Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
516
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Мадина Зияудиновна, Бастрыкин Сергей Владимирович

В статье определены основные направления цифровизации государственного управления в России. Отмечается, что цифровизация проникла во все сферы общественной жизни, а пандемия коронавирусной инфекции лишь усилила данную тенденцию. На основании проведенного анализа выделены проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются государственные институты в процессе цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Мадина Зияудиновна, Бастрыкин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article defines the main directions of digitalization of public administration in Russia. It is noted that digitalization has penetrated into all spheres of public life, and the coronavirus pandemic has only strengthened this trend. Based on the analysis, the problems and challenges faced by state institutions in the process of digital transformation are highlighted.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 330:004

doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_95

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алиева Мадина Зияудиновна

Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия, amadina30@yandex.ru

Бастрыкин Сергей Владимирович

Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия

Аннотация. В статье определены основные направления цифровизации государственного управления в России. Отмечается, что цифровизация проникла во все сферы общественной жизни, а пандемия коронавирусной инфекции лишь усилила данную тенденцию. На основании проведенного анализа выделены проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются государственные институты в процессе цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровизация; информационное общество; цифровая трансформация; государственное управление; электронное правительство.

Для цитирования: Алиева М. З., Бастрыкин С. В. Цифровизация государствен -ного управления в Российской Федерации // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. - С. 95-101. doi: 10.47576/2949-1916_2023_1_95.

Original article

DIGITALIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Alieva Madina Z.

Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia, amadina30@yandex.ru

Bastrykin Sergey V.

Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia

Abstract. The article defines the main directions of digitalization of public administration in Russia. It is noted that digitalization has penetrated into all spheres of public life, and the coronavirus pandemic has only strengthened this trend. Based on the analysis, the problems and challenges faced by state institutions in the process of digital transformation are highlighted.

Keywords: digitalization; Information society; digital transformation; public administration; e-government.

For citation: Alieva M. Z., Bastrykin S. V. Digitalization of public administration in the Russian Federation. Regional and branch economy, 2023, no. 1, pp. 95-101. doi: 10.47576/2949-1916 2023 1 95.

Современная действительность и стремительное развитие информатизации в мире указывают на необходимость становления в России информационного общества как обязательного элемента. Использование цифровых технологий в государственном управлении позволяет оперативно и результативно решать комплекс задач в сферах образования и здравоохранения, труда и социальной защиты населения, тем самым существенно повышая эффективность взаимодействия общества и государства при решении абсолютно любых поставленных задач.

Одним из стратегических приоритетов развития России на ближайшие годы принято считать внедрение цифровых технологий и цифрового развития, в том числе в системе управления как на уровне нашей страны, так и на уровне регионов и муниципальных образований.

Происходящие процессы цифровой трансформации приводят к тому, что, основываясь на результатах исследований современных ученых, можно говорить о положительных и отрицательных воздействиях внедрения цифровых технологий. Несмотря на преимущества, у цифровых технологий в управлении существуют и противники, которые указывают на объективные риски такой деятельности. Именно поэтому цифровая трансформация системы государственного управления как современный тренд подвергается критике и обсуждается в научном сообществе. При обсуждении недостатков указывается, что не до конца изучены следующие вопросы:

- нормативно-правовые аспекты цифро-визации и систематизации [7, с. 15];

- непосредственно алгоритм внедрения цифровых технологий в системе государственного управления [2, с. 265];

- особенности формирования целевых показателей эффективности того или иного цифрового продукта (технологии);

- оценка эффективности работы цифровых продуктов (технологий), реализуемых органами государственной власти и параметры такой оценки [5, с. 55];

- обоснование необходимости развития направлений цифровизации.

Несмотря на имеющиеся недостатки, циф -ровизация системы государственного управления является необходимым и даже вынужденным шагом.

Такое понятие, как цифровизация, можно встретить в отдельных нормативно-правовых актах, в результатах исследовательской деятельности и в научном обороте.

Анализ разнообразных источников указывает на то, что на сегодняшний день данный термин не имеет общепринятого значения. Чаще всего цифровизация определяется в качестве процесса внедрения инновационных инструментов (технологий), которые позволяют повысить эффективность и оптимизировать функционирование отдельных объектов (машины, оборудование, станки) и субъектов цифровизации (компании, государственные органы, организации) [4, с. 106].

Отдельными учеными цифровизация понимается в качестве комплекса мер, направленных на улучшение текущих процессов производства товаров и предоставления услуг посредством внедрения информационных технологий, оптимизации, а также анализа данных для принятия решений [9; 11].

