Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / банковский сектор / экономический рост / новые цифровые технологические решения / оптимальность / эффективность. / digital transformation / banking sector / economic growth / new digital technological solutions / optimality / efficiency.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бауетдинов, Мажит Жанызакович, Жанизакова, Шахноза Мажит Қизи

Настоящая статья иллюстрирует роль и значение цифровых технологий в развитии банковской сферы Республики Узбекистан. Автором показано, что сегодня банки Узбекистана уже находятся на хорошем уровне по оказанию дистанционных услуг клиентам банкам. Но, также в статье показано, что современное развитие таких технологий, как Р2Р-кредитование, искусственный интеллект, технология блокчейн, машинное обучение, робоэдвайзинг позволят не только усовершенствовать банковское обслуживание клиентов, но и послужат достижению новых передовых рубежей в едином информационном и цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF BANKING SERVICES IN THE MODERN ECONOMY

This article illustrates the role and importance of digital technologies in the development of the banking sector of the Republic of Uzbekistan. The author shows that today the banks of Uzbekistan are already at a good level in providing remote services to bank customers. But the article also shows that the modern development of technologies such as P2P lending, artificial intelligence, blockchain technology, machine learning, roboadvising will not only improve banking customer service, but will also serve to achieve new frontiers in a single information and digital space.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

QR-Article

Бауетдинов Мажит Жанызакович

PhD, начальник отдела отраслевого центра при Ташкентском государственном экономическом университете, Узбекистан

Жанизакова Шахноза Мажит цизи

магистрант факультета «Цифровая экономика», Ташентский государственный экономический университет, Узбекистан

DOI 10.5281/zenodo.5751961

ЦИФРОВИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: Настоящая статья иллюстрирует роль и значение цифровых технологий в развитии банковской сферы Республики Узбекистан. Автором показано, что сегодня банки Узбекистана уже находятся на хорошем уровне по оказанию дистанционных услуг клиентам банкам. Но, также в статье показано, что современное развитие таких технологий, как Р2Р-кредитование, искусственный интеллект, технология блокчейн, машинное обучение, робоэдвайзинг позволят не только усовершенствовать банковское обслуживание клиентов, но и послужат достижению новых передовых рубежей в едином информационном и цифровом пространстве.

Ключевые слова: цифровая трансформация, банковский сектор, экономический рост, новые цифровые технологические решения, оптимальность, эффективность.

Bauetdinov Majit Zhanizaqovich,

PhD, Head of the Department of the Branch Center at the Tashkent State

University of Economics, Uzbekistan

i/y^^^S Internat10nal journal of

Ш^^РПШ) theoretical and practical

Щ^Ж research ^И^ Scientific Journal

Year: 2021 Issue: 2 Volume: 1 Published: 01.12.2021

http://alferganus.uz

Citation:

Бауетдинов, М.Ж., Жанизакова, Ш. М. (2021). Цифровизация банковских услуг в современной экономике. SJ International journal of theoretical and practical research, 1 (2),26-32.

Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5751961

Zhanizakova Shakhnoza Mazhit qizi,

Master's student of the faculty of "Digital Economy", Tashkent State University of Economics, Uzbekistan

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL RESEARCH

DOI https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5752255

DIGITALIZATION OF BANKING SERVICES IN THE MODERN

ECONOMY

Abstract: This article illustrates the role and importance of digital technologies in the development of the banking sector of the Republic of Uzbekistan. The author shows that today the banks of Uzbekistan are already at a good level in providing remote services to bank customers. But the article also shows that the modern development of technologies such as P2P lending, artificial intelligence, blockchain technology, machine learning, roboadvising will not only improve banking customer service, but will also serve to achieve new frontiers in a single information and digital

space.

Key words: digital transformation, banking sector, economic growth, new digital technological solutions, optimality, efficiency.

Цифровая трансформация отраслей и сфер национальной экономики Республики Узбекистан является одним из важных векторов развития национальной экономики.

Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиеев в своем Послании Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года отметил: «Наука и инновации создают основу для развития страны». Кроме того, говоря об оптимизации деятельности экономических объектов на основе внедрения цифровых технологий Президент Республики Узбекистан подчеркнул, что «к концу следующего года необходимо увеличить количество видов государственных электронных услуг на 60, доведя их до 300, а долю дистанционных услуг - не менее чем до 60 процентов».

Сегодня перед Узбекистаном поставлена задача: на основе развития цифровых инноваций не только добиться самых больших высот в экономическом развитии на внутреннем экономическом рынке, но и стать конкурентоспособной страной в мировом экономическом пространстве. Данные направления развития определены в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 17 марта 2020 года №-4642 «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте» и Постановлении Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2020 года №-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства».

Выполнение поставленных задач будет способствовать совершенствованию отраслей и сфер национальной экономики, в том числе и банковского сектора. Об этом свидетельствует тот факт, что 12 мая 2020 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025

2

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL RESEARCH

DOI https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5752255 годы». Данным Указом утверждены Стратегия реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы, «Дорожная карта» по реформированию банковской системы Республики Узбекистан, а также целевые показатели реализации стратегии.

Данная стратегия была разработана Центральным банком и Министерством финансов в сотрудничестве со Всемирным банком с учётом заключений и рекомендаций по итогам оценки текущего состояния банковской системы страны, опыта зарубежных стран в трансформации финансового сектора, а также мировых тенденций в финансовой сфере [1,2,3,16].

Современная действительность показывает, что в настоящее время в Республике Узбекистан функционирует эффективная платежная система. Данная система включает в себя три основные составляющие: систему межбанковских расчетов, внутрибанковскую систему и розничную систему расчетов. Функционирующая система отвечает всем международным требованиям. Кроме того, в Республике создан ряд дополнительных возможностей для населения и субъектов предпринимательства с целью осуществления платежей путем широкого внедрения платежных услуг и продуктов, основанных на современных информационно-коммуникационных и цифровых решениях [4,5].

Наряду с этим, следует отметить, что в Республике Узбекистан постоянно совершенствуется дистанционное банковское обслуживание. Но, тем не менее эксперты в области банковских технологий единодушны во мнении, что цифровая трансформация меняет множество информационных процессов, осуществляемых во фронт - офисе банка. В этой связи для модернизации фронт-офиса с точки зрения цифровых технологий необходима, прежде всего, четкая постановка задач бизнес-подразделениями, ясное понимание цели этой модернизации, того эффекта, которого планируют добиться [7,17].

На рис. 1 представлено количество пользователей дистанционного банковского обслуживания на 1 января 2021 года.

© ®

3

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL RESEARCH

DOI https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5752255

16000000 14000000 12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000 0

14571094

10153458

7959107

4453240

ci/isnn 1061022 56785 108496 264390 534800

2012 2013 2014 2015 2016

2042111

I

2017

2018

2019

2020

2021

Рис. 1. Количество пользователей дистанционного банковского обслуживания на 1 января 2021 года

Источник: www.citforum.ru - обзорный сайт по информационным технологиям.

Но, несмотря на положительную динамику развития банковского сектора, перед банками страны ставятся новые задачи по дальнейшему повышению качества оказываемых банковских услуг, включая и методы работы коммерческих банков в области внедрения инновационных технологий на основе применения современных цифровых решений [6,8].

Цифровизация банковской сферы - комплексный и трудоемкий процесс. Но конечная известна каждому - это экономия временных и денежных ресурсов как клиентов, так и самих банков.

Как это выглядит для пользователя:

- банк предоставляет услуги своим клиентам 24 часа в сутки, все 7 дней в неделю и 365 дней в году;

- клиенту дистанционно предоставляются такие услуги как: открытие банковской карты с доставкой ее на дом, оформление кредита, открытие вклада, проверка баланса и т.д.;

- обслуживание становится более персонализированным, вплоть до разработки и предоставления индивидуальных тарифов. Все благодаря большим данным, используя которые банки знают о клиентах столько, чтобы самим предлагать услуги, не дожидаясь запроса.

Рисунок два иллюстрирует количество пользователей дистанционным банковским обслуживанием по видам клиентов.

