Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация предприятия / цифровые стандарты / реструктуризация системы менеджмента качества / коммуникация / управление конкуренцией цифровых инициатив / digital transformation of enterprise / drivers of digital transformation / digital standards / restructuring of the quality management system / communication / competition management of digital initiatives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перерва Ольга Леонидовна, Волчёнков Дмитрий Николаевич

Предметом исследования в данной работе является изменение условий функционирования системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации системы управления предприятием. Цель исследования разработать методические положения по модернизации системы менеджмента качества. В статье систематизированы направления изменений и сформированы основные условия реализации процессов управления качеством с учетом особенностей инновационного развития системы управления предприятием. В результате исследования были решены следующие задачи: рассмотрены актуальные изменения в системе менеджмента качества, системе автоматизации, системе информационного обеспечения процессов управления; Сделан вывод, что внедрение цифровых технологий обуславливает необходимость формирования новой информационной культуры, основанной на цифровом мышлении, цифровой вовлеченности персонала и цифровых инициативах; предложено рассмотрение цифровых технологий как инструмента системно-процессного моделирования единой информационной системы, предполагающего создание единой информационной инфраструктуры корпоративной сети предприятия; систематизированные методы управления качеством, основанные на использовании современных цифровых платформ; построена структура системы информационного обеспечения процессов управления качеством. Система информационного обеспечения процессов менеджмента качества является инструментом системы менеджмента качества; Функционирование интегрированной информационной системы обеспечивает постоянную связь в системе управления предприятием при принятии и реализации решений по повышению качества процессов и улучшению качества продукции. Решение проблемы создания единого информационного пространства создает возможность постоянного доступа и использования неограниченных источников информации, что, в свою очередь, позволяет не только улучшить деятельность по управлению качеством, но и модернизировать систему управления качеством за счет использования цифровых технологий и снизить влияние «человеческого фактора» на эффективность и своевременность разработки и реализации управленческих решений по повышению качества процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перерва Ольга Леонидовна, Волчёнков Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ENTERPRISE AS THE MAIN TOOL FOR IMPROVING QUALITY

The subject of research in this work is the change in the operating conditions of the quality management system in the conditions of digital transformation of the enterprise management system. The purpose of the study is to develop methodological provisions for modernizing the quality management system. The article systematizes the directions of changes and forms the basic conditions for the implementation of quality management processes, taking into account the features of the innovative development of the enterprise management system. As a result of the study, the following tasks were solved: current changes in the quality management system, automation system, and information support system for management processes were considered; It is concluded that the introduction of digital technologies necessitates the formation of a new information culture based on digital thinking, digital involvement of personnel and digital initiatives; it is proposed to consider digital technologies as a tool for system-process modeling of a unified information system, which involves the creation of a unified information infrastructure of the corporate network of an enterprise; systematized quality management methods based on the use of modern digital platforms; The structure of the information support system for quality management processes has been built. The information support system for quality management processes is a tool of the quality management system; The functioning of the integrated information system ensures constant communication in the enterprise management system when making and implementing decisions to improve the quality of processes and improve the quality of products. Solving the problem of creating a unified information space creates the possibility of constant access and use of unlimited sources of information, which, in turn, allows not only to improve quality management activities, but also to modernize the quality management system through the use of digital technologies and reduce the influence of the "human factor" on efficiency and timeliness of development and implementation of management decisions to improve the quality of processes.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА»

