Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ: БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ'

ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ: БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БАНКОВСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Марина Евгеньевна, Тростьянский Сергей Сергеевич

Предметом исследования является изучение как российского, так и зарубежного уровня цифровой зрелости в банковской системе. Проведен анализ уровня цифровой зрелости банковского сектора таких стран как Россия, Испания, Турция и Сингапур. Рассмотрен опыт цифровой трансформации крупнейших мировых банков и определены ключевые факторы для ее дальнейшей реализации как в рамках рассмотренных стран, так и общемирового банковского сообщества в целом. Проведена оценка уровня проникновения современных технологий в рассмотренных странах, а также отражены основные направления деятельности банков в 2021 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MATURITY OF THE BANKING SECTOR IN VARIOUS COUNTRIES: BASIC CONDITIONS FOR FURTHER DEVELOPMENT

The subject of the article is the study of both the Russian and the foreign level of digital maturity in the banking system. The analysis of the level of digital maturity of the banking sector in such countries as Russia, Spain, Turkey, and Singapore is carried out. The experience of the world's largest banks is reviewed and the key conditions for continuing digital transformation are identified both within the countries considered and in the global banking community. The assessment of the level ofpenetration of modern technologies in the countries under review is carried out, and the main activities of banks in 2021 are also reflected.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ: БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ»

Лебедева М.Е., Тростьянский С.С.

ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ: БАЗОВЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Предметом исследования является изучение как российского, так и зарубежного уровня цифровой зрелости в банковской системе. Проведен анализ уровня цифровой зрелости банковского сектора таких стран как Россия, Испания, Турция и Сингапур. Рассмотрен опыт цифровой трансформации крупнейших мировых банков и определены ключевые факторы для ее дальнейшей реализации как в рамках рассмотренных стран, так и общемирового банковского сообщества в целом. Проведена оценка уровня проникновения современных технологий в рассмотренных странах, а также отражены основные направления деятельности банков в 2021 году.

Ключевые слова. Цифровая трансформация, цифровизация, банковские организации, стратегии, цифровые технологии.

Lebedeva M.E., Trostianskiy S.S.

DIGITAL MATURITY OF THE BANKING SECTOR IN VARIOUS COUNTRIES: BASIC CONDITIONS FOR FURTHER DEVELOPMENT

Abstract. The subject of the article is the study of both the Russian and the foreign level of digital maturity in the banking system. The analysis of the level of digital maturity of the banking sector in such countries as Russia, Spain, Turkey, and Singapore is carried out. The experience of the world's largest banks is reviewed and the key conditions for continuing digital transformation are identified both within the countries considered and in the global banking community. The assessment of the level ofpenetration of modern technologies in the countries under review is carried out, and the main activities of banks in 2021 are also reflected.

Keywords. Digital transformation, digitalization, banking organizations, strategies, digital technologies.

Введение

Цифровая трансформация с каждым днем охватывает все большее количество сфер деятельности повседневной жизни людей, а цифровые корпорации задают все более высокие стандарты обслуживания клиентов и качества оказываемых услуг. Цифровая трансформация, в ее наиболее широком понимании, подразумевает внедрение передовых цифровых технологий и решений: от интеллектуальных сервисов обработки больших массивов неструктурированных данных до предиктивной аналитики и решений на базе УЯ/ЛЯ технологий. Однако в действительности процессы цифровой трансформации любого предприятия охватывают всю экосистему, включая бизнес-модель, сотрудников и корпоративную культуру, клиентов, поставщиков и партнеров.

ГРНТИ 06.73.55

© Лебедева М.Е., Тростьянский С.С., 2021

Марина Евгеньевна Лебедева - доктор экономических наук, профессор, заведующая аспирантурой Международного банковского института имени Анатолия Собчака (Санкт-Петербург).

Сергей Сергеевич Тростьянский - заместитель директора Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М.В. Ломоносова.

