Научная статья на тему '«Цифровизация образования» и подготовка педагогических кадров в вузе'

«Цифровизация образования» и подготовка педагогических кадров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровизация образования / цифровые технологии / подготовка педагогических кадров / digitalization / education digitalization / digital technologies / teacher training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

Актуальность: в статье представлено авторское видение проблемы цифровизации образования в понятийном поле педагогической науки, а также вопроса подготовки педагогических кадров в вузе в условиях усиления значимости цифровых технологий. Цель исследования: теоретическое обоснование понятия «цифровизация образования» и определение связанных с цифровизацией изменений в системе подготовки педагогических кадров в вузе. Методы исследования: теоретический анализ, системный анализ, изучение опыта применения цифровых технологий, обобщение и систематизация результатов исследования. Результаты и ключевые выводы, обозначенные в статье, определяют возможность корректировки содержания практической подготовки будущих педагогов в условиях изменения средств организации образовательного процесса и переосмысления роли педагога, его функций в отношении поколения обучающихся, формирующихся в пространстве виртуального, сетевого мира. Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятия «цифровизация образования», а также проблемных аспектов подготовки специалистов в вузах в условиях применения цифровых технологий. Практическая значимость исследования заключается в определении методических аспектов применения цифровых технологий в подготовке будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милькевич Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Digitalization of education” and Training of Teaching Staff in Higher Educational Institutions

Relevance: the article presents the author’s vision of the problem of digitalization of education in the conceptual field of pedagogical science, as well as the issue of the training of teaching staff at the university in conditions of increasing importance of digital technologies. The purpose of the study: theoretical substantiation of the concept of “digitalization of education” and the definition of digitalization-related changes in the system of teacher training at the university. Research methods: theoretical analysis, system analysis, study of the experience of using digital technologies, generalization and systematization of research results. The results and key conclusions outlined in the article determine the possibility of adjusting the content of practical training of future teachers in the conditions of changing the means of organizing the educational process and rethinking the role of the teacher, his functions in relation to the generation of students forming in the space of the virtual, networked world. The theoretical significance of the study lies in the definition of the concept of “digitalization of education”, as well as problematic aspects of training specialists in universities in the context of the use of digital technologies. The practical significance of the study is to determine the methodological aspects of the use of digital technologies in the training of future teachers.

Текст научной работы на тему ««Цифровизация образования» и подготовка педагогических кадров в вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

И ИННОВАЦИИ

Оксана Анатольевна Милькевич,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академия управления МВД России, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8.

E-mail: miloka75@mail.ru

Oksana Anatolievna Milkevich,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: miloka75@mail.ru

Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 37

Scientific specialty:

5.8.7. Methodology and technology of vocational education

Дата поступления: 13.03.2023

Дата принятия статьи в печать: 16.06.2023

«Цифровизация образования» и подготовка педагогических кадров в вузе

"Digitalization of education"

and Training of Teaching Staff in Higher Educational Institutions

Аннотация

Актуальность: в статье представлено авторское видение проблемы цифровизации образования в понятийном поле педагогической науки, а также вопроса подготовки педагогических кадров в вузе в условиях усиления значимости цифровых технологий.

Цель исследования: теоретическое обоснование понятия «цифровизация образования» и определение связанных с цифровизацией изменений в системе подготовки педагогических кадров в вузе.

Методы исследования: теоретический анализ, системный анализ, изучение опыта применения цифровых технологий, обобщение и систематизация результатов исследования.

Результаты и ключевые выводы, обозначенные в статье, определяют возможность корректировки содержания практической подготовки будущих педагогов в условиях изменения

Abstract

Relevance: the article presents the author's vision of the problem of digitalization of education in the conceptual field of pedagogical science, as well as the issue of the training of teaching staff at the university in conditions of increasing importance of digital technologies.

The purpose of the study: theoretical substantiation of the concept of "digitalization of education" and the definition of digitalization-related changes in the system of teacher training at the university.

Research methods: theoretical analysis, system analysis, study of the experience of using digital technologies, generalization and systematization of research results.

