Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / СИНТЕЗ / ПОЗИТИВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Химченко Сергей Евстафиевич, Герасимов Максим Васильевич

В статье анализируется цифровизация как новация, получившая распространение в рамках образовательного процесса высшей школы. Авторы подчеркивают наличие двух ключевых направлений, сформированных сторонниками и противниками цифровизации образования. Цифровизация учебного процесса, по мнению авторов, имеет определенные позитивные преимущества, в сравнении с традиционным образовательным процессом, однако это будет являться таковым только в случае выверенного синтеза форматов «дистанта» и «офлайна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Химченко Сергей Евстафиевич, Герасимов Максим Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION

The article analyzes digitalization as an innovation that has become widespread in the framework of the educational process of higher education. The authors emphasize the presence of two key areas, formed by supporters and opponents of digitalization of education. The digitalization of the educational process, according to the authors, has certain positive advantages in comparison with the traditional educational process, but this will be so only in the case of a verified synthesis of the «distant» and «offline» formats.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 316

DOI 10.23672/d4291-3790-4311 -w

Химченко Сергей Евстафиевич

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой физической культуры, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия 89515111938@mail.ru

Sergey E. Khimchenko

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department

of Physical Education,

Rostov branch

Russian State

University of Justice

89515111938@mail.ru

Герасимов Максим Васильевич

старший преподаватель кафедры Финансового и ^ менеджмента, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) m.gerasimov@ro.ru

Maxim V. Gerasimov

Senior Lecturer

of the Department of Financial

and HR Management,

Rostov State University of Economics (RINH) m.gerasimov@ro.ru

Цифровизация учебного процесса в высшей школе

Digitalization of the educational

process in higher education

Аннотация. В статье анализируется цифровизация как новация, получившая распространение в рамках образовательного процесса высшей школы. Авторы подчеркивают наличие двух ключевых направлений, сформированных сторонниками и противниками цифровизации образования. Цифровизация учебного процесса, по мнению авторов, имеет определенные позитивные преимущества, в сравнении с традиционным образовательным процессом, однако это будет являться таковым только в случае выверенного синтеза форматов «дистанта» и «офлайна».

Ключевые слова: цифровизация, образование, дистанционное образование, педагогическое сообщество, молодежь, студенты, синтез, позитивные преимущества, современная реальность.

Annotation. The article analyzes digitalization as an innovation that has become widespread in the framework of the educational process of higher education. The authors emphasize the presence of two key areas, formed by supporters and opponents of digitalization of education. The digitalization of the educational process, according to the authors, has certain positive advantages in comparison with the traditional educational process, but this will be so only in the case of a verified synthesis of the «distant» and «offline» formats.

Keywords: digitalization, education, distance education, pedagogical community, youth, students, synthesis, positive advantages, modern reality.

Современный научный социологический и социально-педагогический дискурс вокруг проблемы цифровизации учебного процесса в высшей школе конструируется «вокруг устойчивых и давно сложившихся в науке тематических спектров, основной из которых вбирает в себя комплексы суждений о его достоинствах и недостатках» [1, с. 46]. Поэтому в рамках данного дискурса можно выделить два ключевых направления: адептов (сторонников) цифровизации образования и его противников.

Так, в частности, адептов цифровизации образования, обучение интересует исключительно как продукт, который является неким «инструментом войны» за обучающихся в глобальном пространстве рынка образовательных услуг [1]. К числу сторонников цифровизации образования следует отнести:

- ректора НИУ ВШЭ - Я.И. Кузьминова, подчеркивающего, что внедрение онлайн-курсов в российскую образовательную систему может быть «не только добровольным» [2];

- Г.А. Шабанова [3], анализирующего причины важности получения онлайн-образования;

- А. Черных и К. Миронову, убежденных в том, что переход на цифровой формат должен повысить вовлеченность студентов, разгрузить профессорско-преподавательский состав (ППС), и в целом - поднять качество университетского образования [4];

- М.В. Макарову, описывающую перспективы онлайн-образования [5];

- А.Н. Хузиахметова и Р.Р. Насибуллова, считающих, что технологии дистанционного обучения

существенно повысят мотивацию студентов к обучению [6] и некоторых других исследователей.

Между тем, подавляющее большинство ученых, в т.ч. из числа ППС - против режима онлайн-обуче-ния. В числе противников цифровизации учебного процесса в высшей школе:

- Н.Х. Гафиатулина, Э.С. Абдулаева, рассматривающие негативные особенности онлайн-обу-чения [7];

- Г.И. Колесникова, К.Ю. Колесина, С.И. Самы-гин, анализирующие риски преподавателей гуманитарных дисциплин высшей школы и разрабатывающие персонифицированный подход в обучении [8; 9];

- А.В. Лубский и В.В. Ковалев, свидетельствующие в пользу негативных последствий онлайн-обучения для высшей школы [10];

- Л.И. Кобышева, А.Г. Лугинина, Я.В. Артамонова, описывающие опыт внедрения цифровых технологий в период пандемии [11] и другие исследователи.

