Научная статья на тему 'Цифровизация международных связей российских регионов (на примере Республики Татарстан)'

Цифровизация международных связей российских регионов (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные связи регионов / парадипломатия / цифровизация / цифровая трансформация международных отношений / international relations of regions / paradiplomacy / digitalization / digital transformation of international relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Насыров Ильдар Рустамбекович

Включаясь в сложные процессы мировой политики, субнациональные акторы сталкиваются с множеством вызовов, включая нарастающее влияние глобальной цифровизации на международные отношения. Совокупность вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в практику парадипломатии и поиском адекватного ответа региональных органов власти на цифровую трансформацию международных отношений, составляет предмет настоящего исследования. Изучение кейса Республики Татарстан, системно использующей цифровые технологии в сфере международных связей, способствовало определению приоритетных направлений цифровизации парадипломатии. В исследовании использовались нормативно-правовые акты и документы государственного происхождения федерального и регионального уровня, материалы международных организаций. К приоритетным направлениям цифровизации парадипломатии были отнесены вопросы разработки и реализации управленческих решений на основе взаимодействия удаленных партнеров, а также информационное сопровождение международного сотрудничества. В работе рассмотрены основные виды используемых цифровых технологий, статус участников коммуникативного поля парадипломатии и форматы информационного взаимодействия. Обосновывается важность интеграции межведомственного электронного документооборота с информационными системами поддержки управленческих решений. Рассмотрены вопросы создания специализированных информационных сервисов для участников внешнеэкономической деятельности и культурно-гуманитарных связей. Опыт Республики Татарстан свидетельствует о необходимости нормативно-правового регулирования регионального уровня для обеспечения эффективного использования информационных технологий органами власти. К числу актуальных направлений цифровизации отнесены развитие форм обратной связи с участниками внешних связей и создание систем компьютерной обработки массивов данных для обоснования принимаемых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of international relations of Russian regions (the case of the Republic of Tatarstan)

Being involved in complex processes of global politics, subnational actors face a lot of challenges, including the growing impact of global digitalization of international relations. The subject of this study are issues of practical use of information technologies in paradiplomacy and adequate response by regional authorities to digital transformation of international relations. Studying the case of the Republic of Tatarstan which systematically applies digital technologies in the field of international relations contributed to identifying priority areas for digitalization of paradiplomacy. The study used regulations and state origin documents of federal and regional levels, and materials produced by international organizations. Basic trends of digitalization of paradiplomacy include issues of development and implementation of management decisions based on the interaction of remote partners together with information support for international cooperation. The work considers the variety of implementation of digital technologies, identifies status of communication members in paradiplomacy, and different forms of communication. The importance of integrating electronic document management with information systems to support decision making is substantiated. The issues of creating special purpose information services for participants in foreign economic activity, cultural and humanitarian relations are considered. The experience of the Republic of Tatarstan testifies the need of legal regulation at the regional level to provide efficient use of information technologies by government authorities. Actual areas of digitalization include development of feedback forms with participants in external relations and creating computer systems of processing data sets to substantiate decision-making.

Текст научной работы на тему «Цифровизация международных связей российских регионов (на примере Республики Татарстан)»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 343-351 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 343-351

https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-343-351, EDN: UZUGJV

Научная статья

Цифровизация международных связей

российских регионов ЙОТ lillfe

(на примере Республики Татарстан)

И. Р. Насыров

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18

Насыров Ильдар Рустамбекович, доктор политических наук, профессор кафедры регионоведения и цифровой гуманитаристики, Ildar.Nasyrov@tatar.ru, https://orcid.org/0000-0001-7117-3636

Аннотация. Включаясь в сложные процессы мировой политики, субнациональные акторы сталкиваются с множеством вызовов, включая нарастающее влияние глобальной цифровизации на международные отношения. Совокупность вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в практику парадипломатии и поиском адекватного ответа региональных органов власти на цифровую трансформацию международных отношений, составляет предмет настоящего исследования. Изучение кейса Республики Татарстан, системно использующей цифровые технологии в сфере международных связей, способствовало определению приоритетных направлений цифровизации парадипломатии. В исследовании использовались нормативно-правовые акты и документы государственного происхождения федерального и регионального уровня, материалы международных организаций. К приоритетным направлениям цифровизации парадипломатии были отнесены вопросы разработки и реализации управленческих решений на основе взаимодействия удаленных партнеров, а также информационное сопровождение международного сотрудничества. В работе рассмотрены основные виды используемых цифровых технологий, статус участников коммуникативного поля парадипломатии и форматы информационного взаимодействия. Обосновывается важность интеграции межведомственного электронного документооборота с информационными системами поддержки управленческих решений. Рассмотрены вопросы создания специализированных информационных сервисов для участников внешнеэкономической деятельности и культурно-гуманитарных связей. Опыт Республики Татарстан свидетельствует о необходимости нормативно-правового регулирования регионального уровня для обеспечения эффективного использования информационных технологий органами власти. К числу актуальных направлений цифровизации отнесены развитие форм обратной связи с участниками внешних связей и создание систем компьютерной обработки массивов данных для обоснования принимаемых решений. Ключевые слова: международные связи регионов, парадипломатия, цифровизация, цифровая трансформация международных отношений

