Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ / ПЕРСОНАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олещенко Светлана Ильинична, Ползунова Наталья Николаевна, Соколов Алексей Павлович

В статье рассмотрена связь инновационных технологий и информационных инструментов с современным процессом управления. В настоящее время каждая организация нуждается во внедрении цифровизации на всех стадиях своей деятельности, это связано прежде всего с необходимостью быстрой адаптации к постоянно меняющимся внешним факторам. Оптимизация бизнес-моделей за счет данного процесса дает возможность повышения эффективности всей работы, независимо от ее вида и сферы применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION AND INNOVATION IN THE HR MANAGEMENT SYSTEM

The article considers the relationship of innovative technologies and information tools with the modern management process. Currently, every organization needs to implement digitalization at all stages of its activities, this is primarily due to the need to quickly adapt to constantly changing external factors. Optimizing business models through this process makes it possible to improve the efficiency of all work, regardless of its type and scope.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_6_519 УДК 651:004

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

Олещенко Светлана Ильинична,

студент кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет, г. Владимир, Россия, e-mail: svetaoleshenko5@ gmail.com

Ползунова Наталья Николаевна,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет, г. Владимир, Россия, e-mail: Natalya.polzunowa@yandex.ru

Соколов Алексей Павлович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет, г. Владимир, Россия, e-mail: Natalya.polzunowa@yandex.ru

В статье рассмотрена связь инновационных технологий и информационных инструментов с современным процессом управления. В настоящее время каждая организация нуждается во внедрении цифровизации на всех стадиях своей деятельности, это связано прежде всего с необходимостью быстрой адаптации к постоянно меняющимся внешним факторам. Оптимизация бизнес-моделей за счет данного процесса дает возможность повышения эффективности всей работы, независимо от ее вида и сферы применения.

Ключевые слова: цифровизация; деятельность предприятия; цифровые технологии; процесс управления; персонал; эффективность функционирования.

UDC 651:004

DIGITALIZATION AND INNOVATION IN THE HR MANAGEMENT

SYSTEM

Oleshchenko Svetlana Ilyinichna,

student of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University, Vladimir, Russia, e-mail: svetaoleshenko5@gmail.com

Polzunova Natalya Nikolaevna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University, Vladimir, Russia, e-mail: Natalya. polzunowa@yandex.ru

Sokolov Alexey Pavlovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University, Vladimir, Russia, e-mail: Natalya.polzunowa@yandex.ru

The article considers the relationship of innovative technologies and information tools with the modern management process. Currently, every organization needs to implement digitalization at all stages of its activities, this is primarily due to the need to quickly adapt to constantly changing external factors. Optimizing business models through this process makes it possible to improve the efficiency of all work, regardless of its type and scope.

Keywords: digitalization; enterprise activity; digital technologies; management process; staff; functioning efficiency.

В настоящее время вопрос внедрения цифровизации в любую сферу деятельности компании, в особенности в процесс управления, достаточно актуален. IT-технологии активно используются во всех сферах жизни, и в каждой имеют положительных эффект, повышается результативность и скорость выполнения рутинных действий, а также их точность. Постоянно растущие потребности общества вынуждают использовать более

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод, что цифровизация - это процесс, процесс внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни как человека, так и государства или организаций. Такое изменение способствует выполнению различных монотонных, рутинных действий и задач без прямого вмешательства какого-либо физического лица, способствует сокращению траты временного ресурса, а также повышению качества жизни и ее экономической составляющей. Основная задача цифровизации - создание «гибкого» процесса, особенно это необходимо при анализе большого массива данных, с помощью чего появляется шанс предугадать возможные изменения рынка и своевременно подстроить под них деятельность бизнеса [2, с. 187].

