Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
профессиональная компетенция / цифровизация образования / цифровая грамотность / цифровые навыки / цифровые инструменты.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Рамзия Марсиловна

В статье раскрыты понятие профессиональной компетенции учителя в условиях цифровизации образования; перечисляют профессионально педагогические компетенции учителя; акцентируют внимание на цифровой грамотности, цифровых навыках учителя. Приводятся примеры наиболее популярных цифровых инструментов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ»

"1^'ог хогфу tajribalar анон1(1а Ьо'^ак о^киусЫ1а^а kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiya1ari: тиатто1аг уа уесЫт1аг" mavzusidagi гезриЬИка 11ш1у-ашаИу konferensiyasi

2024-уП20-fevra1

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ Сулейманова Рамзия Марсиловна

НИИ педагогических наук им. Т. Н. Кары Ниязи докторант https://doi.org/10.5281/zenodo.10677825 Аннотация. В статье раскрыты понятие профессиональной компетенции учителя в условиях цифровизации образования; перечисляют профессионально педагогические компетенции учителя; акцентируют внимание на цифровой грамотности, цифровых навыках учителя. Приводятся примеры наиболее популярных цифровых инструментов

Ключевые слова: профессиональная компетенция, цифровизация образования, цифровая грамотность, цифровые навыки, цифровые инструменты.

Развитие современного общества характерно быстрой сменой технологий и это оказывает влияние на формирование новой образовательной среды и, соответственно, новой системы образования, которые, в свою очередь, требуют постоянного обновления. Успешность применения непрерывного образования находится в зависимости от того, насколько все субъекты системы образования будут способны поддерживать между собой конкурентоспособность. Важнейшими качествами современной личности становятся инициативность, активность, способность находить нестандартные решения и творчески мыслить. Перспективным же направлением развития образования в условиях новой образовательной среды становится повышение профессионального мастерства, распространение передового педагогического опыта, создание инновационной образовательной среды. Образование сегодня ориентировано на активного и мобильного учителя, проявляющего инициативу, четко осознающего свои профессиональные цели, открытого для всего нового и оптимистично настроенного; учителя, который стремиться к развитию своей профессиональной компетентности в условиях новой образовательной среды и цифровизации образования [4].

Компетентность - наличие знаний, опыта и навыков, необходимых для эффективной деятельности. Это синтез профессионализма, творчества и искусства. Исходя из этого в условиях новой образовательной среды учитель становится исследователем, консультантом, воспитателем, руководителем проектов. Компетентный учитель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств. Компетентный учитель проявляет инициативу и самостоятельность; свободно ориентируется на рынке труда; понимает жизненные интересы учеников и проявляет уважение к их суждениям; чувствует проблемность изучаемых ситуаций, старается связывать учебный материал с повседневной жизнью и закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике; следует правилам и инструкциям.

Профессиональная компетентность учителя - совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентный учитель имеет высокий уровень педагогической деятельности, высокий уровень педагогического общения и стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся.

К профессионально-педагогическим компетенциям учителя в новой образовательной среде относятся: социально-психологическая, общепедагогическая,

"Ilg'or xorijiy tajribalar asosida bo'lajak o'qituvchilarda kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: muammolar va yechimlar" mavzusidagi respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

2024-yil 20-fevral

предметная, управленческая, рефлексивная, креативная, в сфере инновационной деятельности, информационно-коммуникационная.

Развитию профессиональной компетенции учителя способствуют определенные механизмы, которые подталкивают учителя к самосовершенствованию и расширению кругозора. К таким механизмам относятся: обучение на курсах повышения квалификации (оффлайн/онлайн); работа в методических объединениях, творческих группа, конференциях, мастер-классах, семинарах (оффлайн/онлайн); самообразование (оффлайн/онлайн); обобщение и распространение опыта (оффлайн/онлайн).

Говоря о новой образовательной среде, понимается цифровая среда, которая охватила всю систему образования. Цифровая трансформация образования является одним из условий развития современного образовательного пространства, так как важнейшей особенностью современного мира становится «цифровой ребенок».

Цифровизация, подталкивает учителя к освоению и применению на практике наиболее актуальных технологичных инструментов и методик осуществления образовательного процесса. Главная задача педагога - использования цифровых возможностей в образовательном процессе и незаметное интегрирование цифровых технологий в образование [3]. В профстандарт учителя в качестве одного из необходимых умений входит применение современных образовательных технологий, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы [2]. И именно с этого момента уже идет речь не просто об учителе, а об Учителе-PRO. PRO - это «топовая» комплектация с максимально возможным набором функций. Учитель-PRO - это профессиональный, «продвинутый», проактивный, прогрессивный, проинформированный учитель, который стремится идти в ногу с постоянно меняющимся сложным современным цифровым миром.