Для цитирования: Насыров И. Р. Цифровизация международных связей российских регионов (на примере Республики Татарстан) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 343-351. https://doi. org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-343-351, EDN: UZUGJV

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Digitalization of international relations of Russian regions (the case of the Republic of Tatarstan) I. R. Nasyrov

Kazan (Volga region) Federal University, 18 Kremlyovskaya St., Kazan 420008, Russia Ildar R. Nasyrov, Ildar.Nasyrov@tatar.ru, https://orcid.org/0000-0001-7117-3636

Abstract. Being involved in complex processes of global politics, subnational actors face a lot of challenges, including the growing impact of global digitalization of international relations. The subject of this study are issues of practical use of information technologies in paradiplomacy and adequate response by regional authorities to digital transformation of international relations. Studying the case of the Republic of Tatarstan which systematically applies digital technologies in the field of international relations contributed to identifying priority areas for digitalization of paradiplomacy. The study used regulations and state origin documents of federal and regional levels, and materials produced by international organizations. Basic trends of digitalization of paradiplomacy include issues of development and implementation of management decisions based on the interaction of remote partners together with information support for international cooperation. The work considers the variety of implementation of digital technologies, identifies status of communication members in paradiplomacy, and different forms of communication. The importance of integrating electronic document management with information systems to support decision making is substantiated. The issues of creating special purpose information services for participants in foreign economic activity, cultural and humanitarian relations

are considered. The experience of the Republic of Tatarstan testifies the need of legal regulation at the regional level to provide efficient use of information technologies by government authorities. Actual areas of digitalization include development of feedback forms with participants in external relations and creating computer systems of processing data sets to substantiate decision-making. Keywords: international relations of regions, paradiplomacy, digitalization, digital transformation of international relations

For citation: Nasyrov I. R. Digitalization of international relations of Russian regions (the case of the Republic of Tatarstan). Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 343-351 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-3-343-351, EDN: UZUGJV

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации начали развиваться в процессе становления новой российской государственности. К 2020-м гг. многие субъекты Федерации успешно интегрировались в систему мировых хозяйственных связей, стали активными участниками международного культурно-гуманитарного сотрудничества [1]. Для трансграничных связей регионов субнационального уровня был введен термин «пара-дипломатия», который широко используется в настоящее время [2, с. 84].

В условиях кардинальной перестройки всей системы международных отношений [3] динамично изменяются форматы и направления парадипломатии российских регионов. В число новых вызовов мировой политической системы вошли проблемы неопределенности и углубления неравенства, связанные с фрагментацией мирового информационного пространства. Для снижения этой категории рисков по линии Организации Объединенных Наций предлагается внедрять глобальное управление цифровыми технологиями и данными [4, п. 69].

Процессы цифровой трансформации международных отношений [5, с. 177-178; 6, р. 471] проецируются и на их субнациональных участников. Для региональных правительств повышается значение эффективного использования современных информационно-коммуникационных технологий [7, с. 2022], ставших в свое время одним из драйверов развития парадипло-матии [8, с. 87-88].

Перечень актуальных проблем международной деятельности субнациональных акторов, традиционно включавших вопросы их полномочий и статуса, эволюции взаимоотношений с федеральным центром, координации и поддержки международного сотрудничества регионов, дополняется необходимостью исследования феномена цифровой трансформации парадипломатии.

Совокупность вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в практику парадипломатии и поиском адекватного ответа региональных органов власти на цифро-

вую трансформацию международных отношений, составляет предмет настоящего исследования.

