ing cycles have been developed to assess the electromagnetic compatibility of the vehicle's electrical systems to external electromagnetic influences. A high-tech system for statistical acceptance control of new cars based on electromagnetic compatibility parameters is proposed. The proposed complex tools can be implemented both for cars of traditional designs with an internal combustion engine, and for electric vehicles and cars with a combined power plant.
Key words: quality, automobile, electrical complex, electromagnetic influences.
Podgorny Alexander Sergeevich, candidate of technical sciences, senior researcher, zxcvbnm89207@yandex. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University
УДК 005.6
DOI: 10.24412/2071 -6168-2024-7-48-49
ЦИФРОВИЗАЦИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
М.Д. Марков, И.А. Беляева, В.Н. Козловский, А.С. Клентак
В работе представлены результаты анализа перспектив развития инструментов оценки потребительского качества новых автомобилей в эксплуатационный период жизненного цикла.
Ключевые слова: конкурентоспособность; качество автомобиль; потребительские свойства.
Рассматривая текущие достижения в области разработки и реализации инструментов потребительской оценки качества новых автомобилей, можно выделить два основных направления: экспертное - заключающееся в квалифицированной экспертной оценке потребительских свойств и качеств новых автомобилей; потребительская удовлетворенность - заключающаяся в разработке и реализации комплексных инструментов направленных на опрос конечных потребителей посредством стандартизированных анкетных комплексов с последующим проведением анализа и систематизации ответов касающихся удовлетворенности клиентов свойствами продукции [1 - 3].
Уже сейчас, с учетом существенного развития научно-технического прогресса, просматривается новое направление развития инструментов оценки потребительского качества автомобилей. И это направление самым тесным образом переплетается с передовыми достижениями в области цифровых технологий [4, 5].
Соответствующее исследование покрывает тематику, связанную с анализом потребительских свойств легковых автомобилей и их реализацией при серийном производстве с точки зрения электронной системы управления исполнительными устройствами автомобиля [6, 7].
Рассмотрим обобщенно потребительские свойства новых автомобилей. Набор функций автомобиля, которые в общем и определяют потребительские свойства [8]. В свою очередь функции можно сгруппировать в соответствии с автомобильными системами. Таким образом, при анализе функций автомобиля можно использовать системный подход, так как функции определяются работой той или иной в системы и подсистемы. Таким образом можно выстроить функциональную структуру автомобиля и построить связи между элементами.
В качестве примера представим функциональную структуру автомобиля, оснащённого автоматической коробкой передач, в части электронной системы управления:
1. S_Comf: Комфорт: 1.1 S_Comf.IL: Освещение салона; 1.2 S_Comf.HVAC: ОВиК; 1.3 S_Comf.CCVSL: ККиОС: 1.4 S_Comf.DM: Выбор режимов движения 1.5 S_Comf.AS: Режим удержания тормоза в пробках; 1.6 S_Comf.DHB: Режим помощи при спуске; 1.7 S_Comf.PA: Система помощи при парковке; 1.8 S_Comf.STS: Регулировка сидений; 1.9 S_Comf.PWIND: Управление стеклоподъёмниками
2. S_Support: Поддерживающие системы: 2.1 S_Support.CL: Система охлаждения узлов и агрегатов; 2.2 S_Support.HT: Зимний подогрев узлов и агрегатов; 2.3 S_Support.CHRG: Система зарядки аккумулятора; 2.4 S_Support.EMGT: Система энергоменеджмента.
3. S_Main: Основной режим работы автомобиля: 3.1 S_Main.STR: Запуск и начало движения; 3.2 S_Main.STP: Завершение работы; 3.3 S_Main.FWD: Движение вперёд; 3.4 S_Main.RWD: Движение назад.
