Научная статья на тему 'Цифровизация как фактор трансформации управления региональными экономическими системами'

Цифровизация как фактор трансформации управления региональными экономическими системами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1103
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / REGIONAL ECONOMIC SYSTEM / MANAGEMENT SYSTEM / FINANCIAL AND ECONOMIC INSTRUMENTS / MANAGEMENT TRANSFORMATION / DIGITALIZATION / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

Влияние научно-технического прогресса становится определяющим в развитии сложных социально-экономических систем. Ввиду того, что экономика региона является сложной многоэлементной формой организации национального хозяйства на определенной локальной территории, динамизм изменений внешней среды и обмен информацией приобретают большое значение при принятии рациональных и научно обоснованных решений тактического и стратегического уровня. Финансово-экономические инструменты определяют возможности экономических агентов по внедрению цифровых технологий в определенные виды деятельности. Преимущество получают высокодоходные отрасли экономики, в которых свободная ликвидность может быть направлена на системное перевооружение производства. Предмет исследования - цифровые технологии, применяемые в управлении экономикой региона на различных уровнях. Цели работы - выявить эффекты трансформации управления региональными экономическими системами в условиях цифровой экономики, определить основные направления влияния на хозяйственные процессы в субъектах Российской Федерации, охарактеризовать эффективные инструменты внедрения цифровых решений в экономическую систему региона. Методы исследования - формально-логические, моделирование, моделирование социально-экономических процессов. Сделаны выводы о том, что трансформация управленческих систем, осуществляемая во всех базовых отраслях материального производства и сектора услуг, взаимосвязана с управлением на уровне региона. Поэтому необходимо формирование эффективных взаимосвязей между уровнями системы управления региональной экономикой, которые обеспечат сопоставимые темпы роста и системность инновационного процесса. Целесообразно рассматривать трансформацию управления на уровнях «предприятие - отрасль - регион», поскольку прослеживается прямая зависимость между финансово-экономическими результатами и темпами технологического перевооружения отраслей как основных интегральных характеристик качества реализуемых управленческих решений. Эффективными финансово-экономическими инструментами внедрения цифровых технологий в экономику региона являются программно-целевой подход, направленный на достижение системы показателей инновационного развития отраслей, инвестиционные проекты на основе многостороннего участия в целях диссипации рисков, которые могут реализовываться в рамках кластерных и сетевых объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A FACTOR OF MANAGEMENT TRANSFORMATION FOR REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

The influence of scientific and technological progress becomes decisive in the development of complex socio-economic systems. Due to the fact that the regional economy is a complex multi-element form of organization of the national economy on a certain local territory, the dynamism of changes in the external environment and the exchange of information are of great importance in making rational and scientifically based decisions at the tactical and strategic level. Financial and economic instruments determine the ability of economic agents to implement digital technologies in certain types of activities. The advantage is given to high-yield sectors of the economy, in which free liquidity can be directed to the systematic re-equipment of production. The subject of the research is digital technologies used in managing the region’s economy at various levels. The purpose of the work is to identify the effects of transformation of management of regional economic systems in the digital economy, to determine the main directions of influence on economic processes in the subjects of the Russian Federation, to characterize effective tools for implementing digital solutions in the economic system of the region. The research methods are formal and logical, modeling, modeling of socio-economic processes. It is concluded that transformation of management systems carried out in all basic sectors of material production and the service sector is interrelated with regional management. Therefore, it is necessary to form effective relationships between the levels of the regional economy management system, which will ensure comparable growth rates and consistency of the innovation process. It is advisable to consider the transformation of management at the levels of “enterprise - industry - region”, since there is a direct relationship between financial and economic results and the pace of technological re-equipment of industries as the main integral characteristics of the quality of implemented management decisions. Effective financial and economic tools for implementing digital technologies in the region’s economy are a program-oriented approach aimed at achieving a system of indicators of innovative development of industries, investment projects based on multilateral participation in order to dissipate risks that can be implemented within the framework of cluster and network associations.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как фактор трансформации управления региональными экономическими системами»

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-91-101 УДК 338.43(045) JEL Q57, 053, P25

Цифровизация как фактор трансформации управления региональными экономическими системами

М. С. Оборин

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г В. Плеханова; Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова

Пермь, Россия http:/orcid.org/0000-0002-4281-8615

АННОТАЦИЯ

Влияние научно-технического прогресса становится определяющим в развитии сложных социально-экономических систем. Ввиду того, что экономика региона является сложной многоэлементной формой организации национального хозяйства на определенной локальной территории, динамизм изменений внешней среды и обмен информацией приобретают большое значение при принятии рациональных и научно обоснованных решений тактического и стратегического уровня. Финансово-экономические инструменты определяют возможности экономических агентов по внедрению цифровых технологий в определенные виды деятельности. Преимущество получают высокодоходные отрасли экономики, в которых свободная ликвидность может быть направлена на системное перевооружение производства. Предмет исследования — цифровые технологии, применяемые в управлении экономикой региона на различных уровнях. Цели работы — выявить эффекты трансформации управления региональными экономическими системами в условиях цифровой экономики, определить основные направления влияния на хозяйственные процессы в субъектах Российской Федерации, охарактеризовать эффективные инструменты внедрения цифровых решений в экономическую систему региона. Методы исследования — формально-логические, моделирование, моделирование социально-экономических процессов. Сделаны выводы о том, что трансформация управленческих систем, осуществляемая во всех базовых отраслях материального производства и сектора услуг, взаимосвязана с управлением на уровне региона. Поэтому необходимо формирование эффективных взаимосвязей между уровнями системы управления региональной экономикой, которые обеспечат сопоставимые темпы роста и системность инновационного процесса. Целесообразно рассматривать трансформацию управления на уровнях «предприятие — отрасль — регион», поскольку прослеживается прямая зависимость между финансово-экономическими результатами и темпами технологического перевооружения отраслей как основных интегральных характеристик качества реализуемых управленческих решений. Эффективными финансово-экономическими инструментами внедрения цифровых технологий в экономику региона являются программно-целевой подход, направленный на достижение системы показателей инновационного развития отраслей, инвестиционные проекты на основе многостороннего участия в целях диссипации рисков, которые могут реализовываться в рамках кластерных и сетевых объединений. Ключевые слова: региональная экономическая система; система управления; финансово-экономические инструменты; трансформация управления; цифровизация; технологии

Для цитирования: Оборин М. С. Цифровизация как фактор трансформации управления региональными экономическими системами. Экономика. Налоги. Право. 2020;13(3):91-101. DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-91-101

© Оборин М. С., 2020

ORIGINAL PAPER

Digitalization as a Factor of Management Transformation for Regional Economic Systems

M. S. Oborin

Perm Institute (branch) of PLekhanov Russian University of Economics;

Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov

Perm, Russia

http:/orcid.org/0000-0002-4281-8615

ABSTRACT

The influence of scientific and technological progress becomes decisive in the development of complex socio-economic systems. Due to the fact that the regional economy is a complex muLti-eLement form of organization of the national economy on a certain local territory, the dynamism of changes in the external environment and the exchange of information are of great importance in making rational and scientifically based decisions at the tactical and strategic Level. Financial and economic instruments determine the ability of economic agents to implement digital technologies in certain types of activities. The advantage is given to high-yieLd sectors of the economy, in which free Liquidity can be directed to the systematic re-equipment of production. The subject of the research is digital technologies used in managing the region's economy at various LeveLs. The purpose of the work is to identify the effects of transformation of management of regional economic systems in the digitaL economy, to determine the main directions of influence on economic processes in the subjects of the Russian Federation, to characterize effective tools for implementing digital solutions in the economic system of the region. The research methods are formaL and LogicaL, modeLing, modeLing of socio-economic processes. It is concluded that transformation of management systems carried out in all basic sectors of material production and the service sector is interreLated with regionaL management. Therefore, it is necessary to form effective reLationships between the LeveLs of the regional economy management system, which will ensure comparable growth rates and consistency of the innovation process. It is advisabLe to consider the transformation of management at the LeveLs of "enterprise - industry - region", since there is a direct reLationship between financiaL and economic resuLts and the pace of technoLogicaL re-equipment of industries as the main integraL characteristics of the quaLity of impLemented management decisions. Effective financial and economic tools for impLementing digitaL technoLogies in the region's economy are a program-oriented approach aimed at achieving a system of indicators of innovative development of industries, investment projects based on multilateral participation in order to dissipate risks that can be impLemented within the framework of cLuster and network associations. Keywords: regionaL economic system; management system; financiaL and economic instruments; management transformation; digitaLization; technoLogies

