Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ HR СЛУЖБ КОМПАНИЙ: ДАННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ HR СЛУЖБ КОМПАНИЙ: ДАННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

356
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / HR – служба / digital – инструменты / трудовые ре-сурсы / digitalization / HR service / digital tools / labor resources

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Марина Вячеславовна

Статья посвящена исследованию уровня цифровизации HR – служб компаний. Исследованы продукты, предлагаемых для диджитализации задач кадровых служб современных корпораций. Представлены проблемы и перспективные направления автоматизации кадрового менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF HR SERVICES OF COMPANIES: A REALITY AND PERSPECTIVES

The article is devoted to the study of the level of digitalization of HR services in companies. The products offered for the digitalization of the tasks of the personnel services of modern corporations have been investigated. The problems and perspective directions of automation of per-sonnel management are presented.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ HR СЛУЖБ КОМПАНИЙ: ДАННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Международная научно-практическая конференция

УДК 331.103

Гончарова Марина Вячеславовна Goncharova Marina Vyacheslavovna

доктор экономических наук, профессор Doctor of Economic Sciences, Professor Волгоградский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия Volgograd branch of Plekhanov Russian University of Economics, Russia

ЦИФРОВИЗАЦИЯ HR - СЛУЖБ КОМПАНИЙ: ДАННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

DIGITALIZATION OF HR SERVICES OF COMPANIES: A REALITY AND

PERSPECTIVES

Аннотация: Статья посвящена исследованию уровня цифровизации HR - служб компаний. Исследованы продукты, предлагаемых для диджитализации задач кадровых служб современных корпораций. Представлены проблемы и перспективные направления автоматизации кадрового менеджмента.

Abstract: The article is devoted to the study of the level of digitalization of HR services in companies. The products offered for the digitalization of the tasks of the personnel services of modern corporations have been investigated. The problems and perspective directions of automation of personnel management are presented.

Ключевые слова: цифровизация, HR - служба, digital - инструменты, трудовые ресурсы.

Key words: digitalization, HR - service, digital - tools, labor resources.

В последнее время термин «цифровизация» плотно вошел в лексикон менеджеров предприятий и организаций. Цифровая трансформация или диджитализации бизнеса - это система экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий [1]. Следует отметить, что цифровизация является не только модным веянием, но и государственной программой экономического развития России. Так, согласно Указа Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» от 09.05.2017 г. № 203

42

Международная научно-практическая конференция «Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [2].

Одним из направлений деятельности, напрямую влияющим на успех организации, является управление персоналом. Основные цели цифровизации ИЯ - служб компаний - повышение эффективности и результативности работы кадровых служб.

На ИЯ-службе компании лежит значительный объем задач, часть из которых является постоянными и рутинными. Это подбор и отбор персонала, размещение вакансий, анализ производительности структурных подразделений и отдельных сотрудников, подготовка кадровой отчетности, управление карьерой и создание кадрового резерва. Конечно, объем задач по управлению персоналом для разных компаний разный: в небольших компаниях с таким объемом вполне справляется один или несколько сотрудников. Совсем иная ситуация в компаниях, насчитывающих тысячи работников, для такой работы необходимо иметь значительный штат ИЯ-отдела. Вероятно, этим и объясняется неравномерность уровня автоматизации и диджитиализации кадровой службы не только в РФ, но и в мире. Так, руководители небольших компаний, как правило, достаточно консервативны и не видят необходимости финансовых вложений в кадровые службы, так как те вполне справляются со своими задача, в виду небольшого штатного расписания или, например, такие функции ИЯ как подбор персонала или его обучение находится на аутсорсинге. Совсем иначе дела обстоят в крупных корпорациях с большой штатной численностью, и цифровизация ИЯ является не столько веянием времени, сколько реальной необходимостью.

Так, например, собеседование - это один из важный этапов в деятельности компании. При отборе сотрудников на скорую руку можно столкнуться с рядом

Международная научно-практическая конференция проблем, которые негативно скажутся на эффективности деятельности

организации. При собеседовании и подборе персонала продумываются и

учитываются все нюансы - помещение для собеседования, наличие цифровой

аппаратуры для восприятия информации, наличие и ведение электронной базы

кандидатов. Такие базы позволяют исключить повторного визита кандидата,

ранее не подошедшего компании по компетенциям. Одна из самых трудных задач

для компании - организация постоянного потока кандидатов. Объявления в

газеты и использование POS в виде расклейки уже исчерпали свой потенциал.

