Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / «УМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» / «УМНОЕ» СТРАХОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ СТРАХОВАЯ УСЛУГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердиева У.А.

В статье рассмотрены технологии интеллектуального страхования, широко применяемые на мировом страховом рынке в процессе современного развития. Также проанализированы интеллектуальные технологии, внедряемые и используемые посредством цифровизации и интернетизации страховых услуг в Узбекистане. В результате анализа определены приоритеты применения цифровых и умных технологий на страховом рынке Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF INSURANCE ACTIVITIES IN UZBEKISTAN

The article considers the technologies of intellectual insurance, which are widely used in the world insurance market in the process of modern development. Also analyzed are intellectual technologies introduced and used through digitalization and internetization of insurance services in Uzbekistan. As a result of the analysis, the priorities for the use of digital and smart technologies in the insurance market of Uzbekistan were determined.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ

У.А. Бердиева, Ph.D., доцент Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-8-35-37

Аннотация. В статье рассмотрены технологии интеллектуального страхования, широко применяемые на мировом страховом рынке в процессе современного развития. Также проанализированы интеллектуальные технологии, внедряемые и используемые посредством цифровизации и интернетизации страховых услуг в Узбекистане. В результате анализа определены приоритеты применения цифровых и умных технологий на страховом рынке Узбекистана.

Ключевые слова: страхование, страховой рынок, «умные технологии», «умное» страхование, цифровизация, электронная страховая услуга.

Цифровизация проникла во многие сферы человеческой жизни, от покупок и путешествий до образования и банковского дела. Однако страхование является одной из наименее «оцифрованных» отраслей. Его технологическая отсталость характерна не только для рынка Узбекистана, а также других развивающихся стран. В рамках данной темы в зарубежных развитых странах и на страховом рынке Узбекистана исследование прикладных «умных технологий» является основной целью.

Смарт-страхование - один из широко используемых в мире методов, который осуществляется в Big data, интернета вещей, устройств сбора данных, беспроводных технологий, сбора данных в виртуальной реальности.

Этот вид автострахования широко используется в развитых странах.

Телематика или «умное» страхование позволяет автомобилистам экономить на страховке, а страховщикам лучше управлять своими рисками. С помощью использования специального оборудования страховщик следит за стилем вождения водителя, фактическим пробегом транспортного средства и другими моментами, на основании которых определяется цена полиса. В Европе и США такой подход называется «страхование на основе утилизации». Согласно исследованию Strategy Meets Action, почти автостраховых компаний в США используют телематические системы

(дистанционный мониторинг) для наблюдения за стилем вождения своих клиентов.

Продажа страховых услуг через Интернет. К этому типу относятся предложение и продажа услуг в сети Интернет, мониторинг страховых событий в сети Интернет, получение информации о страховщиках в сети Интернет и т. д. Этот вид цифрового страхования используется в нашей стране.

В частности, 23 октября 2021 года Президент Ш. Мирзиёев подписал постановление, направленное на развитие страховой отрасли и ее цифровизацию. Согласно документу, до 1 июня 2022 года в Узбекистане будет разработана и введена в эксплуатацию единая автоматизированная информационная система регистрации страховых полисов. Он основан на системе учета автострахования.

С 1 июля 2022 года разрешено осуществлять все виды страхования в электронном виде. Все страховые полисы должны быть зарегистрированы онлайн. С 2023 года выдача бумажных страховых полисов будет отменена.

Кроме того, вводятся стимулы для поощрения роста страхования жизни, вводятся стимулы для поощрения роста страхования жизни.

Платежи по страхованию от несчастных случаев и медицинскому страхованию, предоставляемые работодателями своим работникам, являются валовым личным доходом. Если посмотреть на практику, то с 1 марта 2021 года начала работать про-

грамма ОСАГО «Е-полиция». «Е-полиция» (электронная страховая услуга) -форма страхового полиса, приобретаемая в сети Интернет и оформляемая в электронном виде. Преимущества «Е-полиции» заключаются в следующем:

1. Экономия времени и денег. Для того, чтобы купить этот страховой полис достаточно подключиться к интернету, нет необходимости идти в страховую компанию. Также доступна онлайн-оплата.

2. Потеря электронного документа, то есть полиса, не проблема. После оформления полиса страхователь в любой момент может повторно скачать или проверить «Е-полис» на своем мобильном устройстве. Достаточно указать номер или адрес электронной почты, на который было отправлено смс-уведомление.

3. Вероятность стать жертвой мошенничества при оформлении «электронного полиса» минимальна.

4. Для граждан отдаленных районов, где имеется всего несколько или почти одна контора страховой компании, создается возможность выбора наиболее предпочтительной страховой компании и заключение договора напрямую с выбранной компанией без участия страховых агентов.

5. Страховая премия рассчитывается автоматически на основании информации, предоставленной с помощью страхового калькулятора в системе. «Е-полис» прост в использовании, заходите на сайт страховщика и вводите в приложение информацию, заполняются данные автомобиля, информацию о водителях, допущенных к управлению.

При наличии у гражданина скидки и информации, подтверждающей ее, ставится соответствующая отметка, а остальная информация автоматически собирается из интегрированных баз данных. Страховщик

Библиографический список

1. Игорь Фатьянов. Страхование будущего: полная цифровизация? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/finance/blogs/2017/06/19/694995-strahovanie-polnaya-tsifrovizatsiya

2. Цыганов А.А., Брызгалов Д.В. Цифровизация страхового рынка: задачи, проблемы и перспективы // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №2.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по цифровизации страхового рынка и развитию сферы страхования жизни» ПП-5265 -23.10.2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lex.uz/docs/5692504

проверяет информацию, указанную в заявлении. Если вся информация подтверждена и произведена оплата "Е-полиции", информация направляется в единую информационную систему, где создается и регистрируется уникальный номер полиса. После завершения этого процесса застрахованный получит SMS-сообщение об успешной регистрации и ссылку на ее электронную копию.

Развитие страхового рынка Узбекистана носит все более цифровой характер, что влияет на технологии страхования, но не меняет его экономической сущности, зависит от внедрения новых видов хозяйства. В результате использования цифровых технологий в страховой деятельности:

- повышается эффективность и рентабельность страховой деятельности;

- реализуется конвергенция взаимного и коммерческого страхования;

- осуществляется социализация страховых отношений;

- появляются новые страховые услуги и продукты;

- изменится рынок труда в страховой сфере;

- изменение моделей поведения страхователей при выборе страховых услуг с использованием цифровых технологий страховых компаний. Это полезно для уровня рекомендации своих услуг в используемой цифровой технологии, а не для выбора первого покупателя конкурса.

- использование страховщиками цифровых технологий в бизнес-процессах обусловливает появление цифровых факторов конкурентоспособности страховых программ в сферах общения со страхователями, сопровождения договора страхования, возмещения убытков.

DIGITALIZATION OF INSURANCE ACTIVITIES IN UZBEKISTAN

U.A. Berdieva, Ph.D., Associate Professor Tashkent Financial Institute (Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. The article considers the technologies of intellectual insurance, which are widely used in the world insurance market in the process of modern development. Also analyzed are intellectual technologies introduced and used through digitalization and internetization of insurance services in Uzbekistan. As a result of the analysis, the priorities for the use of digital and smart technologies in the insurance market of Uzbekistan were determined.

Keywords: insurance, insurance market, "smart technologies", "smart" insurance, digitaliza-tion, electronic insurance service.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.