4. S_Steer: Рулевое управление: 4.1 S_Steer.PS: Система снижения усилий рулевого управления.
5. S_Brk: Торможение: 5.1 S_Brk.BP: Обработка положения тормозной педали; 5.2 S_Brk.BL: Управление стоп-сигналами; 5.3 S_Brk.ABS: Антиблокировочная система; 5.4 S_Brk.ESP: Система курсовой устойчивости
6. S_Vision: Обзорность и внешнее освещение: 6.1 S_Vision.WPR: Стеклоочистка; 6.2 S_Vision.HB: Управление дальним светом; 6.3 S_Vision.LB: Управление ближним светом; 6.4 S_Vision.RS: Датчик света и дождя; 6.5 S_Vision.BZ: Подсветка слепых зон; 6.6 S_Vision.MRH: Подогрев зеркал; 6.7 S_Vision.WSH: Подогрев ветрового стекла; 6.8 S_Vision.RWH: Подогрев заднего стекла.
7. S_Signal: Внешние сигналы: 7.1 S_Signal.RL: Стоп-сигналы; 7.2 S_Signal.SG: Указатели поворота; 7.3 S_Signal.SND: Звуковая сигнализация.
8. S_Info: Информирование водителя: 8.1 S_Info.HMI: Интерфейс «Человек-Машина»; 8.2 S_Info.HMI.IC: комбинация приборов; 8.3 S_Info.HMI.Buttons: кнопки; 8.4 S_Info.HMI.IFT: Система развлечения и информирования Infotament; 8.5 S_Info.HMI.LGHT: Световые индикаторы; 8.6 S_Info.HMI.SND: Звуковое оповещение водителя.
9. S_Safety: Безопасность: 9.1 S_Safety.ABG: Подушки безопасности; 9.2 S_Safety.ERA: ЭРА-ГЛОНАСС; 9.3 S_Safety.SB: Ремни безопасности; 9.4 S_Safety.СREVENT: Контроль систем при аварии; 9.5 S_Safety.СREVENT.F_WLCKINH: Запрет блокировки руля при аварии; 9.6 S_Safety.СREVENT.F_DRUNLCK: Разблокировка дверей при аварии.
10. S_Emergency_states: Защитные состояния при неисправности: 10.1 S_Emergency_states.MF: Некритичный отказ; 10.2 S_Emergency_states.LH: Временное снижение мощности для транспортировки на место ремонта.
48
Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства
11. S_Access: Противоугонные системы: 11.1 S_Access.Immo: Система Иммобилизации; 11.2 S_Access.AT: Противоугонная система.
12. S_Connect: Системы удалённого доступа: 12.1 S_Connect.Klss: Бесключевой запуск; 12.2 S_Connect.DST: Дистанционный запуск; 12.3 S_Connect.CL: Дистанционное управление замками дверей; 12.4 S_Connect.SVT: Треккинг украденного ТС; 12.5 S_Connect.RHT: Удалённый подогрев салона; 12.6 S_Connect.RCD: Удалённое охлаждение салона.
Необходимо также рассматривать качество реализации функций автомобиля. Примеры: плавность хода при разгоне; плавность при торможении; визуальный комфорт расположения органов управления; эргономика; усилие нажатия на рычаги и педали; усилие при повороте руля на разных скоростях; достаточность информации на КП; достаточность органов управления; звуковой комфорт (NVH).
Обычно для каждой функции применяется одно или несколько требований, характеризующих как эта функция будет выполняться. Для одной функции может применяться несколько требований. Требования могут следовать как из ограничений системы или законодательных требований, так и из предварительного анализа потребительских свойств автомобиля.
Оценка потребительских свойств автомобиля. Обычно многие параметры в данной категории имеют качественную оценку. Однако для задач серийного и массового производства их необходимо оценивать количественно. Количественная оценка позволяет сформировать конкретные требования к системам и далее к компонентам, отвечающим за реализацию требуемой функции. Для перевода качественной оценки в количественные можно использовать перспективный автоматизированный комплекс, позволяющий производить оценку по большому количеству критериев и выдавать подробный отчёт с численными показателями, которые потом можно сравнивать с другими автомобилями и делать заключение об уровне потребительских свойств. Такая перспективная система должна стать своего рода стандартом в своей области. Отчёт состоит из десятков основных групп показателей, а в сумме число таких показателей может составляет более тысячи.
