Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИЛИ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИЛИ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / цифровые стратегии / цифровые инструменты / бизнес-модели / цифровая инфраструктура / ditalization / digital transformation / digital strategies / digital tools / business models / digital infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нигай Евгения Антоновна

Цифровые технологии и инструменты становятся неотъемлемой составляющей современного бизнеса, обеспечивая совершенствование внутренних операционных процессов, повышение эффективности управления, укрепление взаимоотношений с клиентами и партнерами, а также формирование прогрессивной инфраструктуры, направленной на развитие инновационных бизнес-моделей и цифровых бизнес-экосистем. Интенсивное распространение цифровых технологий способствует значительному расширению горизонтов развития бизнеса — от небольших точечных изменений организационных процессов до масштабных преобразований на уровне стратегии, бизнес-модели и даже концепции осуществления деятельности. В этой связи важно определить терминологию «цифровых преобразований» и направлений цифрового развития, уточняя понятие, выделяя варианты стратегических решений и инструментарий их реализации. В статье рассмотрены понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация» бизнеса, уточнены определения данных терминов, а также описаны различия по параметрам, связанным с масштабами их реализации, подходами к осуществлению, видами стратегий и используемыми инструментами. Установлено, что данные понятия не являются тождественными, представляя собой взаимосвязанные и последовательные процессы, определяющие направления развития бизнеса. Цель статьи заключается в формулировании отличительных характеристик и определении различий в стратегических подходах к управлению применительно к процессам «цифровизации» и «цифровой трансформации» в деятельности бизнеса. В статье предложена матричная модель распределения вариантов стратегий и цифровых инструментов в реализации направлений цифровизации и цифровой трансформации бизнеса. Основу исследования составили общетеоретические аспекты оценки альтернатив стратегического развития на основе цифровых технологий. Использованы методы комплексного и сравнительного анализа, систематизации и классификации, структурной декомпозиции, а также системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION VS DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION: CHOOSING THE DIRECTION OF DEVELOPMENT

Digital technologies and tools are becoming an integral component of modern business, ensuring the improvement of internal operational processes, increased management efficiency, strengthening relationships with customers and partners, as well as the formation of a progressive infrastructure aimed at developing innovative business models and digital business ecosystems. The intensive spread of digital technologies contributes to a significant expansion of the horizons of business development from small point changes in organizational processes to large-scale transformations at the level of strategy, business model and even business concept. In this regard, it is important to define the terminology of “digital transformations” and directions of digital development, specifying the concept, highlighting options for strategic decisions and tools for their implementation. The article discusses the concepts of “digitalization” and “digital transformation” of business, clarifies the definitions of these terms, and also describes the differences in parameters related to the scale of their implementation, approaches to implementation, types of strategies and tools used. It has been established that these concepts are not identical, representing interconnected and consistent processes that determine the directions of business development. The purpose of the article is to formulate distinctive characteristics and determine differences in strategic approaches to management in relation to the processes of “digitalization” and “digital transformation in business activities. The article proposes a matrix model for the distribution of options for implementing strategies and digital tools in the implementation of the areas of digitalization and digital business transformation. The basis of the study was the general theoretical aspects of assessing alternatives to strategic development based on digital technologies. Methods of complex and comparative analysis, systematization and classification, structural decomposition, as well as a systematic approach were used.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИЛИ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА»

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК: 339.7 DOI: 10.24412/2071-6435-2024-1-91-106

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИЛИ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА

Цифровые технологии и инструменты становятся неотъемлемой составляющей современного бизнеса, обеспечивая совершенствование внутренних операционных процессов, повышение эффективности управления, укрепление взаимоотношений с клиентами и партнерами, а также формирование прогрессивной инфраструктуры, направленной на развитие инновационных бизнес-моделей и цифровых бизнес-экосистем. Интенсивное распространение цифровых технологий способствует значительному расширению горизонтов развития бизнеса — от небольших точечных изменений организационных процессов до масштабных преобразований на уровне стратегии, бизнес-модели и даже концепции осуществления деятельности. В этой связи важно определить терминологию «цифровых преобразований» и направлений цифрового развития, уточняя понятие, выделяя варианты стратегических решений и инструментарий их реализации. В статье рассмотрены понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация» бизнеса, уточнены определения данных терминов, а также описаны различия по параметрам, связанным с масштабами их реализации, подходами к осуществлению, видами стратегий и используемыми инструментами. Установлено, что данные понятия не являются тождественными, представляя собой взаимосвязанные и последовательные процессы, определяющие направления развития бизнеса.