The results and key conclusions outlined in the article determine the possibility of adjusting the content of practical training of future teachers in the conditions of changing the means of organizing the educational process and rethinking the role

26

средств организации образовательного процесса и переосмысления роли педагога, его функций в отношении поколения обучающихся, формирующихся в пространстве виртуального, сетевого мира. Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятия «цифровизация образования», а также проблемных аспектов подготовки специалистов в вузах в условиях применения цифровых технологий. Практическая значимость исследования заключается в определении методических аспектов применения цифровых технологий в подготовке будущих педагогов.

Ключевые слова: цифровизация; цифровизация образования; цифровые технологии; подготовка педагогических кадров.

of the teacher, his functions in relation to the generation of students forming in the space of the virtual, networked world. The theoretical significance of the study lies in the definition of the concept of "digitalization of education", as well as problematic aspects of training specialists in universities in the context of the use of digital technologies. The practical significance of the study is to determine the methodological aspects of the use of digital technologies in the training of future teachers.

Key words: digitalization; education digitalization; digital technologies; teacher training.

Постановка проблемы. Актуальность изучения изменений, происходящих на различных уровнях образования под влиянием технико-технологического прогресса (включая развитие и распространение цифровых технологий), обосновывается множеством научных исследований. Кроме того, она определяет необходимость комплексного и системного изучения сущности подобных изменений. Подтверждением актуальности внедрения цифровых технологий в различные сферы жизнедеятельности общества являются приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»1 и правительственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая действовала с 2017 по 2019 г.2

Педагогическое образование, характеризуясь гуманистической направленностью, требует комплексного подхода к реализации цифровых технологий в образовании, воспитании, организации культурно-досуговой деятельности обучающихся вузов, их самообразовании. Открытым остается вопрос обеспечения оптимального и целесообразного соотношения традиционных и цифровых технологий в формировании личности. Накопленный и обобщенный опыт позволяет сформулировать ряд проблем в методическом обеспечении применения цифровых технологий в образовательном процес-

1 Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации : приоритетный проект, утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 20.02.2023).

2 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р : утратил силу // Собр. законодательства. 2017. № 32. Ст. 5138.

се в высшей школе (при подготовке педагогических кадров).

Цель исследования: теоретическое обоснование понятия «цифровизация образования» и определение связанных с цифровизацией изменений в системе подготовки педагогических кадров в вузе.

Методы исследования: теоретический анализ, системный анализ, изучение опыта применения цифровых технологий, обобщение и систематизация результатов исследования.

Основные результаты. Анализ публикаций Л. В. Адониной, И. А. Ериной, Е. Н. Фаниной, Н. О. Бесшапошникова и других ученых позволяет сформулировать вывод о признании значимости широких образовательно-воспитательных возможностей цифровых технологий с позиции обеспечения качества образования [1; 3; 8]. При этом цифровизация рассматривается не только как тенденция развития образования, насыщение образовательного процесса новыми инструментами, позволяющими решать разнообразные задачи, но и как условие обеспечения непрерывности образования с позиции личности. С позиции подготовки педагогических кадров важным является признание цифрового неравенства участников образовательных отношений, изменение роли преподавателя и обучающегося, что требует детального изучения и учета при организации образовательной деятельности.

По мнению Т. В. Никулиной, цифровиза-ция сущностно изменяет образовательный процесс, приближая его к индивидуальным возможностям и потребностям обучающегося [13]. Подобная гибкость и мобильность образования, построенная на применении интернет-технологий, позволяет решать задачи государственной образовательной политики страны в отношении

всех категории населения: детского и взрослого населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в сфере общего, профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Авторы дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения В. И. Блинов, И. С. Сергеев, Е. Ю. Есенина, детально разрабатывая сущность и механизмы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, настаивают на их конвергенции с традиционными технологиями (социально-гуманитарные, образовательные, различные практики) [4]. Позиция авторов данной концепции актуальна относительно подготовки педагогических кадров как с позиции ценностей и целей, формируемых в процессе профессиональной подготовки, так и с позиции используемых технологий, форм, методов и средств.

Отметим, что к цифровым технологиям, уместным и актуальным в системе профессионального образования, можно отнести: смарт-технологии, облачные технологии, виртуальную и дополненную реальность, технологии дистанционного обучения, применение социальных сетей и мессенджеров в образовании, мобильные приложения образовательной направленности, разнообразные технологии визуализации (инфографика, скрайбинг, онлайн-ментальные карты и др.), онлайн (курсы/школы/занятия) и др. В. И. Колыхматов подчеркивает тенденцию геймификации образования и расширения применения образовательных компьютерных игр в решении различных задач образования и воспитания [9].

