Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ / MHEALTH / DIGITAL-ВОРОНКА / МАРКЕТИНГ / PHARMACEUTICAL MANUFACTURER COMPETITIVENESS / DIGITAL FUNNEL / MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карпова С.Н.

В статье рассматриваются направления воздействия современных цифровых технологий на формирование конкурентоспособности фармацевтических производителей. Сделаны выводы о перспективах применения Digital-воронки в практике фармацевтического маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITIZATION AS A NEW SOURCE FOR INCREASING COMPETITIVENESS OF PHARMACEUTICAL MANUFACTURERS

The article discusses the directions of the impact of modern digital technologies on the formation of the competitiveness of pharmaceutical manufacturers. Conclusions are drawn about the prospects of using the Digital funnel in the practice of pharmaceutical marketing.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

УДК 658.811

Карпова С.Н. аспирант

направление 38.04.01 «экономика» АНООВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

Россия, г. Чебоксары

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация: В статье рассматриваются направления воздействия современных цифровых технологий на формирование конкурентоспособности фармацевтических производителей. Сделаны выводы о перспективах применения Digital-воронки в практике фармацевтического маркетинга.

Ключевые слова: конкурентоспособность фармацевтического производителя, mHealth, Digital-воронка, маркетинг.

Karpova S.N. graduate student directions 38.04.01 «Economics» ANOSOVO Centrosoyuz of the Russian Federation "Russian University of cooperation" Russia, Cheboksary

DIGITIZATION AS A NEW SOURCE FOR INCREASING COMPETITIVENESS OF PHARMACEUTICAL MANUFACTURERS

Annotation: The article discusses the directions of the impact of modern digital technologies on the formation of the competitiveness of pharmaceutical manufacturers. Conclusions are drawn about the prospects of using the Digital funnel in the practice of pharmaceutical marketing.

Key words: pharmaceutical manufacturer competitiveness, mHealth, Digital - funnel, marketing.

Развитие современных информационных технологий оказывают влияние на формирование конкурентных стратегий фармацевтических производителей [1].

В мае 2018 г. 71- я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (World Health Assembly) приняла резолюцию об mHealth, которая в дальнейшем дала толчок к разработке глобальной стратегии ВОЗ в данном направлении. Основная цель mHealth была определена как предоставление всем пациентам качественной медицинской информации и

фармацевтической помощи для удовлетворения их потребностей в области здравоохранения.

Фармацевты как одни из наиболее доступных для населения работников системы здравоохранения играют ключевую роль в интеграции мобильных приложений в этой сфере. Новые технологии mHealth способны не только повысить приверженность пациентов к лечению, но и усовершенствовать работу фармацевтов - сделать ее более автоматизированной и эффективной.

Существует целый ряд приложений, которые разработаны с целью улучшения качества применения лекарственных средств и повышения лояльности пациентов к прохождению терапии. Диапазон функциональных возможностей таких приложений может быть различным.

Примерами такой модели управления лекарственными средствами служат следующие мобильные приложения:

1. Доступ к истории отпуска. Суть данного сервиса заключается в том, что различные фармацевтические отчеты синхронизируются с мобильными приложениями пациентов. В результате этого пациенты могут получать информацию о том, какие препараты они приобретали, в какой дозе и когда была последняя дата выдачи.

2. Напоминания о приеме препаратов. Приложения могут напоминать пациентам о приеме лекарственных средств. Часто эти напоминания устанавливаются еще в аптеке. Сервис данных приложений также включает возможность подтверждения приема препарата, что позволяет медицинским работникам более прицельно отслеживать степень приверженности пациента к терапии.

3. Онлайн-чат с фармацевтами. Мобильные приложения могут предоставлять пациентам возможность напрямую общаться с фармацевтами — задавать им вопросы либо использовать функцию «живого» чата.

4. Данные об истории болезни пациента. Некоторые приложения позволяют пациентам вести личный журнал симптомов определенных заболеваний, чтобы врачи и фармацевты могли помочь в оценке контроля патологии или соблюдения режима приема лекарственных средств. Например, приложение Allergy Diary позволяет пациентам с аллергическим ринитом ежедневно отслеживать свои симптомы, а также соблюдать режим приема препаратов [2].