Цель статьи заключается в формулировании отличительных характеристик и определении различий в стратегических подходах к управлению применительно к процессам «цифрови-зации» и «цифровой трансформации» в деятельности бизнеса.

В статье предложена матричная модель распределения вариантов стратегий и цифровых инструментов в реализации направлений цифровизации и цифровой трансформации бизнеса. Основу исследования составили общетеоретические аспекты оценки альтернатив стратегического развития на основе цифровых технологий. Использованы методы комплексного и сравнительного анализа, систематизации и классификации, структурной декомпозиции, а также системного подхода.

Е. А. Нигай

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровые стратегии, цифровые инструменты, бизнес-модели, цифровая инфраструктура.

Для цитирования: Нигай Е.А. Цифровизация или цифровая трансформация: выбор направления развития бизнеса // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 1. С. 91-106. DOI: 10.24412/2071-6435-2024-1-91-106

Введение

В условиях стремительного развития цифровых технологий происходят серьезные изменения моделей и стратегий управления бизнес-структурами, значительно расширяются направления развития и рационализации бизнеса. Тренды цифровизации и цифровой трансформации распространяются на всех уровнях операционных процессов предприятий и становятся неотъемлемыми критериями успешного функционирования.

Оценивая последствия влияния тенденций развития цифровых технологий на деятельность бизнеса, можно выделить следующие направления [9; 14].

Во-первых, совершенствуются внутренние операционные и технологические процессы предприятия за счет увеличения скорости работы и оптимизации затрат.

Во-вторых, происходит укрепление взаимоотношений бизнеса с клиентом, повышается четкость понимания и скорость реагирования на проблемы целевых покупателей за счет использования цифровых каналов связи, настройки контента в соответствии с потребностями и запросами рынка.

В-третьих, значительно расширяется географическое присутствие на новых рынках за счет развития электронной коммерции и онлайн-платформ.

Наконец, достигается повышение общей конкурентоспособности бизнеса за счет возрастающей в результате применения цифровых технологий инновационности решений и адаптивности управления в соответствии с запросами времени и клиентов [12].

Одним из ключевых решений, принимаемых менеджментом организации, является определение масштабов внедрения цифровых технологий, а также комбинации и стратегии их использования в достижении поставленных целей. Повышение эффективности управленческих решений в условиях развития информационного общества во многом обусловлено своевременностью и комплексностью реализации процессов цифровизации и цифровой трансформации деятельности.

Постановка проблемы, цель статьи, обзор литературы по проблеме

Цель статьи заключается в формулировании отличительных характеристик и определении различий в стратегических подходах к управлению применительно к процессам «цифровизации» и «цифровой трансформации» в деятельности бизнеса.

Изучение характерных признаков и выделение инструментов процессов «цифровизации» и «цифровой трансформации» наблюдается в работах многих исследователей, при этом в ряде случаев отмечается размытость и смешивание данных категорий. Тем не менее необходимость определения различий понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация» обусловлена потребностью в четкой идентификации методов и инструментов реализации цифровых преобразований в деятельности организации. Понимание отличий этих процессов менеджментом предприятий обеспечит последовательность и обоснованность принятия решений о масштабах, направленности изменений, планировании ресурсов в реализации концепций цифровизации или цифровой трансформации деятельности.

В современной научной литературе отсутствует единство подходов к трактовке данных терминов, соответственно, можно выделить два теоретических направления их интерпретации. В первом случае эти понятия рассматриваются исследователями как тождественные, во втором авторы подчеркивают их принципиальные отличия.

В рамках первого направления исследователи, изучая природу технологии внедрения цифровых решений, прибегают к синонимичной трактовке терминов «цифровизация» и «цифровая трансформация», рассматривая их в одном ряду преобразований, реализуемых на уровне организации [1; 3]. Также выделяется термин «системная цифровизация», под которой подразумевается построение цифровой структуры бизнес-системы, воплощающей процессы цифровизации и цифровой трансформации бизнеса [18]. Таким образом, «системная цифровиза-ция» как бы интегрирует в себе одновременно обе линии развития без четкого разграничения подходов и инструментария. Ученые объединяют понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация» в единую систему взаимосвязанных процессов и инструментов, обобщая, что применение преимуществ цифровизации в реальном секторе экономики называется цифровой трансформацией [4]. Более того, цифровизация бизнеса рассматривается как система, включающая в себя инструменты

цифровой трансформации [11], из чего следует, что данные понятия переплетены общим содержанием.

