Научная статья на тему 'Цифровизация как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономикина мировых рынках'

Цифровизация как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономикина мировых рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2090
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Елена Борисовна, Орехова Елена Александровна

В современном мире важнейшим направлением повышения экономической эффективности и конкурентоспособности страны на мировых рынках является опережающее развитие высокотехнологичной промышленности. Научные и практические исследования в сфере цифровой экономики ведутся на постоянной основе и необходимы для углубления и развития технологий, а также для повышения эффективности российской экономики. Проблема развития цифровой экономики и внедрения технологий остается активно обсуждаемой, так как единая теоретико-методологическая база исследования данного направления только формируется и до конца не проработана. В данной статье рассматриваются основные перспективы и направления развития цифровой экономики, а также анализируются проблемы восстановления экономического роста российской экономики. Систематизируются преимущества цифровой экономики, способствующие повышению конкурентоспособности страны на мировых рынках. На основе экспертных исследований делается предположение, что для развития внутреннего производственного рынка России благоприятные условия создает электронная торговля, способствуя совершенствованию конкурентной среды и делового климата. Цифровая логистика способствует более оперативному реагированию на изменение запросов и ожиданий клиентов, упрощая сложные цепочки поставок. Моделирование экологических систем с комплексной автоматизацией и роботизацией приведут к безотходной экономике с высокой конкурентоспособностью на международной арене. Делается вывод о необходимости активного сотрудничества с международными организациями и аналитическими центрами в теоретической и практической областях, а также изучения возможностей технологий, способствующих экономическому развитию и инновациям как на уровне отдельной взятой отрасли, так и в масштабе национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A FACTOR OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY IN THE GLOBAL MARKET

The article argues that the most important aspect of increasing economic effi ciency and competitiveness of a country on world markets is the priority development of high-tech industries. Theoretical and practical research in the digital economy is conducted on an ongoing basis and is necessary to improve the understanding of digital technology as well as to boost the effi ciency of the Russian economy. The problem of the development of digital economy and introduction of digital technology remains actively discussed though a unifi ed theoretical and methodological base of the research in this area is only being established and has not yet been fully worked out. The article discusses major prospects and directions for the development of digital economy, analyzes the problems of stimulating economic growth in Russia, and systematizes the advantages that digital economy adds to the country's competitiveness in the world markets. Based on expert research it is suggested that electronic commerce creates favorable conditions for the development of internal production market in Russia and contributes to the improvement of competitive environment and business climate. Digital logistics speeds up response to changing requests and expectations of customers and streamlines complex supply chains. Building ecological systems with integrated automation and robotization will lead to a wastefree economy with high competitiveness in the international market. It is concluded that it is imperative to actively cooperate with international organizations and think tanks in theoretical and practical areas, as well as explore the potential of technologies that contribute to economic development and innovation both at sectoral and national levels.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономикина мировых рынках»

29 -♦

Elena Borisovna Larina,

PhD in Economics,

associate professor of the department of economic theory, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Elena Aleksandrovna Orekhova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of economic theory, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.24:004.9

Елена Борисовна Ларина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Елена Александровна Орехова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

4¿а» lenasar@yandex.ru

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ

В современном мире важнейшим направлением повышения экономической эффективности и конкурентоспособности страны на мировых рынках является опережающее развитие высокотехнологичной промышленности. Научные и практические исследования в сфере цифровой экономики ведутся на постоянной основе и необходимы для углубления и развития технологий, а также для повышения эффективности российской экономики. Проблема развития цифровой экономики и внедрения технологий остается активно обсуждаемой, так как единая теоретико-методологическая база исследования данного направления только формируется и до конца не проработана. В данной статье рассматриваются основные перспективы и направления развития цифровой экономики, а также анализируются проблемы восстановления экономического роста российской экономики. Систематизируются преимущества цифровой экономики, способствующие повышению конкурентоспособности страны на мировых рынках. На основе экспертных исследований делается предположение, что для развития внутреннего производственного рынка России благоприятные условия создает электронная торговля, способствуя совершенствованию конкурентной среды и делового климата. Цифровая логистика способствует более оперативному реагированию на изменение запросов и ожиданий клиентов, упрощая сложные цепочки поставок. Моделирование экологических систем с комплексной автоматизацией и роботизацией приведут к безотходной экономике с высокой конкурентоспособностью на международной арене. Делается вывод о необходимости активного сотрудничества с международными организациями и аналитическими центрами в теоретической и практической областях, а также изучения возможностей технологий, способствующих экономическому развитию и инновациям как на уровне отдельной взятой отрасли, так и в масштабе национальной экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика, электронная торговля, цифровые технологии, цифровизация, мировой рынок, конкурентоспособность.