В законодательных актах и научной литературе помимо термина «цифровизация» можно встретить понятие «цифровая трансформация», которое трактуется не просто как процесс перевода информации в цифровой формат или оптимизации отдельных процессов посредством, например «цифровых методов обработки информации, но и как разработка и внедрение абсолютно нового цифрового продукта» [5, с. 56].

Главная задача цифровой трансформации состоит в повышении качества исполнения государственных функций, которое должно выразиться в росте как результативности государственного управления, так и качества государственных услуг. [15]

Увеличение эффективности, в свою очередь, приведет к ускоренному экономическому росту страны.

Успех цифровой трансформации государственного управления зависит в первую очередь от качественного решения основных управленческих задач: определения стратегических приоритетов; привлечения ресурсов и инструментов, необходимых для реализации трансформации; мониторинга и оценки результатов.

Эффективное руководство трансформацией может быть обеспечено путем согласования общего стратегического развития всех

ветвей власти и всех уровней управления [8, с. 167].

Для определения уровня использования цифровых технологий в государственном управлении служит Индекс развития

электронного правительства в странах мира (Global E-Government Development Index) Организации Объединенных Наций (ООН).

Россия занимает 36 место в рейтинге развития электронного правительства (рис. 1).

Рисунок 1 - Индекс развития электронного правительства в различных странах [12]

В России проводится большая работа по практическому внедрению и освоению цифровых сервисов и технологий в государственном управлении.

Можно выделить четыре аспекта цифровой трансформации системы государственного управления: организационный, технологический, нормативно-правовой и кадровый. Для реализации трансформации требуется соответствующая структура управления, механизмы финансирования и согласования целей, ресурсов и инструментов [3, с. 15].

Основные мероприятия по цифровизации государственного управления сформулированы в федеральном проекте «Цифровое государственное управление», который реализуется с 1 ноября 2018 г. по 31 декабря 2024 г. и включен в состав национального проекта «Цифровая экономика Российской Феде-

рации». В состав данной программы входят семь федеральных проектов (рис. 2):

Исполнение всех перечисленных федеральных проектов постепенно приводит к цифровизации государственного управления, становлению государства как сервиса и появлению электронного правительства.

Можно утверждать, что, несмотря на многочисленные вызовы современных международных отношений, а также беспрецедентное санкционное давление, Российская Федерация придерживается взятого курса на цифровизацию государственного управления и построение информационного общества. Например, на фоне сокращения оборота наличных денежных средств в условиях пандемии COV1D-19 значительно выросло количество платежей, совершаемых через специализированные платежные системы,

Рисунок 2 - Федеральные проекты, включенные в состав федерального проекта «Цифровое государственное управление» [10]

обеспечивающие оплату услуг безналичным способом. Кроме того, с 1 января 2020 г. в России вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ. Им урегулировано понятие «цифровые финансовые активы», под которыми в России на законодательном уровне понимается «цифровое право, фактическое использование которого возможно через систему блокчейн, представленной в виде цифровых записей, отражающих все сведения о финансовых операциях». При этом необходимо отметить, что цифровые финансовые активы в соответствии с указанным нормативным правовым актом не являются средством платежа и не признаются им [12].

Важным шагом в цифровизации системы государственного управления в России вы-

ступает внедрение электронных трудовых книжек, которые официально закреплены законом с 1 января 2020 г. Преимуществом указанного цифрового нововведения можно считать возможность получения необходимых сведений о трудовой деятельности застрахованного лица работодателем через специальный «кабинет страхователя». Кроме этого, с 1 января 2022 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2021 № 126-ФЗ выдача медицинскими организациями листков нетрудоспособности осуществляется только в форме электронного документа (ЭЛН). Таким образом, ряд государственных услуг в настоящее время переходит целиком в электронный формат [14].

Несмотря на указанные факты, использование цифровых технологий подразуме-

вает планомерное изменение всех аспектов управления, реализации и контроль рассматриваемого процесса. Стоит так же учесть, что активному обсуждению подвергается вопрос правового регулирования цифровых технологий в условиях российской действительности.

