Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
АВТОДИЛЕР / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИТ-ЛАНДШАФТ / МОНОЛИТНАЯ АРХИТЕКТУРА / МИКРОСЕРВИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуренко М.А.

Цифровые технологии трансформируют автомобильную промышленность и разрушают традиционные бизнес-модели. Появляются новые возможности для бизнеса, связанные с Индустрией 4.0, поэтому компании должны адаптироваться к новым условиям. В статье рассматривается текущее состояние автомобильного бизнеса в России и факторы, оказывающие воздействие на его динамику. В работе обозначена необходимость быстрой и гибкой адаптации бизнес-моделей и ИТ-архитектуры автодилеров к происходящим изменениям на рынке. Приведен обзор российских практик перехода с монолитной архитектуры на микросервисы, рассмотрены кейсы таких лидеров индустрий, как ВТБ, Сбер, М.Видео-Эльдорадо и Леруа-Мерлен. Приведены недостатки текущих монолитных решений, используемых отечественными и европейскими автодилерами, такие как сложная масштабируемость, недостаточная гибкость, низкая надежность и скорость разработки, усложненное развертывание. Обозначены выгоды, которые приобретает автомобильная компания при переходе на микросервисную архитектуру: снижение затрат на инфраструктуру и поддержку ПО; сокращение time-2-market; уменьшение стоимости владения; высокая отказоустойчивость внутренних систем и другие. Перестройка стека архитектуры CX требует значительных затрат, но их окупаемость - это во многом увеличение доходов, повышение лояльности клиентов и способность максимально использовать новые возможности по мере их появления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE AUTOMOBILE MARKET IN MODERN CONDITIONS

Digital technologies are transforming the automotive industry and disrupting traditional business models. There are new business opportunities associated with Industry 4.0, so companies must adapt to the new conditions. The article discusses the current state of the automotive business in Russia and the factors influencing its dynamics. The paper outlines the need for quick and flexible adaptation of business models and IT architecture of car dealers to ongoing changes in the market. An overview of Russian practices of transition from monolithic architecture to microservices is given, cases of such industry leaders as VTB, Sberbank, M-Video-Eldorado and Leroy-Merlin are considered. The shortcomings of the current monolithic solutions used by domestic and European car dealers, such as difficult scalability, lack offlexibility, low reliability and speed of development, complicated deployment, are given. The benefits that a car company acquires when switching to a microservice architecture are indicated: reducing the cost of infrastructure and software support; abbreviation time-2-market; reducing the cost of ownership; high fault tolerance of internal systems and others. Redesigning the digital commerce and CX architecture stack requires a significant investment, but their payback is largely in increased revenue, increased customer loyalty, and the ability to make the most of new opportunities as they emerge.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК: 339.4:656.13

ЦИФРОВИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Гуренко М.А., студентка 2 курса магистратуры

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: mashagurenko@mail.ru

Аннотация. Цифровые технологии трансформируют автомобильную промышленность и разрушают традиционные бизнес-модели. Появляются новые возможности для бизнеса, связанные с Индустрией 4.0, поэтому компании должны адаптироваться к новым условиям. В статье рассматривается текущее состояние автомобильного бизнеса в России и факторы, оказывающие воздействие на его динамику. В работе обозначена необходимость быстрой и гибкой адаптации бизнес-моделей и ИТ-архитектуры автодилеров к происходящим изменениям на рынке. Приведен обзор российских практик перехода с монолитной архитектуры на микросервисы, рассмотрены кейсы таких лидеров индустрий, как ВТБ, Сбер, М.Видео-Эльдорадо и Леруа-Мерлен. Приведены недостатки текущих монолитных решений, используемых отечественными и европейскими автодилерами, такие как сложная масштабируемость, недостаточная гибкость, низкая надежность и скорость разработки, усложненное развертывание. Обозначены выгоды, которые приобретает автомобильная компания при переходе на микросервисную архитектуру: снижение затрат на инфраструктуру и поддержку ПО; сокращение time-2-market; уменьшение стоимости владения; высокая отказоустойчивость внутренних систем и другие. Перестройка стека архитектуры CX требует значительных затрат, но их окупаемость — это во многом увеличение доходов, повышение лояльности клиентов и способность максимально использовать новые возможности по мере их появления.

Ключевые слова: автодилер, цифровая трансформация, ИТ-ландшафт, монолитная архитектура, микросервисы.