Контактные данные для связи с авторами (Лебедева М.Е.): 191011, г. Санкт-Петербург, Невский пр., д. 60 (Russia, St. Petersburg, Nevsky av., 60). Тел.: +7 921 996 7157. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 25.06.2021.

Банковский сектор не является исключением: в последние годы как в России, так и во всем мире он претерпел ряд значительных изменений, в первую очередь, связанных с внедрением цифровых технологий, развитием небанковских сервисов и экосистем. Цифровой банкинг - это результат оцифровки всех уровней банковского дела от внутренних операционных задач до процесса взаимодействия с клиентом, предполагающий наличие высокой корреляции эффективной деятельности банков и степени проникновения в их бизнес-процессы таких технологий, как искусственный интеллект и др.

Спектр потенциальных направлений его применения, характеризующихся потенциально значительным ростом производительности и эффективности деятельности, чрезвычайно широк: от автоматизации, например, административных задач и обработки данных (снижение нагрузки на сотрудников в рамках выполнения рутинных операций) до интеллектуального подбора персонализированных предложений банковским клиентам с учетом широкого набора переменных (повышение лояльности клиентов и увеличение клиентской базы). Уже сегодня банки с помощью цифровых технологий могут настраивать сервисы под индивидуальные потребности каждого конкретного клиента, быть провайдерами широкого спектра услуг, в том числе нефинансовых, в режиме «одного окна».

По данным консалтинговой фирмы McKinsey [McKinsey, 2019], банковский сектор характеризуется одним из наибольших уровней цифровой зрелости и по данному показателю уступает лишь сферам медиа-коммуникаций, туризма, гостиничного бизнеса и телекоммуникаций. Современные способы взаимодействия с клиентами (например, чат-боты, мобильные приложения и Phydital-офисы), а также текущие изменения потребительских предпочтений и повышение требований к качеству оказываемых услуг - все указанные факторы стимулируют развитие цифрового банкинга.

В качестве ключевых драйверов цифровой трансформации банковского сектора эксперты выделяют: борьбу за лояльность клиентов; развитие передовых цифровых решений; потребность в оптимизации структуры затрат (включая сокращение затрат на обслуживание фронт-офисов); последствия глобальной пандемии коронавируса COVID-19. Главными барьерами цифровой трансформации, в свою очередь, являются значительные инвестиции, необходимые для разработки и внедрения передовых цифровых решений и технологий, а также моральная неготовность людей старшей возрастной группы к отказу от живого общения с банковскими работниками.

Материалы, методы и объекты исследования

В рамках работы был проведен анализ литературы, посвященной тематике цифровой трансформации банковской сферы, изучены и проанализированы стратегии, дорожные карты и программы цифровой трансформации ряда самых крупных коммерческих игроков. Целью настоящего исследования является изучение уровня цифровой зрелости банковского сектора в различных странах, а также выявление основных условий для его дальнейшей цифровой трансформации.

Согласно отчету консалтинговой компании Deloitte «Digital Banking Maturity 2020» [Deloitte, 2020], ведущими странами с цифровым банкингом являются Турция, Испания, Сингапур, Япония, Норвегия, Россия, Польша, Бельгия, Катар, Мексика (рисунок 1). В работе рассмотрены опыт и результаты цифровой трансформации банковского сектора топ-3 стран (Турция, Испания, Сингапур), а также России.

Источник: Цифровая зрелость банковского сектора. Официальный сайт Бе1оШе, см.: https://www2.deloitte.com/ content/dam/De1oitte/ie/Documents/Financia1Services/BPFI_Webinar_Feb2021íina1_s1ides.pdf (дата обращения 09.04.2021).