Представленные позиции отечественных исследователей отражают попытки системного анализа возможных изменений образовательного процесса в условиях распространяющихся цифровых технологий. При этом цифровые технологии и информационные технологии рассматриваются как взаимосвязанные, близкие по содержанию, хотя с позиции автора статьи цифровые и информационные технологии различны по своей направленности и сущности, однако этот аспект не является предметом рассмотрения в данной статье.

С позиции заявленной в статье проблематики недостаточно изученными являются вопросы сущности цифровизации образования и ее влияния на подготовку педагогических кадров в вузе.

В ранее опубликованных работах была предпринята попытка осмысления и систематизации накопленных научных представлений [2; 9; 13; 14] о сущности цифровизации образования, рассматриваемой как феномен и результат влияния технологических и экономических процессов, как организация образовательного процес-

са с применением цифровых технологий и совокупность цифровых инструментов, позволяющих решать спектр задач образования.

Обозначенные контексты рассмотрения понятия «цифровизация образования» могут служить основанием для утверждения актуальности и значимости цифровых технологий и возникающего на этой основе явления цифровизации. Однако следует отметить, что данное понятие не является устоявшимся в отечественной науке и отражает процесс внедрения цифровых инструментов в образование и воспитание, поэтому он не может быть рассмотрен как самостоятельное направление развития педагогической науки. Широкие воспитательно-образовательные возможности цифровых технологий позволяют рассматривать цифровизацию образования как область методики преподавания. С этой точки зрения термином «цифровизация образования» уместнее характеризовать тенденцию развития образовательной практики, отражающую поиск путей оптимального сочетания уже сложившихся практик подготовки педагогических кадров с новыми, цифровыми технологиями.

Обозначив место понятию «цифровизация образования» в категориальном поле педагогической науки, подчеркнем, что данное понятие и тенденция активно влияют на образование, освещаемое во множестве контекстов как ценность, система, процесс. Смыслообразующим в любом из обозначенных контекстов являются личность обучающегося и ценность образования как такового. Ключевые изменения в образовании под влиянием цифровизации проанализированы в ранее опубликованных работах [10; 11; 12]. Исходя из поставленной цели исследования отметим, что изменения затрагивают ценности образования, личность обучающегося, личность педагога, систему отношений между участниками образовательных отношений. В связи с этим важным является рассмотрение вопроса о том, каким образом необходимо организовать подготовку педагогических кадров на этапе профессионального образования в вузе.

Анализ опыта подготовки педагогических кадров в вузе нашел отражение в публикациях Р. К. Аралбаевой, Г. И. Грибковой, А. Х. Гусевой, Э. И. Медведь, К. С. Сабановой, А. Ж. Сапарга-лиевой, В. П. Сергеевой, В. З. Течиевой и других [2; 6; 15; 16], что позволяет охарактеризовать следующие значимые положения.

Во-первых, в системе высшего педагогического образования активно применяются технологии, способствующие созданию видеоконтента учебного, воспитательного содержания, подготовленного преподавателями или обучающимися вузов совместно или самостоятельно. Контент может быть применен в организации конкурсных мероприятий (подготовка видео-

27

28

визитки, запись фрагмента урока, проведение онлайн-вебинара или мастер-класса), культур-но-досуговой деятельности и т. д.

Проведение различных видов практики (учебной, педагогической, производственной) может включать в себя выполнение заданий, связанных с записью фрагментов проводимых студентами занятий, воспитательных мероприятий, родительских собраний, с целью последующего анализа, обсуждения недостатков и достоинств. С целью само- и взаимообучения в рамках проведения практических занятий по дисциплинам профессиональной направленности может применяться представленный в сети Интернет видеоконтент, предварительно отобранный преподавателем. Итоговый отчет по практике с элементами визуализации может быть подготовлен с учетом возможностей цифровых технологий.

Применение облачных технологий обеспечивает возможность быстрого доступа большому количеству одновременных пользователей к определенному контенту, что снижает затраты времени и увеличивает корректность работы с информацией.

Возможность быстрой связи преподавателя с обучающимися обеспечивается различными средствами, в том числе социальными сетями, мессенджерами, программами для организации дистанционного взаимодействия.

