Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные услуги / Сахалинская область / Южно-Сахалинск / цифровые технологии и сервисы / электронные государственные услуги / единая система идентификации и аутентификации / межведомственное взаимодействие / public services / Sakhalin Oblast / Yuzhno-Sakhalinsk / digital technologies and services / electronic public services / unified identification and authentication system / interdepartmental interaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веденеев Роман Сергеевич

В статье рассматривается вопрос внедрения и развития цифровых платформ и сервисов в сферу предоставления государственных услуг. Проводится анализ их проникновения на различные уровни взаимодействия гражданина и государства, а также межведомственного взаимодействия в органах государственной и муниципальной власти в России на примере использования цифровых технологий и сервисов в Сахалинской области. Предоставляется оценка эффективности их использования и перспективы развития. Проводится анализ цифровых решений, внедряемых отдельно взятыми регионами и муниципалитетами. Сделан вывод о безусловной пользе межрегионального сотрудничества с целью изучения применяемых цифровых технологий и возможности их распространение и масштабирование на другие регионы и территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веденеев Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF PUBLIC SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION: ON THE EXAMPLE OF SAKHALIN

The article considers the issue of the introduction and development of digital platforms and services in the field of public services. The analysis of their penetration into various levels of interaction between citizens and the state, as well as interdepartmental interaction in state and municipal authorities in Russia is carried out using the example of the use of digital technologies and services in the Sakhalin region. An assessment of the effectiveness of their use and development prospects is provided. The analysis of digital solutions implemented by individual regions and municipalities is carried out. The conclusion is made about the unconditional benefits of interregional cooperation in order to study the applied digital technologies and the possibility of their dissemination and scaling to other regions and territories.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

■ ■ ■ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Веденеев Р.С.

Политическая партия «Новые люди», Сахалинское отделение, Сахалин, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается вопрос внедрения и развития цифровых платформ и сервисов в сферу предоставления государственных услуг. Проводится анализ их проникновения на различные уровни взаимодействия гражданина и государства, а также межведомственного взаимодействия в органах государственной и муниципальной власти в России на примере использования цифровых технологий и сервисов в Сахалинской области. Предоставляется оценка эффективности их использования и перспективы развития. Проводится анализ цифровых решений, внедряемых отдельно взятыми регионами и муниципалитетами. Сделан вывод о безусловной пользе межрегионального сотрудничества с целью изучения применяемых цифровых технологий и возможности их распространение и масштабирование на другие регионы и территории.

Ключевые слова: государственные услуги, Сахалинская область, Южно-Сахалинск, цифровые технологии и сервисы, электронные государственные услуги, единая система идентификации и аутентификации, межведомственное взаимодействие.

Для цитирования: Веденеев Р.С. Цифровизация государственных услуг в Российской Федерации: на примере Сахалинской области// Коммуникология: Электронный научный журнал. Том 8. N4. 2023. С. 66-76.

Сведения об авторе: Веденеев Роман Сергеевич. Руководитель регионального отделения в Сахалинской области политической партии «Новые люди». Адрес: 693012. Сахалинская область, Южно-Сахалинск, пр-кт Мира, 2Б, оф. 7. Е-

ma.il: roman.vedeneev@maul.ru

Статья поступила в редакцию: 22.09.2023. Принята к печати 20.12.2023. Введение

Актуальность развития сферы развития государственных услуг сегодня остаётся на высоком уровне. В числе приоритетных направлений развития страны, определяющих цели, задачи внутренней/внешней политики государства являлись и являются, в том числе, переход к цифровой экономике [Белова и др.]. Данный аспект рассматривается в положениях ряда стратегических документов: Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы1, Стратегии национальной

1 Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 25.06.2023).

