Р.Г. Кутляева
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ В САМАРЕ
В статье рассматриваются процессы цифровизации деловой прессы в Самаре. Интернет оказывает значительное влияние в целом на журналистику и на деловую прессу в частности. Средствам массовой информации приходятся приспосабливаться к новым каналам передачи информации, чтобы не потерять свою аудиторию. При этом от канала, по которому подается информация, зависит и контент издания. Некоторые СМИ делят формат и жанр материалов в зависимости от способа подачи - печатной или электронной. Делается вывод об особенностях процесса цифровизации прессы в Самарской области.
Ключевые слова: цифровизация региональных СМИ, деловая пресса, социальные сети, интернет-издания, регион.
Развитие всемирной сети расширила возможности журналистики, но в то же время это сказалось и на традиционных средствах массовой информации. Теперь печатной прессе, радио и телевидению стало намного сложнее конкурировать с новой платформой. Некоторые издания не смогли выдержать конкуренции, другие же смогли модернизироваться. Процесс цифровизации привел к появлению интернет СМИ, более мобильных, лучше отвечающим потребностям аудитории.
За все время существования деловой прессы в Самаре издания претерпели значительные изменения и модернизировались. В условиях возрастающей конкуренции, причем не только с другими печатными СМИ, но и с радио, телевидением и бурно развивающимся интернетом, деловым изданиям приходятся находить новые способы привлечения и удержания аудитории. Этим обуславливается актуальность обращения к данной проблематике.
Благодаря всемирной сети мы в любой момент можем узнать необходимую информацию, свежие новости, общаться с друзьями или родственниками, совершать покупки и даже работать.
Процесс цифровизации прессы привел к возникновению новых типов электронных изданий. Средства массовой информации в сети делятся на два типа: онлайн-СМИ, существующие только в интернете, и электронные версии СМИ - сайты газет, журналов, телекомпаний и т.д.
Многие издания не ограничиваются созданием сайтов, и используют другие технологии мобильных коммуникаций: социальные сети, приложения и т.п.
Сегодня онлайн-версии печатных изданий стали обыденным явлением. Существующая на сегодняшний день деловая пресса в Самаре тоже подверглась влиянию сети и стала пользоваться ее возможностями.
Так, деловая газета «Самарское обозрение» имеет свой сайт [1]. И речь в этом случае скорее идет об электронной версии печатного издания, так как информация дублируется из печатного формата газеты. Но речь не о простом дублировании, все-таки разница в электронной и печатной версии есть. Разделы в содержании представлены в том же виде, что и в газете, но помимо этого есть информация о самом издании, которая отсутствует в расширенном виде в газете (в печатной версии встречается лишь краткая основная информация). Также можно познакомиться с редакцией, и есть такая полезная рубрика как архив, в которой можно найти определенный материал по названию или же по автору. А чтобы найти определенную публикацию в газете, надо знать выпуск газеты и страницу, при этом выпуски газет должны находиться при читателе.
В отличие от некоторых интернет-изданий, существующих только в сети и предоставляющих информацию в свободном доступе, на официальном сайте «Самарского обозрения» в свободном доступе размещены только определенные материалы из газеты. Чтобы получить доступ к остальным публикациям, необходимо оформить подписку. Причем с подпиской аудитории доступны как PDF-версии газеты, так и
© Кутляева Р.Г., 2020.
публикации из газеты, но размещенные на самом сайте (которые можно найти в разделе или в рубрике, а не искать по всей газете).
Анализируя электронный формат «Самарского обозрения» нельзя сказать, что газета использует только электронную версию печатного издания. Помимо сайта газеты «Самарское обозрение» также имеет свои аккаунты практически во всех популярных социальных сетях: Twitter [2], Facebook [3], Telegram [4], Instagram[5] и Вконтакте[6] - и имеет свое мобильное приложение. При этом редакция делит материалы, публикующиеся в социальных сетях и в самой газете. В печатной версии издания, как и на сайте, публикуются информационно-аналитические материалы достаточно большого формата (в большинстве случаев это полоса или разворот, в некоторых случаях публикации выходят меньше, чем на полосу).
