УДК: 656.22
Семёновых А.М. студент магистратуры научный руководитель: Рачек С.В., д-р экон. наук
профессор заведующий кафедрой ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет
путей сообщения» Свердловская область, г. Екатеринбург
ЦИФРОВИЗАЦИЯ - КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация: в данной статье раскрывается понятие «цифровизация». Авторами также рассматривается ее роль на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, транспортная инфраструктура, эксплуатационная работа, цифровизация.
Semenovykh A.M.
Scientific adviser: Rachek S. V.
Sverdlovsk region, Yekaterinburg
DIGITALIZATION AS THE MOST IMPORTANT TOOL FOR IMPROVING THE QUALITY OF RAILWAY OPERATION
Abstract: this article describes the concept of "digitalization". The authors also consider its role in railway transport.
Key words: railway transport, transport infrastructure, operational work, digitalization.
Россия во все времена была транзитной державой благодаря своему выгодному географическому положению. В XXI веке актуальность этого статуса набирает обороты. Несмотря на экономический спад 2014 - 2015 годов, в будущем, грузооборот на сети железных дорог будет только расти. Об этом говорит постоянный рост глобализации экономики, который предполагает тотальную интеграцию экономик всех развитых стран мира, формируя единое экономическое пространство. В таких условиях растет количество транспортных связей и их интенсивность. Об этом уже сейчас можно судить по данным официальной статистики. Так, в 2017 году рост грузооборота составил 6,4% к уровню предыдущего года [3].
Современный транспорт, по общему мнению экспертов и исследователей в данной области, представляет собой социально значимый сектор экономики, являющийся в известном смысле основанием и предпосылкой успешного функционирования практически всех сфер социально-экономической жизни общества, оказывающий существенное влияние на макропараметры развития государства [4].
Именно поэтому комплексное развитие транспортной системы, где железнодорожный транспорт играет ключевую роль, является первоочередной задачей на пути к экономическому процветанию Российской Федерации.
Наряду с развитием инфраструктурных мощностей железных дорог, направленных на повышение пропускной способности отдельных, так называемых узких мест инфраструктуры, колоссальный резерв повышения производительности лежит в новом подходе к планированию и управлению эксплуатационной работой, в оптимальном взаимодействии между всеми участниками перевозочного процесса.
С развитием цифровых технологий, которые послужили прорывом во многих областях науки и техники, в наше общество пришло такое понятие, как цифровизация.
Цифровизация - переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую. С помощью современных цифровых технологий можно также добиться гораздо большей эффективности в организации работы ОАО «РЖД», в том числе перевозочного процесса. Для этого необходим постепенный переход от информационных систем к управляющим. Последние осуществляют полную обработку информации и на основе этого формируют определённые рекомендации, которые целесообразно использовать в той или иной ситуации. Принятие решения по-прежнему остаётся за человеком, но уровень проработанности возможных решений будет значительно выше, а вероятность ошибки при этом сведена к минимуму [2].
Технологии Интернета вещей и обработки «больших данных» позволяют повысить качество управления за счет систематизации и упорядочивания ведения нормативно-справочной информации перевозочного процесса, сокращения сроков формирования отчетности. С созданием единой базы достоверных данных о событиях перевозочного процесса, универсального информационного сервиса планируется выйти на новый уровень информационного обеспечения транспортных процессов.
Планирование эксплуатационной работы, с помощью технологий цифровизации, позволяет моделировать процесс накопления составов на 8 часов вперёд, а в перспективе - до 24-30 часов. Прогноз организации вагонопотоков в соответствии с принятым планом формирования и графиком движения поездов позволяет не только своевременно принять необходимые меры по обеспечению составов локомотивами и бригадами,
но и выявить, все ли составы будут обеспечены локомотивами или «нитками» графика движения [1].
Более качественное планирование оперативной работы в первую очередь положительно отразится на качественных показателях эксплуатационной работы, в частности на одном из ключевых - оборот вагона. На этом фоне в положительную сторону изменятся все остальные качественные показатели, которые дадут значительный экономический эффект.
В перспективе цифровые технологии в управляющих системах будут распространяться по всем сегментам железнодорожного транспорта. За ними будущее.
Использованные источники:
1. Левин Д.Ю. Стратегия успеха / Д.Ю. Левин // Пульт управления. -2017. - №4
2. Чаркин Е.И. Будущее - за цифровизацией / Е.И. Чаркин // Пульт упрвления. - 2017. -№2
3. Хусаинов Ф.И. Доли различных видов транспорта в грузообороте в 2017 году: [электронный ресурс] // f_husainov.livejournal.com URL: https://f-husainov.livejournal.com/546363 .html
4. Якунин В.И. Политология транспорта. Политические измерения транспортного развития. - М., 2006.