Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
676
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СУПЕРСЕРВИС / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ / ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устимова Светлана Александровна, Рассказова Екатерина Николаевна

Рассмотрены различные аспекты проводимой сегодня цифровизации исполнительного производства в Российской Федерации. Осуществлен анализ преимуществ ведения электронного документооборота и автоматизации процессов исполнительного производства на основе применения суперсервиса, а также выявлены существующие проблемы в деятельности ФССП России, мешающие проведению успешной цифровизации. Сделан вывод, что продолжение внедрения современных информационных технологий в процесс принудительного исполнения актов юрисдикционных органов повысит эффективность и результативность данной деятельности. Но при этом необходимо решить также и имеющийся комплекс проблем в деятельности ФССП России, прежде всего, в отношении кадрового и материально-технического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF ENFORCEMENT PROCEEDINGS: ADVANTAGES AND PROBLEMS

Various aspects of the ongoing digitalization of enforcement proceedings in the Russian Federation are considered. The advantages of electronic document management and automation of executive production processes based on the use of a superservice are analyzed, and existing problems in the activities of the FSSP of Russia that hinder successful digitalization are identified. It is concluded that the continuation of the introduction of modern information technologies in the process of enforcement of acts of jurisdictional bodies will increase the efficiency and effectiveness of this activity. But at the same time, it is also necessary to solve the existing set of problems in the activities of the FSSP of Russia, primarily in terms of personnel and logistical support.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 347.9

https://doi.org/! 0.24412/2073-0454-2022-5-267-270 NIION: 2003-0059-5/22-455 MOSURED: 77/27-003-2022-05-654

Цифровизация исполнительного производства: преимущества и проблемы

Светлана Александровна Устимова1, Екатерина Николаевна Рассказова2

'■2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия

1 7791sveta@mail.ru

2 stepanovakatya@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены различные аспекты проводимой сегодня цифровизации исполнительного производства в Российской Федерации. Осуществлен анализ преимуществ ведения электронного документооборота и автоматизации процессов исполнительного производства на основе применения суперсервиса, а также выявлены существующие проблемы в деятельности ФССП России, мешающие проведению успешной цифровизации. Сделан вывод, что продолжение внедрения современных информационных технологий в процесс принудительного исполнения актов юрисдикционных органов повысит эффективность и результативность данной деятельности. Но при этом необходимо решить также и имеющийся комплекс проблем в деятельности ФССП России, прежде всего, в отношении кадрового и материально-технического обеспечения. Ключевые слова: цифровизация, исполнительное производство, суперсервис, электронный документооборот, проблема Для цитирования: Устимова С. А., Рассказова Е. Н. Цифровизация исполнительного производства: преимущества и проблемы // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 267-270. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-267-270.

Original article

Digitalization of enforcement proceedings: advantages and problems

Svetlana A. Ustimova1, Ekaterina N. Rasskazova2

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 7791sveta@mail.ru

2 stepanovakatya@yandex.ru

Abstract. Various aspects of the ongoing digitalization of enforcement proceedings in the Russian Federation are considered. The advantages of electronic document management and automation of executive production processes based on the use of a superservice are analyzed, and existing problems in the activities of the FSSP of Russia that hinder successful digitalization are identified. It is concluded that the continuation of the introduction of modern information technologies in the process of enforcement of acts of jurisdictional bodies will increase the efficiency and effectiveness of this activity. But at the same time, it is also necessary to solve the existing set of problems in the activities of the FSSP of Russia, primarily in terms of personnel and logistical support. Keywords: digitalization, enforcement proceedings, super service, electronic document management, problem For citation: Ustimova S. A., Rasskazova E. N. Digitalization of enforcement proceedings: advantages and problems. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):267-270. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-267-270.

Необходимость использования в деятельности ФССП России новых цифровых технологий обусловлена процессом цифровой трансформации, связанным с построением информационного общества, а также последствиями пандемии COVID-19, что привело к ограничению личного общения.

Одна из ключевых задач цифровизации исполнительного производства — это снижение сверхнагрузок на судебных приставов-исполнителей посредством внедрения автоматизированной системы, которая будет обеспечивать не только электронный доку© Устимова С. А., Рассказова Е. Н., 2022

ментооборот, но и внутри- и межведомственное взаимодействие.

Предполагается, что в России в ближайшее время будет решен вопрос полноценного внедрения в деятельность ФССП России суперсервиса «Цифровое исполнительное производство» (далее — суперсервис), что позволит участникам исполнительного производства в онлайн-режиме получать расширенные сведения о ходе исполнительного производства, извещения и решения органов принудительного исполнения. Необходимая информация будет предо-

№ 5/2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

267

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ставляться в автоматическом режиме в течение нескольких секунд без необходимости личного взаимодействия с уполномоченными службами. Кроме того, участники исполнительного производства смогут подавать заявления, ходатайства, жалобы, обращения в рамках исполнительного производства в электронном виде, вести электронный документооборот с юридическими лицами, предпринимателями и гражданами.