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL RESEARCH

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

DOI https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5752255

9462,5

7599,3

1906,5

56,5207,9 2014

62,2472,6 2015

-979,5

81,5

2016

135 2017

6

4225,4

9

227, 2018

691

2020

13748,6

822,5

2021

I Юридические лица и индивидуальные предприниматели

I Физические лица

Рис. 2. Количество пользователей дистанционным банковским обслуживанием по видам клиентов на 1 января 2021 года

Источник: www.citforum.ru технологиям

обзорный сайт по информационным

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение таких цифровых решений, как сквозные технологии, Р2Р-кредитование, искусственный интеллект, технология блокчейн, машинное обучение, робоэдвайзинг позволят обеспечить ещё большую точность банковских расчетов, увеличат скорость выполнения операций, персонализируют предложения, уменьшат риск умышленного искажения отчетных данных [9,10,15]. Что в конечном итоге будет способствовать росту национальной экономики на мировом экономическом рынке.

Список использованной литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-6079 «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан 2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года // Народное слово. - Ташкент, 2020 г., 6 октября.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики в Республике Узбекистан» от 3 июля 2018 года // Народное слово. - Ташкент, 2018 г., 4 июля.

3. Указ Президента Республики Узбекистан №-5544 «О стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в 2019-2021 годах» от 21 сентября 2018 года // Народное слово. Ташкент, 2018 г., 22 сентября.

© ®

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL RESEARCH

DOI https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5752255

4. Haltiwanger, J., & Jarmin, R. S. (2000). Measuring the digital economy. Understanding the Digital Economy: Data, Tools and Research, 13-33.

5. Kurpayanidi, K. I. (2020). To the problem of doing business in the conditions of the digital economy. ISJ Theoretical & Applied Science, 9(89), 1.

6. Барабанова, М. И., Трофимов, В. В., & Трофимова, Е. В. (2018). Цифровая экономика и" Университет 4.0". Журнал правовых и экономических исследований, (1), 178-184.

7. Бегалов, Б. А., & Мамадалиев, О. Т. (2021). Реформы в сфере статистики Республики Узбекистан: результаты и перспективы развития. Статистика и экономика, (1).

8. Гулямов С.С., Шермухамедов А.Т. Development of digital economy in the republic of Uzbekistan. VII Uzbek-Indonesian Joint international scientific and practical conference "Innovative development of entrepreneurship" with the framework of scientific and research project" Global economic challenges and national economy development" Tashkent-Jakarta, 2018, September. -180-183 p.

9. Жуковская, И. Е. (2020). Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики. Статистика и экономика, (5). https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-5-68-80.

10. Иванов, В. В., & Малинецкий, Г. Г. (2017). Цифровая экономика: от теории к практике. Инновации, (12 (230)).

11. Калин А.А. Прогноз развития информационно-коммуникационных технологий до 2030 года. (Интернет-ресурс www.comnews.ru - новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ. Дата обращения: 12.01.2021 г.)

12. Курпаяниди, К. (2021). Актуальные вопросы цифровизации в индустриальном секторе экономики Узбекистана. Общество и инновации, 2(4/S), 201-212.

13. Паньшин, Б. (2019). Цифровая экономика: понятия и направления развития. Наука и инновации, 3(193).

14. Скрипко, Д. А., Силантьева, А. И., Силантьев, И. А., Минасова, Н. Р., & Казьмина, М. С. (2018). Цифровая экономика. Теория. Практика. Инновации, (2), 45-48.

15. Nayak, R. (2018). A conceptual study on digitalization of banking-issues and challenges in rural India. International Journal of management, IT and Engineering, 8(6), 186-191.

© ®

6

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL RESEARCH

DOI https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5752255

16. Brunnermeier, M. K., James, H., & Landau, J. P. (2019). The digitalization of money (No. w26300). National Bureau of Economic Research.

17. Rutzer, C., & Weder, R. (2021). Einfluss und Herausforderungen der Digitalisierung. In De-Industrialisierung der Schweiz? (pp. 155-192). Springer Gabler, Wiesbaden.

© ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.