Обозначенные технологии, активно применяемые в системе подготовки педагогических кадров, являются значимыми, но не решают всего спектра воспитательно-образовательных задач. Испытываемые студентами — будущими педагогами — трудности построения отношений с отдельными категориями обучающихся, родителями учащихся, коллегами требуют дополнительных усилий со стороны преподавателей вуза. Максимальное погружение студента в ситуацию посредством игрового моделирования, анализа видеозаписи ситуаций, наряду с применением технологий дополненной или виртуальной реальности, позволило бы более эффективно решать задачи подготовки будущих специалистов. К сожалению, данная практика не получила распространения.

Во-вторых, активное распространение цифровых технологий в высшей школе, в том числе в педагогических вузах, требует пересмотра методики преподавания, содержания профессиональной переподготовки преподавателей вузов, стимулирования самообразования преподавателей в контексте использования обозначенных технологий. Это обеспечит возможность преодоления цифрового неравенства и информационно-коммуникационного разрыва между преподавателями и обучающимися. Решение проблемы цифровой неграмотности открывает возможности совместного проектирования

разнообразных форм занятий, воспитательных мероприятий, участия в конкурсах различного уровня. Осознание созависимости уровня готовности преподавателей педагогических вузов к реализации различных технологий обучения и воспитания (включая цифровые), а также выпускников педагогических вузов к трансляции подобного опыта в собственной педагогической деятельности усиливает значимость расширения соответствующих компетенций и опыта преподавателей.

Обобщая результаты изучения опыта применения цифровых технологий в вузах и научных публикаций В. В. Буряка, В. И. Шостки, Т. В. Никулиной, Е. Д. Платоновой и других [5; 13; 14], можно сформулировать проблемы применения цифровых технологий в системе подготовки педагогических кадров.

Ценностно-смысловые проблемы отражают необходимость осмысления значимости цифровых технологий и их применения с позиции формирования личности, ее гуманистической направленности, ценностного отношения к ней. Применение цифровых технологий может усилить формализованный подход к организации образовательного процесса. Кроме того, необходима системная работа по улучшению качества образования, реализуемого в различных моделях (очной, дистанционной, смешанной и др.), что поспособствует повышению ценности образования. Единое ценностно-смысловое пространство, основанное на понимании ценности личности и образования, определяет успешность подготовки будущего педагога к реализации задач профессиональной деятельности в процессе взаимодействия с обучающимися, их семьями, с коллегами, объектами нематериального мира (смыслы, ценности, традиции, социально-культурные нормы и др.) [12].

Теоретико-методологические проблемы отражают противоречивое отношение к цифрови-зации образования представителей педагогической науки и образовательной практики, что не позволяет сформировать четкое понимание сущности цифровизации образования, ее содержания. Требует изучения вопрос органичности и целесообразности применения цифровых технологий в решении задач образования в отношении современного поколения детей, растущих в условиях влияния различных сред и интенсивной погруженности в цифровое пространство.

Методические проблемы показывают несоответствие уровня методической готовности преподавателей вузов к применению цифровых инструментов в образовательной, воспитательной, культурно-просветительской деятельности. Значимым является построение системы методического сопровождения применения цифровых технологий как на уровне системы (раз-

работка методических рекомендаций по применению цифровых технологий в профессиональном образовании, определение нормативов включения цифровых инструментов в содержание различных видов занятий, их согласование с требованиями санитарно-гигиенических нормативов, методическими особенностями определенных видов занятий в высшей школе и др.), так и на уровне вузов различной направленности (технические, педагогические, медицинские и др.), направлений подготовки и дисциплин. Интенсивное обновление цифровых технологий требует регулярности и системности в организации методического сопровождения и обеспечении охвата преподавателей вузов.

Предложенное авторами дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения [7] изменение роли педагога в условиях применения цифровых технологий от транслятора знаний к совокупности ролей посредника между реальным и виртуальным миром, организатора и мотиватора учения требует поиска вариантов подготовки будущих педагогов к их реализации. Это еще раз подчеркивает значимость сочетания цифровых и иных технологий обучения, определяющих формирование умений и качеств личности будущего педагога, востребованных и значимых для современной школы.

