Научная статья на тему 'Цифровизация как средство антикоррупционной правовой политики в сфере здравоохранения'

Цифровизация как средство антикоррупционной правовой политики в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
226
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / HEALTHCARE / DIGITALISATION / MEDICAL INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGY / ANTICORRUPTION LEGAL POLICY

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мещерякова Анжела Валерьевна, Мазуренко Андрей Петрович

В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции в сфере здравоохранения. Авторы отмечают, что уровень коррупции вообще и в сфере здравоохранения в частности продолжает расти. Анализируются основные причины, порождающие коррупционные преступления в названной сфере, среди которых выделяются низкий уровень доходов и социальной защиты сотрудников здравоохранения; расслоение российского здравоохранения «для богатых», «среднего класса» и «для бедных»; корпоративная солидарность медицинских работников в сокрытии фактов коррупции в сфере здравоохранения; вынужденное участие граждан в коррумпировании здравоохранения и др. Авторами предлагаются средства противодействия коррупции, одним из которых может стать цифровизация и эффективное использование медицинских информационных систем и технологий. Цифровизация в сфере здравоохранения должна привести к полному удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи, ее оптимизации, повышению качества и снижению затрат, а, соответственно, более эффективному противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мещерякова Анжела Валерьевна, Мазуренко Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalisation as a means of anti-corruption legal policy in the sphere of health care

The article deals with issues of combating corruption in the health sector. The authors note that the level of corruption in general and in the healthcare sector, in particular, continues to grow. The main reasons causing corruption crimes in the mentioned area are analysed among which, the low level of income and social protection of health care workers stand out; the stratification of Russian health care "for the rich", "middle class" and "for the poor"; corporate solidarity of medical workers in concealing corruption in the health sector; forced participation of citizens in the corruption of health care, etc. The authors propose anti-corruption tools, one of which may be digitalisation and the effective use of medical information systems and technologies. In their opinion, digitalisation in the field of healthcare should lead to the complete satisfaction of the population’s need for medical care, its optimisation, quality improvement and cost reduction, and, accordingly, more effective anti-corruption efforts.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как средство антикоррупционной правовой политики в сфере здравоохранения»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-181-184 УДК 349.3

Мещерякова Анжела Валерьевна

кандидат исторических наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университет, г. Пятигорск

ladyflame68@mail.ru

Мазуренко Андрей Петрович

доктор юридических наук, доцент Северо-Кавказский федеральный университе, г. Пятигорск

decanpetrovich@mail.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы противодействия коррупции в сфере здравоохранения. Авторы отмечают, что уровень коррупции вообще и в сфере здравоохранения в частности продолжает расти. Анализируются основные причины, порождающие коррупционные преступления в названной сфере, среди которых выделяются низкий уровень доходов и социальной защиты сотрудников здравоохранения; расслоение российского здравоохранения «для богатых», «среднего класса» и «для бедных»; корпоративная солидарность медицинских работников в сокрытии фактов коррупции в сфере здравоохранения; вынужденное участие граждан в коррумпировании здравоохранения и др. Авторами предлагаются средства противодействия коррупции, одним из которых может стать цифровизация и эффективное использование медицинских информационных систем и технологий. Цифровизация в сфере здравоохранения должна привести к полному удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи, ее оптимизации, повышению качества и снижению затрат, а, соответственно, более эффективному противодействию коррупции.

Ключевые слова: здравоохранение, цифровизация, медицинские информационные системы и технологии, анти-

коррупционная правовая политика.

В Российской Федерации в полной мере сформировалась система законодательства о противодействии коррупции, соответствующая международным и европейским стандартам. Но приходится констатировать, что уровень коррупции вообще и в сфере здравоохранения в частности продолжает неуклонно расти. Если же принять во внимание, что в отечественной социальной сфере нечетко различается грань между взяткой и благодарностью, то картина выглядит удручающе: подарки и деньги работникам медицины граждане России давали в 52 % случаев [1; 2]. К сожалению, в сфере оказания услуг населению современная медицина - одна из основных коррумпированных сфер жизни российского общества. Цена коррупции в здравоохранении оплачивается жизнью, здоровьем и человеческими страданиями.

Факторы, детерминирующие преступления в данной сфере, в ряде случаев обусловлены коррупционным характером самих норм права, регулирующих данные правоотношения. Так, например, на одной из коллегий Генеральной прокуратуры РФ, которая была посвящена состоянию законности и правопорядку, практике прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, отмечено, что одна из главных причин, порождающая правонарушения в данной сфере -это недостаточно эффективное нормативно-право -вое регулирование вышеуказанных направлений деятельности и несоответствие регионального законодательства требованиям федерального законодательства.

