Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1053
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сомова Анастасия Евгеньевна

Статья посвящена исследованию цифровизации в сфере физической культуре и спорте. Рассмотрены исследования в области цифровизации индустрии спорта, выявлены основные технологии будущего в области физической культуры и спорта, а также упомянуты основные проекты частных компаний, которые направлены на повышения уровня цифровизации. В качестве основных рассматриваемых документов выделим «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» и «Концепция создания и функционирования государственной информационной системы «Единая цифровая платформа «Физическая культура и спорт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сомова Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article is devoted to the study of digitalization in the field of physical culture and sports. Researches in the field of digitalization of the sports industry are considered, the main technologies of the future in the field of physical culture and sports are identified, and the main projects of private companies that are aimed at increasing the level of digitalization are mentioned. As the main documents under consideration, we single out the “Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation until 2030” and “The Concept for the Creation and Functioning of the State Information System “Unified Digital Platform “Physical Culture and Sports”.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Фюшч@сш@ ттштшшше ш фомж

УДК 769

РкуштИ еЛаш

mm

т

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Сомова А.Е.

Самарский государственный экономический университет E-mail: anastaciasomov4@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию цифровизации в сфере физической культуре и спорте. Рассмотрены исследования в области цифровизации индустрии спорта, выявлены основные технологии будущего в области физической культуры и спорта, а также упомянуты основные проекты частных компаний, которые направлены на повышения уровня цифровизации. В качестве основных рассматриваемых документов выделим «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» и «Концепция создания и функционирования государственной информационной системы «Единая цифровая платформа «Физическая культура и спорт».

Ключевые слова: цифровизация, физическая культура, спорт.

Физическая культура и спорт есть осно-

Актуальность. Тема исследования является актуальной, т.к. базируется на одном из основных направлений развития общества в 21 веке - цифровой трансформации. В качестве подтверждения отметим стратегии развития РФ, в сфере цифровизации, причем нормативно-правовые акты в данной сфере регулируют не только на национальном, но и на региональном уровнях. Это закономерно с учетом высокого уровня просачивания технологий в массы. В качестве ученых, исследующих феномен цифровизации сферы физической культуры и спорта выделим: Т.Ф. Кузнецова, Л.А. Ватутина, Е.В. Гна-тышина и многих других. Авторы отмечают высокий уровень использования цифровых технологий в разных сферах общества и подчеркивают возможности, которыми обладает сфера физической культуры и спорта в направлении повышения эффективности охвата населения за счет цифровых технологий.

ва здорового общества. Под физической культурой следует понимать такую культуру, которая представляет собой совокупность базовых принципов активной деятельности, норм и познаний, необходимых для интеллектуального и физического развития общественного организма. Краеугольным камнем данной культуры является здоровый образ жизни, влияющий также на социальную адаптацию человека, посредством включения в совместную физическую деятельность.

Спорт же выступает инструментов для внедрения физической культуры, игровая компонента спорта один из необходимых факторов как для солидаризации общества, так и для развития интеллекта и физических способностей индивидуумов [1].

Основой государственного регулирования в данной сфере является миссия государства в данной области, а именно:

• формирование культуры и ценностей здорового образа жизни в качестве

основы устойчивого развития социума и качества жизни людей;

• создание необходимых условий для поступательного развития в области физической культуры и спорта;

• повышение экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта;

• обеспечение прозрачности и честности соревновательного процесса;

• укрепление международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене .

В Самарской области традиционно уделяется огромное внимание данной сфере. Общее число людей, занимающихся физической культурой и спортом в области, составляет приблизительно 10 % от всего населения региона. Уделяется внимание физической культуре и спорту для людей с ограниченными возможностями. В спорте высокого класса приоритетом является развитие детского и юношеского спорта (в области функционирует 83 детско-юношеских спортивных школы, работает 180 спортивных военно-патриотических и военно-спортивных объединений) .

Цифровизация сферы физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в данной области, так как напрямую связана с трендом цифровой политики государства, выраженной в Стратегии цифровой трансформации.

Под цифровизацией следует понимать внедрение цифровых технологий, методов обработки информации и применения цифровых инструментов для повышения эффективности той или иной сферы. В нашем случае рассматривается цифровиза-ция сферы физической культуры и спорта. Под цифровизацией в сфере физической культуры и спорта понимается перевод в цифровую реальность процессов, связанных с подготовкой специалистов в сфере физической культуры и спорта, олимпийской подготовкой спортсменов, тренировочной деятельности, соревновательной

деятельности, или использование цифровых инструментов в традиционной работе.

В качестве одного из направлений циф-ровизации можно выделить создание интегральных цифровых пространств в сфере физической культуры и спорта, которые направлены на снижение издержек по ведению учета и контроля в данной сфере, а также цифровые технологические решения для подготовки спортсменов на разных уровнях их деятельности.

