психологические науки
уДК 37.015.31 Е. Л. Буслаева
кандидат психологических наук, доцент;
доцент кафедры психологии и педагогической антропологии
института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного
лингвистического университета; е-таН: [email protected]
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА как фактор психического И ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье речь идет о влиянии цифровизации социального пространства на психическое и психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста. Отмечается, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и необходимо учитывать этот фактор при цифровизации обучения и учебной деятельности ученика. Показаны возможности и риски цифровизации для психического и психосоциального развития детей и делаются выводы о необходимости интеграции младших школьников в соответствующую среду и формировании у них цифровых компетенций.
Ключевые слова: цифровизация; информационные технологии; цифровая среда; психическое и психосоциальное развитие; младший школьный возраст; компьютерные технологии; виртуальная игра; риски цифровизации; социализация в цифровой среде; интеграция; цифровые компетенции.
E. L. Buslaeva
PhD, Associate Professor, Department of Psychology
and Pedagogical Anthropology, Institute of Humanities and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University; e-mail: [email protected]
SOCIETY DIGITALIZATION AS A FACTOR OF MENTAL AND PSYCHOSOCIAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
The article deals with the impact of digitalization of social space on the mental and psychosocial development of primary school children. It is noted that educational activity is the leading activity in primary school age and it is necessary to take this factor into account when digitalizing educational activities of the student. The article
Ig)®
159
shows the opportunities and risks of digitalization for the mental and psychosocial development of children and draws conclusions about the need to integrate children into the appropriate environment and form their digital competencies.
Key words: digitalization; information technologies; digital environment; mental and psychosocial development, primary school age; computer technologies; virtual game; risks of digitalization; socialization in the digital environment; integration; digital competence.
Введение
Современный мир, в котором происходит психическое развитие и формирование личности ребенка, - это мир всеобщей цифровиза-ции, которая представляет собой внедрение и использование цифровых технологий во всех сферах жизни человека с целью повышения ее качества.
Сегодняшние дети младшего школьного возраста родились на рубеже первого и второго десятилетия XXI века. Их развитие идет параллельно с быстрым развитием информационных технологий, всеобщей информатизацией и цифровизацией. Они с самого рождения погружены в цифровое пространство, живут и учатся в цифровой среде, легко воспринимают и используют SD-реальность. Более того, в отличие от старшего поколения, они никогда не жили без этого и не представляют свою жизнь вне цифрового поля. И как отмечает И. В. Романов, «глобальной тенденцией развития современных социальных отношений является возрастание зависимости от информационных технологий, создания и потребления информации» [Романов 2019, с.263]. Всеобщая цифровизация оказывает воздействие на психофизическую, когнитивную, эмоциональную, коммуникативную, социальную и другие сферы развития человека. В связи с этими тенденциями всё более актуальным становится всестороннее изучение влияния цифровых технологий на психическое и психосоциальное развитие детей.
На данный момент существуют разные точки зрения на эту проблему, но ни одна из них не отрицает сам факт непосредственного и опосредованного влияния цифровизации социального пространства на все сферы развития человека.
Цифровизация среды как позитивный фактор развития
Цифровизация среды дает большие возможности для развития человека, оказывая существенное воздействие на психическое
и психосоциальное развитие практически на всех стадиях онтогенеза, а в детские периоды особенно. Информатизация пространства, компьютерные технологии насыщают развивающую предметную среду, «способствуют развитию познавательной активности детей, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности» [Гуляева, Соловьева 2012, с. 10]. В информационных сетях можно найти различные обучающие программы и ресурсы, и уже с первого класса под руководством педагога школьники пользуются различными образовательными порталами. Информатизация дает колоссальные возможности в поиске нужной информации, приобретении новых знаний, установлении взаимодействия с большим количеством людей, снижении чувства одиночества и беспомощности, возможность постоянной связи, а при необходимости и контроля, детей и родителей, учителя и учеников, оперативное взаимодействие школы и семьи. Так, например, наличие у ребенка собственного смартфона дает определенные преимущества: с ребенком можно установить связь в любое время и в любом месте; возможность своевременного контроля ребенка на расстоянии и возможность оказания помощи в виде подсказки необходимых действий в сложных и неожиданно возникших для ребенка ситуациях.
