Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОЦИФРОВКА / 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8 / КОНФИГУРАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / DIGITALIZATION / DIGITIZATION / 1C: ENTERPRISE 8 / CONFIGURATION / DIGITALIZATION IN ACCOUNTING / ACCOUNTING IN PUBLIC INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миришова Н.А., Нургалиева А.К.

В статье описан постепенный переход к цифровизации государственного сектора. Цифровые технологии чрезвычайно быстро интегрируются в повседневную деятельность государственных органов. В государственной среде ведется работа по внедрению системы автоматизации учета в государственных учреждениях с использованием передовых информационных технологий и программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF ACCOUNTING IN PUBLIC INSTITUTIONS

The article describes the gradual transition to digitalization of the public sector. Digital technologies integrate extremely quickly into the day-to-day activities of government agencies. In the state environment, work is underway to introduce a system of automation of accounting in government institutions using advanced information technologies and software.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 330

Миришова Н.А. студент 3 курса специальность «Учет и аудит» Нургалиева А.К., магистр экономических наук

старший преподаватель кафедра «Менеджмент и бизнес» Карагандинский государственный индустриальный университет

Казахстан, г. Темиртау ЦИФРОВИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В статье описан постепенный переход к цифровизации государственного сектора. Цифровые технологии чрезвычайно быстро интегрируются в повседневную деятельность государственных органов. В государственной среде ведется работа по внедрению системы автоматизации учета в государственных учреждениях с использованием передовых информационных технологий и программного обеспечения.

Ключевые слова: цифровизация, оцифровка, 1С: Предприятие 8, конфигурация, цифровизация в бухгалтерском учете, бухгалтерский учет в государственных учреждениях.

Mirishova N.A.

3 year student Specialties «Accounting and Audit» Kazakhstan,Temirtau city Nurgaliyeva A.K.

Master of Economic Sciences Senior Lecturer, Department of Management and Business

Karaganda State Industrial University Kazakhstan, Temirtau city DIGITALIZATION OF ACCOUNTING IN PUBLIC INSTITUTIONS

Abstract. The article describes the gradual transition to digitalization of the public sector. Digital technologies integrate extremely quickly into the day-to-day activities of government agencies. In the state environment, work is underway to introduce a system of automation of accounting in government institutions using advanced information technologies and software.

Key words: digitalization, digitization, 1C: Enterprise 8, configuration, digitalization in accounting, accounting in public institutions.

Цифровизация - это создание гибких технологий промышленного производства, позволяющие разрабатывать больше продуктов с высоким качеством за короткое время для удовлетворения потребностей клиентов,

что обеспечит значительное увеличение прибыли для владельцев данной продукции.

Цифровизация является более сложным технологическим уровнем; это системы, позволяющие заменить человека в самых простых областях, действовать быстрее, четче, кроме того принимать оптимальные решения в сложных ситуациях без участия человека (подход к искусственному интеллекту). Ясно, что процесс оцифровки, безусловно, потребует перехода к цифровой экономике, и это общее изменение во всех секторах нашей экономики. Цифровая экономика - это экономическая деятельность, где ключевым фактором производства являются цифровые данные, обработка больших объемов и применение результатов анализа, которые, по сравнению с традиционными формами управления, могут значительно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, реализации, доставки товаров и услуг [1].

Цифровая среда постепенно внедряется в здравоохранение, образование, оборону, безопасность, финансовую сферу. Через какое -то время из тренда цифровизация перейдет в главный инструмент работы государственных учреждений, и конечно, преуспеют те государственные органы, которые способны адаптироваться к новым тенденциям времени.

В настоящее время во многих регионах Казахстана реализуются проекты по централизации бухгалтерского учета в учреждениях государственного сектора. Принимая такое решение, многие руководители государственных органов пытаются снизить затраты на содержание бухгалтерских служб в государственных учреждениях и оптимизировать их деятельность, а другие желают повысить качество ведения бухгалтерского сопровождения в государственных структурах [2].