Однако стоит признать, что субъекты бизнеса в доковидные годы неактивно внедряли цифровые технологии в свою деятельность. По данным за 2017, 2018 и 2019 гг. по индексу

современные технологии, что приводит к появлению новых видов технологий, таких как облачные хранилища, различные интернет-платформы, специализирующиеся на множестве сфер. Помимо всего вышеперечисленного цифровизация влияет на устойчивое развитие компании, что способствует повышению ее статуса, результативности, а также появляются конкурентные преимущества за счет внесения корректировок в бизнес-процессы организации.

Прежде всего остановимся на том, какой

но 28, 31 и 32 пункта [4, с. 197; 11]. Следует признать факт того, что COVID-19 подстегнул процесс цифровизации.

По результатам опросов за 2020 год определились следующие приоритеты направлений использования цифровых технологий российскими компаниями. За необходимость встраивания цифровых технологий в бизнес-процессы проголосовал 61 % респондентов, за управление на основе данных и управление клиентским опытом количество голосов совпало и составило 50 %. Таким образом, мы видим, что большинство компаний видят необходимость использования различных цифровых технологий в своей деятельности. Также на сайте Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации можно ознакомиться со следующей статистикой: лидерами цифровой трансформации являются банки, нефтегазовая отрасль и страхование. Количество использованных различных 1Т-проектов в крупнейших компаниях на

смысл вкладывает научное сообщество в понятие «цифровизация». В табл. 1 представим некоторые определения данной категории

Таблица 1 - Дефиниции понятия «цифровизация»

Автор Определение

Полюшкевич О.А., Журавлева И.А., Дружинин ГВ., Москвитина. Н.В. [7] Процесс внедрения и использования инновационных технологий и принципов цифровой экономики в социально-экономических сферах жизнедеятельности общества, сопровождаемый тотальной автоматизацией, роботизацией и внедрением искусственного интеллекта

Плотников В. А [8] Современный этап развития информатизации, отличающийся преобладающим использованием цифровых технологий генерации, обработки, передачи, хранения и визуализации информации, что обусловлено появлением и распространением новых технических средств и программных решений

Идрисов ПИ., Кузьмина А.С., Рожкова Е.С., Санатов Д.В., Султанов Д.К. [6] Замена аналоговых (физических) систем сбора и обработки данных технологическими системами, которые генерируют, передают и обрабатывают цифровой сигнал о своем состоянии

Процесс переноса в цифровую среду функций и деятельностей (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями

Романов A.A., Романова ЛА [9] Изменение парадигмы того, ШМоШавуШ , РШбЙф§анимШ] н31 эрбдЮййи: друг с другом место со значением индекса соответствен-

конец 2020 года выросло на 38 % по сравнению с 2019 годом, а около 85 % компаний начали использовать искусственный интеллект при принятии различных решений. Цифрови-зация распространилась по всем отраслям, и ее средний уровень вырос до 54 % [10]. В то же время достаточный интерес представляют данные об использовании Интернета работниками организаций. По данным 2019 г., в организациях предпринимательского сектора только 31,5 % работников от общего числа сотрудников организаций использовали Интернет и только 5 % применяли средства мобильного доступа в Интернет, предоставленные работодателем [4, с. 232].

Результаты исследования

На данный момент число компаний, кото-

рые признают необходимость цифровиза-ции, растет. Они активно занимаются поиском инновационных решений, позволяющих получить преимущество компании над конкурентами. Но недостаточно просто внедрить в бизнес инновационные технологии, высокой результативности можно достичь только при постоянном контакте как с сотрудниками, так и с людьми, и именно сфера HR позволяет определить необходимость перемен и дает первоначальный толчок к ним.

И все же цифровизация существенно меняет основы ведения «офисной» работы, запуская инновационные процессы. На рис. 1 представлены направления в области управления персоналом, где цифровые техноло-

Организация рабочего места

Электронный документооборот

гии наиболее активно встраиваются в процес

Рисунок 1 - Направления использования цифровиза-ции в управлении персоналом

Многим сотрудникам теперь не требуется постоянное присутствие и привязка к определенному рабочему месту, а количество ручного труда постепенно сокращается. Часть профессий перешла в дистанционный формат, то есть сотрудник может работать удаленно из любой точки, при этом это никак не будет влиять на результативность рабочего процесса. Но без соответствующей высококвалифицированной подготовки кадров данный процесс не будет приводить к нужным результатам.

