ЦИФРОВИЗАЦИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н.А. Половникова, канд. экон. наук, доцент С.А. Николихина, канд. экон. наук, доцент
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-256-262
Аннотация. В настоящее время цифровизация является глобальным технологическим трендом во всем мире и распространяется на все сферы деятельности, влияет на уровень жизни населения и на изменения образа мышления менеджмента, сути бизнеса и изменения привычек руководства компаний, многие из которых уверены, что цифровое развитие способно ускорить развитие производства и повысить его эффективность, и способствует выходу компаний на новые рынки и занятию ими новых ниш. Основываясь на международном и российском опыте, система государственного управления не является исключением, практическое применение информационных технологий связано с государством. В данной статье рассмотрены вопросы становления и развития цифровизации в России, ее влияние на различные сферы деятельность. Также в работе рассмотрены проблемы, существующие в сфере цифровизации.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая информация, цифровые технологии, информационные системы, государственные информационные системы.
В настоящее время цифровизация является глобальным технологическим трендом во всем мире и распространяется на все сферы деятельности, влияет на уровень жизни населения и на изменения образа мышления менеджмента, сути бизнеса и изменения привычек руководства компаний, многие из которых уверены, что цифровое развитие способно ускорить развитие производства и повысить его эффективность, и способствует выходу компаний на новые рынки и занятию ими новых ниш. Основываясь на международном и российском опыте, система государственного управления не является исключением, практическое применение информационных технологий связано с государством.
Несмотря на огромное значение цифро-визации, не существует единого понятия сути цифровизации, все зависит от места и роли человека в государстве или компании. Мы живем в эпоху цифровых преобразований: цифровые технологии, цифровые данные, возникающие в процессе их использования, новые связи и отношения, приводящие к кардинальным изменениям в нашей жизни, работе, учебе, досуге.
В последние годы цифровая трансформация экономики стала в России одним из главных приоритетов, как на высшем политическом уровне, так и на федеральном и региональном уровнях, где был реализован ряд цифровых инициатив. Так же Россия выступила лидером создания цифрового пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС), инициатива была анонсирована в ноябре 2016 г. на III международном конгрессе.
Опыт многих государств доказывает, что цифровая трансформация - это реальная необходимость. Цифровые технологии могут стать мощным драйвером экономического роста и повышения эффективности, включая инновации.
В России последовательно работали над цифровой трансформацией отечественной экономики и общественной жизни еще с 2002 г, когда была принята федеральная цифровая программа Электронная Россия.
Первое упоминание о государственной информационной системе (ГИС) как термин возникли в официальных документах в 1994 г. 20 января 1994 года Указом Президента РФ №170 «Об основах государственной политики в сфере информации»
был создан комитет при Президенте РФ -Роскоминформ. Одна из его задач проведение государственной экспертизы государственных информационных, информационно-вычислительных систем и сетей, систем баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), а также обеспечение госконтроля за их созданием и использованием. А в феврале 1994 года появился термин государственный информационный ресурс (ГИР). В 1995 г. появился федеральный закон №24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и опубликована Концепция формирования и развития единого информационного пространства России, в которой отражены вопросы учета информационных систем, созданных и развиваемых за счет бюджетных средств.
В 2011 году разработана госпрограмма «Информационное общество», а в 2017 году - национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» и указ «О национальных целях развития России на период до 2030 года». Также 9 мая 2017 года вышел Указ Президента РФ №203 «О Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 20172030 гг.», который определяет перечень перспективных технологий и ставит задачу применять их в органах государственной власти РФ.
Кроме того, в 2017 году Центром стратегических разработок была выдвинута идея «Государство-как-платформа» -трансформации государственного управления с использованием возможностей новых технологий [1]. Данная идея предполагала не только применение новых технологий, но и оптимизацию госаппарата, позволяющую принимать быстрые решение, так как нет посредников в виде различных госорганов; снижение бесконечного, огромного потока бумажных документов. Одним из приоритетов должно было стать обретение цифровых навыков и знаний для госслужащих, и понимание ими возможностей, которые дают им информационные технологии. По мнению авторов идеи, создание платформы, полезно как государству и бизнесу, так и гражданам. Государству она позволит снизить уровень
затрат, выстроить данные в процессе принятия решений, алгоритмы принятия решений и упростить мониторинг ситуации; бизнесу снизит административные издержки и барьеры; гражданам - повысит удовлетворенность качеством государственных услуг, скорость их оказания и минимизирует очный контакт с госорганами. В результате внедрения платформы Россия получает гибкий механизм принятия стратегических решений и государственного управления, он станет драйвером роста, доверия к государству граждан и бизнеса, повышения конкурентоспособности его экономики.