Можно выделить ряд основных проблем цифровой трансформации:

- недостаток данных в режиме реального времени для принятия управленческих решений. В отдельных органах государственной власти создаются свои закрытые информационные системы, которые не предусматривают взаимодействие друг с другом. Таким образом, подобная ситуация напрямую затрудняет принятие решений уполномоченными органами и затягивает достижение конечного результата (например, при обработке обращений граждан). В частности, из-за этого цифровизация подвергается регулярным дискуссионным обсуждениям в связи с ее неэффективным применением в государственном управлении [1, с. 268];

- отсутствие единообразных средств для совместной и удаленной работы сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления;

- в органах государственной власти проявляется недостаточная степень согласованности процессов информационного взаимодействия, оказывающая отрицательное воздействие на темпы и качество цифровой трансформации. Указанная проблема приводит к неравномерности развития отдельных субъектов Российской Федерации в сфере внедрения цифровых технологий, что ослабляет эффективность функционирования органов власти на региональном уровне [3, с.17];

- проблемой при внедрении цифровых технологий в государственном управлении является несовершенство правового регулирования цифровых отношений. Такой вывод возникает не только в рамках существующей необходимости законодательного закрепления отдельных понятий (термин «цифровизация», «цифровая трансформация»), но и разработки отдельного нормативного правового акта, который станет регулировать сферу цифровых отношений. В Российской Федерации происходит активное формирование законодательной базы цифровизации, но су-

ществует потребность в переосмыслении и адаптации существующих норм [6, с. 35];

- недостаточный уровень использования цифровых технологий в кадровой работе государственных и муниципальных служащих;

- наличие дублирующих расходов на создание государственных информационных систем с идентичным функционалом;

- отсутствие средств объективного контроля за исполнением поставленных задач со стороны руководителей.

Исходя из характера перечисленных проблем и мирового опыта цифровой трансформации, к факторам ее успеха можно отнести организацию эффективной системы управления, создание необходимой нормативно-технической и нормативно-правовой баз, а также совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров [13].

С учетом основных препятствий цифровой трансформации и в целях реализации поставленных задач, включая осуществление необходимых процессов в сфере государственного управления, во всех субъектах Российской Федерации были разработаны соответствующие стратегии. В разных регионах нашей страны, цифровые технологии развиваются в большей степени в тех регионах, где прослеживаются высокие показатели прожиточного минимума и достойный уровень жизни. И некоторый перекос развития регионов в ближайший год не изменится, так как субъекты различаются не только степенью развития цифровизации, но и своим социально-экономическим развитием [8, с. 170]. Необходимо отметить, что основные проблемы на региональном уровне с внедрением цифровизации в управлении могут возникнуть по причине множества используемых АИС, которые не интегрированы между собой, либо необходимо заменить, либо привести к единственному функционалу, что соответственно сделать без дополнительно федерального финансирования невозможно. Соответственно, как и при внедрении чего-либо нового, имеются ряд трудностей, которые необходимо будет преодолевать: естественное сопротивление ряда традиционных структур управления; недостаток опыта в построении подобного рода платформ и т. д. [16]

Под цифровой трансформацией государственного управления понимается ка-

чественное повышение эффективности и открытости работы органа управления на базе глубокой цифровизации операций, целенаправленного изменения служебных процессов в сторону цифровой экономики, информационного общества н развития человеческого капитала. Данный вид трансформации охватывает организационные, технологические, нормативно-правовые и кадровые процессы. Для его реализации в Российской Федерации уже разработаны соответствующие стратегии как на феде-

ральном уровне, так и на уровне субъектов. Применение информационных технологий, цифровых сервисов и продуктов, используемых в государственном секторе, свидетельствует о том, что трансформация способна повысить эффективность органов власти.

В заключение стоит отметить, что успех цифровой трансформации зависит в первую очередь от качественного решения управленческих задач в процессе оказания государственных услуг.

Список источников

1. Бахтаирова Е. А. Цифровая трансформация государственного управления и новая электронная бюрократия // Креативная экономика. 2021. Т. 15, № 6. С. 267-269.

2. Вахабова М. Х., Саралинова Д. С., Кукаева Э. С. С. Цифровая трансформация системы государ -ственного управления в условиях цифровизации экономики // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9(134). С. 265-268.

3. Алиева М. З., Салахова Э. К. Государственные коммуникации в свете модернизации государственного управления // Управленческий учет. 2021. № 12-3. С. 604-608.

4. Кутовой В. М., Малинин А. А. К вопросу об ускорении темпов цифровой трансформации экономи -ки России // Экономические преобразования: теория и практика. 2022. № 1(3). С. 13-19.

5. Оболонский Ю. В. Цифровая трансформация государственного управления // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 1, № 10(130). С. 103-109.

6. Панина О. В. Современный этап цифровой трансформации государственного управления // Финансовая жизнь. 2022. № 3. С. 55-57.

7. Алиева М. З., Тургаева А. А. Практикум по проведению проверок финансово-хозяйственной дея -тельности организации : учебное пособие и практикум. Махачкала : АЛЕФ, 2022.

8. Алиева М. З.Перспективы криптовалюты и ее влияние на экономическую безопасность государ -ства // Сборник 66-й Международной научной конференции Астраханского государственного технического университета. Астрахань, 2022.