Мобильные приложения, которые предоставляют быстрый доступ фармацевтов к различной надежной справочной литературе, были разработаны для того, чтобы повысить качество оказания фармацевтической помощи, а также способствовать непрерывному повышению квалификации специалистов.

Сегодня многие клинические рекомендации и базы данных лекарственных средств представлены не только в бумажном, но и в электронном формате, который доступен на стационарных компьютерах. Однако использование мобильных приложений делает доступ к

необходимой фармацевтам информации еще более быстрым и автоматизированным.

Функциональность приложений, как правило, включает поиск показаний к применению лекарственных средств, их дозировок, противопоказаний, возможных взаимодействий, побочных реакций и т. д. (Micromedex, Lexicomp, Medscape, MIMS, BNF).

Клинические калькуляторы служат фармацевтам руководством для принятия важных клинических решений, таких как проверка дозировки лекарственных средств с узким терапевтическим индексом (например, ванкомицин и фенитоин) или для установления норм различных клинических показателей (например клиренс креатинина) (QxMD, Lexicomp, ClinCalc Medical Calculator).

Мобильные приложения могут стать для фармацевтов инструментом по отслеживанию новой профессиональной информации, включая результаты различных клинических исследований, новые подходы к лечению и др. (Medscape Education, BMJ Best Practice, Pharmacy Times, Online Academy).

В настоящее время в сочетании с мобильными девайсами могут работать диагностические устройства, которые измеряют дыхательную функцию легких или уровень глюкозы в крови. В первую очередь данные инструменты предназначены для улучшения контроля состояния пациентов, которые проходят длительное лечение по поводу хронических заболеваний (например, сахарный диабет) (Dexcom, спирометр Air Smart, KardiaMobile).

Для фармкомпаний доступ к регулярным и валидированным данным розницы для производителя позволит упростить и сделать более точным процесс совместного планирования и расчетов, ошибки в котором не выгодны ни производителю, ни ритейлеру. Производители в своих приоритетах в работе с розницей все больше делают упор на прозрачность данных и с их помощью подтверждение эффективности своих инвестиций -таким образом преимущество в ритейле будет смещаться в пользу технически и информационно прогрессивных игроков [4].

Комплекс цифровых инструментов, призванный заменить провизора и маркетолога и обеспечить привлечение клиентов, получил наименование «Digital-воронка». Этот инструмент минимизирует человеческий фактор и помогает вести клиента по этапам продаж. Например, автоматически отправит клиенту письмо, sms-сообщение, покажет рекламу или переведет из этапа в этап, а также напомнит менеджеру о том или ином действии. Величина digital-воронки формируется индивидуально под фарпродукт. Метрики воронки фиксируют и выписку продвигаемого лекарственного препарата, количество взаимодействий и помогают скорректировать ситуацию [3].

Таким образом, в настоящее время развитие информационных технологий, в частности появление мобильных приложений способно оказать влияние на уровень конкурентных позиций фармпроизводителей на

этапе дистрибуции, а также промежуточного потребления (медицинские работники).

Использованные источники:

1. Поверинов А. И. Российский фармацевтический рынок: динамика, тенденции и проблемы / А. И. Поверинов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 2 (50). -С. 168-176.

2. Москаленко Р. Мобильные приложения в здравоохранении: реальность или будущее? / Р. Москаленко // Аптека. - 2019. - № 24. - Режим доступа: https://www.apteka.ua/article/505370

3. Масляева М. Диджитал как составная часть общей маркетинговой стратегии / М. Масляева // Московские аптеки. - 2020. - № 24. - Режим доступа: http://mosapteki.ru/material/didzhital-kak-sostavnaya-chast-obshheyo-marketingovoyo-strategii-12402

4. Цифровизация - новая реальность в фармацевтике [Электронный ресурс] - Режим доступа: ://remedium.ru/news/tsifrovizatsiya-novaya-realnost-v-farmatsevtike/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.