Интернет ежесекундно предоставляет аудитории огромное количество информации, поэтому у пользователей всемирной сети не так много времени на чтение больших материалов. Даже если время у читателя имеется, современная сеть развивает у людей клиповое мышление. Это проявляется в том, что аудитория не может и не хочет уделять много внимания одному посту, а значит, публикации в интернете должны быть значительно меньше, чем в печатной версии. Это и учитывает редакция «Самарского обозрения». Поэтому в социальных сетях публикуются не информационно-аналитические материалы, а небольшие новости (в среднем 1500 знаков, максимум 2500).
Разный подход к наполнению информацией различных цифровых форматов издания объясняет и тот факт, что газета выходит раз в неделю, и содержит полнотекстовые публикации, мнения экспертов, информацию нормативно-правового характера с разъяснениями. В социальных сетях «Самарское обозрение» позиционирует себя как круглосуточное издание, поэтому информация должна выходить постоянно и оперативно. Постоянное обновление информации сказывается на том, что публикуются не аналитические материалы, а небольшие новости.
На примере «Самарского обозрения» видно, как газета в конкуренции с современными способами подачи информации, модернизируется и делит материалы и их жанры в зависимости от способа публикации - в печатном виде, на сайте или же в социальных сетях.
Другим крупным деловым изданием в регионе является журнал «Дело». Этот ежемесячный журнал имеет аккаунты в популярных социальных сетях [7]. Но если «Самарское обозрение» в соцсетях публикует новости в свободном доступе, то «Дело» публикует лишь анонсы с краткой информацией об аналитическом материале, который публикуется в самом журнале.
У журнала «Дело» нет собственного сайта, но на сайте «Самарского обозрения» есть раздел, посвященный деловому журналу. Принцип размещения информации тот же, что и у газеты. По подписке тебе доступна PDF-версия журнала, или же на самом сайте отдельная публикация.
Если говорить о сайте еще одного делового издания - газеты «Коммерсантъ», то он является не просто электронной версией печатного СМИ [8]. Это самостоятельное интернет издание, самодостаточно существующее без печатного аналога. Информация не ограничивается дублированием материалов из газеты, а постоянно обновляется материалами, предназначенными для интернета. Если говорить о региональной вкладке, то на общероссийском сайте есть рубрика «регионы», где можно выбрать Самару. После этого тебе открываются последние и популярные новости региона. Но выбирать новости и материалы по определенным рубрикам, как это делается на главной странице общероссийского сайта, нельзя.
У региональной редакции издания - «Коммерсантъ-Волга» («Коммерсантъ» в Самарской области) тоже есть свои аккаунты в социальных сетях [9]. Причем, если отдельного сайта у регионального отделения нет, а лишь рубрика, то аккаунты в соцсетях созданы отдельно. Но в социальных сетях размещаются не новости, как это делается у «Самарского обозрения», а ссылки на материалы, размещенные на сайте. Получается, что прочитать какие-то материалы в социальных сетях невозможно, ссылка отправит тебя на сайт автоматически.
Но в Самаре также имеются и онлайн-СМИ существующие только в сети. И хотя специализированных деловых изданий нет, некоторые имеют разделы деловых новостей.
Примером может стать информационный портал «63.ру», где есть разделы «Экономика» и «Бизнес», в которых содержаться публикации деловой направленности [10]. Открывая данные разделы, слева появляются актуальные и популярные материалы, а в центральной части сайта размещаются все свежие новости на данную тему.