DIGITALIZATION OF THE AUTOMOBILE MARKET IN MODERN

CONDITIONS

Gurenko M.A., 2nd year student of the master's program

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: mashagurenko@mail.ru

Annotation. Digital technologies are transforming the automotive industry and disrupting traditional business models. There are new business opportunities associated with Industry 4.0, so companies must adapt to the new conditions. The article discusses the current state of the automotive business in Russia and the factors influencing its dynamics. The paper outlines the need for quick and flexible adaptation of business models and IT architecture of car dealers to ongoing changes in the market. An overview of Russian practices of transition from monolithic architecture to microservices is given, cases of such industry leaders as VTB, Sberbank, M-Video-Eldorado and Leroy-Merlin are considered. The shortcomings of the current monolithic solutions used by domestic and European car dealers, such as difficult scalability, lack offlexibility, low reliability and speed of development, complicated deployment, are given. The benefits that a car company acquires when switching to a microservice architecture are indicated: reducing the cost of infrastructure and software support; abbreviation time-2-market; reducing the cost of ownership; high fault tolerance of internal systems and others. Redesigning the digital commerce and CX architecture stack requires a significant investment, but their payback is largely in increased revenue, increased customer loyalty, and the ability to make the most of new opportunities as they emerge.

Keywords: car dealer, digital transformation, IT landscape, monolithic architecture, microservices. ВВЕДЕНИЕ. российском рынке средневзвешенное изменение

Автобизнес является одной из ключевых сфер цен в марте 2022 года составило около 50% по российской экономики. К сожалению, сегодня эта сравнению с февралем. Текущие гошш™ на

отрасль столкнулась с ряд трудностей, которые рынке вынуждают автомобильный бизнес

говорят о существовании проблем ее пересматривать устоявшиеся подходы к работе, функционирования. В последние несколько лет учиться искать новые решения и пути развития.

количество автосалонов в России неуклонно Автодилеры должны быть гибкими и быстро

сокращается: в 2021 году было расторгнуто 299 адаптироваться к усл°виям неопределенности. дилерских договоров и подписано 309 новых [1]. Поэтому устойчивое развитие дилерских

В 2022 году геополитическая напряженность и организаций предполагает необходимость международные конфликты значительно проработки проблемы взаимодействия с

осложнили ситуацию на российском и клиентами путем цифровой трансформации международном автомобильном рынке. На бизнеса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Появление цифровых технологий и растущая цифровизация общества в последние годы революционизировали общество и его равновесие. Всемирный экономический форум ожидает, что к 2025 году новые технологии, такие как облачные вычисления, аналитика больших данных, Интернет вещей, получат еще более широкое распространение с учетом совершения потребителями покупок не реже одного раза в неделю и увеличения частоты цифровых покупок в целом на 160% [2]. Такие изменения чрезвычайно сильно влияют на бизнес-среду, позволяя появляться новым игрокам и меняя конкурентное равновесие.

Анализ показал, что более зрелые в цифровом отношении компании имеют темпы роста выручки в шесть раз выше, чем их менее оцифрованные конкуренты. Заметно положительное влияние этого не только с точки зрения экономических показателей - сотрудники компаний, владеющих цифровыми технологиями, также сообщили о повышении индекса благополучия на работе на 50% [3]. Действительно, цифровизация может привести к повышению эффективности на 20% и увеличению доходов на 20% в ближайшие годы [4].

В последние годы российская автоотрасль формировалась под влиянием ряда факторов, некоторые из которых будут оказывать влияние и в будущем. Значительное воздействие на автомобильный рынок оказали следующие факторы: неопределенность геополитической ситуации; колебания цен на нефть; ослабление курса рубля; повышение цен на автомобили; повышение ставок по автокредитам; снижение платежеспособного спроса населения; распространение новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 [5, С. 3].

Автосалоны, стремящиеся адаптировать свои маркетинговые стратегии к текущим потрясениям в отрасли, нуждаются в четком понимании современного клиента, покупающего автомобиль. В среднем путь к покупке от первоначального поиска до выхода из дилерского центра с ключами в руках занимает около 90 дней и состоит как минимум из полдюжины цифровых точек соприкосновения [6]. Поиск и расширение наиболее успешных точек соприкосновения должны быть в центре внимания всех цифровых усилий.

В 2020 году российские автодилеры столкнулись с новой проблемой, вызванной пандемией и самоизоляцией, а именно ускоренным переводом всех ключевых бизнес-процессов в онлайн режим. В данном разрезе для

многих продавцов автомобилей цифровизация стала неким вызовом, в то время как лидеры смежных отраслей готовились к digital-трансформации уже давно.

Термин «цифровая трансформация» (сокращенно ЦТ) не имеет единого варианта толкования в бизнес-среде. Если обратиться к общемировой практике, то под цифровой трансформацией понимается существенное изменение бизнеса за счет внедрения цифровых технологий во все аспекты деятельности организации [7]. Цифровая трансформация предполагает революционную трансформацию модели организации и затрагивает всю компанию целиком: стратегию развития, бизнес-модель, процессы, корпоративную культуру, а также ИТ-ландшафт предприятия.