Другой подход к трактовке данных терминов подчеркивает необходимость четко разграничивать понятия «цифровизация» и «цифровая трансформация» и соответственно распределять способы их реализации.

Разграничивая данные понятия, авторы подчеркивают, что цифровизация предполагает внедрение цифровых и информационных технологий в бизнес-процессы компании, а цифровая трансформация представляет собой эволюцию бизнеса, предполагающую, помимо внедрения цифровых технологий, организационные изменения [16]. Также транслируется подход, заключающийся в том, что цифровая трансформация бизнеса — это «качественное улучшение производственных и бизнес-процессов за счет внедрения инноваций и адаптации бизнес-моделей к условиям современной цифровой экономики» [17].

Авторы сходятся во мнении, что цифровизация характеризуется переходом от традиционных (аналоговых) инструментов управления и производства к цифровым (информационным) в виде переноса данных и аналитики в цифровой формат, автоматизации бизнес-операций, изменения формы коммуникаций и взаимодействия с клиентами. Цифровая трансформация имеет более широкие масштабы по сравнению с цифро-визацией, предполагая интеграцию цифрового подхода к управлению не столько в структуре отдельных процессов, сколько в образе мышления руководителей и исполнителей, организационной культуре, формируя новые подходы к реализации рабочего процесса и принятия решений [6; 7; 19; 20]. Также авторами подчеркивается взаимосвязь и очередность этих процессов, состоящая в том, что цифровая трансформация — это результат использования цифровых технологий (то есть результат цифровизации). Цифровизация является более точечной, локальной и ведет к совершенствованию отдельных процессов и методов работы, в то время как цифровая трансформация связана с принципиальным и комплексным изменением бизнес-моделей [2]. Цифровизация является лишь составной частью цифровой трансформации компании, в то время как последняя предполагает стратегическое «перевоплощение» компании в долгосрочной перспективе [8; 10; 15]. Цифровизация является более ограниченной и фокусируется на улучшении конкретных, специализированных аспектов бизнеса, тогда как цифровая трансформация меняет бизнес-систему и требует более широкого понимания и поддержки со

стороны руководства компании. Цифровизация может служить начальным шагом к цифровой трансформации, обеспечивая фундамент, необходимый для успешной реализации цифровой трансформации.

Методология и методы исследования

Предложенный подход предполагает разграничение вариантов реализации стратегий и применяемых инструментов в контексте внедрения процессов цифровизации и (или) цифровой трансформации в деятельности бизнес-структур. В статье предложена матричная модель распределения вариантов реализации стратегий и цифровых инструментов в реализации направлений цифровизации и цифровой трансформации бизнеса.

Основу исследования составили общетеоретические аспекты оценки альтернатив стратегического развития на основе цифровых технологий. Использованы методы комплексного и сравнительного анализа, систематизации и классификации, структурной декомпозиции, а также системного подхода.

Результаты исследования

Оба понятия, «цифровизация» и «цифровая трансформация», связаны с использованием цифровых технологий и решений в организационных процессах и бизнес-моделях. Однако следует подчеркнуть, что они имеют различия как по целевому назначению, так и по способам реализации [13].

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика данных терминов и сформулированы их отличия по параметрам ключевого фокуса внимания, целевой направленности, масштабов и подходов к реализации.

Структурируя основные отличия между цифровизацией и цифровой трансформацией бизнеса, можно выделить следующие аспекты сравнения.

1. Основной фокус внимания. Цифровизация бизнеса направлена на оптимизацию и улучшение текущих бизнес-процессов и операционной деятельности. Цифровая трансформация, с другой стороны, ориентирована на глубокие изменения в бизнес-модели компании вплоть до частичной или полной модификации концепции деятельности.

