Научная статья на тему 'Цифровизация как фактор обеспечения устойчивого развития пространственных инф раструктурных систем региона'

Цифровизация как фактор обеспечения устойчивого развития пространственных инф раструктурных систем региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ТРАНСПОРТ / DIGITALIZATION / INFRASTRUCTURE / SPATIAL INFRASTRUCTURE SYSTEM / REGIONAL DEVELOPMENT / ELECTRIC POWER INDUSTRY / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурнина Надежда Матвеевна, Шишкина Елена Александровна

Статья посвящена исследованию цифровой экономики и цифровизации в аспекте обеспечения устойчивого развития пространственных инфраструктурных систем региона. Сформулирована теоретическая платформа исследования, базирующаяся на теории пространственной, региональной экономики, устойчивого развития, обоснована методология, включающая причинно-следственный, системный подходы. Определено, цифровая трансформация является системным процессом и требует взаимосогласованности проектов развития инфраструктуры на основе единых методологических положений и принципов, интеграции в информационное пространство, экосистему цифровых платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AS A FACTOR IN ENSURING SUSTAINABLEDEVELOPMENT OF SPATIAL INFRASTRUCTURE SYSTEMS IN THE REGION

The article studies the development of the digital economy and digitalization in the aspect of ensuring the sustainable development of spatial infrastructure systems in the region. The authors present a theoretical research platform, based on the theory of spatial, regional economics, sustainable development, substantiated a methodology that includes a causal, systemic approach. In the work, the authors identified key areas and indicators of digitalization of transport and energy infrastructure as spatial systems of the region. In the work, it is proved that digital transformation is a systemic process, requires the coordination of development projects, common methodological principles and principles, integration into the information space, and the ecosystem of digital platforms.

Текст научной работы на тему «Цифровизация как фактор обеспечения устойчивого развития пространственных инф раструктурных систем региона»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ СИСТЕМ РЕГИОНА

DIGITALIZATION AS A FACTOR IN ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SPATIAL INFRASTRUCTURE SYSTEMS IN THE REGION

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-251-259 СУРНИНА Надежда Матвеевна

Заведующая кафедрой информационных технологий и статистики ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», д.э.н., профессор Nadezhda M. SURNINA

Head of the Department of Information Technologies and Statistics, Ural State Economic University, Doctor of Economic Sciences, Professor ШИШКИНА Елена Александровна

Доцент кафедры информационных технологий и статистики ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», к.э.н. Elena A. SHISHKINA

Associate Professor, Department of Information Technologies and Statistics, Ural State University of Economics, PhD in Economics

Статья посвящена исследованию цифровой экономики и цифровизации в аспекте обеспечения устойчивого развития пространственных инфраструктурных систем региона. Сформулирована теоретическая платформа исследования, базирующаяся на теории пространственной, региональной экономики, устойчивого развития, обоснована методология, включающая причинно-следственный, системный подходы. Определено, что цифровая трансформация является системным процессом и требует взаимосогласованности проектов развития инфраструктуры на основе единых методологических положений и принципов, интеграции в информационное пространство, экосистему цифровых платформ.

Аннотация

The article studies the development of the digital economy and digitalization in the aspect of ensuring the sustainable development of spatial infrastructure systems in the region. The authors present a theoretical research platform, based on the theory of spatial, regional economics, sustainable development, substantiated a methodology that includes a causal, systemic approach. In the work, the authors identified key areas and indicators of digitalization of transport and energy infrastructure as spatial systems of the region. In the work, it is proved that digital transformation is a systemic process, requires the coordination of development projects, common methodological principles and principles, integration into the information space, and the ecosystem of digital platforms.

Цифровизация, инфраструктура, пространственная инфраструктурная система, региональное развитие, электроэнергетика, транспорт.

Digitalization, infrastructure, spatial infrastructure system, regional development, electric power industry, transport.

