Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / правоохранительные органы / досудебное производство / оптимизация / электронный документ / digitalization / law enforcement agencies / pre-trial proceedings / optimization / electronic document

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шульгин Евгений Петрович

В повседневной деятельности практически каждый человек, так или иначе, сталкивается с проявлениями цифровизации, отдельные элементы которой можно наблюдать при оплате проезда в общественном транспорте, при записи в медицинские учреждения, во время обращения в государственные органы. По своей природе она ориентирована на оптимизацию и совершенствование уже существующих алгоритмов действий как отдельных субъектов, так и целых механизмов. Все это стало возможным благодаря стремительному развитию наиболее новых и прогрессивных технологий современности, которые определяют векторы модернизации всех без исключения сфер общественной жизни государства в современной действительности. В настоящее время цифровизация активно проявляется в правоохранительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A DIRECTION FOR IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE PRE-TRIAL INVESTIGATION BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article discusses the issues of digitalization in the activities of the pre-trial investigation bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan. In everyday activities, almost every person, one way or another, is faced with the manifesta-tions of digitalization, some elements of which can be observed when paying for public transport, when registering at medical institutions, when applying to government agencies. By its nature, digitalization is focused on optimizing and improving existing algorithms of actions, both individual subjects and entire mechanisms. All this has become possible thanks to the rapid development of the newest and most progressive technologies of our time, which determine the vectors of modernization of all spheres of public life of the state in modern reality, currently digitalization is actively manifested in law enforcement

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

Научная статья УДК 343.985:004

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Шульгин Евгений Петрович

Карагандинская академия МВД Республики Казахстан имени Баримбека Бейсенова, Караганда, Республика Казахстан

shulgin_e@internet.ru

Аннотация. В повседневной деятельности практически каждый человек, так или иначе, сталкивается с проявлениями цифровизации, отдельные элементы которой можно наблюдать при оплате проезда в общественном транспорте, при записи в медицинские учреждения, во время обращения в государственные органы. По своей природе она ориентирована на оптимизацию и совершенствование уже существующих алгоритмов действий как отдельных субъектов, так и целых механизмов. Все это стало возможным благодаря стремительному развитию наиболее новых и прогрессивных технологий современности, которые определяют векторы модернизации всех без исключения сфер общественной жизни государства в современной действительности. В настоящее время цифровизация активно проявляется в правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: цифровизация, правоохранительные органы, досудебное производство, оптимизация, электронный документ.

Для цитирования: Шульгин Е.П. Цифровизация как направление совершенствования деятельности органов досудебного расследования МВД Республики Казахстан // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2022. № 4(93). С. 73-80.

DIGITALIZATION AS A DIRECTION FOR IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE PRE-TRIAL INVESTIGATION BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC

OF KAZAKHSTAN

Evgeny P. Shulgin

Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Barimbek Beisenov, Karaganda, Republic of Kazakhstan.

shulgin_e@internet.ru

Abstract. The article discusses the issues of digitalization in the activities of the pre-trial investigation bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan. In everyday activities, almost every person, one way or another, is faced with the manifestations of digitalization, some elements of which can be observed when paying for public transport, when registering at medical institutions, when applying to government agencies. By its nature, digitalization is focused on optimizing and improving existing algorithms of actions, both individual subjects and entire mechanisms. All this has become possible thanks to the rapid development of the newest and most progressive technologies of our time, which

determine the vectors of modernization of all spheres of public life of the state in modern reality, currently digitalization is actively manifested in law enforcement.

Keywords: digitalization, law enforcement agencies, pre-trial proceedings, optimization, electronic document.

For citation: Shulgin E.P. Digitalization as a direction for improving the activities of the pre-trial investigation bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov. 2022. № 4(93). Р. 73-80.

Человечество стало свидетелем, как под влиянием информационно преобразующих технологий меняется картина мира, как показывает практика, - в лучшую сторону. Во всем этом цифровизация выступает своеобразным стержнем, позволяющим отказываться от привычной аналоговой формы передачи большого потока информации и заменить ее цифровой.

В настоящее время происходит процесс создания информационного общества, в котором потоки информации играют формообразующую роль и являются главным ресурсом стратегического характера, а экономия времени выступает целью такого общества. Это приводит к трансформации традиционной деятельности и переводу ее в цифровой аналог, позволяющий усовершенствовать процесс принятия решений и исключить неправомерность, несвоевременность и необоснованность принятия такового.