Целью статьи является рассмотрение остроактуальной для преподавательского сообщества проблемы, касающейся дистанционного обучения в вузе, с которой в течение последних полутора лет (в связи с ковидной ситуацией), столкнулись практически все представители педагогического сообщества школы высшего образования [12]. Авторы считают необходимым выделить ряд позитивных преимуществ данной системы, не являющихся очевидными при ее поверхностном рассмотрении.

Не пытаясь оспорить или преуменьшить традиционно главенствующую роль преподавателя в российском образовательном процессе высшей школы, которая, очевидно, и должна оставаться таковой, нельзя не обратить внимания на то, что цифровизация приобрела сегодня глобальный характер во всех сферах общественной жизни, изменяя и трансформируя саму социальную реальность и все сферы человеческой жизнедеятельности. Эти процессы самым непосредственным образом касаются, в том числе, образовательной системы, и являются при этом закономерным этапом развития человеческой цивилизации. Однако цифровые технологии могут и должны использоваться для расширения образовательных возможностей студентов, в противном случае неприятие данных новаций консервативно настроенной частью педагогического сообщества будет только усиливаться.

Применительно к нашей стране, столь масштабное распространение процессов цифровизации в образовательном процессе в целом, и учебном процессе вузов - в частности, берет свое начало весной 2020 года в связи с вступившими в силу по всей стране короновирусными ограничениями, затрагивающими, в том числе, образовательную систему, радикально изменяя традиционный уклад учебного процесса, осуществляемого учебными заведениями высшей школы.

Для понимания возможностей и перспектив, а также потенциала дистанционного обучения, необходимо обратить внимание на развитие данного процесса, берущего свое начало за рубежом в XIX столетии. Впервые дистанционное обучение стали практиковать в Лондонском университете, данный процесс в тот период осуществлялся посредствам отправки писем по почте, что давало возможность студентам, проживающим в других населенных пунктах, получать высшее профессиональное образование на расстоянии. В течение короткого периода времени данные образовательные новации распространились и на университеты ряда западноевропейских стран. Отсюда, очевидным является вывод, что новыми являются лишь инструменты (информационные технологии), позволяющие осуществлять коммуникацию между студентом и преподавателем, а не сама форма обучения.

Применительно к нашей стране, система дистанционного обучения стала активно развиваться в послереволюционные годы и существовала, в тех или иных формах весь период советского прошлого нашей страны. На практике, это были различные курсы заочного обучения, где в течение семестра отсутствовало прямое, непосредственное взаимодействие преподавателя со студентами. В данный период времени шло активное развитие заочных университетов и факультетов, осуществляющих функции высшего заочного образования. Как правило, студенты посещали данные учебные заведения лишь в период так называемых «установочных лекций», а также времени, отведенного на сессионный период. Данная система подразумевала самостоятельное для студентов овладение большим массивом знаний и тогда самостоятельная работа студентов вне стен университета не вызывала той обеспокоенности педагогического сообщества, которая существует сейчас.

Что касается современной России, Московский технологический институт был основан по инициативе правительства РФ в 1997 году и получил аккредитацию в 2000 году, на настоящий момент он активно развивается, осуществляя свою деятельность по различным дистанционным программам, это стало возможно в связи подписанием меморандума ЮНЕСКО. Наличие подобных высших учебных заведений является подтверждением начала нового этапа дистанционного образования в современной России. Очевидно, что и без ограничений, связанных с ситуацией пандемии, процессы цифровизации в высшей школе активно развивались и нововведенные ограничения, явились лишь мощнейшим толчком, обеспечившим их повсеместное распространение.

Как показывает практика, новое время требует иных решений адекватных реалиям для молодежи, погруженной в процессы цифровизации с самого раннего возраста, привыкшей осуществлять свою коммуникацию опосредованно, при помощи различных интернет-ресурсов, дистанционное обучение выступает не как что-то новое, а как процесс, протекающий по правилам, известным молодым людям, в привычном для них формате.

Нередко, педагоги в условиях дистанционных занятий сталкиваются с тем, что наибольшую активность и заинтересованность в учебном процессе проявляют и демонстрируют те студенты, которые никак не проявляли себя ранее. В условиях традиционных занятий, во многом новые для педагога условия студенты воспринимают гораздо более позитивно, это «игра на их поле», и в отличие от ППС, они чувствуют себя «как рыба в воде». Но цифровое обучение в полной мере подходит, несмотря на его позитивные преимущества в современных реалиях, не для всех студентов, а лишь для тех, кто имеет твердое желание получать знания, для прочих же - это во многом возможность не напрягать свои усилия и волю.

