ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОКРАЩЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА
Н.А. Кузнецова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-2-11-15
Аннотация. В настоящее время бюджет Российской Федерации испытывает колоссальное давление от западных санкций, сталкиваясь со значительными валютными рисками. В 2022 году Российская экономика столкнулась с беспрецедентными санкциями против финансово-экономического сектора. США и странами Запада введены серьезные ограничения на операции с российскими финансовыми учреждениями, а также заморожены финансовые активы России во многих странах. В исследовании предпринята попытка научного анализа и критического осмысления валютных рисков в системе финансово-экономической безопасности России.
Ключевые слова: валютные риски, экономическое развитие, финансовая безопасность, экономическая безопасность, развитие государства, развитие предприятий, финансовая устойчивость.
Вопрос управления валютными рисками, особенно в условиях пандемии Covid-19, является актуальным как для зарубежных, так и для российских ученых. В результате обработки многих литературных и статистических данных по этому вопросу проведено исследование [5, с. 16].
В связи с непредсказуемым характером пандемии Covid-19 и кризиса, вызванного этой пандемией, ощущается нехватка научных работ, которые комплексно учитывали бы и всесторонне характеризовали глобальную картину, давали эффективные рекомендации для стран с различным экономическим развитием в отдельности.
Среди них экономические потрясения, вызванные пандемией, отразились на обменном курсе рубля, который с начала 2021 года был относительно волатильным по отношению к доллару. Центральный банк начал прямые интервенции, что позволило укрепить обменный курс рубля, но не надолго. В последнее, в связи с санкциями, приток иностранной валюты уменьшился, что вызвало негативные ожидания в обществе и привело к значительной девальвации рубля [6, с. 62].
Материалы и методы исследования. Российская Федерация долгое время копила валютные резервы. Это валютные ре-
зервы ЦБ РФ на сумму около 640 миллиардов долларов, половина из которых оказались заморожены странами Запада. Санкции против ЦБР означают, что он не может получить доступ к этим резервам, хранящимся за границей, и не может легко обменять свои внутренние резервы на международных рынках [2].
Рыночный ВВП страны - это ее ВВП, конвертированный в глобальную валюту, такую как доллар США. Хотя есть и другие способы измерения ВВП, когда речь идет о мировой торговле и инвестициях, а также об экономической мощи, значение имеет рыночная ставка.
Рыночный ВВП России в 2021 году составил 1,65 триллиона долларов США, что достаточно, чтобы сделать ее 11 -й по величине экономикой в мире после Южной Кореи. Если мы грубо конвертируем предполагаемый ВВП России за 2021 год к 24 марта 2022 года, валютные курсы, а не средний обменный курс, использовавшийся в прошлом году, и сравним его с таблицей рыночного ВВП за 2021 год, рейтинг изменится, и Россия опустится на 22-е место, опустившись на между Тайванем и Польшей.
Это падение, вероятно, занижено. В то время как падающий рубль снижает об-
менный курс ВВП России по отношению к доллару США, ее слабеющая экономика напрямую снижает ВВП в рублях. И изоляция России подорвет ее экономическую конкурентоспособность, еще больше увеличив экономический разрыв в среднесрочной перспективе [3].
Эта ситуация существенно ограничивает возможности России укрепить курс рубля, использовать свои средства для погашения части своего долга или оплаты импорта.
Еще одна проблема, с которой сталкивается российское правительство, - это банковские санкции, которые блокируют возможность России конвертировать свои средства в иностранную валюту, ограничивая их использование.
Но также необходимо отметить, что для снижения влияния санкций, в настоящее время Банк России планирует использовать широко распространенные альтернативные механизмы инвестирования, которые применяются на рынках Китая и Индии, что оказало положительное влияние на динамику их экономической активности» [7, с. 13].
Кроме того, необходимо отметить, что особо актуальным направлением в развитии финансов мировой экономики, является развитие различных криптовалют. Развитие цифровых криптовалют - это объективный фактор, который является общепризнанным трендом. Соответственно нашей стране необходимо получить должные компетенции, для того, чтобы не оказаться отстающей страной.