В настоящее время многие компании нуждаются в таком персонале, который может быстро адаптироваться к изменениям как вне, так и внутри организации, то есть они ждут от своих сотрудников проявления таких способностей, как быстрое накопление опы-

ы организации.

та, восприятие новой информации, а также быстрая обучаемость. В процессах управления человек не может быть заменен роботом, так как те действия, которое выполняет сотрудник, достаточно сложно автоматизировать, по крайней мере в настоящее время. Для работодателя прежде всего нужны хорошо развитые коммуникативные навыки, наличие высшего образования и все более востребованным является знание иностранных языков. Именно благодаря цифровизации на данный момент существует огромное количество платформ онлайн-обучения, которые не требуют очного присутствия. Благодаря им сотрудник может пройти необходимый курс, тренинг или даже повысить свою классификацию. Дистанционное обучение дает возможность получать знания независимо от места нахождения, а также к концу всего курса выдается действующий электрон-

ный диплом, сертификат или удостоверение [5, с. 31].

Цифровые технологии также облегчают процесс рекрутмента, то есть поиск и отбор кандидатов на вакантную должность. В первую очередь благодаря специальным сайтам HR-процессы стали более автоматизированы в следующих операциях: поиск и подбор персонала или кандидатов, делопроизводство кадров, размещение вакансий, анализ резюме и их оценка [12]. Данный вид рекру-тинга имеет массу преимуществ, прежде всего это экономия финансов. Размещение вакансии на каком-либо специализированном в данной отрасли сайте не требует больших денежных вложений в отличие от ситуации, когда необходимо обратиться в кадровые агентства. В дополнение к этому появляется возможность получить более полную информацию о кандидате, его личных предпочтениях, убеждениях, профессиональной подготовке, а это в свою очередь дает возможность рассмотрения большей части потенциальных кандидатов, таких как пассивные соискатели или представители молодой аудитории. 1Т-технологии в разы упрощают и ускоряют процесс трудоустройства, автоматизируются ранее проходящие процессы.

Помимо всего этого у организации появляется возможность создания так называемого удаленного штата - это сотрудники, работающие в дистанционном формате. Они могут взаимодействовать и выполнять необходимые поставленные задачи с помощью специализированных платформ, сайтов, приложений. Чаще всего в таком формате работают специалисты умственного труда (PR-менеджеры, маркетологи, переводчики, аналитики или программисты) [3, с. 375]. Также такое нововведение обладает массой положительных сторон. Прежде всего это экономия - у руководителя отсутствуют лишние затраты на содержание рабочего места сотрудника, во многих случаях оплата труда происходит только за готовый результат (в соответствии с составленным договором), то есть в периоды вынужденного простоя сотруднику ничего не выплачивается. Кроме экономии временных и денежных ресурсов компания может привлекать более квалифицированных специалистов, которые заинтересованы именно в удаленном формате работы, например, представители других стран

или регионов. Внедрение дистанционного формата в работу позволяет повысить эффективность всей деятельности компании, потому что здесь требуется не имитация рабочего процесса, так как за ним никто не следит и не оценивает, а конкретный результат.

Как было сказано ранее, цифровизация изменяет процесс постановки задач и целей, а также их оценку. За счет более автоматизированного и «прозрачного» процесса повышается эффективность, а накопление информации происходит структурированно. Появление информационной и электронной среды в организации позволяет не только сотрудникам, но и руководителям более четко отслеживать свою работу, понижается риск совершения ошибок, а их идентификация и обработка становится более быстрой и качественной [1, с. 48].