70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 1. Индекс цифровой зрелости банковского сектора, %

Результаты исследования

Турция. Страна занимает первую строчку рейтинга Deloitte. Цифровая трансформация банковского сектора началась в Турции в 2015-2016 гг. с приходом мобильного банкинга. Сегодня турецкие банки являются мировыми лидерами с точки зрения качества обслуживания и разнообразия финансовых услуг. Частично данный факт связан с благоприятной демографической ситуацией в стране: в Турции проживает почти 80 миллионов человек - ее население является достаточно молодым (только 6% населения старше 64 лет) и одним из крупнейших в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. Еще одним положительным фактором для банковского развития является низкий уровень долга домашних хозяйств, составляющий всего 14,8%, что обеспечивает хорошие условия для управления рисками в розничном банковском сегменте. Важным фактором роста турецкого банковского сектора также являются высокая ликвидность и прочная структура капитала банков: клиентские депозиты составляют половину всех активов и служат основным источником финансирования сектора.

Турецкие банки одними из первых в мире реализовали инициативу по выпуску кредитных карт, позволяющих клиентам приобретать товары в рассрочку. В стране подобные продукты являются главнейшим драйвером рынка кредитных карт: 98% их держателей используют покупки в рассрочку, а в интернет-продажах доля оплаты в рассрочку занимает 80%. Важным критерием цифровой зрелости банковского сектора является наличие с 2012 года системы перевода денежных средств по идентификатору между банками RPS/BKM.

В последние годы отдельные турецкие банки добились высоких результатов в сфере цифровой трансформации. Один из лидеров турецкого рынка банк AKBANK в 2018 году реализовал ряд технологических решений, среди которых следует выделить: вход в мобильное приложение с помощью технологии распознавания лиц; денежные переводы и оплата счетов за сотовые телефоны с помощью чат-бота; роботизированная автоматизация процессов; международные денежные переводы посредством сотрудничества с инфраструктурой Ripple и Blockchain. В 2019 году AKBANK стал лучшим цифровым банком в мире [Euromoney Awards for Excellence, 2019]. Данный банк активно инвестирует в цифровые технологии, а также в 2019 году запустил офисы формата «Phydital».

До середины 2020 года банковский сектор Турции предоставлял широкий спектр финансовых услуг, но в сегменте интеграции с другими бизнес-моделями и финтех-компаниями сильно проигрывал мировым лидерам. Данный фактор обуславливался несовершенством банковской системы и неготовностью властей изменять ее. В стране нельзя было открыть счет онлайн, банки не могли использовать большинство технологий с искусственным интеллектом, потому что данные, собранные с помощью ИИ, хранятся на иностранных серверах, а они, согласно турецкому законодательству, должны были оставаться в стране. Данные проблемы решились 20 июня 2020 года с принятием поправки к Закону о банках, согласно которой удаленная идентификация в Турции стала полностью цифровой, а данные о клиентах в зашифрованном виде разрешили хранить за границей.

Поправка позволяет поддерживать отношения между банками и их клиентами на расстоянии с помощью средств удаленной связи и регулировать договоры, заключаемые с помощью методов, позволяющих проверять личность клиента. В настоящий момент банки начинают интегрировать нововведения в свои бизнес-модели, что должно положительно сказаться на лояльности клиентов, уменьшении операционных расходов и развитии межбанковских проектов. Важным этапом для развития цифровой трансформации может стать принятие закона о криптовалютах. На сегодняшний день они не регулируются государством, но активно используются населением на фоне слабой местной валюты. Внедрение цифровых активов поможет турецким банкам интегрироваться с мировыми лидерами, а государству вывести большой бизнес «из тени» и собрать большие налоги.

Анализ уровня цифровой зрелости банковской системы страны показал, что она по праву считается мировым лидером в этой сфере. В стране вводятся новаторские решения, применяемые затем во всем мире, а банки страны являются одними из самых цифровых и клиентоориентованных в отрасли.

