Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СФЕРА УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО УСЛУГ / DIGITALIZATION / SERVICES / COMPETITIVENESS / INFORMATION TECHNOLOGIES / QUALITY OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елеусинова А.У., Азим А.Р.

Статья посвящена вопросу о внедрении цифровизации в Республике Казахстан, а именно цифровизации в сфере услуг. Положительный эффект связан со спецификой рынка услуг. Один из ожидаемых отрицательных моментов - увеличение безработицы. В целом, положительный экономический и социальный эффект от введения цифровизации должен превысить все негативные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION IN SERVICES SPHERE

The article is devoted to the issue of introduction of digitalization in the Republic of Kazakhstan, namely digitalization in the sphere of services. The positive effect is related to the specifics of the services market. One of the expected negative moments is an increase in unemployment. In general, the positive economic and social effect from the introduction of digitalization should exceed all negative aspects.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ»

образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 202-209.

16. Минасян Л.А., Дудкина О.В., Бородай В.А. Нарративные процедуры новой системы мотивации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 3 (109). С. 15.

УДК 338.4

Елеусинова А.У., магистр экономики старший преподаватель кафедра «Бизнес-информатика»

Азим А.Р.

студент 3 курса, группы «УиА» 16.306 Университет международного бизнеса Казахстан, г. Алматы ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

Аннотация:

Статья посвящена вопросу о внедрении цифровизации в Республике Казахстан, а именно цифровизации в сфере услуг. Положительный эффект связан со спецификой рынка услуг. Один из ожидаемых отрицательных моментов - увеличение безработицы. В целом, положительный экономический и социальный эффект от введения цифровизации должен превысить все негативные стороны.

Ключевые слова: цифровизация, сфера услуг, конкурентоспособность, информационные технологии, качество услуг.

Yeleussinova A. U., Master of Economics Senior Lecturer of the Department of Business Informatics

University of International Business Almaty, Kazakhstan Azim A.R.

3-year student, UiA group 16.306 University of International Business Almaty, Kazakhstan DIGITALIZATION IN SERVICES SPHERE

Annotation:

The article is devoted to the issue of introduction of digitalization in the Republic of Kazakhstan, namely digitalization in the sphere of services. The positive effect is related to the specifics of the services market. One of the expected negative moments is an increase in unemployment. In general, the positive economic and social effect from the introduction of digitalization should exceed all negative aspects.

Key words: digitalization, services, competitiveness, information technologies, quality of services.

Развитие той или иной сферы деятельности зачатую базируется на внедрении новых технологий, в связи с чем становится актуальным введение цифровизации различных сфер деятельности. Данное явление представляет собой максимальное использование потенциала цифровых технологий, которые применяются в различных аспектах деятельности той или иной компании, начиная от описания продукции и заканчивая принятием важных для бизнеса решений.

Цифровизация направлена на преобразование традиционных способов ведения бизнеса на более современные с помощью использования передовых информационных технологий. Одним из положительных проявлений цифровизации заключается в том, что она может обеспечить новую траекторию развития, как бизнеса, так и страны в целом.

Цифровизация - это неизбежный процесс, который, так или иначе, происходит практически во всех отраслях. Но в разных секторах он идет с разной скоростью. Согласно анализу BCG, в плане внедрения цифровых технологий исторически лидируют В2С-секторы: например, медиа, в котором уже произошли фундаментальные изменения, а также розничная торговля, телекоммуникации, страхование и банковское обслуживание. Цифровизация уже существенно повлияла на эти отрасли, но окончательный результат еще предстоит определить.

Безусловно, оптимистичен тот факт, что реализация программы по внедрению и развитию цифровизации привлечет финансирование в объеме 141 млрд тенге из средств государственного сектора и ожидается 169 млрд тенге из квазигосударственного сектора[1].

Ожидается, что такие инвестиции должны будут окупиться, так как программа цифровизации должна повысить эффективность различных сфер деятельности, в том числе и рынок услуг.