УДК 005.6

DOI: 10.24412/2071-6168-2024-4-70-71

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

О.Л. Перерва, Д.Н. Волчёнков

Предметом исследования в данной работе является изменение условий функционирования системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации системы управления предприятием. Цель исследования - разработать методические положения по модернизации системы менеджмента качества. В статье систематизированы направления изменений и сформированы основные условия реализации процессов управления качеством с учетом особенностей инновационного развития системы управления предприятием. В результате исследования были решены следующие задачи: рассмотрены актуальные изменения в системе менеджмента качества, системе автоматизации, системе информационного обеспечения процессов управления; Сделан вывод, что внедрение цифровых технологий обуславливает необходимость формирования новой информационной культуры, основанной на цифровом мышлении, цифровой вовлеченности персонала и цифровых инициативах; предложено рассмотрение цифровых технологий как инструмента системно-процессного моделирования единой информационной системы, предполагающего создание единой информационной инфраструктуры корпоративной сети предприятия; систематизированные методы управления качеством, основанные на использовании современных цифровых платформ; построена структура системы информационного обеспечения процессов управления качеством. Система информационного обеспечения процессов менеджмента качества является инструментом системы менеджмента качества; Функционирование интегрированной информационной системы обеспечивает постоянную связь в системе управления предприятием при принятии и реализации решений по повышению качества процессов и улучшению качества продукции. Решение проблемы создания единого информационного пространства создает возможность постоянного доступа и использования неограниченных источников информации, что, в свою очередь, позволяет не только улучшить деятельность по управлению качеством, но и модернизировать систему управления качеством за счет использования цифровых технологий и снизить влияние «человеческого фактора» на эффективность и своевременность разработки и реализации управленческих решений по повышению качества процессов.

Ключевые слова: цифровизация предприятия, цифровые стандарты, реструктуризация системы менеджмента качества, коммуникация, управление конкуренцией цифровых инициатив.

В современном мире цифровизация предприятия неизбежна, претерпевают изменения все сферы деятельности, прежде всего, трансформируется система управления предприятием, которая подразумевает усовершенствование системы менеджмента качества. Несомненно, темпы цифровизации в России будут ускоряться. Внедрение цифровых технологий направлено на улучшение всех бизнес-процессов, использование новых методов аддитивного управления, что позволяет снизить сложность процессов и обеспечить выполнение качественных требований [1]. В то же время цифровизация предполагает изменение не только технологий и технологий контроля качества, но и необходимость формирования новой цифровой информационной культуры, основанной на цифровом мышлении, которое, в свою очередь, связано с изменением подходов к управлению кадровый потенциалом предприятия. Цифровые стандарты в настоящее время используют эффективные информационные технологии, которые могут рассматриваться как основные инструменты управления качеством [2].

Следует отметить, что в условиях цифровизации предприятий, главный фактор в разработке системы менеджмента качества заключается в использовании следующих инструментов: методология процессно-ориентированного проектирования с использованием аппарата системного проектирования, метода системного и структурный анализ качества процесса, метод проектирования интегрированной системы информационной поддержки качества процессов, управления и методология проектирования инфраструктуры управления цифровым предприятием. В то же время цифровизация информационной системы предприятия позволяет перейти от традиционных методов обработки контроля к методам цифрового управления сетями взаимосвязанных процессов с учетом требований процессного и системного подходов к управлению качеством процессов и всех видов деятельности, что определяет необходимость пересмотреть содержание стандартов ISO и модернизировать систему менеджмента качества. В условиях цифровых изменений в системе управления предприятием одна из актуальных проблем является укрепление информационной безопасности за счет применение методов выявления, систематизации, кодирования и архивирования информации, а также разработка дополнительных процедур по управлению информационной поддержки [3].

Перед менеджерами производства всегда стоят две задачи: снизить себестоимость продукции, сохранив при этом высокое качество, и получить прибыль. Для достижения этих целей на всех этапах производства процесс должен быть полностью контролируемым и предельно прозрачным. На смену человеку-контролеру пришли единые системы информационного обеспечения предприятия, в которых в онлайн режиме системы и оборудование обмениваются данными.