Введение

Устойчивое развитие пространственных инфраструктурных систем региона определяется совокупностью факторов, способностью к функционированию в изменяющихся экономических, политических, социальных, информационных условиях. Распространение цифровых технологий разрушает устоявшиеся модели производства, потребления, создавая как возможности, так и проблемы для устойчивого развития [1]. Таким образом, актуальность проводимого исследования обусловлена: во-первых, усилением влияния информационных технологий на конкурентоспособность экономики, устойчивость развития регионов и инфраструктуры; во-вторых, несмотря на осознание необходимости и активного внедрения информационных технологий в различные сферы экономической деятельности и пространственные инфраструктурные системы, остаются недостаточно изученными вопросы оценки влияния цифровизации на развитие и организацию инфраструктуры в экономическом пространстве региона. Целью работы является исследование влияния процессов цифровизации на обеспечение устойчивого развития пространственных инфраструктурных систем региона. Основу работы составили принципы пространственной, региональной экономики, теории устойчивого развития, причинно-следственного, системного подходов.

Приоритеты и параметры цифровизации пространственных инфраструктурных систем региона

В настоящее время цифровая экономика и цифровизация получили широкое распространение как в науке, так и практической деятельности. Среди современных работ, посвященных изучению цифровизации, следует выделить труды таких ученых, как Авдеева И.Л., Акбердина В.В., Горлов К.Н., Егоров С.М., Истомина Е.А., Козырев А.Н., Халин В.Г., Чернова Г.В. и др. [2-5]. В последние годы значительно увеличилось количество публикаций, раскрывающих различные аспекты цифровизации, Industry 4.0, при этом наибольшее количество работ принадлежит авторам из США, Китая и Великобритании. Отмечается увеличение числа цифровых платформ, кото-

Abstract

Ключевые слова

Keywords

Рис. 1. Взаимосвязь целей устойчивого развития и пространственных инфраструктурных систем региона

рые являются важнейшим элементом экосистемы цифровой экономики различного уровня [6-8]. Особенностью изучения цифровизации пространственных инфраструктурных систем региона является рассмотрение их как пространственно определенных взаимных систем - обслуживающих взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и внешней средой элементов, структур или объектов, деятельность которых направлена на обеспечение устойчивого развития территорий, изменение организации пространства.

Понятие устойчивого развития применительно к территориям, пространственным системам рассмотрено в работах П.М. Иванова, Н.Г. Кузнецовой, С.Г. Тягловой, Д.В. Пресняковой, Н. Тимчук, Р. Шнипера, Л.И. Абалкина и др. [9-11] как способность региональной экономики к развитию, постоянному обновлению и совершенствованию, сбалансированности и социальной ориентации. Основными характеристиками устойчивости для пространственных систем становятся способность стабильного функционирования в условиях внешних воздействий, адаптивность к ним.

В настоящее время достижение целей устойчивого развития как стратегического универсального направления развития стран и регионов получило институциональное оформление и количественное измерение в связи с принятием 25 сентября 2015 года Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Генеральная Ассамблея ООН, 2015) [12]. Документ содержит 17 взаимосвязанных и неразделимых целей и задач в области устойчивого развития (ЦУР), между которыми выделяются более 300 взаимосвязей. Рассмотрим подробнее взаимосвязь целей устойчивого развития и развития пространственных инфраструктурных систем региона (рис. 1).

Указанные на рис. 1 взаимосвязи ЦУР и инфраструктурных систем не являются единственными и исчерпывающими, поэтому достижение устойчивого развития рассматривается как системный процесс и должно быть основано на комплексном подходе. Влияние пространственных инфраструктурных систем на устойчивость развития регионов проявляется в изменении отдельных аспектов территориальной организации и реализации обеспечивающей функции. Следует обратить внимание на работы С.И. Яковлевой [13], в которых представлена классификация инфраструктуры по «отраслевому» принципу с определением функционально зависимых сфер общественной жизни:

1 «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2018 год, целях и задачах

на 2019 год и плановый период до 2021 года»: стенограмма Доклада министра транспорта Е. Дитриха на итоговом расширенном заседании коллегии Министерства транспорта РФ. https:// www.mintrans. ru/documents/ 16/9903 ?type=16.