безопасности2, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года3 и другие4. Так в своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил о новом национальном проекте «Экономика данных». Одним из направлений этого проекта должно стать планомерная работа по развитию цифровизации государственных услуг и повышения их доступности. При этом, согласно информации, озвученной в выступлении, уровень внедрения цифровых технологий в сферу предоставления государственных услуг в России один из самых высоких в Европе и мире. Переходя на новую платформу, государства во всем мире могут помочь повысить уровень прозрачности и демократического участия в государственных программах и услугах. «Этот подход также способен создать государства без границ и позволить им подняться выше своего статуса в новом, цифровом мире, где такие страны, как Эстония, Сингапур и Израиль, идут впереди традиционных сверхдержав, таких как США и Китай» [ Benay: 172].

Цифровизация государственного и муниципального сектора России

Интерес к цифровизации государственного сектора Российской Федерации обусловлен двумя целями: 1) повышение конкурентоспособности национальной экономики и 2) достижение качественно нового уровня жизни населения [Деева]. Большинство функциональных обязанностей государственных служащих, описанных в квалификационном справочнике Минтруда, скорее относятся к «профессиональной бюрократии» по Минцбергу, поскольку их деятельность представляет собой нестандартные и типовые решения, им необходимы специальные знания и опыт [Бахтиарова].

2 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 25.06.2023).

3 Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 216629/ (дата обращения: 25.06.2023).

4 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.06.2023); Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 25.06.2023); Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 25.06.2023); Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р (ред. от 01.11.2021) «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // Consultant.ru. [Электронный ресурс].Ш^ https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 117479/7190b5cfc648ce7e3d29977 ad22af1b2ce812f4a/ (дата обращения: 25.06.2023).

Для автоматизации подобных процедур в настоящее время большие надежды возлагаются на нейронные сети и искусственный интеллект [Кузьмин].

У этого подхода есть явные плюсы, основной аргумент, который выдвигается в пользу использования технологии для принятия решений в государственном управлении, заключается в том, что она беспристрастна: как только система узнает правила или критерии принятия решений, она будет применять их без страха или излишней благосклонности. Ее нельзя подкупить или запугать, можно только взломать. Она становится электронным эквивалентом объективного и беспристрастного профессионала Вебера [Paulin]. «Электронная бюрократия» в этом контексте рассматривается как инструмент достижения демократических целей [Проскурина и др.].

Основной целью развития предоставления государственных услуг в электронной форме в итоге является повышение качества жизни граждан и удобство пользования представляемыми государством услугами. Качественная и понятная работа цифровых сервисов влияет на уровень доверия населения к власти, что в свою очередь сказывается на социальной стабильности в целом. Переход в электронную среду также делает взаимодействия граждан с государственными органами обезличенным и способствует снижению уровня коррупции и повышение качества предоставляемых услуг.

Многое в достижении целей по кардинальному улучшению уровня качества предоставляемых государственных услуг населению зависит от активности внедрения цифровых технологий и сервисов не только в процесс взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с населением, но и во внутренние процессы региональных и местных органов власти, а также механизмы межведомственного взаимодействия. Так мы привыкли, что цифровизация государственных услуг выполняется в первую очередь для оптимизации, упрощения процесса взаимодействия государства и местной власти и гражданина на пути получения последним той или иной государственной услуги. И это безусловно так. Однако, стоит признать, что целый пласт цифровых решений и технологий внедряется в работу органов государственной власти и местного самоуправления, напрямую не связанную с коммуникацией с населением, но в то же время существенно влияющую на качество, скорость и корректность предоставляемых государственных и муниципальных услуг.

Одним из примеров использования цифровых сервисов представление государственных услуг в экономической сфере можно выделить развитие электронных карт региона, с нанесенной на них информацией о реализуемых инвестиционных проектах, а также о площадках потенциально возможных и интересных для реализации масштабных инвестиционных проектов. Данный сервис, помимо непосредственной задачи удобства получения информации для потенциального инвестора, выполняют также функцию повышения открытости деятельности органов власти и положительного восприятия у широкого круга лиц.