Современные тенденции, методы и материалы. Цифровизация всех сфер промышленности сегодня -это главное условие экономического роста и конкурентоспособности. [4]. Автоматизация процессов в отечественной современной промышленности определяется двумя тенденциями. Во-первых, на кибербезопасность будет приходиться большая часть расходов на ИТ в течение следующих пяти лет. Во-вторых, начался интенсивный переход к технологической независимости. При этом отечественные и особенно собственные разработки, а также ИТ-услуги зачастую в 1,5-2 раза дешевле зарубежных аналогов. То есть цифровизация единицы функционала при импортоза-мещении, хотя и не всегда, требует от предприятий меньших затрат, чем раньше. Сочетание обеих тенденций позволяет ожидать, что цифровизация российской промышленности резко ускорится с 2024 года.

Выделим основные принципы цифровизации предприятия:

Участие человека минимизировано;

Широкое применение блокчейна, облачных технологий, интернета вещей;

Все процессы и этапы производства происходят в одной цифровой системе;

70

Как следствие увеличивается скорость производства, оно становится бережливым, снижается процент брака, повышается качество товара;

В итоге промышленники получают возможность больше зарабатывать, а эффективность предприятия повышается.

Процессы цифровой трансформации предприятия определяют необходимость изменения структуры системы менеджмента качества на основе горизонтальных коммуникаций, процессно-ориентированного и сетевого подходов. [6]. Исследования характера изменений в СМК позволяют выделить следующие основные задачи, решение которых основано на применении различных цифровых стандартов управления предприятием: развитие системы электронного документооборота (EDM-технологии);

формирование входных и выходных информационных модулей о ресурсах и процессах (ERP-технологии);

контроль изменения текущих технологических параметров (PDM технологии);

организация непрерывной диагностики, мониторинга и управление процессами (MES-технология);

риск-ориентированное управление процессами (MRP и MRP-II технологии);

укрепление партнерских отношений с дистрибьюторами, партнерами и клиентами (CRM-технологии); моделирование управления процессами, включая определение последовательности работ, планирование деятельности персонала, подбор оборудования и проектирование технологических процессов (технология BPM);

разработка рейтинговой системы оценки качества, зрелости и эффективности процессов, налаживание связей в системе и ответственности за качество (технология ECM);

управление технологическими процессами (MES-технология);

формирование системы управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами (технология

CRM).

Следует отметить, что вопросы модернизации системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации предприятия являются спорными. Изучение материалов различных научно-практических конференций по вопросам изменения формализованных требований международной системы менеджмента качества в условиях 4-й технической революции позволило выделить следующие точки зрения ученых (табл. 01) [3].

Обобщение направлений развития СМК в условиях цифровой трансформации предприятий диктует необходимость перехода от традиционных форм и методов управления качеством к созданию интегрированной системы менеджмента качества, функционирующей на основе цифровых технологий. стандартов и ИТ-технологиях, позволяющих учитывать интересы и требования взаимосвязанных сетевых предприятий [7, 8].

Особое внимание следует уделить решению этого вопроса на высокотехнологичных предприятиях и в наукоемком производстве. Следует отметить, что деятельность этих предприятий связана с большими затратами на подготовку производства, ориентированного на использование цифровых стандартов управления качеством для всех процессов, информации и коммуникации технологий, которые позволяют не только систематизировать информационные потоки, но и структурировать информационные связи между интегрированными модулями систем информационного обеспечения процессов управления качеством.

Таблица 1

Обзор различных комментариев ученых по изменению требований к менеджменту качества_

Автор Содержание позиции автора по анализируемому вопросу

Д.М. Джуран (американский специалист в области менеджмента качества) Одним из первых обосновал и применил на практике переход от контроля качества к управлению качеством и к менеджменту качества. Применил принцип Парето для определения приоритетных управленческих действий. Применение принципа Парето для определения приоритетных управленческих действий позволяет существенно повысить эффективность управления. Это связано с тем, что большая часть ресурсов предприятия будет направлена на решение наиболее важных и срочных проблем, что позволит добиться максимального результата.

Шептунов С.А. (директор Института проектирования и технологической информации, РАН) Указал на необходимость сформулировать предложения по модернизации системы подготовки специалистов в области управления качеством, поскольку цифровые технологии помогают лишь сократить время и сделать рабочий процесс более удобным, но изменить человека они не способны.