Еще одной положительной чертой внедре -ния цифровизации и IT-технологий в сферу ведения бизнеса является использование электронного документооборота. Под электронным документооборотом понимается процесс движения, обработки, хранения и передачи электронных документов. Электронный документ, в свою очередь, представляет документированную информацию, представленную в электронной форме. Благодаря использованию данного инструмента обеспечивается более эффективное управление за счет автоматического контроля и прозрачности деятельности организации на всех ее уровнях. Исключается необходимость либо упрощается хранение бумажных документов из-за наличия электронного архива, а это ведет к сокращению издержек на управление потоками документов. Обеспечивается кадровая гибкость за счет большей организации деятельности сотрудников и возможности хранения истории его деятельности. Но данная информация обладает риском утечки или модификации, то есть изменения из-за воздействий различных факторов. К таким факторам можно отнести отказы и сбои программных средств, ошибочные действия пользователей и обслуживающего персонала, а также противоправные действия третьих лиц. Во избежание данных действий необходимо разработать следующие основные задачи по защите информации [2, с. 188]:

- формирование технической политики организации;

- координация деятельности сотрудников в данной сфере;

- организация учета конфиденциальной информации;

- оценка возможного ущерба от реальных угроз;

- планирование работ по созданию и совершению защиты информации.

Данные работы позволят избежать таких возможных ситуаций, как ошибочные действия персонала при работе с документами, случайное или умышленное уничтожение документов, несанкционированная модификация и искажение текста документа.

В дополнение к вышесказанному улучшаются ключевые показатели эффективности экономической деятельности и процесса управления. Облегчается процесс ведения платежных ведомостей за счет перевода их в электронный формат. Так, сроки работы со -трудников, размер заработной платы и необходимых выплат можно предоставить в любой момент времени.

Появление цифровых помощников является еще одним плюсом цифровизации. Они способствуют облегчению процесса принятия решений, обучения, изменений в корпоративной культуре и подходах в управлении. Цифровые помощники могут упростить следующие процессы бизнеса [5, с. 60]:

- выполнение рутинных операций. Например, формирование отчетов, составление типовых договоров, заявок, а также отправлять запросы на необходимую информацию;

- сбор аналитики. Прежде всего это помогает в принятии управленческих решений. Анализируя большое количество данных, платформа выявляет пробелы и недочеты и дает соответствующие рекомендации, на-

пример, если необходимо дополнительное обучение или поиск новых кадров. Также это помогает в прогнозировании возможных изменений как внутри организации, так и за ее пределами;

- частичная замена техподдержки. Цифровой помощник позволяет поддерживать постоянную связь с клиентом, что способствует более быстрому ведению дел и повышению эффективности работы отдела в целом.

Цифровизация в сфере управления персоналом осуществляется в рамках совокупности принципов, среди которых наиболее важными являются: гибкость, ускорение бизнес-процессов, связанных с управлением персоналом, партнерство и сотрудничество, бережливое потребление.

Несмотря на активное внедрение циф-ровизации, некоторые работодатели встречаются с трудностями в связи с такими изменениями. Прежде всего это недостаток специалистов, имеющих необходимый уровень квалификации в данной сфере в сочетании с необходимым уровнем цифровых навыков. Зачастую руководителям приходится самим переобучать и целенаправленно перенаправлять уже работающих в их компании сотрудников, которые уже владеют определенными навыками и имеют начальные компетенции в этой сфере. Также не все сотрудники сразу воспринимают такое нововведение, как цифровизация. Поэтому руководству необходимо разработать план постепенного внедрения 1Т-технологии для более легкой адаптации персонала, в данный план можно включить соответствующую систему мотиваций и поощрения, стратегию вовлечения в цифровизацию сотрудников,

предоставления необходимой системы обучения. Список литературы

1. Авдеева И.Л. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: Российский и зарубежный опыт // Вопросы управления. 2017. № 6 (49). С. 50-56.

2. Ерзылева И.А. Цифровые технологии в кадровом менеджменте // Самоуправление. 2020. Т. 2. № 2 (119). С. 186-189.

3. Загребельная Н.С., Бостоганашвили Е.Р. Управление человеческими ресурсами в цифровой экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 1А. С. 374-384.

