Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОВЫМИ НАВЫКАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарыкова О.Н.

Данная статья посвящена проблеме повышения качества обучения иностранному языку. В содержании раскрываются достоинства применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза и описываются результаты опыта применения на занятиях видеосюжетов и тестовых систем для контроля знаний обучающихся. Актуальными в статье являются выводы о том, что применение эффективных современных технологий и качественных информационных ресурсов позволяет повысить качество образования и положительно влияет на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, которая проявляется в способности будущих выпускников вуза выполнять профессионально значимые задачи с применением навыков иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A TOOL OF STUDENTS' MULTICULTURAL ADAPTATION AND A FACTOR OF CULTURAL DIALOGUE DEVELOPMENT WITHIN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL LANGUAGE EDUCATION

The article discusses the problem of improving the quality of teaching a foreign language. Its content reveals examines the advantages of using information and communication technologies in the educational process of higher education and presents the results of practical use of video clips and test systems within the lessons to control students' knowledge formation. The represented conclusions are also urgent showing that the use of effective modern technologies and high-quality information resources make it possible to improve the quality of education and have a positive effect on the formation of foreign-language communicative competence, which manifests itself in the ability of future university graduates to perform professionally significant tasks using skills of foreign language education.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.096:004

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2023 О. Н. Нарыкова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации

e-mail: olganarykova@mail.ru

Курский государственный университет

Данная статья посвящена проблеме повышения качества обучения иностранному языку. В содержании раскрываются достоинства применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза и описываются результаты опыта применения на занятиях видеосюжетов и тестовых систем для контроля знаний обучающихся. Актуальными в статье являются выводы о том, что применение эффективных современных технологий и качественных информационных ресурсов позволяет повысить качество образования и положительно влияет на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов, которая проявляется в способности будущих выпускников вуза выполнять профессионально значимые задачи с применением навыков иноязычного образования.

Ключевые слова: профессиональное языковое образование, интерактивное обучение, цифровые платформы, смешанное обучение, проблемное обучение, цифровые технологии, овладение языковыми навыками.

DIGITALIZATION AS A TOOL OF STUDENTS' MULTICULTURAL ADAPTATION AND A FACTOR OF CULTURAL DIALOGUE DEVELOPMENT WITHIN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL LANGUAGE EDUCATION

© 2023 O. N. Narykova

Candidate of Pedagogical Sciences Associate professor of foreign languages and professional education Department

e-mail: olganarykova @ mail. ru

Kursk State University

The article discusses the problem of improving the quality of teaching a foreign language. Its content reveals examines the advantages of using information and communication technologies in the educational process of higher education and presents the results of practical use of video clips and test systems within the lessons to control students' knowledge formation. The represented conclusions are also urgent showing that the use of effective modern technologies and high-quality information resources make it possible to improve the quality of education and have a positive effect on the formation of foreign-language communicative competence, which manifests itself in the ability of future university graduates to perform professionally significant tasks using skills of foreign language education.

Keywords: foreign language education, interactive learning, digital platforms, blended learning, problem-based learning, digital technologies, mastering language skills.

В современном обществе в силу глобализации осуществляется процесс широкого внедрения интерактивных и мультимедийных средств во все сферы человеческой жизни, в том числе просветительскую. Новые требования, предъявляемые к подготовке специалистов с высшим образованием, выводят на первый план их готовность осознанно и мотивированно приобретать лингвистическую, коммуникативную и социальную компетенции для самореализации в иноязычном общении в условиях моно- и поликультурной профессиональной среды.

Знание иностранных языков в современном мире открывает новые перспективы для молодых специалистов при устройстве на престижную работу и оказывает благоприятное воздействие на становление личности человека, расширяя границы межкультурного общения и повышая ценностно-познавательный потенциал общества в целом. Это обусловлено тем, что формирование нового типа личности связано со становлением таких качеств, как самостоятельность, творчество, способность самосовершенствоваться и умело управлять социальными преобразованиями на региональном и мировом уровне.

Происходящие изменения в содержании образования нашей страны и других стран мира обусловлены глобальными тенденциями и влиянием мощных факторов: интенсивные интеграционные общественные процессы, рост профессиональных и академических обменов, международное сотрудничество в области образования, доступ к информационным ресурсам всемирной сети Интернет и качественному образованию в стране и за рубежом.