Азаров В.Н. (Директор «Европейского центра качества») Он отметил важность решения вопроса создания системы информационного обеспечения управления качеством; описал подходы к проектированию интегрированных систем управления цифровым предприятием, подчеркнул, что в процессе их создания необходимо учитывать стандарты использования информационных систем и технологий

Егорова Е.Г. (представитель ассоциации по сертификации «Русский Регистр») Она резюмировала, что недостаточно внедрить современные технологии: необходимо полностью переструктурировать информационную культуру, чтобы соответствовать требования цифрового мира, которые потребуют не только изменения схемы работы, но и содержания должностных полномочий сотрудников

Саксонов Е.А. (профессор Московского технического Университета связи и информатики) Он обратил внимание на целесообразность моделирования информационной структуры корпоративной сети предприятия, что позволит решить вопрос обеспечения информационной безопасности.

Методология. Исследование позволяет сделать вывод об отсутствии фундаментальных научных исследований по вопросам модернизации системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации предприятия, основной целью которых является переход от классических методов управления к управлению качеством с использованием цифровых технологий. информационные технологии. Следует отметить, что основным условием функционирования интегрированной системы менеджмента качества является формирование единой интегрированной системы информационного обеспечения.

Предлагаемая интегрированная система информационного обеспечения процессов управления качеством позволяет структурировать и систематизировать неограниченный объем внутренней и внешней информации, формируемой на микро- и макроуровнях управления, что дает возможность повысить эффективность управления качеством на основе своевременного внесения изменений в структуру управления качеством. процессов, обосновать изменения в действующих процедурах управления на основе параллельной реализации реальных и виртуальных про-

цессов, а также своевременно вносить необходимые изменения в нормативную документацию. Эти изменения следует учитывать при разработке проекта внедрения непрерывных улучшений, направленных на повышение качества процессов посредством периодического статистического контроля и анализа, позволяющего фиксировать отклонения и анализировать факторы, саобеспечивающие стабильность и надежность процессов [9].

Формирование цифровой системы информационного обеспечения процессов управления качеством позволяет эффективно решить следующие задачи:

- сбор и анализ данных о продуктах, процессах и системах управления предприятием,

- мониторинг и диагностика технологических процессов,

- принятие решений на основе управления взаимоотношениями с сотрудниками,

- учет стандартных требований системы менеджмента качества при внесении изменений в процессы,

- выявление и анализ рисков, связанных с несвоевременным выявлением причин отклонений в процессах,

- применение риск-ориентированной методологии управления качеством процессов.

По результатам исследования предложена интегрированная система информационного обеспечения процессов управления качеством при цифровой трансформации предприятия, функционирование которой позволяет структурировать информацию и повысить эффективность коммуникаций в системе менеджмента качества (рис. 1).

Рис. 1. Структура интегрированной системы информационного обеспечения процессов управления качеством

Функционирование комплексной информационной системы поддержки позволяет осуществлять постоянный анализ характера изменений процессов, причин отклонений и характера последствий, а также дает возможность всем сотрудникам использовать неограниченную информацию о методах, инструментах, процессах, требованиях к входной и выходной информации о изменения в системе менеджмента качества. На основе результатов анализа, коммуникации и информация в системе менеджмента качества корректируется.

Оцениваются входные данные (отношения с клиентами, результаты оценки и выбора поставщиков ресурсов, результаты квалификационного аудита персонала) и выходные данные (отзывы клиентов, результаты аудита, рекомендации по улучшению). На основе обобщения и систематизации полученной информации принимаются решения и действия, направленные на повышение качества процессов и качества информационного обеспечения.

Эффективность анализа функционирования системы качества руководством, результативность этого процесса будут зависеть от уровня принимаемых решений по входным данным, от их обоснованности и целесообразности, то есть от степени вовлеченности персонала. в деятельности по развитию системы качества. Во всех случаях успех зависит от того, насколько четко сотрудники понимают суть процессов, насколько целесообразны их решения, а также от степени владения цифровыми технологиями управления качеством процессов [10, 11].