Благодаря цифровизации пространства возрастает объем информации, облегчается ее поиск и получение, устанавливаются социальные контакты, поддерживаются социальные связи на уровне взаимодействия с обществом. Современные дети становятся более мобильными, умеют воспринимать одновременно разные потоки информации в интерактивном и игровом формате. По данным ЮНИСЕФ, третью часть пользователей Интернета во всем мире составляют дети и подростки. Приобщение к Интернету происходит всё раньше, и в некоторых странах дети с 3-5 лет уже начинают пользоваться Интернетом.
Возможности позитивного влияния цифровых устройств отмечают Е. А. Куликова, Н. В. Белинова, Е. В. Гуляева, Ю. А. Соловьёва, З. Генз (Z. Genz), Б. Хоффман (B. Hoffman). По мнению учителей и воспитателей, использование аудио- и видеоматериалов способствует повышению эффективности восприятия новой информации, создает интерактивный эффект. Они отмечают, что цифровые технологии, использованные в учебном процессе, дают возможность создавать устойчивую мотивацию и развивать познавательную активность,
компьютерные игры могут способствовать интеллектуальному развитию. Но положительное влияние компьютерных игр будет проявляться в том случае, если они будут иметь не только игровую составляющую, но и содержать обучающую и развивающую направленность.
Положительное влияние цифровизации и информационных технологий на когнитивное развитие детей отмечается и в зарубежных исследованиях. По мнению авторов, истоки виртуальной игры находятся в традиционной детской игре. Виртуальная игра как и традиционная развивает воображение, заставляет придерживаться определенных правил. Виртуальную игру можно видоизменять, корректировать, влиять на ее ход и результат [Hoffman 2014].
Одна из функций цифровизации обучения детей заключается в возможности визуализации изучаемого материала, что позволит формировать в процессе обучения необходимые компетенции в виде готовности применения полученных знаний в жизни. Компьютерные обучающие технологии позволяют проявлять индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его особенности.
Помимо стимулирования познавательной мотивации цифровые технологии активизируют навыки самостоятельного поиска и осмысления информации, развивают коммуникативные и социальные навыки детей [Lee 2015].
Погружение детей в цифровую среду влияет и на психосоциальное развитие. Общение в виртуальной среде позволяет находить единомышленников и друзей. Это особенно значимо для детей и подростков, испытывающих коммуникативные барьеры, для людей с ограниченными возможностями. Сложно отрицать позитивную роль появления и распространения цифровых технологий, но нельзя не принимать во внимание социальные риски и угрозы.
Риски негативного влияния цифровизации на психическое и психосоциальное развитие детей
С. Тиссерон, Р. Пацлаф, М. Шпитцер, Л. И. Эльконинова, Р. Е. Ра-даева, E. О. Смирнова, М. В. Тендрякова, Г. В. Солдатова, Е. П. Рас-сказова и другие показывают в своих исследованиях негативное влияние цифровизации на психическое и психосоциальное развитие детей и подростков. Авторы отмечают, что компьютер и возможность получать через него информацию превращается в самостоятельный вид
занятости. На смену предметной, игровой, продуктивной деятельности и общению приходит увлечение компьютером [Смирнов 2006]. Из-за пластичности мозга чрезмерное тяготение к цифровым технологиям в детском возрасте, по мнению авторов, может иметь такие серьезные последствия, как цифровая деменция, или цифровое слабоумие, проявляющееся в ограниченном использовании собственных умственных способностей, поскольку часть действий выполняется компьютером [Шпитцер 2013]. Современные подростки, которых называют «цифровыми людьми», уже сейчас характеризуются клиповым сознанием, фрагментарным восприятием, низким уровнем рефлексии.
