Научная статья на тему 'Цифровизация в праве и правоприменении'

Цифровизация в праве и правоприменении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2652
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / ПРАВОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LEGAL TECHNOLOGIES / ЧАСТНОЕ ПРАВО / PRIVATE LAW / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / LAW ENFORCEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карцхия Александр Амиранович

В статье рассматриваются правовые аспекты применения цифровых технологий в новых условиях цифровой экономики, а также новые вызовы для традиционных институтов частного права, включая институт интеллектуальной собственности. Современное общество находится на этапе глобального перехода к новому технологическому укладу, особенности которого определяются не только изменениями в технологиях, но и состоянием общественных институтов. Появление, создание и широкое практическое применение революционных технологий (искусственный интеллект, дополненная реальность, технологии блокчейн, аналитические структуры на основе Big Data, самоуправляемые системы Smart Everything и др.) формирует новую «цифровую экосистему», в которой не может остаться неизменной система права, особенно частного права, также как и формы и способы правоприменения. Автор предлагает свой подход к оценке состояния «цифровизации» права и правоприменения и возможных способов адаптации правовых институтов в условиях цифровых технологий и процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALISATION IN LAW AND LAW ENFORCEMENT

Legal aspects of using digital technologies in the new conditions of digital economy as well as new challenges for traditional private law institutions including that of intellectual property are considered in the paper. Modern society is at the stage of a global transition to a new technological paradigm whose specific features are determined not only by technology changes but also by the state of public institutions. The emergence, creation, and wide pratcical application of revolutionary technologies (artificial intelligence, augmented reality, blockchain technologies, analytical structures based on Big Data, self-regulated Smart Everything systems, etc.) gives shape to a new “digital ecosystem” where the system of law, especially private law, as well as forms and methods of law enforcement cannot remain unchanged. The author puts forward his own approach to the assessment of the state of ‘digitalization' of law and law enforcement as well as possible ways of adaptation of legal institutions under the conditions of digital technologies and processes.

Текст научной работы на тему «Цифровизация в праве и правоприменении»

Цифровизация в праве и правоприменении

Карцхия А. А.1

Ключевые слова: цифровые технологии, правовые технологии, частное право, интеллектуальная собственность, интеллектуальные права, правоприменение.

Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты применения цифровых технологий в новых условиях цифровой экономики, а также новые вызовы для традиционных институтов частного права, включая институт интеллектуальной собственности. Современное общество находится на этапе глобального перехода к новому технологическому укладу, особенности которого определяются не только изменениями в технологиях, но и состоянием общественных институтов. Появление, создание и широкое практическое применение революционных технологий (искусственный интеллект, дополненная реальность, технологии блокчейн, аналитические структуры на основе Big Data, самоуправляемые системы Smart Everything и др.) формирует новую «цифровую экосистему», в которой не может остаться неизменной система права, особенно частного права, также как и формы и способы правоприменения. Автор предлагает свой подход к оценке состояния «цифровизации» права и правоприменения и возможных способов адаптации правовых институтов в условиях цифровых технологий и процессов.

DOI: 10.21681/2226-0692-2018-1-36-40

1. Цифровая революция и право

настоящее время современное общество находится на этапе глобального перехода к новому технологическому укладу, связанному с «цифровой экономикой» и «цифровой революцией», особенности которых определяются не только изменениями в технологиях, но и в не меньшей (если не в большей) степени состоянием общественных институтов, включая формы и модели экономической организации, механизмы государственного управления, а также общественные системы ценностей и идеологии.

Стремительное развитие революционных преобразований привело к новому технологическому укладу на основе цифровых технологий (цифровой революции), последовательно формирующей новую социальную, экономическую, политическую и правовую реальность, в основе которой лежит так называемая «цифро-визация» производства и общественных процессов в целом.

Цифровые технологии создают новую реальность, отличную от того физического мира в котором мы живем. Часто разрыв между реальным и цифровым миром не дает нам использовать всю доступную информацию, производимую множеством «умных» устройств по всему миру. Для преодоления этого разрыва и в целях более полной реализации человеческого потенциала применяются технологии дополненной реальности (augmented reality, AR). AR представляет собой набор технологий,

добавляющий к физическому миру цифровые данные и изображения. По оценкам экспертов2, технология AR затронет все отрасли экономики и самые разные организации, а в ближайшем будущем - изменит процессы образования, принятия решений, условий конкуренции, производства продуктов и управления цепочками создания стоимости. Технология AR станет новым интерфейсом между человеком и машиной, мостом между цифровым и физическим миром - тому примеры такие цифровые гиганты, как Amazon, Facebook, General Electric.