Полученные результаты. Изложенную методологию формирования и функционирования интегрированной системы информационного обеспечения процессов управления качеством целесообразно использовать при разработке проекта развития системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации предприятия. Следует отметить необходимость учитывать внутренние ограничения, которые связаны с недостаточной цифровой вовлеченностью персонала. Сформулированы следующие ограничения и пути их устранения в условиях цифровой трансформации системы менеджмента качества:

1) Степень готовности сотрудников к происходящим изменениям (необходимо организовать постоянное обучение использованию стандартов цифрового управления на практике).

2) Уровень цифрового мышления персонала (целесообразно поддерживать управленческие инициативы сотрудников, мотивировать участие в мультидисциплинарных командах, которые будут инициировать использование цифровых технологий).

3) Непонимание новых ценностей цифровой организационной культуры (ориентация на быстрые изменения и стремление к лидерству, обеспечение неограниченной осведомленности сотрудников в проявлении управленческих инициатив).

4) Непонимание возрастающей сложности информационного пространства, это приводит к быстрому увеличению масштаба и сложности знаний (мотивация к участию в программах обучения на основе НЯ-технологий).

5) Отсутствие мотивации к лидерству и нацеленности персонала на изменения (управление внутренней конкуренцией управленческих инициатив персонала).

6) Жесткие механизмы передачи и накопления корпоративных знаний (управление качеством информационного пространства на основе установления надежных горизонтальных связей в системе менеджмента качества).

7) Информационное пространство выходит за границы цифрового предприятия и распространяется по всем цепочкам создания стоимости (создавая прозрачную инфраструктуру единого информационного пространства).

Анализ этих ограничений позволяет выделить важные направления модернизации системы менеджмента

качества:

формирование цифровой корпоративной культуры, ориентированной на изменения в сочетании с цифровым управлением бизнес-процессами, что способствует формированию конкурентных преимуществ;

мотивация к лидерству и нацеленность на изменения стимулируют сотрудников к участию в принятии решений на основе постоянного мониторинга процессов;

управление конкуренцией кадровых инициатив, под которой понимается конкуренция между работниками, в том числе руководителями, в которой каждый работник должен самоутвердиться, основываясь на личной инициативе и цифровых знаниях.

На основании вышеизложенного предложен алгоритм разработки и реализации проекта модернизации системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации предприятия (таблица 02).

Для решения проблемы обеспечения вовлечения персонала предприятия в реализацию проекта развития процессной системы управления качеством в условиях цифровой трансформации предприятия необходимо решить следующие задачи:

обучение персонала использованию цифровых технологий;

обучение персонала современной методологии 8Д для управления и повышения качества процессов; определение ответственности за результаты происходящих изменений; обеспечение заинтересованности сотрудников во внедрении изменений; мотивация к участию в межфункциональных командах управления качеством [12].

Следует отметить, что в условиях цифровой трансформации предприятия вовлеченность персонала уместно рассматривать не как состояние, а как отношения, которые можно развивать с помощью конкретных программ и различных цифровых технологий. Поэтому цифровая вовлеченность персонала является показателем личной заинтересованности каждого сотрудника в обеспечении наибольшего соответствия собственным целям и задачам предприятия с учетом полной ответственности за качество процессов.