Базовыми в деятельности преподавателя высшей школы с позиции методического сопровождения цифровизации образования и подготовки педагогических кадров являются следующие аспекты:

— определение целесообразности и необходимости включения цифровых технологий в образовательный процесс в ходе изучения тем и модулей, предусмотренных рабочей программой дисциплины;

— поиск и предварительная оценка уже разработанного цифрового контента, его самостоятельная подготовка преподавателем или обучающимися, определение характера деятельности обучающихся при изучении данного контента (пассивный/активный, поисковый/созерцательный, индивидуальный/групповой и т. д.);

Список литературы:

1.

Адонина Л. В. Менеджмент цифровизации системы образования РФ // Гуманитарно-педагогическое образование. 2021. Т. 7. № 1. Аралбаева Р. К, Сапаргалиева А. Ж. Современные проблемы подготовки педагога-психолога как специалиста помогающих профессий // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения : материалы международных научно-практических конфе-

— определение цели применения цифровых технологий на конкретном занятии (создание образа чего-либо, мотивация к изучению, закрепление изученного, расширение представлений об изучаемом, демонстрация межпредметных связей, связей изучаемого феномена с другими процессами, системами и др.);

— определение этапа занятия, где будут использованы цифровые технологии, продолжительности их применения, содержания этапов подготовительной работы и работы по осмыслению изученного с применением цифровых технологий;

— определение способов поощрения и оценивания деятельности обучающихся при различных моделях включения цифровых технологий в образовательный процесс (при работе с готовым цифровым контентом и цифровыми технологиями, при самостоятельной подготовке определенного контента и др.);

— включение элементов, мотивирующих обучающихся к самообразованию, профессиональному росту и самосовершенствованию.

Выводы. Представленное авторское видение понятия «цифровизация» позволяет расширить представления в понятийном поле педагогической науки и образовательной практике. Вышеуказанные проблемы применения цифровых технологий в подготовке педагогических кадров (ценностно-смысловые, теоретико-методологические, методические) отражают противоречия и несоответствие реальной ситуации в системе по отношению к прогнозируемому состоянию. Взаимосвязь и взаимозависимость обозначенных групп проблем требует комплексного и системного решения задачи применения цифровых технологий в подготовке педагогических кадров. Гуманистический характер педагогического образования требует корректного соотношения разнообразных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания. Сформулированные выводы: выступают основанием построения прогноза подготовки педагогических кадров, проектирования форм взаимодействия с участниками образовательных отношений, методического сопровождения реализации разнообразных форм учебной и воспитательной деятельности в вузе.

References:

1. Adonina L. ^Developing the concept for managing digitalization of the education system in Russia // Humanitarian and pedagogical education. 2021. T. 7. № 1.

2. Aralbaeva R. K, Sapargalieva A. Zh. Sovre-mennye problemy podgotovki pedagoga-psihologa kak specialista pomogayushchih professij // Psihologo-social'naya rabota v sovremennom obshchestve: problemy i resh-

29

30

ренций / под общ. ред. Ю. П. Платонова. Санкт-Петербург, 2016.

3. Бесшапошников Н. О., Леонов А. Г., Прилип-ко А. А. Цифровизация образования — новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. 2018. № 2 (30).

4. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва : Перо, 2019.

5. Буряк В. В., Шостка В. И. Цифровизация образования: disniptive technologies в образовании // Гуманитарные научные исследования.

2019. № 9 (97).

6. Гусева А. Х. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в контексте цифровизации образования // Вестник современных исследований. 2019. № 2.16 (29).

7. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко [и др] ; под науч. ред. В. И. Блинова. Москва : Перо, 2019.

8. Ерина И. А, Фанина Е. Н. Цифровизация системы образования // Гуманитарно-педагогическое образование. 2021. Т. 7. № 1.

9. Колыхматов В. И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования // Человек и образование. 2018. № 4 (57).

10. Милькевич О. А.. О возможных последствиях реализации дидактической концепции цифрового профессионального образования // Педагогика. 2021. Т. 85. № 7.

11. Милькевич О. А. Пандемия, самоизоляция и изменения в системе подготовки педагогических кадров // Народное образование.

2020. № 3 (1480).

12. Милькевич О. А. Ценностно-смысловой контекст взаимодействия участников образовательных отношений // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2020. № 4.

