ЦИФРОВИЗАЦИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД
ПАНДЕМИИ
DIGITALIZATION OF NOTARY ACTIVITIES IS A KEY ISSUE DURING
THE PANDEMIC
УДК 34
Лынов Артем Альбертович, студент 3 курса, юридический факультет ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т.Трубилина», РФ, г. Краснодар. E-mail: artem-lynov@yandex.ru
Lynov Artem Albertovich, 3nd year student of the Faculty of Law Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Russia, Krasnodar city
АННОТАЦИЯ
Повышенная социальная значимость в обеспечении россиян профессиональной правовой помощью в совершении юридически важных действий сегодня сохраняет свою актуальность. Нотариус, действуя от имени государства в сфере исполнения публично-правовой функции, обеспечивает граждан России необходимой юридической помощью и осуществляет действия нотариального характера ради защиты прав, свобод и законных интересов не только граждан Российской Федерации, но и ее юридических лиц. Поэтому даже во время пандемии 2020 года нотариальные организации продолжают свою работу на защиту россиян. В данной статье анализируется цифровой формат нотариальной деятельности во время пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
Рассмотрены проблемы и перспективы дальнейшего развития «электронного нотариата».
ABSTRACT
The increased social significance in providing professional legal assistance to Russians in performing legally important actions remains relevant today. A notary, acting on behalf of the state in the sphere of performing a public legal function, provides Russian citizens with the necessary legal assistance and performs notarial actions in order to protect the rights, freedoms and legitimate interests of not only
citizens of the Russian Federation, but also its legal entities. Therefore, even during the 2020 pandemic, notary organizations continue their work to protect Russians. This article analyzes the digital format of notary activity during the COVID-19 coronavirus pandemic. The problems and prospects of further development of "electronic notary" are considered.
Ключевые слова: пандемия, коронавирус, нотариус, Россия, юридические услуги, цифровизация, электронный нотариат.
Keywords: pandemic, coronavirus, notary, Russia, legal services, digitalization, electronic notary.
Нынешняя тенденция на введение электронных сервисов, работу в новых форматах, обслуживание граждан и бизнеса онлайн возникла у нотариусов несколько лет назад. Возникновение пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, только подтвердило необходимость работы в онлайн режиме. Следовательно, освоение «цифры» профессионалами своего дела произошло своевременно. Вызов нынешней коронавирусной инфекции и установленные в связи с ней ограничительные меры застали врасплох практически всех, но только не нотариусов. В то время, когда большая часть россиян вынуждена находиться дома на самоизоляции, горячая линия ФНП (Федеральная нотариальная палата) и дежурные нотариальные конторы готовы прийти на помощь к нуждающимся как физическим, так и юридическим лицам и оказать им квалифицированную юридическую помощь, которая в настоящее время в большинстве своем перешла в электронный формат.
Раньше переход в «цифру» многим давался тяжело, но сейчас удаленная работа с ростом современных бизнес-запросов оказалась вынужденной обыденностью. Работа нотариусов сегодня стала очень популярной и востребованной, так как по всему миру действуют ограничительные меры, препятствующие реализации правовых норм. Поэтому, благодаря беспрепятственной работе нотариусов, у россиян появилась возможность реализовывать свои юридически значимые действия.
Проблема: на данный момент при сокращении гражданского оборота, у физических и юридических лиц, которые продолжают свою работу, накопились вопросы, не требующие отлагательств, которые может решить только нотариус. При этом нотариат должен продемонстрировать россиянам стабильность и законность гражданского оборота в любых непредвиденных ситуациях и условиях. Следовательно, с начала введения на территории
России ограничительных мер, ФНП смогла принять решение на тему создания института под названием дежурная нотариальная контора.
Решение возникшей проблемы: стоит отметить, что сейчас нотариусы официально поименованы в соответствующих нормативных актах субъектов Российской Федерации как лица, которые продолжают осуществлять свою деятельность. Данное решение поддержало Министерство юстиции РФ, посчитав введение такого «дежурного» института крайне важным для России.