DIGITALIZATION AS A FACTOR OF IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY IN THE GLOBAL MARKET

The article argues that the most important aspect of increasing economic efficiency and competitiveness of a country on world markets is the priority development of high-tech industries. Theoretical and practical research in the digital economy is conducted on an ongoing basis and is necessary to improve the understanding of digital technology as well as to boost the efficiency of the Russian economy. The problem of the development of digital economy and introduction of digital technology remains actively discussed though a unified theoretical and methodological base of the research in this area is only being established and has not yet been fully worked out. The article discusses major prospects and directions for the development of digital economy, analyzes the problems of stimulating economic growth in Russia, and systematizes the advantages that digital economy adds to the country's competitiveness in the world markets. Based on expert research it is suggested that electronic commerce creates favorable conditions for the development of internal production market in Russia and contributes to the improvement of competitive environment and business climate. Digital logistics speeds up response to changing requests and expectations of customers and streamlines complex supply chains. Building ecological systems with integrated automation and robotization will lead to a waste-free economy with high competitiveness in the international market. It is concluded that it is imperative to actively cooperate with international organizations and think tanks in theoretical and practical areas, as well as explore the potential of technologies that contribute to economic development and innovation both at sectoral and national levels.

Keywords: digital economy, e-commerce, digital technologies, digitalization, global market, competitiveness.

Активное развитие цифровых технологий с начала XXI в. произошло на основе процессов глобализации и информационной революции. Цифрови-зация бизнеса и процессов управления выступает важнейшим фактором деятельности субъектов рынка, причем цифровая трансформация проникает во все уровни, сектора и отрасли экономики. На современном этапе институциональная структура трансформационного общества имеет свои особенности и требует формирования и внедрения цифровой экономики, что в настоящее время представляет собой актуальную задачу.

Развитие инновационно-активных кластеров является важнейшим направлением повышения конкурентоспособности и эффективности российской экономики. Для успешного развития этого направления необходима реализация современной концепции «Индустрия 4.0», внедрение инфраструктурных проектов как системных интеграторов и коммуникаторов экономики, а также формирование институтов развития (Указ Президента РФ от 01.12.2016 N° 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»).

Сбалансированная, научно обоснованная, структурная макроэкономическая политика является одним из основных инструментов реструктуризации и процесса формирования цифровой экономики и «новой промышленности». Информация является основным ресурсом как в обществе, так и в процессах хозяйствования. Люди преобразуют ее в знания, а социально-экономические отношения переносятся в сетевое пространство. Основными направлениями в сфере цифровой трансформации экономики и промышленности выступают: активное использование технологий искусственного интеллекта, внедрение интернета вещей, роботизация, использование цифровой интеллектуальной платформы [1].

На пути в «умный» мир повсеместное распространение сенсорных технологий, высокоскоростные соединения и обмен знаниями приведут к беспрецедентному росту и созданию дополнительной стоимости. Данные станут неисчерпаемым ресурсом. Интеллектуальные технологии будут решать, как будет трансформироваться и передаваться ценность данных. Сетевые соединения будут переносить большие массивы данных, способствовать обмену данными и сделают процесс создания стоимости более интеллектуальным.

Термин «цифровая экономика» используют экономисты, политики, юристы, часто не придавая ему истинного значения. Буквально «цифровая экономика» означает хозяйственную деятельность общества с использованием электронных средств. Экономисты под ним понимают исполнение добавленной стоимости при помощи электронных технологий. Вместо термина «цифровая экономика» (digital economy) можно встретить также «цифро-номика», «интернет-экономика», «веб-экономика». Ученые сходятся в том, что лучше употреблять термин «интернет-экономика», так как товар или услуга доводятся до потребителя с использованием

интернета или сами компании работают в интернете. С одной стороны, это удобно, так как открыть бизнес стало проще: не нужно арендовать офисы, платить заработную плату рабочим и т.д. С другой стороны, уменьшается количество рабочих мест.