Республика Татарстан входит в число наиболее экономически развитых субъектов Федерации, успешно интегрируется в международные кооперационные связи [9]. Неотъемлемым элементом плодотворного развития различных форм международного сотрудничества Республики Татарстан стало использование информационно-коммуникационных технологий. Изучение кейса Республики Татарстан способствует определению приоритетных направлений цифровизации парадипломатии российских регионов. Анализ подходов, использованных органами власти республики, позволил выделить наиболее успешные практики внедрения информационных технологий в сферу международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации.

В настоящем исследовании использовались нормативно-правовые акты и документы государственного происхождения федерального и регионального уровня, материалы международных организаций, а также Департамента внешних связей Главы (Раиса) Республики Татарстан в части разработки подходов к организации информационно-аналитического обеспечения международной деятельности регионального уровня.

Поддержка управленческой деятельности и взаимодействия с партнерами

Разработка, принятие и реализация управленческих решений относится к приоритетным сферам использования информационно-коммуникационных технологий в процессе международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Проработка управленческих решений в парадипломатии основана на взаимодействии с удаленными партнерами при реализации внешнеэкономических и культурно-гуманитарных проектов, организации визитов официальных и деловых делегаций, подготовке и проведении международных мероприятий.

При разработке и реализации управленческих решений в парадипломатии востребован широкий спектр технологий:

- инструменты, обеспечивающие сбор информации и асинхронную связь (веб-сайты, электронная почта, межведомственный электронный документооборот, обмен сообщениями в мессенджерах и др.), синхронные коммуникации (совещания и форумы в режиме видео-или аудиоконференцсвязи, чаты в мессендже-рах, совместное использование иных коммуникационных программ);

- организация облачных хранилищ данных (информационные компоненты электронного документооборота, ресурсы удаленного доступа);

- публичное обсуждение/краудсорсинг в ходе разработки общественно значимых решений;

- обеспечение обратной связи и мониторинга для оценки эффективности принятых решений и хода их реализации, своевременной коррекции осуществляемых программ и проектов;

- работа с массивами статистических и иных данных для обоснования принимаемых решений.

Российские регионы получили возможность развития международного сотрудничества в процессе становления современной российской государственности. Это совпало с началом широкого распространения цифровых коммуникационных сервисов. Высокая востребованность инновационных технологий взаимодействия для субнациональных участников внешних связей была обусловлена двумя факторами. Во-первых, к ним относится территориальная разобщенность партнеров. Во-вторых, формирование информационно-коммуникационного потенциала субнациональных акторов происходило в ходе фрагментации государственно ориентированных международных отношений. Цифровые технологии обеспечили субнациональным участникам внешних связей доступ к глобальным информационным ресурсам по проблематике международных и внешнеэкономических связей, практически безлимитную коммуникацию, предоставили инструменты эффективного сетевого взаимодействия.

Особенности применения цифровых технологий в парадипломатии рассмотрим на кейсе Республики Татарстан. Республика Татарстан включилась в процессы международной интеграции с начала 1990-х гг. [9, с. 8]. В течение нескольких лет сформировались принципы вза-

имодействия со структурами власти, обеспечивающими координацию и поддержку международного сотрудничества субнационального уровня, его зарубежными и российскими участниками. При этом основные подходы к развитию парадипломатии субъектов Российской Федерации, сложившиеся в этот период, остаются неизменными. Международные и внешнеэкономические связи российских регионов развиваются в русле единой внешней политики государства при их общей координации со стороны МИД России.

В Татарстане введены регламенты согласования с администрацией Главы (Раиса) РТ вопросов осуществления контактов с официальными лицами иностранных государств и проведения международных мероприятий [10], подготовки к подписанию соглашений в сфере международного сотрудничества [11].

Состав участников информационно-коммуникативного поля, сложившегося в процессе развития внешних связей субнационального уровня, можно классифицировать по следующим категориям:

- федеральные органы власти;

- органы власти и организации регионального уровня, участвующие в поддержке и координации парадипломатии;

- федеральные структуры, обеспечивающие поддержку внешних связей регионов (Рос-сотрудничество, АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), Агентство стратегических инициатив, финансовые и иные структуры);

- посольства и консульские учреждения зарубежных стран;

- загранучреждения МИД России, российские торгпредства за рубежом, российские центры науки и культуры («русские дома») Россо-трудничества, зарубежная сеть РЭЦ;

- представительства российских регионов за рубежом;

- органы власти зарубежных стран и регионов в их составе;

- российские и зарубежные участники проектов международного сотрудничества различного статуса;

- российские соотечественники за рубежом и объединяющие их организации.

Электронная почта и взаимодействие на базе корпоративных компьютерных сетей стали первыми инструментами цифровой коммуникации региональных участников международного сотрудничества.