Глобальные преобразования не могли обойти стороной и Республику Казахстан. В настоящее время в стране приняты множество нормативных правовых актов, закрепляющих возможность использования благ цифровизации на пользу общественного развития страны. Из содержания послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» следует, что страна открывает новую страницу своей истории. Президент анонсировал преобразования в политической системе, государственном управлении и общественной жизни1. Для «Нового Казахстана» характерным будет явление прозрачности в принятии решений, затрагивающих интересы всех без исключения слоев населения, а обеспечить ее реализацию возможно только при помощи цифровизации, элементы которой позволят своевременно ознакомиться с принимаемыми решениями и осуществить процедуру обратной связи.

Республика Казахстан уделяет большое внимание внедрению цифровизации и в работу правоохранительных органов. В системе запущен процесс дебюрократизации, преследующий цели повышения эффективности и оперативности принятия решений, исключения излишней законодательной регламентации деятельности исполнительной власти, сокращения документооборота и отчетности. По прогнозам, все это в конечном итоге должно привести к оптимизации и стадии досудебного производства.

Применительно к непосредственной деятельности органов досудебного расследования МВД Республики Казахстан дебюрократизация определяет следующие принципы:

цифровизация по умолчанию - приоритет всестороннего взаимодействия государственных органов с гражданами, бизнесом и между собой в цифровом формате;

непрерывное совершенствование - формирование и поддержание организационной

культуры государственного аппарата, стимулирующей сокращение бюрократии,

" 2 системный реинжиниринг и оптимизацию внутренних процедур и процессов2.

Новый Казахстан: путь обновления и модернизации [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K22002022_1 (дата обращения: 20.07.2022).

2 О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200000872 (дата обращения: 20.07.2022).

В деятельности органов досудебного расследования МВД Республики Казахстан дебюрократизация через элементы цифровизации позволит оптимизировать все процессы в системе. По своей сути она имеет очень большой потенциал, в том числе затрагивающий и законотворческую сферу, то есть теперь упрощается процесс внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов. По нашему мнению, в перспективе нам следует ожидать включение в деятельность МВД Республики Казахстан новых элементов цифровизации, позволяющих расширить применение видео-конференц-связи, проведения дистанционных следственных действий, внедрения видеоформата уголовного дела. О возможности последнего Президенту Республики Казахстан доложил глава МВД Республики Казахстан Марат Ахметжанов, который также отметил, что в настоящее время в ведомстве продолжается работа по цифровизации уголовного процесса. По словам министра, сегодня в электронном формате расследуется более 80% от всех уголовных правонарушений3.

Согласно данным статистики, в 2020 г. всего по стране в производстве находилось 162 783 уголовных дела, из которых 77 995 - в электронном формате, в 2021 г. - 157 884, в электронном формате - 121 991, за первое полугодие 2022 г. - всего 87 070 дел, из которых 77 993 - в электронном формате4 (см. рисунок 1).

Рис. 1. Сведения о находившихся в производстве уголовных делах

с 2020 г. по 2022 г.

Приведенные данные статистики свидетельствуют о том, что процент находящихся в производстве уголовных дел в электронном формате увеличивается, что свидетельствует о его востребованности в правоприменительной практике. При этом, как показало время, указанный институт нуждается в правовых, организационных и научно-методических преобразованиях (не в полной мере сформированная правовая регламентация, неоправданная трудозатратность на оформление процессуальных документов, неполное соответствие ресурсного обеспечения, отсутствие методических рекомендаций, недостаточная квалификация сотрудников и т. д.) [1].

Более подробно следует остановиться на следующем, по нашему мнению, проблемном моменте. Как известно, в основе цифровизации деятельности по досудебному

3 МВД прорабатывает вопрос внедрения видеоформата полицейского расследования [Электронный ресурс]. URL: https://vlast.kz/novosti/50813-mvd-prorabatyvaet-vopros-vnedrenia-videoformata-policejskogo-rassledovania.html (дата обращения: 20.07.2022).

4 Основные показатели органов уголовного преследования: аналитический обзор [Электронный ресурс]. URL: https://www.qamqor.gov.kz/ (дата обращения: 21.07.2022).

расследованию МВД Республики Казахстан лежит понятие «электронный документ». Анализ норм Уголовно-процесуального кодекса Республики Казахстан5 (далее - УПК Республики Казахстан) свидетельствует о том, что термин «электронный документ» упоминается лишь в незначительном ряде статей и в настоящее время фактически не соотносим с новой электронно-цифровой формой досудебного производства.

Детальное исследование норм УПК Республики Казахстан на предмет их соответствия новому формату деятельности по досудебному расследованию показывает, что многие статьи на данный момент не адаптированы, индифферентны к рассматриваемому организационно-правовому нововведению. При этом основным документом, регламентирующим все этапы осуществления указанной стадии уголовного процесса в электронном формате, является утвержденная приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 3 января 2018 г. № 2 Инструкция о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате (далее - Инструкция)6.