Доход на инвестиции в цифровые технологии в долгосрочном периоде в 6-7 раз превышает доходы на инвестиции в нецифровые активы, а использование интеллектуальных технологий в управлении традиционными отраслями может максимально увеличить сопутствующий эффект цифровизации. Переход на цифровые технологии осуществляется как на уровне отдельных компаний, так и в масштабе отрасли в целом. Речь идет об использовании широкополосных каналов связи, облачных технологий, больших данных, искусственного интеллекта и интернета вещей (1оТ) - все это ключевые возможности цифровой трансформации. Внедрение технологий повышает производительность и стимулирует инновации. В результате это приводит к улучшению предложения на рынке, чтобы соответствовать спросу и в дальнейшем удовлетворять постоянно растущие потребности покупателей. В конечном счете цифровые технологии в целом стимулируют и поддерживают ускоренное развитие экономики.

Большие данные также уравновешивают спрос и предложение, используются в качестве интеллектуального рычага, оптимизирующего структуру. Каждое соединение, имеющее способность к восприятию, подобно нефтеперерабатывающим заводам, которые собирают, перемещают и перерабатывают данные, а затем пересылают их источнику запроса для дальнейшей «очистки» и повторного использования. Этот цикл будет основополагающим явлением в новом мире.

Для максимальной реализации сопутствующих эффектов цифровой экономики необходимо участие нескольких сторон, в том числе правительства. Экономический потенциал цифровых технологий огромен, однако наблюдаются некоторые проблемы с воплощением в реальность новых возможностей эффективной производительности. Перед лидерами и правительствами стран встает задача создания благоприятной среды для цифровых компаний. Иными словами, необходимо создать благоприятную инфраструктуру и институты, привлекать физических и юридических лиц через интернет и стимулировать развитие цифрового предпринимательства. Это требует от правительств работы с широким кругом заинтересованных сторон, гражданами, технологическими компаниями, образовательными учреждениями, поставщиками инфраструктурных решений и предпринимателями.

Необходимость перехода к интернет-экономике приводит к возникновению новых субъектов для управления уже существующими институтами. Новые обязанности появляются не только у государства в эпоху цифровизации, но и у электронно-сетевых институтов, которые созданы реализовывать новые возможности. Такими институтами прежде всего являются электронная демократия, электронное правительство, политический краудсорсинг и др.

31 -♦

Электронное правительство - это так называемая возможность прямого общения с населением, бизнесом, общественными организациями, интеллектуальными сетями. Самым крупным проектом, реализованным в рамках программы, является сайт по оказанию государственных услуг. Данный портал обеспечивает физическим и юридическим лицам доступ к государственным и муниципальным услугам в РФ, предоставляя их в электронной форме. Перечень доступных услуг разнообразен и затрагивает различные сферы жизнедеятельности общества - от предоставления записи в медицинское учреждение до проверки налоговых задолженностей. Этот список услуг ежегодно пополняется, и совершенствуется доступ. Данный интернет-портал позволяет людям быстро и в любое время реализовать свои потребности за счет информационных услуг, благодаря чему в стране развивается информационное общество [6].

Еще одним глобальным институтом регулирования информационной отрасли выступает электронная демократия - это применение средств связи, в первую очередь интернета, для укрепления демократических процессов. Другими словами, это вовлечение населения во все сферы жизнедеятельности посредством сетевых коммуникаций.

Помимо социальных сетей, возникают другие электронно-сетевые институты, такие как политический краудсорсинг. Он направлен на привлечение населения для решения общезначимых задач. Такое участие является добровольным и проходит без асимметрии информации [12]. Здесь необходимо тесное взаимодействие правительства и граждан, поскольку предложенные инициативы должны тщательным образом фильтроваться и дополняться. В России в качестве пилотного краудсорсинга используется онлайн-платформа общественной экспертизы и доработки закона «Об образовании». Платформа является открытым сетевым сообществом, где участники (эксперты, работники образования, родители и др.) оставляют свои идеи и предложения.

Таким образом, развитие цифровой экономики позволяет государству открывать новые возможности, реализация которых возможна только посредством формирования электронных институтов, являющихся предметом регулирования информационного рынка [10].

В настоящее время цифровая экономика прочно утвердилась в качестве основного драйвера глобального роста. Инвестиции в цифровые технологии больше не ограничиваются элитной группой «высокотехнологичных» экономик, сегодня они вкладываются в развитые и развивающиеся экономики и приносят прибыль. Лидеры и правительства отдельных стран хотят понять, каким образом извлечь максимальную выгоду от цифровизации на благо своих граждан. Они стремятся трансформировать традиционные экономические структуры и аналоговые предприятия в последовательные, динамичные, инновационные цифровые локомотивы экономического развития, которые будут способствовать дальнейшему росту во всем мире [13].