Важным этапом цифровой перестройки управленческих процессов стало внедрение

электронного документооборота органов власти. В базовую архитектуру внутреннего контура электронного правительства Татарстана в связке с межведомственным электронным документооборотом (МЭДО) была изначально включена информационно-аналитическая система, содержавшая комплекс баз данных по направлениям деятельности органов исполнительной власти [12, с. 8]. Этот подход существенно повысил эффективность работы органов власти, поскольку сформировалась база данных и база знаний для обеспечения управленческой деятельности, включая ресурсы по тематике международного сотрудничества.

Подключение к МЭДО представительств Республики Татарстан за рубежом, региональных структур поддержки внешнеэкономической и международной деятельности, ведущих товаропроизводителей способствовало организации оперативного межведомственного взаимодействия. Электронный документооборот также обеспечил возможности для сетевого взаимодействия удаленных команд, например, в ходе реализации «дорожных карт» сотрудничества или протоколов поручений по итогам переговоров группами ответственных исполнителей по направлениям работы.

В то же время ряд категорий участников коммуникационного взаимодействия в сфере внешних связей субъектов Федерации не интегрирован в общую систему электронного документооборота. Среди них - международные организации, органы власти иностранных государств, а также преобладающая часть российских и зарубежных участников экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Соответственно, сохраняется востребованность разнообразных форматов коммуникаций.

Например, «для обеспечения постоянного оперативного контроля деятельности представительств Республики Татарстан за рубежом и в субъектах Российской Федерации с 2012 г. введена практика еженедельных совещаний с ними в режиме видеоконференцсвязи» [13, с. 145]. В настоящее время на площадке Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан проводятся еженедельные совещания в гибридном формате с участием руководителей представительств за пределами Республики, органов власти и ведомств по профилю обсуждаемых направлений сотрудничества (поддержка экспорта, привлечение инвестиций, работа с соотечественниками, сотрудничество в сфере культуры, образования и др.). Широкое внедрение аналогичного формата в практику

взаимодействия Исполкома Всемирного конгресса татар с татарскими общественными организациями за рубежом было осуществлено на фоне ограничений, связанных с пандемией СОУГО-19.

Основные сервисы обратной связи с органами власти на базе официального портала Республики Татарстан представлены сайтом государственных услуг (uslugi.tatarstan.ru), сервисами «Народный контроль» и общественного обсуждения проектов законов Республики Татарстан (open.tatarstan.ru/expertise), которые ориентированы преимущественно на внутренние проблемы регионального развития. Это свидетельствует о необходимости развития цифровых сервисов, предоставляющих более широкие возможности двусторонней коммуникации органов власти с участниками международного и межрегионального сотрудничества. Определенные возможности по данному направлению предоставляют официальные сайты органов и аккаунты в соцсетях.

Основные объемы статистики по внешнеэкономическому сотрудничеству, иные оцифрованные показатели реализации совместных проектов и развития отдельных направлений внешних связей, включая культурно-гуманитарную сферу, обрабатываются на уровне профильных органов власти и организаций, курирующих данную работу. В частности, первичная обработка внешнеторговой статистики осуществляется таможенными органами, показатели инвестиционной деятельности в Татарстане оценивает Агентство инвестиционного развития Республики. По гуманитарной линии, например, в работе с соотечественниками возникает необходимость оценки численности татарских диаспор за рубежом, круга их интересов, уровня вовлеченности в коммуникативное взаимодействие. Это направление курирует Исполком Всемирного конгресса татар во взаимодействии с академическим и экспертным сообществом.

Информационное сопровождение международного сотрудничества субъектов Федерации

Информационные технологии широко используются при продвижении информации о регионе, сопровождении приоритетных направлений международного сотрудничества [8, с. 92-94; 14, с. 157-158].

В контексте настоящего исследования формирование позитивного имиджа региона в

мире, его узнаваемости и деловой репутации будем интерпретировать как важный элемент поддержки внешних связей субнационального уровня. Заметим, что продвижение имиджа территории также трактуется как «мягкий инструмент» парадипломатии [15, р. 6].

Информационное сопровождение внешних связей субъектов Российской Федерации средствами цифровых технологий развивалось параллельно с аналогичными процессами в публичной дипломатии. Соответственно, цифро-визация данной сферы прошла два основных технологических этапа - web 1.0 и web 2.0 (по терминологии Н. Кулла [16, р. 2-3]). Переход к полноценному взаимодействию с интернет-пользователями в формате кибердипломатии 2.0 связывают с массовой цифровизацией и взрывным ростом пользовательского интернет-контента к середине 2010-х гг. В этот же период происходит серьезная трансформация подходов региональных органов власти к формированию официальных ресурсов в сети Интернет. Проиллюстрируем это кейсом Республики Татарстан.

