Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ / ТУРИСТСКО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луховская О.К., Шутов И.А., Сибрина К.С.

В статье рассматриваются проблемы автоматизации предприятий сферы услуг и их влияние на экономику. Автоматизация рассматривается как инструмент оборота информации, отслеживания рыночной ситуации, анализа ключевых показателей. Экономической основой цифровизации являются технологии диагностики, прогнозирования и планирования оборота предприятия с целью увеличения прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF SERVICES IN THE ECONOMY OF SERVICE ENTERPRISES

The article deals with the problems of automation of enterprises in the service sector and their impact on the economy. Automation is viewed as a tool for information circulation, tracking the market situation, and analyzing key indicators. The economic basis of digitalization is the technology of diagnostics, forecasting and planning of the company's turnover in order to increase profits.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

О.К. Луховская, д-р экон. наук, профессор И.А. Шутов, магистрант К.С. Сибрина, магистрант

Ивановский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

(Россия, г. Иваново)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-2-215-218

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы автоматизации предприятий сферы услуг и их влияние на экономику. Автоматизация рассматривается как инструмент оборота информации, отслеживания рыночной ситуации, анализа ключевых показателей. Экономической основой цифровизации являются технологии диагностики, прогнозирования и планирования оборота предприятия с целью увеличения прибыли.

Ключевые слова: информационные ресурсы, экономика сферы услуг, цифровые технологии в экономике, туристско-информационные центры.

Цифровые технологии в экономике -это новые информационные технологии, позволяющие обеспечить оптимальную работу структур электронного бизнеса в современных экономических реалиях.

Значительное количество современных информационных и коммуникационных технологий являются инструментами инфраструктуры цифровой экономики. Внедрение цифровых форм работы в экономике (производство, распределение, обмен, использование и последующая утилизация товарных продуктов и услуг) прино-

сит пользу как малым, так и крупным фирмам, и даже странам.

Недостаток информации в настоящее время потребители относят к экономическом фактору: нет информации - нет спроса. Спрос в свою очередь обеспечивает экономическое благополучие предприятия.

Согласно проведенному нами мониторингу потребительского мнения, на 1-е место существенных препятствий для развития внутреннего туризма респондентами выдвинута проблема недостатка информации (рис. 1).

3%

3% 1%

4%

18%

10%

17%

7%

7%

(Дороговизна транспортного обслуживания

I Состояние дорог и придорожной инфраструктуры

I Высокая стоимость размещения

I Недостаток мест размещения

I Низкое качества сервиса

I Отсутствие квалифицированных кадров

I Недостаток информации о туристических возможностях региона

I Плохое экологическое состояние

15%

Рис. 1. Наиболее существенные препятствия для развития внутреннего туризма

Базы данных (БД) в настоящее время являются основой компьютерного обеспечения информационных процессов, которые включены практически во все области человеческой деятельности. Действительно, процессы обработки информации имеют общий характер и основаны на описании фрагментов реальности, выраженных в виде набора взаимосвязанных данных. Базы данных являются эффективным средством представления структур данных и управления ими. Концепция баз данных предполагает использование интегрированных хранилищ, которые позволяют централизованно управлять данными и обслуживать их для многих пользователей. В настоящее время активно предлагается внедрение корпоративных информационных систем. Используются различные идеологии управления бизнесом MRP, MRP2, ERP и тому подобное. Самое сложное - построить единую систему, соответствующую и отвечающую всем потребностям сотрудников всех подразделений. Каждое из подразделений может иметь собственное программное обеспечение, которое оптимизировано под особенности

работы. Информационная система может объединить их все в одну интегрированную программу, которая работает с единой базой данных, чтобы отделы могли легче обмениваться информацией и общаться друг с другом. Примером такой системы являются туристско-информационные центры [1], обеспечивающие:

- создание комфортного информационного пространства в регионе для туристов и всех заинтересованных участников рынка (туристско-информационный портал);

- подготовку и распространение информационных материалов;

- сбор информации о туристском рынке;

- повышение общего уровня развития туризма в дестинации;

- продвижение дестинации на целевых рынках.

Речь идет о проекте информационного ресурса «Живая карта туристских ресурсов региона», обеспечивающего становление взаимоотношений между предприятиями размещения, питания, сферы культуры, индустрии развлечения и потребителями [2].

Рис. 2. Участники информационного поля сферы туризма в регионе

После разработки методики сотрудничества и работы с партнерами можно создать скрытую версию сайта, где каждый партнер (организация) будет представлена администратором с персональной учетной записью. Это позволит партнерам удаленно вносить, редактировать и формировать

информацию о своем объекте (предприятии), мониторить статистику посещение и пользовательских предпочтений, дистанционно общаться с партнерами и клиентами в режиме онлайн, вести скрытую базу данных о заказах и клиентах.

