Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация экономики / информационные коммуникационные технологии / Интернет / обоснование управленческих решений / специальные программные продукты / автоматизация производства и управления / digitalization of the economy / information and communication technologies / the Internet / justification of management decisions / special software products / automation of production and management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Н. Градусова

В статье проводится анализ основных показателей, характеризующих цифровизацию предпринимательского сектора в России. Выявлено, что в последние годы в этой сфере происходят негативные изменения: уменьшился удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры, серверы, локальные вычислительные сети, широкополосный доступ в Интернет, а также доля организаций, имеющих веб-сайт в сети Интернет. Ухудшились и все без исключения показатели, отражающие направления использования цифровых технологий в управлении производством; реже стали использоваться специальные программы для осуществления финансовых расчетов в электронном виде, обращения к электронным справочно-правовые системам, управления закупками товаров (работ, услуг), управления продажами товаров (работ, услуг), управления автоматизированным производством и / или отдельными техническими средствами и технологическими процессами, проектирования, проведения научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY IN RUSSIA: MAIN TRENDS AND PROBLEMS

The article analyzes the main indicators characterizing the digitalization of the business sector in Russia. It has been revealed that negative changes have been taking place in this area in recent years: the share of organizations using personal computers, servers, local area networks, broadband Internet access has decreased, as well as the share of organizations with a website on the Internet. Without exception, all indicators reflecting the use of digital technologies in production management have also deteriorated; special programs for making financial calculations in electronic form, accessing electronic reference and legal systems, managing purchases of goods (works, services), managing sales of goods (works, services), managing automated production and / or individual technical means and technological processes, design, scientific research.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ»

УДК 338.2

doi:10.52210/2224669X_2023_2_18

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

В.Н. Градусова

Аннотация. В статье проводится анализ основных показателей, характеризующих цифровизацию предпринимательского сектора в России. Выявлено, что в последние годы в этой сфере происходят негативные изменения: уменьшился удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры, серверы, локальные вычислительные сети, широкополосный доступ в Интернет, а также доля организаций, имеющих веб-сайт в сети Интернет. Ухудшились и все без исключения показатели, отражающие направления использования цифровых технологий в управлении производством; реже стали использоваться специальные программы для осуществления финансовых расчетов в электронном виде, обращения к электронным справочно-правовые системам, управления закупками товаров (работ, услуг), управления продажами товаров (работ, услуг), управления автоматизированным производством и / или отдельными техническими средствами и технологическими процессами, проектирования, проведения научных исследований.

Ключевые слова: цифровизация экономики, информационные коммуникационные технологии, Интернет, обоснование управленческих решений, специальные программные продукты, автоматизация производства и управления.

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY IN RUSSIA: MAIN TRENDS AND PROBLEMS

V.N. Gradusova

Abstract. The article analyzes the main indicators characterizing the digitalization of the business sector in Russia. It has been revealed that negative changes have been taking place in this area in recent years: the share of organizations using personal computers, servers, local area networks, broadband Internet access has decreased, as well as the share of organizations with a website on the Internet. Without exception, all indicators reflecting the use of digital technologies in production management have also deteriorated; special programs for making financial calculations in electronic form, accessing electronic reference and legal systems, managing purchases of goods (works, services), managing sales of goods (works, services), managing automated production and / or individual technical means and technological processes, design, scientific research.

Keywords: digitalization of the economy, information and communication technologies, the Internet, justification of management decisions, special software products, automation of production and management.

Роль цифровых технологий в общественном развитии заключает в том, что информационный обмен и доступность надежных и быстрых способов обработки поступающей информации способствует решению многих экономических задач - ведет к снижению затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), созданию новых рабочих мест, что крайне важно для молодежи, росту производительности труда, повышению качества и расширению разнообразия производимой продукции и т. п. Все это, в конечном счете, позволяет предприятиям укрепить свои позиции на рынке, получить большую прибыль, что является целью не только отдельного предпринимателя, но и государства в целом, поскольку налог на прибыль - один из основных источников бюджета страны.

Цифровая трансвормация также способствует общественному развитию за счет повышения доступности услуг (что необходимо для жителей отдаленных сел и деревень, слабо освоенных территорий, а также граждан с ограниченными возможностями здоровья), более полного удовлетворения растущих потребностей людей, сглаживания социального неравенства и других нематериальных эффектов от внедрения цифровых технологий.

В современных условиях хозяйствования, характеризующихся усложнением бизнес-процессов, большим разнообразием экономических связей, процесс принятия управленческих решений требует анализа большого объема информации, от глубины которого зависит эффективность экономической деятельности организации в целом.