Для осуществления более эффективной помощи физическим и юридическим лицам в области совершения юридически значимых действий в период действия на территории РФ ограничительных мер, ФНП приняла решение - открыть телефон горячей линии для осуществления дистанционной правовой помощи нуждающимся - 8-800-250-01-33. При этом она продолжит свое действие до момента отмены введенных ограничительных мер и периода восстановления полноценной работы нотариальных контор на территории РФ.
Разновидность действий нотариуса во время объявленной пандемии: к наиболее распространенным действиям нотариальных контор во время объявленного режима самоизоляции для россиян, можно отнести:
1. возможность быстрой передачи документов при помощи удостоверения их тождественности при переводе из бумажного формата в электронный и наоборот, с сохранением их юридической силы. Это не только экономит время, но и сокращает вынужденные с реализацией документооборота перемещения в период самоизоляции. Более того, в каких-то населенных пунктах такой формат работы является единственным способом передачи документа, например, от физического или юридического лица к государственным органам;
2. востребованность передачи необходимого пакета документов через нотариуса. На данный момент большой процент государственных компаний и ведомств ограничили прием граждан, но при этом необходимость направления документов в их адрес осталась неизменной. Обязанность предоставления нужной справки или заявления в определенный срок никто не отменял, поэтому помощь нотариуса в данном вопросе является крайне важной. Не стоит также забывать о том, что при реализации вынужденных сделок с недвижимостью услуги нотариальных контор являются неотъемлемой частью проведения успешных правовых операций. Это связано с тем, что в период пандемии самостоятельно подавать документы в Росреестр через МФЦ (многофункциональный центр) ни физические, ни юридические лица не могут.
Влияние пандемии на работу нотариата: к основным плюсам введенного режима самоизоляции можно отнести ускорение и интенсифицирование запланированного перехода к «цифровым нотариальным действиям». Стоит отметить, что техника не способна заменить полноценно работу нотариуса, поскольку его базовую функцию — проверку наличия воли изъявителей и разъяснение им последствий нотариальных действий — не может обеспечить ни одна программа. Но, несмотря на это, даже после отмены режима повышенной готовности, «цифра» останется значимым элементом правоотношений. Следовательно, цифровизация важна не только в кризисных ситуациях.
Многие специалисты понимают, что во время окончания пандемии коронавируса, мир станет жить совершенно по-другому. У людей изменятся реалии, в которых важное место станут занимать цифровые отношения между участниками гражданского оборота. На данный момент становится очевидным то, что после окончания пандемии и снятия ограничительных мер, многие правовые действия продолжат свою работу в онлайн режиме. При этом важными и наиболее актуальными останутся вопросы, связанные с законностью гражданского оборота.
По прогнозам правоведов, юристов и политологов, в конце нынешнего года вступит в силу большое количество норм Федерального закона от 27.12.19 №480-ФЗ «О внесении изменений в основы законодательства России о нотариате и отдельные законодательные акты РФ», которые сообщество экспертов когда-то нарекало законом о цифровом нотариате. [1]
Стоит отметить, что данным законом предусмотрены такие важные для законодательства РФ инструменты, как:
- машиночитаемая маркировка каждого нотариального документа (размещение QR-кода на соответствующем нотариальном документе для того, чтобы любое заинтересованное лицо в удобный момент времени могло, обратившись к единой информационной системе, убедиться в подлинности этого документа);
- расширение спектра нотариальных действий, которые могут быть полностью совершены в электронной виде, без личного присутствия заинтересованного лица у нотариуса;
- установление личности гражданина, его доверенного лица или представителя юридического лица посредством Единой биометрической системы (актуально при отсутствии документа, удостоверяющего личность
гражданина, или при возникновении сомнений в личности гражданина, предъявившего такой документ);
- удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате (перевод электронного документа из одного формата в другой будет осуществляться Единой информационной системой). Стоит отметить, что равнозначный документ должен быть изготовлен нотариусом при помощи изменения формата представленного физическим или юридическим лицом электронного документа и иметь аналогичную юридическую силу;