В 2016 г. совокупная стоимость цифровой экономики по всему земному шару составила 11,5 трлн долл. США, или 15,5% мирового ВВП. Выдающиеся показатели цифровой экономики в основном объясняются развитием интернета, ориентированного на потребителя. Согласно прогнозам, к 2025 г. промышленной интернет существенно увеличит объемы, а различные отрасли по всему свету будут демонстрировать высокий уровень цифровизации и интеллектуальной обработки данных. Ожидается, что к тому времени цифровая экономика продолжит расти и составит до 24,3% мирового ВВП [9].

На практике концепцию «Цифровая экономика» успешно реализуют Швеция, Норвегия, Дания, Южная Корея и др. Россия входит в топ-5 с лучшим темпом роста показателя цифровизации, но основательно о цифровой экономике заговорили в РФ только в 2018 г., при этом регулирование и правоприменение в этой области находятся пока еще на недостаточном уровне.

Для того чтобы понять уровень развития цифровой экономики в России, следует обратиться к международным рейтингам. «Индекс развития информационно-коммуникационных технологий» показывает состояние глобального развития ИКТ. Рейтинг IDI-2017 возглавляет Исландия, далее две страны Тихоазиатского региона и шесть стран Европы, где на протяжении многих лет наблюдается высокий уровень инвестиций в ИКТ и инноваций в этой области. РФ в данном рейтинге занимает 45-ю позицию (рис. 1).

По версии другого рейтинга ООН «Индекс развития электронного правительства - 2018», Россия поднялась с 35-го на 32-е место и вошла в группу стран с « Very Н^»-индексом с 0,75 при максимальном значении 1. Также оценивался уровень развития e-government development в 40 городах. Первое место в данном рейтинге заняла Москва (рис. 2). Индекс локальных онлайн-сервисов оценивался по предоставляемым онлайн-сервисам и проектам, которые привлекают граждан к электронному участию в инициативах с помощью порталов [8].

В рейтинге «Индекс кибербезопасности 2017 года», разработанном Международным союзом электросвязи, Россия вошла в десятку лидеров, обогнав такие технологичные страны, как Япония, Норвегия и Южная Корея. Минкомсвязь России последовательно выступает за необходимость выработки правил по борьбе с киберпреступностью, призывает все государства к широкому сотрудничеству в области информационной безопасности и защиты ИКТ-инфраструктуры. Информационная безопасность также является важной частью подготовленной Минкомсвязью России программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [7].

Несмотря на то что страны с развитой экономикой, как правило, являются более развитыми в области цифровизации, некоторые развивающиеся экономики совершают настоящий прорыв. Из 50 стран цифровая экономика составила 18,4% ВВП в развитых странах по сравнению с 10,0% в

Рис. 1. Место России в международных рейтингах цифровой экономики

Rank City Tots! indicators Technology indicators Content provision Indicators Service provision indicators Participation and engagement indicators

1 Moscow 55 10 26 11 9

1 Cape Town 53 10 26 11 7

2 Tallinn 53 11 26 12 5

4 London 51 10 25 11 Б

4 Paris 51 11 24 S 9

6 Sydney 50 11 21 12 7

7 Amsterdam 4 9 3 25 10 6

7 Seoul 49 П 25 6 S

9 Rome 4fi 11 25 Й 5

9 Warsaw 4S 11 25 7 6

И Helsinki 47 10 24 7 7

11 Istanbul 47 6 24 12 6

Рис. 2. Индекс локальных онлайн-сервисов 2018 г.

развивающихся. Однако ведущие развивающиеся страны, в том числе Малайзия, Чили и Китай, сопоставимы со странами с развитой экономикой по накоплению и использованию цифровых активов; они на своем примере показывают пользу от инвестирования в цифровые активы на любой стадии развития. Даже в наименее цифровизованных странах цифровая экономика составляет значительную часть ВВП, что свидетельствует о повсеместном распространении цифровых технологий в современной мировой экономике. Это связано с тем, что даже страны, в которых технологический производственный сектор является несущественным, все активнее используют широкополосные каналы связи, извлекают выгоду из облачных серверов и готовятся к следующей волне технического прогресса.

Восстановление планомерного роста российской экономики является одной из центральных

задач правительства нашей страны. При этом в текущем году в России после двух с половиной лет падения экономики будет иметь место экономический рост, который, по разным оценкам, составит от 1,9 до 2,2% годовых.