Кроме того, должен быть соблюден важнейший принцип информационного обеспечения процесса управления - своевременность информации. Собрать и проанализировать большой массив информации невозможно без использования специальных программ. Для обработки, хранения и передачи больших данных также нужны специальные программные продукты и сервисы.

Цель данного исследования - на основе данных официальной статистики выявить основные тенденции цифровизации предпринимательского сектора в РФ.

Под цифровыми технологиями принято понимать способы поиска, сбора, хранения, обработки, представления и передачи данных в электронном виде. Влияние цифровых технологий на экономическую динамику столь высоко, что стали говорить о цифровой экономике,

хотя, по нашему мнению, речь должна идти о «цифровой платформе экономики», что не противоречит представлениям ученых, раскрывающих содержание категории «цифровая экономика». Рассмотрим некоторые наиболее часто цитируемые определения этого понятия.

Одна из наиболее распространенных точек зрения заключается в том, что под цифровой экономикой понимаются условия для различных видов деятельности, которые формируются с использованием сети Интернет. Австралийские ученые представляют цифровую экономику как совокупность различных видов деятельности, включая экономическую, а также социальное взаимодействие, базирующуюся на таких платформах, как Интернет [3]. То есть, раскрывая содержание понятия «цифровая экономика», ученые говорят о создании условий (платформ) для реализации различных видов экономической деятельности.

Близкое к приведенному выше определение цифровой экономики дают и британские ученые, понимающие под содержанием этого понятия деловые операции на рынках с применением сети Интернет [5]. То есть и в данном случае каким-то отдельным сегментом экономики «цифровая экономика» не ограничивается, и ключевая характеристика цифровой экономики - использование цифровых технологий.

Встречаются и трактовки, в которых цифровая экономика рассматривается как рынки, функционирующие на основе цифровых технологий, которые облегчают торговлю товарами и услугами с помощью электронной коммерции в Интернете [4]. Данное определение отличается от приведенных ранее, но и в этом случае речь идет только о способах реализации товаров, произведенных в различных отраслях экономики.

В некоторых работах в качестве основы цифровой экономики рассматривается взаимодействие не только людей и организаций, но и машин, устройств, баз данных, а также процессов. В основе цифровой экономики, по мнению ученых, лежит взаимодействие между хозяйствующими субъектами, которое постоянно расширяется благодаря возможностям всемирной сети, технологиям мобильной связи и т.п. [6].

Стратегия развития информационного общества в РФ на 20172030 гг. определяет цифровую экономику как хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде. Влияние цифровизации на эффективность производства заключается в том, что обработка больших объемов данных

и использование результатов их анализа позволяют существенно повысить эффективность различных видов экономической деятельности по сравнению с традиционными формами хозяйствования [2, с. 4].

Росстат для отражения развития цифровизации использует показатели распространения цифровых технологий в функционировании организаций разрабатывает такие показатели, как использование персональных компьютеров, серверов, локальных вычислительных сетей, электронной почты, Интернета, Интранета, Экстранета, «облачных» сервисов, веб-сайтов, специальных программных средств и др.

Анализ данных официальной статистики показал, что цифрови-зация экономики России проходит неравномерно и не устойчиво. Начнем с того, что далеко не все хозяйствующие субъекты в нашей стране оснащены даже компьютерной техникой, без которой использовать возможности современных цифровых технологий нельзя. Более того, с годами ситуация в этой сфере только ухудшается. Так, в 2010 г. почти 94 % организаций использовали в своей работе компьютерную технику, в 2021 г. показатель снизился до 82 % (таблица 1).

Таблица 1

Использование цифровых технологий в организациях в процентах от общего числа обследованных организаций

[1, с. 483]

Показатель 2010 2019 2020 2021

Организации, использовавшие:

персональные компьютеры 93,8 93,5 80,7 81,8

серверы 18,2 53,8 46,4 42,2

локальные вычислительные сети 68,4 63,5 54,7 54,9

широкополосный доступ к сети Интернет 56,7 86,6 58,1 75,6

Интранет 13,1 31,8 30,7 31,7

Экстранет 5,3 19,5 19,4 20,3

«облачные» сервисы 28,1 25,7 27,1

социальные сети 33,5 34,7

технологии сбора, обработки и анализа больших данных 22,4 25,8

Организации, имевшие веб-сайт в сети Интернет 28,5 51,9 44,3 46,2

В сравнении в 2010 г. число организаций, использующих серверы, значительно возросло. Однако в последние пЬЬ года наблюдается сильное снижение удельного веса организаций, располагающих серверами (в 2021 г. в сравнении с 2019 г. их доля сократилась на 22 %).