Первый официальный сайт Республики Татарстан (https://1997-2011.tatarstan.ru/) был создан для решения задач продвижения информации о регионе в сети Интернет, формирования позитивного образа Татарстана, содействия установлению деловых связей [17]. Сайт, имевший полномасштабную англоязычную версию, в основном поддерживался Департаментом внешних связей Главы (Раиса) Республики Татарстан. Вскоре и другие региональные органы власти, используя собственные ресурсы, начинают создавать официальные сайты по профилю своей деятельности. Сложившееся разнообразие официальных сайтов органов власти, отличающихся дизайном и информационной структурой, не способствовало их эффективному использованию, развитию и поддержке.

С 2005 г. в рамках проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан» начал формироваться внешний контур этой комплексной системы, который в формате единого официального портала Республики Татарстан (tatarstan.ru) объединил официальные сайты региональных органов власти и подведомственных им организаций, субпорталы и электронные сервисы взаимодействия органов власти с населением и бизнесом. Преимуществом этого подхода стали унификация информационной структуры, инструментов поддержки сайтов и публикации веб-контента. Тиражирование стандартных решений существенно упростило внедрение современных технологий.

Одновременно для интернет-пользователей облегчались задачи поиска информации на совокупности официальных информационных ресурсов. В регламентирующих документах было сразу заложено требование поддержки сайтов в составе официального портала Татарстана не только на государственных для Республики русском и татарском языках, но и на английском языке [18].

Для стимулирования деятельности региональных органов власти по интеграции в глобальное информационное пространство было организовано проведение ежегодных конкурсов сайтов в составе официального портала Республики Татарстан. В настоящее время востребованность создаваемых ресурсов оценивается на основе статистики их посещаемости. Таким образом, на уровне региона не только предоставлялись универсальные и единообразные технологические и иные ресурсы для продвижения информации органов власти в сети Интернет, но и был организован мониторинг и контроль осуществляемой работы.

Учитывая, что официальный портал Татарстана объединяет множество официальных сайтов органов власти и подведомственных организаций, возникают сложности с обеспечением эффективного анализа публикуемой информации. К актуальным задачам развития интегрированного регионального официального портала можно отнести совершенствование механизмов поиска по информационному массиву, интегрирующему сотни сайтов. Представляется целесообразным предоставление пользователям инструментария расширенного поиска с использованием ключевых слов, тематических рубрик и других полей.

Работа по поддержке аккаунтов органов исполнительной власти Республики Татарстан в социальных сетях была начата задолго до принятия федерального закона, обязавшего государственные органы и муниципальные власти поддерживать официальные аккаунты в соцсетях [19]. В настоящее время для удобства интернет-пользователей ссылки на госпаблики в соцсетях размещаются на главных страницах официальных сайтов органов власти.

Для продвижения приоритетных направлений внешних связей в Татарстане создаются специализированные сайты. Например, это инвестиционный портал (invest.tatar.ru) и портал о промышленном потенциале РТ (madeintatarstan. ги), созданный для продвижения продукции

предприятий республики на внешних рынках. Особо следует отметить инвестиционный портал Республики Татарстан, имеющий современный, регулярно обновляемый дизайн, обширную и содержательную информационную структуру, предлагающий различные формы обратной связи для инвесторов, удобные справочники, в том числе по мерам поддержки бизнеса. В настоящее время создание инвестиционных порталов российскими субъектами Федерации осуществляется на основе регионального инвестиционного стандарта Минэкономразвития России [20].

Среди интернет-ресурсов, направленных на поддержку международного гуманитарного сотрудничества, необходимо выделить сайт Всемирного конгресса татар - международного союза, объединяющего татарские общественные организации в России и за рубежом (tatar-congress.org). Это полноценный портал, который предоставляет широкий спектр справочной и новостной информации на татарском, русском и английском языках по вопросам работы с соотечественниками, ссылки на соцсети и формы обратной связи, интегрирован с электронными татароязычными СМИ. Содержательная новостная лента структурирована по тематическим рубрикам и направлениям работы татарских организаций. Сайт Всемирного конгресса татар, отсчитывающий свою историю с 1998 г. [21, с. 38], имеет ключевое значение для информационного сопровождения работы с татарами, проживающими за пределами Республики.

