Научная статья на тему 'Цифровизация образования в Китае как элемент трансформации общественного идеала «Датун» в национальный форсайт-проект'

Цифровизация образования в Китае как элемент трансформации общественного идеала «Датун» в национальный форсайт-проект Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
156
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / общественный идеал / высшее образование / реформа образования / цифровизация образования / China / social ideal / higher education / education reform / digitalization of education

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Захаров М.Ю., Шишкова А.В.

Предметом исследования являются основные тренды цифровой трансформации китайской образовательной системы как эффективного средства управления знаниями в обществе «Великого Единения» (общество «Датун» в конфуцианской концепции общественного идеала). Проанализированы особенности традиционного китайского образования, описаны основные направления современной реформы национального образования, выявлена специфика процесса цифровизации современного образовательного пространства Китая в контексте постпандемийной образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitization of education in China as an element of transforming the datong social ideal into a national foresight project

The main trends of digital transformation of the Chinese educational system as an effective means of knowledge management in the “Great Unification” society (society «Datong» in Confucian concept of social ideal) are the subject of the study. The features of traditional Chinese education are analyzed, the main directions of modern national education reform are described, and the specifics of the process of digitalization of modern Chinese educational space in the context of post-pandemic educational policy are revealed.

Текст научной работы на тему «Цифровизация образования в Китае как элемент трансформации общественного идеала «Датун» в национальный форсайт-проект»

Захаров М.Ю.

Доктор философских наук. Государственный университет управления.

Шишкова А.В.

Кандидат философских наук. Государственный университет управления.

Цифровизация образования в Китае как элемент трансформации общественного идеала «Датун» в национальный форсайт-проект*

Аннотация. Предметом исследования являются основные тренды цифровой трансформации китайской образовательной системы как эффективного средства управления знаниями в обществе «Великого Единения» (общество «Датун» в конфуцианской концепции общественного идеала). Проанализированы особенности традиционного китайского образования, описаны основные направления современной реформы национального образования, выявлена специфика процесса цифровизации современного образовательного пространства Китая в контексте постпандемийной образовательной политики.

Ключевые слова: Китай, общественный идеал, высшее образование, реформа образования, цифровизация образования.

Zakharov M.Yu.

Doctor of philosophical science. State University of Management.

Shishkova A.V.

Candidate of Philosophical Sciences. State University of Management.

Digitization of education in China as an element of transforming the datong social ideal into a national foresight project

Abstract. The main trends of digital transformation of the Chinese educational system as an effective means of knowledge management in the "Great Unification" society (society «Datong» in Confucian concept of social ideal) are the subject of the study. The features of traditional Chinese education are analyzed, the main directions of modern national education reform are described, and the specifics of the process of digitalization of modern Chinese educational space in the context of post-pandemic educational policy are revealed.

Key words: China, social ideal, higher education, education reform, digitalization of education.

* © Захаров М.Ю., Шишкова А.В., 2023.

Цифровизация образования в Китае как элемент трансформации общественного идеала «Датун» в национальный форсайт-проект

«Датун» — это итоговая стадия развития китайского общества, состояние достатка и процветания, при котором людям возвращается «Великое Дао» и Поднебесная, несмотря на расслоение, неравенство и отсутствие полной свободы, становится полноценной единой семьей. До сегодняшнего дня продолжаются споры о статусе концепции «Датун»: общественный ли это идеал, получивший свое последующее развитие в различных формах, или социальная утопия (иногда говорят об идентичности «Датун» и коммунистической утопии), или научно-фантастический продукт, своеобразная синтетическая конструкция, использующая элементы научной методологии и имеющая потенциал влияния на социально-исторический процесс [9]. Свое видение «единения» формулировали такие мыслители и общественные деятели, как Ван Тао (1828-1897), Хун Сюцюань (1813-1864), Кан Ювэй (1858-1927), Лян Цичао (1873-1929), Сунь Чжуншань (1866-1925), а на фоне ощущаемой угрозы потери национального единства, характерной для современной Китайской Народной Республики, стала развиваться неоконфуцианская интерпретация.