Цифровизация российской экономики идет неравномерно и нестабильно. Если в экономике в целом в 2021 г. широкополосный доступ в Интернет имели около 76 % организаций, то по отраслям показатель варьировался от 60 % (деятельность по операциям с недвижимым имуществом) до 83 % (организации, работающие в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг).

Заметим, что организации, предоставляющие услуги в области информатизации и связи, в тройку лидеров по данному показателю не входят. По данным Росстата, в 2019 г. широкополосный доступ в Интернет имели 92 % организаций этой отрасли, в 2020 г. - 63 %, в 2021 г. - 81 % организаций информатизации и связи. А по показателям, отражающим использование Интернета для связи с поставщиками и потребителями, организации, оказывающие услуги в сфере информатизации и связи, уступают многим отраслям, среди которых промышленность, торговля, образование, здравоохранение.

Работают без выхода в Интернет и многие научные организации России: в 2019 г. использовали широкополосный доступ в Интернет 86 % организаций, осуществляющих научную и техническую деятельность, в 2020 г. - 48,5 %, в 2021 г. - 67,6 % от общего числа научных организаций. Даже в сельском хозяйстве этот показатель в 2021 г. был больше, чем в научной среде - 78,4 % [1, с. 484].

О нестабильности процесса цифровизации российской экономики говорят значительные колебания показателей по годам. По большинству индикаторов, отражающих ход этого процесса допан-демийный уровень пока не достигнут (таблица 1).

Хотя нельзя не заметить, что значительный прогресс в развитии цифровизации произошел из-за пандемии, которая убедительно доказала необходимость информационных коммуникационных технологий для обеспечения возможности работы в экстраординарных условиях, когда санитарные службы для разобщения населения ввели ограничения на перемещение людей. Но все-таки этот показатель остается ниже ранее достигнутых значений, что ограничивает возможности развитии предприятии за счет обеспечения быстрого

и эффективного взаимодействия с контрагентами и потребителями, поиска нужной информации для обоснования принимаемых управленческих решений.

Вследствие низкой обоснованности управленческих решений нередки ошибки, которые могут приводить даже к убыткам и закрытию предприятий. О чем свидетельствуют финансовые результаты деятельности российских предприятий, среди которых много убыточных - более 29 % российских предприятий в 2021 г. имели убытки, общая сумма которых превысила 4 375 889 млн руб. [1, с. 335].

Менее половины российских предприятий имеют собственные сайты, что не позволяет их партнерам и потребителям получить необходимую им информацию и связаться с производителем по различным вопросам экономического взаимодействия (обсуждение коммерческих предложений, получение информации о ценах, тарифах, условиях поставки товаров, сроков исполнения заказов и т.п.).

Кроме того, при прочих равных условиях в поисках партнера / поставщика предприниматель отдаст предпочтение организации, о которой есть информация в сети Интернет, поскольку обратное свидетельствует о желании организации сократить возможности заинтересованных лиц получить информацию о деятельности компании, что не может не настораживать потенциального партнера.

Интранет, Экстранет и «облачные» сервисы используются российскими предприятиями редко - менее трети организаций оценили преимущества этих технологий, о существовании которых свидетельствует стабильный удельный вес таких организаций.

Доля предприятий, располагающих локальными вычислительными сетями в рассматриваемый период также снизился - с 68 % в 2010 г. до 55 % в 2021 г. Чуть более 1/4 организаций используют в своей работе технологии сбора, обработки и анализа больших данных. А значит, степень обоснованности принимаемых решений может снизиться, что неизбежно повлияет на эффективность управленческих решений, а значит, и результативность деятельности организации в целом.

В современных условиях хозяйствования невозможно спланировать свою деятельность без всестороннего анализа разнообразной информации, отражающей не только деятельность самой организации, но и характеризующей ситуацию на отраслевом рынке.

При использовании метода моделирования для разработки различных вариантов развития организации без примененияя технологий анализа больших данных не обойтись. Без этого не будет точным и инвестиционное решение, обоснование которого также требует применения многовариантного подхода, учитывающего возможные изменения факторов, оказывающих значимое влияние на деятельность организации.

Рассмотрим, как используют возможности современных информационных коммуникационных технологий те организации, которые в той или иной степени ими пользуются. Сразу заметим, что в этом наблюдается негативная тенденция. Ухудшение ситуации зафиксировано во всем без исключения направлениям использования хозяйствующими субъектами специальных программных средств [1, с. 485].

