Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РФ (ОПЫТ 2020 Г.)'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РФ (ОПЫТ 2020 Г.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевников Олег Александрович

Цель. Определить и проанализировать новые механизмы реализации конституционно-гарантированных социальных прав граждан в РФ. Процедура и методы. В исследовании рассмотрены отдельные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, в результате принятия в 2020 г. которых были изменены подходы к механизму реализации отдельных социальных прав граждан РФ. Исследование базируется на применении общенаучных научных методов и приёмов: анализа, обобщения, индукции, - а также на специальных методах научного познания - формально-юридическом, сравнительно-правовом. Результаты. Установлено, что, начиная с 2020 г., механизмы реализации конституционно-гарантированных социальных прав граждан в РФ существенным образом были трансформированы и дополнены через развитие и внедрение «цифровых технологий». Указанные обстоятельства нельзя игнорировать, поскольку цифровизация механизмов обеспечения государством социальных обязательств наполняет новым содержанием конституционное-правовую конструкцию - «социальное государство». Теоретическая и/или практическая значимость. Достигнутые результаты способствуют развитию конституционно-правовой теории и практики реализации механизмов социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кожевников Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF SOCIAL OBLIGATIONS OF THE STATE IN THE CONDITIONS OF CORONAVIRUS RESTRICTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION (EXPERIENCE OF 2020)

Aim. To identify and analyze new mechanisms for the implementation of constitutionally guaranteed social rights of citizens in the Russian Federation. Methodology. The study examines certain legal acts of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation, as a result of their adoption in 2020 approaches to the mechanism for the implementation of certain social rights of citizens of the Russian Federation were changed. The research is based on the application of general scientific methods and techniques: analysis, generalization, induction, as well as on special methods of scientific cognition: formal legal, comparative legal. Results. It is established that, starting from 2020, the mechanisms for the implementation of constitutionally guaranteed social rights of citizens in the Russian Federation have been substantially transformed and supplemented through the development and introduction of «digital technologies». These circumstances cannot be ignored, since the digitalization of the mechanisms for ensuring social obligations by the state fills the constitutional and legal structure - the «social state» with new content. Research implications. The achieved results contribute to the development of the constitutional and legal theory and practice of the implementation of the mechanisms of the welfare state.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РФ (ОПЫТ 2020 Г.)»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342. 734

DOI: 10.18384/2310-6794-2021-4-52-57

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РФ (ОПЫТ 2020 Г.)

Кожевников О. А.

Уральский государственный экономический университет

620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта / Народной Воли, д. 62/45, Российская Федерация

Уральский государственный юридического университет

620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Определить и проанализировать новые механизмы реализации конституционно-гарантированных социальных прав граждан в РФ.

Процедура и методы. В исследовании рассмотрены отдельные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, в результате принятия в 2020 г. которых были изменены подходы к механизму реализации отдельных социальных прав граждан РФ. Исследование базируется на применении общенаучных научных методов и приёмов: анализа, обобщения, индукции, - а также на специальных методах научного познания - формально-юридическом, сравнительно-правовом. Результаты. Установлено, что, начиная с 2020 г., механизмы реализации конституционно-гарантированных социальных прав граждан в РФ существенным образом были трансформированы и дополнены через развитие и внедрение «цифровых технологий». Указанные обстоятельства нельзя игнорировать, поскольку цифровизация механизмов обеспечения государством социальных обязательств наполняет новым содержанием конституционное-правовую конструкцию - «социальное государство». Теоретическая и/или практическая значимость. Достигнутые результаты способствуют развитию конституционно-правовой теории и практики реализации механизмов социального государства. Ключевые слова: цифровизация прав, социальное государство, социальные права, пандемия ко-ронавируса, конституционные гарантии

DIGITALIZATION OF SOCIAL OBLIGATIONS OF THE STATE IN THE CONDITIONS OF CORONAVIRUS RESTRICTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION (EXPERIENCE OF 2020)

O. Kozhevnikov

Ural State University of Economics

ul. 8 Marta / Narodnoy voli 62/45, Yekaterinburg 620144, Russian Federation Ural State Law University

ul. Komsomolskaya 21, Yekaterinburg 620137, Russian Federation

© CC BY Кожевников О . А . , 2021.