Развитие оцифровки во всех направлениях государственного сектора требует, чтобы все учреждения государственной сферы, участвующие в программе «Цифровая экономика», были вовлечены в данный процесс; имели высокотехнологический уровень грамотного планирования и разумный выбор технологий. Есть несколько областей, имеющих отношение к государственному сектору. Цифровое внедрение расширяет возможности государственного сектора: оно позволяет выйти на новый уровень активности путем построения современной гибкой системы взаимоотношений с получателем государственных услуг, но для достижения результата государственные учреждения должны соответствовать определенным критериям. Прежде всего, способность к адаптации. Информационные технологии будут меняться независимо от желания отдельных участников экономической деятельности. В то же время технологическое обновление может происходить скачкообразно [3].

Применение единой методологии учета и технологического управления приведет к прозрачности, открытости и подотчетности финансово-экономической деятельности государственных учреждений, а

также к достоверности и оперативности предоставляемой информации до потребителей государственных услуг.

В качестве примера приведем бумажную политику в регистратуре медицинских учреждениях, сейчас ее заменила комплексная медицинская информационная система Damumed - создание региональных корпоративных облаков медицинских организаций, то есть записи к врачам производятся путем применения данного мобильного приложения в телефоне. Бумажные талоны в почтовых отделениях заменили электронные очереди; применение программы Бшмал - это современная система управления знаниями и потенциалом учащегося, Edu Mark - электронный дневник школьника, где родители могут следить за показателями своих детей. Egov.kz - информационный портал электронного правительства Казахстана, который предоставляет населению государственные услуги онлайн, что повышает оперативность и производительность работников государственного сектора [4].

Перед внедрением новых цифровых технологий они должны быть оперативно апробированы и проанализированы. Государственные учреждения не имеют больше такой возможности - тратить огромное количество времени для применения нерентабельных информационных ресурсов, которые не имеют никакой ценности. Примером может послужить переход к инновационному образованию в современных школах. Помимо классических учебников применяются дополнительные источники информации: онлайн-курсы, электронные учебные материалы, 3D-анимация. Без этого невозможно объяснить обучающим, например, что такое криптовалюта. Как правило, многое зависит от оперативности принятия решений в министерствах и ведомствах. Чем быстрее они, но сами высшие учебные заведения, могут перейти от идеи к ее реализации, чем больше качественных услуг получают граждане и организации, тем выше уровень доверия к государству в целом [5].

Конфигурация «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана», редакция 3.0 выпущена

(Информационное письмо № 14703 от 8 февраля 2012 года) в период, когда Правительством Республики Казахстан проводятся мероприятия по реформированию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора -МСФООС и методом начисления.

Для ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях в Казахстане применяется программный продукт «1С: Предприятие 8. «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» включает технологическую платформу «1С: Предприятие 8.2» и прикладное решение «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана».

Приказом Министра Финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года №281 утвержден План счетов бухгалтерского учета для государственных учреждений, начиная с 2013 года. В связи с этим в феврале 2012 года компания 1С опубликовала версию 3.0 конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» на платформе «1С: Предприятие» версии 8.2. Конфигурация основана на плане счетов государственных учреждений. Публикация новой редакции приложения решения «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» позволяет всем государственным учреждениям Республики Казахстан работать в ней, планирующие вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями нового плана счетов государственных учреждений. В данной конфигурации можно вести бухгалтерский учет несколькоих государственных учреждений для дальнейшего формирования дополнительной консолидированной финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на многочисленных статьях, включая источники финансирования, коды платных услуг, функционально-экономическую классификацию расходов. Для организации подробного аналитического учета по позициям бюджетной классификации, в конфигурацию было добавлено руководство «Классификация расходов», предусмотренное для ведения подробного анализа в плане государственного органа. Преимущество конфигурации «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» - это не только ведение учета плана финансирования, регистрация договоров с контрагентами, учет выполнения обязательств, фиксирование заявок на основе заключенных контрактов и создание реестра договоров, которые были заключены в соответствии с введенными данными, но и генерирование ежемесячных финансовых отчетов «План финансирования». Реестры, а также журналы регистрации заявок и счетов к оплате формируются автоматически. При этом реестр счетов к оплате, формируемый в разрезе заявок, позволяющий отслеживать суммы невыполненных обязательств.

