ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Е.В. Гордеева, канд. экон. наук, доцент Ш.Г. Мурадян, студент А.С. Жажоян, студент Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115
Аннотация. В статье изложены актуальные проблемы цифровизации в сфере образования. Также проанализированы основные направления применения цифровизации в образовании, дана характеристика цифровой образовательной среды, выделены достоинства и недостатки цифровизации образования. Авторы в заключении делают вывод о том, что цифровизация образования - шаг в будущее, который изменит не только содержание образовательных курсов, но и подачу информации.
Ключевые слова: цифровизация, образование, цифровые технологии, цифровая образовательная среда, цифровое обучение.
Целью работы является изучение проблем реализации цифрового обучения в России, перспективы его развития и связанные с ним риски. Тема цифровизации в сфере образования является одной из самых актуальных, поскольку цифровые технологии окружают нас повсюду.
XXI век ознаменовался переходом человечества к новому типу общества - информационному, в котором особое место занимают цифровые технологии.
Сейчас цифровые технологии окружают нас повсюду: они присутствуют в каждом доме, в школах, больницах, университетах, на различных учреждениях и предприятиях, и, по мнению ученых, они ежегодно будут развиваться с еще большей скоростью [2].
Цифровизация - повсеместный процесс распространения и внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни общества: экономику, культуру, образование и т.д.
Хотелось бы остановиться на развитии цифровизации в сфере образования, поскольку она отвечает за процесс обучения и воспитания, приобретение знаний, умений, компетенции. Именно образование является начальной ступенью в становлении личности, дальнейшем развитии человека.
Цифровизация в образовании - процесс перехода на электронную систему обуче-
ния. Правовой основой для инициации и реализации цифровизации в сфере образования являются:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Он закрепил право образовательных организаций на применение в их деятельности различных цифровых образовательных технологий.
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Согласно Указу Президента Российской Федерации к 2024 году должна быть создана цифровая образовательная среда, обеспечивающая качество и доступность образования.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы. Она ставит перед собой следующие цели: высокое качество, доступность образования, применение дистанционных технологий. В рамках данной программы предполагается реализация нескольких проектов: «Вузы как центры пространства создания новаций», «Создание современной образовательный среды для школьников» и т.п.
Цифровизация в сфере образования преследует несколько задач. К ним относятся: повышение навыков и умений преподавателей в сфере цифровых технологий, развитие материальной инфраструктуры, развитие онлайн-обучения; внедрение цифровых программ.
Говорить о грядущих изменениях образовательной системы довольно трудно, но уже сейчас можно сказать, какие новшества введет цифровизация в образование.
Учебные занятия, дневники, журналы перейдут на онлайн-формат. Обучающие смогут посещать занятия даже не выходя из дома, в этом им поспособствует интернет. Вместо привычных учебников будут использоваться электронные ресурсы. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, будут оснащены современными технологиями: компьютеры и иные гаджеты, интерактивные доски, проекторы [1].
Учителям придется осваивать новую систему образования. Со временем эта профессия претерпит существенные изменения. Цифровизация образования предусматривает самостоятельное изучение и освоение материала, поэтому педагог теперь будет выступать в качестве помощника, к которому будут обращаться лишь при острой необходимости.
Внедрение цифровых образовательных технологий не предполагает полной отмены традиционных занятий в школах, институтах, колледжах. В настоящее время речь идет лишь о включении в образовательный процесс некоторых элементов он-лайн-обучения. Планируется введение смешанного формата обучения, это позволит повысить эффективность преподавания, развить у студентов чувство ответственности, самодисциплину [7].
Рассмотрев теоретические аспекты цифровизации образования, необходимо более подробно остановиться на эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды с 1 сентября 2020 год.
Об этом ранее было объявлено Министерством просвещения, которое в соответствии с проектом Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и
взрослых» объявил о том, что в ряде регионов странный начнется эксперимент по внедрению «цифровой образовательной среды» в школах и колледжах [6]. Пожалуй, главной целью данного эксперимента является, прежде всего, создание и апробация цифровой образовательной среды и обеспечения возможности ее постоянного использования на всей территории РФ. При этом основным и приоритетным направлением данного процесса является апробация самого дистанционного образования.
Так как не раз поднималась тема, касаемо грядущих перемен в сфере образования, в обществе сформировалось определенное мнение. Мнение население, в лице которого выступают в данном вопросе в большей мере родители, оказалось двояким. Большое количество людей отнеслись к новшеству скептично, а именно к проведению дистанционного обучения, к результативности и эффективности такого образования. Также многие родители в период осуществления эксперимента столкнулись с проблемой оснащенности всеми необходимыми техническими средствами для такого обучения. Зачастую в семье нет возможности приобрести многие технические средства для такого дистанционного обучения, что является большой проблемой в осуществлении такого новшества.