2. Цель реализации. Основная цель цифровизации — совершенствование операций, ускорение и оптимизация процессов, повышение эффективности работы сотрудников и клиентского сервиса. Целью цифровой трансформации является создание новых цифровых возмож-

ностей и генерирование новых моделей бизнеса для выхода на более качественный и технологичный уровень осуществления деятельности.

3. Масштабы реализации. Цифровизация обычно фокусируется на отдельных, специализированных аспектах бизнеса в виде автоматизации определенных задач или улучшения работы конкретных функциональных подразделений. Цифровая трансформация требует системного подхода, пронизывая все уровни и направления деятельности компании.

4. Подход к внедрению изменений. Цифровизация бизнеса обычно более утилитарна и зациклена на совершенствовании отдельных операций и процессов, в меньшей степени затрагивая аспекты организационной культуры. Цифровая трансформация требует переосмысления подхода к ведению бизнеса, формирования новой цифровой культуры, основанной на создании нового видения и ценности для клиентов.

Таблица 1

Отличительные особенности цифровизации и цифровой трансформации

Параметры сравнения

Цифровизация бизнеса

Цифровая трансформация бизнеса

Основной фокус внимания

Применение цифровых технологий в существующих бизнес-процессах с целью автоматизации и повышения эффективности

Изменение бизнес-модели, пересмотр концепции деятельности на основе внедрения технологических инноваций

Цель

Совершенствование операций, оптимизация процессов, повышение эффективности работы сотрудников и клиентского сервиса

Создание новых цифровых возможностей бизнеса, трансформация бизнес-модели и выход на новый технологичный уровень ведения деятельности

Подход к реализации

Утилитарность подхода к реализации — совершенствование, оптимизация и рационализация процессов

Системность подхода к реализации — изменение организационной культуры, формирование новых навыков и создание новой ценности для клиента

Масштаб реализации

Использование цифровых технологий в пределах текущих процессов и существующей бизнес-модели

Использование цифровых технологий как источника новых возможностей роста и цифрового «перевоплощения» бизнеса

Источник: составлено автором

Важно понимать, что цифровизация бизнеса и цифровая трансформация не являются взаимоисключающими концепциями, они последовательно дополняют друг друга. Тем не менее их важно различать для корректного понимания направлений, масштабов и выбора стратегий успешного развития компании в условиях формирования цифрового общества.

Таким образом, основное отличие между исследуемыми понятиями заключается в том, что цифровизация бизнеса фокусируется на цифровой оптимизации текущих процессов, в то время как цифровая трансформация бизнеса ориентирована на переосмысление модели бизнеса и соответствующую модификацию стратегии компании с использованием новых возможностей, предоставляемых цифровыми инновациями. Понимая различия исследуемых процессов, логично выделить варианты возможных стратегий и инструментов, соответствующих выбранному направлению развития бизнеса.

Ци фровизация - Цифровая трансформация

1

Виды стратегий - Повышение эффективности процессов - Взаимодействие с клиентом - Цифровое продвижение - Автоматизация управления - Цифровая защита - Информатизация анализа данных - - Выявление новых горизонтов развития - Формирование цифровой культуры - Цифровое управление - Экосзстемное усиление - Внедрение цифровых инноваций - Развитие цифровой инфраструктуры

X

Используемые инструменты - - Цифровые платформы з приложения - Облачные данные - Большие данные з аналзтзка - Интернет вещей - Мобильные приложения з мобильная коммерция - - Цифровая стратегия - Лидерство з управление - Изменение культуры - Обучение з развитие сотрудников - Прзменензе новых технологзй

Рисунок 1. Матрица стратегий и инструментов перехода от цифровизации к цифровой трансформации Источник: составлено автором

На рисунке 1 представлен разработанный автором матричный способ распределения видов стратегий и используемых инструментов в соответствии с направлениями цифрового развития.

Элементы матрицы распределены на две составляющие:

— стратегическая ориентация развития — определяет варианты стратегий в пределах выбранного направления;

— инструментальная составляющая характеризует средства реализации стратегии.

Первый квадрант матрицы включает в себя следующие виды стратегий, применимых в отношении реализации процесса цифровизации в деятельности предприятия.

1. Стратегия повышения эффективности процессов заключается в цифровом совершенствовании бизнес-процессов. Она является наиболее плавной и очевидной в деятельности малых предприятий, предполагая использование цифровых технологий в целях оптимизации отдельных задач продвижения бизнеса, налаживания клиентского сервиса, автоматизации операционных и технологических процессов с целью повышения их эффективности.