Испания. Согласно отчету Deloitte, один из самых больших уровней цифровой зрелости банковского сектора достигнут в Испании. Банки страны совершили огромный прорыв в период пандемии. Ограничения на передвижение людей во время пандемии коронавируса увеличили спрос клиентов на цифровой банкинг. Banco Santander SA, крупнейший банк страны по размеру активов, заявил, что в первом полугодии 2020 года он привлек 3,1 млн новых цифровых клиентов, а Banco Bilbao Vizcaya

Argentaría SA за этот же период привлек около 2,5 млн новых пользователей. Благодаря быстрому процессу цифровой трансформации платежные разработки банков достигают огромных скоростей: 97% клиентов испанских банков имеют доступ к новой европейской системе мгновенных кредитных переводов SEPA (SCT Inst) - 12% всех кредитных переводов в стране были осуществлены с ее помощью.

В 2016 году испанские банки запустили собственную систему быстрых переводов Bizum, с помощью которой можно мгновенно отправлять деньги другим людям или оплачивать покупки в магазине с помощью мобильного телефона. Поскольку цифровых клиентов в крупнейших испанских банках на конец 2020 года было уже более 60%, банки перестраивают общую парадигму взаимоотношений с пользователями. Santander в апреле 2019 года заявил о планах инвестировать более 20 млрд евро в цифровой банкинг и современные технологические решения. Но по мере того, как все больше клиентов переходят на цифровые технологии, потребность в отделениях банков снижается. После финансового кризиса 2008 года испанские банки сократили количество своих филиалов почти вдвое (см. рисунок 2).

50000 45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Источник: составлено авторами на основе данных European Central Bank.

Рис. 2. Количество отделений банков в Испании, ед.

Аналитики JP Morgan отмечают, что в рамках цифровой трансформации к 2030 году в Испании будет закрыто еще 70% отделений. Несмотря на то, что экономика все еще основана на наличных, в стране растет количество клиентов, использующих карты для ежедневных платежей в среднем на 17% в год. Аналитики института фондового рынка Испании отмечают, что помимо развития искусственного интеллекта и цифровизации операционных процессов ключевой задачей для успешного продолжения цифровой трансформации является слияние банков [World Finance, 2020].

На фоне роста задолженности клиентов в период пандемии и нулевых процентных ставок банки несут значительные операционные и маркетинговые расходы. Благодаря слияниям эти расходы оптимизируются, а сэкономленные деньги можно инвестировать в цифровое развитие. Особенностями европейской экономики являются открытость и юридическая безопасность: поэтому она привлекает стартапы со всего мира, что создает большую конкуренцию между местными банками и современными финтех-компаниями, такими как N26 и Revolut. Испания по праву считается одним из лидеров цифровой трансформации банковского сектора: она задает тренды развития всей банковской системы, что подтверждается объемом инвестиций в сектор, числом онлайн-пользователей и спектром предоставленных онлайн-услуг.

Сингапур. Страна занимает третье место по уровню цифровой зрелости банковского сектора и имеет ряд важных особенностей. Сингапур представляет собой город-государство, является одним из мировых финансовых центров, где сосредоточено множество офисов крупнейших корпораций. Данный фактор является важным с точки зрения формирования банковского сектора, который во многом сосредоточен на предоставлении корпоративных услуг. Крупнейшие по капитализации банки Сингапура - DBS (в 2020 был признан лучшим банком мира [Global Finance, 2020], UOB, OCBC Bank - ак-

46000

44500

42800

40000

37500

33500

31800 31000

28500

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

тивно внедряют API-интерфейсы и корпоративные облачные решения для крупных и малых предприятий во всем Тихоокеанском регионе.