Таблица 2

Содержание этапов разработки и реализации проекта модернизации системы менеджмента качества

Этап Содержание

1) Формулирование целей и задач организационного проектирования. - анализ приоритетных проблем и решений; - анализ причин и характера ограничений достижения целей; - систематизация информации для принятия решений и постановки задач; - изменить план реализации

2) Диагностика изменений - анализ симптомов (причин) изменений; - гипотезы, объясняющие причины; - проверка научности и обоснованности гипотез; - выбор и конкретизация основных направлений изменений

3) Выбор и обоснование решений, связанных с внедрением изменений. - формулирование альтернативных решений и анализ; - экономическое обоснование и оценка эффективности решений; - разработка мер по преодолению сопротивления персонала происходящим изменениям; - реализация решений, контроль и анализ результатов

4) Формулирование направлений и внедрение изменений - мониторинг процессов внесения изменений в систему; - внесение корректировок в процессы; - оценка качества мер по внедрению изменений; - формирование условий для внесения изменений

5) Оценка результатов внедрения изменений - оценка результатов внедрения изменений; - определение путей дальнейшего повышения качества процессов; - оценка результатов реализации направлений модернизации системы менеджмента качества

Цифровую вовлеченность следует рассматривать как важный драйвер цифровой трансформации предприятия, при которой сотрудники получают возможность использовать цифровые и социальные каналы для получения информации, что обеспечивает заинтересованное взаимодействие, повышение ответственности, изменение содержания работы и принятия решений по повышение качества процессов с помощью командных методов [15, 16].

Создание комплексной системы информационного обеспечения процессов управления качеством и организации доступа персонала к неограниченной базе данных позволяет повысить уровень цифровой обработки персонала, мотивирует его участие в технологических решениях по повышению качества процессов, является инструментом обоснования решений и обеспечения их применения в профессиональной деятельности.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование направлений модернизации системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации предприятия позволяет сделать следующие выводы.

1) Цифровые технологии, используемые для контроля качества процессов, предполагают использование одного из основных принципов общей системы менеджмента качества - всеобщей ответственности всех сотрудников предприятия, что, в свою очередь, помогает решить проблему цифровое участие персонала.

2) В рамках концепции единого информационного пространства важным направлением модернизации системы менеджмента качества является создание комплексной системы информационного обеспечения процессов менеджмента качества, позволяющей сотрудникам постоянно быть в курсе происходящих цифровых технологий. внедрили и используют неограниченное количество информационных модулей для принятия решений по повышению качества.

3) В контексте управления качеством команды важная роль отводится менеджерам всех уровней управления, которые отвечают за результаты инноваций и за формирование цифровой организационной культуры на предприятии.

4) Основными факторами (условиями) цифровой модернизации системы менеджмента качества являются: цифровое лидерство руководителей, цифровые коммуникации, цифровая информация, цифровая вовлеченность персонала, цифровая культура.

5) Для повышения эффективности функционирования системы менеджмента качества в условиях цифро-визации необходимо сформировать цифровую операционную модель процесса управления, представляющую собой алгоритм выполнения процесса. Элементами алгоритма являются следующие процедуры и методы:

учет и анализ фактической информации;

формализованная процедура подтверждения соответствия требованиям;

процедуры мониторинга и контроля;

порядок принятия решений в негативных ситуациях;

процедура цифрового репроектирования процессов на основе информации об отклонениях в

процессах.

6) Реализация проекта модернизации системы менеджмента качества определяет необходимость пересмотра содержания и стандартизации процедур управления, прописанных в технологических картах качества, довести до каждого из работников предприятия посредством обучения основам прогнозной аналитики. , использование которого позволяет моделировать различные варианты процессов и выбирать лучший вариант.

Таким образом, реализация предложенных направлений модернизации системы менеджмента качества в условиях цифровой трансформации предприятия позволяет повысить эффективность системы; обеспечение вовлеченности и ответственности персонала за качество процессов и качество их результатов; разработка эффективной стратегии управления, способствующей достижению целей с минимальными затратами.

Список литературы

¡.Материалы научного форума «Производственный контроль. Цифровое производство: сегодня и завтра российская промышленность» [Электронный ресурс] URL: https://www.galaktika.ru/amm/files/2023/08/Principi-lean.ip (дата обращения: 10.02.2024).

2.Петрова Ю. Как работают и зарабатывают в крупнейших российских компаниях. [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/08/08/744136-trudvatsva-zarabativayut#/galleries/140737493673535/ normal/1 (дата обращения: 10.02.2024).