Китай с 1949 года ставил создание инноваций на первое место в своей государственной политике, а в 2015 году стартовала десятилетняя национальная программа «Сделано в Китае — 2025». Описанные в этой программе локальные отраслевые образы будущего отражают глобальный образ единого образованного общества, который родился из традиционного проекта общества «Датун» и сам превратился в национальный форсайт-проект.

В октябре 2017 года XIX съезд КПК объявил двухэтапный план на период 2020-2050 гг. За первые 15 лет планиру-

ется в основном осуществить социалистическую модернизацию и полностью построить общество среднего достатка, а к 100-летию образования КНР решить задачу создания богатого, цивилизованного, гармоничного социалистического государства, которое по праву может считаться державой образования. По планам китайского руководства, 2050 год станет знаковым в истории многовековой цивилизации, датой, ознаменовавшей окончание строительства общества «Датун», превращения КнР в мирового лидера и воплощения в жизнь великой китайской мечты, где качество жизни человека будет находиться в прямой зависимости от его знаний и образования в целом.

Таким образом, совершенствование системы образования является важнейшей составляющей проекта «Датун».

Традиционное китайское образование и начало реформ

Традиционное китайское образование является одним из важнейших средств управления когнитивной сферой, выполняет множество функций в обществе и имеет, по мнению самих китайцев, широчайшие возможности и необозримые границы. В первом приближении даже трудно определить не только единые цели образования, но и сам идеал образования, что в историческом плане породило их различную интерпретацию в зависимости от преподавателя, школы, географии и т.д. Еще Конфуций утверждал, что развитие человека и общества в полной мере зависит от образования, а точнее от определенного уровня, которого должно достигнуть образование. Это пограничный уровень, где происходит обучение и воспитание всесторонне развитых в нравственном отношении людей, независимо от их статуса, что ведет в итоге к формированию гармоничного обще-

ства. Здесь предполагается культивирование разумного начала, осмысление таких понятий как «справедливость», «долг», благопристойность», при полном игнорировании эмоциональной стороны.

В системе образования происходит два важнейших управленческих действия. Во-первых, концентрация знаний, доступных обществу, начиная с концентрации в руках одного человека или группы людей и заканчивая формированием социального института в целом как результата длительного процесса институционализации социально значимой когнитивной потребности общества. Как правило, знания концентрировались в руках ученого служилого сословия, и, в то время как должности получались по наследству, знания передавались по сословному кругу. Во-вторых, двухполюсная трансформация знаний, подразумевающая определенную систему отношений между учителем и учеником. Учитель находился на одном полюсе этих отношений, как тот, кто обладает определенными знаниями, навыками, умениями, опытом, а также наделен определенными профессиональными компетенциями. Именно учитель решал, когда человек может стать учеником и пройти определенный ритуал, иногда называемый «приклонить колено», «поклониться учителю», после чего между учителем и учеником выстраивались особые энергоинформационные отношения. С обыденной точки зрения любой учитель — это обыкновенный человек, способный определенным образом мыслить, имеющий соответствующие навыки и желание обучать. но в даосской традиции учитель является проводником благодатной силы Дэ, должен транслировать ученику Дао, но как можно делать, если Дао всего лишь слово, у него