В качестве основы исследования применим практическую методику, которая фокусируется на достижении практических результатов, т.е. решение, рассмотрение проблемы, поставленной актуальными событиями, произошедшими в социуме (четвертая научно-техническая революция, основным итогом которой стала повсеместная цифровизация) [2].

Методы исследования:

• Теоретический анализа литературных источников;

• Теоретический анализ документальных источников;

• Анализа вторичной информации.

• Индукция;

• Дедукция;

• Синтез;

• Сравнительный анализ.

Информационную базу составили нормативно-правовые документы, регулирующие процесс цифровизации в сфере физической культуры и спорта.

В рамках стратегического планирования в области физической культуры и спорта 24 ноября 2020 года Распоряжением Правительства Российской Федерации №-3081-р была утверждена «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 года». Одним из основных положений данного документа является содержание пункта «Цифровизация» [3], которое гласит, что в настоящее время не существует единого механизма - методического информационного ресурса в сфере физической культуры и спорта, медицины в области спорта, информационной системы, собирающей, распространяющей, анализирующей информацию в Субъектах

Российской Федерации, на муниципальном уровне.

Подобная задача является комплексной и многофакторной, направленной на интеграцию, централизацию технологических решений. Но несмотря на это, решения должны быть адресными, учитывать особенности, связанные со здоровьем конечных потребителей - населения.

Также на уровне Министерства спорта Российской Федерации была утверждена концепция создания и функционирования государственной информационной системы «Единая цифровая платформа «Физическая культура и спорт». (Order of the Government of the Russian Federation of November 24) [4]. Данная концепция предполагает становление основы для мониторинга, планирования, регулирования и оценивания результатов деятельности в сфере физической культуры и спорта. В качестве примера использования «больших данных» даст возможность анализа изменений в сфере физической культуры и спорта в реальном времени, что отразится на адекватности и оперативности принятия решений в данной области. Развития системы кибербезопасности позволит повысить качество сервиса, предоставляющего государственные услуги в области физической культуры и спорта.

Внедрение цифровых технологий современного уровня, а также реинжиниринг

бизнес-процессов в области физической культуры и спорта снизит финансовую нагрузку на отрасль.

В рамках исследования области физической культуры и спорта Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ при помощи интеллектуального анализа больших данных выявил пул наиболее перспективных технологий в сфере спорта, которые видоизменяют опыт зрителей спортивных соревнований, а также поднимают планку спортивных достижений. Расчеты в рамках данного исследования проводились на основании интеллектуального анализа больших данных iFORA [5], который был разработан Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе передовых технологий искусственного интеллекта. Данная система включает в себе множество источников:

• Научные публикации;

• Нормативно-правовую базу;

• Патенты;

• Анализы рынков;

• Медиа публикации;

• Иные виды источников.

Подобный подход позволил определить

основные технологии, которые являются фундаментов цифровизации в сфере физической культуры и спорта (Рис. 1.).

Ранг Технология Области применения ИиД&сС масти

1 Системы поддержки принятия решений ^tfrtTTIT 1 ДО 1

2 Технологии SG ШШвЙШ

3 Виртуальная реальность <VR) [_

A Анализ данных в режиме реального времени Щ I_10.33

5 Технологии пврсомзл(мации ШТ Oiiri Ж 0.18

6 Дополненная реальность (AR) Ш ТТЛ ййО [ "1 0.17

7 Блокчейм-платформы управления мероприятиями ш □ 0.13

8 Носимые устройства ш? ■ 0.12

9 Редактирование генома ■ 0.03

10 Гейммфикация ГШ [ 0.04

tl Сенсорные технологии газ ш I 0.03

12 Сервисы потокового медиа (OTP) QUIT | 0.03

13 Интеллектуальная сегментация клиентов ПТТ | 0.02

14 Цифровые бипегы м | 0.02

15 Когнитивные трен ировки ! 0.02

Легенда:

ггЧ аУмные» спортивные сооружения Е^П Улучшение результатов команд и спортсменов

Цифровой опыт Едалслыцикоа [_] Трансляции еогюиноваи^й

Индекс значимости тежмолмои1 лохдамсотст ее от*оситсллуо йстречлсус-ссъ в иассияо {/слючпу*« за 2070 е„ ¿дв 1 соолмелк мжиыапьнол'у числу упоминаний. При расчете учитывается частота встречаемости термина, «о специфичность и «ечторкея иентрмъкюкь, Частот» всгтчмчм-мест« сам» г» пвдостелючнв Ам оеелояоу «ктгыънослч/ термин»: члюбо!

он оСогначап /сопиретмое пвучггэ-техно/»гг/мес«ое *аяраагеяие и не был слши*си с&ци.и (эту задачу решает показатель с.оецифшности), О векторная иттратюхть огирая&ст стотгмь ого Связи с другими №гцмдлсгуя*иг научного поиска.