Помимо этого, еще до принятия решений о создании единого цифрового пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и выдвижении инициативы «Развитие цифровой экономики в России» к разработке стратегии развития цифровой экономики РФ, формированию цифровой повестки ЕАЭС был привлечен Всемирный банк. Группа специалистов Всемирного банка сотрудничала с представителями органов государственной власти и несколькими ведущими российскими экспертными центрами, а также мобилизовала опыт сети экспертов высокого уровня, лидеров и практиков (High-Level Experts, Leaders, and Practitioners, или HELP), координируемой Всемирным банком. Взаимодействие продолжалось и после анонса инициативы в течение двух лет, группа специалистов Всемирного банка в сотрудничестве с Институтом развития информационного общества (ИРИО), Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации и другими российскими организациями разработала методику оценки уровня развития цифровой экономики (Digital Economy Country Assessment, DECA), использующую набор показателей для оценки текущего состояния развития цифровой экономики, а также осуществила пилотные оценки как для всей России, так и на региональном уровне. Основной целью этих мероприятий было стимулирование разработки программы цифровой экономики и оказание в этом необходимой помощи для максимального использования социально-экономических преимуществ
развития цифровой экономики. Параллельно, в 2017 году, по соглашению с Минкомсвязью России, группа специалистов Всемирного банка оказала консультационную поддержку в разработке программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Были привлечены международные эксперты из сети HELP и самого Банка. В июле 2017 года правительство официально утвердило программу «Цифровая экономика Российской Федерации», призванную обеспечить цифровой фундамент ускоренного социально-экономического развития до 2024 года. В 2018 году правительство утвердило «дорожные карты» по приоритетным направлениям, закрепленным в программе, и выделило 3040,4 млн рублей на их реализацию. Выполнение Цифровой повестки ЕАЭС, которая была принята в 2017 году, также стало приоритетной задачей под председательством России в 2018 году [2].
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. №7 [3].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена система управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В целом же в настоящее время на процессы в сфере государственного управления информационными технологиями,
цифровизации государственного управления и состояния ГИС, как инструментов цифровизации, на любом из этапов жизненного цикла влияют более 1800 подлежащих соблюдению действующих требований, установленных правовыми актами различного уровня [4].
Все это направлено на использование цифровых технологий для повышения эффективности экономики, конкурентоспособности отраслей национальной экономики, усиления ее позиций на мировом рынке и улучшения качества жизни населения. При этом ключевым фактором развития цифровых технологий является цифровая информация. Цифровая информация имеет ряд преимуществ по сравнению аналоговой, она меняет образ жизни и привычки людей, ее легче собирать, хранить, обрабатывать и анализировать, копировать и распространять без потери ее точности.
Для оценки эффективности и степени охвата стран мира цифровизацией используется ряд индексов, одним из них является: DESI (Индекс цифровой экономики и общества - это сводный индекс, публикуемый Европейской Комиссией с 2014 года, который измеряет прогресс стран ЕС в области цифровой экономики и общества. Он объединяет набор соответствующих индикаторов текущей структуры цифровой политики Европы).
Существует немало и других отраслевых индексов цифровизации, наиболее авторитетным из них и удобным в использовании является индекс сетевой готовности: Networked Readiness Index - NRI - это индекс, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом в сотрудничестве с INSEAD в рамках их ежегодного отчета о глобальных информационных технологиях. Он показывает, насколько эффективно страны миры используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности. Оценивается значимость факторов, влияющих на развитие цифровой экономик. С 2010 г. Россия включена в рейтинг этого индекса. В 2010 г. согласно данному индексу готовность России занимала 80 место, но уже к 2016 г. Россия поднялась до 41 ме-
ста, а в 2019 г. России уступила всем развитым странам и опустилась на 48 место, чему способствовало изменение методики расчета и принятие «пакета Яровой», рассуждений о автономном интернете по аналогии с Китаем для защиты национального цифрового пространства, от воздействия из вне. В 2021 году Россия в рейтинге поднялась на 43 место [5].