Отмечая негативное влияние цифровизации на психическое и психосоциальное развитие детей, ученые не рекомендуют внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь детей, поскольку для гармоничного развития ребенка необходимы творческие виды деятельности, сюжетно-ролевые игры и познание окружающего мира в виде живого восприятия и осмысления. Так, по результатам исследований Е. К. Ягловской, дети, увлеченные такими компьютерными играми, как квесты и аркады, имеют более низкие показатели развития воображения, чем их сверстники, не имеющие таких пристрастий1.
С. Тиссерон предлагает родителям и педагогам разработанную им программу «3 / 6 / 9 / 12: скажем «нет» компьютерной зависимости» [Tisseron 2013]. В программе отражены основные рекомендации пользования цифровыми технологиями, среди которых ограничения по времени использования компьютера детьми, возрастные ограничения приобщения к компьютеру, Интернету и социальным сетям, а также виды полезной цифровой активности.
Исследования показывают, что у современных дошкольников и младших школьников основным видом цифровой активности является игра. Но виртуальная игра, как отмечают Л. И. Эльконинова, И. С. Григорьев, не представляет собой аналог традиционной сюжетно-ролевой игры, как и сам компьютер, является не игрушкой, а определенным пространством между ребенком и игрой [Эльконинова, Григорьев 2015]. Виртуальная реальность значительно меняет если не саму
1 Ягловская Е. К. Компьютерные игры в жизни современного дошкольника : Доклад на секции «Ребенок и социальные риски» Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в современном обществе». Ноябрь 2007 г)
игру как таковую, то взаимодействие игры и играющего. И даже знакомая ребенку игра, как отмечает М. В. Тендрякова, в компьютерном варианте обретает новое звучание [Тендрякова 2008]. Но со стороны взрослых не всегда присутствует надлежащий контроль и регулирование взаимодействием ребенка с цифровыми средствами и пользованием цифровыми ресурсами. Родители не думают о рисках, не ограничивают время пользования гаджетами, не контролируют содержание, не корректируют направленность интересов ребенка. Родители должны знать, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей еще не сформирован механизм самоконтроля, и поэтому они не могут самостоятельно контролировать время, проведенное в Интернете.
Одним из серьезных рисков является получение негативной и опасной для психического развития и формирования личности ребенка информации из Интернета. Родители должны понимать, что ограждение ребенка от потока такой информации блокирующими техническими настройками не может быть эффективным без должного разъяснения и обучения правилам пользования Интернетом. Так, например, цифровое сообщество содержит различные социальные сети, вступая в которые, человек размещает информацию о себе и не всегда может знать о дальнейшем использовании этой информации в виртуальном пространстве. Дети младшего школьного возраста вступают в различные группы социальных сетей, обмениваются информацией и фотографиями, выкладывают различного рода сведения о своих интересах и предпочтениях, о семье, месте учебы и проживания, не думая о том, что это может представлять определенную опасность. В этой связи очень опасны кибербуллинг и интернет-угрозы, жертвой которых может стать ребенок.
Очевидным риском чрезмерной компьютерной увлеченности является компьютерная и интернет-зависимость, проявляющиеся в отсутствии интереса к реальной окружающей действительности и предпочтении виртуального цифрового пространства [Буслаева 2010]. Результаты исследований Г. В. Солдатовой и Е. П. Рассказовой показали, что около 13 % детей в возрасте 7-10 лет имеют склонность к интернет-зависимости, и поскольку явно прослеживается тенденция снижения возраста приобщения к цифровой среде, то риск увеличения зависимости от Интернета среди детей очевиден [Солдато-ва, Рассказова 2017]. С каждым днем растет число детей, имеющих
компьютерную и интернет-аддикцию, создающую проблемы их полноценного психического и психосоциального развития. По результатам исследований Н. В. Власовой, существует прямая зависимость между дисгармоничными отношениями в семье и возникновением у ребенка интерет-завимсимости [Власова 2014]. Изучая негативное влияние интернет-среды на социализацию детей и подростков, специалисты выделяют следующие группы рисков:
- риски, связанные с контентом интернет-сайтов и их восприятием: демонстрация жестокости, насилия, порнографии, суицида и т. п.;
- риски, связанные с поведением пользователей в виде игровой и компьютерной зависимости, выражением ненависти и нетерпимости;
- риски виртуального взаимодействия: кибернасилие, подражание асоциальным стандартам поведения, общение и встречи с незнакомыми людьми [Прохоров, Афанасьев 2017].