В связи с тем, что в Интернете появилось разнообразие информационных ресурсов как на татарском, так и на русском языках, связанных с татарами и Татарстаном, это информационное пространство получило общее название Татнет. В 2014 г. был зарегистрирован домен первого уровня .tatar, который стал еще одним инструментом продвижения информационных ресурсов, ассоциируемых с Республикой Татарстан, развития идентичности татарского сообщества в мире (domain.tatar).

Электронные площадки домена .tatar используются, в частности, для взаимодействия с гражданами при реализации отдельных программ территориального развития, например программы комплексного благоустройства дворовых территорий Главы (Раиса) Татарстана (dvor.tatar) или программы развития общественных пространств (park.tatar). Представляется целесообразным распространить этот

опыт взаимодействия органов власти с гражданами на работу с соотечественниками, например, в процессе реализации программы добровольного переселения в Республику Татарстан соотечественников [22].

В Республике Татарстан накоплен успешный опыт использования разнообразия информационных поводов для продвижения информации о регионе. В республике проводится большое количество значимых мероприятий различной направленности, многие из которых сопровождаются целенаправленными информационными кампаниями в сети, что способствует формированию позитивного имиджа региона и его узнаваемости в мире. Среди них - летняя Универсиада 2013 г., чемпионат мира по водным видам спорта 2015 г., чемпионат мира 2019 г. по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, работа Группы стратегического видения «Россия - Исламский мир», возглавляемая Главой (Раисом) Республики Татарстан Р. Н. Миннихановым, мероприятия, приуроченные к празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией в 2022 г. и многие другие.

Проиллюстрируем масштабность подобных информационных кампаний на примере программы празднования 100-летия образования Татарской АССР, проводившегося в 2020 г. на фоне пандемии COVID-19. Среди крупных интернет-проектов, реализованных при поддержке республики, - создание содержательного сайта к празднованию данного события (100tatarstan.100tatarstan.ru). Кроме того, в год 100-летия образования Татарской АССР была запущена цифровая платформа «100% Татарстан», которая позиционируется сейчас как цифровой банк коллективных знаний региона (100tatarstan.com). На этой площадке ежегодно проводятся масштабные онлайн-мероприятия, объединяющие граждан, представителей бизнеса, органов власти и экспертного сообщества, общественных деятелей.

Также с осени 2020 г. в гибридном формате начал ежегодно проводиться форум Kazan Digital Week (Казанская цифровая неделя), объединяющий разработчиков и пользователей цифровых технологий по направлениям государственного управления и территориального развития (kazandigitalweek.com). В 2023 г. в ходе Казанской цифровой недели было проведено 66 секций, более 40 круглых столов и мастер-классов, в которых было зарегистрировано более 23,5 тыс. участников.

Вопросы правового регулирования цифровизации парадипломатии

Базовые принципы осуществления внешних связей российских регионов определены федеральным законодательством [23]. Задачи развития цифрового государственного управления, формирования правового поля для реализации проектов цифровизации централизованно решаются в ходе выполнения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [24].

Развивая международное сотрудничество в пределах своих компетенций, субъекты Федерации осуществляют соответствующее нормативное правовое регулирование. Как было отмечено выше, в Республике Татарстан детально регламентируются вопросы создания и функционирования региональных информационных систем, используемых для координации и поддержки внешних связей. Для этого широко используются нормативные правовые акты главы и правительства субъекта РФ.

В Татарстане также принят закон [25], закрепивший принцип централизованного создания общей унифицированной информационно-технологической инфраструктуры органов государственной власти на базе типовых решений. Значимость внешних связей для республики подчеркнута включением в число приоритетных направлений политики информатизации вопросов повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики и наращивания объемов иностранных инвестиций. Отдельным пунктом оговорены вопросы информационной безопасности. Для обеспечения скоординированной реализации поставленных задач создан республиканский совет по информатизации во главе с премьер-министром Татарстана.

К числу приоритетных направлений государственной политики региона в сфере информатизации отнесено обеспечение оценки эффективности использования цифровых технологий, экономического и социального эффекта их внедрения в деятельность органов власти. Для этого используется набор показателей результативности программы «Цифровой Татарстан», которые, в частности, оценивают степень интеграции в международное информационное пространство [26].

Нормативно-правовое регулирование федерального и регионального уровня обеспечивает организацию системной работы по эффективному использованию информационных техно-

логий субъектами Федерации в сфере международного сотрудничества, непосредственно затрагивающей национальные интересы государства.