нет данности или как говорят китайцы таковости, его невозможно определить и зафиксировать, и чем ближе мы пытаемся приблизиться к Дао, тем дальше мы от него удаляемся. Дело в том, что учитель является опредмеченным вещ-ностным выражением Дао, он и есть на практике воплощение самого Дао. именно учителю дается право материализовать собою Дао и чем более эффективней процесс обучения, тем выше степень материализации. Дао молчаливо и настоящий учитель должен уметь передавать это молчаливое знания, обучать не применяя слов, письма и жестов. В свою очередь ученик обязан находиться в поле благодати учителя и не может ожидать от него каких-то постоянных откровений, а должен просто прибывать рядом, совершать повседневные действия, копировать и жадно внимать. Вознаграждением за усердие может как раз и стать это столь желанное, уникальное по своей природе молчаливое знание. Последнее в свою очередь способствует формированию некого внутреннего информационно-энергетического образа обучающегося, как определенной копии, переданной учителем. Ученик — тот, кто приобретал знания и усваивал их для последующей деятельности, находился на другом полюсе. В китайской традиции любой обучающийся мог считать человека, который обучает, учителем, но при этом не являться его учеником. Путь в ученики требовал особого прилежания и был доступен не всем обучающимся, а выражение искренней любви к учителю считалось необходимым условием соблюдения ритуала

Таким образом процесс обучения был двусторонним, целенаправленным и особым образом организованным коммуникативный процессом, который в старом Китае реализовывался в двух

формах: 1) Через домашнее образование, в которое входило обучение правилам общественного поведения, алгоритму отправления ритуала, формам почтительности к различным категориям старших 2) Через государственное образование, в рамках которого обучали классической китайской учености и связанными с нею нормами и правилами поведения.

В целом, традиционное образование базировалось на следующих принципах:

1. Несмотря на то, что от природы все люди наделены разными задатками и способностями, это не мешает в обучении относится к ним, как людям с одинаковыми способностями (Мэн-цзы) [11] что по мысли Конфуция не разделяет, а наоборот «сближает людей» [10] и не мешает им получать образование. Поэтому в процессе обучения не следует обращать пристальное внимание на природные качества человека, способности познания нового.

2. Одним из акторов образовательного процесса является типизированный обучаемый. Это позволяет корректировать все природные особенности в ходе обучения, минимизировать все природные недостатки и максимизировать все позитивное. Абстрактный человек не требует индивидуального образования, которое, собственно, и отсутствовало в китайской истории вплоть до нового времени.

3. Акцент в образовании должен быть сделан на волевые усилия учащихся, их стремление к приобретению знаний, навыков общения, рассуждения и мышления.

4. Образование закладывает и стимулирует сложный процесс дифференциации общества, оно разделяет людей, так как приобретенные привычки отдаляют [10].

5. Главной социальной функцией учебных заведений является подготовка «даровитых государственных мужей» — кадров управленцев идеологов. Однако подготовка людей для государственной службы является прагматической задачей, в то время как высшая цель — достижение обучающимися статуса мудрецов.

В ранних китайских текста исследователи не находят термина «образование», но отмечают, что в период формирования в III-II тысячелетии до н.э. письменности в Китае появляются отдельные разрозненные виды обучения без формирования учебных заведений, которые с большой натяжкой можно назвать школами, ввиду выделения специальные места для обучения и воспитания. Как правило, там обучали письму, счету, ритуалам, музыке, стрельбе из лука и езде на колеснице. Затем эти «шесть искусств» дополнили поэзия, «Книга перемен» и различные конфуцианские каноны, а впоследствии китайским мыслителем Мо ди был поставлен вопрос о необходимости включения естественнонаучных знаний и в первую очередь геометрии, оптики, динамики в образовательный процесс. Постепенно обучающиеся стали дополнительно получать знания о материальном мире и практические навыки, требуемые для профессиональной деятельности. В эпоху династии Шан (1554-1046 гг. до н.э.) в старом Китае появляется первое, а возможно и в целом мире, высшее учебное заведение «Да Сюэ», что дало толчок к формированию национальной сети учебных заведений. В последней выделялись два основных типа образовательных заведений. Первый тип — столичные учебные заведения под управлением правительства, обучение в которых включало ступень начальной школы (семь лет обучения) и ступень

высшие школы (девять лет обучения). Второй тип учебных заведений — провинциальные учебные заведения под управлением местных органов власти.