При этом данный эксперимент направлен на выявление проблем для дальнейшего беспрепятственного перехода России на цифровизацию образовании. Эксперимент должен решить ряд следующих вопросов:
- скоростной интернет;
- материально-техническое оснащение;
- электронные базы данных;
- образовательные сервисы с контентом и т.д.
Такой эксперимент предполагается завершить 31 декабря 2022 года. При этом, так как разные регионы имеют разный технический потенциал, то эксперимент решено проводить выборочно, то есть выбраны конкретные регионы, в которых будет проведен эксперимент [6].
Необходимо сказать и о национальных проектах, реализуемых Российской Федерацией в сфере образования. В рамках на-
ционального проекта «Образование» реализуется федеральный проект, получивший название «Цифровая образовательная среда». Он действует до 2024 года и предусматривает:
- внедрение цифровых технологий в 30% образовательных учреждений для не менее 500 тысяч обучающихся;
- обеспечение всех образовательных организаций скоростным интернетом. По итогу Послания Президента РФ дано поручение о подключении всех учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, к скоростному интернету и их обеспечении интернет-трафиком;
- создание центров цифрового образования для школьников и студентов.
Также необходимо отметить об основных положительных и отрицательных сторонах цифровизации образования. Такое новшество обрело определенную репутацию среди студентов, которые выделяют такой положительный аспект, как удобство, а именно экономия времени. Второй положительной чертой оказалась практичность, поскольку электронные носители не имеют свойства рваться или как-то портиться. Третьей положительной чертой для студентов оказалось физическое удобство, так как ношение тяжелых книг обременяет. Четвертой положительной характеристикой выступает мобильность, поскольку образование оказывается доступным в любое время. Ну и последним положительным аспектом выступает экономическая обоснованность, выраженная в уменьшение затрат на приобретение учебной литературы и сокращение количества вырубки леса, которая необходима для изготовления бумажных носителей [3].
Библиографический список
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2017. - № 3. - С. 85-92.
2. Буданцев Д.В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. - 2020. - № 27 (317). - С. 120-127.
3. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Педагогические науки. - 2021. - №2 01 (103). - С. 110-118.
4. Молчанова Е.В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования // Наука в образовании. - 2019. - № 64-4. - С. 133-135.
5. Озерский С.В. Информатизация образования — неотъемлемая часть формирования информационного общества // Вестник СЮИ. - 2013. - №4. - С. 87-90.
Но такое нововведение имеет и ряд отрицательных аспектов, которые могут сказаться не только на физическом здоровье обучающихся, но и на психологическое состояние каждого из учеников. Во-первых, при цифровом обучении письму уделяется все меньше внимания, что может привести к снижению у обучающихся ученических навыков, то есть они начнут хуже читать, а также это коснется их моторики и координации, а именно снижение способности формулирования мыслей. Во-вторых, длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Это неизбежно приведет к проблемам со зрением. В-третьих, появится риск сокращения творческого потенциала обучающихся, снижение умственной активности, плохой социализации, а также проблемы с физическим развитием и др. Все это неизбежно приведет к негативному отношению к цифровизации образования, несмотря на то, что оно имеет и достаточно плюсов. Главный и самый тревожный минус данной программы является ухудшение физического и психического здоровья детей, которые являются будущим нашей страны [4].
Подводя итоги, заметим, что цифрови-зация в образовании - процесс длительный и неизбежный. Все достоинства и недостатки внедрения цифровой системы в образовательный процесс можно будет оценить лишь спустя несколько десятилетий. Спустя годы претерпит изменения вся структура образования. А какое влияние цифровизация окажет на сферу образования, покажет время.
6. Цифровая образовательная среда. - [Электронный ресурс]. - Электронный ресурс: Ьйрз:// obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_zifr_exp.html (дата обращения 15.04.21).
7. Цифровизация образования - надежды и риски. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vogazeta.ru/_obrazovaniya_nadezhdy_i_riski (дата обращения 15.04.21.)
DIGITALIZATION IN EDUCATION
E.V. Gordeeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Sh.G. Muradyan, Student
A.S. Zhazhoyan, Student
Sochi State University
(Russia, Sochi)
Abstract. The article outlines the current problems of digitalization in the field of education. The main directions of the application of digitalization in education are also analyzed, the characteristics of the digital educational environment are given, the advantages and disadvantages of digitalization of education are highlighted. The authors conclude that the digitalization of education is a step into the future that will change not only the content of educational courses, but also the presentation of information.
Keywords: digitalization, education, digital technologies, digital educational environment, digital learning.