Наличие компетенций в области цифровых технологий является одним из ведущих профессиональных качеств Учителя-PRO. И это актуально, когда учитель с легкостью ориентируется в мире «цифры» и использует технологии в своей профессии. Именно цифровые технологии направленны на повышение мотивации к обучению, повышение уровня самостоятельности и активности, 240 развитие навыка рефлексии собственной деятельности. А важным условием успешности учителя становится цифровая грамотность.

Цифровая грамотность педагога определяется набором знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета, способностью педагога решать поставленные перед ним задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий: создание, использование, продвижение своего контента/блога/сайта; поиск, обмен, передача, копирование, сохранение информации, сетевое взаимодействие и сотрудничество.

Неотъемлемая часть цифровой грамотности - цифровые навыки. Именно цифровые навыки пригодятся учителю для создания собственной цифровой среды. Цифровые навыки - это модель поведения, основанная на знаниях и умениях в области использования цифровых приложений, устройств, сетей, с помощью которых осуществляется доступ к информации, управление данными и передача данных [1].

Учитель-PRO находится в постоянном поиске эффективных приемов обучения и эффектных способов подачи учебного материала, которые являются стимулом продуктивной деятельности учащихся. Приведенные ниже цифровые приложения и программы являются популярными в работе современного учителя и имеют огромный потенциал.

"Ilg'or xorijiy tajribalar asosida bo'lajak o'qituvchilarda kasbiy kompetensiyalarni rivojlantirishning pedagogik strategiyalari: muammolar va yechimlar" mavzusidagi respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi

2024-yil 20-fevral

Социальные мессенджеры Instagram, Telegram, Viber, WhatsApp позволяют организовать взаимодействие в группах, паблик аккаутнах, чатах. Общение в созданных группах оперативное, информативное, демонстративное. Данные сети позволяют пользователям создавать курсы, вести прямые эфиры, сохранять информацию для дальнейшего использования.

Quizlet https://quizlet.com/ru - это бесплатный сервис, который позволяет легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек с использованием визуальной, текстовой и звуковой информации. Данный инструмент удобен при введении нового лексического материала, закрепления или повторения, позволяет сделать урок более ярким, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Coogle https://coggle.it/, Mindomo Basic www.mindomo.com, Cacoo https://coba.tools/cacoo, Xmind www.xmind.net, Mind42 www.mind42.com, Mindmeister www.mindmeister.com, WiseMapping www.wisemapping.com, Mapul www.mapul.com - это программы для создания ментальных карт, карт памяти. Учителя создают ментальные карты по темам учебной программы, которые затем применяются в электронном виде или в качестве наглядного пособия в распечатанном виде. Удобство заключается в возможности распечатать данный материал и использовать в офлайн режиме.

Kahoot https://kahoot.com/ - игровая обучающая платформа, позволяющая создавать учебные игры, викторины, тесты, проводить анкетирование. Этот инструмент позволяет осуществлять быструю обратную связь. Учащиеся для этого должны иметь мобильные телефоны и доступ к сети Интернет. Также есть возможность распечатать и использовать в офлайн режиме.

Веб-сайт Padlet https://padlet.com/, позволяет общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок. Каждое место для общения называется «стена»/«доска». Padlet - интерактивная онлайн-доска, поддерживающая идею творческого общения. Удобно для организации работы в группах или парах.

В условиях цифровой трансформации образования Учитель-PRO становится ориентиром, который направляет учащихся на обучение в формате «digital».

REFERENCES

1. Сулейманова, Р. М. (2023, December). ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. In " USA" INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE TOPICAL ISSUES OF SCIENCE (Vol. 8, No. 1).

2. Сулейманова, Р. М. (2023). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. FINLAND" MODERN SCIENTIFIC RESEARCH: TOPICAL ISSUES, ACHIEVEMENTS AND INNOVATIONS", 14(1).

3. Абдуллаева, Б. С., & Сулейманова, Р. М. (2022). ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА. Journal of new century innovations, 10(1), 63-67.

4. Gatiyatulina, R. M., & Inoyatov, S. D. (2018). Using information technologies in education (Distance education in Uzbekistan). Eastern European Scientific Journal, (2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.