Разрастающийся административный аппарат империи Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) требовал новых управленцев, богатые люди также нуждались в грамотных людях, способных вести текущие дела. Обязанность по их подготовке управленцев была возложена как на существовавшие классические школы общего обучения, так и на появившиеся частные школы. основу обучения на долгие годы составило конфуцианство и даже утверждена степень знатока Пятиканония («У цзин»). Период расцвета образовательной системы в истории старого Китая стали называть периодом развития «Ста школ и ста цветов», а их выпускников включали в ученое сословие «Ши», и даже разрешали создавать свои профессиональные школы обучения (императора Цинь Шихуанди требовал, чтобы учитель назначался из профессиональных чиновников, имеющих опыт государственной службы). сформированная система образования на долгие годы предопределила развитие образования в Китае. наряду с развитием сети образовательных учреждений формировалась и система управления образованием. общее административное руководство в стране взяло на себя ведомство церемоний, а руководство самим учебным процессом передали высшим учебным заведениям. Здесь следует заметить, что вплоть до XI-XII веков отсутствовали единые методические требования к обучению и каждый преподаватель имел возможность самостоятельно выбирать методику преподавания и содержание передаваемого материала. При всем этом была определенная специализация преподавателей, они были знатоками

конкретного конфуцианского канона, и лишь в последствии неоконфуцианец Чжу Си (1130-1200) привел в универсальную, удобную для преподавания систему канонические конфуцианские знания.

С годами система управления образованием совершенствовалась, конкретизировались ее административные, контрольные, экзаменационные и материальные функции, не без ее участия при высших учебных заведениях стали создаваться крупные библиотеки, пробиваться ростки демократизации и математизации образования, были поддержаны смелые реформаторские идеи Ван Аньши (1021-1086) о разделении учебного процесса внутри высших школ по ступеням в зависимости от того, как обучаемые усваивали учебный материал (переход на высшую ступень только по результатам экзаменов). В период XV — середины XVII века в Китае окончательно сформировалась национальная система высшего образования, основанная на территориальном делении. По разным источникам система объединила около 1700 учебных заведений, более 4 тысяч преподавателей, почти 10 тысяч студентов центральных высших учебных заведениях, 60-70 тысяч учащихся начальных школ в областях и уездах. Значительно повысился уровень преподавания в учебных заведениях, теперь они использовали централизованные учебные программы, состоящие из 30 разделов и включающие произведения философии, истории и литературы разных исторических эпох, усилилась практическая составляющая обучения. на лицо образец национальной системы образования, который с небольшими изменениями просуществовал до конца XIX века. Сложившаяся в последующие году социалистическая система образования с китайской спе-

цификой рассматривала образование как ключевой фактор экономического роста и ставила перед собой задачу дать ответ на требования НТР.

Цифровизация как главный тренд современного китайского образования

С момента основания Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году было разработано 13 пятилетних национальных планов. Первая серия из пяти планов (1953-1980 гг.) была посвящена индустриализации. синхронно с более широкими экономическими сдвигами тема шестого плана (1981-1985 гг.) сместилась в сторону маркетизации и глобализации. Высшее образование было сформулировано как средство повышения квалификации работников и извлечения большей ценности из других частей экономики. В 1978 году общий коэффициент охвата высшим образованием составлял менее двух процентов (856 322 студента). В 1985 году этот показатель вырос до 2,9%, в 2002 году — до 16%, а в 2018 году — до более 48% (28 310 300 студентов). Для стимулирования дальнейшего расширения после начала века были предприняты усилия на отраслевом уровне. В 1995 году был опубликован проект 211, в рамках которого 116 университетов были отнесены к высшему уровню. В мае 1998 года был выпущен проект 985, в рамках которого 39 университетов были отнесены к высшему уровню. В рамках этих реформ правительство Китая предоставило обширную финансовую и политическую поддержку для создания группы университетов мирового класса [5, с. 559].