Рынок услуг как раз представляет самую благоприятную нишу для повсеместного внедрения цифровизации, что связано с отличительными чертами данного рынка.

Как известно, одним из важнейших факторов конкурентоспособности рынка услуг является качество.

Оценить качество услуг можно по следующим критериям:

- доступность: услугу можно легко получить в удобном месте в удобное время;

- компетентность обслуживающего персонала;

- обходительность персонала;

- доверительность: на фирму можно положиться;

- надежность услуги;

- отзывчивость персонала;

- понимание (знание) клиента[2, с. 346].

В данном случае три индикатора: «компетентность обслуживающего персонала», «обходительность персонала», «отзывчивость персонала» могут быть заменены электронной системой, что дает конкурентные преимущества

фирме и отрасли в целом.

В Казахстане определены приоритеты и планы по внедрению цифровизации, подсчитывается положительный эффект программы. В данном контексте интересны исследования, проведенные по внедрению цифровизации в сферу здравоохранения, образования и почтовых услуг.

Идеальной системы здравоохранения в мире не существует. Развитие важнейшей отрасли социальной политики зависит от конкретной политической и экономической ситуации. Высокий уровень жизни человека обеспечивается прежде всего доступностью и качеством социальных услуг. Цифровизация здравоохранения является необходимым условием для развития не только этой конкретной отрасли, но и основным фактором экономического и общественного прогресса. Цифровизация в здравоохранении требует широкого распространения цифровых каналов связи - фиксированных и мобильных[3].

К концу 2018 года планируется цифровизация услуг по приему в вузы, предоставление места в общежитии, электронный паспорт. В науке цифровизированы подачи заявок на все научные гранты, прием отчетов, учет статьей, база электронных адресов[4].

Мы видим, что посылочный и логистический бизнесы стремительно развиваются с приходом онлайн-коммерции, она будет стимулировать рост отрасли. Мы также будем выходить на рынки курьерской доставки, в том числе за пределами Казахстана, где сегодня мы не так активны. Анализ опыта успешных почтовых администраций мира показал, что все они развивали конкурентные услуги курьерской доставки и выходили за пределы своих домашних рынков[5].

Ожидаемым результатом при переходе к повсеместной цифровизации является увеличение числа безработных, но вместе с тем повысится потребность в кадрах, владеющих на высоком уровне компьютерной и другой техникой.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в целом, положительный экономический и социальный эффект от введения цифровизации должен превысить все негативные стороны.

Как подчеркнуто в Государственной Программе «Цифровой Казахстан», опубликованной на сайте www.primeminister.kz: «Целями государственной программы «Цифровой Казахстан» являются ускорение темпов развития экономики РК и улучшение качества жизни населения за счет использования цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а также создание условий для перехода экономики Казахстана на принципиально новую траекторию развития, обеспечивающую создание цифровой экономики будущего в долгосрочной перспективе[6]».

Использованные источники:

1. Электронный ресурс: https://vlast.kz/corporation/24539-cifrovizacia-biznesa.html

2. Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева. Маркетинг: учебник. - М.: Издательско -

торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. - 552 с.

3. Бейбут Мамраев, депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «Н^р Отан»: Цифровизация здравоохранения - серьезный вызов современности Астана https://liter.kz/ru/articles/show/42386-cifrovizaciya_ zdravoohraneniya_ sereznyi_ vyzov_ sovremennosti

4. Е.Сагадиев: цифровизация позволит решить проблемы системы образования в РК http://profit.kz/news/45123/E-Sagadiev-cifrovizaciya-pozvoHt-resЫt-proЫemi-sistemi-obrazovaniya-v-RK/

5. Сакен Сарсенов: Казпочту ожидает полная цифровизация услуг https://forbes.kz/finances/markets/saken_sarsenov_kazpochtu_ojidaet_polnaya_tsi frovizatsiya_uslug/

6. Электронный ресурс: www.primeminister.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.