новые управленческие технологии / new management technologies
оригинальная статья
УДК 321(045)
© Касаткин Д. В., Шакирова Д. Ф., 2023
Цифровая трансформация взаимодействия граждан и институтов государственной власти: теоретические аспекты тренда и перспективы его развития
Даниил Витальевич Касаткин, студент магистратуры факультета
политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Daniil V. Kasatkin, Master's student, Faculty of Political Science, Lomonosov
Moscow State University, Moscow, Russia
contralalacontra@gmail.com
Диана Фаридовна Шакирова, студентка магистратуры факультета
политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия
Diana F. Shakirova, Master's student, Faculty of Political Science, Lomonosov
Moscow State University, Moscow, Russia
shakirovadf@my.msu.ru
аннотация
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов цифровой трансформации взаимодействия граждан и институтов государственной власти, а также будущие перспективы исследуемых коммуникационных каналов. Ключевым фактором долгосрочной политической стабильности, удовлетворения потребностей общества и результативного оказания государственных услуг является эффективное взаимодействие власти и общества. В наши дни, благодаря технологическим платформам и интернету, совещательные практики могут быть реализованы в недоступных ранее масштабах, что позволяет гражданам стать участниками процесса принятия политических решений, не выходя из дома. Современные государства активно используют этот коммуникационный мост между государственными институтами и обществом, делая стратегию цифровизации национальным приоритетом. Использование управляемой централизованной системы на основе цифровых платформ вошло в жизнь и субъектов Российской Федерации. Относительно зарубежного опыта это происходит не так быстро, однако обозначенная тенденция с каждым годом изменяет российский опыт политического управления. Ключевые слова: платформа гражданского участия; цифровая платформа; государственные цифровые платформы; ИКТ; цифровизация; экономическая эффективность; интернет вещи (1оТ); городское пространство
Научный руководитель: Телин К.О., кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики факультета политологии, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия / Scientific supervisor: Telin K. O., Dr. Sci. (Pol.), Associate Professor of the Department of Public Policy, Faculty of Political Science, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.
Для цитирования: Касаткин Д. В., Шакирова Д. Ф. Цифровая трансформация взаимодействия граждан и институтов государственной власти: теоретические аспекты тренда и перспективы его развития. Научные записки молодых исследователей. 2023;11(6):64-70.
original paper
Digital Conversion Between Citizens and State: Trend's Theoretical Aspects and Development Prospects
ABSTRACT
The paper reveals the theoretical aspects of the digital transformation of interaction between citizens and state institutions, as well as the future prospects of the communication channels under study. A key factor in long-term political stability, meeting the needs of society and the effective delivery of public services is an effective interaction between government and society. Nowadays, technology platforms and the Internet implement deliberative practices on a scale previously unavailable. In this way, citizens are involved directly into political decision-making process without leaving their homes. Modern states actively use this communication bridge between state institutions and society, making the digitalization strategy a national priority. Using a managed centralized system based on digital platforms has entered the life of the constituent entities of the Russian Federation. Compared to foreign experience, this is not happening so quickly, but they showed a trend is changing the Russian experience of political governance every year. Keywords: civic participation platform; digital platform; state digital platforms; ICT; digitalization; economic efficiency; Internet of Things (IoT); urban space
For citation: Kasatkin D. V., Shakirova D. F. Digital conversion between citizens and state: Trend's theoretical aspects and development prospects. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2023;ll(6):64-70.
Введение
С появлением цифровых коммуникационных технологий отношения между государством и гражданским обществом стали совершенно иными. Сегодня существует множество платформ, позволяющих людям общаться с органами государственной власти и поддерживающих быстрое удовлетворение потребностей общества. Использование электронных муниципалитетов и правительств в современных городах предполагает, что администрация уделяет особое внимание технологическим решениям городских проблем. В России уже действуют управляемые централизованные системы на базе цифровых платформ, и это меняет опыт политического управления в стране. Хотя зарубежный опыт в этой области может быть более развитым, тенденция активно внедряется в Российской Федерации с каждым годом. В данной работе мы остановимся на теоретических
аспектах цифровой трансформации процессов взаимодействия граждан и институтов государственной власти, а также определим перспективы исследуемых коммуникационных каналов.