Психическое и психосоциальное развитие младших школьников в условиях цифровизации общества
Младший школьный возраст является переломным моментом в жизни ребенка. Заканчивается период детства, меняется социальная ситуация развития. Статус школьника, ученика накладывает новые обязанности, к ребенку предъявляются новые требования со стороны общества взрослых.
Младший школьный возраст характеризуется высокой познавательной активностью, в этом возрасте формируются первые представления об окружающем мире. Познания окружающего социального мира и применение этих знаний в жизни составляют основу социального развития ребенка [Буслаева 2018]. Информационная цифровая среда представляет собой один из значимых факторов психосоциального развития, заменяя собой роль взрослого в развитии и формировании ребенка. Испокон веков функционировала система отношений «ребенок - взрослый - окружающая действительность», теперь же цифровая среда во многих случаях заменяет взрослого и выполняет роль своеобразного проводника ребенка в окружающий мир.
Сегодня младшие школьники - это дети, родившиеся в век цифровых технологий, которые уже не представляют и никогда не смогут
представить жизнь вне этого пространства. Их окружают смартфоны, компьютеры, планшеты, цифровое телевидение, и дети с первых дней жизни воспринимают их как данность, с двухлетнего возраста становятся активными зрителями, а с пяти лет пользователями. Испытывая большой интерес ко всем техническим средствам с раннего возраста, среднестатистический ребенок пяти - шести лет начинает приобщаться к компьютеру и осваивать его. Почти у каждого школьника есть собственный мобильный телефон или смартфон.
Ведущей деятельностью, оказывающей наибольшее влияние на психическое и психосоциальное развитие ребенка и формирование его личности, является учебная деятельность. Благодаря учебной деятельности развивается и формируется произвольность психических процессов и поведения, самоконтроль и самооценка. Учебная деятельность как ведущая оказывает влияние на развитие интеллекта и формирование личности. Общение расширяется и углубляется по содержанию и средствам, четко дифференцируется на деловое и личное.
На первом этапе школьного обучения цифровизация образования должна быть выстроена таким образом, чтобы давать возможность разумного сочетания самостоятельной работы младшего школьника, письма, чтения книг и использования цифровых технологий. Информационные технологии, компьютерные программы, развивающие игры вызывают у современных детей большой интерес, активизируют познавательную деятельность, мотивируют на поиск и овладение новой информацией. Но за большими возможностями информационных технологий следуют и риски, в виде отвлечения внимания от выполнения конкретной учебной деятельности, ухода в виртуальный мир от действительности, ослабления реального межличностного общения и взаимодействия.
Современные программы образования направлены не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на формирование у учащихся определенных компетенций, подразумевающих способность применять полученные знания на практике в различных ситуациях [Аб-дурахманов 2015]. В этой связи актуальна проблема формирования у ребенка информационной компетентности, под которой понимают «готовность и способность ребенка уверенно, критично и безопасно выбирать и применять информационно-коммуникативные технологии в своей жизнедеятельности» [Солдатова, Рассказова 2014, с. 27].
В настоящее время младшие школьники получают очень много информации из электронных ресурсов. Дети быстро усваивают современные информационные технологии. Мозг ребенка очень пластичен, что позволяет легко усваивать новые языки, новые технические устройства, новые ценности.