Новая цифровая реальность уже сегодня проявляется в широком применении высокоскоростного Интернета и индустриального Интернета (Internet of things), интегрированных промышленных сетей и искусственного интеллекта, внедрении киберфизических систем и нейротехнологий с принципиально новым механизмом взаимодействия человека и робототехнического устройства, а также в применении сервисов автоматической идентификации, сбора и обработки глобальных баз данных (Big Data), облачных сервисов и вычислений (Cloud computing), «умных» робототехнических комплексов (Smart everything), в развитии социальных сетей, разнообразных IT-платформ и сервисов в цифровой среде.

Цифровые технологии все шире используются в сфере права и правоприменения, что проявляется в широком распространении электронно-цифровой подписи

2 М. Портер, Дж. Хеппелманн, Руководство по дополненной реальности // Harvard Business Review Russia, 4 декабря 2017.

1 Карцхия Александр Амиранович, кандидат юридических наук, профессор РГУ нефти и газа имени Губкина, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: arhz50@mail.ru

и предоставлении государственных слуг в электронном виде, развитием Интернет-торговли и Интернет-услуг, появлении правовых Интернет-платформ, позволяющих подготовить простые правовые документы (формы завещания, исковых заявлений, простые формы договоров и запросов), проведении онлайн-аукционов по оказанию юридических услуг и онлайн медиации (е-медиация - разрешение споров через Интернет), анализе и систематизации судебных решений. Новейшие технологии в значительной степени освобождают юристов от рутинной работы.

Цифровые технологии в совокупности с усовершенствованной аналитикой данных и процессов служат технологическими драйверами цифровых инноваций, которые определяют глобальные трансформации современного мира, формируют вектор основного технологического, экономического и социального развития в современную эпоху. Цифровое пространство становится не только информационным полем обмена и получения информации в сети Интернет, но и превращается в инструмент для регулирования экономики и права, государственного управления. Можно говорить о «цифро-визации права», т. е. использовании новых технологий в целях оптимизации процессов и правоотношений с помощью цифровых технологий, а также создании новой цифровой реальности, которая также требует правового регулирования или присутствия уполномоченного государством регулятора.

Цифровая революция породила наряду с позитивными тенденциями и негативные факторы, такие как: клиповое мышление, новые риски и угрозы для человека, увеличение безработицы3, а также формирование и распространение особой сферы преступлений - кибер-преступности4. Безопасность в цифровом пространстве (кибербезопасность) - один из острейших вопросов правового регулирования, что связано с появлением новых видов преступлений, например, в Интернет-банкинге (кражи денежных средств с банковских счетов с использованием программных средств - эксплойтов), финансово мотивированные хакерские атаки с вымогательством денег, ОБо8 кибератаки, использующие уязвимости программного обеспечения для проведения атак на вычислительные системы и электронные устройства по всему миру с целью вымогательства денежных средств5.

Сегодня цифровая экономика является данностью, а цифровая трансформация традиционных компаний и отраслей, революция в управленческих технологиях, изменения в системе государственного управления в связи с глобальной цифровизацией, социальные аспекты цифровой экономики - это области практиче-

3 Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, № 8, 2017. С. 17-26.

4 Савенко А.Н. Противодействие киберпреступности в финансово-кредитной сфере как вектор обеспечения глобальной безопасности // Государство и право, № 10, 2017. С. 5-18.

5 Internet Organised Crime Threat Assessment (IOCTA) 2017. European Union Agency for Law Enforcement Cooperation (Europol), 2017. P. 10. Available: http://www.europol.europa.eu/ activities-services/main-reports/internet-organised-crime-threat-assessment-iocta-2017.

ского применения новой волны технологической революции сегодняшнего дня6.

Современные государства все больше переходят на цифровые способы управления в виде «электронного правительства» («электронного государства») под влиянием необходимости сокращать административные расходы и повышать эффективность реализуемых программ, а также в силу повышения требований граждан к качеству и доступности государственных услуг во взаимодействии с государственными органами посредством Интернет-технологий так же легко, как с банками или Интернет-магазинами.