For citation: Oborin M. S. Digitalization as a factor of management transformation for regional economic systems. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2020;13(3):91-101. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2020-13-3-91-101

ВВЕДЕНИЕ

Развитие региональных экономических систем зависит от уровня производительных сил и состояния экономической безопасности и характеризуется возможностью обеспечивать воспроизводственный процесс без дотационной поддержки федерального центра. Цифровые технологии оказывают ключевое влияние на интенсификацию производства и сферы услуг, но в то же время требуют значительных финансовых вложений и несут риски, которые могут возникать вследствие существенной трансформации производственного цикла, изменения в нем роли отдельных элементов ресурсного потенциала (материальных

ресурсов, персонала, существующих технологий и т.д.). В связи с этим эффективность изменений зависит от применяемых финансово-экономических инструментов внедрения цифровых решений в региональную экономическую систему.

Региональная экономическая система представляет собой относительно обособленную территориально-производственную структуру, характеризующуюся:

• относительно законченным циклом воспроизводства;

• сформированной отраслевой структурой;

• узкой специализацией, сформированной на основе экономического потенциала, которого

недостаточно для удовлетворения потребностей населения в услугах и товарах;

• уровнем социально-экономического развития, определяющим место в системе национальной экономики;

• инструментальной платформой реализации стратегии и инноваций.

Недостаточность ресурсного обеспечения и системного производства региональных экономических систем обуславливает необходимость развития механизмов, направленных на компенсацию имеющихся воспроизводственных разрывов. В первую очередь это финансово-экономические инструменты, приводящие в действие межрегиональные и межотраслевые связи, способствующие включению в процесс нескольких территорий.

Внутренние процессы связаны с цикличностью отраслей экономики, которые в целом соответствуют макроэкономической динамике.

В научной литературе проблемам развития региональных экономических систем посвящено значительное количество работ, что подчеркивает актуальность настоящего исследования.

Первая группа научных трудов рассматривает особенности, факторы и направления развития региональных экономических систем. В частности, заслуживает внимания концепция регионального роста, основанная на сочетании классических положений теории экономического развития и процессов регионального воспроизводства, где основным движущим механизмом выступает межфирменная кооперация. Можно отнести данную концепцию к сетевому подходу, поскольку он направлен на анализ существующих цепочек создания добавленной стоимости на основе достижения экономических и рыночных преимуществ участниками цепи.

Вторая группа работ посвящена формированию направлений эффективного использования цифровых технологий в развитии экономики региона, повышении прибыльности и конкурентоспособности продукции, качественном улучшении процессов обслуживания. В научных трудах предложены направления экономического роста на основе циф-ровизации производственных, управленческих и сервисных процессов.

В третьей группе исследований анализируется влияние цифровых технологий на системы управления различных уровней (предприятие, отрасль, регион) и обосновывается возникновение положительного экономического эффекта от внедрения

программных цифровых решений в производственный цикл.

На основании вышеприведенного можно сделать выводы об особенностях развития систем управления региональной экономикой в цифровой среде:

• объединяются разноплановые данные о состоянии финансово-производственной сферы в единой цифровой информационной среде, позволяющей принимать обоснованные стратегические и тактические решения на уровне регионального правительства, министерств и ведомств;

• внедрение цифровых технологий оказания информационных и социальных услуг населению существенно повышает прозрачность рыночных и социальных процессов, способствует повышению качества жизни и устранению административных барьеров и ограничений в различных сферах жизнедеятельности;

• повышаются темпы интенсификации производства и управления на различных уровнях, способствуя интеллектуализации труда, улучшению навыков и компетенций.

ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

В условиях возрастающего влияния научно-технического прогресса на динамику производственных процессов и интенсивность развития экономических агентов и отраслей целесообразно рассмотреть цифровизацию в качестве трансформационного фактора, влияющего на управление.