К концу младшего школьного возраста появляются специфические для данного возраста новообразования в психическом и психосоциальном развитии ребенка в виде произвольности психических процессов и поведения, формирования внутреннего плана действий, развития самоконтроля и рефлексии. Безусловно, на формирование этих новообразований влияют и будут влиять новые информационные и коммуникационные технологии. Общение в киберпространстве развивает навыки поведения и взаимодействия в виртуальном мире [Юркина 2001].
Развитие цифровых технологий и увеличение количества несовершеннолетних пользователей актуализировали научные исследования в этой области. На данный момент накоплен значительный объем исследований зарубежных ученых, посвященных изучению проблем цифрового общества и подрастающего поколения, анализ которых позволяет сделать вывод о произошедших изменениях в психическом и психосоциальном развитии детей младшего школьного возраста, обусловленных цифровизацией общества.
Теоретический анализ результатов различных отечественных и зарубежных исследований, а также наблюдения учителей и психологов-практиков позволяют сделать вывод о произошедших изменениях в психическом и психосоциальном развитии современных детей: произошли изменения в развитии высших психических функций, изменились механизмы формирования личности, появились другие социально-психологические феномены, проявляющиеся в общении, появились новые формы взаимоотношений, обусловленные виртуальной средой, изменились формы поведения и способы деятельности.
Современные образовательные цифровые технологии предполагают поиск и отбор информации в Интернете. Задавая вопрос или формулируя проблему, школьник мгновенно, не углубляясь в суть проблемы, получает ответ. Это вызывает привыкание к быстрому и некритичному восприятию информации. Более того, результаты различных исследований показывают, что, получая текстовой материал в Интернете,
человек не читает его полностью, а лишь извлекает его отрывочные фрагменты. Текст, представленный в Интернете, бегло просматривается по схеме написания латинской буквы <^»: сначала прочитываются первые строки текста, затем идет резкий переход на середину страницы, считываются еще несколько строк и далее взгляд опускается на нижние строчки страницы для завершения восприятия. Это приводит к сокращению объема передаваемой и воспринимаемой мысли.
С появлением компьютеров, планшетов, смартфонов снизился объем рукописной работы. При письменном общении через sms-сообщения используется клавиатура, при подготовке ответов на задания копируются готовые тексты из электронных ресурсов и т. д. Это приводит к утрате навыка письма и, как следствие, снижению творческих способностей, поскольку при написании текста от руки задействуются участки мозга, связанные с сенсорными ощущениями и формированием речи.
Письменная речь заставляет вдумчиво и ответственно подходить к формулированию мыслей и контролю написания, поскольку исправления текста чреваты последствиями. Набор текста на клавиатуре позволяет легко заменить слово, исправить орфографические ошибки, скорректировать слог. Это же приводит и снижению значимости знаний орфографических и синтаксических правил. Более того, по данным некоторых исследований, написание текста от руки способствует его запоминанию, так как в процессе записи идет осмысление.
Погружение детей в цифровую среду влияет и на психосоциальное развитие. Общение в виртуальной среде, различных социальных сетях позволяет находить единомышленников и друзей, но при этом растет количество детей и подростков, переживающих ощущение одиночества. Для полноценного формирования личности ребенка необходимо взаимодействие с непосредственным окружающим миром, его эмоциональное участие в жизни ребенка, иначе он не научиться выстраивать социальные отношения, адекватно реагировать на конфликты, предотвращая или разрешая их.
Общение является важным фактором психического и психосоциального развития. В младшем школьном возрасте в связи с изменением социального статуса и социальной ситуации развития, меняются взаимоотношения ребенка с окружающими его людьми. Общение претерпевает определенные изменения по целям, формам, содержанию
и стилям. От усвоения средств, форм и способов общения будет зависеть выстраивание отношений с другими людьми. В процессе реального общения ребенок постигает разнообразные стили и формы взаимодействия, сталкивается и учится преодолевать трудные коммуникативные ситуации. Общение в интернет-пространстве с виртуальным собеседником снимает многие барьеры. Но навыки виртуального общения не обеспечат эффективного реального общения между людьми.