В 90-е годы вышло несколько ключевых документов, среди которых «Программа реформы и развития образования в Китае» (1993) и «Закон об образовании» (1995), а в 1997 году был принят политический курс, согласно которому наука и образование должны

были привести страну к процветанию. В системе образования произошли существенные изменения, вследствие которых образование превратилось из чисто государственной в государственно-общественную систему.

В настоящий момент на территории Китая расположены более двух тысяч высших учебных заведений, а структура высшего образования состоит из трех традиционных ступеней — бакалавриат, магистратура и аспирантура

Современная китайская реформа национального образования предполагает развитие образовательной системы по трем направлениям: 1) увеличение объема изучения иностранных языков; 2) творческое развитие личности на основе национальных культурных качеств китайского народа; 3) широкое внедрение информационных технологий на всех ступенях образования.

Таким образом, цифровизация обозначена как ключевой тренд в трансформации системы образования, а конкретно электронное образование признано одним из существенных методов цифровизации.

В период 12-го пятилетнего плана Китая (2011-2015 гг.) было успешно завершено строительство Китайской национальной платформы государственных услуг для образовательных ресурсов (на средства, выделенные центральным финансированием в размере 210 миллионов юаней). В 13-м пятилетнем национальном плане (2016-2020 гг.) отразилась сильная заинтересованность Китая в диверсификации высшего образования и соответствующая отраслевая политика. Этот план намечал расширение международного сотрудничества, использование социальной ценности академических исследований и усиление регулирования финансовой, экологической и социальной систем [5, с. 560].

В 2018 году число онлайн-учащихся в Китае достигло 172 млн человек, из которых 142 млн учатся с помощью мобильных устройств, темпы роста составили 10,7% и 19,6% соответственно. В 2018 году общий объем инвестиций в EdTech в Китае достиг примерно 4 млрд евро, что почти вдвое больше, чем в 2017 году [3, с. 7].

Масштабная работа была проведена в отношении МооКов, которые в Китае используются не только для предоставления материалов с открытым доступом для заинтересованной публики, но и для предоставления качественных и разнообразных материалов для молодых университетов. Например, в 2013 году Университет Цинхуа создал крупнейшую в Китае платформу МооК, которая называется www.xuetangx.com. К концу 2018 года более 14 миллионов пользователей были зарегистрированы в одном из 1700 курсов, охватывающих 12 дисциплин. После десятилетий совершенствования онлайновых учебных ресурсов и практики преподавания, в последнее время инновации в области учебных программ стали обращаться к образовательной аналитике на основании сбора больших данных об обучении [5, с. 569].

В последние несколько лет Китай вкладывает значительные средства в преподавание и обучение с использованием ИИ; эта тенденция поддерживается технологическими гигантами, стар-тапами и компаниями, занимающими ведущие позиции в сфере образования. Десятки миллионов китайских студентов сейчас используют ИИ в той или иной форме для обучения, будь то через внеклассные программы репетиторства, такие как Squirrel AI, через платформы цифрового обучения, такие как 17ZuoYe, или даже в своих основных классах. существует три основных дви-

жущих силы китайского образовательного бума ИИ: 1) налоговые льготы и другие стимулы для ИИ-предприятий; 2) окупаемость инвестиций из-за жесткой академической конкуренции, порождающий платежеспособный спрос на обучающие технологии со стороны семей учеников (например, Squirrel AI, китайская компания онлайн-образова-ния, предлагает индивидуальное обучение с использованием алгоритма ИИ, который подбирает уроки и помогает студентам лучше сдать ежегодные стандартизированные тесты; более 80% ее студентов из года в год возвращаются к программе репетиторства); 3) наличие большого количества данных, которые позволяют исследователям совершенствовать и улучшать свои алгоритмы [4, с. 10].