Важным является также и то, что не все молодые люди и их семьи в современном российском обществе способны оплатить обучение, к примеру, в престижных московских вузах, при этом те же вузы способны осуществлять обучение в формате онлайн на порядок дешевле, что является принципиальным преимуществом.

Стоит также отметить, что сегодня вузы дифференцированы на условно «элитные» и «обычные», осуществляющие так называемое массовое обучение; «онлайн» в полной мере соответствует идее массового и недорогого образования, подходящего для целеустремленных молодых людей современной России.

Сегодня необходимо понимание того, что профессорско-преподавательскому составу действительно никуда не уйти от цифровизации образовательного процесса в вузе. При этом применение новых технологий дистанционного обучения должно быть оправданным, избирательным и конструктивным, а не повсеместным. Кроме того, образовательный процесс должен сочетаться с традиционными для российской педагогики образовательными методами и приемами, в том числе, включающими непосредственную коммуникацию студента с носителем практических знаний, т.е., с преподавателем. В этом случае внедрение необходимых новаций не будет встречать такого ожесточенного сопротивления со стороны преподавательского состава, которое мы наблюдаем сейчас. Действительно, актуальными для педагогического сообщества являются вопросы: «Все ли можно оцифровать?», «Можно ли переводить все занятия на язык информационных технологий?» и т.д. Кроме того, природа самого знания, проходя по машинным каналам, видоизменяется, и как в таком случае быть с непереводимым личностным знанием? Данная обеспокоенность во многом оправдана, необходимо согласиться, что при неконструктивном использовании возможностей перспективнейших технических ресурсов некоторая информация рискует быть просто ликвидирована, отброшена как нечто излишнее, что, безусловно, недопустимо. Кроме того, на язык автоматизированной машины, действительно, не удастся перевести межличностные

Литература:

1. Васьков М.А. Онлайн образование в высшей школе России: основные акторы институционали-

отношения и специфически психоэмоциональные связи.

В современных условиях, знание активно превращается в информационный продукт, становится товаром, а то знание, которое невозможно техно-логизировать, рискует стать ненужным, в связи с невозможностью его продажи посредством новых информационных каналов, что также является определенным риском для системы высшего профессионального образования. Только создание досконально выверенного синтеза «дистанта» и «офлайна» с привлечением лучших специалистов и вниманием к полярным позициям, существующим по данному вопросу в научном дискурсе, возможно достижение повышения качества получаемых нашими студентами знаний, что, без всяких сомнений, должно являться первичной задачей высшей школы. Это детерминировано тем фактом, что, поскольку только лишь аудио- и видеознания, являющиеся наиболее удобным форматом для студента, для неподготовленного преподавателя - являются наиболее неудобным форматом проведения занятий, и тогда он действительно не готов работать в новых рамках, что, в свою очередь, не дает качественных в полной мере навыков обучающимся, значительно ограничивая их познавательные возможности.

В ходе своего выступления на пленарной сессии в рамках XVIII ежегодного заседания клуба «Валдай» в 2021 году, президент России В.В. Путин затронул актуальный вопрос: Что же ждет нас, когда техника превзойдет человека по способности мыслить? Ведь еще два десятилетия назад компьютер уже обыгрывал чемпиона мира по шахматам Г. Каспарова, и, вероятно, это стало триггером масштабного распространения процессов цифровизации. В настоящее время, по оценкам экспертов, мы находимся уже даже не в начале этого пути, а как минимум, в середине. Мы становимся свидетелями данных процессов, но будут ли они находиться на службе у ППС, используясь с целью приращения знания в рамках системы высшего профессионально образования России, зависит во многом от нас.

Именно педагог по-прежнему обладает необходимыми навыками, чтобы подстроиться под обучающихся и способствовать повышению уровня получаемых ими знаний. При этом открытость новому, отсутствие неоправданного в полной мере скепсиса, доходящего до неприятия в отношении рассматриваемых нами новаций, и, наконец, мобильность - являются теми качествами, которыми сегодня вынужден обладать преподаватель, чтобы соответствовать процессу информатизации. Вероятно, никакой аудиовизуальный контент не может быть в полной мере усвоен правильно без социального взаимодействия с ППС, пусть и опосредованного новыми технологиями, ведь именно он продолжает играть главную роль.