Помимо снижения коррупционных рисков, последовательная цифровизация исполнительного производства позволяет успешно решать и другие проблемы, в частности, минимизировать конфликтные ситуации, возникающие из-за ошибочной идентификации должников. Сегодня вследствие недостаточной идентификации гражданина происходят множество ошибок, что приводит к обращению взыскания на доходы посторонних лиц (например, однофамильцев), не являющихся субъектами исполнительного решения суда.

На сегодняшний день часть функций суперсервиса уже реализована с использованием сайта Госуслуг и сайта ФССП России. Используемая на данный момент платформа сайта Госуслуг позволяет быстрее и эффективнее взаимодействовать с органами принудительного исполнения. В дополнение в декабре 2021 г. Минцифры заключило с Ростелекомом контракт на интеграцию сайта Госуслуг с государственной биометрической системой. В результате использование суперсервиса будет возможно с помощью биометрических данных, для этого пользователь должен предварительно предоставить образцы лица и голоса через мобильное приложение [1].

В связи с набирающей обороты цифровизацией деятельности ФССП России нужно упомянуть и о проекте Всемирного кодекса цифрового исполнения МССИ (Международный союз судебных исполнителей). Данный акт указывает на создание цифрового профиля судебного исполнителя, проведение онлайн-медиации, доступ судебного исполнителя к дематериализованным реестрам прав, необходимость защиты персональных данных и целый ряд других, определяющих правовые рамки действий судебного исполнителя. Кодекс также предусматривает процедуры исполнения в отношении цифровых активов и использования искусственного интеллекта [5].

Безусловно, возможности суперсервиса призваны решить часть насущных проблем как ФССП

России, так и сторон исполнительного производства, например, в части информирования последних о ходе исполнительного производства. Кроме того, данный проект должен позволять своевременно и дистанционно осуществлять коммуникацию между органами принудительного исполнения и сторонами, решать актуальные вопросы, возникающие в процессе принудительного исполнения, используя, в первую очередь, государственные информационные системы.

Получать доступ к суперсервису стороны должны в любом удобном для них месте нахождения, используя свой компьютер или смартфон. Нагрузка на пристава-исполнителя, временные и финансовые издержки сторон исполнительного производства в таком случае должны значительно сократиться. Помимо этого, электронный суперсервис делает работу пристава более прозрачной для сторон исполнительного производства.

В целом, рассматривая потенциальные возможности суперсервиса, важно отметить, что они расширяются. Например, решения по отдельным вопросам исполнительного производства смогут приниматься ФССП России в автоматическом режиме без непосредственного участия судебного пристава-исполнителя. Фактически речь идет об использовании упрощенной процедуры с элементами искусственного интеллекта, что способствует процессу рационализации принудительного исполнения исполнительных документов.

Применительно к взысканию небольших по сумме административных штрафов автоматически будут сниматься денежные средства, находящихся на банковских счетах должников. Полагаем, что в автоматическом упрощенном порядке такая процедура не вызовет много вопросов у населения и наверняка окажется достаточно эффективной. На сегодняшний день действующая система исполнения указанной категории исполнительных документов — это достаточно непростой, трудозатратный и небыстрый механизм.

Такие подходы наверняка упростят взыскания по административным штрафам, но вряд ли они повлияют на упрощение или ускорение порядка исполнения судебных решений по неимущественным спорам либо по исполнительным производствам, в рамках которых имущественное положение должника не позволяет в сжатые сроки исполнить судебный акт.

JURISPRUDENCE

Важно учитывать, что установление и отмена ограничений, запретов, наложения и снятия арестов для должника зачастую вызывают немало вопросов у участников исполнительного производства и по этой причине принятие их в автоматическом режиме выглядит сложным и мало приемлемым.

Несомненно, что решения должностных лиц ФССП России, вынесенные в автоматическом режиме, могут быть обжалованы и оспорены в суде. Право на обжалование, безусловно, есть у сторон исполнительного производства, но в случае отмены такого автоматического решения нет никаких гарантий того, что будет возможно повторное наложение ареста и должник не совершит действий, направленных на сокрытие своего имущества и денежных средств за то время, что взыскатель потратит на отмену незаконно вынесенного решения о снятии ареста.

Важно отметить, что ускорение документооборота, в том числе путем создания возможности вынесения решений в автоматическом режиме, перехода на электронный документооборот, не решают проблему эффективности исполнительного производства. По мнению ряда авторов [3; 4], указанные действия лишь создают предпосылки для своевременного реагирования на акты компетентных органов, как правило, на решения и определения судов, и позволяют теоретически рассчитывать на своевременное информирование сторон исполнительного производства о том, на какой стадии находится исполнение.

