Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / лесное хозяйство / лесные ресурсы / анализ и обработка данных / ФГИС ЛК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Носков Владимир Александрович

Цифровизация процессов управления национальной экономикой в последние годы становится приоритетной задачей развития не только экономики, но и общества в целом. Лесной сектор экономики традиционно, помимо лесопромышленного комплекса, включает в себя и лесное хозяйство, для которого цифровизация в области управления ресурсами, контроль и прогнозирование крайне важны для устойчивого развития отрасли. Тем не менее, в последние годы всеобщий тренд на цифровую трансформацию экономики России затронул даже такое консервативное, в части использования цифровых технологий, лесное хозяйство. Современные цифровые технологии и решения применительно к лесному хозяйству позволяют решать задачи, связанные с повышением эффективности принятия плановых решений в сфере мониторинга и управления лесными ресурсами, борьбы с пожарами, незаконными рубками и предоставления актуальной информации всем заинтересованным сторонам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Носков Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА»

Список литературы

1. Цифровые технологии на службе сельского хозяйство и сельских районов (Никола М. Трендов, Самуэль Варас и Мэн Цзэн) , Рим 2019.

2. Точное земледелие: теория и практика (Якушев В.В.), Санкт - Петербург

2019.

3. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». М.: Росинфор-магротех, 2019.

4. Мировое сельское хозяйство в условиях цифровой трансформации: потенциал достижения глобальной продовольственной безопасности (статья Барышникова Н.А.),

5. Точное земледелие: принцип работы и перспективы (Новицкий И.),

2019.

6. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта в сельском хозяйстве региона (Скворцов Е.А.), Екатеринбург 2020.

УДК 630.90 DOI 10.24412/cl-37231 -2024-1 -99-103

Носков В.А., младший научный сотрудник лаборатории экономики природопользования rubin3 5 @yandex .ru

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ

Коми НЦ УрО РАН

г. Сыктывкар, Российская Федерация

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация. Цифровизация процессов управления национальной экономикой в последние годы становится приоритетной задачей развития не только экономики, но и общества в целом. Лесной сектор экономики традиционно, помимо лесопромышленного комплекса, включает в себя и лесное хозяйство, для которого цифровизация в области управления ресурсами, контроль и прогнозирование крайне важны для устойчивого развития отрасли.

Тем не менее, в последние годы всеобщий тренд на цифровую трансформацию экономики России затронул даже такое консервативное, в части использования цифровых технологий, лесное хозяйство. Современные цифровые технологии и решения применительно к лесному хозяйству позволяют решать задачи, связанные с повышением эффективности принятия плановых решений в сфере мониторинга и управления лесными ресурсами, борьбы с пожарами, незаконными рубками и предоставления актуальной информации всем заинтересованным сторонам.

Ключевые слова: цифровизация, лесное хозяйство, лесные ресурсы, анализ и обработка данных, ФГИС ЛК.

Безусловно, внедрение цифровых технологий, в том числе и в лесном секторе экономики, важно не только для повышения прозрачности функционирования органов управления и снижения административных барьеров, но и для решения следующих задач:

• Автоматизация процессов сбора, обработки и анализа данных лесоустройства и контроля процессов лесозаготовки.

• Внесение изменений в базы данных о лесах в режиме реального времени в следствие актуализации информации, а также после коммерческой заготовки древесины и после комплекса лесохозяйственных работ.

• Повышение доступности информации о лесных ресурсах для лесозаготовителей и лесопереработчиков, ее хранение и предоставление в удобном виде.

В последние годы на федеральном уровне разработаны различные стратегии и программы, направленные на цифровизацию большинства сфер экономики. Здесь и национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», национальный проект «Цифровая экономика», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и др [1].

Говоря о «цифровой трансформации» в России очевиден переход к цифровому формату, в том числе и в экономической сфере через развитие цифровых платформ и электронной коммерции, что создают новые возможности для производителей, в том числе и лесной продукции, и потребителей соответствующих товаров и услуг [2]. В государственном управлении это выражается в использовании цифровых технологий для улучшения качества государственных услуг.

Общая площадь мировых лесов в настоящее время составляет более 4 млрд га, но леса распределены между странами крайне неравномерно. Леса России относятся к бореальным лесам, которые лишь ненамного уступают тропическим, при этом на пять стран (Россия, Бразилия, Канада, США и Китай) приходится около 54% всех лесов мира. Именно поэтому для нашей страны, которая обладает одной из самых обширных лесных территорий в мире, лесной сектор, и прежде всего лесное хозяйство, играет важную роль не только в экономике, но и влияя на экологию, биоразнообразие и социальное благополучие населения. Несмотря на то, что леса занимают половину территории Российской Федерации, вклад лесного сектора экономики в валовый внутренний продукт весьма незначителен - менее 2%.