Чтобы соответствовать всем современным требованиям приоритетной задачей

ставят поиск кандидатов через электронные платформы.

В настоящее время многие HR-отделы активно практикуют свою деятельность на платформах hh.ru, superjob, а также используют социальные сети, например, vk и instagram. Сегодня стоит задача поиска новых площадок по поиску потока кандидатов, взаимодействия со структурными подразделениями, где наблюдается нехватка персонала, с ВУЗами, занимающихся подготовкой специалистов нужного профиля.

Из последних новинок успехом пользуется внедрение QR кодов. Его размещение на POS материалах позволяет расширить базу кандидатов. Принцип работы следующий: кандидат сканирует код, переходит по ссылке на электронную форму, заполняет анкету, данные получает рекрутер и направляет кандидата в подразделение с открытой вакансией.

В последнее время на рынке появляется большое количество различных digital - инструментов, обладающих неоспоримым преимуществом для крупных компаний. Например, коммуникационная HR-платформа Speedhire позволяет найти, проинтервьюировать, оценить, сравнить и нанять наиболее подходящих кандидатов, посредством предоставления сервисов планирования расписания рекрутера, онлайн-интервью и оценки кандидатов, проведения онлайн-ярмарки вакансий в течение 1-2 дней [3]. Также продукты HRbazaar нацелены на организацию подбора и отбора персонала, проведения собеседований. Немаловажным аспектом деятельности кадровых служб и приоритетом для

Международная научно-практическая конференция новых кандидатов является обучение и аттестация персонала. Если персонал не обеспечить материалами и инструкциями по производственным процессам, то из-за высокого уровня стресса может наблюдаться высокий уровень текучести трудовых ресурсов. При этом можно упустить ценные кадры, которые из-за недостатка информации чувствовали себя некомпетентными.

Так, например, немецкая транснациональная компания по производству спортивной одежды, обуви и аксессуаров «Adidas-Group», осуществляющая свою деятельности и в РФ, эту проблему решила благодаря созданию сайта creatorshub, в котором предусмотрен доступ к библиотеке курсов по всем ключевым франшизам и технологиям в компании; набору инструментов для оценки, развития и работы с кадрами; инструкции по работе с товаром, с целью создания единых стандартов в оформлении магазинов и увеличения KPI показателей. По итогам работы этого сайта за последние 3 года удалось увеличить экспертность персонала по продукту с 78% до 94%, сократить число оттока персонала по причине низкой корпоративной культуры на 30%, процент анкет тайного гостя по неэкспертности сотрудника снизился на 20%. Однако самостоятельное изучение материала позволяет усвоить только 10% информации. «Adidas-Group» учли данную проблему и создали подразделение -Adidas Academy, посредством приложения от Microsoft- Terms, позволившим проводить обучение персонала с элементами практических заданий, в том числе в режиме on-line.

Также с 2018 года в компании был внедрен такой инструмент обучения как Digital Fast Track. Ранее программа обучения существовала в бумажном формате в виде тетради наставника и новичка. Теперь инструмент выглядит в виде электронной зачётке и доступен с любого устройства. В результате NPS опроса, проводимого в компании ежеквартально, количество лояльных сотрудников к новому формату адаптации выросло на 37% [4].

Таким образом, обучение персонала и повышение его компетентности, а, следовательно, и конкурентоспособности организации на рынке, требует применения новых цифровых инструментов. Особенно важно это для крупных,

Международная научно-практическая конференция в том числе транснациональных компаний. Такие digital -платформы предлагают

обучающие модули SAP SuccessFactors, Diductio, Performance Management -

Talent Management Pillars, Speedhire HR, HRbazaar. Все они основаны на

проведении индивидуальных встреч для привлечения новых участников,

проведение групповых тренингов, с использованием тестов и презентаций,

коучинга с привлечением внутренних и внешних экспертов, проведения бизнес-

игр, мастер-классов, онлайн-семинаров.