Лидеры электронного правительства (Великобритания, Сингапур) в настоящее время переходят к следующему этапу трансформации системы предоставления государственных услуг - к так называемой стадии «цифрового правительства», которая подразумевает полный перевод услуг в цифровой формат от обращения за этими услугами до их исполнения и достижение такого положения дел, когда ведомственные процессы опираются преимущественно на данные, а не на документы. Россия в последние годы достигла существенного прогресса в реализации действующей концепции электронного правительства, предусматривающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме параллельно другим каналам. Достижения включают:

> многофункциональные центры и функционирующий Единый портал государственных услуг;

> формирование системы межведомственного электронного взаимодействия;

> развитие базовых государственных информационных ресурсов (национальных баз данных);

> предоставление общих сервисов, например, идентификации и аутентификации, и сведений из платежных систем7.

Информационные и коммуникационные технологии, как отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы8, оказывают существенное влияние на развитие традиционных отраслей экономики и стали составной частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Развитие технологий сбора и анализа данных, обмена ими, управления производственными процессами осуществляется на основе внедрения когнитивных технологий, их конвергенции с нано- и биотехнологиями. Значительное увеличение объема данных, источниками и средствами распространения которых являются промышленные и социальные

6 Выступление Д.А. Медведева на VI Московском международном форуме «Открытые инновации». Сколково, 17 октября 2017 г. URL: http://government.ru/news/29668/ .

7 Цифровое правительство 2020. Перспективы для России. Всемирный Банк, Институт развития информационного общества, 2016. С. 8-9. URL: http://www.iis.ru/docs/ DigitalGovernmentRussia2020RUS.pdf

8 Стратегия развития информационного общества в Российской

Федерации на 2017-2030 годы утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017г. №203. URL: www.kremlin.ru .

объекты, различные электронные устройства, приводит к формированию новых технологий. Повсеместное применение таких технологий способствует развитию нового этапа экономики - цифровой экономики и образованию ее экосистемы. Ярким примером кардинального изменения конфигурации мировой конъюнктуры под влиянием цифровой экономики является тот очевидный факт, что крупнейшие мировые компании ТЭК активно теснятся новыми лидерами из цифровой экономики - Microsoft, Apple, Facebook, Amazon.

Характерно, что в Стратегии даются определения понятиям «цифровая экономика» и «экосистема цифровой экономики». Цифровая экономика определяется как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Экосистема цифровой экономики представляет собой партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных Интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан.

Главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики, по замыслу Стратегии, становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг. При этом конкурентным преимуществом на мировом рынке обладают государства, отрасли экономики которых основываются на технологиях анализа больших объемов данных. Повсеместное внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры, усложняет решение задачи по обеспечению защиты интересов граждан и государства в информационной сфере.

2. Цифровой инструментарий в праве и правоприменении

Разработкой новых правовых механизмов с использованием цифрового инструментария активно занялось Правительство РФ в русле принятой программы «Цифровая экономика российской Федерации»9.

В частности, Департамент проектной деятельности Правительства РФ предложил свои концептуальные подходы к разработке нетрадиционных механизмов решения актуальных проблем российского права, среди которых названы: устаревшее, непрозрачное и избыточное регулирование; возможность неоднозначного толкования правовых норм; затянутые сроки рассмотрения

9 Постановление Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.09.2017, № 36, ст. 5450.

дел и коррупция. Решить эти проблемы предлагается с помощью современных технологий и искусственного интеллекта, используя опыт Франции в создании электронных кодексов. Первоначально цифровизация правовой системы должна обеспечить выявление устаревших, неработающих, а также неэффективных и неоднозначных норм в общем массиве правовых актов и актов правоприменения. В результате может потребоваться корректировка конкретных правовых норм или разработка общих рекомендаций по «качественному нормотворчеству». В последующем предлагается создание «электронных кодексов», «единых нормативных документов, различные части которых принимаются различными уровнями власти в соответствии с их компетенцией». Речь идет о создании государственных электронных справочно-правовых систем - каталогов действующих нормативных правовых актов и формировании на их основе онлайн-кодексов для официального опубликования всех новых нормативных актов. Дальнейшая правовая цифровизация - это создание автоматизированной системы поддержки правовых решений (СППР) на основе искусственного интеллекта, включая сервисы автоматизированной генерации документов по типовым делам. Одновременно должна быть разработана система управления рисками для компьютерного анализа судебных актов для выявления ошибок и коррупционной составляющей. Каким образом СППР на основе искусственного интеллекта будет соотноситься с ГАС «Правосудие», в предложенной концепции не говорится10. Поддерживая идею создания электронных кодексов для ускорения нормотворчества и выявления противоречий на стадии проекта нормативного правового акта, обсуждается возможность в рамках СППР генерирования проектов судебных решений на основе скана искового заявления для типовых дел — аналогично взысканию долгов ЖКХ или просроченных кредитов (председатель ОКЮР А. Нестеренко).