2. Стратегия взаимодействия с клиентом в первую очередь ориентирована на усиление взаимоотношений с клиентами на основе использования цифровых каналов коммуникации. Такой подход обеспечивает повышение частоты контактов, доступность сервисов организации, возможность персонализации услуг, за счет использования онлайн-сервисов, СЯМ-систем и мобильных приложений, формирующих новые цифровые маршруты и развивающих опыт клиентов в отношении организации.

3. Стратегия цифрового продвижения основана на использовании цифровых каналов и инструментов для привлечения и удержания клиентов путем создания онлайн-рекламных кампаний, интерактивного цифрового контента, формирующего, с одной стороны, дополнительные каналы связи и воздействия на клиента, с другой стороны, обеспечивающего охват новых географических рынков и покупательских сегментов.

4. Стратегия автоматизации управления основана на использовании цифровых инструментов для автоматизации отдельных управленческих процессов, таких как бюджетирование, планирование ресурсов, управление проектами.

5. Стратегия цифровой защиты связана с усилением информационной безопасности и сохранения данных на базе цифровых инноваций

с целью локализации и предотвращения утечки информации.

6. Стратегия информатизации анализа данных характеризуется использованием цифровых платформ и инструментов для сбора, анализа и обработки больших данных для обоснования управленческих решений.

Второй квадрант матрицы аккумулирует в себе виды стратегий, соответствующих более масштабным изменениям в системе цифровой трансформации бизнеса. К этой категории стратегий можно отнести следующие.

1. Стратегия выявления новых горизонтов развития воплощает собой разработку и переход к новым бизнес-моделям на основе переосмысления существующей бизнес-концепции или создания совершенно новой с использованием цифровых технологий.

2. Стратегия формирования цифровой культуры направлена на модификацию корпоративной культуры на основе принципиально новой концепции бизнеса и создания новой ценности для клиента, основанной на трендах развития цифрового общества.

3. Стратегия цифрового управления предполагает использование искусственного интеллекта и машинного обучения для автоматизации рутинных задач, повышения точности анализа данных и создания новых возможностей бизнеса, таких как персонализированный сервис и автоматическое прогнозирование.

4. Стратегия экосистемного усиления характеризуется цифровой интеграцией с партнерами и формированием экосистемы компании в цифровой среде, включая сотрудничество с внешними партнерами и синтез технологий.

5. Стратегия внедрения цифровых инноваций связана с разработкой и реализацией новых цифровых продуктов и услуг.

6. Стратегия развития цифровой инфраструктуры основана на формировании цифровой инфраструктуры бизнеса, гибкой и масштабируемой, обеспечивающей интеграцию и трансформацию традиционных подсистем и инструментов управления в цифровой формат с возможностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям рынка.

В целом, стратегии цифровизации бизнеса фокусируются на применении цифровых инструментов для оптимизации локальных внутренних процессов организации, в то время как стратегии цифровой трансформации бизнеса направлены на более масштабные изменения концепции, бизнес-модели и культуры компании с использованием цифровых инноваций.

Третий и четвертый квадранты матрицы характеризуют виды цифровых инструментов, применяемых в системе цифровизации и цифровой трансформации бизнеса соответственно. Инструменты реализации каждого из направлений распределяются в соответствии с целевой ориентацией развития бизнеса. Инструменты цифровизации бизнеса объединяют способы и методы использования цифровых технологий по аспектам совершенствования процессов и организационных подсистем.

1. Цифровые платформы и приложения предоставляют возможности для автоматизации бизнес-процессов, управления информацией и данными, коммуникации с клиентами и партнерами.

2. Облачные технологии позволяют хранить и обрабатывать большие объемы данных в «облаке», обеспечивая гибкость и доступ к информации с любого устройства.

3. Большие данные и аналитика помогают собирать, анализировать и интерпретировать большие объемы данных, что позволяет выявлять новые тренды, прогнозировать спрос и повышать эффективность бизнес-процессов.

4. Интернет вещей (1оТ) позволяет подключать физические объекты к сети, собирать данные о состоянии и использовании этих объектов, что дает возможность автоматизировать и оптимизировать процессы.