Несмотря на тот факт, что явных принципиальных противоречий между приведенной Инструкцией и УПК Республики Казахстан не установлено, необходимо признать, что отдельные несоответствия имеют принципиальный характер. В настоящее время многие нормы УПК Республики Казахстан при их буквальном толковании предполагают исключительно бумажный формат производства, что является значимым недочетом. Учитывая тот факт, что временные рамки полного внедрения электронного формата досудебного расследования установлены до 2025 г. (по всем категориям преступлений), на сегдняшний день необходима поступательная ревизия норм УПК Республики Казахстан для придания им равнозначного регламентационного потенциала в отношении обоих форматов (бумажного и электронного). При этом вопрос о полном отказе от бумажных носителей, равно как и от ведения уголовного дела на бумажных носителях, в Казахстане не анонсируется в силу невозможности принятия соответствующего решения (в частности, в отношении дел, связанных с государственными секретами).

В этом контексте также следует отметить, что в настоящий момент научная общественность и правоприменительная деятельность движутся в одном направлении. Не вызывает сомнений и тот факт, что цифровизация и правоохранительная деятельность в Республике Казахстан неотделимы друг от друга.

Ученые в последние годы вопросам цифровизации в деятельности правоохранительных органов уделяют большое внимание, что также свидетельствует об актуальности указанного нововведения в довольно-таки консервативной, требующей соблюдения четких правил делопроизводства, фиксации и верификации, системе.

Так, О.И. Андреева выделяет два варианта дальнейшего развития уголовно-процессуальной деятельности, первый из которых предполагает полный переход фактических материалов уголовного дела в цифровой формат; в данном ключе речь идет исключительно о технической составляющей, не допускающей каких-либо изменений процессуального характера. Второй вариант развития допускает внесение преобразований процессуальной направленности, затрагивающей права и обязанности участников уголовного процесса, что в конечном итоге может наложить свой отпечаток на принцип состязательности и равноправия сторон [2, с. 14].

Следует отметить, что Республика Казахстан элементы цифровизации в деятельности органов досудебного производства рассматривает как новые статично-динамичные категории организационно-технического характера, а не как новую уголовно-процессуальную форму.

5 Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. № 231-V: ред. от 14 июля 2022 г. // Казахстанская правда. 2014. 10 июля.

6 Об утверждении Инструкции о ведении уголовного судопроизводства в электронном формате : приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 3 января 2018 г. № 2 [Электронный ресурс]: Доступ из информационно-правовой систем. правовых актов Республики Казахстан.

Цифровизация в данном аспекте через оптимизацию сроков расследования и уголовно-процессуальных процедур, расширения значимости принципа доступности к отправлению правосудия и обеспечения прозрачности в рамках расследования уголовных дел способна обеспечить справедливое судопроизводство [3, с. 259].

О.В. Качалова и Ю.А. Цветков допускают, что действенным инструментом развития уголовного судопроизводства в России является переход традиционного формата расследования на электронный, так как это в конечном итоге приведет к повышению доверия со стороны населения, оперативности и доступности к правосудию [4, с. 99]. Для того чтобы предложения ученых нашли свое отражение в практической деятельности органов предварительного расследования, первостепенно необходимо привести нормативную правовую базу в соответствие с современной действительностью, при этом для начала следует осуществить преобразования на стадии досудебного производства, а после этого приступить к цифровой трансформации уголовно-процессуальных основ [5, c. 201].

Как справедливо отмечает А.А. Аубакирова, «законы, которые принимаются и работают в течение определенного времени, всегда должны отвечать требованиям актуальности. В связи с этим вносится большое количество дополнений, изменений в законодательство, чтобы законы не отставали от времени, в котором они работают. Однако уследить за всеми подобными изменениями достаточно сложно. Поэтому на помощь приходят современные автоматизированные базы» [6, с. 42].

В данный момент в Республике Казахстан наблюдается аналогичная картина, согласно которой начиная с 2015 г. и по настоящее время в стране происходит преобразование стадии досудебного производства, и уже с учетом правоприменительной практики в правовые акты вносятся изменения и дополнения, направленные на ее оптимизацию и совершенствование.