4. Индикаторы цифровой экономики: 2021: стат. сб. / ГИ. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 380 с.

5. Караваева Е.Д. Управление организацией в условиях цифровизации: учеб. пособие. СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 68 с.

6. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: экспертно-аналитический доклад / Идрисов ГИ., Кузьмина А.С., Рожкова Е.С., Санатов Д.В., Султанов Д.К. / под науч. руководством В.Н. Княгина. М., 2017. 136 с.

7. Основы цифровизации государственного и муниципального управления: учеб. пособие / О.А. Полюшкевич, И.А. Журавлева, ГВ. Дружинин, Н.В. Москвитина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. 163 с.

8. Плотников В.А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 16-24.

9. Романов А.А., Романова Л.А. Регулятивные маркеры «самофорсажного» поведения homo digitalis в сетевой коммуникации // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2019. № 58. С. 62-91.

10. Цифровая трансформация в России: итоги 2020 года и перспективы развития: материалы круглого стола Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. URL: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801 (дата обращения: 02.04.2022).

11. Цифровизация бизнеса в России и за рубежом // Цифровая экономика: экспресс-информация. 03.10.2019. URL: https://issek.hse.ru/data/2019/10/03/1542994758/NTI_N_146_03102019.pdf?ysclid=l1xrure32f (дата обращения: 27.03.2022).

12. Цифровой HR. Глава из отчета DELOITTE. URL: https://www.talent-management.com.ua/1332-tsifrovoj-hr (дата обращения: 26.02.2022).

References

1. Avdeeva I.L. Development of digital technologies in economics and management: Russian and foreign experience. Management issues. 2017. No. 6 (49). pp. 50-56.

2. Yerzyleva I.A. Digital technologies in personnel management. Self-management. 2020. Vol. 2. No. 2 (119). pp. 186189.

3. Zagrebelnaya N.S., Bostoganashvili E.R. Human resource management in the digital economy. Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 9. No. 1A. pp. 374-384.

4. Indicators of the digital economy: 2021: statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg et al.; National research. uni-t "Higher School of Economics". Moscow: HSE, 2021. 380 p.

5. Karavaeva E.D. Organization management in the conditions of digitalization: studies. stipend. St. Petersburg: Science-intensive technologies, 2020. 68 p.

6. New Technological Revolution: Challenges and opportunities for Russia: expert and analytical report / Idrisov G.I., Kuzmina A.S., Rozhkova E.S., Sanatov D.V., Sultanov D.K. / pod nauch. directed by V.N. Knyagin. M., 2017. 136 p.

7. Fundamentals of digitalization of state and municipal management: studies. manual / O.A. Polyushkevich, I.A. Zhuravleva, G.V. Druzhinin, N.V. Moskvitina. Irkutsk: Publishing House of the ISU, 2020. 163 p.

8. Plotnikov V.A. Digitalization of production: theoretical essence and prospects of development in the Russian economy. Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. 2018. No. 4 (112). pp. 16-24.

9. Romanov A.A., Romanova L.A. Regulatory markers of "self-reinforcing" behavior of homo digitalis in network communication. The World of Linguistics and Communication: an electronic scientific journal. 2019. No. 58. pp. 62-91.

10. Digital transformation in Russia: 2020 results and development prospects: materials of the round table of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation. URL: https://ac.gov.ru/news/page/cifrovaa-transformacia-v-rossii-itogi-2020-goda-i-perspektivy-razvitia-26801 (accessed: 02.04.2022).

11. Digitalization of business in Russia and abroad. Digital economy: express information. 03.10.2019. URL: https:// issek. hse. ru/data/2019/10/03/1542994758/NTI_N_146_03102019.pdf?ysclid=l1xrure32f (accessed: 03/27/2022).

12. Digital HR. Chapter from the DELOITTE report. URL: https://www.talent-management.com.ua/1332-tsifrovoj-hr

(accessed: 02/26/2022)_I-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.