Следует отметить, что в основе предоставляемых государственных услуг информационного характера чаще всего лежат картографические сервисы или цифровые двойники городов и поселений. Что позволяет размещать на этой существующей базе необходимую информацию, производить интересующие интересанта выборки, отслеживать динамику тех или иных процессов.

Рассматривая вышеуказанные ресурсы, мы также видим примеры разработки специфических цифровых сервисов, актуальных для некоторых отдельно взятых муниципальных образований, либо в отдельно взятых конкретных ситуациях и случаях. При этом можно с уверенностью сказать, что внедрение подобных технологий значительно влияет на качество и скорость предоставления муниципальных государственных услуг населению

Цифровизация государственных и муниципальных услуг в Сахалинской области

Для целей выполнения задач национального проекта в первую очередь потребуется увеличение объема мощности вычислительных мощностей, расположенных в стране и работающих на обработку задач государственного сектора. Также немаловажную роль играет фактор доступности предоставления государственных услуг в электронном виде для населения, а именно обеспечение доступа к высокоскоростному интернету в населенных пунктах, а также на протяжении дорожной транспортной сети. Так в Сахалинской области по состоянию на начало 2024 года присутствуют участки дорого и трасс, на которых отсутствует возможность использования мобильного интернета и связи.

Органом власти, курирующем вопросы внедрения цифровых технологий в предоставлении государственных услуг на территории Сахалинской области является Министерство цифрового и технологического развития Сахалинской области. Министерство занимается вопросами выработки региональной политики и нормативно-правового регулирования в сфере развития цифровой экономики, информационных технологий, связи, а также содействия научно-техническим и инновационным процессам деятельности. Образовано министерство в 2020 году путем преобразования другого ведомства5.

Органы власти Сахалинской области и в первую очередь Администрация Южно-Сахалинска понимают сложности, с которыми сталкиваются граждане и со своей стороны делают шаги по совершенствованию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. В Южно-Сахалинске запущен проект, цель которого повышение удовлетворенности граждан качеством и доступностью электронных услуг. Ключевыми показателями проекта, условно разделенными по направлениям доступности и качества, Администрация

5 Официальный сайт Министерство цифрового и технологического развития Сахалинской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsvyaz.sakhalin.gov.ru/web/app/?name= o_ministerstve (дата обращения 16.02.2024).

Южно-Сахалинска видит: более тесное взаимодействие с МФЦ в частности переход на электронный документооборот и внедрение принципа экстерриториальности, организацию поддержки заявителей, желающих подать запрос в электронной форме и как итог в целом увеличение доли населения, взаимодействующего с властью в электронной форме. В контексте качества целевыми показателями проекта выбраны: соблюдение регламентных сроков, снижение доли отказов, цифровизация и оптимизация процессов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (рисунок 1).

По данным показателям администрация Южно-Сахалинска проводит комплекс мероприятий и нужно отметить, что в отдельных случаях достигнутый эффект очень значителен. К примеру, после того как было заключено соглашение о взаимодействии между администрацией и МФЦ7 и утвержден перечень должностных лиц, ответственных за прием и обработку заявлений в государственной информационной системе, время приема заявки и направления результата государственной и муниципальной услуги сокращено с 7 суток до 10 минут. Кроме того, система стала менее ресурсоемкой, поскольку были исключены функции курьера и регистратора. Экономический эффект имеют также результаты информационной политики, проводимой администрацией города в СМИ и соцсетях о преимуществах способа подачи заявок через МФЦ. В отчете фиксируется двукратное снижение доли личного приема граждан в учреждениях, подведомственных администрации Южно-Сахалинска (с 22% до 11%).

Рисунок 1. Цель и ключевые показатели муниципального проекта «Совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг администрации города Южно-Сахалинска»6

6 Отчет о реализации муниципального проекта «Совершенствование системы предоставления

государственных и муниципальных услуг администрации города Южно-Сахалинска» // Официальный сайт администрации Южно-Сахалинска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yuzhno-sakh.ru/dirs/1119/31714 (дата обращения 16.02.2024).