Таким образом, на типологию деловых интернет-изданий влияет не только узкая направленность, но и характеристики самого интернета. Так, веб-издания делятся на:
-монотематические и политематические. Во время анализа деловой самарской прессы было видно, что она относится скорее к политематическим изданиям;
-платные и бесплатные. Газета «Самарское обозрение» и журнал «Дело» предоставляют на своих сайтах публикации по подписке, то есть платно. Бесплатно можно посмотреть лишь немногие публикации. В социальных сетях же новости предоставляются полностью бесплатно. Региональное отделение издания «Коммерсантъ» на сайте предоставляется бесплатно;
-вся деловая пресса в Самаре находится в частной собственности.
Стоит также сказать и об аудитории деловых изданий. В целом обычно деловые периодические издания ориентируются на две группы:
-адресованные массовой аудитории, интересующейся деловой информацией; -адресованные региональным владельцам и служащим предприятий, предпринимателям, менеджерам.
Сайты «Самарского обозрения» и журнала «Дело», скорее, предназначаются представителям малого и среднего бизнеса, непосредственным участникам бизнеса и людям, имеющим прямое отношение к деловому миру. То есть, скорее, аудитория относится ко второй группе. Если же говорить о социальных сетях, то тут речь идет о первой группе - массовой аудитории, которой интересна деловая тематика. «Коммерсантъ» же нацелен на массовую аудиторию.
Очевидно, что в современных условиях технологического прогресса деловой прессы приходится перестраиваться под новые условия. Чтобы не терять свою аудиторию, изданиям приходится осваивать новые платформы. Это эффективно и для увеличения целевой аудитории. В этом случае примером служит "Самарское обозрение", которое делит свои материалы для выхода в газете, на сайте и в социальных сетях. Таким способом редакция и привлекает более качественные и интересные публикации в газете, но дает возможность узнать о событиях в регионе благодаря небольшим новостям.
Таким образом, развитие цифровой среды способствует развитию печатной прессы и освоению ее интернет-форматов в борьбе за внимание аудитории. При этом печатная пресса делит свой контент в зависимости от канала подачи информации - печатный носитель, сайт или социальные сети. В некоторых случаях сайты печатных изданий начинают функционировать как самостоятельные СМИ. В Самарском регионе есть и те издания, которые первоначально создавались только в электронном виде. Хотя таких изданий с чисто деловой направленностью нет, но есть средства массовой информации, включающие в себя разделы и рубрики деловой тематики. Также цифровизация СМИ позволяет более оперативно размещать информацию, за что в последнее время и борются большинство изданий (какая редакция первая разместит информацию).
Список литературы:
1.Газета «Самарское обозрение», официальный информационный портал // http://www.63media.ru/
2.«Самарское Обозрение», официальная страница медиа в Твиттере // https://twitter.com/63media_ru
3.«Самарское Обозрение», официальная страница медиа в Facebook // https://www.facebook.com/63media.ru/posts/1815250038608557:0
4.«Самарское Обозрение», официальная страница медиа в Телеграме // t.me/i63media
5.«Самарское Обозрение», официальная страница медиа в Instagram // https://www.instagram. com/samarskoeobozrenie_eda/
6.«Самарское Обозрение», официальная страница медиа в Вконтакте // https://vk.com/63media
7.Ежемесячный аналитический журнал «Дело», раздел журнала на официальном сайте «Самарского Обозрения» // http://www.63media.ru/press/89
Ежемесячный аналитический журнал «Дело», официальная страница в Твиттере // https://twitter.com/delo_samara
Ежемесячный аналитический журнал «Дело», официальная страница в Facebook // https://www.facebook. com/DeloMagazine
8.Издательский дом «Коммерсантъ», официальный сайт // https://www.kommersant.ru/
9.«Коммерсантъ Самара», официальный раздел регионального издания на сайте «Коммерсантъ» // https://www.kommersant.ru/regions/63
10.Информационный региональный портал «63.ру», официальный сайт // https://63.ru/
КУТЛЯЕВА РУФИЯГУМЕРОВНА - бакалавр, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, г. Самара, Россия.