Повышение эффективности лесного сектора экономики предполагает и совершенствование государственных технологий управления, где использование цифровых технологий, информационных систем позволяет улучшить организацию рубок древесины, уход за лесами, сам лесной надзор и препятствовать незаконному обороту древесины. Все это позволяет сформулировать государственную политику в области цифровизации лесного сектора экономики как совокупность целей и задач для модернизации управления и повышения эффективности отрасли посредством цифровых информационных систем.

«Цифровизация экономики» активно идет и в сопредельных с Россией странах, особенно с развитым лесным комплексом. Например, в Финляндии еще в середине 2000-х годов была основана компания MHG Systems, которая непосредственно занимается цифровизацией лесного хозяйства. Ее решениями пользуются более 3 тыс. крупных клиентов в странах Евросоюза [3]. Эта система позволяет не только в режиме реального времени получать актуальную и достоверную информацию о запасах лесных ресурсов, но и на одной площадке связывать продавцов и покупателей леса. Поэтому по данным европейского статистического агентства, скандинавские страны, прежде в сего, Швеция и Финляндия,

значительно повысили производительность труда до €150-160 тыс. в год на человека, что 3-4 раза выше среднего ВВП/чел. в этих странах. За последние 20 лет «цифровизация» помогла Канаде значительно сократить издержки на лесозаготовке и переработке древесины, при этом почти в 2 раза сократились выбросы парниковых газов.

Как уже отмечалось, в последние годы были приняты различные нормативно-правовые акты, а также внесение большого количества изменений в действующее законодательство в части цифровизации лесного сектора экономики.

Учитывая важность борьбы с незаконными рубками древесины, были приняты ряд законов, позволяющие внедрить систему контроля за оборотом древесины, в том числе и покупку древесины по договорам аренды и купли-продажи лесных насаждений на электронных аукционах. Ключевым элементом такой системы стала Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), предназначенная для прослеживания и учёта заготовки и поставок древесины, пиломатериалов и иной продукции, изготавливаемой из древесины.

По данным Рослесхоза, только за 9 месяцев 2023 года было перевезено 274 млн куб. м. древесины, каждый день пользователи системы составляют более 20 тыс. электронных сопроводительных документов (ЭСД), лесовозы перевозят около 1 млн куб. древесины. С начала года через ЛесЕГАИС было оформлено около 5 млн ЭСД и с каждым годом эта цифра растет, что подтверждает востребованность системы.

Тем не менее, необходима дальнейшая модернизация информационных систем органов власти и частного бизнеса. Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года предусматривает значительный шаг вперед в плане цифровиза-ции лесной отрасли. Поэтому в последние годы государство предпринимает значительные усилия по интеграции различных информационных систем в одну, и наиболее важным ее компонентом является создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (далее - ФГИС ЛК).

ФГИС ЛК позволит отказаться от бумажного документооборота в пользу использования цифровых данных, в системе будут только необходимые данные, исключающие ее дублирование. Ядром ФГИС ЛК станет Государственный лесной реестр (ГЛР), ее самым ценным активом - материалы лесоустройства, в том числе ответственность за их актуальность и достоверность. С 2023 года он станет мультиреестром будет вестись по единым для всей страны правилам.

Все это позволит хранить, обрабатывать и визуализировать с помощью Гис-технологий информацию о лесах, включая данные о породно-качественных характеристиках интересуемых древостоев и их запасов. Такая консолидация отраслевых данных должна стать основой для предоставления государственных услуг в части использования и оборота древесины.

Первоначально запуск ФГИС ЛК должен был состояться 1 января 2023 года, однако введенные против России санкции вынудили перенести полноценный запуск на начало 2025 года [4]. Первыми регионами, начавшими внедрять ФГИС ЛК в сентябре 2023 года, стали Архангельская, Московская и Ульяновская области (рис. 1). Основная часть регионов России должна подключиться

уже до весны 2024 года. Но тем не менее, анализ использования этой системы в Московской области показал, что она достаточно «сырая» и пройдёт ещё достаточно много времени, пока она не заработает как планировалось изначально.