Удельный вес организаций, использующих специальные программные средства в 2010-2021 гг. резко снизился - более чем на 25 %. Не смогла убедить в необходимости этого даже пандемия - прогресс совсем небольшой. Наиболее часто организации используют специальные компьютерные программы для осуществления финансовых расчетов и обращения в справочные консультационные системы, но даже и в этом отмечается отрицательная динамика.

Закупками и продажами российские предприятия по-прежнему управляют преимущественно вручную. Хочется надеяться, что опыт выживания, полученный в пандемию, убедил предпринимателей в необходимости цифровизации этих процессов, хотя, если судить по показателям 2021 г., далеко не все это осознают. Времени было достаточно, чтобы ситуация изменилась, однако этого пока не произошло.

Не пользуются популярностью среди предпринимателей и программное обеспечение, позволяющее осуществлять проектирование и проводить научные исследования. А значит, не следует ожидать и прорыва в развитии организаций, особенно в сложившихся геополитических условиях, когда из-за огромного числа экономических санкций рынок высоких технологий для нашей страны практически закрыт. В некоторых случаях даже нет возможности приобрести запасные части к технике, ранее приобретенной у производителей из недружественных стран. Значит, организации должны самостоятельно разрабатывать технические решения и обеспечивать бесперебойную работу предприятия.

Самый большой «провал» отмечается в сфере автоматизации производства - доля организаций, использующих для этого специальные программные продукты в рассматриваемый период резко сократилась (почти в 2,5 раза), только 7,4 % российских предприятий в 2021 г. использовали в своей работе специальные программы для управления автоматизированным производством и / или отдельными техническими средствами и технологическими процессами. Рассматривая этот показатель, следует отметить, что потребность в таких программах формируется не в кабинетах менеджеров. Это означает, что совсем небольшое число российских предприятий располагают оборудованием с программным управлением, поэтому и программы такие не нужны.

Таким образом, цифровизация предпринимательского сектора в России протекает неравномерно и характеризуется нестабильностью. По большинству параметров в ходе анализа выявлены негативные изменения. Не все хозяйствующие субъекты используют в своей работе компьютеры (в 2021 г. 18 % предприятий такой техникой не располагали).

Даже пандемия СОУГО-19, когда многие организации могли продолжить свою работу только в удаленном формате, не убедила российских предпринимателей в необходимости внедрения цифровых технологий в свою деятельность - все основные показатели, отражающие ход этого процесса, в 2021 г. были значительно ниже допандемийного уровня - это касается и доли организаций, использующих в своей деятельности персональные компьютеры, серверы, локальные вычислительные сети, широкополосный доступ в Интернет, а также удельного веса организаций, имеющих веб-сайт в сети Интернет, без чего шансы на укрепление конкурентных позиций на рынке, как правило, невысоки.

Но даже те предприятия, которые внедряют информационные коммуникационные технологии в свою работу, в основном используют их для проведения электронных расчетов и получения консультаций. Специальные программные продукты, позволяющие автоматизировать управление процессами закупок и продаж, использует только каждый четвертый хозяйствующий субъект в нашей стране.

В современных условиях, характеризующихся сложностью и нестабильностью экономических связей, для обеспечения непре-

рывности деятельности и обоснования управленческих решений необходимо проводить расчеты с большим число переменных, что без использования специальных программных продуктов сделать невозможно. Без предвидения возможных вариантов развития организации в динамично меняющихся условиях сильно возрастают риски снижения эффективности ее деятельности вплоть до ухода с рынка.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник / Росстат. М., 2022.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (утверждена Указом Президента Российской Федерации 9 мая 2017 г. № 203) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 12.02.2023)

3. Australia's Digital Economy: Future Directions. URL: https://www.oaic.gov. au/images/documents/migrated/migrated/sub_broadband_digital_economy. pdf (дата обращения: 12.02.2023).

4. Fayyaz S. A review on measuring digital trade & e-commerce as new economic statistics products. The 16-th Conference of IAOS. URL: http://www. oecd.org/iaos2018/prog (дата обращения: 13.02.2023).

5. The Digital Economy. URL: https://policy.bcs.org/position_statements/ digital-economy (дата обращения: 15.02.2023).

6. What is Digital Economy? URL: https://www2.deloitte.com/mt/en/pages/ technology/articles/mt-what-is-digital-economy.html (дата обращения: 17.02.2023).

В.Н. Гоадусова

кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры менеджмента

Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: gradusova-vn@ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.