Конечно, активное развитие новых технологий в Китае сталкивается и с рядом препятствий, среди которых неравномерность внедрения, отсутствие стандартов и совместимости решений, недостатки административного управления, технологические ограничения и нечеткое руководство. Кроме того, в случае с образованием существуют дополнительные структурные ограничения, связанные со все еще преобладающим унаследованным подходом к образованию; превалированием результатов вступительных экзаменов для студентов над всем остальным; нежеланием обучать навыкам критического мышления, необходимым для инноваций; отсутствием достаточного количества специалистов по ИИ и недостатком средств для их предоставления на местах. Правительство, зная об этих ограничениях, продвигает изменения в системе образования, которые вначале проводятся как локальные эксперименты, а позднее, в случае успеха, распространяются на всю страну [3].

серьезный толчок для усиления роли электронного обучения дала пандемия СОУШ-19, которая потребовала от образовательных организаций в кратчайшие сроки интенсифицировать онлайн-обучение. Начиная с весны 2020 года, вспышка СОУШ-19 заставила китайские университеты закрыть кампусы и начать онлайн-обучение. Этот «эксперимент», растянувшийся на несколько лет, позволили собрать и проанализировать огромное количество информации относительно возможностей онлайн-обучения. Результаты в целом демонстрируют, что за последние три десятилетия Китай в основном обеспечил техническую базу для этого крупномасштабного онлайн-образо-вания, однако существуют некоторые проблемы в самом процессе организации онлайн-обучения [8].

Так, в одном из исследований сравнивались два типа образовательных технологий — использование ЬЫ8 и использование систем социальных сетей. Во-первых, обнаружилось, что оба типа образовательных технологий оказывают значительное влияние на вовлеченность студентов, что серьезно сказывается на академических результатах. А, во-вторых, ЬЫ8 оказывает более значительное влияние на вовлеченность студентов, опережая системы социальных сетей в данном исследовании. Инструменты последних, к сожалению, больше отвлекают, чем вовлекают. ЬЫ8, напротив, рекомендовано использовать максимально широко. Помимо заданий по просмотру видео, контрольных работ и даже видеоконференций, ЬЫ8 также служит эффективной платформой для проведения групповых дискуссий и групповых заданий, поскольку студенты могут загружать видеозаписи своих проектов после занятий и получать рецензии от других участников [6]. В дру-

гом исследовании были представлены пять принципов онлайн обучения, дающих высокий эффект: (а) высокая связь между дизайном онлайн-системы и обучением студентов, (б) эффективное предоставление инструкций для он-лайн-обучения, (в) адекватная поддержка студентов со стороны преподавателей и ассистентов; (г) высокое качество обратной связи для улучшения процесса обучения, (д) план действий на случай непредвиденных обстоятельств, связанных с работой образовательных платформ [1]. Основными факторами, влияющими на удовлетворенность пользователей платформами онлайн обучения, являются качество системы, качество взаимодействия, качество обслуживания и доступность платформы. Доступность платформы оказывает наибольшее влияние на удовлетворенность пользователей, а повышение уровня взаимодействия может повысить энтузиазм и концентрацию учащихся в процессе обучения. В традиционном классе существуют различные формы учебного взаимодействия (перевернутый класс, случайные вопросы и групповые доклады), которые не всегда доступны на конкретной онлайн-платформе. Поэтому платформа должна активно развивать различные интерактивные форматы [2].

К сожалению, серьезной проблемой для всей китайской системы образования является региональное неравенство. Неравномерное региональное экономическое развитие Китая и децентрализация его системы образования привели к увеличению региональных различий в образовании. недавнее исследование, предложившее новый многомерный индекс регионального образовательного преимущества (IREA), показало, что образование на северо-востоке Китая лучше, чем в