В конфигурацию «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана включаются подсистемы учета кадров - приказы руководства, отпуска, увольнения и различные перемещения работников. Подсистема учета кадров дает возможность генерировать не только печатные формы распоряжений и приказов руководства, но и всевозможные отчеты, такие как личная карточка сотрудника, лицевой счет работника или список сотрудников. Важной особенностью кадрового учета является произведение записи трудового стажа работников, начиная с самого начала при трудоустройстве и завершая ежемесячным отслеживанием изменений в продолжительности службы до его увольнения (для достоверности расчетов базовых коэффициентов и, следовательно, заработной платы сотрудников). Конфигурация «Бухгалтерский учет государственных учреждений в

Казахстане» предлагает возможность учета заработной платы с различными формами оплаты труда. Кроме того, существуют различные варианты расчета надбавок и доплат, а также возможность расчета в период ночных смен, праздничных и сверхурочных дней.

Алгоритм расчета средней заработной платы значительно расширен, что позволяет достоверно индексировать все необходимые виды начислений. Автоматизированный расчет обязательных пенсионных взносов ОПВ), индивидуального подоходного налога (ИПН), социального налога (СН), социальных отчислений (СО), обязательных социальных медицинских отчислений (ОСМС). Кроме того, в случае предоплаты и начислений, возникающих в результате нескольких статей бюджетной классификации расходов, суммы налогов, взносов, удержаний и отчислений правильно делятся на необходимые статьи бюджетной классификации. В конфигурацию также добавлена возможность генерировать SWIFT-файлы для перевода суммы начисленной зарплатной платы, обязательных пенсионных взносов и других взносов в систему социального обеспечения. Существует еще одна функциональная возможность — перечисление сумм удержаний по исполнительным листам на лицевые или карт-счета Народного банка Казахстана.

Наличие разнообразных отчетов в конфигурации «Бухгалтерский учет государственных учреждений в Казахстане» (ведомости начисления заработной платы в различных разделах, расчетные листы, сводная ведомость заработной платы, в том числе отчеты, связанные с классификацией расходов бюджета), позволяет производить всевозможные анализы начислений и удержаний.

При ведении учета расчетов с подотчетными лицами в конфигурацию был введен документ «Авансовый отчет», кроме того, ведомость о перечислении подотчетных сумм. На основании выписки о переводе вводится учетная запись для оплаты и генерируется SWIFT-файл для зачисления на личные и карточные счета Народного Банка Казахстана.

Учет ТМЗ и МБП включает в себя:

- поступление товарно-материальных запасов (ТМЗ) и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) с применением документа «Поступление ТМЗ и услуг». В то же время существует возможность зафиксировать оприходование от поставщика и зарегистрировать безвозмездные поступления;

- внутренний перевод и дезактивация;

- учет и списание горюче-смазочных материалов (ГСМ) по пробегу и рабочему времени;

- оборотные ведомости;

- учетные карточки.

Учет долгосрочных активов включает в себя:

- поступление активов, оприходованных от

поставщиков, кроме того, от безвозмездных поступлений;

- ввод в эксплуатацию активов в эксплуатацию с использованием документа «Принятие к учету»;

- внутреннее перемещение;

- списание (с возможностью оприходования ТМЗ) и безвозмездная передача

- учет объединенных активов;

- начисление амортизации;

- составление ведомостей и ведомостей амортизации;

- составление инвентарных карточек.

Учет договоров с контрагентами включает в себя единый документ «Поступление ТМЗ и услуг» для поступления активов, запасов, малоценных быстроизнашивающихся предметов, помимо этого, списания услуг, предоставляемых третьими сторонами. Кроме того, есть возможность погашать и списать долги. Стандартные отчеты:

- оборотно-сальдовая ведомость;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету;

- шахматная ведомость;

- анализ счета;

- анализ субконто;

- обороты счета;

- карточка счета;

- карточка субконто;

- диаграмма и другие.