Цифровизация выбрана в качестве определяющего фактора трансформации управления региональными экономическими системами вследствие ряда ее преимуществ:

1) применяется принципиально новый подход к организации и управлению производственным циклом, где человеку отводится роль второстепенного участника, контролирующего соблюдение технологических параметров системы;

2) информационно-аналитическая база данных о состоянии финансово-экономических процессов организации производства и полученных результатах оперативно реагирует на изменения в виде сценарных альтернатив развития ситуации;

3) концептуальные изменения в социальных процессах и оказании базовых услуг становятся персонифицированными, их качество улучшается благодаря технологиям реального времени, вы-

Система управления

-m-

Внутренние факторы

Прибыль, технологии, кадры)

Маркетинг, бюджет, планирование

Качество, объем, инновации

Ж

Объекты управления регионом

Производство (отрасли экономики)

Распределение (рынки)

Потребление (экспорт, импорт)

1

Внешние факторы

Инвестиции, законы, программы

Интеграция (сети, кластеры), кооперация

Параметры эффективности системы управления

Система показателей оценки

4

Корректировка целей и стратегии

Рис. 1 / Fig. 1. Факторная модель управления региональными экономическими системами / A factor model of management of regional economic systems

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

сокой скорости и возможности моделирования состава услуг в зависимости от личных предпочтений;

4) достигается высокий экономический эффект, получаемый от внедрения инновационных технологий в производственный цикл, который прослеживается на всех этапах подготовительного, основного и сопутствующих процессов;

5) происходят изменения темпов развития субъектов бизнес-среды и ускорение информационного и транзакционного обмена.

Система управления региональной экономикой зависит от множества факторов (рис. 1).

В настоящем исследовании рассмотрим процесс цифровизации с точки зрения трансформации таких элементов региональной системы управления, как оказание государственных услуг.

Степень влияния различных факторов на систему управления региональными экономическими системами еще недавно зависела от макроэкономических и геополитических условий,конкурентной среды. В настоящий момент цифровизация служит основой инновационных процессов в бизнес-среде,

определяя содержание и длительность конкурентных преимуществ, направления сотрудничества на уровне субъекта страны, степень вовлеченности в сетевое взаимодействие различных отраслевых субъектов: науки, образования, банковской системы.

Значимость цифровизации заключается в том, что на ее основе можно решать прикладные задачи, стоящие перед экономической системой регионов. Объективная необходимость развития цифровых систем в экономике региона обусловлена направлениями цифровой трансформации систем управления региональными экономическими системами в части:

• бизнес-среды. Отрасли экономической деятельности, имеющие основной целью извлечение максимальной прибыли, представлены крупным и средним бизнесом, транснациональными корпорациями, которые обладают необходимыми финансово-экономическими ресурсами для системного технологического перевооружения производства, внедрения непрерывного инновационного процесса;

• оказания услуг социального характера. Внедрение цифровых технологий в медицину, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, влияя на качество, скорость, экономию ресурсов и контроль затрат и повышая качество и доступность социальных услуг, положительно воздействует на качество и уровень жизни, способствуя снижению социальной напряженности в регионе;

• муниципального и регионального управления. Технологии обеспечения обратной связи с населением при оказании услуг государственного и муниципального управления устраняют административные барьеры, повышая прозрачность условий ведения финансово-хозяйственной деятельности и развития бизнес-среды, оптимизируя условия деятельности малого и среднего бизнеса на региональных рынках.

Масштабность трансформации имеет не только положительные эффекты, но и несет определенные риски, связанные с внутренней перестройкой бизнес-процессов и изменением роли человеческого фактора, создавая новую открытую и прозрачную модель финансово-хозяйственной деятельности.

Повышение качества государственного и муниципального управления на основе цифровых технологий является одной из стратегических задач государства. Нормативно-правовыми документами установлены два основных направления деятельности в данной сфере:

• удовлетворение потребностей населения и предпринимательства. Основными целями цифровых технологий в государственном управлении и оказании государственных услуг являются улучшение качества жизни и формирование благоприятного бизнес-климата, обеспечение прозрачности деятельности, устранение барьеров и коррупции между экономическими агентами и чиновниками;

• координация взаимодействия по развитию цифровой экономики между странами, входящими в объединения (БРИКС и т.п.), в целях обеспечения сопоставимых темпов развития систем управления на различных уровнях и формирования общей стратегии в ключевых сферах сотрудничества.

Планируемыми эффектами, получаемыми от применения цифровых технологий, являются рост финансово-экономических и социальных показателей в территориальном и отраслевом разрезе, сформированная система мониторинга оценки

эффективности цифровизации государственного и муниципального управления, научно-теоретическая модель цифровизации государственного управления на различных уровнях, позволяющая решать задачи различной сложности в сфере социально-экономического развития регионов.

В докладе Всемирного банка «Цифровое правительство 2020: перспективы для России» отмечается, что Российская Федерация достигла значительного прогресса в осуществлении концепции электронного правительства, предусматривающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме параллельно с другими каналами. Кроме того, созданы многофункциональные центры и Единый портал государственных услуг; сформирована система межведомственного электронного взаимодействия.