Подводя итоги, отметим, что международные и внешнеэкономические связи российских регионов развиваются в русле единой внешней политики государства при координации со стороны МИД России. Разработка региональных программ цифровой трансформации, охватывающих в том числе и парадипломатию, должна учитывать современные тенденции развития международного сотрудничества, фактор глобальной цифровизации и территориальную специфику. В число основных направлений цифровизации парадипломатии субъектов Российской Федерации входят разработка и реализация управленческих решений на основе взаимодействия удаленных партнеров, а также информационное сопровождение международного сотрудничества субъектов РФ.

Практика цифровизации управленческих процессов Республики Татарстан подтверждает необходимость ее регулирования на региональном уровне. Детальная регламентация работы в сочетании с внедрением системы показателей результативности способствует решению поставленных задач. Тиражирование типовых решений для создания и поддержки информационных систем, используемых региональными органами власти, позволяет оперативно формировать адекватный ответ на вызовы, возникающие в глобальном информационном пространстве. Одновременно решается задача снижения бюджетных расходов.

Широкий спектр участников взаимодействия в сфере внешних связей субъектов Федерации определяет востребованность разнообразных форматов цифровых коммуникаций в парадипломатии. Среди них особое место занимают системы межведомственного электронного документооборота, интегрированные с информационно-аналитическими ресурсами для органов власти. Подключение к МЭДО зарубежных представительств субъектов РФ, крупных предприятий и организаций, задействованных в развитии международных связей, существенно повышает оперативность и качество управленческой деятельности, способствует организации работы удаленных команд.

Онлайн- и гибридный формат как отдельных мероприятий, так и регулярного проведения рабочих совещаний стал незаменимым для взаимодействия территориально разобщенных участников международных связей.

Информационное сопровождение международного сотрудничества регионов осуществляется с учетом специфики парадипломатии и ограниченной компетенции субнациональных акторов. Формирование имиджа территории является составляющей региональной информационной политики и стало важным инструментом содействия международной деятельности.

К востребованным видам информационной поддержки парадипломатии относятся специализированные информационные сервисы содействия внешнеэкономической деятельности и культурно-гуманитарным связям, расширения взаимоотношений с партнерами различного статуса. Моделью координации подобной работы в общенациональных масштабах может послужить создание инвестиционных порталов субъектов Федерации на базе единого регионального инвестиционного стандарта Минэкономразвития России.

Регистрацию субъектами РФ доменов первого уровня можно рассматривать как дополнительный аспект цифровизации, больше ориентированный на формирование региональной идентичности.

Среди актуальных направлений внедрения цифровых технологий в парадипломатию -развитие форм обратной связи и контроля, расширение возможностей применения компьютерной обработки массивов данных для обоснования принимаемых решений, ориентация на использование отечественных программно-технологических решений.

Современные цифровые технологии обеспечивают эффективность и скоординирован-ность международного сотрудничества субъектов Российской Федерации, способствуют открытости региональных органов власти, восприимчивости к изменениям, которые стали характерной чертой современных международных отношений и парадипломатии.

Список литературы

1. Комлева В. В. Международное сотрудничество регионов России: институциональные основы и характерные модели // Россия: общество, политика, история. 2022. № 1 (1). С. 10-34. ЕБ№ ^КЬОБ

2. Еремина Н. В. Международная деятельность Шотландии: взгляд шотландских националистов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2023. Т. 16, № 1. С. 8397. https://doi.org/10.21638/spbu06.2023.105

3. Винокуров В. И. От однополярного к многополярному миру: теоретическое обоснование неизбежности трансформации мирового порядка // Дипло-

матическая служба. 2023. № 1. С. 43-52. https://doi. org/10.33920/vne-01-2301-04

4. Восстановление после COVID-19 в условиях растущей цифровизации экономики: последствия для устойчивого развития // Записка секретариата ЮНКТАД. URL: https://unctad.org/system/files/ official-document/tdb_ede5d2_ru.pdf (дата обращения: 20.02.2024).

5. Цветкова Н. А., Сытник А. Н., Гришанина Т. А. Цифровая дипломатия и digital international relations: вызовы и новые возможности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2022. Т. 15, № 2. С. 174-196. https://doi. org/10.21638/spbu06.2022.204

6. Bjola C., Manor I. The rise of hybrid diplomacy: from digital adaptation to digital adoption // International Affairs. 2022. Vol. 98, № 2. P. 471-491. https://doi. org/10.1093/ia/iiac005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Холодов В. А., Рудаков В. Р. Цифровая парадипло-матия Российской Федерации: понятие и акторы на примере Свердловской области // Вопросы политологии. 2019. Т. 9, вып. 9 (49). С. 2020-2026.