Результаты исследования и их обсуждение. Отмечая среди преимуществ Цифрового рубля - безопасность и устойчивость платежей, финансовую стабильность, эффективность трансграничных платежей и повышение их доступности, большинство центральных банков еще не определились с тем, какую экономическую модель можно использовать в качестве основы для цифровых валют.
Фактически можно предложить три основные модели:
- прямой расчет (модель квазикоммерческого банка). Цифровой рубль выпускается и управляется центральным банком. В
этом случае центральный банк, в отличие от двухуровневой финансовой системы, вступает в прямую связь с экономическими агентами (физическими и юридическими лицами), обслуживает розничные платежи и ведет реестр всех операций, то есть выполняет расчетные функции коммерческий банк;
- гибридная модель обслуживания. Предполагается, что розничные платежи обрабатываются коммерческим банком, а центральный банк ведет реестр транзакций и обеспечивает техническую безопасность платежей. При таком подходе двухуровневая финансовая система страдает меньше, но возникает вопрос, в каких случаях кошельки потребителей хранятся у центрального банка, а в каких - у коммерческого банка;
- посредническая модель (квазибезналичная модель расчетов). Согласно этой теории, цифровая валюта центральных банков рассматривается как новое средство транспортировки денег, своего рода альтернатива безналичным платежам. При этом коммерческие банки сохраняют все преимущества безналичных денежных средств: как механизм перевода через реестры коммерческого банка, так и возможность отслеживания платежей. В этой модели привязка валюты к центральному банку носит скорее маркетинговый характер и направлена на повышение доверия населения к новому платежному инструменту.
В зависимости от особенностей пользователей существует два основных варианта реализации Цифрового рубля [9, с. 163]:
- розничная Цифровой Рубль - валюта, доступная широкому кругу пользователей, включая розничные продажи;
- оптовая торговля - это валюта, доступная ограниченному кругу пользователей (профессиональных участников рынка и кредитных организаций).
Классификация цифровых валют, построенная на инфраструктуре цифровой монеты, также предлагает построить модель цифрового рубля.
Какое бы направление не было выбрано, оно предполагает детальную проработку маркетинговой составляющей. Чтобы
цифровой рубль был интересен участникам финансового рынка, он должен выполнять четкие и предсказуемые экономические функции и не вступать в прямое противоречие с двухуровневой финансовой системой государства.
Наконец, для открытого обсуждения преимуществ и рисков цифрового рулевого управления важно ответить на вопрос, будет ли Цифровой Рубль использоваться только на внутреннем рынке или в трансграничных расчетах. От этого зависит часть правовых рисков, связанных с реструктуризацией регулирования внешнеэкономической деятельности, а также изменением режима валютного регулирования и контроля.
По мнению исследователей, «выпуск Цифрового Рубля одним государством окажет влияние не только на экономику страны-эмитента, но и на международную экономику в целом. В частности, шоки в экономике страны-эмитента будут иметь большее воздействие на экономику стран, с которыми страна-эмитент наиболее связана. Проникновение монеты в денежное обращение других стран вызовет сокращение экономической свободы финансовых регуляторов этих стран. В результате местные центральным банкам потребуется в два раза активнее реагировать на инфляцию и другие процессы в стране [1, с. 168].
Кроме того, при введении цифрового рубля в систему межгосударственных расчетов может возникнуть принципиально новая задача - придание цифровой валюте свойств единой расчетной единицы на уровне межгосударственных союзов. И в этой ситуации правовая реструктуризация архитектуры цифрового рубля будет крайне затруднена.