3.Каблашова И.В., Родионова В.Н., Туровец О.Г., Луценко М.С. Управление качеством логистических процессов в контексте методологии системы TQM» // 30-я конференция IBIMA. Мадрид, Испания, 2019.

4.Саликов Ю.А., Логунова И.В., Каблашова И.В. Инновационное развитие системы управления предприятием в условиях цифровой трансформации // Теорет. наук и практикуйтесь. Дж. Продукт. Организатор, сер. Экон. и финансы. Москва, 2019. Вып. 2. С. 52-66.

5.Свиридова С., Каблашова И., Шкарупета Е., Хмелева Г. Императивы управления человеческим капиталом // Трансформат. в развитии эконом. сист., 2018. Вып. LVII - GCPMED. С. 1355-1362, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.Саликов Ю.А., Логунова И.В., Каблашова И.В. Тенденции управления человеческими ресурсами в условиях цифровой экономики. Учебник. Воронежского государственного университета инженера технол., 2019. Вып. 81, номер. 2. С. 393-399. DOI: 10.20914/2310-0809-2023-2-393-399.

7.Серебрякова Н.А., Петриков А.В. Принципы проектирования и организации функционирования инновационных инфраструктур в условиях Индустрии 4.0 // Учеб. Воронежского государственного университета. инженера. Технол., 2019. Вып. 80. Номер. 4. С. 384-387. DOI: 10.20914/2310-0909-2023-4-384-387.

8.Ильдеменов Д.С. Организационно-управленческие инновации для развития компаний в условиях цифровой экономики, д.экон. и предпринимательство, 2019. Вып. 3, А3.

9. Сидорин В. Система менеджмента качества организации в цифровой экономике // Управление качеством. Методы, 2019. 2. С. 24-29.

10. Лапидус Л.В. Центр компетенций цифровой экономики: Ассоциация граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования. [Электронный ресурс] URL: http://www.makonews.ru/centr-kompetencii-cifrovoi-ekonomiki (дата обращения: 10.02.2024).

11. Колосова Н. Цифровизация в работе с персоналом требует вложений, но дает большую отдачу. [Электронный ресурс] URL: https://www.xerox.ru/presscentre/publications/1091620 (дата обращения: 10.02.2024).

12. Демьянова О., Ахметшина Е., «Влияние цифровизации на кадровую политику» // Пробл. теории и практики. Менеджер. [Электронный ресурс] URL: http://www.uptp.ru/articles/upravlenie-personalom/2640 (дата обращения: 10.02.2024).

13. Комплексный подход к цифровизации промышленных предприятий. [Электронный ресурс] URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/PwC Siemens Digital transformation.pdf (дата обращения: 10.02.2024).

14. «Индустрия 4.0»: Создание цифрового предприятия. Глобальный анализ концепций «Индустрия 4.0», 2019 / PwC, 2019.

15. ГОСТ Р 57189-2016. Система менеджмента качества. Руководство по применению ISO 9001:2015. Москва: Стандартинформ, 2020.

16. Курц А.Л. Процессный менеджмент - основа построения систем контроля и управления информационной и технологической инфраструктурой // J. Syst. и средства информат., 2020. Вып. 2, А19. С. 148-162.

Перерва Ольга Леонидовна, д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой, заместитель директора по учебной работе, [email protected], Россия, Калуга, Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана,

Волчёнков Дмитрий Николаевич, аспирант, [email protected], Россия, Калуга, Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ENTERPRISE AS THE MAIN TOOL FOR IMPROVING QUALITY