Важной является юридическая техника составления нормативных документов (чёткость, понятность, структурированность документа, отсутствие внутренних противоречий и т. д.) - еще одно поле деятельности для применения цифровых технологий и искусственного интеллекта, которые могут радикально улучшить качество нормативных документов и сократить сроки их разработки и согласования.

Проблемы цифровизации права широко обсуждались и на VI Московском международном форуме «Открытые инновации» (Сколково, 17 октября 2017 г.). Выступая на форуме, Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев11 отметил, что цифровизация меняет не только образ жизни людей, но и принципы работы традиционных отраслей экономики: энергетики, транспорта, машиностроения. В силу этого государством инициирован диалог с бизнесом по пяти направлениям: нормативные акты, кадры, образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов,

10 Судебный процессор // Коммерсант, 13.11.2017.

11 Доклад Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на VI Московском международном форуме «Открытые инновации» (Сколко-во, 17 октября 2017 г.). URL: http://government.ru/news/29668/ .

информационная инфраструктура и информационная безопасность. Цифровизация - это вопрос конкурентоспособности самого бизнеса, и в ближайшие годы возникнут новые динамичные цифровые компании при сравнительно небольших затратах, прежде всего, в сфере транспортных и логистических услуг, здравоохранении, образовании, финансовых технологиях, «умной» городской среде, современном аграрном производстве и других направлениях. Цифровизация также меняет подходы к государственному управлению и правовому регулированию. Возникает целый ряд проблем в области интеллектуальных прав, защиты личной, персональной информации, связанных с трансграничным характером абсолютного большинства сервисов, когда порой невозможно отследить юрисдикцию и правила, по которым действуют такие компании. По мере развития технологий Интернета вещей возникнет вопрос о готовности граждан, критической инфраструктуры и государства к тому, чтобы такого рода деятельность контролировалась извне, в том числе за счёт использования зарубежных цифровых платформ. Новые технологии, такие, например, как блокчейн, способны радикально трансформировать юридические операции, связанные с учётом и подтверждением данных, с использованием контрактов. И при этом в силу своей природы они не могут принадлежать одной стране или группе стран. Вместе с тем при всякой трансформации возникает и много пены, о чём тоже сейчас говорят. Бум на рынке криптовалют, другие инициативы на базе блокчейна при отсутствии чётких правил способны сгенерировать довольно серьёзные риски, за которые не могут отвечать децентрализованные, а тем более анонимные игроки.

Скорость технологических изменений требует, отмечается в докладе Д.А. Медведева, от регуляторов большей гибкости. Барьеров, в том числе нормативных, должно быть как можно меньше. Оценивать новые нормативные требования необходимо с точки зрения задач цифровизации. Сегодня уже очевидно, что нормотворчество не будет успевать за ростом технологий. Но это не означает отказ от регулирования как такового.

Ряд отраслей в наибольшей степени подверглись «цифровизации»: банковская сфера, Интернет-торговля (услуги), робототехника и процессы на ее основе, Интернет вещей, телекоммуникации и инновационные разработки и др.

В банковской сфере, к примеру, активно обсуждаются такие практические темы, как цифровые банковские гарантии на базе распределенных реестров (блокчейн), удаленная идентификация клиентов с использованием технологии блокчейн, автоматическая проверка документов по аккредитиву (с соответствующим изменением бизнес-процессов), юридическое признание российской электронной подписи за рубежом, ответственность сторон при ошибке в алгоритме смарт-контракта и др. Криптографическая защита информации становится ключевым вопросом цифрового экопространства (киберпространства), что отражается в разработке соответствующих стандартов и правил, включая международный стандарт 180/1ЕС 10118-3 (с

участием российских разработчиков и включение российской хэш-функции Стрибог).