Вышеуказанные вопросы позволяют определить отправные точки, на которых должна строиться концепция цифрового рубля. Но в первую очередь важно определить, какие преимущества Россия видит для себя в этом инструменте. Большинство проектов цифровых валют реализуются в странах с высоко цифровым обществом и высоким потенциалом для инноваций. Работа с розничными цифровыми валютами более активна в странах, где больше не-
формальный сектор экономики. Очевидно, что, несмотря на заметную цифровизацию российской финансовой системы, ее теневой сектор экономики крайне незначителен. В связи с этим было бы ошибкой полагать, что при выпуске цифрового рубля Центральный банк России сможет переложить свои услуги на частный сектор.
Создавая Цифровой Рубль, ЦБ должен решить, чего он хочет в итоге - новой денежной или платежной системы. Для платежной системы достаточно разрешить частным лицам выпускать стейблкоины. В то время как денежная система может быть реализована в странах с развитыми финтехами и сложным доступом к банковским счетам.
В отчете Банка России «Цифровой рубль: отчет для общественных консультаций» предложены четыре модели цифрового рубля [10, с. 68].
Модель А соответствует традиционной двухуровневой финансовой модели. Центральный банк выпускает цифровой рубль, открывает банкам кошельки для межбанковских расчетов и операций. Данная модель не позволяет рассматривать цифровой рубль как розничный инструмент и не дает дополнительных преимуществ банкам и пользователям. И по этой причине он был отклонен центральным банком.
Модель Б заключается в том, что Банк России открывает и обслуживает электронные кошельки пользователей (компаний и физических лиц). Помимо контроля за безопасностью кошельков, берет на себя контроль и кассовое обслуживание. Эта система исключает коммерческие банки из расчетов и ложится тяжелым бременем на мегарегулятор в плане обслуживания кошельков физических лиц. Тем не менее, в то же время у этой модели есть одно несомненное преимущество - большинство расчетов между физическими лицами будет осуществляться под строгим контролем Банка России. А быстро введенная поддержка цифрового рубля (например, путем начисления процентов за пользование и т.д.) обеспечит контролируемый баланс цифровых наличных и безналичных средств.
Модель С отличается тем, что коммерческие банки выступают в качестве посредников между центральным банком, выпускающим деньги, и пользователями. Они инициируют открытие клиентами электронных кошельков и осуществление расчетов по ним. Проблема, однако, в том, что данная модель предполагает детальное и полное разделение компетенций и обязанностей центрального банка и коммерческих банков по открытию, ведению счетов, обеспечению безопасности платежей и контролю ПОД/ФТ.
Модель Б предполагает, что центральный банк создает и обслуживает кошельки коммерческих банков, а сами банки открывают кошельки клиентов и осуществляют по ним платежи. В данном случае именно коммерческие несут ответственность за безопасность платежей, ПОД/ФТ, качество платежных приложений и т.д. Данная модель намного выгоднее для банков, чем модель С, так как за ними закреплены достаточно четкие и прозрачные функции финансового контроля над пользователями. Однако внедрение этой системы неизбежно вызовет радикальное перераспределение сил на финансовом рынке: малые и средние банки не смогут конкурировать с технологически сильными кредитными организациями в борьбе за рынок цифровых кошельков, а конкуренция с центральный банк - для рынка розничных платежей в безналичном порядке [4, с. 164].
Между тем есть основания говорить о том, что в ближайшее время Банк России приступит к реализации либо модели С, либо модели Б. Это связано с тем, что современная российская банковская система просто не может себе позволить обрушить рынок нефинансовых активов. наличные платежи и банковские депозиты в связи с некоторой стагнацией рынка и снижением объема денежных потоков.
В условиях пандемии пользователей гораздо больше интересует надежность бан-
ка, чем доходность их дебиторской задолженности. В связи с этим в случае появления цифрового рубля, обеспеченного обязательствами ЦБ, коммерческие банки рискуют остаться без денежных вкладов и потерять большие объемы безналичных расчетов и их обслуживания. В этом случае велик риск обрушить экономику коммерческих банков и значительно уменьшить размер прибыли, получаемой от обслуживания счетов физических и юридических лиц, выдачи кредитов и т.д. Принимая во внимание эти обстоятельства, Банк России не видят возможности полностью исключить коммерческие банки из системы обращения цифрового рубля [8, с. 233].
