitsyna
The Western branch of the "Russian presidential Academy of national Economy and public administration" Kaliningrad, Russia
Valeriya S. Konopleva
The Western branch of the "Russian presidential Academy of national Economy and public administration" Kaliningrad, Russia
Digitalization in the system of educational institution management
Abstract. The article deals with the organization of digital technologies in an educational institution. The authors considered the bidirectional nature of digitalization in an educational institution, which is focused both on providing the educational process with interactive digital content, and on organizing the management of an educational institution. The second direction formed the basis of the research that showed that the automation of management functions would improve the quality of the entire educational process, which would accordingly affect the prestige of the educational institution, its attractiveness for students or applicants, competitive ability, and comfort for both teachers and students.
Keywords: digitalization, educational institution, digital technology, educational institution management bodies, financial and economic activities, open technical platform "client-server", software package.