В 2019 году появилась новая VR-платформа SpeakerGuru, предназначенная для проведения корпоративных тренингов по развитию soft skills (навыков выступлений и публичных презентаций). Такие навыки необходимы как менеджерам различных уровней, так и линейным сотрудникам, непосредственно работающих с клиентами. Технология уникальна тем, что позволяет объединить традиционные форматы онлайн-обучения в части теоретических занятий и виртуальную реальность с максимальным погружением для практической отработки навыков [5].

SAP SuccessFactors также разработал модуль «Адаптация персонала», позволяющий выстроить «дорожную карту» для наиболее эффективного старта нового сотрудника, а также мотивации и сохранения новых сотрудников на критически важном этапе процесса управления талантами - этапе погружения в процессы и культуру компании. [6].

Следующей ключевой задачей HR-отделов, жизненно необходимой бизнесу для принятия операционных и стратегических решений, является сбор и анализ информации о производительности труда отдельных сотрудников и целых подразделений. Так как главная цель любого бизнеса — это получение прибыли, то максимальная результативность его сотрудников является ключевым фактором прибыльности компании. Важным шагом в этом направлении становится оцифровка KPI, то есть возможность отследить продуктивность каждого работника, провести анализ спада активности и максимально быстро принять меры по повышению показателей.

Естественно, сложность этой задачи определяется масштабом бизнеса. Чем

Международная научно-практическая конференция больше корпорация, тем сложнее эту задачу решить только посредством человеческих и временных ресурсов HR-подразделений. В таком случае требуется работа с большим объемом данных. Clockster PTE LTD предлагает цифровые продукты по автоматизации таких рутинных процессов HR, как учет рабочего времени через мобильное приложение, создание и управление графиками, детальные отчеты и аналитика доступа сотрудников к рабочему месту и посещаемости, интегрируемые с турникетами и электромагнитными замками.

Мы проанализировали только часть функций HR-подразделений, цифровизация которых позволит повысить эффективность деятельности компаний. Кроме этого существуют в том или ином виде в корпорациях различные инструменты формирования корпоративный культуры, нацеленные на повышение лояльности сотрудников, такие как корпоративные социальные сети, калькуляторы заработной платы, расчета больничных листов, социальных льгот, библиотеки технологий и карьерный трек.

Ключевая миссия цифровизации при работе с трудовыми ресурсами -обеспечение комфортных условий и скорости обмена информации между людьми. Следовательно, основными факторами внедрения digital -технологий является уровень обеспеченности современным программным обеспечением, несомненно, требующим вложения финансовых ресурсов, и наличие в штате компании квалифицированных ИТ-специалистов, которые могут кастомизировать представленное на рынке ПО под задачи бизнеса.

Фирма, которая может обеспечить поддержку персонала на рабочем месте, предоставить открытость информации и обеспечить рабочее место современным программным обеспечением будет преуспевать в бизнесе. Человек всегда стремиться к развитию. И та организация, которая может доступно и открыто обучать свои трудовые кадры, и будет получать лучших из лучших на рынке труда.

Международная научно-практическая конференция Библиографический список:

1. Цифровизация экономики. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://bit.samag.ru/uart/more/67. (дата обращения 19.10.2020).

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. №2 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41919]. (дата обращения 05.10.2020).

3. Платформа Speedhire HR. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.speedhire.me/. (дата обращения 15.10.2020).

4. Adidas Group. HR Manager. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://vacancy.adidas.ru/retail/education. (дата обращения 15.10.2020).

5. SpeakerGuru. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://speakerguru.pro/. (дата обращения 11.10.2020).

6. SAP SuccessFactors. [Электронный ресурс]: Режим до-ступа:https://terralink.ru/successfactors/?utm_source=google&utm_medium=cpc&ut m_term=sap%20successfactors&utm_content=successfactors_message1&utm_camp aign=SAP_SF_RU_LP_TRG_GA&gclid=Cj0KCQjw28T8BRDbARIsAE0MBcyZU GuRCkinweT2_xrPypIQ-pZT022h0hDstl9LnfllnJJy31 JSPwEaAijPEALw_wcB. (дата обращения 19.10.2020).

© М.В. Гончарова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.