Многие положения российского законодательства, регулирующего отношения в сфере здравоохранения, содержат отсылочные нормы, предусматривающие возможность осуществления регулирования нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, что снижает уровень правовой защиты социальных прав граждан. Так, в 2018 году Счетная палата выявила ряд системных проблем, влияющих на качество и доступность медицинской помощи для населения. В частности, отмечено несовершенство нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, в том числе:

- в части формирования региональных перечней лекарственных препаратов, которые отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой;

- в части определения источников финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям.

Кроме того, не утверждены стандарты медицинской помощи по ряду распространенных заболеваний, по которым лечение оказывается бесплатно в рамках программ государственных гарантий.

Наиболее значимым в отчетном периоде стал комплекс мероприятий по анализу формирования и исполнения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Анализ показал, что ни в одном из регионов России не достигнуты все установленные критерии доступности качества медицинской помощи. Также отмечено недостаточное финансирование территориальных программ [3]. Так, в 2018 году 52 региона при

© Мещерякова А.В., Мазуренко А.П., 2019

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

181

формировании программ установили подушевой норматив финансирования ниже значения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

По итогам анализа Счетная палата обратилась к проблеме формирования региональных перечней лекарственных препаратов и порекомендовала предусмотреть в Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов требования по формированию указанных перечней в объеме не менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год [4].

В рамках федерального законодательства региональные власти должны обеспечивать в полном объеме лекарственными препаратами больных с редкими (орфанными) заболеваниями. На момент проведения проверки Счетная палата установила отсутствие стандартов медицинской помощи по 5 из 24 орфанных болезней. Отсутствие должного правового регулирования в сфере здравоохранения создает благоприятную почву для злоупотреблений, в том числе и коррупционных.

Статья 41 Конституции Российской Федерации 1993 года закрепляет право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая должна оказываться российским гражданам на достаточно высоком профессиональном уровне в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.

К сожалению, сегодняшние реалии таковы, что ни существующее российское законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в целом, а в сфере здравоохранения - в частности. Поэтому российские граждане вынуждены доплачивать за бесплатную медицину в силу разных причин: кому-то срочно нужно сдать анализы, провести обследование или операцию; у скорой помощи «вдруг» нет нужных лекарств; в больницу не оформляют даже по медицинским показателям; халатность, грубость зачастую - прямой намек на дачу взятки; анестезиологи предлагают «эффективный» препарат, чтобы лучше перенести операцию, невозможно попасть к врачу-специалисту в связи с отсутствием талонов, а запись - только через месяц и т. д. На эти и другие случаи в медицинских учреждениях есть прейскурант платных услуг.

Какие же причины порождают коррупционные деяния в сфере здравоохранения? На наш взгляд, следующие:

- достаточно хорошее финансирование данной отрасли в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Казань, Уфа, Оренбург), которое позволяет медицинским организациям иметь новейшее дорогостоящее оборудование (для скрининга рака, аппараты УЗИ, томографы, маммографы, оборудование для ЭКО и др.), квоты на высокотехнологичную помощь, ВМП. На периферии ситуация по финансированию не такая благоприятная, в регионах качество медицинского обслуживания вызывает постоянные нарекания. В поликлиниках выстраиваются очереди к терапевтам и педиатрам, в больницах приходится по полгода ждать необходимую операцию, к узким специалистам не попасть годами. Многие вопросы можно было бы решить с помощью грамотного распределения государственного задания (муниципального задания, квот) между государственными и частными клиниками, а также формирования тарифов, отражающих реальную стоимость услуг. Это задача регионального Минздрава и Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Но каждый год повторяется одна и та же ситуация: основные объемы квот выделяются государственным больницам, а частные клиники получают лишь остатки, которые не покрывают и 30 % от их потенциальных возможностей;

- низкий уровень доходов и социальной защиты сотрудников здравоохранения (35-40 тысяч рублей получают врачи в государственных медучреждениях);

- расслоение российского здравоохранения «для богатых», «среднего класса» и «для бедных»;

- корпоративная солидарность медицинских работников в сокрытии фактов коррупции в сфере здравоохранения;

- отсутствие статистической отчетности по коррупционным преступлениям в сфере здравоохранения;

- вынужденное участие граждан в коррумпировании российского здравоохранения, чтобы быстрее получить медицинскую помощь (квоты на лечение и операции, рецепты на медицинские препараты, возможность пройти обследование на новейших аппаратах и оборудовании без предварительной записи).