5. Мобильные приложения и мобильная коммерция предоставляют возможность клиентам совершать покупки, получать информацию и взаимодействовать с бизнесом через мобильные устройства.

К инструментальным аспектам цифровой трансформации бизнеса относятся комплексные цифровые механизмы, ориентированные на модификацию управленческого и организационного мышления, видоизменение концепции осуществления деятельности.

1. Цифровая стратегия предполагает разработку и реализацию стратегии, направленной на цифровое преобразование бизнес-модели организации.

2. Лидерство и управление характеризуют необходимость наличия цифровых навыков и мышления управленцев, способных организовать и управлять процессом цифровой трансформации.

3. Изменение культуры подразумевает создание цифровой культуры, которая поощряет инновации, гибкость, эксперименты и обучение новым технологиям.

4. Обучение и развитие сотрудников направлено на обучение и со-

вершенствование навыков сотрудников в области цифровых технологий для успешной адаптации к изменениям и эффективного использования новых инструментов [5; 22].

5. Постоянное изучение и применение новых технологий — данный аспект связан с необходимостью непрерывного мониторинга и изучения новых технологий, трендов и инноваций с целью применения их в бизнес-процессах.

Таким образом, цифровизация бизнеса и цифровая трансформация характеризуют разные по сложности и масштабам направления развития бизнеса, включая в себя соответствующие виды стратегий и используемых инструментов. Выбор направления развития, стратегии и инструментария зависит от целевых установок менеджмента, ресурсов, условий внешней среды, наличия соответствующей цифровой инфраструктуры и партнеров.

Заключение

Выбирая направление развития бизнеса, организации все чаще склоняются к внедрению цифровых решений и инструментария. Данный подход обоснован, так как способствует росту эффективности, снижению издержек, повышению уникальности и инновационности предложения, масштабированию деятельности, отвечая запросам рынков и тенденциям развития экономики. Цифровизация бизнеса и цифровая трансформация являются актуальными этапами в реализации амбиций цифрового развития бизнеса. Процесс цифровизации связан с локальным совершенствованием отдельных операций, процесс цифровой трансформации — с масштабным преобразованием бизнес-систем. Понимание различий данных процессов облегчает построение генеральной стратегии развития бизнеса и выбор инструментов, соответствующих намеченным целям. В целом, процессы цифровизации и цифровой трансформации являются необходимой реальностью современного бизнеса и экономики. Бизнес-структуры, активно внедряющие цифровые технологии, формируют сильные конкурентные преимущества, адаптируясь к быстро меняющимся условиям рынка. Благодаря эффективной и рациональной реализации данных процессов достигаются положительные эффекты в виде увеличения производительности, развития новых производственных методов и технологий, создания новых рынков и продуктов, развития инноваций и развития цифровой экономики. Цифровые технологии имеют потенциал для преобразования экономики в различных секторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и областях, способствуя повышению ее гибкости, инновационное™, конкурентоспособности и обеспечивая устойчивый экономический рост.

Литература

1. Антонова О. И., Гилева И. С., Резниченко Д. В. К вопросу о новых возможностях в сфере цифровизации малого и среднего предпринимательства // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6. № 3. С.25-33.

2. Ватутина Л. А., Злобина Е. Ю., Хоменко Е. Б. Цифровизация и цифровая трансформация бизнеса: современные вызовы и тенденции // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2021. Т. 31, № 4. С. 545-551. DOI 10.35634/2412-9593-2021-31-4-545-551.

3. Головцова И. Г., Сучкова М. Ю. Цифровая трансформация сферы услуг в новых условиях // Технико-технологические проблемы сервиса. 2020. № 4(54). С. 81-86.

4. Зенкина Е. В. Стратегии и методы цифровой трансформации бизнеса и их использование в процессах управления компаниями // Вопросы региональной экономики. 2023. № 2(55). С. 42-50.

5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. 2020. № 5(69). С. 6-27. DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10042

6. Как отличить цифровую трансформацию от цифровизации. URL: https: // trends.rbc.ru/trends/industry/ cmrm/606ae4c49a794754627d6161 (дата обращения: 20 октября 2023 года).

7. Кафиятуллина Ю. Н., Курочкин Д. А., Сердечный Д. В. Принципы цифровой трансформации бизнеса в современных условиях // Вестник университета. 2022. № 6. С. 74-82. DOI 10.26425/1816-4277-2022-6-74-82.