В целях повышения качества оказания услуг администрация проводит обучение сотрудников МФЦ и создает инструкции для проведения консультирования заявителей, которые желают направить заявку в электронной форме (на сегодняшний момент подготовлено 65 инструкций -что составляет 100% от предоставляемых электронных услуг)7.

Все перечисленные меры направлены на взаимодействие с Многофункциональными центрами, в проекте администрации Южно-Сахалинска вариант самостоятельной подачи заявок на сайте Госуслуг или региональном портале упоминается как второстепенный. Тем не менее, мероприятия в этом направлении также проводятся, как информационно-агитационного характера, так и направленные на обучение сотрудников администрации работе с порталом Госуслуг и порталом Государственных сервисов. В связи с эффектом низкой базы рост показателей в этом направлении значителен, отчет фиксирует рост количества заявлений в электронном виде в 2,8 раза в 2023 году (по отношению к 2022 году) только за счет перевода в электронный вид услуги в сфере образования «Запись детей на отдых в каникулярное время» и «Компенсация родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях»8.

Нетрудно заметить, что администрация Южно-Сахалинска, даже как самая прогрессивная структура в регионе в части предоставления государственных и муниципальных услуг в цифровой форме делает акцент на взаимодействие с Многофункциональными центрами, хотя золотым стандартом в этой сфере является самостоятельное взаимодействие заявителей с системой на сайте госуслуг или региональных порталах, официальных сайтах органов (организаций). Можно сделать выводы, что на данный момент в Сахалинской области весьма слабо продвигается формат самостоятельного получения услуги с помощью государственных сервисов. Региональный портал на сайте областной администрации очень скромно оформлен и никак не продвигается, и, хотя общее количество услуг достаточно большое и в целом соответствует среднему по стране, данные отчетов свидетельствуют, что потенциал роста значительный.

Одним из направлений внедрения цифровых технологий становится повышения уровня доступности городской среды для маломобильных категорий граждан. Так в настоящее время администрацией г. Южно-Сахалинска разрабатывается цифровой сервис на основе электронной карты города, помогающий построить маршрут для маломобильных групп граждан учитывая обеспеченность улиц и тротуаров специальными средствами и конструкциями, позволяющими беспрепятственно передвигаться в том числе с использованием инвалидных колясок (пандусы, понижения). Используя

7 Отчет о реализации муниципального проекта «Совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг администрации города Южно-Сахалинска» // Официальный сайт администрации Южно-Сахалинска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yuzhno-sakh.ru/dirs/1119/31714 (дата обращения 14.02.2024).

8 Там же.

сервис, житель города сможет построить безопасный маршрут, при этом вся информация об элементах адаптации городской среды для маломобильных групп граждан занесены на карту в виде приложенных фотоматериалов9.

Одним из таких примеров можно обозначить систему организации контроля приема заявлений и реализации права граждан на возмещение ущерба, полученного в результате воздействия стихии. Так в г. Южно-Сахалинске после одного из сильных циклонов, который нанёс серьёзно ущерб частным домовладениям, расположенным в областном центре, была создана и запущена электронная платформа для межведомственного взаимодействия органов муниципальной власти с целью организации и контроля приема заявлений, а также контроля продвижения их выполнения. В системе обеспечен должный уровень защиты персональных данных заявителей, присутствует графически сервисы, такие как размещение заявлений на карте города, а также возможность формирования схем и графиков, отражающих текущую ситуацию с количеством поданных и удовлетворённых заявление на предоставление материальной помощи в случае порчи имущества в результате воздействия стихии10.

Отдельного внимания заслуживает сервис цифрового двойника города, на примере города Южно-Сахалинск. Технология подразумевает создание точной электронной копии города со всеми зданиями и сооружениями, дорогами, проездами, сетями и объектами городского хозяйства. С помощью технологии можно анализировать и моделировать процессы, планировать градостроительные решения и управлять городским хозяйством. Такая система позволяет принимать взвешенные управленческие решения на основе больших данных, полученных в режиме реального времени11.