Literature:

1. Vaskov M.A. Online education in higher education in Russia: the main actors of institutionalization

зации и социальные последствия / М.А. Васьков,

B.В. Ковалев // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9(43). № 3. С. 45-56.

2. URL : https://www.kommersant.ru/doc/3758336

3. Шабанов Г .А. Педагогические проблемы обеспечения качества онлайн-образования / Г.А. Шабанов // Высшее образование сегодня. 2017. №5.

C. 11.

4. Черных А. Лекции переносят в онлайн-аудито-рию / А. Черных, К. Миронова // Коммерсантъ. 2018. 02 октября. № 179. С. 5.

5. Макарова М.В. Перспективы онлайн-образо-вания в России / М.В. Макарова // Современное образование. 2020. № 2. С. 59-70.

6. Хузиахметов А.Н. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования / А.Н. Хузиахметов, Р.Р. Насибуллов // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 98-102.

7. Гафиатулина Н.Х. Специфика онлайн-обуче-ния в российском образовательном пространстве высшей школы / Н.Х. Гафиатулина, Э.С. Абдула-ева, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 6. С. 24-28.

8. Колесникова Г.И. Современные риски преподавателей гуманитарных дисциплин высшей школы в условиях модернизации российской системы образования / Г.И. Колесникова, К.Ю. Ко-лесина, С.И. Самыгин // Гуманизация образования. 2020. № 2. С. 16-25.

9. Гафиатулина Н.Х. Вектор разработки образовательной парадигмы в контексте персонифицированного образования в эпоху развития цифровых технологий / Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // В сборнике: Образование и молодежь в условиях цифровой экономики будущего. Материалы Международной научной конференции. Южно-Российский государственный политехнический университет (НИИ) имени М.И. Платова. 2020. С. 1721.

10. Лубский А.В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию / А.В. Лубский, В.В. Ковалев // Гуманитарий Юга России. 2020. № 3. С. 33-50.

11. Kobysheva L. Organization of higher education in context of digitalization: online learning experience at pandemic, development trends / L. Kobysheva, A. Luginina [et al.] // In the collection: E3S Web of Conferences. 14. Series «14th International Scientifi c and Practical Conference» State and Prospects for theDevelopment of Agribusiness, INTERAGRO-MASH 2021». 2021.

12. Андреев А.А. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы / А.А. Андреев // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 29-33.

and social consequences / M.A. Vaskov, V.V. Ko-valev // Humanitarian of the South of Russia. 2020. Vol. 9 (43). № 3. Р. 45-56.

2. URL : https://www.kommersant.ru/doc/3758336

3. Shabanov G.A. Pedagogical problems of ensuring the quality of online education / G.A. Shabanov // Higher education today. 2017. № 5. P. 11.

4. Chernykh A. Lectures are transferred to the online audience / A. Chernykh, K. Mironova // Kom-mersant. 2018.2 October. № 179. P. 5.

5. Makarova M. V. Prospects for online education in Russia / M.V. Makarova // Modern Education. 2020. № 2. Р. 59-70.

6. KhuziakhmetovA.N. Educational activities of university students in the conditions of distance education / A.N. Khuziakhmetov, R.R. Nasibullov // Higher education in Russia. 2012. № 4. P. 98-102.

7. Gafiatulina N.Kh. The specifics of online education in the Russian educational space of higher education / N.Kh. Gafiatulina, E.S. Abdulaeva, S.I Samy-gin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. № 6. Р. 24-28.

8. Kolesnikova G.I. Modern risks of teachers of humanitarian disciplines of higher education in the context of modernization of the Russian education system / G.I. Kolesnikova, K.Yu. Kolesina, S.I. Samygin // Humanization of education. 2020. № 2. Р. 16-25.

9. Gafiatulina N.Kh. The vector of the development of the educational paradigm in the context of personalized education in the era of digital technologies development / N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // In the collection: Education and youth in the digital economy of the future. Materials of the International Scientific Conference. South-Russian State Polytechnic University (Research Institute) named after M.I. Pla-tova. 2020. Р. 17-21.

10. LubskyA.V. From «onlineization» of higher education to online education / A.V. Lubsky, V.V. Ko-valev // Humanitarian of the South of Russia. 2020. № 3. Р. 33-50.

11. Kobysheva L. Organization of higher education in context of digitalization: online learning experience at pandemic, development trends / L. Kobysheva, A. Luginina [et al.] // In the collection: E3S Web of Conferences. 14. Series «14th International Scientifi c and Practical Conference» State and Prospects for theDevelopment of Agribusiness, INTERAGRO-MASH 2021». 2021.

12. Andreyev A.A. Internet v vysshey shkole: sos-toyaniye i problemy / A.A. Andreyev // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2009. № 12. P. 29-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.