цифровизация лесной отрасли

федеральная государственная

информационная

система лесного комплекса

декабрь

30

ч/ создаст алгоритмы

и механизмы внесения данных

ч/ ускорит сроки оказания

ФГИСлк

2023

сентябрь

3

регион)

СЛьСКЗЯ

1Скаяо№ аиовская область

ноябрь Вологодская область Забайкальский край Ивановская область лесных госуслуг

3 20 регионов Камчатский край Кемеровская область Ленинградская область Мурманская область 2024

Астраханская область Владимирская область Ненецкий автономный округ Новосибирская область Пермский край март

октябрь Воронежская область Калужская область Костромская область Приморский край Республика Адыгея Республика Алтай И

10 Курганская область Республика Башкортостан Республика Бурятия январь 8 регионов февраль —» регион».

регионов Оренбургская область Орловская область Республика Дагестан Республика Карелия Иркутская область

Белгородская область Брянская область Волгоградская область Пензенская область Псковская область Республика Марий Эл Республика Крым Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) 7 регионов Ханты -Мансийский автономный округ — Югра Ямало • Ненецкий

Кабардино- Балкарская Республика Карачаево- Черкесская Республика Республика Северная Осетия - Рязанская область Саратовская область Ростовская область Самарская область Свердловская область Смоленская область Томская область Алтайский край Еврейская автономная область Калининградская область Кировская область Амурская область Магаданская область Республика Ингушетия автономный округ г. Санкт -Петербург г. Севастополь

Курская область Липецкая область Ставропольский край Тверская область Тюменская область Хабаровский край Краснодарский край Новгородская область Республика Тыва Донецкая народная республика

Республика Калмыкия Республика Татарстан Тамбовская область Тульская область Удмуртская Республика Чувашская Республика Челябинская область Чукотский автономный округ Ярославская область Омская область чеченская республика Сахалинская область Луганская народная республика Запорожская область Херсонская область

Рисунок 1 - График внедрения ФГИС ЛК в регионах России в 2023-2024 гг.

По мнению зам. руководителя Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Вячеслав Спиренкова, программа позволит создать цифровой двойник леса. По его мнению, «это позволит более эффективно использовать леса, понять, что у нас действительно происходит, и белые пятна полностью исключить» [5].

В будущем ФГИС ЛК будет интегрироваться с различными внешними информационными платформами, как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне это интеграция с ЕСИА, ГИС ЕЭКО (Единая картографическая основа), СМЭВ (Межведомственное электронное взаимодействие), ФГИС ЕСНСИ (Единая система нормативно-справочной информации), Национальной системой управления данными, Госуслугами, ЕГРН, «ЭРА-ГЛО-НАСС» и др. Интеграции с ФГИС ЛК подлежат все информационные системы, связанные с лесным комплексом, которые используются региональными властями для получения информации о лесах.

По мнению разработчиков системы, апробация ФГИС ЛК в пилотных регионах России позволит проработать новые нормативы исходя из экономических и природных условий развития конкретного региона России.

Заключение

1. Более широкое использование цифровых технологий позволяет повысить эффективность государственного управления отраслью, что важно и для сохранения биоразнообразия лесных экосистем.

2. ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК, с одной стороны, позволяют на базе одной платформы объединить всех участников лесных отношений, где лесные ресурсы являются объектом сделок. Это позволяет обеспечить призрачность сделок и способствует декриминализации отрасли. С другой стороны, государство, как собственник леса будет владеть всей достоверной информацией о лесах и предоставлять ее участникам лесных отношений.

3. Цифровизация лесного хозяйства должна позволить контролировать и отслеживать все этапы от лесозаготовки до переработки древесины, учитывать все нюансы транспортировки древесины. Этому будет способствовать переход от безбумажной документации к электронной.

Список литературы

1. Швецов А. Н. От «электронного правительства» к «цифровому государству»: смысл и последствия новаций // ЭКО. 2019. № 12(546). С. 8-26.

2. Нигай Е. А. Процесс цифровизации бизнеса: от точечной оцифровки бизнес-процессов к цифровой трансформации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2022. № 2. С. 134-145, DOI 10.24412/2071-6435-2022-2-134-145.

3. Состояние лесной отрасли. Влияние цифровизации на индустрию [Электронный ресурс]. URL: https://www.it-world.ru/tech/technology/201837.html. (дата обращения: 09.03.2024).

4. График внедрения ФГИС ЛК в регионах России в 2023-2024 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://sun9-65.userapi.com/impg/VT9ZLqWaVLdqxwBLFG1kospU7smuIXbrYdA7Bw/AUeXI EtX_yc.jpg?size=807x454&qual-

ity=95&sign=25d449a6d074c1afad443aefc9f4315c&c_uniq_tag=jquB-MIi6mZ4LWuCWUHgVzcubE3hTUya8egE2HhduMmA&type=album. (дата обращения: 04.04.2024).

5. В 63 регионах России планируют внедрить новую инфосистему лесного хозяйства в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/18278133. (дата обращения: 02.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.