В течение шести лет функционирует Система межведомственного электронного взаимодействия органов власти (далее — СМЭВ). Осуществляется проект по замене бумажных уведомлений электронными сообщениями при сохранении юридической значимости информации, получаемой гражданами. Среди положительных мер следует отметить запрет органам государственной власти и местного самоуправления требовать документы и информацию от граждан и юридических лиц при предоставлении государственных услуг, которые находятся в распоряжении других органов государственной власти и местного самоуправления.

С 2016 г. подобный запрет был установлен для органов государственного контроля (надзора) при организации и проведении проверок. Органы государственного контроля (надзора) не имеют права требовать от юридических лиц и предпринимателей документов, доступ к которым можно получить с помощью СМЭВ. В рамках развития межведомственного информационного взаимодействия с 1 февраля 2018 г. стало возможным обеспечение кредитных организаций документами, хранящимися в МВД России, Росреестре, ФНС России, ФССП России, ФАС России, Росстате, Пенсионном фонде, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, что уменьшает нагрузку на заявителей. В настоящее время отделы СМЭВ предоставляют по запросу кредитных организаций около 20 документов и информации в электронном виде. В то же время внимание обращается также на очень слабый уровень оказания многих электронных услуг из-за отсутствия единства между мерами по

Управление в сфере государственных услуг

Электронное правительство

Ф

Интеграция рабочих процессов

Технологическая осуществимость

Государственные закупки

Оптимизация процессов производства

Цифровая среда и инфраструктура

Интеграция методов в систему контроля

Персональные доступы к информации (налоги и т.п)

Рис. 2 / Fig. 2. Трансформация управления в сфере государственных услуг / The transformation of governance in the public services

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

цифровизации и имеющимися административными положениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время Российская Федерация переживает «переходный» период от электронного правительства, когда при оценке эффективности государственного управления особое внимание уделялось адаптации государственных услуг к нуждам некоторых категорий граждан, к этапу трансформации управления в сфере государственных услуг, когда особое внимание обращается на обеспечение открытости, прозрачности и качества управления и взаимодействия (рис. 2).

Приоритетными целями СМЭВ является максимальный переход на безбумажный оборот внешних и внутренних процессов, реинжиниринг администрирования для улучшения результативности и продуктивности деятельности.

Другое направление трансформации региональных систем управления имеет целью сохранение конкурентоспособности регионального промышленного производства в условиях цифровой среды.

Актуальность внедрения цифровых технологий в управление промышленным производством региона обусловлено:

1) динамизмом и качеством обработки данных. Количественные показатели производства, финансов, маркетинга интегрируются в системах сопровождения управленческого процесса. Субъекты экономической деятельности, которые не смогут эффективно интегрироваться в данный процесс, лишаются права на принятие рациональных решений и получение оперативных сведений о внешней и внутренней среде финансово-хозяйственной деятельности;

2) системностью перехода к цифровым технологиям, что влияет на производственный цикл. Более четкое планирование и распределение материальных и человеческих ресурсов снижает затраты и увеличивает прибыль производителей. Автоматизация ручного труда и переход к промышленным роботам меняют представление о многих профессиях и способствуют снижению численности персонала, росту требований к его квалификации

Производственный цикл

Основной персонал

Цифровые компетенции

Оборудование

Объемы и качество продукции

<н>

Технологии

Процессы

Результат — выпуск продукции

Система управления

Персонал управления

Инновационная стратегия

Показатели оценки и стандарты

Рис. 3 / Fig. 3. Влияние цифровых технологий на управление промышленным производством в цифровой среде региона / Influence of digital technologies on industrial production management in the digital environment of the region

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

и навыкам работы с цифровыми технологиями и оборудованием, постоянному саморазвитию. Контроль производственного цикла в цифровой среде уменьшает ущерб от вредных условий труда для человека, повышает качество продукции;

3) моделированием производственного цикла посредством цифровых технологий и контролем за соблюдением запланированных параметров производственного процесса, что оказывает влияние на итоговое качество продукции и способствует увеличению ее количества, становясь значительным преимуществом в конкурентной среде.

Формирование цифровой среды должно осуществляться на всех уровнях управления промышленным производством, включая информационно-аналитические системы, обмен локальными и региональными данными. Влияние цифровых технологий на управление промышленным производством осуществляется по нескольким ключевым направлениям (рис. 3).