Рис. 1. Результаты интеллектуального анализа \FORA в сфере физической культуры и

спорта

Таким образом, в качестве пяти основных технологий цифровизации, которые будут играть наибольшую роль в развитии отрасли, можно выделить:

• Системы поддержки принятия решений, областью применения технологии являются улучшение результатов команд и спортсменов, «умные» спортивные сооружения, цифровой опыт зрителей;

• 5G технологии, областью применения технологии являются трансляция спортивных мероприятий, «умные» спортивные сооружения;

• Виртуальная реальность, областью применения технологии являются «умные» спортивные сооружения, цифровой опыт зрителей, улучшение результатов команд и спортсменов, трансляция спортивных мероприятий;

• Анализ данных в режиме реального времени, областью применения технологии является улучшение результатов команд и спортсменов;

• Технологии персонализации, областью применения технологии являются цифровой опыт зрителей, трансляции спортивных мероприятий и «умные» спортивные сооружения.

Касаемо частных цифровизационных инициатив выделим проекты, реализованные для достижения повышения эффективности в разных направления физической культуры и спорта в Российской Федерации и в мире:

• Внедрение программно-аппаратных комплексов для определения оффсайдов на футбольных матчах;

• Внедрение цифровых продуктов для любителей спорта и спортсменов от фирмы Nike на основе технологии NFT;

• Программный продукт Adidas MiCoach Elite, позволяющий отслеживать показатели футбольной команды тренерами в режиме реального времени на основе применения датчиков.

Ék Литература

1. Order of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 N 3081-r <On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2030> URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/

Цифровизация в сфере физической культуры и спорта способствует сокращению множества издержек, позволяет реагировать и принимать решения, основанные на современных технологиях, причем решения могут быть как локальные, так и глобальные, на уровнях системы физической культуры и спорта национального государства.

Выводы и заключение. Таким образом, в рамках проведенного исследования была рассмотрена база источников, которая отражает современное состояние в области физической культуры и спорта, а именно его цифровую составляющую, которая необходима в условиях динамично развивающейся науки, трансформирующей сферы повседневной жизни.

За счет внедрения цифровых решений государственная политика в области физической культуры и спорта достигает таких целей как:

• Совершенствование бизнес-процессов, связанных с планированием, оповещением, регулированием области физической культуры и спорта;

• Создание интегральной информационной системы, объединяющей Субъекты РФ, муниципальные образования для обеспечения доступности услуг в области физической культуры и спорта;

• Повышение компетентности кадрового состава, занятого в области обеспечения соревновательной, оздоровительной среды в области физической культуры и спорта и т.п.

Более того, были определены основные цифровые технологии, которые будут преобразовывать область физической культуры и спорта в ближайшие десятилетия. Данные технологии будут способствовать совершенствованию опыта зрителей спортивных мероприятий, качества деятельности команд и спортсменов, цифровой инфраструктуры физической культуры и спорта.

2. Official site of the Samara region government. URL: https://www.samregion.ru/economy/social_sphere/sport/

3. The concept of creation and functioning of the state information system "Unified digital platform "Physical Culture and Sport". URL: https://minsport.gov.ru/2020/docs

4. Official site of FIFA. URL: https://www.fifa.com/news/semi-automated-offside-technology-explained-ahead-of-fifa-arab-cup

5. Maximenko D.D., Nazarenko A.A. Top-15 technologies in the sport industry. URL: https://issek.hse.ru/news/484743102.html

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Сомова А.Е Цифровизация физической культуры и спорта / А.Е. Сомова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 3. С. 30-35.

Сведения об авторе Сомова Анастасия Евгеньевна

студент

Самарский государственный экономический университет. E-mail: anastaciasomov4@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный руководитель Николаева Ирина Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет. E-mail: anastaciasomov4@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 3, pp. 30-35.

DIGITALIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Somova A.E.

student

Samara State Economic University. E-mail: anastaciasomov4@yandex.ru

J|| Abstract. The article is devoted to the study of digitalization in the field of physical culture and sports. Researches in the field of digitalization of the sports industry are considered, the main technologies of the future in the field of physical culture and sports are identified, and the main projects of private companies that are aimed at increasing the level of digitalization are mentioned. As the main documents under consideration, we single out the "Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation until 2030" and "The Concept for the Creation and Functioning of the State Information System "Unified Digital Platform "Physical Culture and Sports"

Keywords: digitalization, physical culture, sports.

Information about the author Somova Anastasia Evgenievna

student

Samara State Economic University. E-mail: anastaciasomov4@yandex.ru

Scientific adviser Nikolaeva Irina Valerievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Samara State University of Economics. E-mail: anastaciasomov4@yandex.ru

Поступила в редакцию 18.01.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.01.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.