API-интерфейсы являются наиболее популярным способом подключения к банкам: почти половина предприятий региона (48%) используют их в своих текущих операциях, в то время как облачными решениями пользуется лишь около трети компаний (31%). Однако в ближайшие три года ожидается переход к облачным технологиям, поскольку они оказались полезным инструментом для беспрепятственного переноса данных предприятиями. C 2014 года в стране действует система FAST, которая позволяет клиентам участвующих банков почти моментально переводить деньги из одного банка в другой. На рисунке 3 представлен индекс цифровизации сингапурских банков в сравнении с мировым лидером и среднемировыми значениями.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

73

58

56

45

68

66

66

58

57

51

50

40

42

46

35

24

15

Поиск информации

Открытие счета Первые шаги клиента

Ежедневное Использование Закрытие счета взаимодействие сервисов банка с клиентом

Мировой лидер ■ Среднее значение показателя ■ Сингапур

Источник: Уровень цифровой зрелости банков 2020. Официальный сайт консалтинговой компании БеЫИе, см.: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/research-center/articles/digital-banking-maturity-2020.html (дата обращения 01.04.2021).

Рис. 3. Индекс цифровизации банков по этапам клиентского пути, %

По пяти из шести показателей уровень цифровой зрелости банков Сингапура опережает среднемировые значения, а во многих из них приближается к уровню мирового лидера. В значительной степени отстают банки страны лишь по уровню цифровизации при закрытии счета, однако среднемировые значения по данному показателю тоже невелики. Сильным драйвером к продолжению цифровой трансформации банковской системы Сингапура является выдача властями страны лицензий на открытие четырех полностью цифровых банков в стране [Tass, 2020]: они будут предоставлять те же услуги, что и обычные, в том числе открывать счета, выпускать банковские карты и выдавать кредиты, однако у них не будет клиентских офисов. Лицензии получили технологические и телекоммуникационные компании, и свою деятельность они смогут начать в 2022 году.

Анализ состояния банковского сектора Сингапура демонстрирует, что несмотря на ряд особенностей, его цифровая зрелость находится на очень высоком уровне и признается ведущими мировыми корпорациями.

Россия. Российская Федерация практически не отстает от мировых лидеров по уровню цифровой зрелости банковского сектора, что обуславливается относительной «молодостью» банковской системы. Активный этап развития сектора пришелся уже на цифровую эпоху, что позволило еще на ранней стадии интегрировать современные технологии в основные бизнес-процессы. Как отмечают эксперты Deloitte, сегодня в России цифровые-технологии активно развиваются на всех уровнях. Данная тенденция обусловлена рядом факторов, в том числе включением цифровизации в повестку государственного развития и реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В рамках исполнения программы предусмотрена реализация ряда «сквозных» цифровых тех-

9

нологий, к которым относятся: нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи и др.

В дорожной карте развития «Нейротехнологии и искусственного интеллекта» отмечается, что в банковском секторе данные технологии могут быть применены для: оценки кредитоспособности заемщиков и формирования предложения о новых банковских продуктах на основе данных о транзакциях, данных о клиенте в соцсетях; чат-ботов, в том числе в голосовых системах обработки клиентских запросов; повышения безопасности операций и предотвращения мошенничества; повышения эффективности планирования личных финансов и управления инвестициями; персонализации предложений.

Одним из ключевых направлений программы является Федеральный проект «Искусственный интеллект», принятый в 2020 году. Задачами проекта являются: поддержка научных исследований; создание комплексной системы правового регулирования, разработка и развитие программного обеспечения; повышение доступности и качества данных; увеличение доступности аппаратного обеспечения; рост обеспеченности квалифицированными кадрами; повышение уровня информированности населения. На эту программу в период 2021-2024 гг. будет выделено 86,5 млрд руб., 2/3 которых обеспечит ПАО «Сбербанк», активно участвовавший в разработке проекта.

Рассмотренные инициативы свидетельствуют о том, что в стране необходимость осуществления научно-технологического прорыва во всех отраслях экономики активно поддерживается на государственном уровне. Предусматриваются конкретные дорожные карты развития и имплементации цифровых решений в бизнес-процессы в различных отраслях, а также выделяется финансирование на реализацию этой деятельности.