Цифровая трансформация взаимодействия граждан и государства
Эффективная коммуникация между правительством и гражданским обществом является ключевым элементом для результативного предоставления государственных услуг, удовлетворения общественного запроса и, как следствие, долгосрочной политической стабильности. В XXI в. именно благодаря интернету и технологиям цифровых платформ появилась возможность реализовать делиберативные практики в недоступных ранее масштабах - не выходя из дома гражданин становится участником принятия политическо-
новые управленческие технологии / new management technologies
го решения. Современные государства активно пользуются данным коммуникационным мостом между институтами власти и обществом, наделяя стратегию цифровизации особым статусом приоритетного национального развития.
Профессор кафедры государственной политики МГУ Сергей Володенков выделяет три стратегии государственной активности в российском сетевом пространстве [1, с. 16-18]:
1. Первая стратегия подразумевает включение государства в сетевое коммуникационное пространство на правах паритетного участника. Например, органы государственной власти заводят аккаунты в социальных сетях и продвигают их благодаря сотрудничеству с цифровыми ин-флюенсерами.
2. Второе направление связано c созданием сервисных платформ, предоставляющих государственные услуги. Например, необходимость в организации цифрового взаимодействия между органами государственной власти и населением реализовывается в таких проектах, как e-Government (Электронное правительство), «Госуслуги» и «Активный гражданин».
3. Третьим направлением государственной активности в интернет-пространстве оказывается установление полного или частичного контроля над сетевыми данными и очерчивание национальных границ в сети, девальвируя, таким образом, закрепившийся в мировой культуре термин «World Wide Web» (Всемирная паутина).
Рассмотрим вторую стратегию, представленную Сергеем Володенковым. На сегодняшний день именно цифровые платформы оказались популярными и универсальными коммуникационными инструментами и для государственных органов, и для частных компаний. Обращаясь к современным информационно-коммуникационным технологиям, органы власти обеспечили процесс принятия политических решений прозрачностью, постоянным диалогом с гражданским обществом, а также поспособствовали сокращению бюджетных расходов.
Становление стратегии Web 2.0 в 2000-х гг. революционным образом изменило ландшафт виртуального пространства. Стремительный рост активных интернет-пользователей происходил одновременно с появлением новых цифровых платформ - например, YouTube и MySpace,- создавших условия для сетевого общения, обмена
контентом и продажи товаров. Активность государства в интернет-пространстве на данном этапе носила минимальный характер в отличие от активности экономических агентов: предприниматели гарантировали пользователям открытое игровое поле для свободного общения, предоставляли рекламодателям мультимедийное пространство для привязки своих продуктов к популярному контенту.
К отличительным особенностям цифровой коммуникации в отличие от традиционных форматов взаимодействия относят [1, с. 22-36]:
• преобразование цифровых форматов информационного потребления в самостоятельную форму социальной активности, которая выстраивается по асинхронным каналам коммуникации;
• появление социальных маркеров значимости сообщений в виде лайков, просмотров, рет-витов и комментариев, которые позволяют влиять на восприятие информации пользователем;
• индивидуальный и скрытый от других пользователей характер процесса информационного потребления;
• процесс утраты человеком своей субъект-ности в связи с внедрением в процессы цифровой коммуникации технологий искусственного интеллекта;
• формирование цифровых следов пользователей, что позволило создавать точечные сообщения, максимально адаптивные к целевой аудитории.
Современные исследователи цифрового пространства Дэвид Ниборг, Томас Поэлл и Хосе Ван Дейк отмечают, что архитектура цифровых платформ последнего десятилетия имеет модульный дизайн: их технологии открыты к дополнениям, перепрограммированию и интеграциям с другими сервисами [2, с. 1-13]. И если «платформу» специалисты определяют как цифровую инфраструктуру, которая формирует персонализированные взаимодействия между ее пользователями посредством систематического сбора данных, алгоритмических обработок и распространения данных, то «платфор-мизация» - это процесс активного проникновения платформ в различные сферы человеческой жизни. Как замечают Жан-Кристоф Плантен и Асвин Пунатамбекар, сегодня виртуальные платформы обретают инфраструктурный статус и становятся эффективным инструментом обеспечения жизнедеятельности человека [3, с. 196-236].