8. Насыров И. Р. Информационно-аналитическая работа в структуре международной деятельности регионов // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2007. Т. 149, кн. 3. С. 85-99.

9. Международные и внешнеэкономические связи регионов России: опыт Республики Татарстан / ред-кол. : И. Р. Гафуров, Р. Р. Гиматдинова (отв. ред.) [и др.]. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2017. 472 с.

10. О мерах по совершенствованию деятельности республиканских органов исполнительной власти при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей : указ Президента Республики Татарстан от 28.06.2013 № УП-581. URL: https://docs.cntd.ru/document/463303445 (дата обращения: 20.02.2024).

11. О порядке подготовки проектов договоров, соглашений и иных актов, подписываемых от имени Республики Татарстан или Правительства Республики Татарстан : указ Президента Республики Татарстан от 05.09.2008 № УП-445. URL: https:// docs.cntd.ru/document/917030190 (дата обращения: 20.02.2024).

12. Юртаев А. Н. Создание «Электронного правительства» на региональном уровне как комплексная управленческая инновация // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2009. № 3. С. 3-16. EDN: KXOOUN

13. Гиматдинов Р. Р., Насыров И. Р. Институт зарубежных представительств Республики Татарстан // Международная жизнь. 2015. № 3. С. 136-149. EDN: UNDQRF

14. Лашова С. Н., Клочко К. А. Основные каналы формирования имиджа региона в Интернете // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. T. 7, № 6, ч. 1. С. 157-159. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-157-159

15. Karim M. F, Mursitama T. N., Riyadi S. F, Affandi R. A., Muzdalifa F. Informality, Paradiplomacy, and Cross-Border Cooperation: The Development of Tourism on Bintan Island, Indonesia // Asian Studies Review. 2023. Vol. 48, iss. 2. P. 1-19. https://doi.org/10.1080/ 10357823.2023.2259080

16. Cull N. J. WikiLeaks, public diplomacy 2.0 and the state of digital public diplomacy // Place Branding and Public Diplomacy. 2011. № 7. P. 1-8. https://doi.org/10.1057/ pb.2011.2

17. Об официальном сервере Республики Татарстан в сети Интернет : указ Президента Республики Татарстан от 26.02.2003 № УП-165. URL: https:// docs.cntd.ru/document/917011194 (дата обращения: 20.02.2024).

18. О государственной информационной системе Республики Татарстан «Официальный портал Республики Татарстан» : указ Президента Республики Татарстан от 27.05.2011 № УП-295. URL: https:// docs.cntd.ru/document/917044320 (дата обращения: 20.02.2024).

19. О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» : федер. закон от 14.07.2022 № 270-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/351175807 (дата обращения: 20.02.2024).

20. О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации («Региональный инвестиционный стандарт») : приказ Минэкономразвития РФ от 30.09.2021 № 591. URL: https://docs.cntd.ru/document/608913625 (дата обращения: 20.02.2024).

21. Абзалов А. Р., Тумбинская М. В, Трегубое В. М. О применении информационных технологий в обучении национальным языкам народов России на примере татарского языка // Информатизация образования и науки. 2020. № 4 (48). С. 37-46. EDN: SJHWFM

22. Об утверждении государственной программы Республики Татарстан «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом, на 2019-2025 годы» : постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.04.2019 № 344. URL: https://docs.cntd.ru/document/553253245 (дата обращения: 20.02.2024).

23. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации : федер. закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/901723799 (дата обращения: 20.02.2024).

24. Цифровая экономика РФ // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 20.02.2024).

25. Об информационных системах и информатизации Республики Татарстан : закон Республики Татарстан от 13.11.2007 № 58-ЗРТ. URL: https:// docs.cntd.ru/document/917026509 (дата обращения: 20.02.2024).

26. Об утверждении государственной программы Республики Татарстан «Цифровой Татарстан» : постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.10.2021 № 980. URL: https://docs.cntd.ru/ document/577916303 (дата обращения: 20.02.2024).

Поступила в редакцию 29.03.2024; одобрена после рецензирования 26.04.2024; принята к публикации 06.05.2024; опубликована 30.08.2024 The article was submitted 29.03.2024; approved after reviewing 26.04.2024; accepted for publication 06.05.2024; published 30.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.