В июле 2018 года Центр по развития инноваций McKinsey в докладе «Инновации в России - неисчерпаемый источник роста» [McKinsey, 2018] отразил свое видение банковского сектора страны в перспективе до 2030 года. В исследовании особо отмечается роль банковского сектора как локомотива внедрения новых инновационных решений, которые служат катализаторами цифровой трансформации в других отраслях экономики. Видение будущего банковского сектора в России согласно данному докладу представлено на рисунке 4.

Клиенты

о Получение нефинансовых услуг о Мгновенноепроведение

транзакций о Персонализированные предложения

Бизнес

о Сокращение раоюдое на 10-15% о Скоринговые моде/и повышенной точности о Повышение доли нефинансовых услуг в общей выручке

Отрасль^ целом]

о Активное применение цифровых

решений о Банковские экосистемы

(крупные банки) о Нише вые игроки (малые банки)

Источник: Инновации в России - неисчерпаемый источник роста. Официальный сайт консалтинговой компании McKinsey, см.: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Midd1e%20East/Russia/ Oш%20InsightsЛnnovations%20in%20RussiaЛnnovations-in-Russia_web_1q-1.ashx (дата обращения: 01.04.2021).

Рис. 4. Видение банковского сектора России

За последние годы с банковским сектором России в части его цифровой трансформации произошел ряд изменений, прогнозируемых аналитиками McKinsey. Так, в сентябре прошлого года крупнейший банк страны «Сбербанк» заявил, что теперь компания является ГГ-экосистемой, предлагающей широкий спектр нефинансовых услуг, такие как сервисы по доставке еды, такси, каршеринг, онлайн-карты, он-лайн-кинотеатр. Всего в экосистему входит более 40 компаний. Созданная Сбербанком технологическая платформа дает уникальную возможность для цифрового прорыва и возможность выйти во все сектора экономики - в компании, бюджетные учреждения, города, министерства и ведомства.

Сбербанк продолжает строить экосистему человека - как 8ирегАрр, пульт управления жизнью - и экосистему юридического лица. Важным катализатором для цифровой трансформации в России является тот факт, что российский банк «Тинькофф» в 2016 году стал крупнейшим онлайн-банком в мире [Тинькофф Банк, 2016]. «Тинькофф» также развивает свою экосистему, в которую входят сервис для бронирования отелей и билетов, мобильный оператор и ряд образовательных программ. В конце 2020 года планировалось слияние «Тинькофф» и крупнейшей 1Т корпорации России «Яндекс», но стороны не смогли договориться. Другие российские банки пока не имеют экосистем, но активно развивают сторонние небанковские сервисы.

Например, «ВТБ» запустил сервис «Метр квадратный», с помощью которого можно найти, проверить, оценить и сделать ремонт недвижимости. На рисунке 5 представлен индекс цифровизации банков в сравнении с мировым лидером и среднемировыми значениями. На рисунке отражен уровень цифровой зрелости российских банков, опережающий среднемировые значения практически по всем показателям, уступая лишь во взаимодействии с клиентами во время его первых шагов.

58

45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

51

73

47

40

68

50

47

66

42

49

46

32

24

66

15 16

Поиск информации

Открытие счета Первые шаги клиента

Ежедневное Использование Закрытие счета взаимодействие сервисов банка с клиентом

Мировой лидер ■ Среднее значение показателя ■ Россия

Источник: Уровень цифровой зрелости банков 2020. Официальный сайт консалтинговой компании Бе1оШ:е, см.: https://www2.de1oitte.com/ru/ru/pages/research-center/artic1es/digita1-banking-maturity-2020.htm1 (дата обращения 01.04.2021).

Рис. 5. Индекс цифровизации банков по этапам клиентского пути, %

Немаловажным фактором повышения уровня цифровизации банковского сектора стало введение Центральным Банком Системы быстрых платежей, благодаря которой пользователи разных банков могут мгновенно переводить друг другу деньги по номеру телефона без комиссии. К 2022 году ожидается введение платежей в пользу Федерального Казначейства с помощью этой системы.