В 2010 г. Тим О'Рейли, Дэниэл Латроп, Лорел Рума и ряд других крупных специалистов опубликовали работу «Открытое правительство», в которой был представлен анализ трансформирующихся государственных институтов и политических последствий третьей промышленной революции [4, с. 11-19]. По мнению Тима О'Рейли, цифровые инструменты выводят гражданина из статуса наблюдателя и интегрируют его в процесс принятия политических решений на условиях полноправного участника. Модель правления, которую профессор Дональд Кеттл назвал «правительством торгового автомата» - в данном случае налогоплательщики ждут от государства выполнения заявленных услуг и реагируют на несогласованное поведение подотчетных им политиков протестной активностью, будто бы встряхивая неисправную вендинговую машину - была заменена на новую метафору, связанную с образом «базара». В современном мире цифровых технологий эквивалентом данного образа, по мнению авторов, является именно виртуальная платформа, в работу которой каждый желающий может внести свой вклад. Таким образом, в рамках санкционированной государством площадки - «базара» - множество разных агентов осуществляют обмен информацией и товарами. Продолжая теоретические рассуждения, авторы определяют, что реализация концепта «правительство как платформа» в долгосрочной перспективе окажет революционное воздействие на взаимоотношение государства и общества. Государственные цифровые платформы, привлекающие внимание гражданского общества, обретают инфраструктурное значение, становятся не менее важными элементами современной жизни, нежели дорожные сети или системы водоснабжения.
«Современные цифровые формы политики и управления включают сетевые входы для организации всей правительственной информации и государственных услуг в соответствии с потребностями и интересами населения»,- отмечает профессор Леонид Сморгунов [1, с. 43]. Одним из подходов в стратегии цифровой платформи-зации может служить принцип «одного окна», позволяющий сконцентрировать в одном месте разнообразные инструменты предоставления государственных услуг. Именно платформа создает необходимые технические и информационные условия для реализации данной задачи.
Профессор выделяет три современных направления, которые предполагают комплексное изучение платформенного управления. Первый подход указывает на формирование особой цифровой экосистемы - гибридного пространства, включающего как частную, так и государственную деятельность. Государство и операторы частных платформ берут на себя корпоративную ответственность за комфорт и защиту своих пользователей. Последняя задача исторически возлагалась на государства и правительства, но тот факт, что большинство онлайн-платформ в настоящее время принадлежат частным агентам, усложнил управляемость экосистемой. Здесь функция доступности - это относительная характеристика оформляющейся техноэкологии. Вторая научная область исследования анализирует роль алгоритмов искусственного интеллекта в работе цифровых площадок. Поскольку государства обратились к вычислительным инструментам для коммуникации с обществом, человеческие знания стали подчиняться процедурной логике, лежащей в основе алгоритмических вычислений. Третье направление делает упор на изучение компаний, выполняющих функцию разработчиков цифровых технологий для государства. Поскольку многие компании, создающие цифровые пространства, проделали путь от разработчиков программного обеспечения с небольшим штатом сотрудников до транснациональных корпораций (например, IBM и Apple), научные работы должны включать анализ возможного влияния экономических агентов на работу политических институтов. Взаимодействие компаний и государственных органов позволяет «сформировать системы доступности технологий с учетом формирования социальных и политических институтов взаимодействия». По мнению профессора, изучение цифровых платформ должно включать все три элемента - только в таком случае работа специалиста может считаться комплексной.
Анализ цифровых каналов взаимодействия граждан и органов государственной власти на примере Российской Федерации
Отечественный опыт цифровой трансформации взаимоотношений государства и российского общества был положен в 2002 г. с принятием федеральной целевой программы «Электронная Рос-
новые управленческие технологии / new management technologies
сия». Премьер-министр Российской Федерации Михаил Касьянов поручил выделить из бюджета 77 млрд руб., а правительственный орган, реализующий данную стратегию, возглавил министр экономического развития Герман Греф. Принятая программа предполагала повышение доступности органов власти всех уровней для граждан страны. Работа государства должна была стать более прозрачной и эффективной за счет перевода в электронную форму значительных объемов документооборота. Специалисты делали ставку на стремительную компьютеризацию российского общества и распространение информационно-коммуникационных технологий в работе государственных органов. Однако реализация программы сталкивалась с серьезными трудностями: фактический объем выделенных бюджетных средств был в три раза меньше ожидаемой суммы, сроки выполнения оказались слишком короткими, а отсутствие необходимого современного оборудования затруднило построение цифровой инфраструктуры даже на уровне отдельно взятых ведомств. Таким образом, по истечении намеченного срока поставленные задачи не были реализованы в полном масштабе: отечественные специалисты не смогли приступить к решению задач третьего этапа программы, так как в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления все еще не функционировала единая информационно-коммуникационная платформа. Тем не менее в отечественной политике был обозначен стратегический вектор, связанный с повышением эффективности государственного управления, а также были заложены институциональные основы в виде законов и государственных программ для дальнейших работ. Так, в 2009 г. был принят Федеральный закон от 09.02.20009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Через несколько лет после формального завершения программы «Электронная Россия» в стране были утверждены новые государственные проекты, учитывающие опыт прошлых лет: в 2010 г. была запущена стратегия «Информационное общество» с целью информатизации госсектора; в 2011 г. Правительство Российской Федерации представило государственную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет»; в 2012 г. был открыт портал «Элек-
тронная демократия». Усилия государственных органов соответствовали растущему общественному запросу, так как динамика проникновения интернета в жизнь россиян демонстрировала стремительный рост: если в 2003 г. суточное число российской аудитории составляло 3,2 млн человек, то к 2016 г. ежедневно интернет-пространство посещало до 69 млн пользователей*.