На наш взгляд, действенным средством антикоррупционной политики в сфере здравоохранения могла бы стать повсеместная цифровизация и эффективное использование медицинских информационных систем и технологий. Рассмотрим подробнее эти механизмы. «В большинстве случаев медицинская информационная система (МИС) для пациента начинается с регистрации визита по телефону, через интернет-портал, по предварительной записи предыдущего визита. Уже на этом этапе МИС оказывает существенное воздействие на функционирование медучреждения - с помощью

систем call-tracking и инструментов аналитики интернет-портала к моменту звонка оператор уже оповещен о личности пациента (если он является зарегистрированным клиентом) или в курсе его проблемы в целом (с помощью id-номера и логов мы понимаем, какое рекламное объявление привело его к нам). Далее происходит процесс направления и/или записи к конкретному специалисту, что также отмечается в системе» [5, с. 138].

Деятельность МИС регулируется такими нормативно-правовыми актами, как: федеральные законы «О персональных данных», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и др. [6]. C 2018 года внедряются специальные браслеты для быстрого доступа к истории болезни пациента, благодаря которым врач сможет в online-режиме получать данные о пациенте. Так, например, в больнице Лангепаса (Ханты-Мансийский автономный округ) уже активно используются браслеты со специальной тревожной кнопкой, а в большинстве регионов внедрены системы автоматической записи на прием к врачу. В 2019 году предполагается введение единого паспорта здоровья гражданина РФ. Разработан проект Health Net, ставящей своей целью к 2035 году подключить большинство граждан России к системе сбора и анализа данных о состоянии здоровья [7; 8].

Мировой технологический прогресс уже сейчас обеспечивает медицину целым набором как аппаратных, так и софтверных средств, облегчающих работу врача и управляющего персонала лечебно-профилактического учреждения и одновременно снижающих затраты на оказание медицинской помощи. Тем не менее на данный момент имеется ряд препятствий, мешающих повсеместному введению в эксплуатацию вышеупомянутых средств. В Российской Федерации на данный момент ощущается явный недостаток финансирования государственных проектов в сфере информатизации здравоохранения на региональном уровне, а также дублирование некоторых важнейших инициатив [9, с. 17]. А цифровизация в сфере здравоохранения может привести к полному удовлетворению потребностей населения в медицинской помощи, ее оптимизации, повышению контроля качества и снижению различных затрат.

Реализация «Цифрового здравоохранения» должна привести к тому, что:

- гражданам оказывается своевременная, необходимая и качественная медицинская помощь с использованием цифровых медицинских сервисов врачами, пациентами, управленцами здравоохранения всех уровней и форм собственности;

- доступные, удобные, эффективные и качественные медицинские услуги способствуют увеличению средней продолжительности жизни населения РФ».

«В результате реализации программы "Цифрового здравоохранения":

1. Граждане РФ будут обеспечены доступной медицинской помощью по месту требования, соответствующей критериям своевременности, пер-сонализации, превентивности, технологичности и безопасности;

2. Будет повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов и данных при оказании медицинских услуг (к 2025 году - не менее чем на 30 %) при сохранении качества оказания медицинской помощи для всех пациентов в соответствии с нормативными документами Минздрава России.

3. В России будет создана экосистема цифрового здравоохранения посредством трансфера инновационных решений в медицинские организации и поддержки отечественных старт-ап компаний в этой области».

Таким образом, в целях противодействия коррупции в сфере здравоохранения можно предложить следующие меры организационно-правового характера:

- принятие Федерального закона РФ «О правах пациентов», где будет закреплено, что пациент имеет право на получение доступной, необходимой и качественной медицинской помощи;

- принятие Типового кодекса врачебной этики с целью формирования и развития правовой культуры медицинских работников,

- увеличение финансирования системы здравоохранения за счет ассигнований из федерального бюджета;

- совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, внедрение контроля над платными услугами во всех лечебно-профилактических учреждениях;

- органично встроить частную медицину в общую систему здравоохранения с целью максимального использования ресурса частных клиник, экономии за счет этого государственных средств и, как следствие, наиболее полного удовлетворения потребности населения области в медицинской помощи;

- создание условий, исключающих возможность фальсификации официальных медицинских документов;

- применение протоколов (стандартов) лечения для каждого клинического случая, обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека;

- существенное увеличение заработной платы медицинским сотрудникам (в 2-3 раза);

- открытие паллиативных кабинетов в медицинских клиниках для ранней диагностики и лечения симптомов тяжелых болезней пациентов,

Вестник КГУ № 3. 2019

183

исключить коррупционные схемы при распределении федеральных и региональных квот на лечение;

- внедрение цифровых технологий и эффективное использование медицинских информационных систем (МИС), электронных медицинских паспортов пациентов (чтобы устранить бумажную волокиту и получить услуги медицинских работников в любой больнице).