В 2022 году российский бизнес сталкивается с беспрецедентными вызовами. В связи с уходом иностранных вендоров и изменениями в законодательстве о закупках зарубежных ИТ-продуктов компании вынуждены пересматривать свои ИТ-стратегии. Согласно исследованиям одного из отечественных вендоров, во второй половине 2021 года почти четверть компаний enterprise сегмента планировала потратить более 500 млн рублей на цифровую трансформацию [8].

Многие российские компании тратят годы и даже десятилетия на развитие своей ИТ-архитектуры и процессов. Инвестиции в поддержку привычных решений не требуют капитальных затрат при финансовом планировании, но в реальности огромные расходы приходятся на поддержание устаревших систем и технологий. Учитывая стремительные темпы, заданные пандемией, становится очевидно, что цифровая трансформация коммерческих рынков будет продолжаться. По данным исследования, проведенного Forrester Research в 2021 году, каждая компания, участвовавшая в опросе, планировала инвестировать в технологии для улучшения качества обслуживания клиентов и бизнес-операций. Однако, только лишь 15% опрошенных компаний уже освоили цифровые технологии [9].

Основной причиной таких инвестиций является неспособность устаревших технологий коммерции и клиентского опыта быстро адаптироваться к новым ожиданиям клиентов. Текущая трансформация требует тесного сотрудничества между ИТ и маркетинговыми или CX-командами для эффективного внедрения решений на основе микросервисов, обеспечивающих бесшовный и релевантный опыт, который ожидают клиенты в каждой точке соприкосновения с компанией.

С точки зрения клиентоориентированности, микросервисная архитектура может не только свести к минимуму сбои в работе с клиентами, но и быстро предоставлять функциональные возможности, контент, продукты и услуги. Возможность быстро обновлять платформенные соединения обеспечивает непрерывный и дифференцированный многоканальный опыт, вне зависимости от того, с чего начинается взаимодействие с покупателем [10]. Например, новые социальные платформы можно быстро интегрировать в процесс покупки, не расстраивая покупателей длительным ожиданием и не прерывая их клиентский путь. Это приводит к повышению коэффициента конверсии, увеличению продаж, лучшему пониманию клиента и отношений с ним.

На зарубежном рынке микросервисы используют такие крупные компании, как Facebook, Amazon, Spotify, Uber, Google. Например, в 2013 году Netflix начал переход с монолитной архитектуры на микросервисную. Сейчас компания использует свыше 700 микросервисов для каждой конкретной задачи. Переход на микросервисные приложения на отечественных предприятиях только начался, но потенциал высок: согласно прошлогоднему исследованию CNews Analytics и Infosystem Jet, только 45% компаний с собственными командами разработки используют их для своих продуктов, в то время как почти четверть (23%) используют их в тестовой среде. Кроме того, 9% опрошенных планируют использовать микросервисы, а 18% не планируют этого делать [11].

Микросервисный подход уже пробуют лидеры индустрий:

1. ВТБ - в 2020 году компания выпустила первый в России розничный кредитный конвейер, который разработан на микросервисах на базе централизованной Al-платформы. Этот ИТ-инструмент уже помогает быстро формировать предварительно одобренные кредитные предложения для розничных клиентов. Также мобильное приложение «ВТБ Онлайн» было переведено на микросервисную архитектуру, что позволило системе выдерживать до 400 тыс. одновременных сессий.

2. Сбер - в 2020 году Сбер разработал собственную цифровую облачную платформу Platform V. Повторное использование компонентов и сервисов платформы, унификация технологического стека и поддержка мультитенантного

режима работы снижают затраты на разработку и эксплуатацию и многократно ускоряют релизные циклы.

3. М.Видео-Эльдорадо - в 2017-18 годах в организации начался глобальный рефакторинг микромонолита. Компания использует онлайн-платформу, которая обеспечивает взаимодействие с клиентами, машинное обучение, алгоритмы «умного поиска», чат-боты, системы рекомендаций, автоматизацию ключевых бизнес-процессов и электронный документооборот.

4. Леруа-Мерлен - в 2017 году компания инициировала переход от монолитной к микросервисной архитектуре. Для удовлетворения всех потребностей бизнеса в компании была разработана собственная Low-code-платформа, которая практически не требует написания программного кода для создания или изменения микросервисов. Приложение заменило около 40 различных систем. При этом команде удалось почти в три раза сократить time to market и снизить ФОТ за счет оптимального распределения задач в команде.