Особенностью развития технологической среды промышленного предприятия является изменение подхода к трудовым и управленческим компетенциям, который заключается в эволюции

требований ко многим специальностям. Рассматриваемый процесс можно представить как смену приоритетов ручного труда и непосредственного участия в производственном процессе на контрольно-управленческие функции, требующие инновационных решений, постоянного саморазвития и адаптации применяемых инноваций в трудовой деятельности, умений работы с цифровым оборудованием и техникой. Можно охарактеризовать формирующийся подход как интеллектуализацию труда производственного и управленческого персонала промышленных предприятий.

Активное применение цифровых технологий в экономике позволяет определять приоритетные направления деятельности в секторе промышленного производства, требующие государственного содействия для увеличения положительного эффекта и снижения негативных последствий.

Основные направления влияния цифровых технологий на системы управления промышленным производством приведены в таблице.

В контексте структурных преобразований реального сектора и структурной модификации рынка труда одним из самых перспективных направ-

Таблица / Table

Направления влияния цифровых технологий на системы управления промышленным производством / Directions of influence of digital technologies on industrial production management systems

Направления влияния / Areas of influence Экономический и производственный эффект / Economic and production effect Ограничения / Limitations

1 Интернет вещей и для вещей / Internet of Things and for things Рост рентабельности использования ресурсного потенциала; повышение производительности труда; снижение стоимости продукции, улучшение качественных характеристик; сетевой эффект (логистика, проектный опыт); формирование новых бизнес-моделей; инновационные компетенции; рост научного потенциала Потеря работы для неквалифицированных работников; взлом, «цифровые атаки», утечки данных конкурентам; потеря контроля; сложность обработки многослойных данных

2 Цифровая среда осуществления трудовой деятельности («умное производство», «умный офис» и др.) / Digital work environment ("smart production", "smart office", etc.) Развитие человеческого потенциала; интеллектуализация труда; повышение прозрачности и качества процессов; улучшение мобильности; улучшение качества принятия управленческих решений; развитие сценарного планирования производства Наблюдение, раскрытие личной и производственной информации; риск обрушения при авариях в системах электроснабжения и связи; повышенный уровень уязвимости к кибератакам

3 Робототехника и искусственный интеллект / Robotics and artificial intelligence Целесообразные решения, основанные на данных; меньшая субъективность; устранение «нерациональной избыточности»; преобразование бюрократических структур; оптимизация затрат; устранение посредников Зависимость от энергии; потеря рабочих мест; взлом / киберпреступность; «конфликт с алгоритмом»

4 bD-печать / 3D printing Сжатие цикла «разработка- производство»; легкость в изготовлении сложных деталей; появление новых услуг и рабочих мест; уменьшение затрат за счет оптимизации логистики Увеличение количества отходов и воздействия на окружающую среду; сокращение количества рабочих мест в отрасли; оборот опасных предметов

5 Система больших данных, распределенные вычисления / Big data system ("Big Data"), distributed computing Оптимальность принятия решений; рост рынка электронной коммерции и услуг; результативность бизнес-моделей производства Увеличение количества манипуляций; разграничение пользователей (закрытые платформы и приложения); искажения информации

Источник/Source: составлено автором / compiled by the author.

лений введения цифровых технологий является интернет вещей (Internet of Things — IoT) и его сегмент — промышленный интернет (Industrial Internet of Things — IIoT), посредством которых предприятия превращаются в открытые системы с интегрированными операционными и информационными

технологиями. В то же время все производственные цепочки включены в единое информационное пространство — от разработки и производства до продаж и обслуживания, что обеспечивает увеличение результативности труда за счет сокращения капитальных и трудовых затрат. Ожидается, что

благодаря введению IIoT сократится время простоя оборудования на 10%, уменьшатся расходы на техническое обслуживание и предотвратятся сбои оборудования. Впечатляют оценки ожидаемого вклада промышленного интернета в мировую экономику. Так, в отчете Мирового экономического форума (Digital Transformation Initiative) обозначено, что к 2030 г. вклад промышленного интернета в мировую экономику составит 14 трлн долл. США.

В России цифровизация экономики осуществляется в двух формах:

1) целевые государственные программы;

2) инвестиционные проекты и разработки компаний — лидеров в различных видах деятельности.