Применение стандартных отчетов дает возможность получить подробную информацию по любым участкам учета. Мемориальные ордера:

- мемориальный ордер №1 - накопительная ведомость по кассовым операциям;

- мемориальный ордер №2 и №3 - накопительная ведомость по банковским операциям;

- мемориальный ордер №5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям;

- мемориальный ордер №6 и №7 - ведомости по расчетам с организациями;

- мемориальный ордер №8 - ведомость по расчетам с подотчетными лицами;

- мемориальный ордер №9 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств;

- мемориальный ордер №10 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению МБП;

- мемориальный ордер №11 - накопительная ведомость по приходу продуктов питания;

- мемориальный ордер №12 - накопительная ведомость по расходу продуктов питания;

- мемориальный ордер №13 - накопительная ведомость по расходу материалов.

- мемориальный ордер 14 - свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей;

- мемориальный ордер 15 - накопительная ведомость начисления доходов от необменных операций;

- мемориальный ордер 16 - накопительная ведомость начисления доходов от реализации товаров (работ, услуг);

- мемориальный ордер 17 - накопительная ведомость начисления доходов от управления активами;

- мемориальный ордер 18 - накопительная ведомость начисления доходов по прочим операциям;

- мемориальный ордер 19 - накопительная ведомость начисления операционных расходов;

- мемориальный ордер 20 - накопительная ведомость начисления расходов по бюджетным выплатам;

- мемориальный ордер 21 - накопительная ведомость начисления расходов по управлению активами;

- мемориальный ордер 22 - накопительная ведомость начисления расходов по прочим операциям.

Все мемориальные ордера формируются в разрезе статей классификации расходов бюджета.

В состав финансовой отчетности входят годовые и квартальные формы отчетности для государственных учреждений, как правило, бухгалтерский баланс, отчет об исполнении плана финансирования, отчет об исполнении плана доходов и расходов, отчет по благотворительным средствам, отчет по депозитным средствам, отчеты о движении активов и материальных ценностей, отчетность по дебиторской и кредиторской задолженности. К регламентированным отчетам относятся налоговые отчеты форма 201.00 и 610.00 [6].

Кроме, программного продукта 1С:Предприятие с конфигурацией «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана» существует современное программное обеспечение «К2.Бюджет» на технологической платформе 1С, предназначенное для автоматизации бухгалтерского учета государственных учреждений и казенных предприятий Республики Казахстан. Данная программа соответствует всем параметрам современного бухгалтерского учета государственного учреждения (МСФООС) и коммунального предприятия государственного

казначейства. Технологическая платформа 1С и конфигурация «К2.Бюджет» формирует новейшее высокотехнологичное программное обеспечение, совместимое с программной системой 1С: Предприятие. Программное обеспечение «К2. Бюджет» всегда должно соответствовать нормам и стандартам действующего законодательства Республики Казахстан, кроме того, обновленным алгоритмам программирования, поэтому необходимо заключить контракт на сервисное обслуживание по обновлению обозначенного программного обеспечения.

Трансформация в цифровой технологии привели к изменению парадигмы бухгалтерского учета в государственных учреждениях, что требует от ученых и специалистов продолжать совместную работу по формулированию модели базовых понятий, разработке законодательства, положений, инструкций и стандартов для учета в новой цифровой экономике [7].

Использованные источники:

1. Что такое цифровизация? URL: https://yandex. ru/q/q uestion/

2. Цифровизация всех отраслей. Новостной портал Казахстана . URL: https://old.liter.kz/

3. Истории успеха. Как построить надежный фундамент для централизации учета в регионе. №01, 2019. С.3-4. URL: https://upr.ru/

4. Госсектор: бухгалтерия государственного учреждения для Казахстана URL: http: //1 c-rating. kz >sol/b gu/

5. Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана. http: //1 c-batyr. kz/catalo g/produktsiya- 1s/1 c-predpriyatie/

6. 1С:Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана. URL: https: //1 c-rating. kz/pro grams/1 c/

7. Программное обеспечение «К2. Бюджет». URL: https://k2budget.kz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.