При этом, по мнению Е. В. Брянской, в силу безусловных положительных сторон цифровизации, она не должна привести к усложнению процесса и ограничению к нему граждан [7, с. 81]. В свою очередь Л.В. Головко, также поддерживая преобразования в уголовно-процессуальной деятельности посредством использования цифровых технологий на стадии предварительного расследования, отмечает, что к изменениям подобного рода нужно подходить осторожно, так как при ускорении процесса расследования главное не допустить ущемления прав граждан. Как считает ученый, все это становится возможным из-за перемен, произошедших в обществе, где на смену качественной стороне пришел количественный показатель, который не оставил без внимания и правоохранительную деятельность [8, с. 16-17].

Кроме обозначенного, стоит понимать, что дальнейшему развитию цифровизации в деятельности органов досудебного производства препятствуют множество факторов, обойти которые в настоящее время не представляется возможным.

По мнению Е.А. Ануфриевой и Т.В. Омельченко, среди множества факторов, препятствующих дальнейшей цифровизации уголовного процесса, в том числе и деятельности органов досудебного производства, следует выделить правовые и социально-экономические аспекты. К правовым факторам ученый относит отсутствие комплексной государственной программы по созданию электронного правосудия и отсутствие целостной нормативной правовой базы, регламентирующей использование доказательств, основанных на применении цифровых технических средств. К социально-экономическим отнесены факторы, аккумулирующие в себе положения, связанные с нехваткой у сотрудников правоохранительных органов необходимых навыков и компетенций, а также высокие затраты, нужные для реализации проектов перехода на полный электронный документооборот [9, с. 5].

Из изложенного следует, что стадия досудебного расследования стала одной из последних сфер внедрения элементов цифровизации в Казахстане, что было предопределено спецификой осуществляемой деятельности, ее высокой степенью

формализма, строгим отношением к созданию и верификации документов, их применению, хранению и т. д. Фактически деятельность органов досудебного расследования является своеобразным реципиентом апробированных в других сферах информационно-коммуникационных технологий, что свидетельствует о том, что цифровизацию в досудебном расследовании фактически следует отнести к разновидности научно-технических средств, которые должны соответствовать требованиям научной состоятельности, эффективности, безопасности.

До какого-то времени электронная форма документов преимущественно изучалась как разновидность доказательства в процессе досудебного расследования, своего рода «электронные (цифровые) следы». И только в последние годы стали появляться исследования, аргументирующие необходимость перевода деятельности по досудебному расследованию в новый формат. При этом практически все документы уже на протяжении длительного периода времени оформлялись посредством компьютерного набора с последующей распечаткой, подписями участников досудебного расследования. Однако существование их электронной версии однозначно нельзя рассматривать как элемент новой уголовно-процессуальной формы. Она фактически придает процессуальное значение тем электронным носителям (процессуальным документам уголовного дела), для верификации которых в предшествующем периоде требовалось обязательное дублирование в бумажном формате. В связи с этим элементы цифровизации досудебного расследования следует оценивать не как более совершенную форму соответствующей деятельности, а как способ, средство, прием ее оптимизации.

Достижение основных показателей (индикаторов) качественного расследования преступлений вполне мыслимо и при традиционной (бумажной) форме, поскольку констатируется весьма слабая зависимость от изменения внешних форм, не затрагивающих непосредственно саму содержательную часть деятельности по досудебному расследованию. Безусловно, имеются отдельные индикаторы, в отношении которых можно прогнозировать реальные сдвиги, в частности это касается достижения разумных сроков досудебного расследования. Вместе с тем познавательная деятельность, которая является ключевой в структуре деятельности должностного лица органа досудебного расследования МВД Республики Казахстан, остается неизменной, не зависит от формата документооборота.

Внедрение цифровизации в работу органов досудебного расследования МВД Республики Казахстан сопровождается не только изменением организационно-правового характера, но и значимыми психологическими факторами, которые могут отразиться на функционировании должностных лиц. В практической деятельности встречаются факты, указывающие на элементы возможного отторжения «электронной среды» досудебного производства со стороны сотрудников, в особенности имеющих значительный опыт работы с бумажными носителями. Кроме того, имеются подтверждения тому, что отношение к электронным документам (как оригиналам) психологически иное, нежели к бумажным носителям: снижается степень внимательности к прочтению текста, меньшая степень восприятия его как оригинала документа, в отличие от бумажного аналога.

1. Шульгин Е.П. Правовые и организационные основы деятельности органов досудебного расследования МВД Республики Казахстан, осуществляющих производство в электронном формате: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 262 с.

2. Андреева О.И. К вопросу о перспективах развития уголовного процесса в условиях цифровизации общественных отношений // Судебная реформа в современной России: результаты, проблемы и перспективы: сб. матер. Междунар научно-практ. конф., посвященной 100-летию Кубанского государственного университета. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. С. 11-18.