Итак, последние несколько лет стали знаковыми для медицины: внедрение высоких технологий вывели здравоохранение на новый - цифровой -уровень. Нынешняя «медицина в цифре» - это не только электронная запись на прием или он-лайн-консультация врача, но и применение систем нового поколения, использующих возможности искусственного интеллекта, интернета вещей, дополненной реальности, BlockChain и т. д. Все эти технологии работают сегодня на повышение качества и доступности медицинских услуг при сокращении финансовых затрат, а также способствуют противодействию коррупции.

Библиографический список

1. ВЦИОМ: Главные причины коррупции -жадность, аморальность чиновников и несовершенство закона [Электронный ресурс] // REGNUM URL: информационное агентство. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/1056291.html (дата обращения: 24.04.2019).

2. Галюкова М.И. Взятка или искренняя благодарность? [Электронный ресурс] // Правовые вопросы в здравоохранении: электронный журнал. -2010. - № 4. - Режим доступа: https://e.zdravpravo. ru/ (дата обращения: 24.04.2019).

3. Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ach.gov.ru/press_center/news/ 25167 (дата обращения: 24.04.2019).

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. - № 48. - Ст. 6724.

5. Скрыль Т.В., Парамонов А.С. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: российская и зарубежная специфика // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6, № 3 (20). - С. 137-140.

6. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Российская газета от 29 июля 2006 г. № 165; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2006. - 29 июля.

7. Смирнова Т. Здоровье россиян проверят по интернету [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rns.online/articles/Zdorove-rossiyan-proveiyat-po-internetu-2017-03-28/ (дата обращения: 24.04.2019).

8. Пациентам могут начать выдавать браслеты с доступом к истории болезни [Электронный ресурс] // Медицинское обозрение: журнал. - Режим доступа: http:// regions.ru/news/2602951/ (дата обращения: 24.04.2019).

9. Ustyuzhanina E.V., Evsyukov S.G., SigarevA.V, ZaitsevaE.V Comparative analysis of pricing policies in the market for network goods // Journal of Internet Banking and Commerce. - 2016. - Т. 21. - № 56. -P. 17-20.

References

1. VCIOM: Glavnye prichiny korrupcii -zhadnost', amoral'nost' chinovnikov i nesovershenstvo zakona [Elektronnyj resurs] // REGNUM URL: informacionnoe agentstvo. - Rezhim dostupa: https:// regnum.ru/news/1056291.html (data obrashcheniya: 24.04.2019).

2. Galyukova M.I. Vzyatka ili iskrennyaya blagodarnost'? [Elektronnyj resurs] // Pravovye voprosy v zdravoohranenii: elektronnyj zhurnal. -2010. - № 4. - Rezhim dostupa: https://e.zdravpravo. ru/ (data obrashcheniya: 24.04.2019).

3. Schetnaya palata Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.ach.gov.ru/press_center/news/ 25167 (data obrashcheniya: 24.04.2019).

4. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 29.12.2015) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 noyabrya 2011 g. - № 48. - St. 6724.

5. Skryl' T.V, Paramonov A.S. Cifrovaya transformaciya sfery zdravoohraneniya: rossijskaya i zarubezhnaya specifika // Karel'skij nauchnyj zhurnal. - 2017. - T. 6, № 3 (20). - S. 137-140.

6. Federal'nyj zakon «O personal'nyh dannyh» ot 27.07.2006 № 152-FZ // Rossijskaya gazeta ot 29 iyulya 2006 g. № 165; Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Rossijskaya gazeta. - 2006. - 29 iyulya.

7. Smirnova T. Zdorov'e rossiyan proveryat po internetu [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rns.online/articles/Zdorove-rossiyan-proveryat-po-internetu-2017-03-28/ (data obrashcheniya: 24.04.2019).

8. Pacientam mogut nachat' vydavat' braslety s dostupom k istorii bolezni [Elektronnyj resurs] // Medicinskoe obozrenie: zhurnal. - Rezhim dostupa: http:// regions.ru/news/2602951/ (data obrashcheniya: 24.04.2019).

9. Ustyuzhanina E.V, Evsyukov S.G., Sigarev A.V., Zaitseva E.V. Comparative analysis of pricing policies in the market for network goods // Journal of Internet Banking and Commerce. - 2016. - T. 21. -№ 56. - P. 17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.