В действительности, именно интерактивное обучение на основе мультимедийных программ и средств обучения позволяет наиболее целостно привнести в содержание профессионального языкового образования необходимый комплекс дидактических и педагогических принципов, делающих процесс становления знаний более творчески активным [5, с. 45-46].

Приоритетным направлением профессиональной методики обучения иностранным языкам в современном образовательном пространстве является оптимизация развития самостоятельного познавательного процесса обучающихся путём создания всех необходимых для этого условий.

Изучение дисциплины «Иностранный язык» предполагает создание искусственной языковой среды для обучающихся, предопределяя вариативное включение различных цифровых средств в содержание процесса преподавания. Цифровые платформы, будучи интерактивными системами, позволяют одновременно работать с анимированной компьютерной графикой, со звуком, видеокадрами, статическими текстами и изображениями. На пользователя, обучающегося, идёт одновременно воздействие по различным информационным каналам, где ему как пользователю отводится активная роль [4, с. 74].

Внедрение широких аутентичных материалов в образовательный процесс, аудиотекстов и видеоконтента представляет обучающимся возможность выполнять задания в онлайн- и оффлайн-режиме, воздействуя на личность одновременно по нескольким информационным каналам, при этом способствуя стимулированию различных видов речевой деятельности, меняя при этом характер подачи материала и приобретения знаний, в отличие от традиционных видов обучения.

В данной связи одной из распространённых технологий преподавания иностранного языка на современном этапе является технология «смешанного обучения» (blended learning), подразумевающая преподавание дисциплины с элементами онлайн-обучения, при этом преподаватель выполняет роль координатора учебного процесса, который организует работу студентов и консультирует их.

К активным методам обучения относится также проблемное обучение, когда студенты сталкиваются с учебными, жизненными и производственными ситуациями, обсуждая проблемы на изучаемом языке.

Внедрение цифровых образовательных программ в рамки изучения дисциплины «Иностранный язык» в дидактическом плане открывает более широкие перспективы для качественного овладения навыками иноязычного общения. Благодаря возможности программ комбинировать звук, видеоизображение и тексты осуществляется более реалистичная иллюстрация реальных ситуаций усвоения знаний, позволяющая более эффективно на практике применять все известные способы представления, оценки и контроля знаний обучающихся по предмету [8, с. 118-119].

Мультимедийные компьютерные средства позволяют моделировать условия коммуникативной деятельности, индивидуализировать и дифференцировать обучение, увеличивать объем языковой тренировки, способствовуют выработке объективной самооценки студентов. Мультимедийное занятие является самым распространённым видом занятий с применением цифровых технологий, в содержание которого интегрируются программные комплексы - тренажёры, тестовые программы, графические редакторы, мультимедийные презентации, графики, таблицы. Как показывает практика внедрения таких средств в учебный процесс, они напрямую воздействуют на личность обучающегося, поскольку способствуют развитию мотивации познавать окружающий мир, оптимизируют развитие креативного мышления и исследовательских навыков, совершенствуют способность к обработке информации [1, с. 86].

Важнейшей составляющей содержания обучения английскому языку является обучение разным видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению, аудированию. Приоритетное направление образования в развитии иноязычной профессиональной подготовки студентов требует уделять значительное внимание также развитию профессионального мышления обучающихся в рамках не только профессиональной сферы деятельности, но и деловой, а также научной. Однако одного лишь преподавания дисциплины иностранного языка недостаточно, чтобы сломать языковой барьер и потому зачастую студенты занимаются пассивным чтением и переводом текстов профессиональной тематики без возможности развития навыков общения и становления умений чёткого выражения мыслей посредством устной и письменной речи.

Напротив, применение в рамках занятий интерактивных методов обучения совместно с традиционными позволяет создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые навыки студентов.

Каждый участник образовательного процесса получает возможность слышать иноязычную речь при обучении аудированию, может произносить фразы на английском языке в микрофон при обучении говорению, способен выполнять грамматические упражнения при изучении грамматических явлений. Преподавателю предназначается организовать самостоятельную познавательную деятельность студентов, вооружать их методами и способами познания и добывания знаний, развивать умения применять полученную информацию на практике, научить использовать новейшие информационные средства для тренировки навыков иноязычного общения. Приоритетными целями применения на практике такого рода занятий считаются следующие: изучение нового материала, закрепление новой темы, проверка усвоения лексико-грамматического материала, подготовка к олимпиадам, тестированиям и прочим видам контроля знаний.