Согласно проведенному анализу, ни один из отечественных и европейских автодилеров не используют в своих ИТ-ландшафтах микросервисную архитектуру - их архитектура строится на тяжеловесных монолитных решениях, которые имеют ряд недостатков [12]:

1. Медленная скорость разработки и доработки системы;

2. Невозможность масштабирования отдельных компонентов;

3. Низкая надежность. Вывод из строя одного модуля может повлиять на работоспособность всей системы;

4. Сложности при изменении технологического стека. Любые изменения в инфраструктуре или языке разработки влияют на приложение целиком, что зачастую приводит к увеличению стоимости и временных затрат;

5. Недостаточная гибкость;

6. Усложненное развертывание. При небольшой доработке системы зачастую требуется повторное развертывание всего монолитного приложения.

Переход на новую архитектуру позволит проводить обновление микросервисов без технологических окон и перерывов в

обслуживании. В результате обновления ИТ-архитектуры автодилер сможет:

1. снизить затраты на инфраструктуру и поддержку ПО;

2. сократить йте-2-тагке^

3. уменьшить стоимость владения;

4. увеличить скорость и качество обслуживания клиентов;

5. уменьшить порог адаптации для новых сотрудников фронт-линии;

6. обеспечить горизонтальную масштабируемость;

7. высокую отказоустойчивость внутренних систем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медленно развивающиеся устаревшие системы не успевают за быстро меняющимся ИТ-ландшафтом и трансформационными сдвигами в ожиданиях клиентов. Микросервисная архитектура — это один из подходов к улучшению пути клиента. Они предлагают предприятиям способ создания приложений с взаимозаменяемыми, масштабируемыми и обновляемыми частями. Поскольку

микросервисы основаны на независимых модулях, они более экономичны и их проще создавать, обновлять, масштабировать и поддерживать, чем их монолитные аналоги. Таким образом, приложения на микросервисной архитектуре обладают тремя ключевыми преимуществами: гибкостью разработки, гибкостью развертывания и точной масштабируемостью. При совместной работе руководителей отделов ИТ, маркетинга и клиентского опыта компании могут использовать архитектуру на основе микросервисов, чтобы оставаться конкурентоспособными и выделяться в условиях, когда требуется сделать все возможное для обеспечения идеального опыта для своих клиентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Сайт Красная весна [Электронный ресурс: https://rossaprimavera.ru/news/4f973c89 (дата

обращения: 22.01.2023)].

[2] World Economic Forum (2020), Digital Transformation: Powering the Great Reset, Geneva.

[3] Bloching, Björn & Leutiger, Philipp & Oltmanns, Torsten & Rossbach, Carsten & Schlick, Thomas & Remane, Gerrit & Quick, Paul & Shafranyuk, Oksana. (2015). The digital transformation of industry - How important is it? Who are the winners? What must be done?

[4] Parida, Vinit & Sjödin, David & Reim, Wiebke. (2019). Reviewing Literature on Digitalization, Business Model Innovation, and Sustainable Industry: Past Achievements and Future Promises. Sustainability. 11. 391. 10.3390/su11020391.

[5] Бутусов Д.В. Аналитическое обоснование бизнес-модели компании - оператора автомобильного рынка: автореф. дис... канд. эконом. наук 08.00.12 / Бутусов Д.В. - Москва, 2021. - 25 с.

[6] Сайт Adtaxi [Электронный ресурс: https://www.adtaxi.com/blog/understanding-digital-strategies-for-auto-dealers-in-2022/ (дата обращения: 15.03.2023)].

[7] Аншина, М. Л. Цифровая трансформация бизнеса: Учебное пособие / М. Л. Аншина, Б. Б. Славин, Т. Уайт. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. -272 с. - ISBN 978-5-406-08427-4. - EDN PSTTVN.

[8] Сайт vc.ru [Электронный ресурс: https://vc.ru/services/457362-divnyy-novyy-cifrovoy-mir (дата обращения: 27.02.2023)].

[9] Сайт Platform V [Электронный ресурс: https://platformv.sber.ru/blog/importozameshhenie-kak-drajver-czifrovoj -transformaczii (дата обращения: 05.03.2023)].

[10] Ghofrani, Javad & Lübke, Daniel. (2018). Challenges of Microservices Architecture: A Survey on the State of the Practice.

[11] Сайт Cnews: https://www.cnews.ru/articles/2020-11 -26_issledovanie_cnews_analytics_pokazalochto (дата обращения: 06.03.2023)].

[12] Сайт Atlassian https://www.atlassian.com/ru/microservices/microser vices-architecture/microservices-vs-monolith# (дата обращения: 10.03.2023)].

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.