Заключение
Цифровая среда, информатизация социального пространства, являясь неотъемлемой частью современного общества, оказывают огромное влияние на психическое и психосоциальное развитие детей младшего школьного возраста. Влияние цифровизации на общество в целом и отдельно взятого человека, в частности, является актуальной жизненной и научной проблемой. Цифровые технологии внедряются во все сферы жизни общества, создавая новые возможности для развития человека и новые риски. В настоящее время погружение детей и подростков в информационную среду осуществляется практически стихийно, без должного участия и сопровождения взрослых. В связи с этим актуальным становится управление процессом социализации детей в условиях всеобщей цифровизации со стороны педагогов, психологов, родителей и общества в целом, включающем развитие у детей критического мышления и критического восприятия интернет-ресурсов.
Как справедливо отмечает И. И. Зарецкая, содержанием и результатом процесса социализации детей младшего школьного возраста должна быть не адаптация, а интеграция ребенка в соответствующую среду путем органической взаимосвязи процессов воспитания и самовоспитания в условиях его взаимодействия с социумом [Зарецкая 2015].
Процесс социализации ребенка в современных условиях представляет собой процесс его интеграции в цифровое пространство, для эффективности которого необходимо системное и целенаправленное формирование у детей и подростков цифровых компетенций.
В настоящее время система образования и воспитания оказалась в достаточно сложной ситуации, связанной с необходимостью выработки новой концепции психического и психосоциального развития детей и подростков в цифровом пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдурахманов Р. А. Психологическая культура как актуальная проблема современной школы // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия : Политология и социология. 2015. № 2. С. 35-39.
Буслаева Е. Л. Особенности развития подрастающего поколения в современных условиях // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе : материалы VIII Международной научно-практической конференции. М. : Институт мировых цивилизаций, 2018. С. 261-263.
Буслаева Е. Л. Социально-психологическая проблема компьютерной зависимости подростков и молодежи в современном обществе // Социальное положение детей, подростков и молодежи в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. Уфа : Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, 2010. Ч. 1. С. 281-285.
Власова Н. В. Психологический аспект исследования интернет-зависимого поведения подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2014. № 1. С. 49-54.
Зарецкая И. И. Инновационный подход к управлению процессом социализации через новые функции воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 6. С. 6-12.
Гуляева Е. В., Соловьева Ю. А. Компьютерные игры в жизни дошкольников // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 5-12.
Прохоров А. О., Афанасьев П. Н. Риски социализации и психологической безопасности образовательной среды школы // Филология и культура. 2017. № 4 (50) С. 236-243.
Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. М. : Дрофа, 2006. 272 с.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 25-31.
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография. М. : Смысл, 2017. 375 с.
Романов И. В. Субъективная реальность как информационная модель сознания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2019 № 4 (833). С. 262-275.
Тендрякова М. В. Старые и новые лики игры: игровая специфика виртуального пространства // Культурно-историческая психология. 2008. Т. 4. № 2. С. 60-68.
Шпицер М., Гришин А. Г. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М. : Кладезь : АСТ, 2013. 288 с.
Эльконинова Л. И., Григорьев И. С. Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 16-24.
Юркина Л. В. К вопросу о развитии поведенческих норм в свете цивилиза-ционных принципов // Философское осмысление судеб цивилизации. Тезисы XIV Ежегодной научно-практической конференции. М. : Институт философии РАН, 2001. С. 91.
Hoffman В. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children // Procedia - Social and Behavioral Sciences 146. 2014. P. 15-21.
Lee L. Digital Media and Young Children's Learning: A Case Study of Using iPads in American Preschools // International Journal of Information and Education Technology, Vol. 5, No. 12. December 2015. P. 94.