Abstract

Aim. To identify and analyze new mechanisms for the implementation of constitutionally guaranteed social rights of citizens in the Russian Federation.

Methodology. The study examines certain legal acts of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation, as a result of their adoption in 2020 approaches to the mechanism for the implementation of certain social rights of citizens of the Russian Federation were changed. The research is based on the application of general scientific methods and techniques: analysis, generalization, induction, as well as on special methods of scientific cognition: formal legal, comparative legal.

Results. It is established that, starting from 2020, the mechanisms for the implementation of constitutionally guaranteed social rights of citizens in the Russian Federation have been substantially transformed and supplemented through the development and introduction of «digital technologies». These circumstances cannot be ignored, since the digitalization of the mechanisms for ensuring social obligations by the state fills the constitutional and legal structure - the «social state» with new content. Research implications. The achieved results contribute to the development of the constitutional and legal theory and practice of the implementation of the mechanisms of the welfare state.

Keywords: digitalization of rights, welfare state, social rights, coronavirus pandemic, constitutional guarantees

Введение

Развитие информационных технологий за два последних десятилетия ведёт к формированию новой, так называемой цифровой реальности1 . Цифровые технологии проникают в сложившиеся отношения и институты (например, банковские операции в онлайн-режиме, электронные библиотеки и т. д. ). Более того, речь идёт

0 создании новой реальности, не имеющей аналогов в прежнем мире, - интернета вещей, цифровой экономики, криптовалюты и т п

Продолжающее влияние санкционной политики со стороны зарубежных государств в отношении РФ, нестабильная политическая ситуация, длительное, если не сказать постоянное, проведение экономических реформ, которые, несомненно, всё более отражаются на повседневном образе жизни граждан, неизбежно приводят нас к необходимости обращать самое серьёзное внимание на конституционные основы построения социального государства и механизмы его реализации органами публичной власти Российской Федерации

1 Зорькин В . Д . Право в цифровом мире .

Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета.

2018. 29 мая.

Категория «социальное государство» в научных исследованиях и нормативных актах

Нельзя не отметить того факта, что исследование категории «социальное государство» уже длительное время является предметом многочисленных работ и дискуссий. Впервые на понятие «социальное государство» в 1850 г. указал Лоренц фон Штейн [2]. Он включил в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти» Государство, согласно Штейну, обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счёте, развитие одного выступает условием развития другого Вместе с тем некоторые элементы социального государства мы можем видеть на протяжении всей мировой истории развития человечества. Так, к элементам социальной политики можно отнести некоторые древнеримские законы времён братьев Гракхов, например аграрную реформу и хлебный закон (Leges frumentarias) [4]. С эрой Просвещения традиционно связывают рассмотрение вопросов о гуманизации

государственной политики . В произведениях Т. Гоббса, Дж. Локка народ приобрёл ценность как таковой, его интерес стал смыслом государственной политики [5; 6].

С середины XIX в . на авансцену борьбы за социальные перемены в государстве выступает рабочее движение, которое становится главным фактором социализации государств . К 80-90-м гг. XIX в . под влиянием усиления рабочего движения большинство промышленно развитых для указанного периода времени стран начинают проводить социальные реформы: реформа социального законодательства в Германии и Франции, сокращение рабочего дня в США и Австралии, окончательная отмена детского труда . Вторая половина XX в . становится временем рассвета социального государства в странах западной демократии. Указанный период характеризуется включением статьи о социальном государстве в конституции стран, принятием целого ряда основополагающих международных актов для социальной политики государства В частности, идея социального государства получает своё юридическое закрепление в таких документах, как Единая европейская хартия (1961), Хартия основных социальных прав трудящихся (1989), Протокол и соглашение о социальной политике, подписанных в рамках Маастрихтского договора (1992) и др .