Ускоренное развитие цифровых технологий требует дополнительных инвестиций и квалифицированных кадров, а также необходимого повышения инновационной активности компаний [2].

Ядром развития цифровой экономики является индустрия информации. Для обеспечения цифрови-зации других секторов она должна расти темпами, опережающими рост экономики в целом, и к 2030 г. может достигнуть 4,6% ВВП (в 2017 г. - 3,6%).

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрен рост внутрен-

33 —♦

них затрат на развитие цифровой экономики не менее чем в три раза до 2024 г. Это требует увеличения затрат на исследования и разработки (ИиР), связанные с цифровыми технологиями, почти в 9 раз, а затрат на технологические инновации - почти в 6 раз к 2030 г. в постоянных ценах. Повышение финансирования науки должно сопровождаться трехкратным увеличением численности исследователей, занятых в сфере цифровых технологий.

Оценивая вклад цифровизации в темпы роста добавленной стоимости отдельных секторов экономики, следует отметить, что в значительной мере рост будет связан с повышением эффективности производства. Процессы автоматизации и роботизации, сопровождающиеся кардинальным обновлением основных средств, будут приводить к снижению доли вклада фактора труда в экономический рост при одновременном росте вклада капитала практически по всем секторам экономики [5]. Развитие цифровой инфраструктуры в первую очередь может сказаться на увеличении темпов роста финансового сектора, транспортного и строительного комплексов. Оценки также показывают, что цифровизация положительно повлияет на эффективность обрабатывающих отраслей (в наибольшей степени - химической промышленности и машиностроения).

При условии достижения необходимых объемов инвестиций цифровизация станет одним из ключевых факторов экономического роста. К 2030 г. рост ВВП будет более чем наполовину связан с цифро-визацией и обеспечен не только за счет развития индустрии информации, но и в результате повышения эффективности и конкурентоспособности других секторов экономики. Так, в целом за период с 2017 по 2030 г. вклад индустрии информации в рост ВВП составит почти 4%, а цифровизации секторов экономики - около 30%.

Для качественного перехода необходимо создание прочной фундаментальной базы знаний и навыков, которая должна обеспечить высококвалифицированную подготовку молодых специалистов. Но многие опасаются, что большая часть населения останется без работы; эксперты, в свою очередь, утверждают, что такого не произойдет, если персонал вовремя будет приобретать продвинутые навыки [3]. Кадры должны представлять некий гибрид инженера-конструктора, инженера-технолога, разработчика моделей, финансиста и экономиста.

Эксперты считают целесообразным дать следующие рекомендации федеральным органам законодательной и исполнительной власти:

• Выделять разделы финансирования по развитию цифровой экономики в государственных программах. Такие разделы могут включать разработку и внедрение новых технологий, разработку новых ПО, а также внедрение их в производство. Финансирование необходимо сделать максимально открытым, для того чтобы бизнес мог проследить, доходят ли до них необходимые технологии.

• Обеспечить единство государственных федеральных и региональных информационных систем: например, сделать это на платформе системы распределенных ситуационных центров органов государственной власти.

• Практиковать создание специальных регулятивных площадок для апробации инновационных технологий, продуктов и услуг.

• Создать сквозную автоматизацию всех основных производственно-экономических процессов.

• Создать центры компетенций, на основе которых будет происходить внедрение принципов индустрии 4.0.

• Содействовать внедрению в практику отечественных инжиниринговых компаний современного программного обеспечения в области цифрового проектирования и моделирования (CAD/CAE/ MES& ERP/BIM), разработанного с учетом принципов комплексного проектирования на базе EPC/ EPCM стандартов.

• Стимулировать предприятия по производству продуктов нового поколения.

• Разработать механизмы и форматы участия научного сообщества в реализации программы «Цифровая экономика».

• Стимулировать ведущие компании в сфере цифровых технологий заключать соглашения с вузами о прохождении практики студентами по внедрению цифровых технологий на деле.

• Объединять усилия федеральных органов власти и научных организаций для совместной разработки и обновления методов, алгоритмов, моделей в сфере стратегического планирования и прогнозирования.

• Обеспечить эффективное участие государства, предпринимательского сообщества и гражданского общества в процессах формирования глобальной экосистемы цифровой экономики и глобального цифрового пространства.