9. Статовская Е. Ю., Москаленко В. Н. Цифровая трансформация системы управления государственными программами Санкт-Петербурга // Журнал Бюджет. 2022. № 2(230). С. 32-36.

10. Троян Н. А. Проблемы и перспективы развития цифровой трансформации государственного управления в России // Информационное право. 2022. № 1. С. 14-18.

11. Хетагурова Т. Г, Хетагурова И. Ю., Цаллагова Л. М. Цифровая трансформация общества // Эко -номика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 1, № 9(129). С. 167-172.

12. Исследование ООН: электронное правительство 2020. Цифровое правительство в десятилетии действий по достижению устойчивого развития. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20EGovemment%20Survey%20-%20Russian.pdf (дата обращения: 01.02.2023).

13. Федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru/ru (дата обращения: 01.02.2023).

14. Алиева М. З. Цифровизация страхового рынка как фактор обеспечения экономической безопасности государства // Управленческий учет. 2022. № 3-1. С. 5-10.

15. Финансово-экономические аспекты развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Астраханской области в условиях цифровизации : материалы международной научной конференции. Астрахань, 2022. С. 3-6.

16. Экономика производственного предприятия : учебное пособие / Е. В. Фоменко и др. Астрахань: Издатель Сорокин Р. В., 2023.

References

1. Bakhtairova E. A. Digital transformation of public administration and the new electronic bureaucracy. Creative Economy. 2021. Vol. 15, No. 6. Pp. 267-269.

2. Vakhabova M. H., Saralinova D. S., Kukaeva E. S. S. Digital transformation of the public administration system in the conditions of digitalization of the economy. Economies and entrepreneurship. 2021. No. 9(134). Pp. 265-268.

3. Alieva M. Z., Salakhova E. K. State communications in the light of modernization of public administration. Managerial accounting. 2021. No. 12-3. Pp. 604-608.

4. Kutovoy V. M., Malinin A. A. On the issue of accelerating the pace of digital transformation of the Russian economy. Economic transformations: theory and practice. 2022. No. 1(3). Pp. 13-19.

5. Obolonsky Yu. V. Digital transformation of public administration. Economics and management: problems, solutions. 2022. Vol. 1, No. 10(130). Pp. 103-109.

6. Panina O. V. The modern stage of digital transformation of state management. Financial life. 2022. No. 3. Pp. 55-57.

7. Alieva M. Z., Turgayeva A. A. A workshop on conducting inspections of financial and economic activities of an organization : a textbook and a workshop. Makhachkala: ALEF, 2022.

8. Alieva M. Z.Prospects of cryptocurrency and its impact on the economic security of the state. Collection of the 66th International Scientific Conference of the Astrakhan State Technical University. Astrahan, 2022.

9. Statovskaya E. Yu., Moskalenko V. N. Digital transformation of the management system of state programs of St. Petersburg. Journal Budget. 2022. No. 2(230). Pp. 32-36.

10. Troyan N. A. Problems and prospects of development of digital transformation of public administration in Russia. Information law. 2022. No. 1. Pp. 14-18.

11. Khetagurova T. G., Khetagurova I. Yu., Tsallagova L. M. Digital transformation of society. Economics and management: problems, solutions. 2022. Vol. 1, No. 9(129). Pp. 167-172.

12. UN Study: E-government 2020. Digital Government in the Decade of Action to Achieve Sustainable Development. UN Department of Economic and Social Affairs. URL: https://publicadministration.un.org/ egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20EGovernment%20Survey%20-%20 Russian.pdf (date of application: 01.02.2023).

13. Federal project"Digital Public Administration" of the national program "Digital Economy of the Russian Federation". URL: https://digital.gov.ru/ru (accessed: 01.02.2023).

14. Alieva M. Z. Digitalization of the insurance market as a factor of ensuring the economic security of the state. Managerial accounting. 2022. No. 3-1. Pp. 5-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Financial and economic aspects of the development of agro-industrial and fisheries complexes of the Astrakhan region in the conditions of digitalization : materials of the international scientific conference. Astrakhan, 2022. Pp. 3-6.

16. Economics of a manufacturing enterprise: a textbook / E. V. Fomenko et al. Astrakhan: Publisher Sorokin R. V., 2023.

Сведения об авторах

АЛИЕВА МАДИНА ЗИЯУДИНОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия, amadina30@yandex.ru

БАСТРЫКИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Россия

Information about the authors

ALIEVA MADINA Z. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Security, Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia, amadina30@yandex.ru BASTRYKIN SERGEY V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economic Security, Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.