O.L. Pererva, D.N. Volchenkov

The subject of research in this work is the change in the operating conditions of the quality management system in the conditions of digital transformation of the enterprise management system. The purpose of the study is to develop methodological provisions for modernizing the quality management system. The article systematizes the directions of changes and forms the basic conditions for the implementation of quality management processes, taking into account the features of the innovative development of the enterprise management system. As a result of the study, the following tasks were solved: current changes in the quality management system, automation system, and information support system for management processes were considered; It is concluded that the introduction of digital technologies necessitates the formation of a new information culture based on digital thinking, digital involvement of personnel and digital initiatives; it is proposed to consider digital technologies as a tool for system-process modeling of a unified information system, which involves the creation of a unified information infrastructure of the corporate network of an enterprise; systematized quality management methods based on the use of modern digital platforms; The structure of the information support system for quality management processes has been built. The information support system for quality management processes is a tool of the quality management system; The functioning of the integrated information system ensures constant communication in the enterprise management system when making and implementing decisions to improve the quality of processes and improve the quality of products. Solving the problem of creating a unified information space creates the possibility of constant access and use of unlimited sources of information, which, in turn, allows not only to improve quality management activities, but also to modernize the quality management system through the use of digital technologies and reduce the influence of the "human factor" on efficiency and timeliness of development and implementation of management decisions to improve the quality ofprocesses.

Key words: digital transformation of enterprise, drivers of digital transformation, digital standards, restructuring of the quality management system, communication, competition management of digital initiatives.

Pererva Olga Leonidovna, doctor of economics sciences, professor, head of the department, deputy director for academic affairs, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University,

Volchenkov Dmitry Nikolaevich, postgraduate, manfils@yandex. ru, Russia, Kaluga, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University

УДК 658.5

DOI: 10.24412/2071-6168-2024-4-75-76

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРИ ТОЧЕНИИ ТРУДНООБРАБАТЫВАЕМОГО МАТЕРИЛА ЗА СЧЕТ ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ В ЗОНЕ РЕЗАНИЯ

О.А. Темпель, Р.Ю. Некрасов, Ю.А. Темпель

Качество производственных процессов, технологической оснастки и выпускаемой продукции является важным аспектом на предприятиях машиностроения. Поскольку, обеспечение качества процесса и технологической оснастки приводит к повышению производительности и объему продаж, а качество продукции является ключевым ориентиром для потребителей. Предприятия машиностроения широко начали использовать сверхпрочные материалы для сохранения работоспособного состояния объектов (устройств, техники, узлов и агрегатов). Однако, данный вид материала является труднообрабатываемым и приводит к нарушению технологического процесса, так как возникают частые поломки режущего инструмента. В работе рассмотрены ключевые моменты по возможности обеспечения периода стойкости режущего инструмента при черновой обработке за счет сохранения оптимальной температуры в зоне контакта резания.

Ключевые слова: качество, показатели качества, период стойкости, наплавление материала, труднообрабатываемые материалы, оптимизация, режимы резания, температура.

Предприятия машиностроения для повышения прибыли и ресурсов, а также расширения клиентской базы должны постоянно совершенствовать все бизнес-процессы (основные и вспомогательные). Так как технологический процесс в системе менеджмента качества является основным процессом жизненного цикла изделий, то многие авторы занимаются исследованиями в области управления и обеспечения качества данного процесса. Процесс металлообработки точением является достаточно сложным, содержит большой объём данных по сопроводительной информации и организации рабочего пространства.

Поэтому актуальной задачей является оптимизация режимов резания для обеспечения периода стойкости режущего инструмента с целью качественного и регламентированного выполнения технологических процессов и операций.

В результате анализа подотраслей машиностроения было выявлено, что наиболее частым поломкам подлежат узлы и агрегаты сельскохозяйственной техники. Причинами их поломки часто возникают:

- не соблюдение норм времени операций и процессов;

- невыполнение требований эксплуатационных характеристик, указанных в паспорте на технику;

- пренебрежительное отношение к своевременному техническому обслуживанию и ремонту.

Следовательно, при работе узлов и механизмов происходит быстрое истирание поверхностей, возникают

трещины и сколы, что приводит к частой замене этих элементов техники. Замена некоторых из них играет важную роль в экономической составляющей предприятия, поскольку преждевременные затраты требуют расширения границ бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.