Ярким подтверждением важности цифровой трансформации и ее реальной необходимости послужил перевод экономической активности на дистанционный режим во время эпидемии коронавируса, охватившей мир в 2020 году, с целью повышения безопасности и снижения уровня инфицирования общества из-за распространения коронавируса. Что ускорило процесс цифровой трансформации, который происходил до эпидемии. Пандемия спровоцировала инвестиции в цифровизацию, рост интереса к этике применения искусственного интеллекта, системы электронного документооборота.
Так в целом объем российского рынка программного обеспечения и услуг по его разработке вырос в 2020 г. в рублях на 16,5% (хотя в начале пандемии падение продаж составляло десятки процентов в течение более полугода); рост продаж российских продуктовых и сервисных компаний, участвующих в проектах цифровой трансформации, составил десятки процентов (от 20 до 80%). Благодаря этому, доля российских компаний на рынке продуктов цифровой трансформации выросла в несколько раз (например, в сегменте ви-деоконференцсвязи увеличилась с 5 до 1520%) [6].
В настоящее время система управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика РФ» включает следующие направления:
- «Нормативное регулирование цифровой среды»;
- «Кадры для цифровой экономики»;
- «Информационная инфраструктура»;
- «Информационная безопасность»;
- «Цифровые технологии»;
- «Цифровое государственное управление»;
- «Искусственный интеллект»;
- «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли»;
- «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи» [3].
Кроме того, в рамках реализации ряда национальных проектов функционируют свои платформы и эко-системы, так например у национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» запущены ИТ-платформа Федерального Центра Компетенций - «Произ-водительность.рф» предоставляющая профессиональному сообществу доступ к уникальным знаниям, практикам и методикам, выработанным в проектах повышения производительности труда в каждом регионе России и мире [7] и цифровая экосистема данного проекта «Эффектив-ность.рф», призванная помочь бизнесу без найма дорогостоящих специалистов и создания собственных вычислительных мощностей начать цифровизацию предприятия: автоматизировать рутинные процессы, повысить контроль над производством и устойчивость компании [8].
В целом же, по мнению бизнес-сообщества, локомотивом цифровой трансформации служат сервисные ГС-компании, обеспечивающие адаптацию существующих продуктов к специфике каждого предприятия, разрабатывая новые модули для обеспечения необходимого изменения не только в системах, но и изменения бизнес-модели деятельности предприятия, а главным препятствием цифровой трансформации реального сектора экономики России является непонимание реальных возможностей цифровых технологий и непрозрачность бизнес-процессов в организациях и недостаточность финансирования. До настоящего времени, уровень развития интернета и телекоммуникационной инфраструктуры в России являлся одним из самых высоких в мире, т.е. уровень развития инфраструктуры для обмена данными - основа цифровой экономики являлся очень высоким, однако даже в сегменте крупного бизнеса комплексные ^-решения составляли 23% от всего 1Т - ландшафта.
Данные аспекты характерны как для бизнеса, так и государства. В целом же на
уровне государства можно выделить еще ряд проблем в сфере цифровизации, а именно в части государственных информационных систем, которые были выявлены Счетной палатой РФ, основными из них являются следующие [4]:
- так несмотря на важность информационных систем для цифровой трансформации государства, как одного из ключевых инструментов реализации полномочий государственных органов и обмена информацией между ними, повышения доступности государственных услуг для населения, повышения прозрачности действий государственных органов, Счетной палатой РФ было выявлено, что механизм их создания, развития и эксплуатации требует доработки, часть информационных систем официально не имеют статуса государственных, так как в законодательстве официально не прописаны нормы, относящие ту или иную систему к государственной. Кроме того, наблюдается технологическая и архитектурная разобщенность ГИС, а также противоречивость и обособленность размещённых в них данных, что препятствует использованию ГИС для синхронизации планов их развития, взаимной интеграции, для принятия управленческих решений;
- для обеспечения долгосрочного поступательного развития цифровизации государственного управления в доработке и совершенствовании нуждаются нормативно правовые акты и государственные информационные системы;
- еще одним недостатком является, что на все ГИС не распространяются требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ГИС и дальнейшего хранения содержащихся в них баз данных, последнее особо важно в условиях высоких требований к информационной безопасности;
- отсутствует единый информационный ресурс, содержащий сведения о услугах, функциях и полномочиях федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов РФ, что не позволяет достоверно оценить реализацию таких услуг, функций и полномочий с
использованием ГИС;
- существующая технологическая и архитектурная разобщенность ГИС не позволяют оптимизировать затраты на их эксплуатацию;
- обособленность и раздробленность данных, содержащихся в ГИС, разобщенность их состава и структуры не позволяют обеспечить их вовлечение в процесс принятия управленческих решений, в том числе на уровне Правительства РФ.