юго-западной части страны, что не соответствует макроразделениям на восточные, средние и западные районы, принятым центральным правительством в качестве основы для реализации политики. Кроме того, образование детей-мигрантов и низкий уровень перевода в средние школы названы ключевыми проблемами, требующими внимания правительства. В 2015 году были приняты меры для унификации системы гарантий финансирования обязательного образования в городских и сельских районах. Центральное правительство уделяет больше внимания обеспечению равенства в сфере образования путем поддержки неблагополучных групп и регионов. Пропорции расходов на образование, распределяемые между центральным правительством и местными органами власти, в новой политике унифицированы, в то время как в предыдущих политиках центральное правительство в основном поддерживало образование в сельских районах, а местные органы власти в городских районах должны были брать на себя ответственность за финансирование своих собственных услуг обязательного образования. Кроме того, базовый стандарт государственных средств на одного ученика в год также был унифицирован. Политика последних десяти лет направлена не только на снижение региональных различий в образовании, но и на сокращение разрыва в образовании между городскими и сельскими районами, но, к сожалению, региональное неравенство в образовании по-прежнему существует, а его пространственная структура не претерпела значительных изменений [7]. Более того, студенты с недостатком ресурсов столкнулись с повышенными трудностями во время пандемии, а разрыв между более и менее обеспеченными

регионами, по мнению исследователей, мог увеличиться [3, с. 10].

Тем не менее, исследователи надеются, что цифровизация поможет компенсировать неравномерность государственных расходов, которые в городах первого уровня в несколько раз выше, чем в небольших городских центрах третьего и четвертого уровней Китая [12]. В технологическом плане пандемия ускорила темпы внедрения облачных технологий, как для поддержки деятельности в ближайшей перспективе, так и для повышения гибкости, чтобы противостоять будущим вызовам. В среднесрочной и долгосрочной перспективе, по мнению экспертов, путь вперед — это слияние офлайн и онлайн образования (данным ряда опросов, проведенных образовательной платформой Aixuexi, является предпочтительные для около 68% родителей [12]), создавая возможность для экосистемы EdTech Китая экспортировать эту модель по всему миру [3].

Все это расширяет охват населения образовательными услугами и тем самым способствует более справедливому доступу к образовательным ресурсам, что, как говорилось выше, является одним из ключевых принципов построения общества всеобщего единения.

References

[1] Bao W. COVID-19 and onlineteaching in higher education: A case study of Peking University. Hum Behav & Emerg Tech. 2020. № 2. Р. 113-115. doi: 10.1002/hbe2.191BA0115/

[2] Chen T., Peng L., Yin X., Rong J., Yang J., Cong G.

Analysis of User Satisfaction with Online Education Platforms in China during the COVID-19 Pandemic._Healthcare. 2020. № 8 (3). Р. 200. doi: 10.3390/healthcare8030200.

[3] European Commission. Joint Research Centre. Educational Technologies in China: Pre and Post Pandemic Lessons. LU: Publications Office. 2021.

[4] Gulati, Monish. «Online Learning in China during COVID-19: Some Lessons». SSRN Electronic Journal. 2020. doi: 10.2139/ssrn.3683656.

[5] Guo, Fei, Yan Luo, Lu Liu, Jinghuan Shi, и Hamish

Coates. «Analysing Mechanisms for Evaluating Higher Education Outcomes in China». Higher Education Policy. 2019. № 32 (4) P. 557-75. doi: 10.1057/s41307-019-00140-6.

[6] Teng Y., Wang X. The effect of two educational technology tools on student engagement in Chinese EFL courses. _Int J Educ Technol High Educ_ 18, 27 (2021). doi: 10.1186/s41239-021-00263-0

[7] Xiang L., Stillwell J., Burns L. _et al._ Measuring

and Assessing Regional Education Inequalities in China under Changing Policy Regimes. _Appl. Spatial Analysis_13, 2020. P. 91-112. doi: 10.1007/s12061-019-09293-8.

[8] Zhou, Longjun and Wu, Shanshan and Zhou, Ming and Li, Fangmei, 'School's Out, But Class' On', The Largest Online Education in the World Today: Taking China's Practical Exploration During The COVID-19 Epidemic Prevention and Control As an Example (March 15, 2020). Best Evid Chin Edu. 2020. № 4 (2). Р. 501-519. doi: 10.2139/ssrn.3555520.