На сегодняшний день стратегия вовлечения граждан в процессы государственного управления реализована благодаря городским коммуникационным платформам, запуск которых пришелся на 2012-2021 гг. Как отмечает специалист в области развития информационного общества Андрей Чугунов, среди функционирующих сегодня цифровых пространств в качестве наиболее успешного проекта необходимо выделять портал «Наш город» (г. Москва), который гарантирует «сбор данных о городских проблемах, проведение народного контроля деятельности органов власти и формирование рейтингов по различным разрезам» [5, с. 10]. С каждым годом число городских цифровых площадок растет: помимо московской платформы, успешно функционируют такие региональные проекты, как «Наш Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург), «Наш дом Рязань» (Рязанская область), «Добродел» (Московская область), «Народная экспертиза» (Ленинградская область), «Управляем вместе» (Пермский край), «Вечевой колокол» (Новгородская область) и др. [6]. В отличие от других экономически развитых стран, где процесс платформизации взаимоотношений государства и общества реализовывался в рамках национальных проектов, связанных со стратегий Smart city, отечественные цифровые платформы стали доступными за несколько лет до запуска российской государственной инициативы «Умный город» - она была анонсирована только в 2018 г. в рамках национальных программ «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика». Опыт работы отечественных политиков с программой «Электронная Россия» и другими цифровыми проектами, запущенными в начале 2010-х гг., создал необходимую правовую и политическую почву для внедрения цифровых каналов электронного участия в жизнь российских городов.
* Интернет в России: динамика проникновения. Весна-2016. [Москва], Фонд Общественное Мнение, 2016. URL: https://fom. ru/SMI-i-internet/13012 (дата обращения: 11.05.2022).
Специалисты отмечают, что опережающий успех западных государств в политике цифровизации городского пространства связан как с факторами экономического характера, так и с особенностями неолиберального позднемодернового общества, в рамках которого на городском уровне вводятся новые и актуальные формы социальной опеки над жизнью общества [7, с. 103-104].
Перспективы трансформации цифровых каналов взаимодействия граждан и государства
На сегодняшний день одной из самых распространенных стратегий внедрения современных технологий в государственное управление является предоставление гражданам каналов электронного участия, под которыми понимаются цифровые платформы для краудсорсинга, инициативного бюджетирования, сообщения о городских проблемах и т.д. Кандидат философских наук Константин Кондратенко пишет: «Дизайн коммуникационных платформ в России и за рубежом довольно сильно различается. В России большую долю платформ занимают платформы обращений граждан в органы власти и органы местного самоуправления, организованные в соответствии с требованиями Федерального закона № 59-ФЗ» [1, с. 140-141]. Далее ученый отмечает, что в России, за исключением столичного региона, городские коммуникационные платформы на данный момент «занимают скромное положение в системе электронного взаимодействия граждан с органами государственной власти». Таким образом, распространение практик использования цифровых платформ государственными властями для коммуникации с населением на все субъекты Российской Федерации - вопрос времени. Однако необходимо учитывать и устранять серьезный технологический и экономический разрыв, возникший между городами федерального значения и регионами.
Эксперт Института региональных исследований городского планирования НИУ ВШЭ Евгения Иванова выделяет ряд трудностей, устранение которых позволит вывести процесс цифровизации
взаимодействия граждан и органов политической власти на новый уровень [8]:
1. Политические и правовые (централизация в государственном управлении).
2. Организационные (отсталость от мировых требований технологических норм и стандартов, потребность в либерализации отношений между экономическими субъектами).
3. Экономические (высокие проектные риски, слабая экономическая мотивация потребителей к использованию новых технологий).
4. Социальные (дефицит квалифицированных кадров, неразвитость методов низовой демократии).
Успешная реализация в Российской Федерации заявленных цифровых реформ возможна в случае решения или недопущения перечисленных барьеров.