Катализатором повышения уровня цифровой зрелости банковского сектора в стране может стать введение цифрового рубля, детальную концепцию которого представил Центральный Банк в начале апреля 2021 года. Цифровой рубль будет сочетать в себе свойства наличных и безналичных денег - с его помощью можно будет расплачиваться как онлайн, так и офлайн. Выпускать валюту будет ЦБ, он же станет оператором платформы для хранения цифрового рубля, открытия электронных кошельков и проведения операций с ним. Пользователи - физические и юридические лица - смогут открывать кошельки с цифровыми рублями через банки, в которых обслуживаются. К декабрю 2021 года Банк России планирует создать прототип платформы цифрового рубля, а заработает она не раньше 2023 года.

Анализ цифровой зрелости банковского сектора России показал, что страна заслужено считается одним из лидеров на данном рынке, и местные банки активно внедряют всевозможные цифровые системы и решения для привлечения новых пользователей и увеличения собственной прибыли. В таблице представлены данные, отражающие уровень цифровой зрелости банковского сектора в различных странах.

Таблица

Показатели уровня цифровой зрелости банковского сектора

Страна Количество крупных игроков на рынке цифрового банкинга Наличие системы перевода по идентификатору Принятие цифровых валют Наличие экосистем вокруг банков

Турция 2 RPS / BKM Нет Нет

Испания 3 SCT Inst Нет Да

Сингапур 3 FAST Да Да

Россия 4 СБП Нет Да

Представленные в таблице страны обладают высоким уровнем цифровой зрелости банковского сектора. В каждой стране есть небольшая группа крупных банковских игроков, задающая тренд развития отрасли. Отличительной особенностью стран с высоким уровнем цифровой зрелости в банковском секторе является наличие системы межбанковских переводов по идентификатору.

Выводы

Цифровизация является явным трендом развития банковской системы, и в скором времени цифровой трансформации подвергнутся многие сферы деятельности, а цифровые продукты будут интегрированы в жизнь людей. Банковский сектор традиционно считается передовым с точки зрения технологий, поэтому уже сейчас ряд банков демонстрируют очень высокий уровень цифровой зрелости. Согласно анализу ЕУ, в 2021 году перед банками во всем мире стоят приоритеты, указанные на рис. 6, 7.

10

15

20

25

Развитие 1Т систем и цифровизация процессов Повышение эффективности бизнес-процссов Оптимизация офисных помещений Оптимизация филиальной сети и отделений Оптимизация внутрибанковских расходов Внедрение систем учета рабочего времени Оптимизация численности сотрудников

Другое

30 29

35

25

11 11

Источник: Как опыт 2020 года повлияет на будущее банковского сектора России. Официальный сайт ЕУ, см.: https://www.ey.com/ru_ru/banking-capital-markets/ey-russian-bank-sector-survey-march-2020 (дата обращения 09.04.2021).

Рис. 6. Планируемые меры по повышению операционной эффективности, %

10

15

20

25

30

35

Расширение цифровых каналов взаимодействия Увеличение кросс-продаж Разработка новых продуктов Привлечение новых партнеров Изменение формата отделений Изменение тарифов Другое

32

20 20

16

Источник: Как опыт 2020 года повлияет на будущее банковского сектора России. Официальный сайт ЕУ, см.: https://www.ey.com/ru_ru/banking-capital-markets/ey-russian-bank-sector-survey-march-2020 (дата обращения 09.04.2021).

Рис. 7. Планируемые меры по развитию бизнеса, %

0

5

0

5

На рисунках отражены результаты опроса EY «Как опыт 2020 года повлияет на будущее банковского сектора России», в котором приняли участие представители как российских, так и зарубежных банков. В качестве мер по повышению операционной эффективности большинство банков-респондентов планируют развивать ИТ-системы и повышать эффективность бизнес-процессов, в том числе за счет автоматизации. Многие крупные игроки имеют относительно старые и негибкие ключевые ИТ-системы, в том числе АБС, которые требуют доработки или обновления. Вместе с сокращением числа филиалов и отделений, банки планируют продолжить развитие цифровых каналов взаимодействия с клиентами. Аналитики сходятся во мнениях, что в рамках цифровой трансформации банки будут уделять основное внимание вопросам кибербезопасности, мобильному банкингу, цифровым платежам, идентификации пользователей, видеобанкингу, а также все больше будут совершенствовать своих робо-советников.