Все показатели в такой системе, должны давать объективную количественную оценку. Основные аспекты определяющие потребительскую оценку качества включают параметры: динамика транспортного средства; топливная экономичность/энэргоэффективность; уровень шумов и вибраций; управляемость; комфорт при вождении; сопротивление движению; уровень выбросов загрязняющих веществ
Получение значений для в системе должно происходить по стандартизированной процедуре сбора данных. Предлагается устройство для сбора данных и набор датчиков: акселерометры, микрофон, термодатчики, вибродатчик и пр. Датчики устанавливаются в регламентированные места. Устройство сбора данных подключается к шине данных автомобиля для сбора дополнительной информации о других модулях. Далее для каждой функции происходит декомпозиция на подфункции. Для каждой подфункции есть свой перечень численных критериев оценки.
Предполагаемый алгоритм работы автоматизированной системы должен включать в себя следующие
пункты:
Шаг 1. Сбор данных;
Шаг 2. Определение рабочего диапазона;
Шаг 3. Расчёт численных показателей;
Шаг 4. Бальная оценка, основанная на параметрах;
Шаг 5. Визуализация результатов на графиках;
Шаг 6. Автоматическая генерация отчёта.
Результатом работ должна являться спецификация функциональных и нефункциональных требований на каждый компонент системы. Таким образом, в перспективе будут достигнуты требуемые показатели потребительских свойств автомобиля.
Список литературы
1. Козловский В.Н. Комплекс обеспечения качества системы электрооборудования автомобилей / В.Н. Козловский, Д.И. Панюков // Saarbrücken, 2014.
2. Козловский В. Комплексная оценка удовлетворенности потребителей качеством автомобилей / В. Козловский, В. Строганов, С. Клейменов // Стандарты и качество. 2013. № 5. С. 94-98.
3. Строганов, В.И. Итоги и перспективы развития электромобилей и автомобилей с гибридными силовыми установками / В.И. Строганов, В.Н. Козловский // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 2-3. С. 2-8.
4. Заятров А.В. Анализ и оценка взаимосвязей между традиционными показателями надежности и показателями, используемыми ведущими производителями легковых автомобилей / А.В. Заятров, В.Н. Козловский // Электроника и электрооборудование транспорта. 2012. № 1. С. 41-43.
5. Козловский В.Н. Потребительская ценность качества автомобилей / Козловский В.Н., Юнак Г.Л., Айдаров Д.В., Шанин С.А. // Стандарты и качество. 2017. № 12. С. 76-80.
6. Kozlovskiy V. Analytical models of mass media as a method of quality management in the automotive industry / V. Kozlovskiy, D. Aydarov // Quality - Access to Success. 2017. Т. 18. № 160. С. 83-87.
7. Panyukov D. Development and research fmea expert team model / D. Panyukov, V. Kozlovsky, Y. Klochkov // International Journal of Reliability, Quality and Safety Engineering. 2020. Т. 27. № 5. С. 2040015.
8. Козловский В.Н. Cтратегическое планирование конкурентоспособности с точки зрения качества / В.Н. Козловский, С.А. Шанин, Д.И. Панюков // Стандарты и качество. 2017. № 3. С. 76-80.
Марков Михаил Дмитриевич, старший системный инженер, [email protected], Россия, Москва, ООО НПП «ИТЭЛМА»,
Беляева Ирина Александровна, канд. техн. наук, доцент, научный сотрудник, toe_fp@samgtu. ru, Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Козловский Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Самара, Самарский государственный технический университет,
Клентак Анна Сергеевна, канд. техн. наук, доцент, anna [email protected], Россия, Самара, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
DIGITIZATION IN THE RESEARCH OF CONSUMER PROPERTIES OF NEW CARS M.D. Markov, I.A. Belyaeva, V.N. Kozlovsky, A.S. Klentak
The paper presents the results of an analysis of the prospects for the development of tools for assessing the consumer quality of new cars during the operational period of the life cycle.