экономической, социальной, экологической. В реалиях информационного общества для реализации указанных функций, особое значение имеет политика в области развития цифровых технологий. Акбердина В.В. предлагает выделять стадии трансформации промышленного комплекса, представляя их в виде пирамиды, каждая из которых имеет определенный «ген цифровизации» [14]. Платформа цифровых продуктов и услуг является важнейшим элементом экосистемы цифровой региональной экономики [15]. На примере транспортной и электроэнергетической пространственных инфраструктурных систем рассмотрим возможности и проблемы, связанные с цифровизацией и передовыми технологиями для обеспечения их устойчивого развития.

В условиях цифровой экономики транспорт является обеспечивающим элементом социально-экономических процессов, мобильности населения, создания новых продуктов. По оценкам центра стратегических разработок (https://www.csr.ru/), цифро-визация транспортной инфраструктуры может повысить ее эффективность на 35%, прирост к ежегодным темпам роста ВВП 1% (Транспорт России: информационно-статистический бюллетень. М., 2019 г.). Решение задач развития транспортной инфраструктуры реализуется в соответствии с приоритетным направлением научно-технологического развития РФ (Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642): «связанность территорий РФ, интеграция в международные транспортные системы, повышение доступности транспортных услуг». Переход к интенсивному, инновационному и социально ориентированному типу развития транспортного комплекса1 на основе отечественных информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения к 2024 г. определен в программе «Цифровой транспорт и логистика» (Цифровой транспорт и логистика ЦТЛ (ведомственный проект) http://www.tadviser.ru/). Результатом реализации мероприятий программы должно стать повышение доступности, усиление связанности экономического пространства, рост эффективности компаний, снижение коммуникационных разрывов и нагрузки на окружающую среду. Особенностью модели цифровизации транспортной инфраструктуры является формирование документов на основе индуктивного принципа [16], предполагающего наличие основной программы - «Цифровой транспорт и логистика» и одноименной Ассоциации, включающей ведущие российские компании в сфере транспорта, формирование единой цифровой платформы транспортного комплекса, ее интеграцию в экосистему цифровых платформ. В то же время цифровая трансформация транспортной инфраструктуры имеет системный характер, поэтому происходит не так быстро, ввиду технологических, физических особенностей.

Важнейшей составляющей формирования цифровой экономики является цифровая энергетика. Согласно результатам исследований ИНЭИ РАН [17], создание интеллектуальной энергетики с использованием возобновляемых источников энергии (при доле 4,5% к 2030 году) в России снизит потребность в установленной мощности более чем на 10%, а энергопотребление почти на 9% (140 млрд КВт/ч) до 2030 года. В настоящее время цифровизация электроэнергетики рассматривается как системная задача, решение которой определено в рамках ведомственного проекта «Цифровая энергетика» (https://minenergo.gov.ru/node/14559), программы «Цифровая трансформация электроэнергетики России» (Концепция «Цифровая трансформация 2030». ПАО «Россети». Москва 2018 г. 31 с., далее - Концепция 2030), направленных на переход к новой технологической парадигме в электроэнергетике, представляющей организацию энергоснабжения как экосистему производителей и потребителей энергии, интегрирующихся в общую информационную инфраструктуру [18]. В аспекте

реализации целей устойчивого развития наиболее значимыми задачами цифро-визации электроэнергетики являются - адаптивность компании к новым задачам и вызовам, улучшение характеристик надежности электроснабжения потребителей, повышение доступности электросетевой инфраструктуры для бизнеса и населения. В 2020-2024 гг. планируется сокращение количества этапов технологического присоединения к электросети до двух, времени на их прохождение до 90 дней, а также снижение затрат на получение доступа к энергосети (распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р (ред. от 17.01.2020) «Об утверждении плана „Трансформация делового климата" и признании утратившими силу актов Правительства РФ»). Согласно Концепции 2030 сетецентрический подход положен в основу развития электроэнергетической инфраструктуры: консолидация и снижение количества неэффективных территориальных сетевых организаций в рамках единой компании. Основу цифровизации электроэнергетики составляет иерархический принцип, согласно которому организационно-управленческий механизм, цели, задачи развития и цифровизации определяются в едином ведущем документе, при наличии программ дочерних сетевых организаций (по филиалам). В то же время указанные особенности порождают проблему разного понимания цифровизации в компаниях отрасли, что затрудняет информационный обмен между субъектами электроэнергетики. Таким образом, внедрение цифровых технологий в развитие пространственной инфраструктурной системы электроэнергетики направлено на повышение ее доступности для населения, бизнеса, эффективного обеспечения электроэнергией субъектов рынка с минимальными транзакционными издержками, уровня инфраструктурного обеспечения территорий, изменение качества экономического пространства на основе усиления его однородности, связанности [16].