Эффективность инструментов цифровой экономики подтверждается высокой конкурентоспособностью продукции, произведенной в рамках программ кластерного развития в различных сферах экономики, высокими темпами роста финансово-экономических показателей корпораций, связанных с государственным проектным финансированием. В нашей стране согласно подсчетам «Ростелекома» введение IIoT в реальный сектор экономики через 4-5 лет даст экономический эффект в 0,8-1,4 трлн руб. вследствие увеличения производительности труда на 10-25% и снижения затрат на 10-20%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цифровизация определяет вектор социально-экономического развития страны и направления трансформации систем управления регионами.

Трансформация систем управления в цифровой среде подразумевает:

• эффективные взаимосвязи в системе «предприятие — отрасль — регион» на основе сопоставимых темпов технологической модернизации, системного инновационного процесса и обмена финансово-экономическими и прогнозными данными;

• изменение производственного цикла в направлении контроля и выполнения этапов на основе «умных» технологий, в котором человек занимает контролирующую и обслуживающую функции;

• модернизацию системы образования и формирования кадровой политики, направленной на непрерывность профессиональной подготовки, рост интеллектуализации труда управленческого и основного персонала;

• внедрение принципа цифровизации по умолчанию как платформы безбумажного сопровождения административных, управленческих, организационных функций в сфере государственных услуг;

• развитие социальной направленности циф-ровизации государственного и муниципального управления, внедрение общественного контроля, мониторинга, оценки показателей эффективности цифровых технологий для целевых аудиторий регионов;

• формирование цифровой безбарьерной рыночной среды, оптимизирующей выполнение финансовых, налоговых обязательств без личного обращения к государственным служащим;

• внедрение цифровых платформ управления социально-экономическими процессами на основе объединения значительных массивов данных о регионе, включая торговые сервисы, электронные биржи, информационно-аналитические центры.

Эффективность и результативность цифро-визации зависят от рационально применяемых финансово-экономических инструментов. Результаты реализации упомянутых подходов смогут существенно повлиять на региональные экономические системы, обеспечить высокую доходность отраслей основной специализации, формирующих ВРП, создать новые рабочие места. Стратегическое развитие субъектов Российской Федерации в настоящее время основывается на приоритете государственного целевого проектного финансирования, которое также может быть связанным с деятельностью лидирующих технологических компаний. Имеет место взаимосвязь финансово-экономических инструментов, т.е. продолжается процесс формирования единой инструментальной платформы, которая способна обеспечить высокие конкурентные позиции региональных производителей на мировом и отечественном рынках.

Положительным эффектом трансформации управления региональными экономическими системами являются снижение материальных и трансакционных затрат, высокие темпы улучшения социально-экономических показателей развития субъектов страны. Негативными последствиями могут быть рост безработицы, усиление неравенства регионов вследствие технологического отставания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., Костень Д. Г., Воробьев Ю. Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки, - 2017.- Т. 10.- № 3.- С. 9-25.- ISSN 2304-9774.

2. Бабанова Ю. В., Орлов В. М., Антонян Р. С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2018.- Т. 216.- № 6.- С. 61-66.- ISSN 1990-5297.

3. Беляев В. И., Оськина О. А. Концептуальная модель оценки результатов экономического роста и экономического развития регионов в процессах формирования цепочек добавленной стоимости: теория и методология // Экономика. Профессия. Бизнес.— 2018. — № 9.- С. 58-67.- ISSN 2413-8584.

4. Грибанов Ю. И., Репин Н. В. Обзор перспектив применения новых методов и инструментов управления в эпоху цифровой экономики. Развитие менеджмента в условиях перехода к цифровой экономике / Материалы X Всероссийской научно-практической конференции.— 2017.- С. 33-37.

5. Курбанова З. К. Особенности управления проектами в условиях цифровизации экономики России // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2019.— № 11.- С. 8897. - ISSN 2078-5852.

6. Морева Е. Л. Проблемы перехода к цифровой экономике: зарубежные рецепты и российские альтернативы // Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — № 9. - С. 95-104.-ISSN 2070-1361.

7. Мухопад В. И., Устинова Л. Н. О современной роли цифровых технологий в управлении экономикой и промышленностью. Экономика и менеджмент в условиях цифровизации: состояние, проблемы, форсайт. Труды научно-практической конференции с международным участием. Под ред. А. В. Бабкина. — 2017.- С. 99-119.