Однако, на любые обращения и жалобы сторон исполнительного производства через суперсервис по-прежнему реагирует тот или иной сотрудник ФССП России, в связи с чем полнота и своевременность ответа, перспективы исполнительного производства, правильность и результативность совершаемых действий и применяемых мер зависят скорее от компетенции самого пристава и технического оснащения его рабочего места. Кроме того, объективным обстоятельством, препятствующим эффективности принудительного исполнения, является неудовлетворительное имущественное положение должника, и средствами лишь цифрового суперсервиса этот вопрос решить невозможно, особенно в современных, достаточно сложных, экономических условиях.

Как отмечает В. А. Гуреев [2], возможно, именно вынесение решений в автоматическом режиме позволит повысить эффективность работы ФССП Рос-

сии, своевременно и правильно разрешить хотя бы отдельные вопросы в рамках исполнительных производств, но исключить из субъектного состава исполнительного производства пристава-исполнителя это не позволит, а значит, сегодняшние проблемы, такие как волокита, бездействие, низкая квалификация, недостаточное техническое обеспечение ФССП России, никуда не исчезнут. Кроме того, решения, выносимые в автоматическом режиме, фактически снимают ответственность с пристава-исполнителя, что вряд ли способствует кардинальному повышению эффективности работы ФССП России.

Считаем, что сам факт внедрения цифрового суперсервиса недостаточен для существенного повышения эффективности взыскания, учитывая колоссальный объем неисполненных, затянувшихся и, возможно, бесперспективных исполнительных производств. Кроме того, уже многие годы требуют своего решения вопросы кадрового и технического обеспечения ФССП России. Цифровизация исполнительного производства и повышение, таким образом, его эффективности представляется недостаточно результативным без решения и ряда насущных проблем ФССП России. Причем данные проблемы должны решаться комплексно.

Также необходимо обратить внимание на тот факт, что бумажный документооборот в рамках работы ФССП России становится цифровым лишь частично. Основной приоритет за документами на бумажном носителе как был, так и остается. На сегодняшний день сохраняется значительная доля бумажного документооборота, например, обмен с банками и судами, а также бумажные уведомления сторон и исполнительные документы. С целью исключения бумажного документооборота взаимодействие между участниками процесса должно осуществляться только в электронном виде, что требует принятия ряда законодательных решений и изменения подходов к документообороту в принципе.

Таким образом, продолжение внедрения современных информационных технологий в процесс принудительного исполнения актов юрисдикционных органов, безусловно, окажет благотворное влияние на эффективность и результативность данной деятельности. Однако, существующие меры еще не интегрированы в единую информационную экосистему, поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем, когда суперсервис «Цифровое исполнитель-

№ 5 / 2022 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 269

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ное производство» заработает в полную силу, ФССП России ожидает качественный рывок, который позволит вывести принудительное исполнение на новый уровень.

Вместе с тем, имеющийся комплекс проблем в деятельности ФССП России приводит к тому, что становление и развитие института исполнения судебных и иных актов нельзя рассматривать только через призму цифровизации. В первую очередь следует решать проблемы материально-технического и кадрового обеспечения и только параллельно с этим развивать как возможности суперсервиса «Цифровое исполнительное производство», так и различные эффективные механизмы взыскания.

Список источников

1. Гаврилюк А. Госуслуги поворачиваются лицом к биометрии // Коммерсантъ. 2022. № 7.

2. Гуреев В. А. Отдельные аспекты цифровизации отечественного исполнительного производства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. № 12. С. 10-13.

3. Данилов Д. Б., Порохов М. Ю. Цифровиза-ция принудительного исполнения: проблемы и

перспективы // Общество и право. 2022. № 1 (79). С. 144-148.

4. Цирина М. А. Цифровизация исполнительного производства // Международное публичное и частное право. 2020. № 1. С. 42-45.

5. Ярков В. В. Гармонизация в сфере цифрового исполнения: новый проект МССИ // Арбитражный и гражданский процесс. 2021. № 9. С. 39-43.

References

1. Gavrilyuk A. Public services are turning their face to biometrics // Kommersant. 2022. № 7.

2. Gureev V. A. Certain aspects of digitalization of domestic enforcement proceedings // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2021. No. 12. Р. 10-13.

3. Danilov D. B., Porokhov M. Yu. Digitalization of compulsory enforcement: problems and prospects // Society and Law. 2022. No. 1 (79). Р. 144-148.

4. Tsirina M. A. Digitalization of enforcement proceedings // International public and private law. 2020. No. 1. Р. 42-45.

5. Yarkov V. V. Harmonization in the field of digital execution: a new MISS project // Arbitration and civil procedure. 2021. No. 9. Р. 39-43.

Информация об авторах

С. А. Устимова — доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Е. Н. Рассказова — доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the authors

S. A. Ustimova — Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

E. N. Rasskazova — Associate Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 08.08.2022; принята к публикации 30.08.2022.

The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 08.08.2022; accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.