СПОРТ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (SPORT)
УДК 796
Алим М.А.
студентка
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени главного маршала авиации А.А. Новикова (Россия, Санкт-Петербург)
Вольский В.В.
к. п. н. доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени главного маршала авиации А.А. Новикова (Россия, Санкт-Петербург)
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: в данной статье рассматривается такие аспекты, как цифровые технологии в спорте, их плюсы и минусы, проблемы.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, спорт, физкультурно-оздоровительные технологии.
Цифровые технологии — это одна из важнейших перспектив для человечества. Они базируются на быстродействии и универсальности, что является основной причиной их востребованности во многих областях человеческой деятельности. Одной из сферы цифровых технологий является цифровизация в спортивной деятельности.
Современное состояние цифровых физкультурно-оздоровительных технологий можно разделить на три основных направления использования:
• Технологии представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность). Эти технологии позволяют воспринимать информацию сразу несколькими органами чувств (мультимедиа), манипулировать объектами в виртуальном пространстве, имитируя зрительные, слуховые, осязательные, моторные ощущения (виртуальная реальность), и структурировать текстовую информацию так, чтобы обеспечить высокую связность между её фрагментами, повышая её насыщенность (гипертекст).
• Технологии структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы).
• Коммуникационные технологии (сети разных уровней, телекоммуникации). Эти технологии обеспечивают оперативный обмен информацией, в том числе в форматах конференций, семинаров, круглых столов и т.д.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что цифровые технологии обеспечивают среду, способствующую развитию процесса физического воспитания, структурируя информацию для более качественного восприятия и повышая активность участников за счет вовлеченности в интенсивный обмен информацией.
Это позволяет использовать цифровые технологии в программах развития личности, для повышения интенсивности учебно-тренировочного процесса, в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебно-воспитательной и учебно-тренировочной деятельности и компьютерного тестирования физического, умственного, функционального и психологического состояний занимающегося.
Важность цифровых технологий резко возросла в период введения карантинных мер: дистанционные занятия стали основным способом поддержания физической активности.
Цифровизация имеет ряд преимуществ. Плюсы дистанционного обучения заключаются в том, что во необходимо тратить время на дорогу в учебное
заведение, достаточно иметь компьютер и доступ в интернет. Огромный плюс также заключается в том, что в интернете огромное количество красочного демонстрационного материала, видео- и аудио- контента.
Также в последние годы появилось большое количество различных видов спортивной экипировки, позволяющей отслеживать физическое состояние и успехи занимающихся во время тренировочных занятий и восстановления. Например, «умная майка», помогающая собирать данные о выполнении тех или иных движений спортсменом во время тренировок.
Возможности цифровых систем позволяют оперативно оценить суммарные показатели нагрузки команды, провести сравнительный анализ воздействия упражнений на организм игроков разных амплуа, сопоставлять получаемые данные с требованиями соревновательной деятельности.
Потенциал цифровых технологий в спорте, оздоровительной и физкультурной активности воплощается как коммерческими организациями, так и государством в виде конкретных программ, важнейшая цель которых -сформировать единую экосистему, которая обеспечит условия для повышения физической активности и уровня здоровья населения.
Цифровизация так же является инструментом охвата аудитории. Таким образом, она так же выполняет вторичные задачи при формировании доступной среды для занятий спортом, прежде всего помогая убрать барьеры для посещения подобных объектов людьми и информируя о их существовании и доступности.
Цифровизация позволила поддерживать активность и вовлеченность в спорт несмотря на пандемию: например, через формат онлайн-соревнований. Речь не о соревнованиях по киберспорту, а именно про онлайн-соревнования по реальным видам спорта. Началось все с интеллектуальных видов - с шахмат, а продолжилось единоборствами, например, карате и тхэквондо, точнее, теми дисциплинами в этих видах, где не требуется спарринг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дугарская В.В., Татаров В.Б., Цифровизация как инновационное направление в образовательном процессе физической культуры и спорта: преимущества и недостатки
Цифровая трансформация отрасли «физическая культура и спорт»: теория, практика, подготовка кадров: материалы Межрегионального круглого стола, 22 апреля 2021 года / Под ред. М.А.Новоселова.- М.: РГУФКСМиТ, 2021 Н.С. Верховский. Цифровая трансформация - это новая революция, которая изменит все сферы жизнедеятельности [Видеозапись] / Верхновский Н.С. // Московская школа менеджмента «Сколково», 2018. - URL: http://trends.skolkovo.ru/2018/04/
Alim M.A.
student
St. Petersburg State University of Civil Aviation (Saint Petersburg, Russia)
Volsky V.V.
Ph.D. Associate Professor St. Petersburg State University of Civil Aviation (Saint Petersburg, Russia)
DIGITALIZATION OF SPORTS ACTIVITIES
Abstract: this article discusses aspects such as digital technologies, their pros and cons, problems.
Keywords: digitalization, digital transformation, sports, health and fitness technologies.