Выводы

Таким образом, можно сделать выводы о полезности исследования положительного опыта в разработке и применение цифровых технологий, представленных в отдельных регионах или муниципальных образованиях, выявление специфических случаев, которые в то же время могут быть полезны для применения в других регионах и на других территориях. При этом понимая, что сервис разрабатываемые на федеральном уровне в большей степени ориентируются на параметры возможности их повсеместного применение на всей территории Российской Федерации. В силу своих полномочий и сферы ответственности федеральные ведомства, занимающиеся вопросами разработки и внедрения цифровых технологий в сфере

9 Телеграм-канал Цифровой Южно-Сахалинск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://t.me/ digital_yuzhnosakhalinsk/985 (дата обращения 14.02.2024).

10 «Южно-Сахалинск восстанавливается после циклона» // Официальный сайт администрации Южно-Сахалинска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yuzhno-sakh.ru/dirs/70?newsid=29857 (дата обращения 14.02.2024).

11 «Цифровой двойник поможет управлять городским хозяйством» // Официальный сайт администрации Южно-Сахалинска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yuzhno-sakh.ru/dirs/3677? newsid=24448 (дата обращения 14.02.2024).

предоставления государственных услуг, ориентируются в первую очередь на жизненные ситуации, которые могут произойти с каждым гражданином нашей страны. Не вызывает сомнений, что сервис, позволяющий координировать расчистку снега в особо снежном регионе или предоставления налоговых льгот на территории, являющейся особой экономической зоной не подпадают под вышеобозначенные критерии общеупотребимости и нуждаемости в этих государственных услугах. В то же время для конкретных территорий и субъектов они могут являться весьма актуальными и востребованными. Так данные выше отдельные примеры разрабатываемых и применяемых цифровых сервисов не подпадает под категорию актуальности для всех субъектов Российской Федерации, но в то же время могут быть крайне полезными для использования на специфических территориях, как, например, районы крайнего севера и приравненных к ним территории, территории подверженные обильному воздействию природных факторов, территории имеющие особые экономические режимы и так далее.

Источники

Бахтаирова Е.А. (2021). Цифровая трансформация государственного управления и новая электронная бюрократия // Креативная экономика. Том 15. № 6. С. 2673-2692. doi: 10.18334/ce.15.6.112253.

Белова С.Н., Владимирова О.Н., Гришмановский Д.Ю. (2023). Электронный бюджет в системе стратегического планирования и обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность. Том 6. № 3. С. 1175-1194. doi: 10.18334/ecsec.6.3.118635

Деева Т.В. (2021). Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг: первостепенная задача государства // Экономика и социум: современные модели развития. Том 11. № 1. С. 9-28. doi: 10.18334/ecsoc.11.1.111620.

Киреева О.Ф., Шарков Ф.И. (2021). Новые цифровые технологии в профессиональной коммуникации // Коммуникология: электронный научный журнал. Т. 6. №2. С. 45-64.

Киреева О.Ф. (2020). Трансформация коммуникационных процессов в условиях цифровизации и риски внедрения суперсерверов

Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Т. 5. № 4. С. 43-51.

Кузьмин А. М. (2014). Организационные конфигурации Минцберга один из инструментов, используемых в современных теориях организации // Методы менеджмента качества. № 1. - С. 29

Проскурина Д.С., Хохлова М.И, Сафин Н.И. (2020). Бюрократический сегмент государственного управления в эпоху цифровизации: инструмент построения правовой государственности или путь к авторитаризму? // Современный ученый. № 4. - С. 285-291.

Шарков Ф.И., Назарова Е.А., Жуков А.В. (2020). Цифровая грамотность населения и сетевые коммуникации: социологическое измерение // Коммуникология. № 3. - С. 52-62.