Умение правильно выбирать и использовать интерактивные формы подачи учебного процесса является важнейшим показателем компетентности и эрудиции

преподавателя, его умения увлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет мотивировать студентов к развитию навыков делового взаимодействия с участниками учебного процесса в ходе выполнения предлагаемых индивидуальных, парных и групповых форм работы: дискуссии, дебаты, круглые столы, в том числе в рамках организации проектной деятельности и активного проведения деловых игр на изучаемом языке. При осуществлении проектной деятельности или прохождении вебквеста для эффективности работы могут использоваться онлайн-доски, так как это интерактивное средство, позволяющее размещать в едином пространстве различные материалы, предоставлять к ним доступ группе лиц по выбору, совместно просматривать и редактировать информацию, размещенную на доске. Презентации в виде компьютерных проектов позволяют студентам сконцентрироваться на основных моментах излагаемой информации, широко используя иллюстрации, схемы, диаграммы, что способствует усилению мотивации со стороны студентов и более качественному изучению материала [6, с. 341-342].

При выборе преподавателем цифровых технологий для конкретного занятия необходимо, прежде всего, определиться с поставленными целями, а затем задаться вопросом, какой ресурс целесообразнее задействовать, чтобы создать речевую ситуацию, наиболее эффективно вовлекающую обучающихся в решение предлагаемых заданий, ориентированных на развитие как самостоятельной, так и коллективной работы студентов, становление опыта их исследовательской деятельности. Познавательная деятельность с опорой на цифровые платформы в обучении иностранным языкам исключает пассивное восприятие материала обучающимися, напротив - стимулирует их активную познавательную деятельность.

Затем необходимо оценить, насколько создаваемые условия для овладения новыми языковыми знаниями позволят участникам процесса проявить себя с учётом индивидуального уровня владения иностранным языком и способностей поступательно преодолевать возникающие трудности [1, с. 86-87].

Возможность разрабатывать задания различной степени сложности в рамках одной программы, учитывая конкретный уровень языковой подготовки обучающихся, служит хорошей основой для реализации принципов индивидуализации и посильной доступности заданий в обучении с учётом индивидуального темпа работы. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует устойчивые навыки студентов к самостоятельному выполнению, что приводит к сокращению времени, отводимого преподавателем на выполнение заданий, и позволяет увеличить время, необходимое для выполнения творческой работы.

Цифровые технологии сопровождают ход занятия в соответствии с его планом и имеют огромный обучающий потенциал, добавляя элементы, которые нельзя осуществить на практике: §И?-изображения в качестве средства оценивания онлайн-работы, видеофрагменты для имитации создания языковой среды в аудитории. Данные элементы образовательного процесса предоставляют возможность по-новому организовывать контактный и бесконтактный образовательный процесс.

Ценным методическим средством становления языковых знаний является наличие возможности у студентов принимать участие в предлагаемых дидактических играх, представляющих собой целенаправленную коллективную деятельность, при которой каждой команде или участнику в отдельности выдаются определенные задания, с которыми нужно справиться.

В рамках занятий преподаватель также может применять широкое многообразие ресурсов Интернета: поисковые системы, теле- или видеоконференция, вебинары, создание собственных видеоблогов, если они вписываются в текущую тему или раздел.

Однако для наиболее успешного ориентирования в информационном пространстве необходимо овладение информационной культурой, подразумевающей ознакомление с тем, как можно использовать современные компьютерные знания на уроках иностранного языка для поиска нужной информации и работы со специальными сайтами, контентом которых являются обучающие познавательные игры и программы.

Характерными особенностями мобильных приложений являются их мультимедийность и гипертекстуальность, которые позволяют ускорить и улучшить процесс изучения иностранного языка, выработать устойчивые языковые шаблоны и навыки общения.

Интернет-технологии, как средство интерактивного подхода, способствуют развитию способности обучающихся адекватно реагировать на реальные события посредством иноязычных знаний. Когда это становится практикой, можно говорить о наличии определённого уровня сформированности языковой компетенции обучающихся, даже при наличии лексико-грамматических ошибок, поскольку они неизбежны при изучении языка в искусственных условиях. Возможность живого онлайн-общения с носителями изучаемого языка как нельзя лучше благоприятствует стремлению к знакомству с культурой и историей изучаемой страны, способствует возникновению неподдельной заинтересованности в деле усвоения лингвострановедческих знаний [2, с. 116-117].