Реализовать цифровую трансформацию государства сложно, существующая система управления заинтересована в консервации текущего состояния на максимально долгий срок. Поэтому процесс перехода от сложившихся методов управления к перспективным необходимо координировать и поддерживать на самом высоком уровне.
Важно сделать так, чтобы за словами следовали последовательные действия. Вопрос о цифровизации государства возникает у многих стран, в настоящее Россия является лидером в вопросах цифровиза-ции государства, но не является и аутсайдером.
Цифровая трансформация - это глубокая реорганизация реинжиниринг бизнес-процессов с применением цифровых инструментов.
Внедрение и применение цифровых технологий и информационных систем дает импульс к развитию регионов, позволяет сократить разрыв в качестве управления между ними и центром, устранить «цифровое неравенство», т.е. предоставить одинаковые возможности использования современных технологий. В тоже время важно при создании и функционировании цифровых платформ для основных областей экономики, включая цифровое здравоохранение, цифровое образование, «умный город», не получить ситуации с разрозненными ведомственными базами данных и информационными системами. Самое главное помнить, что цифровая трансформация прежде всего должна ориентироваться на три основных группы: государство - заинтересованное в повышение качества государственного управления, граждане - заинтересованные в по-
вышении безопасности и стабильности платформ, законодательства благоприят-среды для жизни и бизнеса, бизнес- заин- ного для формирования и развития бизнеса тересованный в создании технологических и доступе к новейшим технологиям.
Библиографический список
1. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа. (Кибер) Государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация. 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.csr.ru/upload/iblock/313/3132b2de9ccef0db1eecd56071b98f5f.pdf (Дата обращения: 05.11.2022).
2. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации. 2018 г. // Международный банк реконструкции и развития. Всемирный банк. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vsemimyjbank.org/ru/country/russia/publication/competing-in-digital-age (Дата обращения: 05.11.2021).
3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.co т0/с^ (Дата обращения: 05.11.2022).
4. Бюллетень Счетной палаты РФ №8 (297) 2022. Государственные информационные системы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/83f/mmrad21u58czwp2t05scehoiodj0y90.pdf (Дата обращения: 25.11.2022).
5. Рейтинг стран мира по индексу сетевой готовности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/networked-readiness-index (Дата обращения: 05.11.2022).
6. Тенденции и перспективы цифровой трансформации предприятий и органов власти. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.naumen.ru/company/presscentre/tendentsii-i-perspektivy-tsifrovoy-transformatsii-predpriyatiy-i-organov-vlasti/ (Дата обращения: 05.11.2022).
7. Навигатор по ИТ-платформе Производительность.рф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://производительность.рф/presscenter/videos/navigator-on-the-it-platform/ (Дата обращения: 05.11.2022).
8. Официальный сайт автономной некоммерческой организации «Цифровые технологии производительности». Комплексное решение задач цифровизации предприятий. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// эффективность.рф (Дата обращения: 05.11.2022).
DIGITALIZATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
N.A. Polovnikova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor S.A. Nikolikhina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. Currently, digitalization is a global technological trend around the world and extends to all areas of activity, affects the standard of living of the population and changes in the way of thinking of management, the essence of business and changes in the habits of company management, many of which are confident that digital development can accelerate the development of production and improve its efficiency, and encourages companies to enter new markets and occupy new niches. Based on international and Russian experience, the public administration system is no exception, the practical application of information technology is associated with the state. This article discusses the formation and development of digitalization in Russia, its impact on various fields of activity. The paper also considers the problems that exist in the field of digitalization.
Keywords: digitalization, digital information, digital technologies, information systems, government information systems.