- получение сведений об открытии наследственного дела через сеть Интернет. [1]
Специалисты отмечают, что одним из основных нововведений можно считать возможность дистанционного проведения юридических операций -сделок с привлечением к данной процедуре двух и более нотариусов. Технология удаленного заключения сделок с привлечением нескольких нотариусов состоит в том, что каждый из приглашенных нотариусов (из разных городов и областей) готовит обязательные процедуры: проводит юридическую экспертизу, устанавливает осознанность и добровольность действий участвовавших в сделке лиц, разъясняет правовые особенности проводимой процедуры и ее последствия, составляет макет договора в электронном виде. После чего обе стороны заключаемой сделки в присутствии нотариуса подписывают договора, как в электронном, так и в печатном виде. Стоит отметить, что бумажный вариант будет храниться в нотариальной конторе. Далее нотариусы с обеих сторон подпишут экземпляры договора электронными подписями. При необходимости отправят документы на государственную регистрацию. Важно понимать, что документ, который был удостоверен двумя и более нотариусами, считается заключенным в письменной форме в виде одного документа, который был подписан обеими сторонами. Таким образом, все проводимые сделки с привлечением двух и более нотариусов будут занесены в специальный реестр ЕИС (Единая информационная система) нотариата. Если такая сделка будет по вине или ошибке нотариусов признана недействительной, то оба нотариуса будут нести за это солидарную ответственность. [1]
Стоит отметить, что еще одним направлением развития нотариата может стать законопроект в рамках программы «Цифровая экономика», который предполагает увеличение возможности участия в судебных процессах при помощи современных технологий - веб-конференций.
Нотариус может оказывать содействие в судебном процессе, например, в случае, когда потребуется взять у свидетеля подписку о достоверности доказательств. На сегодняшний день этот законопроект проходит согласование в заинтересованных ведомствах.
Говоря о будущем нотариата, стоит отметить, что в цифровом обороте необходимо участие фигуры правового посредника - то есть человека, юриста, обладающего необходимыми цифровыми познаниями. Такое лицо должно быть наделено определенными публично-правовыми функциями. Его задачей должно стать придание легитимности действиям, совершаемым в цифровом обороте, и обеспечение защиты прав граждан. И таким человеком вполне мог бы стать нотариус.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня сложно найти другое профессиональное сообщество, столь активно внедряющее цифровые технологии. Однако, видение места и роли нотариусов в будущей цифровой экономике гораздо шире, чем просто пользователь или правовой посредник. Несмотря на сложившуюся ситуацию, нотариусы могут и должны стать высококвалифицированными операторами системы распределенных реестров, ключевыми лицами цифровой экономики будущего.
Список литературы:
1. 1.Федеральный закон от 27.12.19 №480-ФЗ «О внесении изменений в основы законодательства России о нотариате и отдельные законодательные акты РФ»
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
3. "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)
4. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020)
5. Приказ Минюста России от 16.04.2014 N 78 (ред. от 05.07.2019) "Об утверждении Правил нотариального делопроизводства"
6. Цифровое Правительство 2020. Перспективы для России. Всемирный Банк, Институт развития информационного общества, 2016 г.
List of references:
1. Federal law No. 480-FZ of 27.12.19 "on amendments to the fundamentals of Russian legislation on notaries and certain legislative acts of the Russian Federation"
2. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 (ed. from 19.07.2018) "on national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024".
3. "Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030" (developed by the Ministry of economic development of Russia)
4. "Fundamentals of Russian Federation legislation on notaries" (app. Russian armed forces 11.02.1993 N 4462-1) (edition from 27.12.2019) (Rev. and add., Intro. effective from 11.05.2020)
5. Order of the Ministry ofjustice of Russia from 16.04.2014 N 78 (ed. from 05.07.2019) "On approval Of the rules of notarial clerical work"
6. Digital Government 2020. prospect for Russia. World Bank, Institute for the development of the information society, 2016