Современное российское государство и его законодательство тоже не остаётся в стороне от категории «социальное государство», так в ст. 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом Основной закон российского государства, определяя правовое положение личности, наряду с Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом 1966 г . к социальным правам человека традиционно относит: право на социальное обеспечение, право на труд, право на справедливые условия труда, на защиту трудовых прав всеми предусмотренными законом способа-

ми, включая право на забастовку, право на объединение в профессиональные союзы и свободу профсоюзной деятельности и др При этом установленный Конституцией РФ перечень основных социальных прав не может считаться исчерпывающим и не препятствует конституционной защите других общепризнанных социальных прав и свобод человека и гражданина (ст ст 17 и 55 Конституции РФ)

Коронавирусные угрозы и социальные права граждан

В 2020 г Российская Федерация, наряду с многочисленными странами мира, столкнулась с пандемией новой коронавирус-ной инфекции Соу1ё-19, которая очевидно проверила на стойкость жизнеспособность экономической, политической системы страны, при этом названная угроза существенным образом повлияла на механизм реализации и защиты социальных прав и свобод человека . Несмотря на неоднозначную оценку вводимых в рамках борьбы с распространением Соу1ё-19 мер поддержки государством, их значимость несомненна, поскольку именно с помощью подобных механизмов государство исполняет свою конституционную обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, установленную ст 2 Конституции РФ

Несомненным достижением в обеспечении социальных прав граждан в период угрозы распространения коронавирусной инфекции стали не экономические объёмы и результаты, а во многом закономерное появление и широкое использование цифровых технологий в реализации механизмов социальной и экономической поддержки нуждающихся и наиболее пострадавших от пандемии представителей российского общества Указанные революционные изменения существенным образом изменили в представлениях граждан мнение об «инертности государства и его аппарата», позволили продемонстрировать, что в новых условиях система государственной власти способна, при нали-

V5V

чии воли и желания, к быстрым решениям и, что важно, эффективным действиям. Вопросы обеспечения государством социальных прав граждан привели к совершенно новой реальности - включению их в число «цифровых прав», которые очевидно расширяют возможности реализации механизмов государственной поддержки и защиты с использованием цифровых технологий, доступа к компьютерам и коммуникационным сетям [3].

Цифровая трансформация механизмов исполнения социальных обязательств органами государственной власти

Цифровизация механизмов реализации государственных социальных обязательств предоставляет широкие возможности для граждан и их объединений, становится прогрессивным инструментарием для реализации уполномоченными органами и организациями социальных инициатив государства, снижения уровня «коррупционности» в заявленной сфере [1].

Приведём несколько примеров проявления цифровизации в обеспечении российским государством конституционных социальных прав граждан

В качестве первого примера можно упомянуть постановление Правительства РФ № 2941, которым были утверждены временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина. Указанным документом определено, что гражданину РФ или иностранному гражданину (проживающему и официально трудоустроенному на территории России), прибывшему из другого государства, в котором зафиксированы случаи заражения коронавируса, требуется исполнить обязанность по самоизоляции на 2 недели, и на это время

1 Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 № 294 «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина» // Гарант : [сайт]. URL: https://www. garant . ru/products/ipo/prime/ doc/73659683/ (дата обращения: 02.12. 2021) .

оформить листок нетрудоспособности по карантину. Для этого указанным лицам было достаточно оформить на сайте Фонда социального страхования заявку на оформление электронного листа нетрудоспособности с приложением необходимого исчерпывающего перечня документов и реквизитов банковской карты для получения пособия При получении названной электронной заявки на больничный лист по коронавирусу Фонд социального страхования самостоятельно связывался с медицинским учреждением, чтобы передать документы и заявку В свою очередь, медицинское учреждение на основании полученной информации оформляло листок нетрудоспособности и направляло его работодателю . Таким образом, граждане, соблюдая режим самоизоляции, могли с помощью цифровых технологий получить необходимую социальную выплату от государства в связи с временной нетрудоспособностью

Второй пример - Указ Президента РФ № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»2, в соответствии с которым было предписано произвести в апреле-июне 2020 г ежемесячные выплаты в размере 5000 руб лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»3, при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г Для реализации указанного права граждане РФ могли через сайт Пенсионного фонда России по ссылке «О предоставлении дополнительной ежемесячной выплаты» заполнить соответствующую анкету с указанием не-

2 Указ Президента РФ от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» // Гарант : [сайт]. URL: https://base . garant ru/73856702/ (дата обращения: 02 12 2021)

3 Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Гарант : [сайт] URL: https://base.garant.ru/12151286 (дата обращения: 02.12.2021).