Выделим ряд условий для успешного продолжения банковской цифровизации: предложения по покупке, продаже обслуживанию цифровых валют; помощь со стороны властей на законодательном уровне; создание экосистем; M&A сделки среди средних банков или крупных компаний с финтехом; цифровизация всех текущих сегментов банка; обмен данными о клиентах среди банков, создание «реки данных»; введение интеллектуальных систем помощи клиентам (чат-боты); внедрение Phygital-офисов; повышение своей кибербезопасности и защита данных пользователей.

Запросы людей растут, и когда они видят, какие услуги могут получать онлайн от IT-гигантов, таких как Amazon и Google, справедливо хотят получать их и в банковском секторе. Для банков же это возможность первыми адаптироваться, поменять бизнес-процессы, и таким образом привлечь новую аудиторию, а также выйти на новые для себя рынки. Стремительное развитие банковского сектора с использованием масштабных экосистем, построенных на использовании современных цифровых технологий - это то, что ожидает нас в ближайшем будущем. Банкам и правительствам стран следует перенять опыт Турции, Испании, Сингапура и России, и совместными усилиями оцифровать банковский сектор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кощеев В.А., Цветков Ю.А. Цифровая трансформация банковского сектора // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 4 (38).

2. Вербицкая А.А. Цифровая трансформация банковской отрасли и активное развитие экосистемы банка // Цели и пути устойчивого экономического развития. Уфа: Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021.

3. Волков И.В. Влияние пандемии коронавируса на цифровизацию банковской сферы // StudNet. 2021. № 3.

4. Гаврилин А.В., Гераскина Н.Д. Направления развития банковского бизнеса в условиях цифровизации экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-bankovskogo-biznesa-v-usloviyah-tsifrovizatsii-ekonomiki (дата обращения 13.04.2021).

5. Валеро C., Климент Ф., Эстебан Р. Будущие Банковские Сценарии. Эволюция цифровизации в испанском банковском деле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/profile/Francisco-Climent-2/publication/345982001_Future_Banking_Scenarios_Evolution_of_Digitalisation_in_Spanish_Banking/ links/5fb3e3cf92851cf24cd8e80c/Future-Banking-Scenarios-Evolution-of-Digitalisation-in-Spanish-Banking.pdf (дата обращения 13.04.2021).

6. Заборовская А., Груздева К., Борземская М., Князева Е., Клименко М. Банковский сектор России под влиянием финтех-инноваций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ icrrfc-20/125952824 (дата обращения 13.04.2021).

7. Уровень цифровой зрелости банков 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/ ru/ru/pages/research-center/articles/digital-banking-maturity-2020.html (дата обращения 01.04.2021).

8. Covid подталкивает клиентов американских банков в цифровую эру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ft.com/content/3eb18287-35b7-4d3f-9f91-38bc11796e8a (дата обращения 01.04.2021).

9. Как опыт 2020 года повлияет на будущее банковского сектора России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ey.com/ru_ru/banking-capital-markets/ey-russian-bank-sector-survey-march-2020 (дата обращения 09.04.2021).

10. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения 09.04.2021).

11. Турецкие банки продвигают экономические реформы через цифровизацию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.worldfinance.com/banking/turkish-banks-are-pushing-economic-reform-through-digitalisation (дата обращения 09.04.2021).

12. Гонка цифрового банкинга в Сингапуре продолжается. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://thediplomat.com/2020/12/singapores-digital-banking-race-is-on (дата обращения 09.04.2021).

13. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insig hts/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (дата обращения 01.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.