Tisseron S. Les dangers de la télé pour les bébés. Bruxelles : Yapaka.be, 2013. 61 p.
REFERENCES
Abdurahmanov R. A. Psihologicheskaja kul'tura kak aktual'naja problema sovre-mennoj shkoly // Nauchnyj vestnik Volgogradskogo filiala RANHiGS. Serija : Politologija i sociologija. 2015. № 2. S. 35-39.
Buslaeva E. L. Osobennosti razvitija podrastajushhego pokolenija v sovre-mennyh uslovijah // Rossija i mir: razvitie civilizacij. Fenomen razvitija radikal'nyh politicheskih dvizhenij v Evrope : materialy VIII Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. M. : Institut mirovyh civilizacij, 2018. S. 261-263.
Buslaeva E. L. Social'no-psihologicheskaja problema komp'juternoj zavisimosti podrostkov i molodezhi v sovremennom obshhestve // Social'noe polozhenie detej, podrostkov i molodezhi v sovremennom obshhestve : materialy Vseros-sijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2 ch. Ufa : Institut social'no-jekonomicheskih issledovanij UNC RAN, 2010. Ch. 1. S. 281-285.
Vlasova N. V. Psihologicheskij aspekt issledovanija internet-zavisimogo poveden-ija podrostkov // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija sovremennoj psihologii. 2014. № 1. S. 49-54.
Zareckaja 1.1. Innovacionnyj podhod k upravleniju processom socializacii cherez novye funkcii vospitanija // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperi-ment. 2015. № 6. S. 6-12.
Guljaeva E. V., Solov'eva Ju. A. Komp'juternye igry v zhizni doshkol'nikov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2012. № 2. S. 5-12.
Prohorov A. O., Afanas'ev P. N. Riski socializacii i psihologicheskoj bezopas-nosti obrazovatel'noj sredy shkoly // Filologija i kul'tura. 2017. № 4 (50) S. 236-243.
Smirnova E. O. Doshkol'nik v sovremennom mire. M. : Drofa, 2006. 272 s.
Soldatova G. U., Rasskazova E. I. Psihologicheskie modeli cifrovoj kompetent-nosti rossijskih podrostkov i roditelej // Nacional'nyj psihologicheskij zhur-nal. 2014. № 2 (14). S. 25-31.
Soldatova G. U., Rasskazova E. I., Nestik T. A. Cifrovoe pokolenie Rossii: kompe-tentnost' i bezopasnost': monografija. M. : Smysl, 2017. 375 s.
Romanov I. V. Sub#ektivnaja real'nost' kak informacionnaja model' soznanija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2019 № 4 (833). S. 262-275.
Tendrjakova M. V. Starye i novye liki igry: igrovaja specifika virtual'nogo pros-transtva // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2008. T. 4. № 2. S. 60-68.
Shpicer M., Grishin A. G. Antimozg. Cifrovye tehnologii i mozg. M. : Kladez' : AST, 2013. 288 s.
Jel'koninova L. I., Grigor'ev I. S. Opyt i perspektivy issledovanija detskoj igry v ramkah kul'turno-istoricheskoj psihologii // Kul'turno-istoricheskaja psihologija. 2015. T. 11. № 3. S. 16-24.
Jurkina L. V. K voprosu o razvitii povedencheskih norm v svete civilizacionnyh principov // Filosofskoe osmyslenie sudeb civilizacii. Tezisy XIV Ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M. : Institut filosofii RAN, 2001. S. 91.
Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children // Procedia - Social and Behavioral Sciences 146. 2014. P. 15-21.
Lee L. Digital Media and Young Children's Learning: A Case Study of Using iPads in American Preschools // International Journal of Information and Education Technology, Vol. 5, No. 12. December 2015. P. 94.
Tisseron S. Les dangers de la télé pour les bébés. Bruxelles : Yapaka.be, 2013. 61 p.