8. Кудрявцева Т. Ю., Кожина К. С. Основные понятия цифровизации // Вестник Академии знаний. 2021. № 44(3). С. 149-151. DOI 10.24412/2304-6139-2021-11228.

9. Куренков А. Л. Тенденции цифровой трансформации предприятий коммерческого сектора экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 241. № 3.

С. 239-250. DOI 10.38197/2072-2060-2023-241-3-239-250.

10. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Баринова Е. П. Цифровая стратегия предприятия: реалии и возможности трансформации // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 1. С. 7-12. DOI 10.24143/2073-5537-2023-1-7-12.

11. Михеева М. В., Накова М. Р. Цифровая трансформация деятельности субъектов хозяйствования: плюсы и минусы // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 330-333. DOI 10.24412/2073-0454-2022-5-330-333.

12. Мыльник А. В., Голов Г. Р. Концептуальные основы развития цифровых экосистем в современной экономике в условиях Четвертой промышленной революции // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 240, № 2. С. 392-406. DOI 10.38197/2072-2060-2023-240-2-392-406.

13. Нигай Е. А. Процесс цифровизации бизнеса: от точечной оцифровки бизнес-процессов к цифровой трансформации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2022. № 2. С. 134-145. DOI 10.24412/2071-6435-2022-2-134-145.

14. Нигай Е. А. Формирование цифровых экосистем бизнеса в условиях развития информационного общества: управленческий аспект // Ars Айш1шстранди (Искусство управления). 2023. Т. 15, № 3. С. 353-376. DOI 10.17072/2218-9173-2023-3-353-376.

15. Нигай Е. А., Никулин И. А. Цифровые платформенные решения в сфере государственного управления лесным хозяйством: тенденции и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 3(47). С. 445-448.

16. Осипова Р. Г. Цифровизация как конкурентное преимущество российских организаций // Вестник Академии знаний. 2020. № 37(2). С. 258-262. DOI 10.24411/2304-6139-2020-10174.

17. Полянин А. В., Головина Т. А., Вертакова Ю. В. Цифровая трансформация деятельности предпринимательских структур // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. Т. 45, № 4. С. 636-645. DOI 10.18413/2411-3808-2018-45-4-632-641.

18. Прохорова И. С., Гуреев П. М. Цифровая зрелость бизнеса: технологический разрыв и ограничения цифровой трансфор-

мации // Вестник университета. 2023. № 4. С. 49-56. DOI 10.26425/1816-4277-2023-4-49-56.

19. Цифровизация или цифровая трансформация — что выгоднее для бизнеса? URL: https://www.dtconsulting.ru/articles/ digitalization (дата обращения: 20 октября 2023 года).

20. Что такое цифровизация и цифровая трансформация? URL: https://blog.tutortop.ru/chto-takoe-cifrovizacia-i-cifrovaya-transformaciya/ (дата обращения: 20 октября 2023 года).

21. Шашкова Н. О., Елкина И. М. Роль информационных технологий в организации неформального образования / Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016). Сборник научных тредов Международной научно-практической конференции, 2016. С. 75-83.

References

1. Antonova O. I., Gileva I. S., Reznichenko D. V., On the issue of new opportunities in the field of digitalization of small and medium-sized businesses. Russian Economic Bulletin, 2023, vol. 6, no. 3, pp. 25-33 (in Russian).

2. Vatutina L. A., Zlobina E. Ju., Homenko E. B., Digitalization and Digital Business Transformation: Today's Challenges and Trends. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika ipravo [ Bulletin ofU dmurt University. Economics and Law Series], 2021, vol. 31, no. 4, pp. 545551 (in Russian). DOI 10.35634/2412-9593-2021-31-4-545-551.

3. Golovcova I. G., Suchkova M. Ju., Digitally Transform Services in New Environments. Tekhniko-tekhnologicheskieproblemy servisa [Technical and technological problems of the service], 2020, no. 4(54), pp. 81-86 (in Russian).

4. Zenkina E. V., Strategies and methods for digital business transformation and their use in company management processes. Voprosy regionalnoj ekonomiki [Regional economy issues], 2023, no. 2(55). pp. 42-50 (in Russian).

5. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Systemic transformations in the field of education in the context of the introduction of digital technologies. Tcennosti i smysly [Values and meanings], 2020, no. 5(69), pp. 6-27 (in Russian). DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10042

6. How to distinguish digital transformation from digitalization. Available at:

https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/606ae4c49a794754627d6161 (accessed: 20 October, 2023) (in Russian).

7. Kafijatullina Ju.N., Kurochkin D. A., Serdechnyj D. V., Principles of Digital Business Transformation in Today's Environment. Vestnik universiteta [University Bulletin], 2022, no. 6, pp. 74-82 (in Russian). DOI 10.26425/1816-4277-2022-6-74-82.

8. Kudrjavceva T. Ju., Kozhina K. S., Basic concepts of digitalization. Vestnik Akademii znanij [Bulletin of the Academy of Knowledge], 2021, no. 44(3), pp. 149-151 (in Russian). DOI 10.24412/2304-6139-2021-11228.

9. Kurenkov A. L., Trends in the digital transformation of enterprises in the commercial sector of the economy. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific works of the Free Economic Society of Russia], 2023, vol. 241, no. 3, pp. 239-250 (in Russian). DOI 10.38197/2072-2060-2023-241-3-239-250.

10. Larionov V. G., Sheremet'eva E.N., Barinova E. P., Enterprise Digital Strategy: Realities and Transformation Opportunities. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Astrakhan State Technical University. Series: Economics], 2023, no. 1, pp. 7-12 (in Russian). DOI 10.24143/2073-5537-2023-1-7-12.

11. Miheeva M. V., Nakova M. R., Digital transformation of business entities: pros and cons. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2022, no. 5, pp. 330-333 (in Russian). DOI 10.24412/2073-0454-2022-5-330-333.

12. Myl'nik A.V., Golov G. R., Conceptual framework for the development of digital ecosystems in the modern economy in the context of the Fourth Industrial Revolution. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific works of the Free Economic Society of Russia], 2023, vol. 240, no. 2, pp. 392-406. DOI 10.38197/2072-2060-2023-240-2-392-406 (in Russian).

13. Nigay E. A., Business digitalization process: from point digitization of business processes to digital transformation. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2022, no. 2, pp. 134-145 (in Russian). DOI 10.24412/2071-6435-2022-2-134-145

14. Nigay E. A., The formation of the digital ecosystem business in the context of the development of the information society: management aspect. Ars Administrandi, 2023, vol. 15, no. 3, pp. 353-376 (in Russian). DOI 10.17072/2218-9173-2023-3-353-376.

15. Nigay E. A., Nikulin I. A., Digital Platform Solutions in Forest Governance: Trends and Perspectives. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya [Natural humanities research], 2023, no. 3(47), pp. 445448 (in Russian).

16. Osipova R. G., Digitalization as a competitive advantage of Russian organizations. Vestnik Akademii znaniy [Bulletin of the Academy of Knowledge], 2020, no. 37(2), pp. 258-262 (in Russian). DOI 10.24411/2304-6139-2020-10174.

17. Poljanin A. V., Golovina T. A., Vertakova Ju.V., Digital transformation of the activities of business structures. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Scientific statements of Belgorod State University. Series: Economics. Computer science], 2018, vol. 45, no. 4, pp. 636-645 (in Russian). DOI 10.18413/2411-3808-2018-45-4-632-641.

18. Prohorova I. S., Gureev P. M., Digital Business Maturity: The Technology Gap and the Limitations of Digital Transformation. Vestnik universiteta [University Bulletin], 2023, no. 4, pp. 49-56 (in Russian). DOI 10.26425/1816-4277-2023-4-49-56.

19. Digitalization or digital transformation — what it is more favorable to business? Available at: https://www.dtconsulting.ru/articles/ digitalization (accessed: 21 October, 2023) (in Russian).

20. What is digitalization and digital transformation? Available at: https://blog.tutortop.ru/chto-takoe-cifrovizacia-i-cifrovaya-transformaciya/ (accessed: 20 October, 2023) (in Russian).

21. Shashkova N. O., Elkina I. M. Rol' informacionnyh tekhnologiy v orga-nizacii neformal'nogo obrazovaniya [The role of information technologies in the organization of non-formal education]. Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu (EEIA-2016). Sbornik nauch-nyh tredov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Educational space in the information age (EEIA-2016). Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference], 2016. pp. 75-83 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.