Выводы
Цифровые коммуникационные технологии коренным образом изменили отношения между государством и гражданским обществом. Сегодня посредником между человеком и властью могут выступать разнообразные платформенные проекты, позволяющие быстрее удовлетворять изменяющиеся общественные потребности. Рост использования электронных муниципалитетов и электронных правительств свидетельствует, что городская администрация современного экономически развитого города уделяет технологическим решениям городских проблем особое внимание. Использование управляемой централизованной системы на основе цифровых платформ вошло в жизнь и субъектов Российской Федерации. Опыт цифровизации отношений государства и общества в Российской Федерации демонстрирует, с одной стороны, технологические успехи, а с другой - неравномерную реализацию данной стратегии в масштабах всей страны. Относительно зарубежного опыта это происходит не так быстро, однако обозначенная тенденция с каждым годом изменяет российский опыт политического управления [9, с. 329-337].
Список источников
1. Сморгунов Л. В., Кондратенко К. С., Володенков С.В, Барышкин А. Г. и др. Аутсорсинг политических суждений. Проблемы коммуникации на цифровых платформах. М.: Политология Россия; 2021:310.
2. Poell T., Nieborg D.B., Dijck J.V. Platformisation. Internet Policy Review. 2019;8(4):1-13.
3. PLantin J. C., Punathambekar A. Digital media infrastructures: pipes, platforms, and politics. Media, Culture & Society. 2019;(4)2:1-20.
4. Lathrop D., Ruma L. Open Government. Sebastopol (CA): O'Reilly Media; 2010:393.
5. Чугунов А. В. Электронное участие граждан в государственном управлении. Учебное пособие и практикум по курсу «Социальная информатика». СПб.: Университет ИТМО; 2017:77.
6. Иванова Е. Г. Умная трансформация городской среды. ВШЭ. URL: https://social.hse.ru/ data/2018/03/05/1165848180/Лекция%205.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
7. Лапина-Кратасюк Е., Запорожец О., Возьянов А. Сети города. Люди. Технологии. Власти. М.: Новое литературное обозрение; 2021:574.
8. Чугунов А. В., Кабанов Ю. А., Панфилов Г. О. Мониторинг ресурсов электронного участия в России 2020. СПб.: Университет ИТМО; 2019:51.
9. Морозова С. С. Электронное правительство в условиях цифровых трансформаций: проблемы функционирования и перспективы развития. Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Политическое в условиях цифровых трансформаций: философия, наука, технологии», 24-25 сентября 2021 г., СПбГУ, Санкт-Петербург. Сморгунов Л. В., Курочкин А. В., Игнатьев О. А., ред. М.: Издательство «Аспект Пресс»; 2022:329-337.
References
1. Smorgunov L.V., Kondratenko K. S., Volodenkov S. V., Baryshkin A. G. et al. Outsourcing of political judgments. Problems of communication on digital platforms. Moscow: Political Science Russia; 2021:310. (In Russ.).
2. Poell T., Nieborg D. B., Dijck J.V. Platformisation. Internet Policy Review. 2019;8(4):1-13.
3. Plantin J. C., Punathambekar A. Digital media infrastructures: Pipes, platforms, and politics. Media, Culture & Society. 2019;(4)2:1-20.
4. Lathrop D., Ruma L. Open Government. Sebastopol (CA): O'Reilly Media; 2010:393.
5. Chugunov A. V. Electronic participation of citizens in public administration. Textbook and workshop for the course "Social Informatics". St. Petersburg: ITMO University; 2017:77. (In Russ.).
6. Ivanova E. G. Smart transformation of the urban environment. HSE. URL: https://social.hse.ru/ data/2018/03/05/1165848180/Lecture%205.pdf (accessed on 25.02.2023). (In Russ.).
7. Lapina-Kratasyuk E., Zaporozhets O., Vozyanov A. City networks. People. Technologies. Authorities. Moscow: New Literary Review; 2021:574. (In Russ.).
8. A. V., Kabanov Yu.A., Panfilov G. O. Monitoring of electronic participation resources in Russia 2020. St. Petersburg: ITMO University; 2019:51. (In Russ.).
9. Morozova S. S. Electronic government in the context of digital transformation: Functioning and development of prospects and issues. Materials of the All-Russian scientific conference (with international participation) "Political in the context of digital transformations: Philosophy, science, technology", September 24-25, 2021, St. Petersburg State University, St. Petersburg. Smorgunov L. V., Kurochkin A. V., Ignatiev O. A., ed. Moscow: Publishing house "Aspect Press"; 2022:329-337. (In Russ.).