Benay A. (2018). Government digital: the quest to regain public trust. Toronto: Dundurn Press, 172 p.

Paulin A. (2017). Beyond Bureaucracy // Public Administration and Information Technology, vol 25. Springer, Cham, 372 p.

■ ■ ■ DIGITALIZATION OF PUBLIC SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION: ON THE EXAMPLE OF SAKHALIN

Vedeneev R.S.

New People Political Party, Sakhalin branch

Abstract. The article considers the issue of the introduction and development of digital platforms and services in the field of public services. The analysis of their penetration into various levels of interaction between citizens and the state, as well as interdepartmental interaction in state and municipal authorities in Russia is carried out using the example of the use of digital technologies and services in the Sakhalin region. An assessment of the effectiveness of their use and development prospects is provided. The analysis of digital solutions implemented by individual regions and municipalities is carried out. The conclusion is made about the unconditional benefits of interregional cooperation in order to study the applied digital technologies and the possibility of their dissemination and scaling to other regions and territories.

Keywords: public services, Sakhalin Oblast, Yuzhno-Sakhalinsk, digital technologies and services, electronic public services, unified identification and authentication system, interdepartmental interaction.

For citation: Vedeneev R.S. Digitalization of Public Services in the Russian Federation: on the Example of the Sakhalin Region// Communicology: Electronic Scientific Journal. Vol. 8. N4. 2023, pp. 66-76.

Inf. about the author: Vedeneev Roman Sergeevich. The head of the regional branch in the Sakhalin region of the political party «New People». Address: 693012. Sakhalin region, Yuzhno-Sakhalinsk, Mira ave., 2B, office 7. E-mail: roman.vedeneev@maul.ru

Received: 22.09.2023. Accepted: 20.12.2023. References

Bakhtairova E.A. (2021). Digital transformation of public administration and the new electronic bureaucracy // Creative Economy. Vol. 15. No. 6, pp. 2673-2692. doi: 10.18334/ce. 15.6.112253. (In Rus.).

Belova S.N., Vladimirova O.N., Grishmanovsky D.Y. (2023). Electronic budget in the system of strategic planning and ensuring economic security // Economic security. Vol. 6. - No. 3, pp. 11751194. doi: 10.18334/ecsec.6.3.118635. (In Rus.).

Benay A. (2018). Government digital: the quest to regain public trust. Toronto: Dundurn Press, 172 p.

Deeva T.V. (2021). ntroduction of digital technologies and platform solutions in the fields of public administration and public services: the primary task of the state // Economics and society: modern models of development. Vol. 11. No. 1, pp. 9-28. doi: 10.18334/ecsoc.11.1.111620. (In Rus.).

Kireeva O.F., Sharkov F.I. (2021). New digital technologies in professional communication // Communicology: an electronic scientific journal. Vol. 6. No. 2, pp. 45-64. (In Rus.).

Kireeva O.F. (2020). Transformation of communication processes in the context of digitalization and the risks of introducing superservers // Communicology: an electronic scientific journal. 2020. Vol. 5. No. 4. pp. 43-51. (In Rus.).

Kuzmin A.M. (2014). Mintsberg's organizational configurations are one of the tools used in modern theories of organization // Methods of quality management. No. 1. P. 29. (In Rus.).

Paulin A. (2017). Beyond Bureaucracy // Public Administration and Information Technology, vol 25. Springer, Cham,. 372 p.

Proskurina D.S., Khokhlovam I. Khokhlova M.I., Safin N.I. (2020). The bureaucratic segment of public administration in the era of digitalization: a tool for building legal statehood or a path to authoritarianism? // A modern scientist. No. 4, pp. 285-291. (In Rus.).

Sharkov F.I., Nazarova E.A., Zhukov A.V. (2020). Digital literacy of the population and network communications: a sociological dimension // Communicologiya. No. 3, pp. 52-62. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.