Для развития внутреннего производственного рынка России благоприятные условия создает электронная торговля. Она же способствует совершенствованию конкурентной среды и делового климата в торговле. Цифровая логистика будет способствовать более оперативному реагированию на изменение запросов и ожиданий клиентов, упростить сложные цепочки поставок. Моделирование экологических систем с комплексной автоматизацией и роботизацией приведут к безотходной экономике с высокой конкурентоспособностью на международной арене.

Россия глобально подошла к вопросу о переходе к цифровой экономике сравнительно недавно, поэтому государству многое предстоит сделать в этом направлении. В международных рейтингах РФ постепенно улучшает свои позиции. Распределение уровня цифровизации по федеральным округам постепенно выравнивается, но все же лидерами остаются такие города, как Москва, Казань, Санкт-Петербург, поскольку большая часть финансовых, административных, кадровых, социальных ресур-

сов интегрированы там с инновационной инфраструктурой. Главной задачей остается определение и устранение законодательных барьеров и выстраивание современного законодательства с учетом опыта технологически развитых стран [4].

Стратегически важной задачей является создание цифровых платформ управления экономикой, которые, помимо создания основы будущих инноваций, способны обеспечить опережающее развитие России, стремящейся к достижению уровня передовых стран. Необходимо обеспечить поддержку стартапов, развивать новые, инновационные предприятия, которые будут ориентированы на международные рынки и смогут остаться жизнеспособными в условиях глобальной цифровой конкуренции, введение сквозной автоматизации всех основных производственно-экономических отношений, а также мобилизовать знания через обмен и создать новые рабочие места в высокотехнологичных отраслях. Все эти направления не могут быть достигнуты без целевого вмешательства государства, поэтому необходимо создание органов, которые смогут осуществлять контроль за реализацией программы «Цифровая экономика» на всех уровнях и секторах экономики, а электронно-сетевые институты смогут реализовывать новые возможности.

Таким образом, важность цифровых технологий для современной экономики неоспорима. Во всем мире, в каждой отрасли и каждой компании люди оцифровывают то, чем занимаются. Каждый день создаются все новые цифровые активы: разрабатываются новые приложения, функции, идеи - все это делает нас более быстрыми и эффективными, наша жизнь становится безопаснее, для общества открываются новые рубежи инноваций. Это многообразие маленьких цифровых шагов вперед, собранное воедино, оказывает серьезное влияние на экономику в целом. Чтобы избежать неопределенностей в будущем, необходимо активно сотрудничать с международными организациями и аналитическими центрами в теоретической и практической об-

ластях. Важно изучать возможность технологий способствовать экономическому развитию и инновациям как на уровне отдельной взятой отрасли, так и в масштабе национальной экономики.

1. Бетелин В.Б. Цифровая экономика: навязанные приоритеты и реальные вызовы // Государственный аудит. Право. Экономика. 2017. № 3-4. С. 22-25.

2. Бийчук А.Н. Цифровая трансформация бизнеса в современной экономике // Экономическая среда. 2017. № 2 (20). С. 14-16.

3. Водяненко О.И. Воздействие глобализации на социальную экономику // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 11-15.

4. Еремейчук К.Ю. Цифровая экономика - будущее России // Аллея науки. 2017. № 14. С. 419-422.

5. Жукова Е.Б. Развитие институтов реализации интересов субъектов постиндустриальной экономики / Е.Б. Жукова, О.И. Водяненко // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 9 (57). С. 96-105.

6. Индекс «Цифровая Россия» по субъектам Российской Федерации за 1-е полугодие 2018 года. URL: https://www. plusworld.ru/wpcontent/uploads/2018/10/SKOLKOVO_Digital_ Russia_Report_Short_2018-10_ru-6.pdf.

7. Индекс глобальной кибербезопасности. URL: http:// www.itu.int/pub/D-STR-GCI.01-2017.

8. Индекс цифровой грамотности граждан РФ. URL: https://rocit.ru/news/presentation-of-digital-literacy-2017.

9. Индикаторы цифровой экономики: 2018. Сборник ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/222291432.

10. Митяева Н.В. Повышение цифровой грамотности населения Саратовской области // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 4 (33). С. 37-41.

11. Наумов С.Ю., Волошин И.П., Муравлева Т.В. Цифровой вектор развития вузов экономической направленности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 1 (75). С. 13-16.

12. Орехова Е.А. Институты социального партнерства как фактор инновационного развития в современных условиях / Е.А. Орехова, Е.Б. Ларина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71). С. 23-27.

13. Петров А. А. Цифровизация экономики: проблемы и риски // Торгово-политические приоритеты России. 2018. № 9. С. 9-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.