Использование цифровых платформ в обучении позволяет по-новому активизировать творческую активность студентов, предоставляя возможность участвовать в виртуальных дискуссиях на различных образовательных сайтах и тематических форумах, выполнять совместные творческие проекты. Так, компьютерная визуализация образовательного контента, особенно в игровой, интерактивной форме, развивает когнитивный стиль мышления, креативность и мыслительную активность обучающихся, оказывая положительный эффект и на эмоциональное состояние.

С помощью мультимедиа можно организовать языковое общение с представителями любых стран изучаемого иностранного языка, совершить виртуальное путешествие в любую страну по выбору, осмотреть достопримечательности, изучить реалии, культуру государства, ознакомиться с особенностями организации быта, с традициями и обычаями стран изучаемого иностранного языка, организовать переписку с носителями языка. Общение онлайн с носителями языка в том числе способствует обогащению словарного запаса студентов, формирует адекватную реакцию на сказанное собеседником, что не менее важно в становлении лингвосоциокультурных знаний обучающихся.

При наличии мультимедийного оборудования, оснащенного доступом в Интернет и другими средствами связи, студенты будут иметь возможность контактировать с носителями языка, постепенно превращая это действие в повседневность, и уже не будут испытывать чувство неловкости и языкового барьера перед носителями языка, так как будут обладать навыками повседневного общения [7, с. 80].

В настоящее время различные онлайн-ресурсы предлагают преподавателю и студентам обширный доступ к мнению экспертов по многим вопросам, обладающим более полным и современным видением предмета исследования. Чтобы ознакомиться с мнением экспертов, подходят такие интернет-ресурсы, как youtube.com* (нарушает законодательство РФ) и ted.com с платформой ed.ted.com, позволяющей на основе предложенного видео создать преподавателю своё занятие, например разбив видео на тематические фрагменты, и проработать обсуждение увиденного на занятии.

Использование в рамках изучения иностранного языка обучающих фильмов и коротких видеосюжетов делает процесс обучения более динамичным и интерактивным. Повышается мотивация обучающихся к изучению иностранных языков, стимулируется потребность в получении знаний и навыков иноязычного общения, поскольку к обсуждению представляются реальные жизненные и производственные ситуации.

Среди интерактивных ресурсов обучения иностранным языкам особого внимания заслуживает LearningApps.org, который предусматривает применение обучающих интерактивных модулей в учебном процессе. Преподавателям предлагаются специальные шаблоны для создания упражнений со своим языковым контентом, включая аудио- и видеофайлы. Данное интерактивное приложение содержит задания различной степени сложности для любого уровня владения иностранным языком. Такие программы, как Lingualeo, Duolingo, FluentU, предполагают изучение иностранных языков методом погружения. На первоначальном этапе определяется уровень владения языком, курс разрабатывается с учетом данного уровня. Более того, достоинствами многих программ являются изучение языка в социокультурном контексте на основе аутентичных материалов, а также возможность онлайн-общения с носителями языка со всего мира.

Особого внимания заслуживают такие технологии дистанционного обучения иностранному языку, как Skype и Zoom, представляющие собой видеокоммуникационные инструменты, привлекающие своей доступностью и простотой использования. Преподаватели получают возможность организовать индивидуальные и парные занятия, разговорные клубы, а также вебинары и видеоконференции, привлекая участников из других стран или носителей языка. Очевидным достоинством применения Skype и Zoom в языковом образовании является приобретение обучающимися языкового опыта общения.

Интернет-технологии позволяют лично преподавателю сэкономить время на поиске необходимого аутентичного материала и в большей мере сосредоточиться на выполнении методической работы по обработке текстовой и аудиовизуальной. При этом подготовленный преподавателем материал будет более привлекателен для студентов в том числе и потому, что будет ориентирован на достижение конкретных целей и задач. Вместе с тем содержание современных обучающих программных комплексов должно быть выстроено гибко, предоставляя возможность преподавателю редактировать содержание курса, вводить свои оригинальные тесты не только для контроля знаний, но и для тренировки полученных навыков [3, с. 43-44].

Взаимообусловленное развитие коммуникативной компетенции и цифровых технологий с ориентацией на изучение языков в контексте диалога является одной из необходимых предпосылок эффективного языкового образования в XXI веке. Однако нельзя забывать о том, что Интернет лишь вспомогательное техническое средство обучения и задача заключается в грамотной интеграции технологий в контекст занятия.

Отсутствие необходимости тратить время в аудитории на виды работы, не предполагающие взаимодействие с преподавателями или сокурсниками, позволяет снизить уровень стресса и уделить больше времени самостоятельной работе в комфортных условиях вне аудитории.