В рамках модели С их функциональность видится в обеспечении технических функций, а в рамках модели Б - в придании им статуса активного участника этого оборота. Непонятно, однако, как будет распределяться ответственность между участниками этого рынка и какие конечные преимущества цифровой рубль даст непосредственно коммерческим банкам. В настоящее время Банк России не дает ответов на эти вопросы.
Выводы. Ключевой функционал коммерческих банков в сфере цифровизации по-прежнему остается официально-оперативным обеспечением оборота цифрового рубля. Внедрение этой новой функции, несомненно, будет стимулировать развитие финансовых технологий и усилит конкуренцию между технологически продвинутыми банками. Но пока неясно, какой экономический эффект эта работа будет иметь для банков.
Также важно обратить внимание на то, что какая бы модель цифрового рубля ни была выбрана, России придется столкнуться с необходимостью пересмотра всей системы рисков и разработки новых технологий информационной безопасности в части предотвращения атак на операторов и собственников цифровых кошельков.
Библиографический список
1. Алешина Ю.С. Анализ экономической безопасности и валютного контроля в Российской Федерации / Ю.С. Алешина, Д.А. Петреева // Форум молодых ученых. - 2019. - №11 (29). - С. 165-170.
2. Бондаренко А.М. Методика совершенствования технико-технологической составляющей экономической безопасности / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, А.Н. Головко, В.П. Скворцов // International Agricultural Journal. - 2021. - №5. - С. 372-391. DOI:10.24412/2588-0209-2021-10380.
3. Бондаренко А.М. Экономическая безопасность государства на основе цифровой трансформации предприятий аграрного сектора / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, О.Н. Афанасьева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. DOI: 10.24411/2413-046Х-2021-10597.
4. Едранова К.П. Генезис развития цифрового рубля в Российской Федерации // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2021. - № 2-1. - С. 161-165.
5. Кирюшкина Д.А. Валютный контроль, как важный аспект в обеспечения экономической безопасности России // Фокус знаний. - 2019. - № 1 (1). - С. 12-17.
6. Кочергин Д.А. Цифровые валюты центральных банков: опыт внедрения цифрового юаня и развитие концепции цифрового рубля / Д.А. Кочергин // Russian Journal of Economics and Law. - 2022. - Т. 16. - № 1. - С. 51-78.
7. Крутиков В.К. Трансформации финансово-валютной системы: отечественный и зарубежный подходы / В.К. Крутиков, М.В. Якунина, С.В. Шаров // Вестник Калужского университета. - 2021. - №1 (50). - С. 12-14.
8. Кузнецов, Д. С. Совершенствование осуществления валютного контроля в целях обеспечения экономической безопасности государства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №5-1 (44). - С. 232-235.
9. Непарко М.В. Анализ валютного контроля, осуществляемого таможенными органами России, как составная часть экономической безопасности государства / М.В. Непарко, А.Е. Радаев // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - №34 (2). - С. 160-164.
10. Ростовщикова Е.Е. Валютный контроль в системе обеспечения экономической безопасности государства // Экономические науки. - 2019. - №172. - С. 67-70.
DIGITALIZATION AS A TOOL TO REDUCE CURRENCY RISKS IN THE SYSTEM OF FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
N.A. Kuznetsova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)
Abstract. The budget of the Russian Federation is currently under enormous pressure from Western sanctions, facing significant foreign exchange risks. In 2022, the Russian economy faced unprecedented sanctions against the financial and economic sector. The United States and Western countries have introduced serious restrictions on transactions with Russian financial institutions, as well as frozen financial assets of Russia in many countries. The study attempts to scientifically analyze and critically analyze currency risks in the system of Russia's financial and economic security.
Keywords: currency risks, economic development, financial security, economic security, state development, enterprise development, financial stability.