Этот комплексный подход обещает быть очень полезным, если компании смогут правильно установить систему [3]. Для организаций сферы услуг, вопрос лояльности клиентов имеет первостепенное значение. Сохранение старых клиентов, привлечение новых - это главная задача любого предприятия [4].

Цифровизация сферы услуг будет способствовать повышению лояльности клиентов за счет сохранения их автоматизированной базы, значительного и очевидного повышения качества и скорости обслуживания, возможности внедрения различных, даже самых сложных, систем скидок и бонусов; ускорение, упрощение, повышение эффективности и точности финансового и складского учета [5]. Владелец (менеджер) имеет возможность получать всю необходимую информацию, удаленно отслежи-

вать ситуацию, анализировать ключевые показатели, прогнозировать и планировать дальнейшее развитие с целью привлечения новых клиентов и увеличения собственной прибыли. При этом создается гибкая, удобная и прозрачная схема управления оборотом, его диагностики, прогнозирования и планирования с целью увеличения прибыли, обеспечивается комплексная безопасность [6].

Если относиться к ИТ-проекту, как к инвестиционному, то сама эта позиция предполагает получение прибыли от реализации проекта через некоторый промежуток времени. Выделение параметров экономической эффективности и их оценка в конкретном ИТ-проекте является, безусловно, обязательной и непростой задачей, требующей отдельного рассмотрения.

Таблица 1. Планируемые показатели эффективности информационного ресурса «Живая

карта туристских ресурсов

Индикатор Единицы Показатели эффективности и роста индикатора Значение роста (%)

Рекламные туры включенные в Реестр рекламных тур маршрутов Ивановской области [7] 50 Уровень обеспечения внутреннего туризма Ивановской области турами рекламного характера 62

Туроператоры внутреннего туризма, обеспечивающие формирование и реализацию рекламных туров 5 Уровень роста туроператоров, занятых формированием и реализацией рекламных туров. 25

Количество туристов, посещающих музеи, театры, парки, фестивали, кинотеатры и пр. 1000 Уровень роста загрузки объектов культуры 10

Количество информатизированных объектов туризма 900 Рост объема электронных данных, информации о туристских ресурсах 80

Таким образом, внедрение информаци- развитии внутреннего туризма по Иванов-онного ресурса благоприятно скажется на ской области.

Библиографический список

1. Луховская О.К. Анализ развития сферы услуг индустрии гостеприимства г. Иваново // В сборнике: Инновационное развитие регионов в условиях глобализации. материалы Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 50-54.

2. Луховская О.К. Тенденции и перспективы развития сферы услуг на отраслевом рынке // Социально-экономические аспекты инновационного развития регионов. Сборник материалов итоговой н-п региональной конференции преподавателей, аспирантов и магистрантов. Том 1. Ивановский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2015. - С. 46-54

3. Формирование эффективной системы развития въездного туризма на потребительском рынке регионов // Луховская О.К. Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2019. № 17 (33). С. 13-17.

4. Анисимов Д. Г. Механизмы повышения качества услуг // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2015. - № 2 (92). -С. 67-71.

5. Ватолкина Н. Ш. Современные модели качества услуг: классификация и анализ // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 6. - С. 213-219

6. Lukhovskaya O.K., Arefieva N.T., Vostrova A.P., Fomina N.V., Kireeva M.M. Diagnostics of russian tourism's innovative and economic development in the service sphere // Studies in Computational Intelligence. - 2019. - Т. 826. - С. 757-772.

7. Луховская О.К., Вострова А.П., Киреева М.М. Перспективы развития внутреннего туризма в России: анализ, ключевые факторы, стратегические решения // Финансовая экономика. - 2019. - №2. - С. 200-205.

DIGITALIZATION OF SERVICES IN THE ECONOMY OF SERVICE ENTERPRISES

0.K. Lukhovskaya, Doctor of Economic Sciences, Professor

1.A. Shutov, Graduate Student K.S. Sibrina, Graduate Student

Ivanovo branch of the Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov (Russia, Ivanovo)

Abstract. The article deals with the problems of automation of enterprises in the service sector and their impact on the economy. Automation is viewed as a tool for information circulation, tracking the market situation, and analyzing key indicators. The economic basis of digitalization is the technology of diagnostics, forecasting and planning of the company's turnover in order to increase profits.

Keywords: information resources, economy of the service sector, digital technologies in the economy, tourist information centers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.