Key words: competitiveness, quality car, consumer properties.
Markov Mikhail Dmitrievich, senior system engineer, mhommd@mail. ru, Russia, Moscow, NPPITELMA LLC,
Belyaeva Irina Alexandrovna, candidate of technical sciences, docent, toe_fp@samgtu. ru, Russia, Samara, Samara State Technical University,
Kozlovsky Vladimir Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, head of the department, [email protected], Russia, Samara, Samara State Technical University,
Klentak Anna Sergeevna, candidate of technical sciences, docent, anna_klentak@mail. ru, Russia, Samara, Samara State Aerospace University named after academician S.P. Korolev (National Research University)
УДК 621.313
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-7-50-51
ОБЗОР СТАТИСТИКИ ОТКАЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОМОТОРЕДУКТОРОВ
В ЭКСПЛУАТАЦИИ
О.Д. Ибрагимов, А.С. Саксонов, В.Н. Козловский, Р.Р. Гафаров
В работе представлены результаты анализа статистических данных по основным эксплуатационным отказам автомобильных электромоторедукторов в эксплуатации.
Ключевые слова: качество, надежность, автомобиль, электромоторедуктор.
На сегодняшний день к одному из наиболее актуальных вопросов в отечественной автомобильной промышленности относится обеспечение качества и надёжности транспортного средства, что обусловлено ростом конкуренции и как следствие стремлением производителей к увеличению гарантийного срока эксплуатации [1 - 3]. Наиболее уязвимой группой с точки зрения возникновения отказов является система электрооборудования и электроники автомобиля по причине функциональной сложности её компонентов. Под отказом по ГОСТ 27.002-2015 подразумевается частичное или полное нарушение функционирования изделия в соответствии с заданными параметрами. От того, на сколько своевременно производителем будет выявлена и устранена причина отказов непосредственно зависит размер понесённых убытков, направленных на устранение дефектов автотранспортного средства в период его гарантийной эксплуатации [4 - 6].
В представленной работе, рассмотрен анализ обобщенной статистики эксплуатационных отказов электромоторедукторов различного назначения, используемых на автомобильном транспорте [7].
Исходя из высокой значимости проблемы обеспечения качества ни надежности электротехнических компонентов автомобильной техники, актуальным остается вопрос, связанный с соответствующим обеспечением эксплуатационных параметров таких сложных компонентов как например электростеклоподъемник, ключевым элементом которого является как раз электромоторедуктор. В настоящее время выход из строя стеклоподъёмника входит в перечень наиболее распространённых неисправностей на легковых автомобилях, одной из основных причин возникновения которой является заклинивание червячной передачи электромоторедуктора [8, 9]. Стоит отдельно отметить, что данная проблема не является специфической и встречается как у российских, так и у зарубежных производителей транспортных средств, что в свою очередь подчёркивает острую необходимость в комплексном и детальном изучении причин возникновения отказов электромоторедукторов [10, 11].
Анализ научно-технической литературы по рассматриваемой проблеме позволил выделить задачу, связанную с тем, что нынешнее состояние исследований в вопросах качества и надёжности электромоторедукторов ориентировано в большей степени на анализе дефектов всех компонентов электрооборудования легковых автомобилей и не затрагивает автобусы и грузовой транспорт. Вследствие чего не учитываются такие механизмы, как электрический привод двери, стояночного тормоза и выдвигающейся подножки. К тому же не осуществляется локальное ранжирование по отказам электромоторедукторов среди упомянутых ранее устройств, целесообразность выделения в отдельную подгруппу которых обусловлена наличием специальных требований по безопасности в соответствии с ТР ТС 018/2011. Еще одним фактором, повлиявшим на выборку для дальнейшего анализа, является низкая ремонтопригодность данного комбинированного электропривода, что значительно увеличивает стоимость гарантийного ремонта в случае его выхода из строя во время эксплуатации транспортного средства для производителя.
50