3. Можаева И.П., Шульгин Е.П. Соотношение уголовно-процессуальной формы и электронного досудебного производства (по материалам Республики Казахстан) // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12. № 2 (44). С. 255-260.

4. Качалова О.В., Цветков Ю.А. Электронное уголовное дело - инструмент модернизации уголовного судопроизводства // Российское правосудие. 2015. № 2. С. 95-101.

5. Александров А.С., Андреева О.И., Зайцев О.А. О перспективах развития российского уголовного судопроизводства в условиях цифровизации // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С. 199-207.

6. Аубакирова А.А. Цифровизация уголовного процесса // Юридический вестник кубанского государственного университета. 2019. № 1. С. 41-43.

7. Брянская Е.В. Цифровизация и процесс доказывания по уголовному делу в свете концепции современных ученых // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2020. № 2 (47). С. 75-81.

8. Головко Л.В. Цифровизация в уголовном процессе: локальная оптимизация или глобальная революция? // Вестник экономической безопасности. 2019. № 1. С. 15-25.

9. Ануфриева Е.А., Омельченко Т.В. Основные направления цифровизации уголовного процесса в России // Проблемы получения и использования доказательственной и криминалистически значимой информации: сб. матер. Междунар научно-практ. конф. Симферополь, 2019. С. 4-5.

1. Shul'gin E.P. Pravovy'e i organizacionny'e osnovy' deyatel'nosti organov dosudeb-nogo rassledovaniya MVD Respubliki Kazaxstan, osushhestvlyayushhix proizvodstvo v e'lektronnom formate: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2021. 262 s.

2. Andreeva O.I. K voprosu o perspektivax razvitiya ugolovnogo processa v usloviyax cifrovizacii obshhestvenny'x otnoshenij // Sudebnaya reforma v sovremennoj Rossii: rezul'taty', problemy' i perspektivy': sb. mater. Mezhdunar nauchno-prakt. konf., po-svyashhennoj 100-letiyu Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta. Krasnodar: Kuban-skij gosudarstvenny'j universitet, 2020. S. 11-18.

3. Mozhaeva I.P., Shul'gin E.P. Sootnoshenie ugolovno-processual'noj formy' i e'lek-tronnogo dosudebnogo proizvodstva (po materialam Respubliki Kazaxstan) // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2021. T. 12. № 2 (44). S. 255-260.

4. Kachalova O.V., Czvetkov Yu.A. E'lektronnoe ugolovnoe delo - instrument moderniza-cii ugolovnogo sudoproizvodstva // Rossijskoe pravosudie. 2015. № 2. S. 95-101.

5. Aleksandrov A.S., Andreeva O.I., Zajcev O.A. O perspektivax razvitiya rossijskogo ugolovnogo sudoproizvodstva v usloviyax cifrovizacii // Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta. 2019. № 448. S. 199-207.

6. Aubakirova A.A. Cifrovizaciya ugolovnogo processa // Yuridicheskij vestnik kubanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 1. S. 41-43.

7. Bryanskaya E.V. Cifrovizaciya i process dokazy'vaniya po ugolovnomu delu v svete koncepcii sovremenny'x ucheny'x // Vestnik Sankt-Peterburgskoj yuridicheskoj akade-mii. 2020. № 2 (47). S. 75-81.

8. Golovko L.V. Cifrovizaciya v ugolovnom processe: lokal'naya optimizaciya ili glo-baFnaya revolyuciya? // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2019. № 1. S. 15-25.

9. Anufrieva E.A., Omel'chenko T.V. Osnovny'e napravleniya cifrovizacii ugolovnogo processa v Rossii // Problemy' polucheniya i ispol'zovaniya dokazatel'stvennoj i kriminalisticheski znachimoj informacii: sb. mater. Mezhdunar nauchno-prakt. konf. Simferopol', 2019. S. 4-5.

Информация об авторе

Шульгин Евгений Петрович. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических наук.

Карагандинская академия МВД Республики Казахстан имени Баримбека Бейсенова. 100009, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Ермекова, д. 124

Information about the author

Evgeny P. Shulgin. Associate Professor of the Department of Criminal Procedure. Candidate of Legal Sciences.

Karaganda Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Barimbek Beisenov.

100009, Republic of Kazakhstan, st. Ermekova 124.

Статья поступила в редакцию 27.07.2022; одобрена после рецензирования 19.10.2022; принята к публикации 01.11.2022.

The article was submitted July 27, 2022; approved after reviewing october 19, 2022; accepted to the writing of the article for publication november 1, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.