Исключительная важность решения проблем цифровизации экономики подтверждена поручением Президента Российской Федерации: как указано в сообщении ТАСС12, до 1 июля 2018 года Правительству РФ совместно с ЦБ в рамках реализации программы «Цифровая экономика» обеспечить внесение в законодательство РФ изменений о регулировании публичного привлечения денежных средств и криптовалют путем размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг. Президент также поручил Правительству РФ и ЦБ РФ установить требования к организации и осуществлению производства, основанного на принципах криптографии в среде распределенных реестров (майнинг), включая регистрацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность, а также определение порядка ее налогообложения. Президентом РФ дано поручение до 20 декабря 2017 г. представить предложения по созданию на базе Банка России специальной регуляторной площадки (т. н. «песочницы», англ. "sandbox") для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг до установления правил регулирования отношений, связанных с их применением на финансовом рынке.

3. Выводы и возможные перспективы в сфере правоприменения

Использование цифровых технологий и искусственного интеллекта в системе нормотворчества и правоприменения, бесспорно, является назревшей необходимостью. Однако не следует пренебрегать многолетним опытом, накопленным существующей системой российских органов правоприменения, а также системой учета и каталогизации нормативных правовых актов. Речь идет не только о системе ГАС «Правосудие», но и об опыте Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющего мониторинг правоприменения, ведение Государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Министерства юстиции Российской Федерации. Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации осуществляет ведение банка данных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (НПА ФОИВ), его каталогизацию и использование справочно-правовой системы «Эталон Плюс». Применение цифровых технологий в праве и правоприменении должно использовать уже имеющийся положительный и многоаспектный национальный опыт.

В условиях нового подхода к «цифровизации» права и правоприменения следует признать необходимость нового взгляда на правовые институты в эпоху информационного общества и цифровых технологий, последовательной адаптации традиционных правовых механизмов к новым реалиям. Возникает принципи-

12 Сообщение ТАСС от 14.11.2017. URL: http://tass.ru/ ekonomika/4726268 .

альный вопрос о формировании «цифрового права» как совокупности норм или цифровых стандартов в форме компьютерных программ, алгоритмов или математических решений, общих стандартов криптографии. Это тем более актуально, что уже обсуждаются вопросы об «электронном лице» (искусственном интеллекте), «цифровом имуществе», «цифровых трансакциях», «смарт-контрактах» как новых категориях права13. Эти элементы уже могут представлять собой структурные элементы новой структуры «цифровой экосистемы» наряду с традиционной общепринятой системой права и правоприменения. Возможно ли новое регулирование в рамках классических правовых категорий гражданского или иных отраслей права или требуется кардинально новый подход к праву и правоприменению - это, возможно, самый актуальный вопрос современной правовой повестки дня.

Вместе с тем, одним из центральных вопросов процесса адаптации правового регулирования к по-

требностям современного цифровой экосистемы, несомненно, будет оценка возможностей правового института интеллектуальной собственности, и в частности: признание или не признание творческого характера результатов деятельности искусственного интеллекта, а, следовательно, и признание за ним интеллектуальных прав на такие результаты; возможность автоматического контроля с использованием робототехники или искусственного интеллекта за соблюдение авторских прав и прав изобретателей в процессе использования авторских произведений, изобретений, товарных знаков, программ для ЭВМ или баз данных в гражданском обороте, а также основания и пределы ответственности искусственного интеллекта за нарушение интеллектуальных прав либо иных прав граждан. Эти и многие другие вопросы права и правоприменения ждут своего решения в условиях уже складывающейся цифровой экосистемы.

Рецензент: Марков Алексей Сергеевич, доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: a.markov@bmstu.ru

Литература

1. Выступление Д.А. Медведева на VI Московском международном форуме «Открытые инновации». Сколково, 17 октября 2017 г.

2. М. Портер, Дж. Хеппелманн, Руководство по дополненной реальности // Harvard Business Review Russia, 4 декабря 2017.

3. Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. № 8. 2017. С. 17-26.

4. Цифровое правительство 2020. Перспективы для России. Всемирный Банк, Институт развития информационного общества, 2016.

5. Савенко А.Н. Противодействие киберпреступности в финансово-кредитной сфере как вектор обеспечения глобальной безопасности // Государство и право. № 10. 2017. С. 5-18.

6. Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн-технологий по российскому праву // Закон. № 5. 2017. С. 94-17.

13 Савельев А.И. Некоторые правовые аспекты использования смарт-контрактов и блокчейн-технологий по российскому праву // Закон. № 5. 2017. С. 94-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.