Систематизируем результаты проведенного исследования (таблица).

Таблица. Целевой анализ цифровизации пространственных инфраструктурных систем региона

Тип инфра- Документы Цель цифровизации Параметры

структурной

системы

Электро- «Цифровая энергетика», Преобразование Гарантированное обеспечение

энергетическая программа «Цифровая энергетической доступной электроэнергией;

(электросетевая) трансформация инфраструктуры внедрение интеллектуальных

электроэнергетики посредством систем управления

России» внедрения цифровых электросетевым хозяйством

(Концепция цифровой технологий, переход на основе цифровых

трансформации 2030 ПАО к интеллектуальной технологий;

Россети), энергетике, управлению ориентация на отечественные

Комплексный план спросом и ценозависимое разработки и производителей;

модернизации снижение потребления максимальная совместимость

и расширения с ранее реализованными

магистральной технологическими решениями;

инфраструктуры обеспечение синхронизации используемых протоколов и технологий

Тип инфра- Документы Цель цифровизации Параметры

структурной

системы

Транспортная

Цифровой транспорт и логистика - ЦТЛ (ведомственный проект); Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

Формирование единого

мультимодального

цифрового транспортного

и логистического

пространства

на территории РФ,

сокращение

транзакционных

издержек

для предприятий,

развитие коммуникаций

между центрами

экономического роста

повышение уровня безопасности на транспорте; развитие транзитного потенциала РФ на основе разработки и внедрения цифровых технологий; объединение усилий, компетенций и программ транспортных и логистических компаний, бизнеса и государства в интересах ускорения цифровой трансформации сфер транспорта и логистики и др.

Составлено по: Цифровой транспорт и логистика ЦТЛ (ведомственный проект) http://www.tadviser.ru/; Концепция цифровая трансформация 2030. ПАО «Россети». Москва 2018 г. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р; Ведомственный проект «Цифровая энергетика» https://minenergo.gov.ru/node/14559

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р (с изменениями на 13 марта 2020 года)

Результаты целевого анализа цифровизации пространственных инфраструктурных систем региона показывают усиление ее коммуникационной, интегрирующей, процессуальной функций, ослабление дифференцирующей, размещенческой роли, усиление свойств связности и однородности пространства. При этом цифровиза-ция пространственных инфраструктурных систем региона будет иметь разнона-правленое влияние на параметры устойчивого развития: усиливая экономическую, социальную и экологическую составляющую на основе увеличения производительности, снижения выбросов, обеспечения доступности для населения и бизнеса и др. В то же время сохраняются риски цифровизации - макроэкономические [19], государственного регулирования, рыночные, налоговые, технологические (внешние) риски, как следствие усиления неравенства, различия в возможностях использования технологий и доступа к ним, которые нарушают социальные и экономические основы устойчивости.

В результате выполненной работы можно сделать следующие выводы:

■ предложен методический подход к исследованию устойчивости развития пространственных инфраструктурных систем региона, заключающийся в рассмотрении инфраструктуры как пространственно определенной взаимной системы, деятельность которой направлена на обеспечение устойчивого развития территорий;

■ определено, что целевыми показателями и критериями цифровизации транспортной и энергетической инфраструктуры как пространственных инфраструктурных систем являются повышение связанности экономического пространства, его доступности, рост экономической эффективности компаний, повышение интенсив-

ности экономических процессов в пространстве региона, снижение дифференцирующей роли инфраструктуры в пространстве;

■ влияние цифровизации на устойчивость развития пространственных инфраструктурных систем региона имеет разнонаправленный характер, с одной стороны способствует сокращению транзакционных издержек для предприятий, росту производительности труда, снижению неблагоприятного воздействия на окружающую среду и др., с другой стороны, создает цифровые формы нежелательного поведения, правовые, нормативные проблемы, связанные со способностью устройств и алгоритмов принимать решения с использованием анализа данных.