С другой стороны, такие формы онлайн-коммуникации, как дискуссионные форумы и чаты, открывают множество ситуаций, в рамках которых обучающиеся могут практиковать свои языковые знания. Хорошо продуманный электронный форум создает более спокойное окружение для тех, кто застенчив на обычных занятиях. В такой непринужденной обстановке проявляется большая степень активности

со стороны обучающихся, что обеспечивает равноправное участие в процессе для всех студентов [6, с. 342].

Цифровые технологии способствуют активизации творческой активности студентов, дают возможность вовлекать обучающихся в совместные творческие проекты, создавать коммуникативные ситуации, тем самым обеспечивая реализацию индивидуального подхода и повышение познавательной активности.

К тому же современные высшие учебные заведения предоставляют возможность студентам участвовать в разнообразных международных программах, стажировках за границей, предполагающих совершенствование языковых навыков до необходимого уровня владения, чтобы отвечать современным требованиям работодателей.

Таким образом, информационные ресурсы образовательной среды привносят кардинально новый подход к осуществлению профессионального становления личности, базирующийся на свободном обмене мнениями с носителями своей и других культур в условиях взаимодействия, приближенным к естественным [4, с. 75].

Внеаудиторная работа студентов, куда относится и научно-исследовательская деятельность, также является активным методом обучения: проведение конкурсов презентаций и подготовка к международному студенческому конгрессу, олимпиады по английскому языку, викторины, пресс-конференции, переводческие конкурсы, позволяющие выявить понимание речи на слух, а также умение понимать оригинальный текст при чтении. Огромным интересом у студентов пользуются научные кружки, в которых научно-исследовательская деятельность студентов выходит на первый план. Все эти виды работ в последнее время также требуют широкого внедрения информационных технологий в обучение.

Однако, несмотря на значительные достоинства цифровых средств обучения, они не могут полностью заменить преподавателя, а только создают условия в творческой форме реализовать некоторые аспекты иноязычной деятельности как на практических, так и на внеаудиторных занятиях, а также индивидуализировать учебный процесс [3, с. 44].

В заключение хотелось бы отметить, что использование на практике перечисленных средств и методов обучения позволяет, не игнорируя процесс цифровизации, обратить его во благо. Хорошая возможность повысить эффективность обучающей деятельности предоставляется за счёт использования интегрированных форм занятий с использованием различного рода аутентичных аудио-видеоматериалов, значительно облегчающих процесс получения новых знаний, способствующих повышению самооценки и, как следствие, дающих мощный толчок к развитию мотивации к изучению иностранных языков [7, с. 82].

Библиографический список

1. Алексеева, Н. А. Организация процесса формирования познавательной активности студентов с использованием современных информационных и мобильных технологий / Н. А. Алексеева, П. А. Фисунов // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции - Чебоксары, 2019. - С. 85-89.

2. Анваров, А. У. Роль информационных технологий в изучении иностранных языков / А.У. Анваров // Молодой учёный. - 2021. - № 14 (356). - С. 115-117.

3. Бароненко, Е. А. Роль современных информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам / Е. А. Бароненко, И. А. Скоробренко // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы

II Международной научной конференции Красноярск, 25-28 сентября 2018 г.: в 2 частях. Часть 2/под общ. ред. М.В. Носкова. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. - С. 41-45.

4. Калинина, М. Г. Цифровые технологии как средство формирования мотивации изучающих иностранный язык / М. Г. Калинина, С. В. Кудряшова // Ярославский педагогический вестник. - 2021. - № 1 (118). - С. 72-80.

5. Матвеев, В. В. Реформа высшего образования в России и перспективы молодых специалистов / В. В. Матвеев // Вестник Удмуртского университета. - 2019. -№ 2. - С. 43-52.

6. Митюн, М. А. Преподавание иностранного языка в эпоху цифровизации / М. А. Митюн // Молодой учёный. - 2021. - №24 (366). - С. 340-342.

7. Нарыкова, О. Н. Основные особенности языкового образования студентов с учётом формирования их культурной идентичности в эпоху цифровизации системы профессионального образования / О. Н. Нарыкова // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2022. - № 1 (115). - Ч. 3 - С. 80-83.

8. Рольгайзер, А. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в условиях цифрового образовательного пространства вуза / А. А. Рольгайзер, К. А. Демиденко, Е. А Подгорная // Педагогика и просвещение. - 2019. - № 2. - С. 116-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.