13. Никулина Т. В. Цифровизация образования: реальность и возможности // Новые технологии оценки качества образования : сборник материалов XIV Форума экспертов в сфере профессионального образования / под общ. ред. Г. Н. Мотовой. Москва, 2018.

14. Платонова Е. Д. Цифровизация как инструмент инновационного развития сферы образования в XXI веке // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования : материалы международной конференции / под общ. ред.: М. М. Му-сарского, Е. А. Омельчеко, А. А. Щевцовой. Москва, 2018.

eniya : materialy mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferencij / pod obshch. red. YU. P. Platonova. Sankt-Peterburg, 2016.

3. Besshaposhnikov N. O, Leonov A. G., Prilip-ko A. A. Digitalization of education — new opportunities for controlling educational tracks // Proceedings in Cybernetics. 2018. № 2 (30).

4. Blinov V. I., Sergeev I. S, Esenina E. Yu. Os-novnye idei didakticheskoj koncepcii cifro-vogo professional'nogo obrazovaniya i obu-cheniya. Moskva : Pero, 2019.

5. Buryak V. V., Shostka V. I. Cifrovizaciya obrazovaniya: disniptive technologies v obrazova-nii // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2019. № 9 (97).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Guseva A. H. Povyshenie kvalifikacii profes-sorsko-prepodavatel'skogo sostava v kontek-ste cifrovizacii obrazovaniya // Vestnik sovre-mennyh issledovanij. 2019. № 2.16 (29).

7. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo professional'nogo obrazovaniya i obucheni-ya / P. N. Bilenko [i dr] ; pod nauch. red. V. I. Blinova. Moskva : Pero, 2019.

8. Erina I. A., Fanina E. N. Digitalization of the education system // Humanitarian and pedagogical education. 2021. T. 7. № 1.

9. Kolyhmatov V. I. Development of the system of continuous pedagogical education in conditions of digitalization of education // Man and Education. 2018. № 4 (57).

10. Mil'kevich O. A. On the possible consequences of the implementation of the didactic concept of digital vocational education // Pedagogy. 2021. T. 85. № 7.

11. Mil'kevich O. A. Pandemic, Self-isolation And Changes In The System Of Teacher Training // National Education. 2020. № 3 (1480).

12. Mil'kevich O. A. Value-semantic context of interaction between participants in educational relations // Bulletin of the State University of Humanities and Technology. 2020. № 4.

13. Nikulina T. V. Cifrovizaciya obrazovaniya: real'nost' i vozmozhnosti // Novye tekhnologii ocenki kachestva obrazovaniya : sbornik materialov XIV Foruma ekspertov v sfere professional'nogo obrazo-vaniya / pod obshch. red. G. N. Motovoj. Moskva, 2018.

14. Platonova E. D. Cifrovizaciya kak instrument innovacionnogo razvitiya sfery obrazovaniya v XXI veke // Sovremennoe obra-zovanie: vektory razvitiya. Cifrovizaciya ekonomiki i obshchestva: vyzovy dlya siste-my obrazovaniya : materialy mezhdunarodnoj konferencii / pod obshch. red.: M. M. Musar-skogo, E. A. Omel'cheko, A. A. Shchevcovoj. Moskva, 2018.

15. Сергеева В. П., Медведь Э. И., Трибкова Т. И. Сетевое взаимодействие в образовании как функция повышения качества подготовки обучающихся // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1.

16. Течиева В. З, Сабанова К. С. Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к сопровождению образовательного процесса современной школы // Современные технологии в образовании. 2015. № IV.

15. Sergeeva V. P., Medved' E. I., Gribkova G. I. Networking in education as a function of improving the quality of training of students // Modern hightech technologies. 2016. № 7—1.

16. Techieva V. Z., Sabanova K. S. Problema podgotovki budushchih pedagogov-psihologov k soprovozhdeniyu obrazovatel'nogo processa sovremennoj shkoly // Sovremennye tekh-nologii v obrazovanii. 2015. № IV.

Для цитирования:

For citation:

Милькевич Оксана Анатольевна. «Цифровиза-ция образования» и подготовка педагогических кадров в вузе // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 1 (1). С. 24-30.

Milkevich Oksana Anatolievna. "Digitalization of education" and Training of Teaching Staff in Higher Educational Institutions // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 1 (1). P. 24-30.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.