Библиографический список

1. Цифровое развитие: проблемы и возможности: Записка секретариата ЮНКТАД TD/B/66/5 // Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию Distr.: General 6 May 2019 Russian Original: English Совет по торговле и развитию Шестьдесят шестая сессия Женева, 24-28 июня 2019 года.

2. Авдеева И.Л., Головина Т.А., Парахина Л.В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: Российский и зарубежный опыт //Вопросы управления. 2017. № 6 (49). С. 51-56.

3. Горлов К.Н., Ильичева М.В. Цифровизация как основа устойчивого развития региона: социально-политический и экономический аспекты//Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2018. № 4. С. 42-49.

4. Егоров С.М. Информационные технологии в региональном управлении. - М.: Эксмо, 2015. - 323 с.

5. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе [Электронный ресурс]. URL: http://Medium.comCEMI-RAS. Ноябрь, № 11.2017.

6. Санникова Т.Д., Богомолова А.В.,Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике //Экономические отношения. - 2019. - Том 9. -№ 2. - С 481-494.

7. Положихина МА. Регулирование процесса цифровизации экономики: европейский и российский опыт // Россия и современный мир. - 2019. - № 4. - с. 64-81.

8. Fonseca L.M. Industry 4.0 and the digital society: concepts, dimensions and envisioned benefits // Proceedings of the international conference on business excellence. - 2018. Vol. 12 (1). - P. 386-397.

9. Преснякова Д.В. О дефинициях «Устойчивость» и «Устойчивое развитие» в экономической науке // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-definitsiyah-ustoychivost-i-ustoychivoe-razvitie-v-ekonomicheskoy-nauke.

10. Ускова Т.В., Копосова Е.Н. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ к практическим результатам // Проблемы развития территории. 2008. № 43. С. 21-31.

11. Региональные экономические системы и их устойчивость [Текст]/ А.И. Бородин, Н.Н. Киселева // Вестник Удмуртского Университета. Экономика и право. 2011. Вып. 4.

12. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г. A/RES/70/1 https:// www.un.org/ga/search/view_doc. asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R

13. Яковлева С.И. Инфраструктурное обеспечение регионального развития: авт. диссер.... д-ра экон. наук / Санкт-Петербург, 2005. С. 12.

14. Акбердина В.В. Трансформация промышленного комплекса России в условиях цифровизации экономики //Journal of New Economy. 2018. № 3. С 82-99.

15. Бабаян Е.Б., Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Распределенная инфраструктура отраслевой экосистемы цифровой экономики региона // International Journal of Open Information Technologies. 2019. № 7.

16. Шишкина Е.А., Сурнина Н.М. Цифровизация инфраструктурных систем: контуры пространственных трансформаций //e-FORUM. - 4 (9). - 2019.

17. Прогноз развития энергетики мира и России 2019/под ред. А.А. Макарова, Т.А. Митровой, В.А. Кулагина; ИНЭИ РАН - Московская школа управления СКОЛКОВО - Москва, 2019. - 210 с. - ISBN 978-5-91438-028-8.

18. Цифровая энергетика: новая парадигма функционирования и развития /под ред. НД. Рогалева. -М.: Издательство МЭИ, 2019. - 300 с.

19. Curran D. Risk, innovation, and democracy in the digital economy // European journal of social theory. -2018. Vol. 21 (2). - P. 207-226.

References

1. Tsifrovoe razvitie: problemy i vozmozhnosti: Zapiska sekretariata YuNKTAD TD/B/66/5 // Konferentsiya Organizatsii Ob»edinennykh Natsii po torgovle i razvitiyu Distr.: General 6 May 2019 Russian Original: English Sovet po torgovle i razvitiyu Shest'desyat shestaya sessiya Zheneva, 24-28 iyunya 2019 goda.

2. Avdeeva I.L., Golovina T.A., Parakhina L. V. Razvitie tsifrovykh tekhnologii v ekonomike i upravlenii: Rossiiskii i zarubezhnyi opyt // Voprosy upravleniya. 2017. № 6 (49). S. 51-56.