8. Никишова М. И. Перспективы применения технологий искусственного интеллекта в корпоративном управлении в условиях перехода к цифровой экономике // Управленческие науки в современном мире.— 2018.- Т. 1.— № 1.- С. 233-237.- ISSN 2304-022X.

9. Попов И. В., Киселева М. М., Толочко И. А. Влияние цифровых технологий на бизнес-процессы предприятия // УЭПС: управление, экономика, политика, социология.— 2019. — № 8.- С. 52-64.-ISSN 2412-2025.

10. Сапир Е. В. Интеграционная модель российского региона: методологические основы, этапы формирования. // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2016.- Т. 26. — № 6.-С. 65-74.- ISSN 2412-9593.

11. Стефанова Н. А., Мурсалимов Д. А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Актуальные вопросы современной экономики. — 2018. — № 3.- С. 44-47.- ISSN 2311-4320.

REFERENCES

1. Babkin A. V., Burkaltseva D. D., Kosten D. G., Vorobyov Yu. N. Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems. Scientific and technical Bulletin of the Saint Petersburg state Polytechnic University. Economics. 2017;10(3):9-25. (In Russ.).

2. Babanova Yu.V., Orlov V. M., Antonyan R. S. Flexible enterprise management technologies in the conditions of digitalization of the economy. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Proceedings of the Volgograd state technical University. 2018;216(6):61-66. (In Russ.).

3. Belyaev V. I., Oskina O. A. Conceptual model for evaluating the results of economic growth and economic development of regions in the processes of forming value chains: theory and methodology. Ekonomika. Professiya. Biznes = Economy. Profession. Business. 2018;(9):58-67. (In Russ.).

4. Gribanov Yu.I., Repin N. V. Review of prospects for applying new management methods and tools in the digital economy era. Development of management in the conditions of transition to the digital economy / Materials of the X all-Russian scientific and practical conference. 2017:33-37. (In Russ.).

5. Kurbanova Z. K. Features of project management in the conditions of digitalization of the Russian economy. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tekhnologii = Theory and practice of service: economy, social sphere, technologies. 2019;(11):88-97. (In Russ.).

6. Moreva E. L. Problems of transition to the digital economy: foreign recipes and Russian alternatives. Gos-udarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik = Public administration. Electronic Bulletin. 2018;(9):95-104. (In Russ.).

7. Mukhopad V. I., Ustinova L. N. On the modern role of digital technologies in economic and industrial management. Economics and management in the conditions of digitalization: state, problems, foresight. Proceedings of the scientific and practical conference with international participation. A. V. Babkin, ed. 2017:99-119. (In Russ.).

8. Nikishova M. I. Prospects for the use of artificial intelligence technologies in corporate governance in the transition to the digital economy. Upravlencheskie nauki v sovremennom mire = Management Sciences in the modern world. 2018;1(1):233-237. (In Russ.).

9. Popov I. V., Kiseleva M. M., Tolochko I. A. Influence of digital technologies on business processes of an enterprise. UEPS: upravlenie, ekonomika, politika, sociologiya = UEPS: management, Economics, politics, sociology. 2019;(8):52-64. (In Russ.).

10. Sapir E. V. Integration model of the Russian region: methodological foundations, stages of formation. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo» = Bulletin of Udmurt University. Series "Economics and law". 2016;26(6):65-74. (In Russ.).

11. Stefanova N. A., Mursalimov D. A. Digital economy and its role in managing modern socio-economic relations. Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki = Current issues of the modern economy. 2018;(3):44-47. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Матвей Сергеевич Оборин — доктор экономических наук, кандидат географических наук, доцент, профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала), Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологиче-ский университет им. ак. Д. Н. Прянишникова; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Сочинский государственный университет, Пермь, Россия recreachin@rambler.ru

ABOUT THE AUTHOR

Matvey S. Oborin — Dr. Sci. (Tech.); Cand. Sci. (Geog.), Assoc. Prof., Prof of Department of Economic Analysis and Statistics at Perm Economics Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics; Prof. of Department of World and Regional Economy and Economics, Perm State National Research University; Prof. of Department of Management at Perm State Agrarian Technological University; Prof. of Department of Management and Technilogies in Tourism and Service at Sochi State University; Perm, Russia recreachin@rambler.ru

Статья поступила 10.02.2020; принята к публикации 15.04.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The article was received 10.02.2020; accepted for publication 15.04.2020. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.