обходимых реквизитов и данных банковского счёта, куда будут перечисляться выплаты В дальнейшем, после обработки поданного заявления, денежные средства в качестве дополнительной социальной поддержки со стороны государства перечислялись на указанный счёт уполномоченными лицами территориальных подразделений Пенсионного фонда России

Заключение

В рамках настоящего исследования приведена лишь маленькая часть примеров стремительной, но совершенно необходимой цифровизации механизмов обеспечения исполнения государством своих социальных обязательств посредством применения цифровых технологий, генерации, обработки, передачи, хранения информации с использованием технических средств и программных продуктов

Хочется надеяться, что с ликвидацией угроз в связи с пандемией коронави-русной инфекции, цифровизация обще-

ственных отношений по реализации государством своих конституционно-установленных социальных обязательств не только не прекратиться, но и будет развиваться и оптимизироваться При этом подобная цифровизация механизмов реализации конституционных прав потребует существенной корректировки классического подхода в правовом регулировании содержания конституционных социальных прав и механизмов их реализации со стороны государства, поскольку с развитием информационных технологий и процессов появляются новые правовые институты и конструкции В этой связи очень важно продолжить развитие нормативных разработок понятийного аппарата и юридических конструкций в применении цифровых процессов и технологий по реализации конституционных социальных прав граждан в целях повышения нормативных гарантий реализации и защиты прав граждан в складывающем цифровом обществе России

Статья поступила в редакцию 08.11.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карасев А. Т. , Кожевников О . А. , Мещерягина В. А. Цифровизация правоотношений и ее влияние на реализацию отдельных конституционных прав граждан в Российской Федерации // Антиномии. 2019 . Т. 19 . № 3 . С 99-119 .

2 . Кочеткова Л. Н . Теория социального государства Лоренца фон Штейна // Философия и обще-

ство . 2008. № 3 . С 69-79.

3 . Мацонашвили Т. Социальное государство в Западной Европе: проблемы и перспективы . М. ,

1999. 174 с .

4. Невинский В . В . «Цифровые права» человека: сущность, система, значение // Конституционное и

муниципальное право . 2019 . № 10 . С. 26-32. 5 . Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима. СПб. , 2000. 368 с.

6. Усалко О . В. Идея гражданского общества // Вестник Калмыцкого университета. 2012 . № 1 (13). С 102-107.

REFERENCES

1. Karasev A. T. , Kozhevnikov O . A . , Meshcheryagina V. A . [Digitalization of legal relations and its impact on the implementation of certain constitutional rights of citizens in the Russian Federation]. In: Antinomiya [Antinomies], 2019, vol. 19, no. 3, pp. 99-119 .

2 . Kochetkova L. N . [Lorenz von Stein's Theory of the social state]. In: Filosofiya i obshchestvo [Philosophy

and Society], 2008, no . 3, pp . 69-79.

3 . Matsonashvili T. Sotsialnoye gosudarstvo v Yevrope: problemy i perspektivy [Social state in Europe:

problems and prospects]. Moscow, 1999. 174 p. 4. Nevinskiy V. [Human «digital rights»: entity, system, meaning]. In: Konstitutsionnoye i munitsipalnoye pravo [Constitutional and municipal law], 2019, no. 10, pp. 26-32.

5 . Sergeenko M. Zhizn Drevnego Rima [Life of Ancient Rome]. St . Petersburg, 2000. 368 p.

6 . Usalko O . V. [Idea of civil society]. In: Vestnik Kalmytskogo universiteta [Bulletin of Kalmyk University],

2012, no. 1 (13), pp. 102-107.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кожевников Олег Александрович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета; профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета;

e-mail: jktu1976@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

OlegA. Kozhevnikov - Dr. Sci. (Law), Prof. , Prof. , Department of Constitutional and International Law, Ural State University of Economics; Prof. , Department of Constitutional Law, Ural State Law University; e-mail: jktu1976@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Кожевников О . А . Цифровизация социальных обязательств государства в условиях коронавирусных ограничений в РФ (опыт 2020 г. ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юрипруденция . № 4. C. 52-57. DOI: 10.18384/2310-6794-2021-4-52-57

FOR CITATION

Kozhevnikov O. A . Digitalization of Social Obligations of the State in the Conditions of Coronavirus Restrictions in the Russian Federation (Experience of 2020). In: Bulletin of the Moscow Regional State University. Series: Jurisprudence, 2021, no. 4, pp. 52-57. DOI: 10.18384/2310-6794-2021-4-52-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.