3. Gorlov K.N., Il'icheva M. V. Tsifrovizatsiya kak osnova ustoichivogo razvitiya regiona: sotsial'no-politicheskii i ekonomicheskii aspekty//Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki. 2018. №4. S. 42-49.

4. Egorov S.M. Informatsionnye tekhnologii v regional'nom upravlenii. - M.: Eksmo, 2015. - 323 s.

5. Kozyrev A.N. Tsifrovaya ekonomika i tsifrovizatsiya v istoricheskoi retrospektive [Elektronnyi resurs]. URL: http://Medium.comCEMI-RAS. Noyabr', № 11.2017g.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sannikova T.D., Bogomolova A. V., Zhigalova V.N. Zarubezhnye modeli tsifrovoi transformatsii i perspektivy ikh ispol'zovaniya vrossiiskoi praktike//Ekonomicheskie otnosheniya. - 2019. - Tom 9. - № 2. - S. 481494. doi: 10.18334/eo. 9.2.40661

7. Polozhikhina M.A. Regulirovanie protsessa tsifrovizatsii ekonomiki: evropeiskii i rossiiskii opyt// Rossiya i sovremennyi mir. - 2019. - № 4. - S. 64-81.

8. Fonseca L.M. Industry 4.0 and the digital society: concepts, dimensions and envisioned benefits // Proceedings of the international conference on business excellence. - 2018. Vol. 12 (1). - P. 386-397.

9. Presnyakova D.V. O definitsiyakh «Ustoichivost'» i «Ustoichivoe razvitie» v ekonomicheskoi nauke // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2011. № 8.

10. Uskova T.V., Koposova E.N. Ustoichivoe razvitie regiona: ot kontseptual'nykh osnov k prakticheskim rezul'tatam // Problemy razvitiya territorii. 2008. № 43. S. 21-31.

11. Regional'nye ekonomicheskie sistemy i ikh ustoichivost' ¡Tekst]/ A.I. Borodin, N.N. Kiseleva // Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Ekonomika i pravo. 2011. Vyp. 4.

12. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoichivogo razvitiya na period do 2030 goda Rezolyutsiya, prinyataya General'noi Assambleei 25 sent. 2015 goda A/RES/70/1 https:// www.un.org/ga/search/view_doc. asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R

13. Yakovleva S.I. Infrastrukturnoe obespechenie regional'nogo razvitiya: avt. dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora ekonomicheskikh nauk /Sankt-Peterburg, 2005. S. 12

14. Akberdina V.V. Transformatsiya promyshlennogo kompleksa Rossii v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki// Journal of new economy. 2018. № 3. S. 82-99.

15. Babayan E.B., Timirgaleeva R.R., Grishin I. Yu. Raspredelennaya infrastruktura otraslevoi ekosistemy tsifrovoi ekonomiki regiona // International Journal of Open Information Technologies. 2019. № 7.

16. Shishkina E.A., Surnina N.M. Tsifrovizatsiya infrastrukturnykh sistem: kontury prostranstvennykh transformatsii//e-FORUM. - 4 (9). - 2019.

17. Prognoz razvitiya energetiki mira i Rossii 2019 /pod red. A.A. Makarova, T.A. Mitrovoi, V.A. Kulagina; INEI RAN-Moskovskaya shkola upravleniya SKOLKOVO - Moskva, 2019. - 210 s. - ISBN 978-5-91438-028-8

18. Tsifrovaya energetika: novaya paradigma funktsionirovaniya i razvitiya / pod red. N.D. Rogaleva. - M.: Izdatel'stvo MEI, 2019. - 300 s.

19. Curran D. Risk, innovation, and democracy in the digital economy // European journal of social theory. -2018. Vol. 21 (2). - P. 207-226.

Контактная информация / Contact information

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45.

Ural State Economic University, 62/45, March 8 Street / People's Will Street, Ekaterinburg, 620144, Russia

Сурнина Надежда Матвеевна / Nadezhda M. Surnina decane@usue.ru

Шишкина Елена Александровна / Elena A. Shishkina le_gre@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.