[9] Zakharov M.Yu. Social ideal "Datong": social uto-

pia of old China, or modern foresight project. Bulletin of the University. 2022. № 1. Р. 164-168. doi: 10.26425/1816-4277-2022-1-164-168.

[10] Confucius. Judgments and conversations / Confucius; [per. from Chinese; intro. Art. and comm. L. S. Perelomova]. — M.: RIPOL classic, 2017. 360 p.

[11] Popov P.S. Chinese philosopher Mencius. Per. with whale. Ed. 3. 2016. 272 p.

[12] Toshchakov A. Digital transformation of China: key trends of one of the most advanced ecosystems in the world // Huawei. // URL: https:// www.huawei.ru/insights/tsifrovaya-tranfor-matsiya-kitaya-klyuchevye-trendy-odnoy-iz-samykh-peredovykh-ekosistem-v-mire/ (01.09.2022)

Список литературы

[1] Bao W. COVID-19 and onlineteaching in higher

education: A case study of Peking University. Hum Behav & Emerg Tech. 2020. № 2. Р. 113115. doi: 10.1002/hbe2.191BAO115/

[2] Chen T., Peng L., Yin X., Rong J., Yang J., Cong G. Analysis of User Satisfaction with Online Education Platforms in China during the COVID-19 Pandemic._Healthcare. 2020. № 8 (3). Р. 200. doi: 10.3390/healthcare8030200.

[3] European Commission. Joint Research Centre. Educational Technologies in China: Pre and Post Pandemic Lessons. LU: Publications Office. 2021.

[4] Gulati, Monish. «Online Learning in China during

COVID-19: Some Lessons». SSRN Electronic Journal. 2020. doi: 10.2139/ssrn.3683656.

[5] Guo, Fei, Yan Luo, Lu Liu, Jinghuan Shi, и Hamish

Coates. «Analysing Mechanisms for Evaluating

Higher Education Outcomes in China». Higher Education Policy. 2019. № 32 (4) P. 557-75. doi: 10.1057/s41307-019-00140-6.

[6] Teng Y., Wang X. The effect of two educational technology tools on student engagement in Chinese EFL courses. _Int J Educ Technol High Educ_ 18, 27 (2021). doi: 10.1186/s41239-021-00263-0

[7] Xiang L., Stillwell J., Burns L. _et al._ Measuring

and Assessing Regional Education Inequalities in China under Changing Policy Regimes. _ Appl. Spatial Analysis_13, 2020. P. 91-112. doi: 10.1007/s12061-019-09293-8.

[8] Zhou, Longjun and Wu, Shanshan and Zhou, Ming and Li, Fangmei, 'School's Out, But Class' On', The Largest Online Education in the World Today: Taking China's Practical Exploration During The COVID-19 Epidemic Prevention and Control As an Example (March 15, 2020). Best Evid Chin Edu. 2020. № 4 (2). Р. 501-519. doi: 10.2139/ssrn.3555520.

[9] Захаров М.Ю. Общественный идеал «Датун»: социальная утопия старого Китая, или современный форсайт-проект. Вестник университета. 2022. № 1. с. 164-168. doi: 10.26425/18164277-2022-1-164-168.

[10] Конфуций. Суждения и беседы / Конфуций ; [пер. с кит.; вступ. ст. и комм. Л. С. Переломова]. — М.: РИПОЛ классик, 2017. 360 с.

[11] Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. Пер. с кит. Изд. 3. 2016. 272 с.

[12] Тощаков А. Цифровая трансформация Китая: ключевые тренды одной из самых передовых экосистем в мире // Huawei. // URL: https://www.huawei.ru/insights/tsifrovaya-tranformatsiya-kitaya-klyuchevye-trendy-odnoy-iz-samykh-peredovykh-ekosistem-v-mire/ (Дата обращения: 01.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.